Выбрана тема сочинения клен у школы какой тип речи будет использован в работе

Обновлено: 05.07.2024

Прочитав текст полностью, можно определить, какой использован тип текста. Хорошим примером типа повествования может послужить высказывание Цезаря: "Пришел, увидел, победил". То есть, кратко и точно описано то, что произошло, сама суть. В повествовании обычно описываются события, явления, упоминаются место, время и лица.

Если говорить об описании, то можно вспомнить сочинения из школьной литературы на тему природы. Вот там стопроцентное описание! Описывается природа, ее красота. Автор не жалеет красок, языковых средств, деталей, чтобы передать богатство окружающего мира.

Ну, а рассуждение обычно используется для выражения позиции автора к изображаемому. Например, прочитав роман "Анна Каренина", Вы решили написать сочинение, где хотите сделать несколько выводов о том, почему бросилась под колеса поезда главная героиня, приэтом еще и выразите свою точку зрения, правильно ли она поступила или нет. То есть, будете рассуждать, выносить свои суждения. Вот как-то так!

В литературных произведениях используются все три типа текста. Например, повествование хорошо помогает автору рассказать о местах сражения, действиях армии и так далее. Описание помогает составить портретную характеристику героев, которая тесно связана с внутренним миром человека. А рассуждением будет являться точка зрения автора на сражение, на его нужность-ненужность для человечества в целом.

Цели урока:1. Дать полное понятие типов речи: повествование, описание.

2. Сформировать умение определять типы речи.

3. Научить различать типы речи: повествование, описание.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

Слово учителя. Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок — мягкая игрушка из искусственного меха.Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 сантиметров, высота — 20 сантиметров. Цвет светло-зеленый с белым.

— Ребята, соответствует ли этот текст нашей теме?

(Нет. Здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация , но не выражено авторское отношение).

Показ слайда со щенком.

— Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А если так скажем…

Перед нами веселый маленький щенок. У него маленькая головка со смешными ушками, задорно торчащий хвостик, толстые беленькие лапки. Шерстка мягкая и густая, светло-зеленого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Очень симпатичная игрушка!

— Ребята ,а что добавлено в этот текст? ( признаки).

— У кого дома есть собачки? А было ли в вашей жизни событие, связанное с маленьким щенком? Наверное, это событие связано с его приобретением. Расскажите про это событие.

(Однажды мы с мамой пошли на рынок, где можно купить маленькую собачку. Я хотел обычную , непородистую. Мы долго выбирали и вдруг видим: сидит миленький красивый черный щенок и хлопает ушками. Мне он сразу понравился. Я назвал его Шариком. Мы купили его и принесли домой.

— Ребята, а что мы сейчас услышали? (рассказ).

— Как вы определили? (увидели действия).

— Какая часть речи указывает на совершение действий? (глагол).

— Итак, мы увидели 2 типа речи: повествование и описание.

Описание — это изображение предметов с помощью показа их признаков. Все признаки предметов существуют одновременно, а не следуют один за другим.

Повествование — это рассказ о событиях, которые следуют друг за другом.

Это злой персонаж. Он любит покушать и нападает на тех, кто слабее его. Он глупый, часто терпит неудачи. Любит выть под луной, особенно голодный. Его может обхитрить каждый. (Волк).

Это хитрое и мудрое животное. Любит полакомиться за счет других. Часто обманывает из-за собственной выгоды. Ловкая, пронырливая, найдет контакт с любым жителем леса. Умеет защитить себя, поэтому всегда ни в чем невиновата. Очень лицемерна. ( Лиса).

Мудрый, добродушный житель. Его считают хозяином леса. Помогает всем в трудных ситуациях. Добрый и медлительный. Очень любит полакомиться сладким. Защищает слабых. ( Медведь).

Бойкий, ловкий, быстрый житель. Любит побегать по лесу, покушать морковку. Считается самым слабым. Все его преследуют, а он только всегда дрожит и боится. (Заяц)

Разминка закончена. Молодцы. А теперь играем. Мы пройдем с вами несколько станций. Работать будете в парах. За каждый правильный ответ пара получает 1 жетон.

Слайд с изображением волка . (Злой, глупый, жестокий, незадачливый, жадный).

Слайд с изображением лисы .(Хитрая, ловкая, пронырливая, лживая, льстивая).

Слайд с изображением медведя .(Добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый).

Вот живут они себе – впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперед, ты здоровый.

Поклонилась лиса коту и спрашивает:

— Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как по имени величать?

А кот вскинул шерсть и отвечает:

Красивая , рыжего цвета, с хитрыми глазками и маленьким носиком. Шерстка мягкая, пушистая. У нее большой, красивый хвост, который служит ей украшением. Любит нарядиться. В сказках обычно мы видим ее в русском сарафане, с бусами на тонкой и маленькой шейке.

( Время выполнения – 5 мин.).

Подведем итоги игры.

4.Физминутка.

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

Закройте глаза (1-2-3).

Зажмурьте их (1-2-3).

Быстро поморгайте (1-2-3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза — и теперь мы готовы к заключительным испытаниям.

Работа с текстами. В это время часть ребят выполняет тест на компьютере.

(Для всех лежат на столах тексты).

Задание: прочитаем текст, определим тип речи. Показ слайда с первым текстом.

Когда мне было 8 лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

— Ребята, какой это тип речи? (повествование). По каким признакам вы это определили? (последовательность действий).

— Давайте перечислим все глаголы, чтобы было легко восстановить последовательность.

— Давайте посмотрим на следующий отрывок. ( Показ слайда).

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне…

Ярко – розовая грудка,

Два блестящие крыла…

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла…

— Это что? (описание). Как определили? (Даются признаки описания птицы).

6. Работа с учебником, стр. 109.

7. Итог урока.

— Итак, над какой темой мы сегодня с вами работали?

— Что такое повествование? Назовите его признаки (последовательность действий, употребление глаголов).

— Что такое описание? Назовите его признаки .(одновременные признаки, употребление прилагательных).

Цели урока:1. Дать полное понятие типов речи: повествование, описание.

2. Сформировать умение определять типы речи.

3. Научить различать типы речи: повествование, описание.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

Слово учителя. Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок — мягкая игрушка из искусственного меха.Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 сантиметров, высота — 20 сантиметров. Цвет светло-зеленый с белым.

— Ребята, соответствует ли этот текст нашей теме?

(Нет. Здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация , но не выражено авторское отношение).

Показ слайда со щенком.

— Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда? А если так скажем…

Перед нами веселый маленький щенок. У него маленькая головка со смешными ушками, задорно торчащий хвостик, толстые беленькие лапки. Шерстка мягкая и густая, светло-зеленого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Очень симпатичная игрушка!

— Ребята ,а что добавлено в этот текст? ( признаки).

— У кого дома есть собачки? А было ли в вашей жизни событие, связанное с маленьким щенком? Наверное, это событие связано с его приобретением. Расскажите про это событие.

(Однажды мы с мамой пошли на рынок, где можно купить маленькую собачку. Я хотел обычную , непородистую. Мы долго выбирали и вдруг видим: сидит миленький красивый черный щенок и хлопает ушками. Мне он сразу понравился. Я назвал его Шариком. Мы купили его и принесли домой.

— Ребята, а что мы сейчас услышали? (рассказ).

— Как вы определили? (увидели действия).

— Какая часть речи указывает на совершение действий? (глагол).

— Итак, мы увидели 2 типа речи: повествование и описание.

Описание — это изображение предметов с помощью показа их признаков. Все признаки предметов существуют одновременно, а не следуют один за другим.

Повествование — это рассказ о событиях, которые следуют друг за другом.

Это злой персонаж. Он любит покушать и нападает на тех, кто слабее его. Он глупый, часто терпит неудачи. Любит выть под луной, особенно голодный. Его может обхитрить каждый. (Волк).

Это хитрое и мудрое животное. Любит полакомиться за счет других. Часто обманывает из-за собственной выгоды. Ловкая, пронырливая, найдет контакт с любым жителем леса. Умеет защитить себя, поэтому всегда ни в чем невиновата. Очень лицемерна. ( Лиса).

Мудрый, добродушный житель. Его считают хозяином леса. Помогает всем в трудных ситуациях. Добрый и медлительный. Очень любит полакомиться сладким. Защищает слабых. ( Медведь).

Бойкий, ловкий, быстрый житель. Любит побегать по лесу, покушать морковку. Считается самым слабым. Все его преследуют, а он только всегда дрожит и боится. (Заяц)

Разминка закончена. Молодцы. А теперь играем. Мы пройдем с вами несколько станций. Работать будете в парах. За каждый правильный ответ пара получает 1 жетон.

Слайд с изображением волка . (Злой, глупый, жестокий, незадачливый, жадный).

Слайд с изображением лисы .(Хитрая, ловкая, пронырливая, лживая, льстивая).

Слайд с изображением медведя .(Добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый).

Вот живут они себе – впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперед, ты здоровый.

Поклонилась лиса коту и спрашивает:

— Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как по имени величать?

А кот вскинул шерсть и отвечает:

Красивая , рыжего цвета, с хитрыми глазками и маленьким носиком. Шерстка мягкая, пушистая. У нее большой, красивый хвост, который служит ей украшением. Любит нарядиться. В сказках обычно мы видим ее в русском сарафане, с бусами на тонкой и маленькой шейке.

( Время выполнения – 5 мин.).

Подведем итоги игры.

4.Физминутка.

Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.

Закройте глаза (1-2-3).

Зажмурьте их (1-2-3).

Быстро поморгайте (1-2-3).

Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза — и теперь мы готовы к заключительным испытаниям.

Работа с текстами. В это время часть ребят выполняет тест на компьютере.

(Для всех лежат на столах тексты).

Задание: прочитаем текст, определим тип речи. Показ слайда с первым текстом.

Когда мне было 8 лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

— Ребята, какой это тип речи? (повествование). По каким признакам вы это определили? (последовательность действий).

— Давайте перечислим все глаголы, чтобы было легко восстановить последовательность.

— Давайте посмотрим на следующий отрывок. ( Показ слайда).

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне…

Ярко – розовая грудка,

Два блестящие крыла…

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла…

— Это что? (описание). Как определили? (Даются признаки описания птицы).

6. Работа с учебником, стр. 109.

7. Итог урока.

— Итак, над какой темой мы сегодня с вами работали?

— Что такое повествование? Назовите его признаки (последовательность действий, употребление глаголов).

— Что такое описание? Назовите его признаки .(одновременные признаки, употребление прилагательных).

Цель: формирование понятия о рассуждении как о типе речи.

- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;

- закреплять понятия о типах речи текстов, учиться отличать текст - рассуждение от текстов других типов речи;

- совершенствовать навык анализа художественного произведения.

- развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности;

- формировать коммуникативные умения во время групповой работе.

- воспитывать интерес к родному языку, к художественному слову;

- воспитывать стремление принимать нравственные идеалы

ВложениеРазмер
konspekturoka_po_rus_yaz_rechka.docx 137.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : открытие нового знания.

Цель : формирование понятия о рассуждении как о типе речи.

- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;

- закреплять понятия о типах речи текстов, учиться отличать текст - рассуждение от текстов других типов речи;

- совершенствовать навык анализа художественного произведения.

- развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности;

- формировать коммуникативные умения во время групповой работе.

- воспитывать интерес к родному языку, к художественному слову;

- воспитывать стремление принимать нравственные идеалы

Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 317 с.

ТСО: дополнительная литература, проектор, экран.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас и надеюсь, что наша работа сегодня будет успешной и плодотворной!

Приветствуют друг друга с улыбкой.

а) Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

Б) Тема текста чаще всего отражается в его заголовке.

В) Выделяется три типа речи: описание, повествование, произведение .

Выполняют задание, записывают тему урока в тетради.

- Молодцы! Вы правильно определили тему урока. А теперь попробуйте сформулировать задачи урока, опираясь на его тему и опорные слова.

  • 1). Познакомиться со строением и особенностями текста – рассуждения.
  • 2). Учиться отличать текст - рассуждение от текстов других типов речи.
  • 3). Учиться самостоятельно составлять текст-рассуждение.

По опорным словам (на слайде) формулируют задачи урока.

III. Актуализация знаний

- Ребята, а какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

- Какие вопросы-подсказки помогают нам в определении типов речи? (Какой? Что происходит?)

- Слова каких частей речи помогают в создании текстов данных типов? (Описание – имена прилагательные, повествование – глаголы)

о писание Повествование Рассуждение

Какой? Что произошло?

Ребята поэтапно воссоздают блок-схему на доске из смешанных карточек с информацией (Описание, повествование, рассуждение; вопросы-подсказки; изображения фоторамки и видеопленки; части речи: прил. и глагол)

(Под рассуждением поле пока остается пустым)

По окончании работы со схемой учащиеся дают определения повествования и описания.

- Что вы уже знаете о рассуждении?

- Что нам необходимо узнать о рассуждении, чтобы закончить блок-схему?

- В каких жизненных ситуациях нам пригодится умение рассуждать?

(Это умение пригодится при выполнении домашнего задания, потому что вам предстоит написать сочинение-рассуждение)

- Обратите внимание на правописание слова РАССУЖДЕНИЕ. Выполните морфемный разбор. Объясните орфограммы.

(Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е. (окочание –е. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, Основа слова рассуждени).

- Найдите в словаре лексическое значение слова рассуждать, запишите его в тетради . Каким словарем вы воспользуетесь?

(Данное слово многозначное.:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последов. форме. 2 – Высказывание, обсуждение.)

- Когда нужно доказать кому-то что-то; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры; при написании сочинения-рассуждения.

Разбирают слово в тетрадях, объясняют орфограммы.

Один ученик выполняет задание у доски.

Сами выбирают необходимый (толковый) словарь и выполняют задание.

  1. Работа с текстом-образцом и схемой построения текста-рассуждения.

(Комментируя схему учитель поясняет, что доказательств может быть несколько, а тезис может находиться как перед аргументами, так и после).

- Давайте прочитаем текст на карточке 1. (Слайд 7)

- Попробуем определить тип речи, попытаемся понять, как он построен, из каких частей состоит?

Читают текст, изучают схему, соотносят части текста с элементами схемы.

(обсуждение, корректировка результатов)

3. Обобщение, выстраивание определения

(Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в конце аргументов делается вывод)

Формулируют определение в группах, обсуждают.

1. Интерпретация полученной информации (работа с блок-схемой).

- Каждое сочинение, которое мы пишем, относится к определенному типу речи.

- Предположите, какой тип речи можно использовать в сочинениях по указанным темам:

Мой домашний питомец

Мой любимый школьный предмет

Как я однажды помогал маме повествование

Книга –наш друг и советчик рассуждение

Как я провел лето

Самый счастливый день

Что значит жить по законам совести?

(При проверке данного задания учащиеся приходят к выводу, что не все темы однозначно можно отнести к одному типу речи, потому что в одном сочинении, как и в любом другом тексте, могут быть использованы разные типы речи).

Выполняется задание на соотнесение темы сочинения с типом речи. (Карточка 2)

(работа в группах)

3. Анализ сказки.

- Ребята, а что такое доброта?

- Какого человека называют добрым?

- Как вы думаете, можно ли вас считать добрыми?

Чтение сказки с прогнозированием

- А сейчас мы познакомимся с чудесной историей, которую подарила нам удивительная писательница Н.К. Абрамцева.

- Как вы думаете, кто или что является главным героем этого произведения?

- Оказывается, эта сказка про Речку.

- А какой она может быть?

(Центральный образ – РЕЧКА

Дополняющие элементы (схем. изображение):

определение (Какая может быть речка?) – горная, быстрая, чистая, шумная;

сказуемое (Что делает речка?) – бежит, торопится, бурлит;

синонимы – ручей, ключ, источник;

антонимы – болото, лужа, сушь.

- Какими же разными бывают речки!

- А какая же речка в сказке Н. Абрамцевой?

Чтение сказки учителем на фоне музыки и слайд-шоу (слайд)

«Где-то в лесу жила речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка. Так было долго.

- Что же могло произойти дальше?

- Во что же превратилась бывшая когда-то доброй речка? Слушаем дальше.

«Болото. Неверные кочки. Ползучие стебли. Страшные черные оконца. Болото. А была речка. Была. Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла. Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко. Очень. Слишком даже.

- Понравилась вам сказка? Чем? Какие чувства вы испытываете?

– Какой изображена речка в сказке? Опишите речку используя синквейн . (на слайде после вариантов групп)

Помогала, поила, не ссорилась

Дарила всем добро и радость

Расстроилась, обиделась, рассердилась

Выйти из себя каждый может

- При помощи каких языковых средств автор передает характер речки?

- Изменилась ли речка в сказке?

- Как называется такое резкое противопоставление? (антитеза)

- Только ли о Речке говорится в сказке? Какая Речка?

- Как называют литературный приём, с помощью которого автор пытается объяснить читателю своё отношение к некоторым явлениям жизни на примерах, понятных всем. (аллегория)

– А теперь скажите, пожалуйста, о ком эта сказка, к кому обращается автор?

– А какие мысли и чувства выражает автор текста? Определите основную мысль сказки. В каких словах она выражена?

(“Выйти каждый может. Выйти легко…очень… Слишком даже…” Как хорошо, когда у тебя с утра хорошее настроение. Все вокруг тебя светлое, ясное. И окружающие, чувствуя тепло, будут добрее и мягче. Но удержать это чудесное настроение удается не всегда, хотя каждый может попытаться. Если ты зол, если тебя обидели, постарайся все забыть, постарайся не переносить свое настроение на других, старайся видеть только хорошее, хотя это сделать очень трудно. Неси окружающим добро - и все будет замечательно).

Читайте также: