Вскоре я нашел старика который утверждал что он все помнит и лесопилку и отца сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Загрязнение окружающей среды является актуальнейшей проблемой современности (1) так как антропогенная деятельность затрагивает все земные сферы: атмосферу (2) гидросферу (3) и литосферу; при этом человек (4) являясь главным виновником сложившейся экологической ситуации (5) становится и главной её жертвой: по некоторым данным (6) от загрязнения водных ресурсов (7) атмосферного воздуха (8) и почвенного покрова в мире гибнет порядка 40 % людей.

  1. ПЛАТЬИЦЕ — в суффиксе существительного среднего рода пишется буква И, если ударение падает на корень слова.
  2. ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  3. БЕЗЖАЛОСТНЫЙ (человек) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
  4. ОПАЗДЫВАТЬ (на поезд) — в глаголе пишется суффикс -ЫВА-, так как этот глагол в форме первого лица единственного числа настоящего или будущего простого времени оканчивается на -ЫВАЮ.
  5. СЕЯНАЯ (мука) — в причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
  1. Главный герой хорошо помнил Андриана, с которым общался в детстве.
  2. Главный герой переживает, что отец не видит современной красоты Кислиц.
  3. Главному герою не нравится современный облик Кислиц.
  4. По мысли Андриана, природе нужно понимание, а не сочувствие.
  5. Андриан считает, что человек не должен властвовать над природой.

Текст Д.А. Гранина

(1)Вскоре я нашёл старика, который утверждал, что он всё помнит: и лесопилку, и отца, и даже меня. (2)Может, и я его знал, но вспомнить не мог — слишком велика была мутная толща времени.

(3)— Банальная история,— сказал Андриан. (4)— Не случайно в процессе эволюции человек приобрёл аппарат забывания. (5)Нечего над ним насильничать. (6)Забывание — это здоровье памяти. (7)Если память у тебя нездорова, надо лечить её не поездкой в минувшее. (8)О чём, собственно, ты скорбишь? (9)Что Кислицы не остались такими же? (10)Но они ведь стали лучше. (11)Я никогда здесь не был, однако для нашей области это отличный благоустроенный посёлок. (12)Чего ты требуешь? (13)Какие у тебя претензии? (14) Не ради ж этого твоего посещения должны были оставить всё как было? (15)Тебе следует радоваться за свой паршивый разъезд — такой прогресс!

(16)Он прав, великий философ Андриан. (17)Почему мне грустно? (18)Почему мне плохо, если этим залитым асфальтом Кислицам хорошо? (19)Разве отец не обрадовался бы, увидев нынешние Кислицы? (20)Почему, наконец, мне так приятны те несколько примет знакомого прошлого, что уцелели и тихо доживали среди нового быта?

(21)Мы садились на высокие вагонетки и катились на далёкие делянки. (22)Отец постоянно хитрил, торговался с заготовителями, подрядчиками, стараясь всучить им лесосеки подальше от железной дороги, чтобы рубить всё же выборочно, а не сплошняком. (23)Лесорубы за это тоже сердились на него, предприятия жаловались, особенно экспортные. (24)Все были против отца, не пойму, как он держался.

(25)Где-то в лесу стояли деревья, сохранённые отцом. (26)Уже здоровенные деревья.

(27)— Порублены, все они порублены,— сказал Андриан. (28)— Не надейся. (29)Ничего не осталось, рубят без пощады. (30)Пока что лучший лесоруб важнее самого лучшего лесника. (31)Всё ещё покоряем природу, побеждаем её. (32)Знаешь, я иногда ненавижу природу за её бессилие и беззащитность. (33)Она сопротивляется самоубийством. (34)Надеется на наше милосердие, а мы-то. (35)Мальчишка-сопляк сидит на оранжевой железной машине и чувствует своё превосходство над лесом. (36)Как же, всё падает, трещит под ним. (37)Его убедили, что он властвует над природой. (38)Но ведь властвовать ещё не значит понимать природу. (39)Да и кто нам дал такое право — властвовать? (40)По праву сильного, да? (41)Какое же это право!

(42)— А что такое понимать природу?

(43)— Не знаешь? — Андриан покачал головой. (44)— Понимать — значит сочувствовать.

(45)— Кому, лягушке?

(46)— Да, лягушке, и зяблику, и дереву. (47)Ты думаешь, прогресс — это универсам? (48)Прогресс к тому направлен, чтобы заполнить пропасть между природой и человеком. (49)До сих пор мы пропасть создавали, теперь начинаем уничтожать её, это и есть начало прогресса. (50)Понимать всё живое, осознать наше родство со всем живым, с зябликом, с волком, с ольхой. (51)Понимать — значит любить. (52)В этом наше будущее.

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метонимия.

  1. Мы садились на высокие вагонетки и катились на далёкие делянки.
  2. Я никогда здесь не был, однако для нашей области это отличный благоустроенный поселок.
  3. Лесорубы за это тоже сердились на него, предприятия жаловались, особенно экспортные.
  4. Мальчишка-сопляк сидит на оранжевой железной машине и чувствует своё превосходство над лесом.
  5. Почему мне плохо, если этим залитым асфальтом Кислицам хорошо?

Текст Д.А. Гранина

(1)Вскоре я нашёл старика, который утверждал, что он всё помнит: и лесопилку, и отца, и даже меня. (2)Может, и я его знал, но вспомнить не мог — слишком велика была мутная толща времени.

(3)— Банальная история,— сказал Андриан. (4)— Не случайно в процессе эволюции человек приобрёл аппарат забывания. (5)Нечего над ним насильничать. (6)Забывание — это здоровье памяти. (7)Если память у тебя нездорова, надо лечить её не поездкой в минувшее. (8)О чём, собственно, ты скорбишь? (9)Что Кислицы не остались такими же? (10)Но они ведь стали лучше. (11)Я никогда здесь не был, однако для нашей области это отличный благоустроенный посёлок. (12)Чего ты требуешь? (13)Какие у тебя претензии? (14) Не ради ж этого твоего посещения должны были оставить всё как было? (15)Тебе следует радоваться за свой паршивый разъезд — такой прогресс!

(16)Он прав, великий философ Андриан. (17)Почему мне грустно? (18)Почему мне плохо, если этим залитым асфальтом Кислицам хорошо? (19)Разве отец не обрадовался бы, увидев нынешние Кислицы? (20)Почему, наконец, мне так приятны те несколько примет знакомого прошлого, что уцелели и тихо доживали среди нового быта?

(21)Мы садились на высокие вагонетки и катились на далёкие делянки. (22)Отец постоянно хитрил, торговался с заготовителями, подрядчиками, стараясь всучить им лесосеки подальше от железной дороги, чтобы рубить всё же выборочно, а не сплошняком. (23)Лесорубы за это тоже сердились на него, предприятия жаловались, особенно экспортные. (24)Все были против отца, не пойму, как он держался.

(25)Где-то в лесу стояли деревья, сохранённые отцом. (26)Уже здоровенные деревья.

(27)— Порублены, все они порублены,— сказал Андриан. (28)— Не надейся. (29)Ничего не осталось, рубят без пощады. (30)Пока что лучший лесоруб важнее самого лучшего лесника. (31)Всё ещё покоряем природу, побеждаем её. (32)Знаешь, я иногда ненавижу природу за её бессилие и беззащитность. (33)Она сопротивляется самоубийством. (34)Надеется на наше милосердие, а мы-то. (35)Мальчишка-сопляк сидит на оранжевой железной машине и чувствует своё превосходство над лесом. (36)Как же, всё падает, трещит под ним. (37)Его убедили, что он властвует над природой. (38)Но ведь властвовать ещё не значит понимать природу. (39)Да и кто нам дал такое право — властвовать? (40)По праву сильного, да? (41)Какое же это право!

(42)— А что такое понимать природу?

(43)— Не знаешь? — Андриан покачал головой. (44)— Понимать — значит сочувствовать.

(45)— Кому, лягушке?

(46)— Да, лягушке, и зяблику, и дереву. (47)Ты думаешь, прогресс — это универсам? (48)Прогресс к тому направлен, чтобы заполнить пропасть между природой и человеком. (49)До сих пор мы пропасть создавали, теперь начинаем уничтожать её, это и есть начало прогресса. (50)Понимать всё живое, осознать наше родство со всем живым, с зябликом, с волком, с ольхой. (51)Понимать — значит любить. (52)В этом наше будущее.

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в предложениях 1—15 синонимы к слову РАЗВИТИЕ. Выпишите один из этих синонимов.

Текст Д.А. Гранина

(1)Вскоре я нашёл старика, который утверждал, что он всё помнит: и лесопилку, и отца, и даже меня. (2)Может, и я его знал, но вспомнить не мог — слишком велика была мутная толща времени.

(3)— Банальная история,— сказал Андриан. (4)— Не случайно в процессе эволюции человек приобрёл аппарат забывания. (5)Нечего над ним насильничать. (6)Забывание — это здоровье памяти. (7)Если память у тебя нездорова, надо лечить её не поездкой в минувшее. (8)О чём, собственно, ты скорбишь? (9)Что Кислицы не остались такими же? (10)Но они ведь стали лучше. (11)Я никогда здесь не был, однако для нашей области это отличный благоустроенный посёлок. (12)Чего ты требуешь? (13)Какие у тебя претензии? (14) Не ради ж этого твоего посещения должны были оставить всё как было? (15)Тебе следует радоваться за свой паршивый разъезд — такой прогресс!

(16)Он прав, великий философ Андриан. (17)Почему мне грустно? (18)Почему мне плохо, если этим залитым асфальтом Кислицам хорошо? (19)Разве отец не обрадовался бы, увидев нынешние Кислицы? (20)Почему, наконец, мне так приятны те несколько примет знакомого прошлого, что уцелели и тихо доживали среди нового быта?

(21)Мы садились на высокие вагонетки и катились на далёкие делянки. (22)Отец постоянно хитрил, торговался с заготовителями, подрядчиками, стараясь всучить им лесосеки подальше от железной дороги, чтобы рубить всё же выборочно, а не сплошняком. (23)Лесорубы за это тоже сердились на него, предприятия жаловались, особенно экспортные. (24)Все были против отца, не пойму, как он держался.

(25)Где-то в лесу стояли деревья, сохранённые отцом. (26)Уже здоровенные деревья.

(27)— Порублены, все они порублены,— сказал Андриан. (28)— Не надейся. (29)Ничего не осталось, рубят без пощады. (30)Пока что лучший лесоруб важнее самого лучшего лесника. (31)Всё ещё покоряем природу, побеждаем её. (32)Знаешь, я иногда ненавижу природу за её бессилие и беззащитность. (33)Она сопротивляется самоубийством. (34)Надеется на наше милосердие, а мы-то. (35)Мальчишка-сопляк сидит на оранжевой железной машине и чувствует своё превосходство над лесом. (36)Как же, всё падает, трещит под ним. (37)Его убедили, что он властвует над природой. (38)Но ведь властвовать ещё не значит понимать природу. (39)Да и кто нам дал такое право — властвовать? (40)По праву сильного, да? (41)Какое же это право!

(42)— А что такое понимать природу?

(43)— Не знаешь? — Андриан покачал головой. (44)— Понимать — значит сочувствовать.

(45)— Кому, лягушке?

(46)— Да, лягушке, и зяблику, и дереву. (47)Ты думаешь, прогресс — это универсам? (48)Прогресс к тому направлен, чтобы заполнить пропасть между природой и человеком. (49)До сих пор мы пропасть создавали, теперь начинаем уничтожать её, это и есть начало прогресса. (50)Понимать всё живое, осознать наше родство со всем живым, с зябликом, с волком, с ольхой. (51)Понимать — значит любить. (52)В этом наше будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1)Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. (2)Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. (3)(. ) был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. (4)Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. (5)По виду – лет сорока с лишним. (6)Рот какой-то кривой. (7)Выбрит гладко. (8)Брюнет. (9)Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. (10)Брови черные, но одна выше другой. (11)Словом – иностранец.

(12)Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

(15)А иностранец окинул взглядом высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд, причём заметно стало, что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало.

(16)Он остановил свой взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки. (М.А. Булгаков)

2) Текст содержит специальные термины и изобилует научными фактами.

4) Синтаксические средства выразительности: присутствуют все виды простых и сложных предложений, ряды однородных членов, эллипсис (а с правой – золотые), инверсия (видит это место он впервые; причём заметно стало).

5) Текст относится к художественному стилю речи, так как основные цели автора – воздействие на воображение и чувства читателя, создание яркого художественного образа, картины окружающего мира.

2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в 3 предложении.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Расположенный наверху. Верхняя ступенька.

2. Расположенный близко к истокам, к возвышенным местам. Верхнее течение реки.

3. Об одежде: надеваемый поверх какой-нибудь одежды. Верхняя одежда.

4. Образующий высший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). В. регистр.

4. В одном из слов НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обОдрить дозвонИтся прИнятый понЯв намЕрение

5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Подберите к нему пароним. Запишите его.

Иван довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

Каждый шаг причинял раненому НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Губернатор поздравил актёров оперного театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают царственные леса, возвышающиеся над живописными водоёмами. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Самолёт стремительно разогнался, через мгновение оторвался от земли и взлетел вверх, быстро набирая высоту.

7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы наши ПАСПОРТА

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

А. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2. Сочи стал столицей Олимпиады.

3. Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

5. Облако, похожее на единорога, проплыло над нами.

6. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора

7. Вопреки распоряжению, это кафе не закрыли на карантин.

8. Тот, кто приезжал в Волгоград, приходил на Мамаев курган.

9. Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев

1) неразбериха, дифференцировать, дистанция

2) утопический, сетевой, садовник 3) уникальный, претендовать, абстракция 4) умолять (о пощаде), седой (старик), полевая (мышь) 5) картина, аккомпанемент, директор

1) и..подтишка, ра..трогаться, бе..человечный

2) пр..ютить, пр..поднять, пр..зреть (щенка)

3) под..скать, за..грал, недо..мка

4) о..гладил, по..стилка, по..ытожил

5) нен..глядный, з..йти, пр..родина

1) тюл..вый, претерп..вающий 2) моряч..к, горош..нка

3) заманч..вый, больш..нство 4) остр..нький, безукоризн..нный

1) знач..мый, блещ..шь 2) утеша..мый, маж..шь

3) выруч..нный, выкач..нная (бочка) 4) обгрыз..нный, прикле..нный 5) шепч..шь, выбеж..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Александр Блок создал соверше(1)о особе(2)ый поэтический мир, прониза(3)ый синим и пурпурным цветом, сотка(4)ый из бликов и наполне(5)ый таинстве(6)ой мелодичностью.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

2) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

3) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

4) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел не столько от человека сколько от случайного стечения обстоятельств.

5) Одна лишь стрекоза чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало пляшет она без устали в пахучей хвое.

17. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Спокойная величавая река с точками лодок и их (1) пропадающими следами (2) расстилалась между берегами и уходила вперёд (3) сжимаясь меж громадными уступами скал (4) и затем исчезала в (5) ярко зеленеющих (6) долинах.

18. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

19. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Она сказала (1) что из школы меня исключат (2) и (3) что (4) если я не сдам все работы (5) которые я должен (6) они вызовут в школу родителей.

20. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ванюшка находился тут же в комнате (1) и (2) хотя не мог понимать разговора (3) чувствовал (4) что речь о нём.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. (2)Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Горького, Толстого, Сергеева-Ценского, Вересаева, Куприна, Грина, Волошина, Малышкина, художников – Богаевского, Кончаловского, Дейнеки. (3)Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многими откровениями в своем творчестве и многими радостями, можно длить без конца.

(4)Что такое вдохновение? (5)Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. (6) Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всем, – не только в широких пейзажах, покрытых солнечной желтой дымкой, но и в каждой даже незначительной вещи – в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржавом дубняке, в запахе водорослей, намытых прибоем. (7)Во всем – в весенних туманах и прогретой солнцем каменистой земле, в самом воздухе этого чудесного уголка нашей страны.

(по К. Паустовскому)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава.

(5)Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают.

(6)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел.

– (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит. (9)А народу такие мучения принимать. (10)Да с детишками.

(11)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз.

(12)Глупым показался Третьякову этот разговор. (13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал:

– Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась?

(15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался.

– (17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась? (19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.

(23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.

(27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?

(29)Трава родится и с неизбежностью отмирает, и на удобренной ею земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?

(32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому.

(36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда -нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы. (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись.

(41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?

(По Г.Я. Бакланову*)

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) – русский советский писатель и сценарист.

1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.

2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.

3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.

4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.

5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.

1) Предложение 4 содержит описание действий.

2) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.

3) В предложениях 20-22 представлено повествование.

4) Предложения 23-25 содержат описание.

5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.

24. Подберите один синоним к слову метались (предл. 4). Запишите его.

25. Среди предложений 27-31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью противительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1) эпитет 2) диалог 3) сравнение 4) восклицательные предложения 5) вопросительные предложения 6) диалектизм 7) эпифора 8) книжная лексика 9) анафора

Информация о тексте

1. Бессмысленность и жестокость войны.

1. Война бесчеловечна, а потому бессмысленна, её следует избегать, это сохранило бы миллионы человеческих жизней

2. Влияние войны на мирных жителей

2. Война не щадит никого, ни детей, ни женщин, хотя они не принимают в ней активного участия, тем не менее испытывают страдания и лишения

3. Разрушительные последствия войны.

3. Война приносит с собой только разруху, смерть и несчастья для всех

9 - 24 любая последовательность этих цифр

10 - 125 любая последовательность этих цифр

11 - 134 любая последовательность этих цифр

12 - 234 любая последовательность этих цифр

14 совсемнаперекор наперекорсовсем

15 - 123456 любая последовательность этих цифр

16 - 245 любая последовательность этих цифр

17 - 34любая последовательность этих цифр

18 - 1234 любая последовательность этих цифр

20 - 234 любая последовательность этих цифр

21 - 356 любая последовательность этих цифр ИЛИ 267 любая последовательность этих цифр

(1)Я единственный внук, и дедушка меня любит. (2)Я его тоже очень люблю. (3)Он осенил моё детство добрыми воспоминаниями. (4)Они до сих пор волнуют и трогают меня. (5)Даже сейчас, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.

(6)Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. (7)Опять получил четвёрку. (8)Стало очевидно, что в университет я не поступлю.

(9)Дедушка ожидал меня на перроне. (10)Такой, каким я оставил его пять лет назад, когда в последний раз был в Корюкове. (11)Его короткая густая борода слегка поседела, но ши­рокоскулое лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза были такие же живые, как и раньше. (12)Всё тот же вытертый тёмный костюм с брюками, заправленными в сапоги. (13)В сапогах он ходил и зимой, и летом. (14)Когда-то он учил меня надевать портянки.

(15)Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. (16)Потом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге. (17)С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. (18)Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. (19)Дедушка перебрал в руках вожжи. (20)Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.

(21)Мы поехали вдоль новой автомагистрали. (22)При въезде в Корюков асфальт перешёл в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. (23)По словам дедушки, улицу должен заас­фальтировать сам город, а у города нет средств.

(24)Какие наши доходы? (25)Раньше тракт проходил, торговали, река была судоход­ной - обмелела. (26)Остался один конезавод. (27)Есть лошади! (28)Мировые знаменитости есть. (29)Но город от этого мало что имеет.

(30)К моему провалу при поступлении в университет дедушка отнесся философски:

Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем - поступишь после армии. (31)И все дела.

(35)Тема! (36)Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. (37)Продолжать мне было нечего. (38)Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове- Щедрине. (39)Экзаменатору они были неинтересны.

(40)Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. (41)На тропинке, ещё по-летнему твёрдой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. (42)Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. (43)Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.

(44)Я люблю отца и мать, уважаю их. (45)Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи.

(46)Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. (47)0 людях, про которых я слышал много лет, но ни разу не видел. (48)Конфликты на работе неизбежны, глупо всё время говорить о них. (49)Я вставал из-за стола и уходил. (50)Это обижало стариков. (51)Но я ничего не мог поделать с собой.

(52)Всё это было тем более удивительно, что мы были, как говорится, дружной семьёй. (53)Ссоры, разлады, скандалы, разводы, суды и тяжбы - ничего этого у нас не было и быть не могло. (54)Я никогда не обманывал родителей и знал, что они не обманывают меня. (55)То, что они скрывали от меня, считая меня маленьким, я воспринимал снисходительно. (56)Это наивное родительское заблуждение лучше снобистской откровенности, которую кое-кто считает современным методом воспитания. (57)Я не ханжа, но в некоторых вещах между детьми и родителями существует дистанция, есть сфера, в которой следует соблюдать сдержанность; это не мешает ни дружбе, ни доверию. (58)Так всегда и было в нашей семье. (59)И вдруг мне захотелось уйти из дома, забиться в какую-нибудь дыру.

(60)Может быть, я устал от экзаменов? (61)Тяжело переживаю неудачу? (62) Старики надеялись на мой успех, хотя ни в чём меня не упрекали, а я подвёл, обманул их ожидание. (63) Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее. (64) Раньше была перспектива - университет. (65)Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения. (66)А дедушка считал, что меня воспитывают слишком домашним, тепличным и мне надо попробовать жизни. (67)Мне казалось даже, что он доволен тем, что я не поступил в университет. (68)Может быть, он против высшего образования? (69)Последователь Руссо? (70)Считает, что цивилизация ничего хорошего людям не принесла?(71)Но дал же он образование своей дочери - моей маме.(72)Просто дедушка хочет, чтобы я попробовал жизни.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите цифры в соответствии с последовательностью букв.

Список терминов:
1) вопросительные предложения
2) ряд однородных членов
3) риторическое обращение
4) сравнение
5) противопоставление
6) фразеологизм
7) развёрнутая метафора
8) восклицательные предложения
9) антонимы

Читайте также: