Все учащиеся 11а и 11 б написали сочинение среднее

Обновлено: 05.07.2024

19. В школах №1 и №2 учащиеся писали тест. Из каждой школы тест писали по крайней мере два учащихся, а суммарно тест писал учащийся. Каждый учащийся, писавший тест, набрал натуральное количество баллов. Оказалось, что в каждой школе средний балл был целым числом. После этого, один из учащихся, писавших тест, перешел из школы №1 в школу №2, а средние баллы за тест были пересчитаны в обеих школах.
а) Мог ли средний балл в школе №1 вырасти в два раза?
б) Средний балл в школе №1 вырос на %, средний балл в школе №2 также вырос на %. Мог ли первоначальный балл в школе №2 равняться ?
в) Средний балл в школе №1 вырос на %, средний балл в школе №2 также вырос на %. Найдите наименьшее значение первоначального среднего балла в школе №2.

Пусть в школе №1 тест писали учащихся, тогда в школе №2 – учащихся.

Пусть средний балл школы №1 до перехода учащегося – Суммарный балл –

а) Пусть средний балл в школе №1 вырос (после перехода учащегося) в два раза.

Тогда новый суммарный балл стал

Найдем разность суммарных баллов, то есть балл того учащегося, который переходил из школы в школу:

Поскольку то что невозможно, так как балл каждого учащегося по условию – натуральное число.

б) Допустим, первоначальный балл в школе №2 равнялся и при этом средний балл в школе №1 вырос на %, то есть стал средний балл в школе №2 также вырос на %, то есть стал равен

Пусть балл учащегося, что переходил из школы в школу, –

Поскольку и при этом должно делиться на то подходит только вариант что влечет за собой Последнее уравнение не имеет натуральных решений. Случай невозможен.

в) Средний балл в школе №1 вырос на %, средний балл в школе №2 также вырос на %. Найдем наименьшее значение первоначального среднего балла в школе №2.

В пункте б показано, что первоначальный средний балл в школе №2 не мог равняться .

Поскольку и при этом должно делиться на то подходят случаи и

В первом случае во втором Уравнения не имеют натуральных решений. Случай невозможен.

Пусть первоначальный средний балл в школе №2 равен

Поскольку и при этом должно делиться на то подходит случай Тогда и

Случай возможен, если в школе №1 писали тест учащихся и набрали и баллов, а в школе №2 писали тест учащихся и каждый набрал балла, перешедший из одного школы в другую учащийся, набрал баллов.

Ответ: а) нет; б) нет; в)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ результатов проведения государственной итоговой аттестации в 2019-2020учебном году в МБОУ СОШ №3

Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной и проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

Работа по подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019-2020 учебном году проводилась на протяжении всего учебного года. В соответствии с Планом работы школы осуществлялась методическая работа, в рамках которой учителя принимали участие в различных вебинарах, курсах повышения квалификации. В течении учебного года для учителей-предметников проводились методические семинары, на которых были изучены Положение о проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы.

Выпускники 11-х классов не приняли участие в пробных школьных ЕГЭ по русскому языку и литературе в связи с уходом на дистанционное обучение, продолжавшееся до конца учебного года.

начале учебного года в кабинетах русского языка и литературы были оформлены информационные стенды, посвященные организации и проведению ЕГЭ.

течение года велась информационно-разъяснительная работа с учащимися 11-х классов и их родителями по всем вопросам подготовки к ЕГЭ. Проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ.

В 2019 – 2020 учебном году в 11-х классах обучалось 45 выпускников. К государственной итоговой аттестации были допущены все.

Краткая характеристика экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса русского языка дано в таблице 1.

Макс. первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела от максимального первичного балла за всю работу, равного 58 баллам

Лексика и фразеология

Речь. Нормы орфографии

Речь. Нормы пунктуации

Речь. Языковые нормы.

Речь. Выразительность русской речи.

Развитие речи. Сочинение.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов, которые переводятся в 100 баллов (процентов).

Не все учащиеся преодолели минимальный порог, необходимый для положительной оценки.

не преодолели порог

меньше 50 баллов

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибалльной шкале

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Средства связи предложений в тексте

Лексическое значение слова

Орфоэпические нормы (расстановка ударения)

Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание НЕ и НИ

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены)

Знаки препинания в предложении с обособленными членами

Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Текст как речевое произведение. Целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи.

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты

Средства связи предложений в тексте.

Речь. Языковые средства выразительности.

Критерии оценивания сочинения

Формулировка проблем исходного текста

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Отражение позиции автора исходного текста

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

2. Речевое оформление сочинения.

Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

Точность и выразительность речи

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение языковых норм

Соблюдение речевых норм

Соблюдение этических норм

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Анализ итогов выполнения заданий 1 –ой части

Рассмотрим типичные ошибки выполнения заданий 1 части. Мы выделили те задания, с которыми справилось менее 50% учащихся:

1. Ошибки, связанные с умением оценивать языковые факты с точки зрения нормативности – лексические нормы употребления слов (задание 5). Причины ошибок при выполнении этого задания объясняются не только многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью родственных слов, но и отсутствием у экзаменуемых навыка определения лексического значения слова;

2. Ошибки, связанные с правописанием личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 11), правописание НЕ и НИ (задание 12);

3. Ошибки, связанные с морфологическим анализом слова (задание 14), с правописанием – Н, - НН в суффиксах различных частей речи

4. Пунктуационная подготовка экзаменуемых в целом несколько ниже орфографической. Следует обратить внимание на то, что многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, особенности употребления в речи. Именно из-за недостаточного внимания к перечисленным выше моментам при пунктуационном и синтаксическом анализе выпускниками допускаются ошибки.

Анализ итогов выполнения заданий 2 части работы

Проблемой для выпускников остается умение выделять одну из проблем прочитанного текста. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Единый государственный экзамен по русскому языку предполагает проверку важнейших коммуникативных умений, связанных с умением доказывать свою точку зрения, причем делать это этически корректно. Этот аспект коммуникативной подготовки проверяется при выполнении экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы – написании сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Наиболее высокий показатель (3 балла) не набрал никто. В этих работах была выявлена оригинальность выдвинутых положений и способов их аргументации, приведены примеры из художественной литературы.

Анализ выполнения второй части экзаменационной работы позволил выделить наиболее типичные речевые ошибки в речи экзаменуемых:

- употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учета его точного лексического значения);

- нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова;

- неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность;

- немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов и др.

Рекомендации:

- совершенствовать умения и навыки учащихся в области языкового анализа;

- организовать систематическое повторение пройденных разделов языкознания;

- на уроках больше внимания уделять анализу текстов различных стилей и типов речи;

- развивать монологическую речь учащихся как системообразующий фактор речевой культуры;

-отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

- использовать систему тестового контроля;

-особое внимание обратить на повышение уровня практической грамотности учащихся по пунктуации, орфографии;

- чаще обращаться к работе над сочинением;

- продолжить подготовку учащихся к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.

Аналитическая справка поможет учителям проанализировать результаты ЕГЭ своего класса. В таблицах представлены результаты ЕГЭ по русскому языку определенного класса, процент выполнения каждого задания. Это позволяет наглядно увидеть, какие темы изучены недостаточно, а какие не вызвали затруднений. Полученные данные дают возможность более целенаправленно спланировать работу в дальнейшем.

ВложениеРазмер
Аналитическая справка по результатам ЕГЭ. Русский язык. 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам ЕГЭ по русскому языку в 2021 году

11 “А” класс МБОУ “СОШ №. ”

объективная оценка качества подготовки выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

- объективное установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,

- анализ имевшихся условий, влиявших и обусловливающих качество образования.

На выполнение заданий учащимся отводилось 210 минут (3ч.30мин.)

Таблица результатов в разрезе баллов

Уровень по тестовому баллу

В экзаменационной работе содержится 27 заданий. Первая часть работы состоит из 26 заданий с кратким ответом, вторая часть работы - это задание с развернутым ответом (сочинение по прочитанному тексту). В формате ЕГЭ 2021 года 24 задания базового уровня сложности и 3 повышенного (задания 25, 26, 27).

Речь. Текст – 5 заданий;

Лексика и фразеология – 2;

Речь. Нормы орфографии – 7;

Речь. Нормы пунктуации – 6;

Речь. Языковые нормы – 5;

Речь. Выразительность русской речи – 1;

Развитие речи. Сочинение– 1.

Анализ выполнения тестовой части.

Задания 1 - 26. Максимальное количество баллов - 34.

Таким образом, лучше всего выпускники справились со следующими заданиями:

3 - лексическое значение слова

1 - главная информация в тексте

6 - лексические нормы

19 - знаки препинания в сложноподчиненном предложении

22 - смысловая и композиционная целостность текста

Больше всего затруднений у учащихся вызвали следующие задания:

12 - правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

8 - синтаксические нормы русского языка

18 - знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

21 - проверка знания пунктуации

26 - языковые средства выразительности

23 - функционально-смысловые типы речи

Анализ выполнения творческой части (макисмальное количество баллов - 25)

При написании сочинения все учащиеся смогли правильно сформулировать поставленную тему, также все выпускники написали сочинение без этических и фактических ошибок.

Трудности возникли при написании комментария к проблеме, набрать макисмум по данному критерию смогли только 5 учащихся. Также многие выпускиники не смогли набрать максимальное количество баллов за точность и выразительность речи, допустили орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Анализ полученных результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленных усилий педагогического коллектива нашей школы по повышению качества обучения.

1. Школа обеспечивает выполнение Федерального закона “Об образовании в РФ” в части исполнения государственно политики в сфере образования, защиты прав участников образовательного процесса при организации и проведении государственной итоговой аттестации.

2. Школа проводит планомерную работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и с использованием механизмов независимой оценки качества знаний, обеспечивает организованное проведение итоговой аттестации.

Недостаточный уровень положительной учебной мотивации у учащихся; невысокий уровень освоения программного материала старшеклассниками.

  • шире использовать тестовые задания, учитывать необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и проверки овладения учащимися основными умениями; использование графических способов выражения информации;
  • в начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются пробелы;
  • по результатам диагностических работ на протяжении учебного года проводить подробный поэлементный анализ и отработку пробелов в знаниях учащихся 11 класса; после прохождения каждой темы компенсировать дефициты учебника заданиями в формате ЕГЭ, используя демоверсии, открытые фрагменты КИМ сайта ФИПИ и другие пособия, включенный в «Федеральный перечень учебников

Увеличить эффективность подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации:

в период подготовки к итоговой аттестации 2021-2022 учебного года рекомендуется учителю отразить в поурочных планах работу по подготовке к ЕГЭ;

организовывать весь учебный процесс с использованием активных форм обучения;

систематически использовать в работе на уроках с учащимися задания, которые требуют умений решать проблемные задачи, анализировать и точно интерпретировать оригинальные тексты, выражать и развернуто аргументировать собственные оценки и суждения, конкретизировать теоретические положения учебного курса, применять контекстные знания;

регулярно осуществлять мониторинг учебных достижений учащихся;

для улучшения успеваемости, а также качества обучения планомерно организовывать индивидуальную работу со слабоуспевающими и сильными учащимися (предусмотренную учебным планом);

проводить совместно с психологом с учащимися выпускных классов и их родителями работу по профилактике стрессового состояния.

внимательно планировать итоговое повторение в конце полугодия и года с учетом содержания КИМов ЕГЭ предшествующих лет;

регулярно вести работу сл всеми учащимися по правильности заполнения экзаменационных бланков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Аналитические справки по проведению олимпиад по русскому языку и литературы

Часто учителя русского языка и литературы встречаются с трудностями при написании аналитических справок по олимпиаде по русскому языку и литературе. Я предлагаю образцы оформления таких справок-отчёто.


ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА результатов профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Козловой Елены Валентиновны

Анализ результатов работы за пятилетний период для аттестации.


Аналитическая справка (программа) о проведении недели русского языка

Аналитическая справка о проведении недели русского языка. Программа проведения Недели русского языка. План проведения Недели русского языка:«Мы любим русский язык и.


Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"


Аналитическая справка по результатам мониторинга по русскому языку в 11 кл.

Аналитическая справка содержит подробный анализ контрольной работы по русскому языку.


Аналитическая справка по итогам Всероссийских проверочных работ в 2021 году в МАОУ ПГО «Политехнический лицей №21 «Эрудит».

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов.

Анализ результатов итогового сочинения (изложения) в 11 классе от …

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут (3 часа 55 минут).

В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерии оценивания итогового сочинения:

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Пять тематических направлений, по котором выпускники писали сочинение в декабре 2019 года, определило Министерство образования и науки РФ:

211.Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

301.Почему так трудно отвечать добром на зло?

413.В чём разница между смирением и покорностью?

505.Всегда ли он достоин её?

Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

Почему так трудно отвечать добром на зло?

В чём разница между смирением и покорностью?

Всегда ли он достоин её?

Анализ работ показал, что большая часть учащихся строили свои рассуждения на основе литературного материала. Причем, большинство из них привели в качестве доказательства не менее 2-х произведений. Учащиеся приводили в качестве удачных аргументов примеры русской и зарубежной классики, фантастики, современной литературы, публицистической литературы; уместно упоминали имена литературных персонажей, эпизодически использовали сжатый пересказ, что свидетельствует о хорошем знании текстов художественных произведений.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивалось по пяти критериям:

• Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели

Всего экзаменуемых – 26

Получили зачет - 26

• Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

• Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

• Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

• Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

• К недостаткам по данному критерию можно отнести следующее: отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала.

• Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Типичные грамматические ошибки: нарушение согласования и управления, нарушение границ предложения, объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц.

Участники итогового сочинения имеют глубокие знания текстов литературных произведений, но в тоже время обращает на себя внимание достаточно высокий процент речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи).

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

• Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

• Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

• Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

Вывод 1. Анализ орфографических ошибок.

1) написание производных предлогов;

2) н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных

3) чередование корней

4) приставка –пре-при

5) графические ошибки

Вывод 2. Анализ пунктуационных ошибок.

Наиболее частотные ошибки связаны с темами:

ü Расстановка знаков препинания там, где их не должно быть;

ü Нарушение правил пунктуационного оформления конца предложения.

Вывод 3. Анализ грамматических ошибок.

ü образование основ настоящего времени глаголов;

ü неправильное употребление временных форм глаголов;

ü образование действительных и страдательных причастий;

ü согласование подлежащего;

ü неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Участники итогового сочинения в целом продемонстрировали умение подчинять материал теме; аргументировать тему, анализируя литературные произведения; логично выражать свои мысли; использовать в письменной речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.

Анализ по результатам проверенных сочинений позволяет выявить положительные тенденции, свидетельствующие об эффективности данной формы проверки общекультурной, языковой, коммуникативно-речевой и литературной подготовки обучающихся выпускных классов. Среди важнейших параметров качества ученических работ можно выделить овладение следующими умениями:

ü применение терминологии литературоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;

ü знание текста, выбранного в качестве аргумента: апелляция к тексту художественного произведения в своих суждениях (интерпретация, цитирование, комментарии, пересказ, анализ).

ü умение рассуждать на предложенную тему ;

ü знание русской и зарубежной классической литературы.

Содержательный анализ итоговых сочинений выявил отрицательные стороны работ:

ü невысокий уровень культуры письменной речи;

ü употребление слова в несвойственном значении, неправильное употребление местоимений, употребление слов иной стилевой окраски;

ü неуместное употребление канцеляризмов, фразеологизмов, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов;

ü нарушение лексической сочетаемости;

ü нарушение согласования, управления;

ü ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастиями, деепричастными оборотами, причастиями, причастными оборотами, ошибки в построении сложноподчиненных предложений;

ü м ногие учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише;

ü наличие в работах:

*речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи выпускников);

*фактических ошибок (в основном при использовании материала из классической литературы 19 в.):

- неосмысленный пересказ текста;

- неверное указание жанра произведения;

-фактические ошибки в трактовке материала произведения;

*орфографических ошибок, что свидетельствует о неумении пользоваться орфографическим словарём.

С учетом анализа результатов итогового сочинения необходимо проанализировать с учащимися:

- формулировки тем, предложенных для написания итоговых сочинений, проанализировать возможные варианты планов написания сочинений по предложенным темам;

- аргументы, приведенные в итоговых сочинения, организовать обсуждение аргументов, наиболее подходящих к предложенным темам;

- ошибки, допущенные при формулировке тезисов итоговых сочинений, отборе содержания, аргументов, возможные варианты корректировки допущенных ошибок;

- выявленные в итоговых сочинениях речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки;

С целью недопущения ошибок в интерпретации авторского замысла организовать обобщение, повторение изученных произведений в разных формах: творческие пересказы, анализ эпизодов, характеристика, в том числе и сопоставительная героев, анализ системы образов.

В целях подготовки к итоговому сочинению развивать у учащихся:

-анализ в теме сочинения не только ключевых слов, но и вопроса, на который необходимо ответить;

-анализ/ самопроверка сочинений на соответствие предложенной/выбранной теме, а не тематическому направлению;

-формулировка тезиса сочинения по предложенной теме, а не по тематическому направлению;

-составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, сформулированным тезисом, а не в целом по тематическому направлению;

-подбор аргументов из произведений не к тематическому направлению, а выбранной теме;

-формулировка и корректировка вывода в соответствии с темой и тезисом сочинения, а не с тематическим направлением;

-следование составленному плану работы и обоснование связанных с темой тезисов;

-выделение в работе смысловых частей, расстановка их в нужном порядке с замыслом и логикой работы;

-анализ соотношения друг с другом вступления и заключения сочинения;

-определение логики переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения;

-анализ и корректировка композиции сочинения, соблюдение принципа соразмерности частей сочинения;

-нахождение и редактирование фактических ошибок;

-нахождение и редактирование речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

С учетом изложенного выше, в целях повышения уровня речевой, орфографической и пунктуационной грамотности выпускников рекомендовано:

• Проводить практикумы по обучению написания сочинения на определенную тему;

• Использовать на уроках по развитию речи прием самоанализа созданного текста с точки зрения содержания и формы, а также редактирования текста;

• Больше уделять внимания на уроках литературы работе с текстом. Акцентировать внимание на вопросах теоретического плана: литературные направления, жанровое своеобразие.

Читайте также: