Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Стихотворение было написано в июле 1925 года и опубликовано за полгода до смерти поэта. Оно стало итогом философских размышлений С.А.Есенина на тему того, принимает ли он новый социально-политический строй – советскую Россию, новую экономическую модель — индустриализированную Россию, новый уклад быта и новую модель общества. Ответ содержится в самом стихотворении: все новое, что появилось в России, поэту враждебно, но он готов ее любить и такую.

Стихотворение написано пятистопным хореем, при этом первая стопа чаще всего бывает безударной, а пятая — усеченной. Рифма – перекрестная.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.

История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.

Жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.

Стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры – “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.

Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая. «

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Это новое теснит поэта, он понимает, что не сможет стать частью нового времени, новой эпохи. Отсюда — долгие бессонные ночи, мучительные размышления. Стихотворение завершается горь­кой просьбой, пронизанной бесконечной любовью к родному краю:

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Средства выразительности

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.

Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”. Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что он – один из немногих, кто до конца своей жизни остался верен выбранной тематике и воспевал красоту родного края, считая, что в этом заключается его главное жизненное предназначение.

Неудивительно, что отношение к творчеству Есенина в первой половине прошлого столетия было двояким. Выходы из деревень, понимавшие, о чем именно пишет поэт, буквально его боготворили, считая, что никому еще не удавалось в своих стихах так ярко и точно представить сельских быт и восхитительную в своей красоте русскую природу. Представители интеллигенции же, наоборот, считали творчество Есенина бесполезным и бессмысленным, а его попытки поэтизировать село – пустой тратой времени.

Несмотря на то, что основную часть своей жизни Есенин прожил в Москве, воспоминания о родном селе Константиново он сумел пронести через все свое творчество. Более того, заграничные путешествия лишь укрепили поэта в мысли, что только в России он может быть по-настоящему счастлив, так как ему понятен и близок шепот березовых рощ и тихий говор кленов. Именно эту мысль он пытался донести современникам в своих произведениях, считая, что русская природа дает ему силы жить и является одним из самых главных источников его поэтического вдохновения.

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!

”. Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

Стихотворение лирическое, в нём автор и лирический герой едины. Используются в произведении символы, экспрессивные обороты, яркие определения, характерные для имажинизма .

Стихотворение было написано и опубликовано в 1925-м году. Тогда Сергей Есенин подводил некие итоги своей жизни, много размышлял об историческом процессе в стране, что и нашло отражение в данном произведении.

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Большая часть произведений С. Есенина посвящена России. “Я последний поэт деревни”, – признавался он в одном из стихотворений.

В стихах С. Есенина о деревне очень верно и в то же время таинственно, сказочно показана деревенская жизнь.

Простая деревенская изба, родные места, в которых было проведено детство, – все узнаваемо, реально и в то же время светится какой-то чудной гармонией:

Над родным окошком занавес багряный,

Вьются паутины с золотой повети,

Где-то мышь скребется в затворенной клети.

С. Есенин рисует картины праздников и гуляний, картины сельского приволья. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связаны самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность. Вот описание воскресного деревенского базара:

Балаганы, пни и колья,

Вечерами можно услышать песню гусляра, “дремную песню” рыбаков, песни

Но С. Есенин знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы деревенского труда. Он видел социальные противоречия деревни, болел вековой болью русской деревенской жизни:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь.

Его героями становятся ребенок, просящий хлеба, пахари, уходящие на войну. “Грустная песня, ты русская боль!” – восклицает поэт. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной в цикле “Русь”. Поля пусты, избы заперты, лишь изредка достигает деревни солдатская весточка…

Характерно, что от революции С. Есенин ждал прежде всего осуществления мечты о “мужицком рае”, но революция принесла совсем другое. Символом вымирающей деревни для С. Есенина стал жеребенок, задумавший догнать поезд:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

За разорением деревенской “голубой Руси” С. Есенин почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся русская национальная культура.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

С. Есенин – подлинный поэт деревни еще и потому, что он чувствовал как крестьянин, живущий на земле, что связан с этой землей, травой, березами кровными узами. Поэтому в его стихах, как в народных песнях и сказках, у изб, деревьев, цветов, лошадей, ветров – чуткие человеческие души:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Деревья у него превращаются в зверей, а его звери – “меньшие наши братья”, у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания.

С. Есенин обоснованно назвал себя “последним поэтом деревни”, ведь в его стихах – и знание реальных деревенских проблем, и тревога за судьбу деревни, и беспредельная любовь к ней, и взгляд на жизнь, свойственный крестьянину. Отношение С. Есенина к деревне свидетельствует о глубокой народности его поэзии.

Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем поэт придает ему характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом: Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас

И гудит за горизонтом

На лугах веселый пляс.

Постепенно, в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близок и дорог его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь в глаза.

Я усталым таким еще не был…

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервые!

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

К черту я снимаю свой костюм английский…

Что ж, дайте косу, я вам покажу –

Я ль вам не домашний, Я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? С. Есенин

У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын.

Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа. Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.

И вспашу я черные щеки Нив твоих новой сохой.

Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему придан поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был. Бесконечные пьяные ночи И в разгуле тоска не впервъ!

Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет, человек.

Город, город, ты в схватке железной Окрестил нас как падаль и мразь.

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию при­роды. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золо­тистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах лада­на — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожа­луй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, по­нятней и дороже.

Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, об­разы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприя­тии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, ре­ки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем:

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душев­ные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах:

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и граждани­ном. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране:

Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину!

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь — Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Ма­терь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и . пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть. Это:

. степь и ветры,
И ты, мой отчий дом.

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвраща­ется к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Иначе для Есенина и не может быть: также, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее исто­рии, культуре, языку, для самого автора привязанность к Рос­сии означает, прежде всего, привязанность к ее природе.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя беспо­лезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

Мне теперь по душе иное.

Но, пожалуй, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской — он не может, в силу природы своего дара, стать певцом индустриальной, го­родской России, подобно Брюсову, Маяковскому. И потому в конце своего жизненного пути С. Есенин пишет:

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась Жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это законо­мерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начи­наем любить и страну, которая ею представлена.

Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для мно­гих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.[/sms]

Читайте также: