Враг и друг сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.

Анализ стихотворения Блока “Как день, светла, но непонятна”

Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в знаменитой опере Жоржа Бизе. Спектакль он смотрел несколько раз, с каждым вечером влюбляясь все больше и больше. Дельмас на чувства Блока ответила взаимностью. Правда, роман их долго не продлился – слишком разные характеры, мировосприятие.

Тема, основная мысль и композиция

Произведение имеет сюжет: приговорённый к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей (двойное освобождение). Река на пути – аллегория испытаний, трудностей, препятствий. Гнилая доска через реку – аллегория того невидимого и узкого пути, который отделяет человека от смерти и небытия каждый миг его жизни.

Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга. Враг не помог и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг способствовал его гибели. Третья часть – восприятие гибели героя другом. Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.

Тема стихотворения – истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очерёдности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение – ожидаемым.

Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет своё предательство как благо.

Тропы и образы

Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно. По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование. Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы. Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.

Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвёртом и шестом – от смерти. Тире появляются в предложениях перед союзами но

,
и,
стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу:
узкая – но глубокая река, засмеялся самодовольно – и пошёл прочь, присел на бережку – и начал горько плакать
. В первом случае тире – аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем – разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.

Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.

Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занёс ногу, бухнул, утонул

. Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом:
закричал во всё горло – простонал – возопил – горько плакать – безутешно рыдать
. В произведении важны как действия, так и реакция на них.

Эпитеты редки, но тоже наполнены аллегорическим смыслом. Река узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

Анализ стихотворения Блока “Ты отходишь в сумрак алый”

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках.
Подробнее…

Высший разум (747152) 1 месяц назад

Уже из названия произведения И. Тургенева видно, что речь пойдет о двух противоположных сторонах.

Друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь.

Предварительный просмотр:

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

ВРАГ И ДРУГ

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река. А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу. Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

Но ведь другой переправы нет. а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном. бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг.

Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

кандидат педагогических наук

Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, — злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Читая данное стихотворение в прозе я задалась вопросом, почему же друг так поступил. Всем известно, что друзья познаются в беде и помогают найти выход из сложной ситуации, а здесь же лучший друг не то что бы не помог, а даже стал причиной гибели узника. Почему же так произошло? Возможно, этот самый друг был ослеплен желанием помочь, что даже не предвидел последствий своей необдуманной помощи.

Однако если это и можно простить, то стоит заметить, что после гибели беглеца, друг, как и положено, горевал о потере, но виноватым себя не считал, да и остановился на мысли, что друг его теперь страдать не будет, а значит, смерть принесла тому облегчение. В любом случае лучший друг находит себе оправдание, а из этого следует, что даже лучшие друзья могут быть эгоистичны. Так же нельзя оставить без внимания то, что виновен в смерти узника лучший друг, а не тот самый жестокий враг, от которого стоило ожидать подвоха. Нет, он не пытался помочь узнику избежать погони или же остановить его друга, на то он и враг, но он и не предпринял никаких действий, которые бы стали причиной гибели. Не бездействие врага убило узника, а вмешательство друга.

По-моему мнению, идеей этого произведения является то, что не всегда благие намерения достигают своей цели и что нельзя необдуманно и слепо пытаться помочь кому-то, так как это может привести к печальном последствия.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

ВРАГ И ДРУГ

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река. А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу. Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

Но ведь другой переправы нет. а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном. бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг.

Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

кандидат педагогических наук

Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, — злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Меню сайта

Высший разум (747152) 1 месяц назад

Уже из названия произведения И. Тургенева видно, что речь пойдет о двух противоположных сторонах.

Друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь.

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 81 г.Ярославля, учитель высшей категории,

кандидат педагогических наук

Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

(2000-2001 уч.г.)

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

Искренность дружбы.

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств однистановятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, — злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Кто есть кто?

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать. Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать! С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг. Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло: — Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь! — Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску. — Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул. Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге! Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг. — Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло. — А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведьн всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля! — А все-таки жалко, по человечеству! И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге. Декабрь, 1878

Враг и друг

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

— А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

Ревизия в косметичке: сколько можно хранить косметику?

Генетика, спокойствие и постоянный уход: косметолог раскрывает секреты красоты ведущей Екатерины Андреевой Уход за лицом очищение тонизирование увлажнение

Размеры женских брюк: как не ошибиться с выбором?

Предварительный просмотр:

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И. С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно

решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек — это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени — да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда — прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Картинка к сочинению анализ стихотворения Враг и друг

Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать. Но вот перед ним река с крутыми берегами — узкая, но глубокая река. А он не умеет плавать! С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занёс на неё ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли лучший его друг и самый жестокий его враг. Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло: — Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью, и ты неизбежно погибнешь! — Но ведь другой переправы нет, а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску. — Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул. Враг засмеялся самодовольно и пошёл прочь; а друг присел на бережку и начал горько плакать о своём бедном… бедном друге! Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг. — Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло. — А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере, он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля! — А всё-таки жалко, по человечеству! И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своём злополучном друге.

Враг и друг (Тургенев)

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

Стихотворение в прозе “Враг и друг” Тургенев написал в феврале 1878 г. Это было тяжелое время в жизни писателя. После выхода романа “Новь” критики ополчились на Тургенева, так что он даже решил оставить творчество. Он писал редактору журнала “Правда”, что положил перо и больше за него не возьмется.

Литературное направление и жанр

Стихотворение прозе “Враг и друг” по жанру ближе всего к притче. Ситуация наивысшего напряжения сил лирического героя аллегорическая. Это одновременно аллегория

случившихся с человеком невзгод и реакции на них друга и врага, а еще – аллегория внутренних переживаний лирического героя, отраженных в материальном мире.

Именно поэтому “Враг и друг” остается лирическим произведением, несмотря на близость к притче (эпосу).

Принадлежность произведения к реалистическому направлению несомненна. Именно аллегорическая форма позволяет выявить типичные заблуждения человека относительно дружбы.

Тема, основная мысль и композиция

Произведение имеет сюжет: приговоренный к пожизненному заключению умудряется бежать из тюрьмы и от стражей (двойное освобождение).

Река на пути – аллегория испытаний, трудностей, препятствий. Гнилая доска через реку – аллегория того невидимого и узкого пути, который отделяет человека от смерти и небытия каждый миг его жизни.

Произведение можно условно поделить на три части. В первой части описываются обстоятельства побега и гибели героя. Во второй части рассматривается реакция на смертельную опасность врага и друга.

Враг не помог и не помешал человеку на его жизненном пути, а друг способствовал его гибели. Третья часть – восприятие гибели героя другом. Рассуждения друга моралью не являются, но подталкивают читателя к сопереживанию, превращают притчу в стихотворение в прозе.

Тема стихотворения – истинная и ложная дружба. В заголовке стоит первым слово враг. Смысл этой очередности в том, что враг, в отличие от друга, как раз был настоящим, типичным, его поведение – ожидаемым.

Основная мысль: только сложная жизненная ситуация проявляет истинность дружбы, но в такие моменты бывает уже поздно рассуждать о дружбе. Неверный друг может стать даже причиной гибели, но воспримет свое предательство как благо.

Тропы и образы

Эпические события в первых абзацах развиваются стремительно. По законам притчи, автору нет нужды объяснять, почему человек оказался в тюрьме, совершил ли он какие-нибудь преступления, вызывает ли заточение сочувствие читателя или справедливое негодование. Также непонятно, как человек убежал из тюрьмы.

Читатель принимает эти условия как данность, ассоциируя себя в какой-то мере с героем стихотворения в прозе.

Среди исследователей есть любопытное наблюдение, что знаки препинания в стихотворении в прозе играют неожиданную роль. Это не только паузы, но и графическое изображение пути героя. Так многоточия аллегорически обозначают расстояние, которое оделяет героя в первом, втором и пятом случае от преследователей, а в третьем, четвертом и шестом – от смерти. Тире появляются в предложениях перед союзами но, и, стоящими между однородными членами, противопоставленными друг другу: узкая – но глубокая река, засмеялся самодовольно – и пошел прочь, присел на бережку – и начал горько плакать.

В первом случае тире – аллегория шаткой гнилой доски через реку, во втором и третьем – разрыва, границы между погибшим и врагом, героем и неверным другом.

Такое графическое использование знаков препинания является своеобразным изобретением Тургенева и может совсем не учитываться читателем. Это только дополнение к общему аллегорическому смыслу.

Тургенев умело использует глаголы движения в сочетании с наречиями: вырвался, стремглав пустился бежать, мчалась по пятам, начали отставать, занес ногу, бухнул, утонул. Другая группа глаголов связана с беседой человека с другом: закричал во все горло – простонал – возопил – горько плакать – безутешно рыдать. В произведении важны как действия, так и реакция на них.

Эпитеты редки, но тоже наполнены аллегорическим смыслом. Река узкая, но глубокая, доска тонкая и гнилая. Это сочетание дает надежду.

Ведь река все-таки узкая, можно успеть перебежать! Друг лучший, ревностный, враг самый жестокий, волны бурные, тюрьма ужасная, душа добрая. Все эти постоянные эпитеты создают типичную, ожидаемую картину человеческих отношений. Враг в рассказе ожидаемо жестокий, а вот друг не только убивает своей заботой, но и считает свое убийство благом для друга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Представим это направление в разных ракурсах. Их получилось пять. Подбираем в.

Представим это направление в разных ракурсах. Их получилось пять. Подбираем в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа. Дружба – великая сила Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Пословица) Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица) Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Низами (персидский поэт)

Друг познается в несчастье «Хороший друг должен на веселие являться по зову.

Порой меж дружбой и враждой лишь шаг… И друзья наши, и враги – собственные.

Произведения для тем данного направления каждый сумеет подобрать по своему вк.

Небольшая подборка стихов о дружбе и вражде. БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ Знай, мой друг.

Небольшая подборка стихов о дружбе и вражде. БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши. Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай. Провинился друг и повинился - Ты ему греха не поминай. Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней. Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его - вини дорогу И коня не торопись менять. Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много: Опасайтесь потерять друзей. Я иных придерживался правил, В слабости усматривая зло. Скольких в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло. После было всякого немало. И, бывало, на путях крутых Как я каялся, как не хватало Мне друзей потерянных моих! И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня. Расул Гамзатов

*** Я врагами богат и друзьями, Стало быть, и вражда — не беда, Но беда, что.

*** Я врагами богат и друзьями, Стало быть, и вражда — не беда, Но беда, что сильна, и криклива, И смела боевая вражда. А наивная дружба готова Мне и денег, и славы желать, Но робка, щекотлива и любит, Молча мне сострадая, вздыхать. И я, право не знаю, что лучше, — Эта дружба иль эта вражда? Поневоле, завидуя силе, Я врагами горжусь иногда. Яков Полонский

 У дружбы есть свои законы… У дружбы есть свои законы, И у вражды есть сво.

У дружбы есть свои законы… У дружбы есть свои законы, И у вражды есть свой закон, – Враг может другом стать, А друг - врагом. Таков у жизни вечный круг, Нет злей врага, чем бывший друг. Генрих Акулов

 *** И с другом, и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в то.

*** И с другом, и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. Омар Хайям

*** Мой мальчик, нанося обиды, о чем заботятся враги? Чтоб ты не выполз недоб.

*** Мой мальчик, нанося обиды, о чем заботятся враги? Чтоб ты не выполз недобитый, на их нарвавшись кулаки. Мой мальчик, но — верны и строги — о чем заботятся друзья? Чтоб не нашел ты к ним дороги, свои тревоги пронося. И все-таки, людьми ученый, еще задолго до седин, рванешь рубаху обреченно, едва останешься один. И вот тогда-то, одинокий, как в зоне вечной мерзлоты, поймешь, что все, как ты, двуноги, и все изранены, как ты. Булат Окуджава

 *** Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной.

*** Соперники в искусстве брани, Не знайте мира меж собой; Несите мрачной славе дани И упивайтеся враждой! Пусть мир пред вами цепенеет, Дивяся грозным торжествам. Никто о вас не пожалеет, Никто не помешает вам. А.С. Пушкин

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда.

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нет уж сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет есть и спать, Когда такое вдруг! Но. если друга надо звать, – То вряд ли это друг. Валентина Кошелева

*** О дружбе и вражде Я подумал, - нет на свете друга Более надёжного, чем.

*** О дружбе и вражде Я подумал, - нет на свете друга Более надёжного, чем тень Но тень лишь прячется от солнечного круга Вот грянул гром, и нет её весь день.

Дружба и вражда. Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данно.

Дружба и вражда. Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные сп.

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе.

Основная часть. Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они бы.

Дубровский и Троекуров

Дубровский и Троекуров

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Уд.

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

Основная часть. Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой на.

Дружба-вражда

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину.

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

Заключение. Вывод Какой вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения.

Заключение. Вывод Какой вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по этой теме? Дружба, безусловно, является драгоценным даром в жизни. И человек, который умеет ценить дружбу, умеет преодолевать конфликты, не желает сеять вражду, достоин этого дара. Знать меру следует во всём и везде. В дружбе главное-закон человечности. Дружба строит, а вражда только разрушает. Дружба-дело святое. И очень хочется верить в то, что среди людей, живущих в наше время, будет процветать культ святой дружбы.

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где вчерашний друг оказывался с.

Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершае.

Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершает подлости по отношению к молодому дворянину. Алексей Иванович, оклеветав Машу Миронову, вынуждает Гринёва защищать честь девушки на дуэли. Но и на дуэли Швабрин ведёт себя далеко не благородно. Воспользовавшись тем, что Пётр на секунду отвлёкся на спешившего к ним Савельича, наносит тяжёлую рану Гринёву. На протяжении всего произведения мы видим, как Швабрин, недавно притворявшийся другом не только Петра, но и семьи Мироновых, с лёгкостью отрекается от них, от дворянской чести, от императрицы…

Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам.

Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам переложение мудрых строк Абдуррахмана Джами: Что от врагов ты хочешь скрыть, Друзьям не должен говорить. Да, враг — это человек очень опасный, но неприятель, надевший маску друга, в стократ страшнее. Столкнувшись с таким лицемером, разрушившим жизнь, человек может на многие годы и десятилетия перестать доверять людям и оставаться одиноким. Но всё-таки, как не велик риск быть преданным, счастье иметь искренних друзей гораздо больше. (400 слов)

Читайте также: