Возможны ли такие ситуации у вас на уроке напишите об этом короткое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Может быть, в том, что традиционная методика развития речи слишком традиционна? Что привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы? В результате – неинтересные, серые, скучные работы, в которых ни мысли, ни чувства, ни образов. А виноваты мы сами: тему-то мы задаем!

Искать новые темы

Методика обучения сочинению – тема необъятная, поэтому в самом начале договоримся о предмете разговора. Речь пойдет о сочинении на свободную тему на уроках русского языка, точнее, о темах, которые мы выбираем.

Так рождались и сочинения:

Но много ли таких оригинальных, свежих, неизбитых тем может придумать один человек? Иногда кажется, что придумывать что-то новое уже нет сил, фантазия иссякла, творчеству пришел конец, – и опять в тетрадях появляются шаблонные темы, а с ними такие же шаблонные, серые тексты. В общем, заколдованный круг.

А вот темы для 5-6-х классов:

В классификации сочинений есть особая их разновидность – сочинения по личным впечатлениям. Какого рода могут быть эти личные впечатления? В.И. Слуцкий делит их на музыкальные, читательские, жизненные и фантазийные. Из них наиболее распространенными являются сочинения на основе жизненных впечатлений.

К ним можно отнести темы:

Легко писать сочинения с учениками 5–6-х классов. Маленькие дети откликаются на любую творческую находку учителя, на любую игровую ситуацию, лишь бы тема была интересна.

А вот еще несколько необычных тем, но уже для старшеклассников:

О чем писать нельзя?

«Учительница Валентина Григорьевна сказала:

4 Волков С.В. Как приготовить сочинение? // Русская словесность. 1994. № 2.

5 О работе по методике Дж. Родари можно прочитать: Элиович Л. Творческий пересказ; Рослякова Л.Н. Творческие работы малых форм на уроках русского языка // Русский язык. № 48/1998.

6 Слуцкий В.И. Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. № 9/2003.

Может быть, в том, что традиционная методика развития речи слишком традиционна? Что привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы? В результате – неинтересные, серые, скучные работы, в которых ни мысли, ни чувства, ни образов. А виноваты мы сами: тему-то мы задаем!

Искать новые темы

Методика обучения сочинению – тема необъятная, поэтому в самом начале договоримся о предмете разговора. Речь пойдет о сочинении на свободную тему на уроках русского языка, точнее, о темах, которые мы выбираем.

Так рождались и сочинения:

Но много ли таких оригинальных, свежих, неизбитых тем может придумать один человек? Иногда кажется, что придумывать что-то новое уже нет сил, фантазия иссякла, творчеству пришел конец, – и опять в тетрадях появляются шаблонные темы, а с ними такие же шаблонные, серые тексты. В общем, заколдованный круг.

А вот темы для 5-6-х классов:

В классификации сочинений есть особая их разновидность – сочинения по личным впечатлениям. Какого рода могут быть эти личные впечатления? В.И. Слуцкий делит их на музыкальные, читательские, жизненные и фантазийные. Из них наиболее распространенными являются сочинения на основе жизненных впечатлений.

К ним можно отнести темы:

Легко писать сочинения с учениками 5–6-х классов. Маленькие дети откликаются на любую творческую находку учителя, на любую игровую ситуацию, лишь бы тема была интересна.

А вот еще несколько необычных тем, но уже для старшеклассников:

О чем писать нельзя?

«Учительница Валентина Григорьевна сказала:

4 Волков С.В. Как приготовить сочинение? // Русская словесность. 1994. № 2.

5 О работе по методике Дж. Родари можно прочитать: Элиович Л. Творческий пересказ; Рослякова Л.Н. Творческие работы малых форм на уроках русского языка // Русский язык. № 48/1998.

6 Слуцкий В.И. Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе // Русский язык. № 9/2003.

Сочинение перемена в школе

Такой отдых — это долгожданный, но небольшой перерыв, чтобы ученики могли восстановить энергию и силу, побеседовать, пообедать — ведь это самое главное для ребенка!

Первая и вторая перемены

После первого урока, который тянется неимоверно долго, наконец, наступает долгожданный звонок на перемену. За это время каждый школьник ещё просыпается, потягивается и зевает. Кто-то лениво обсуждает события, которые произошли с ними за выходные, а некоторые даже пытаются выспаться за эти десять — пятнадцать минут на последних партах!

Обычно после второго урока по расписанию у школьников завтрак в столовой, а это означает, что все думают не об уроках, а о вкусной еде. Самое главное — первым выбежать из класса и быстрее всех добежать до заветной стойки.

Последующие перерывы

После третьего урока время летит быстрее, на переменке девочки сидят в рекреации на лавочках, обсуждают мальчиков, новые игры, моду, косметику, беседуют обо всем на свете. Мальчишки рассматривают в телефонах интересные картинки, фильмы, видео, компьютерные игры. Младшие классы заинтересованы подвижными играми, а талантливые ребята ведут репортаж с места событий и делятся тем, какой прекрасный рисунок им удалось нарисовать.

Сочинение на тему перемена перемена в школе

Старшие классы готовятся к экзаменам, обсуждают, какие предметы предстоит сдавать, какой проект планируют, чтобы получить высокую оценку. На перемене можно встретить множество умных ребят, которые готовят перевод с русского языка на иностранный для международного конкурса. А когда вновь звенит звонок, все снова расходятся по своим классам.

Иногда во время перемен звучит танцевальная музыка, которая не только поднимает настроение всем ученикам и учителям, но и дает им возможность расслабиться, потанцевать и провести время с пользой. Дежурные по классу моют доску, протирают парты и собирают мусор, а также помогают учителю подготовиться к уроку. Некоторые одноклассники на перерывах сидят в коридоре за небольшими специальными столиками, предназначенными для игр в шашки или шахматы.

Учителя во время перемен тоже заняты, но их дела несколько отличаются от занятий учеников. Преподаватели, как правило, заняты:

  • мучительной подготовкой к урокам;
  • сбором тетрадей и их проверкой;
  • беседой в учительской;
  • поиском журнала.

Да, учителям приходится трудно, потому что нужно успеть все сделать за столь короткий период. Главное, не забывать, что им тоже нужен отдых, и по возможности постараться им помочь.

Школьная перемена — это не только отдых, но и работа для некоторых учеников, которые не успели сделать домашнее задание дома и теперь пытаются успеть списать до начала урока. А кто-то просто выполняет задания, которые задали на следующий день, чтобы у них осталось больше свободного времени от уроков.

Школьные перемены

Ещё бывает, что в школьные деньки у нас проходят праздники и различные мероприятия. В это время мы собираемся за большим и круглым столом в библиотеке, или же в огромном актовом зале, где нам рассказывают истории прошлых лет, посвященные празднику. Конечно, сначала все с неохотой идут, ведь на это будет потрачена целая перемена, но когда начинается рассказ, каждый школьник слушает с замиранием сердца, а потом ещё долго обсуждает эту тему.

Но самое любимое и прекрасное время — это весна и осень, когда на улице тепло и все ученики выбегают на улицу, чтобы понежиться в солнечных лучах. Посмотреть все краски природы и на долгожданное солнышко. Мальчишки осваивают турники, играют в мяч. Девчонки наблюдают за происходящим или же играют в классики, прыгают на скакалках.

Зима тоже насыщена событиями, в перемены некоторые мальчишки выбегают на школьный двор, чтобы поиграть в снежки, построить снежные башни и укрытия, а девочки тем временем наблюдают за всем из окна школы. Ещё ежегодно проходит игра, которая называется зарница. В ней принимают участие все ученики школы, устраивают соревнования, занимают призовые места и получают почетные грамоты. Все рады таким моментам, потому что эта игра отнимает время от урока, переменка длится больше обычного, и все ученики выплескивают эмоции и энергию.

Несомненно, школьные годы самые яркие, интересные и запоминающиеся в жизни каждого человека. Все вспоминают перемены, как резвились, знакомились, общались, играли, устраивали различные турниры и соревнования, не обходилось и без наказаний, но ведь без них никак.

Подведем итоги, почему же перерывы в школе всем так нравились:

 перемена в школе

  • новые знакомства и общение;
  • интересные игры и соревнования;
  • долгожданная столовая и вкусная еда;
  • все друзья снова собираются после веселых каникул и праздников;
  • сплоченность и дружба класса, если что-то случилось;
  • быстрое списывание домашнего задания.

Можно ещё много говорить о том, что хорошего в школьных переменках, хоть и коротких, но таких интересных и запоминающихся. Каждый взрослый мечтает очутиться хотя бы на денек в школе, чтобы снова ощутить те теплые чувства, вспомнить то время, когда было беззаботно и весело.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Читайте также: