Возлюби себя как ближнего своего поэт призывал к этому иронически сочинение егэ

Обновлено: 18.05.2024

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

-Музыка

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Статистика

Поэт призывал к этому иронически, философ – всерьез; но любовь к себе – это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий, – страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других – посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие вот люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом…

Ближе всего это к тому, как вы относились к себе совсем ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся – такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет – и это вы. Каждое ваше свойство и качество, может быть, и можно найти по отдельности у кого-то, или что-то близкое, но сочетание их – только одно среди мыслимой жизни.

Вполне возможно, что эту книгу читает сейчас Гениальный Собиратель Кореньев (допещерная эпоха), Великий Шаман (варварство) или Чемпион Мира по Телепатическому Многоборью (тридцатое столетие), ныне слесарь шестого разряда.

Мы кладбища молчаливых загадок. Если бы не было этого обширного, неопределенного, таинственного мозгового избытка, раскаляемого в человеческих головах, как могла бы История в каждую эпоху отыскивать нужных ей гениев, всегда разных и непохожих?

Разве не очевидно, что любой человек несравненно больше, шире, глубже того, в чем он может себя явить, будь это профессия, стихи или внешность? Колышки оценок, на которые мы насаживаем друг друга, смехотворно малы и тупы. Непроявленную тайну в себе, неповторяемый сгусток прошлого, настоящего, будущего – стоит любить. И первое условие всякого самосовершенствования, в том числе и того неполного, низового, о котором речь в этой книге, – принять себя, дать себе право на любовь к себе, со всеми недостатками, независимо ни от кого и ни от чего – изначальное право быть самим собой. Только при таком отношении к себе имеет смысл и работа над собой – зачем совершенствовать то, что не любишь?

ЧТОБЫ ЛЮДИ МОГЛИ С ПОЛЬЗОЙ ПРИМЕНЯТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ, ИХ НАДО ОБУЧИТЬ ЭТОМУ ТАК ЖЕ, КАК ИХ УЧАТ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других.
  2. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так!
  3. Они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением; им не надо слишком уж скрывать недостатки, не надо бояться насмешек и осуждения. (8) Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. (9) Такие вот люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.

(10) Ближе всего это к тому, как вы относились к себе совсем ребёнком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. (11) Вы тогда ещё неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. (12) Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся. (13)Такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет — и это вы. (14)Каждое ваше свойство и качество или что-то близкое к ним, может быть, и можно найти по отдельности у кого-то, но сочетание их — только одно среди мыслимой жизни.

(15)Личность и моложе, и старше цивилизации. (16)Каждый несёт в себе, помимо задатков известных способностей, имеющих спрос современности, ещё и определённое число неизвестных — уже или ещё ненужных. (17)Вполне возможно, что эту книгу читает сейчас Гениальный Собиратель Кореньев (допещерная эпоха), или Великий Шаман (варварство), или Чемпион Мира по Телепатическому Многоборью (тридцатое столетие), ныне слесарь шестого разряда.

(18) Мы хранилища молчаливых загадок. (19)Если бы не было этого обширного, неопреде­лённого, таинственного мозгового избытка, раскаляемого в человеческих головах, как могла бы История в каждую эпоху отыскивать нужных ей гениев, всегда разных и непохожих?

(20)Разве не очевидно, что любой человек несравненно больше, шире, глубже того, в чём он может себя явить, будь это профессия, стихи или внешность? (21)Колышки оценок, на которые мы насаживаем друг друга, смехотворно малы и тупы. (22)Непроявленную тайну в себе, неповторяемый сгусток прошлого, настоящего, будущего — стоит любить.

(23) Первое условие, самое важное условие всякого самосовершенствования — принять себя, дать себе право на любовь к себе, со всеми недостатками, независимо ни от кого и ни от чего — изначальное право быть самим собой. (24) Только при таком отношении к себе имеет смысл и работа над собой. (25) 3ачем совершенствовать то, что не любишь?

1) Проблема обязанности человека любить самого себя. (Должен ли человек любить самого себя? Как любовь к себе сочетается с любовью к ближним?)

1) Человек обязан любить самого себя, принимая все свои недостатки и достоинства: только в этом случае он может полюбить ближних, то есть принять их такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками.

2) Проблема уникальности личности человека. (Чем определяется уникальность личности чело­века?)

2) Личность человека уникальна, неповторима, его разнообразные, иногда ему самому неизвестные спо­собности заложены природой, всей человеческой ци­вилизацией.

3) Проблема востребованности и реализации спо­собностей человека. (В какой мере могут быть востребованы и реализованы способности чело­века?)

3) Те или иные способности человека могут быть востребованы прежде всего тогда, когда общество в них нуждается на том или ином этапе своего развития. В силу этого человек не может в полной мере проявить все способности, которые в нём заложены природой, его реализация ограничена тем запросом, который формируется на определённом этапе развития человечества.

4) Проблема определения основного условия са­мосовершенствования человека. (В чём состоит условие самосовершенствования человека?)

4) Первое условие самосовершенствования человека заключается в праве человека быть самим собой, в необходимости принять себя таким, каков он есть.

Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Насколько это правильно и правильно ли вообще? Всё зависит от того, что мы понимаем под эгоизмом и альтруизмом. Мне представляется, в этом вопросе много путаницы. Под эгоизмом нередко понимается большая забота о себе и большая любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим людям. А под альтруизмом просто заботу (“думание”) о других людях. В том и другом случае имеется смещение акцентов, которое искажает нравственную оценку эгоизма и альтруизма.

Возьмем эгоизм. Нельзя понимать его как бОльшую заботу и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Иначе мы объявим эгоистами всех без исключения людей. Ведь абсолютно естественна преимущественная забота и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Давайте подсчитаем, сколько времени мы тратим на себя и сколько на других. И выясним, что практически во всех случаях тратим время больше на себя, чем на других. Это и сон, и питание, и туалет, и уход за телом, и одевание-раздевание, и устройство своего жилья, и учение, и отдых, и хобби.

Давайте не будем кривить душой и честно признаем: мы думаем больше о себе, чем о других; любим больше себя, чем других; заботимся больше о себе, чем о других. И хватит упрекать в эгоизме себя и других только за то, что ты или кто-то другой позаботился о себе, потратил время на себя.

В подтверждение сказанного приведу проникновенные слова известного психолога В. Л. Леви о любви к себе и отличии ее от себялюбия-самодовольства:

«Возлюби себя как ближнего своего. Поэт призывал к этому иронически, философ — всерьез, но любовь к себе — это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий — страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других — посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.

Не менее замечательные слова сказала Луиза Хей: "Итак, что вы хотите услышать от меня? Знаю, что бесконечно повторяю эти слова, но не боюсь надоесть: "Любовь к самому себе — самое важное, что вы можете сделать, ибо если вы любите себя, вы не причините зла ни себе, ни другому". Это — рецепт мира во всем мире. Если я не могу причинить зла ни себе, ни другим, как может начаться война? Чем больше людей придут к этой мысли, тем лучше станет жить на нашей планете." (Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., 2001. С. 72.)

Эгоизм — это когда человек рассматривает себя как цель, а других — только как средство. Об этом писал В. С. Соловьев:

"Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (. )

Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое? Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность." ("Смысл любви" 2, III — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т. 2, М., 1990. С. 505-506).

НЕРАЗУМИЕ ФИЛОСОФОВ В ВОПРОСЕ О ТАК НАЗЫВАЕМОМ РАЗУМНОМ ЭГОИЗМЕ

Философы вносят порой путаницу и смятение в человеческие умы. Вот, например, они придумали теорию разумного эгоизма.

Л. Фейербах пишет: «Я употребляю к ужасу лицемерных теологов и фантастов-философов слово “эгоизм” для обозначения основы и сущности религии. Некритические критики, цепляющиеся за слова, высокомудро высосали поэтому из моей философии, что ее результатом является эгоизм, и что именно поэтому я и не проник в сущность религии. Но если я слово “эгоизм”, — заметьте, — употребляю в значении философского или универсального принципа, то понимаю я под ним не эгоизм в обыкновенном смысле этого слова (выделено мной — Л.Б.), как это может усмотреть всякий, хоть немного способный к критике, из тех сочетаний, из той связи, из того противоположения, в которых я употребляю слово “эгоизм”; употребляю же я его в противоположение к теологии или вере в бога, в понимании которой, если эта вера строга и последовательна, каждая любовь, раз она не имеет своею целью и предметом бога, даже и любовь к другим людям, есть эгоизм; я понимаю поэтому под этим словом не эгоизм человека по отношению к человеку, нравственный эгоизм, не тот эгоизм, который во всем, что он делает, даже как будто для других, соблюдает лишь свою выгоду, не тот эгоизм, который является характерной чертой филистера и буржуа и составляет прямую противоположность всякому дерзанию в мышлении и действии, всякому воодушевлению, всякой гениальности и любви.

Я понимаю под эгоизмом человека соответствующее его природе, а стало быть, и разуму, — ибо разум человека ведь не что иное, как сознательная природа его, — его самопризнание, самоутверждение по отношению ко всем неестественным и бесчеловечным требованиям, которые предъявляют к нему теологическое лицемерие, религиозная и спекулятивная фантастика, политическая грубость и деспотизм. Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный, как я уже сказал, а метафизический, то есть эгоизм, основывающийся на существе человека без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек не может жить: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно, тот эгоизм, стало быть, который коренится в самом организме, в усвоении усвояемой материи и в выбрасывании неусвояемой.

Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам, — ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным? — любовь индивидуума к самому себе лишь постольку, поскольку всякая любовь к предмету, к существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу.

14.2. АЛЬТРУИЗМ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

И в мягком, и в жестком варианте альтруизм как норма поведения несостоятелен и губителен — как для самого альтруиста, так и для других.

Мало того, альтруизм может иметь разрушительные, катастрофические последствия для тех, на кого он направлен. Чрезмерная забота о других обычно приводит к тому, что эти другие почти буквально перестают заботиться о себе, становятся иждивенцами, паразитами, духовными и даже физическими инвалидами.

Если же говорить об идеологии самопожертвования, о жертвенности, то здесь могут быть и другие губительные последствия. ВСЯКАЯ ЖЕРТВЕННОСТЬ ВЕДЕТ ОБЫЧНО К ТОМУ, ЧТО ЖЕРТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО СОБОЙ, НО И ДРУГИМИ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ДОРОГИ СОБСТВЕННЫЕ ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ, ТО КАК МОГУТ БЫТЬ ЕМУ ДОРОГИ ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ ДРУГИХ?!

—————
К сожалению, для некоторой части людей альтруизм, самопожертвование стали сознательно принятыми установками и принципами поведения. Этому, в частности, способствовала христианская религия. Главное действующее лицо религии, отправленный на Голгофу Иисус Христос воспевается в ней как человек, пожертвовавший собой ради других.

Ф. М. Достоевский критиковал социалистов, революционеров, нечаевщину, написал роман "Бесы", в котором осудил их поведение. И что же? Во многом он говорил то же. И он и они — коллективисты. Для него и для них личность только тогда личность, когда она жертвует собой ради других.

Порой утверждают, что героизм — чисто человеческое поведение. Смею заметить: это не так. Человеческий героизм имеет предысторию: самопожертвование животных. Ведь в основе героического поведения лежит самопожертвование. А оно, самопожертвование, имеет место как в человеческом обществе, так и в мире животных.

Вот пример такого самопожертвования: в одном зарубежном познавательном фильме, показанном по телевидению (11 дек. 2002 г.), описывается реальный случай самопожертвования курицы-наседки. На дворе, где гуляли куры и цыплята, вдруг все закудахтали и стали разбегаться: тревога, ястреб кружился и выбирал жертву. Куры стали прятаться по укромным углам и в курятнике. Цыплята одной курицы как ни в чем не бывало клевали (они были еще глупышами). Их мать-наседка была поодаль. И вот когда все разбежались, остались эти цыплята. Ястреб стал кружить над цыплятами. Тут подбежала наседка, подозвала их к себе и укрыла своим телом, прижавшись к земле. Ястреб, конечно, спикировал на нее и стал терзать. Потом он улетел. Хозяин фермы подошел к курице. Она лежала неподвижно. Цыплята стали выбираться из под нее. Фермер подумал, что она погибла. Он поднял ее и вдруг она зашевелилась. Курица была жива. Ее спасло густое оперенье. Инстинкт самосохранения уступил место инстинкту продолжения рода (в рассказе об этой курице говорилось, что она, пока не завела цыплят, вела себя как наседка, потерявшая своих цыплят, то есть не вполне нормально).

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Человек не отменяет биологию; она присутствует в нем, пользуясь гегелевской терминологией, в снятом виде. В биологическом смысле поведение человека строится как минимум на двух инстинктах: самосохранения и продолжения рода. Культура не отменяет их, а развивает и совершенствует, надстраивает над ними весьма сложное человеческое поведение, тысячи вариантов поведения, которые кажутся порой весьма далекими от непосредственных проявлений биологических инстинктов.

В героизме человека нет ничего сверхъестественного или противоестественного. По своим корням он всего лишь одно из проявлений инстинкта продолжения рода.

14.4. НОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В большинстве случаев человек не эгоист, не альтруист и не герой, в меру заботится о себе и других. Потому что большинство случаев — это ситуации, когда забота о себе, любовь к себе и забота о других, любовь к другим неразделимы, суть одно. Возьмем любовь мужчины и женщины. Она тем больше любовь, чем больше в ней взаимности. Любя женщину, мужчина любит себя, свои чувства, свою душу и тело. И женщина любит мужчину в значительной мере благодаря тому, что она любит себя и любит, когда ее любят.
Любое общение — а мы купаемся в общении, — это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Там, где общение односторонне, оно быстро затухает или еле тлеет…

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПОЭТОМ, ТО СОЧИНИЛ БЫ ОДУ, ПОЭМУ, ГИМН НОРМАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. В НОРМАЛЬНОСТИ ЕСТЬ ВСЁ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕРЗАТЬ, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ И РАДОВАТЬСЯ ЕЙ!

Цель педагогического опыта: формирование умений и навыков работы с текстом при подготовке к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Используя разнообразные виды деятельности:

1) сформировать умения воспринимать информацию текстов разных стилей и типов речи;

2) научить учеников, анализируя содержание читаемого текста, вычленять отдельно взятую проблему;

3) развить навыки в использовании различных приёмов для осмысления текста и вычленении в нём одной из проблем.

Виды деятельности при осмыслении и нахождении проблемы в тексте:

1. Коллективная деятельность учеников при работе в группах;

2. Работа в парах;

3. Индивидуальная работа учащихся с текстом. (При этом надо помнить, что всякое новое действие должно быть подготовлено).

Актуальность.

Актуальность данного опыта работы обусловлена трудностями, возникающими на практике при подготовке учащихся к написанию сочинения. Именно разнообразные приёмы работы с текстом являются основным видом деятельности учителя и ученика на этапе подготовки к формированию умений и навыков воспринимать информацию, анализировать, находить и выделять одну из проблем текста. Опыт работы по данной теме позволяет добиваться положительных результатов при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Приёмы осмысления учебных текстов и выделение в них одной из проблем:

1.Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам;

3. Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами;

4. Формулирование учащимися вопросов по материалам текста;

5. Выделение часто повторяющихся в тексте слов;

6 Работа с иллюстрацией к тексту;

7. Краткий пересказ текста.

Хочется отметить, что начинать готовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ нужно с 5 класса, так как данные приёмы работают и в среднем звене школы, необходимо лишь изменять тексты и задания, учитывая возрастные особенности детей и их индивидуальность.

ПРОБЛЕМА – сложный вопрос или задача, требующая решения, исследования

Проблемы могут носить разный характер: общественный, политический, личный, эстетический, педагогический, этический и т. д.

ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность проблем произведения

ТЕЗИС – главная мысль, которую автор старается обосновать

АРГУМЕНТЫ – это доказательства, подтверждающие тезис: факты, примеры, объяснения, утверждения

КОНТРАРГУМЕНТЫ – довод, опровергающий мысль автора

ТЕМА – главное, о чём хотел сказать читателю автор

ЭТИКА – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле

ЭСТЕТИКА – восприятие человеком прекрасного и его отношение к этому

ПОЛИТИКА – совокупность отношений между людьми в обществе, связанных с властью и управлением

ПЕДАГОГИКА – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека в соответствии с поставленными целями

КАРТОЧКА № 1

Нахождение проблемы в тексте по тезису и контраргументам

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности?(3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку.

(По Д. С. Лихачёву)

1. Прочти текст и найди тезис и контраргументы, которые выдвинул автор, запиши номера этих предложений без запятых

2. Опираясь на тезис и контраргументы, определи, какую проблему поднимает автор

КАРТОЧКА № 2

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли и чувства. И это всё благодаря языку.

1. О чём говорится в тексте?

2. Зачем, с какой целью создаются тексты подобного рода?

КАРТОЧКА № 3

Замена приведённых в тексте примеров автора своими примерами

Анфиса Дмитриевна Малухина по распределению приехала в наш посёлок в 1960-м и начала вести в нашем классе историю. Эти уроки и я, и все мои одноклассники помним до сих пор!

Мы постоянно делали и слушали интереснейшие доклады: по импрессионизму и по голландцам, по современной литературе и классической музыке. Ну и про кино тоже.

Анфиса Дмитриевна выделялась: красный диплом в институте, энциклопедизм, высокий рост, красота, коса до пят, аристократизм, юмор, щедрость!

Вы навсегда остались в наших сердцах, дорогая, любимая Анфиса Дмитриевна!

(По Н. Гарлановой)

1. Замени своими примерами описание любимого учителя. Как звали учителя? Чем этот учитель запомнился тебе и полюбился?

2. Подумай: почему ты полюбил этого учителя? Запиши

КАРТОЧКА № 4

Формулирование учащимися вопросов по материалам текста

Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей, и вы убедитесь, что это так! Они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением; им не надо слишком уж скрывать недостатки, не надо бояться насмешек и осуждения.

Эта любовь естественна. А потому не заметна, в ней нет ничего вымученного. Такие вот люди – всегда любимцы, они показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом…

1. Сформулируй 5 вопросов по тексту и запиши их

2. По своим вопросам сформулируй основную мысль текста и запиши её

КАРТОЧКА № 5

Выделение часто повторяющихся в тексте слов

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. (…)

Я бросил вёсла и смотрел на журавлей.

Сейчас на реке мне подумалось, что шедевры существуют не только в искусстве. Но и в природе.

(По К. Паустовскому)

1. Подчеркни в тексте слова, которые встречаются 3 раза

3. На основе подчёркнутых слов, определи проблему, которую поднимает автор?

КАРТОЧКА № 6

Работа с иллюстрацией к тексту

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

1. Прочти текст и рассмотри фотографию белки в лесу. Что ты почувствовал, глядя на фото?

2. Белочка- часть природы. Какие советы ты дашь, чтобы природа радовала нас и дальше. Запиши их

КАРТОЧКА № 7

Краткий пересказ текста

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает. что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестные нападают коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.(…)

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (…) Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

Читайте также: