Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике нам выпала удача сочинение огэ

Обновлено: 30.06.2024

Наверное, каждый человек знаком с таким понятием как предательство.

Оно может проявляться на совершенно разных уровнях, будь то какие-то серьёзные вещи или же мелочи. Но стоит ли прощать предательство или за него следует мстить? Таким вопросом задаётся автор прочитанного мною текста В.А.Солоухин, ставя тем самым проблему прощения.

Он раскрывает её на примере двух мальчиков. Из повествования мы узнаём, что рассказчика обидел его знакомый – Витька Агафонов, и за это наш герой хочет отомстить. У повествователя есть план, как наказать обидчика, но для этого нужно привести Витьку в нужное место. В момент, когда герой начинает воплощать задуманное – зовёт обидчика в лес – последний догадывается о том, чего повествователь хочет на самом деле: “Да уж… Я знаю, ты драться начнёшь.

Отплачивать”. Это сбивает рассказчика с толку. Ведь получается, что Витька и сам понимает, что поступил плохо, знает, что будет наказан. Выходит, что он раскаивается в совершённом. Герой говорит, что простил обидчика и не держит на того зла: ”Что ты, я забыл давно!”. Из повествования становится понятно, что Витька был рад этому, значит и прощение рассказчика имело для него не последнее значение. “А после моих слов он улыбнулся от уха до уха(рот у него такой как раз от уха до уха) и радостно согласился”. После случившегося герой уже не мог так легко решиться на месть, ведь выходило, что он сам предаст доверившегося ему человека. В конце концов мальчик приходит к решению простить Витьку, после чего испытывает облегчение на душе.

Позиция автора по данной проблеме выражена однозначно. Он считает, что нужно постараться понять оступившегося, почувствовать, раскаивается ли тот или нет, а уже исходя из этого принимать решение о прощении.

Сложно не согласиться с В.А.Солоухиным. Я разделяю его позицию и считаю, что только прощение и раскаяние способно дать человеку душевное спокойствие. Постараюсь доказать такую позицию примерами из художественной литературы.

Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого “Война и мир”. Одними из героев произведения являются Анатоль Курагин и Андрей Болконский. Первый, не задумываясь о последствиях, пытался бежать с возлюбленной последнего. После случившегося Андрей и Анатоль становятся врагами. Но во время Бородинского сражения герои попадают в один перевязочный пункт. Там, видя какие муки испытывает Курагин, Болконский чувствует сострадание к обидчику. Простив Анатоля, Андрей испытывает необычайное спокойствие и счастье.

Справедливость названной мной позиции подтверждается и в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой произведения – Родион Раскольников – совершает страшное преступление. Содеянное не даёт покоя юноше. Только добровольно сознавшись и раскаявшись Родион чувствует облегчение на душе. Несмотря на то, что Раскольников попадает в заключение, надежда на прощение даёт ему силы.

Подводя итог, хочу сказать, что прощение и раскаяние занимают в жизни человека важное место. Нужно уметь прощать, ведь от этого будет лучше не только провинившемуся, но и вам самим.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по рассказу

Составитель: Юдина Ю. В.,

студентка 205 группы.

познакомить учащихся с биографическими фактами жизни писателя;

вызвать эмоциональный отклик на произведение;

продолжить обучение анализу художественного произведения;

способствовать воспитанию в детях милосердия и умения прощать.

способствовать развитию связной речи, образного мышления;

Методы обучения: репродуктивный, эвристический.

Приемы обучения: выразительное чтение, беседа, словарная работа, работа с темой урока, стилистический эксперимент, словесное рисование, подбор цитат, создание проблемной ситуации, анализ языка пейзажа, кроссворд.

Тип урока: урок изучения художественного текста.

Текст учащиеся читали дома.

Выявление первичного восприятия текста:

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Ребята, любое произведение призвано поднимать какие-либо проблемы.

-Какие проблемы общества затронул в рассказе Солоухин Владимир Алексеевич?

-Чтобы узнать как внимательно вы читали рассказ, давайте разгадаем небольшой кроссворд.

Кем стали после похода в лес герои рассказа.

Какое чувство вызывает у героя обида?

Что порождает обида и злость?

Фамилия одного из героев рассказа.

Что почувствовал герой после удара в спину?

Как называется небольшой костер?

-Ребята, какое слово у нас получилось?

-Правильно, нужно уметь прощать и быть добрым и гуманным по отношению друг к другу.

Готовность детей к уроку

Рассказ понравился, так как главный герой все же простил Витю и не совершил ничего плохого

Чувство уважения, симпатии к главному герою и радости от того, что все закончилось хорошо: ребята стали хорошими друзьями

Проблемы милосердия, сострадания, гуманизма, дружбы, об умении прощать и быть добрым к ближнему.

III- этап подготовки к активному и осознанному восприятию нового материала

-Подумайте в течение урока почему тема нашего урока звучит именно так, раскрывает ли она основную мысль рассказа?

Задачи нашего урока:

познакомиться с автором произведения, это расширит наш кругозор;

рассмотрим проблемы, поднятые автором в рассказе

IV- этап усвоения новых знаний

Начнем с биографии

(работа с фотографией В. А. Солоухина).

- Что вы знаете о Владимире Алексеевиче Солоухине?

-Давайте узнаем о нем побольше фактов?

(доклад учащихся или слово учителя)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997)-поэт, прозаик. Родился 14 июня в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье.

Окончив школу, в 1938 - 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста.

Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

В 1946, опубликовав свои первые стихи в "Комсомольской правде" и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений "Дождь в степи" появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники "Журавлиха (1959), "Имеющий в руках цветы (1962), "Жить на земле (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее.

В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические.

Также Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.

-Вот какое лексическое значение нам дает Толковый словарь С. И. Ожегова:

МЕСТЬ - действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.

МСТИТЕЛЬ - тот, кто мстит, отомстил.

(словарная работа)

(стилистический эксперимент)

(Словарная работа)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

3. Анализ художественного текста

Проанализируем рассказ В. Солоухина .

Владимир Солоухин обращается к жанру новеллы.

- А что такое новелла?

Новелла (от итал. novella – новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

(словарная работа)

- Как вы считаете, кто главный герой и почему?

- Какое настроение у героя в начале рассказа?

-Почему настроение радостное?

( «Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

- Что за происшествие случилось на школьном участке?

– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

КАТЫШ-маленький круглый комок, скатанный из чего-н. мягкого.

(словарная работа)

- Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?

- Какое чувство овладело мальчиком?

-Как герой рассказа решает отомстить?

– Что испытывает герой, осуществляя план мести?

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Что означает слово КОВАРСТВО ? (Работа над лексическим значением слова).

Коварство - Склонность к хитрым и злым умыслам, прикрытым показною доброжелательностью.

– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом.

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

-Вы, наверное, при чтении обратили внимание на то, что, несмотря на небольшой объем новеллы, автор вводит в повествование описание природы.

-Найдите в тексте описание дня.

-Но меняется настроение героя, и нет уже прежних красок.

– Как вы думаете, почему?

-Какие выразительные средства вы встретили в новелле? Найдите в тексте и зачитайте. ( Анализ языка пейзажа)

– Какую роль они выполняют в тексте?

- А что автор нам рассказывает о Витьке Агафонове?

-Есть ли описание внешности?

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет?

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ.

– Следовательно, почему герой не отомстил?

– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести?

– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик?

– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте?

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и огля¬нувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.

(10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо.

(14)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (15)Витька посмотрел на меня подозрительно.

— (16)Да уж. (17)Я знаю, ты драться начнёшь. (18)Отплачивать.

— (19)Что ты, я забыл давно! (20)Просто пожжём теплинку.

(21)Между тем положение моё осложнилось. (22)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (23)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (24)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(25)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (26)Я так всё точно и живо вообразил, что спина опять заболела, и в горле опять остановился горький комок. (27)3начит, я накалился и готов к отмщению.

— (28)Смотри, смотри! — закричал Витька уже на горе, показывая на круглую норку. — (29)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (30)Давай раскопаем? (31)Может, там мёду полно.

(33)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (34)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

— (35)Айда за солью! — предложил Витька. — (36)Далеко ли овраг перебежать. (37)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(41)Мы принесли соль и два куриных яйца.

—(42)Теперь давай ямку копать.

(43)В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (44)Ну что же, вот и теплинка прого¬рела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен. (45)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой.

— (46)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (47)Помоемся там, а то вон как перемазались. (48)Водички попьём холодненькой.

(49)Ну вот, и попили, и умылись. (50)Делать больше нечего, надо идти домой. (51)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (52)Витька доверчиво идёт вперёд. (53)Его уши торчат в разные сторо¬ны: что стоит развернуться и стукнуть!

(54)Что стоит? (55)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.

(56)Да и злости я уже не слышу в себе. (57)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (58)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: — вечно он что-нибудь интересное придумает.

(59)Ладно! (60)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (61)А теперь — ладно.

(62)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. (63)И мы заходим в село как лучшие друзья.


Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.

Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом.

Главное развлечение наше состояло в том, что на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали шарик — кто дальше. Эти шарики (а иной раз шла в дело и картошка) летают так высоко и далеко, что кто не видел, как они летают, тот не может себе представить. Иногда в синее небо взвивались сразу несколько шариков. Они перегоняли один другого, все уменьшаясь и уменьшаясь, так что нельзя было уследить, чей шарик забрался выше всех или шлепнулся дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. Значит, вместо того чтобы бросить свой комок земли в небо, он подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась: так бывало всегда, когда приходилось плакать. Не то чтобы нельзя было стерпеть боль. Насколько я помню, я никогда не плакал именно от физической боли. От нее можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навертывались слезы на мои глаза от самой маленькой обиды или несправедливости.

Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: по-прежнему все собирали картошку; наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно.

В урочный день и час, на большой перемене, я подошел к Витьке. Затаенное коварство не так-то просто скрывать неопытному мальчишке. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь теплинку? Обычно уговариваешься об этом мимоходом, никакого волнения быть не может. На этот раз я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали.

Витька посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосенки, покраснели.

— Да уж… Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.

— Что ты, я забыл давно! Просто пожгем теплинку. А то, если хочешь, палки будем обжигать, а потом разукрасим их. У меня ножичек острый, вчера кузнец наточил…

Между тем положение мое осложнилось. Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

— Ну ладно, тогда пойдем.

На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы еще больше оттопырилось, так и просило, чтобы я по нему стукнул что есть силы.

— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. Его глаза горели от возбуждения. — Шмель оттуда вылетел, я сам видел. Давай раскопаем? Может быть, там меду полно.

— Надо вырезать острые лопаточки, а ими и копать землю. Нож-то захватил?

Живо-два мы вытесали себе по отличной лопаточке и стали рыть. Дерн тут был такой плотный, что мы сломали по одной лопаточке, потом вырезали новые, а потом уж добрались до мягкой земли. Однако никакого меда или даже шмелиного гнезда в норке не оказалось. Может быть, когда-нибудь здесь вправду водились шмели, только не теперь. А зачем лазил туда шмель, которого увидел Витька, так мы и не узнали.

На опушке леса в траве мы тотчас наткнулись на стаю рыжиков. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве. И хоть целый день грело солнце, они все равно были холодные, как лягушки. В большом рыжике в середке стояла чистая водичка, как все равно нарочно налили для красоты. Поджарить бы на прутике, да жаль соли нет. Вот бы славно поели!

— Айда за солью! — предложил Витька. — Далеко ли овраг перебежать? Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

Мы принесли соль и два куриных яйца.

— Теперь давай ямку копать.

В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. От огня земля нагреется, яйца в ней превосходно испекутся. Останется только подержать их в золе около горячих углей, чтобы немного пропахли дымком для вкуса.

Сначала мы зажгли небольшую сосновую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички и горела так, словно гореть для нее большая радость, то есть даже ничего нет на свете лучше, чем сгореть в нашей теплинке. Она вроде бы даже не горела, а плясала, как девчонка в ярко-красном платьице. (Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку.)

На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и теплинка наша разгоралась ровным, сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет, если даже не подкладывать в нее дров.

Когда мы раскапывали яйца, из земли шел пар — настолько она прогрелась и пропарилась. Надо ли говорить, что яйца упеклись на славу. Мы съели с ними остатки соли. Никогда я не ел яиц вкуснее этих. (Конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумает, даром что уши торчат в разные стороны.)

Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен… Что бы еще такое придумать, очень не хочется сразу идти домой.

— Бежим на речку, — говорю я Витьке. — Помоемся там, а то вон как перемазались. Водички попьем холодненькой. Бежим?

Все под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка. Мы по колено заходим в светлую текучую воду, которая очень холодна теперь, в конце сентября, наклоняемся над водой и пьем ее большими вкусными глотками. Разве можно воду из колодца или самоварного крана сравнивать с этой прекрасной водой! Сквозь воду видно речное дно — камушки, травинки, песочек. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые.

Ну вот и попили и умылись. Делать больше нечего, надо идти домой. Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. Витька доверчиво идет вперед. Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

Что стоит? А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка вечно он что-нибудь придумает. Придумал вот яйца стащить…

Ладно! Если он еще раз стукнет меня промежду лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! А теперь — ладно.

Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

Читайте также: