Влияние самооценки на становление личности сочинение

Обновлено: 05.07.2024

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

В раннем детстве круг общения ребенка сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Если родители любят, уважают ребенка, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у ребенка формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, т.к. чувствует уверенность в своих силах. В таких семьях его все время поддерживают и одобряют, т.к. все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители снижают самооценку ребенка, когда пытаются его поставить в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка в первую очередь послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенный, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что ОН ЗНАЧИМ, ценен для родителей.

Необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки :

Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.

Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут быть грубая речь, высокомерие, сарказм. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

Определение уровня самооценки ребенка

Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступеньках – это тревожный сигнал

Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?

Очень важно не торопиться с выводами.

Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу. В чем ты добился высоких успехов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Если у тебя недостатки?

Можно задать множество вопросов, которые позволят выяснить, искренне ли верит ребенок в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя.

Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то причин для волнения нет.

Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения.

Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.

Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И, наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому общая рекомендация такова: принимайте своего ребенка таким, каков он есть, со всеми недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Гост

ГОСТ

Самооценка — это степень оценивания индивидом самого себя, собственных положительных и отрицательных качеств, она представляет собой часть Я-концепции.

Понятие самооценки

Основной самооценки являются социально значимые ценности. Без них человек не способен осознать себя личностью, которая достойна уважения в соответствующем обществе в определенное время.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы самооценки

Неадекватная самооценка, по мнению психологов, — это всегда плохо. Она способна создавать дискомфорт и проблемы для самого человека и для его окружения. Тем не менее, винить его в неправильном представлении о себе, не всегда правильно. Самооценка формируется под воздействием нескольких факторов.

Среди неправильных действий взрослых, которые могут дать толчок развитию неадекватной самооценки, необходимо выделить:

  • Несправедливость (чрезмерность) наказаний;
  • Необоснованная или очень частая похвала;
  • Постоянное сравнивание с другими детьми в негативном ключе для отражения слабостей, неумений, непослушания;
  • Гиперопека, положение любимчика в школе;
  • Акцент внимания ребенка на его промахах и неудачах.

Детские психологи считают, что больше пользы приносит похвала и поощрение в целом, чем постоянные выговоры и наказания. Дело в том, что негативные эмоции любой человек, особенно ребенок, переживает более сильно, чем позитивные. Даже неприятные ощущения будут дольше храниться в памяти и сильнее влиять на человеческое поведение. Это сложилось в процессе эволюционного развития.

Мнение окружающих людей очень сильно воздействует на становление и развитие самооценки взрослого человека. Особенно это касается отношения социально значимых людей, мнение которых имеет большую важность.

Еще один фактор формирования самооценки представлен личностными факторами. На развитие самооценки воздействуют индивидуальные особенности человека, включая его своеобразие эмоций, темперамент, характер. Индивид с чувствительной психикой будет больше переживать по поводу своих неудач и оценок других людей, чем менее эмоциональные люди.

Человек с преобладающими чертами меланхолика склонен расстраиваться даже из-за небольшого случайного замечания. Он надолго его запомнит. Флегматики, как правило, даже не обращают внимания на замечания. Замкнутый и нелюдимый интроверт переживает из-за оценок окружающих меньше, чем общительный экстраверт. С другой стороны, экстраверты по причине склонности к демонстративному поведению всегда страдают от завышенной самооценки. Люди, которые избегают общения и предпочитают одиночество, нередко считают себя выше, чем другие. Они презирают окружающих людей и считают их недостойными общения с ними.

Коррекция самооценки в процессе становления личности

Возможность измененить свою самооценку в сторону более адекватного отношения к себе волнует многих людей. Особенно это присуще для зрелой личности и уже казалось бы состоявшихся людей. В этот период человек начинает понимать, что неправильная оценка собственных возможностей и сил помешает достичь успеха и негативно отразится на отношениях с окружающими.

Самооценка поддается даже самостоятельной коррекции. Но в особо запущенных ситуациях все-таки необходима помощь специалиста (психотерапевта или психолога-консультанта). Но проще всего заняться повышением самооценки, чем снижением неадекватно завышенной самооценки. Точнее, существуют условия, при которых самооценка снижается, но, как правило, они неприятны и даже травмируют личность. Если же человек осознает, что у него неадекватно завышенная самооценка, то он может посмотреть на себя критически. Следовательно, не такая уж и завышенная у него самооценка. В любом случае, такой человек уже на верном пути.

Существует множество советов по коррекции и повышению самооценки. В первую очередь человеку необходимо разобраться, в какой сфере он себя недооценивает. Надо определить то, что больше всего в себе не устраивает или то, чего ему не хватает для роста уважения к себе.

Вопросы для обсуждения: самооценка – определяющий фактор развития личности ребёнка; причины формирования той или иной самооценки; последствия низкой самооценки; определение уровня самооценки ребёнка; повышение уровня самооценки ребёнка.

Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребёнка; обратить их внимание на последствия низкой самооценки; рассказать о приёмах, помогающих повысить самооценку ребёнка.

I. Вступительное слово

Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшнего собрания. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор темы и настолько ли актуальна эта проблема в начальной школе.

Хочется надеется, что каждый из вас сможет ответить на этот вопрос, прослушав информацию по этой теме.

II. Самооценка. Что это?

От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании и развитии личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребёнка.

Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Если ребёнок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчинённом положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, чётко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребёнок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребёнок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки :

1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учёбы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребёнок себя чувствует.

2. Низкая самооценка не только искажает представления ребёнка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные учёные пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребёнок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

3. Если ощущение неполноценности терзает ребёнка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребёнок создаёт свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать путей их решения.

III. Определение уровня самооценки ребёнка.

Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребёнка.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребё нку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.

А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.

1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребёнок продемонстрировал высокую критичность, честность.

2. Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.

3. Принимая мнение ребёнка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нём есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребёнком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребёнка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребёнка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчёркивая его значимость.

4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребёнок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребёнок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребёнок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребёнок безошибочно угадал, интересен он или нет.

5. Вы должны быть готовы к тому, что ребёнок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребёнка делать выводы из ошибок.

6. Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоёвываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребёнка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учёбы, а не от заработанной оценки.

Что делать, если ребёнок видит себя на одной из верхних ступенек?

Очень важно не поторопиться с выводами.

Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребёнок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.

Если ребёнок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.

Но если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.

Участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и победе не обойтись. И чтобы ребёнок не возгордился, необходимо повторять: ты молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что ты лучше их во всем и они меньше тебя заслуживают уважения.

Лучше всего будет дать возможность ребёнку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.

Признав исключительность ребёнка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придётся винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

IV. Подведение итогов.

Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребёнка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упрёки, указания на ошибки и недочёты, выражение неудовольствия, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребёнка. Поэтому общая рекомендация такова: принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчёркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Проанализировав данные понятия, мы приходим к выводу о том, что самооценка-это функция регулирования деятельности в соответствии с тем как человек оценивает самого себя и свои действия, результаты своей деятельности, и в этой связи является условием формирования личности. Исходя из его индивидуальных особенностей, качеств и способностей индивида, которые он использует в различных видах деятельности и проявляет при взаимодействии с окружающими [4, с. 17]. Человек формируется как полноценная личность только в процессе общей деятельности и общения с людьми, соотнося свои желания и поступки с мнением окружающих. Выбирая конкретную цель и вид деятельности, человек также должен соотносить ее с уровнем своих способностей, иначе итоговый результат может не оправдать первоначальные ожидания, ставящие под сомнение возможности и способности человека в целом, которые напрямую влияют на самооценку личности.

В ходе практической деятельности формируется определенное отношение к самому себе, осознание уровня своих возможностей, и в последствии, самооценка и уровень стремлений позволяют направлять деятельность человека соразмерно определенным условиям.

Для развития личности огромное значение имеет выстраивание объективных отношений между потребностями человека, его желаниями и способностями, которые развиваются в процессе жизнедеятельности. Однако в данном случае может выступать затруднение с соотнесением способностей человека и поставленных задач, которые в ходе личностного оценивания не всегда могут быть объективными. В таком случае, может возникнуть противоречие: с одной стороны, выступает переоценивание своих собственных сил и возможностей, либо наоборот, происходит занижение способностей при более высоком уровне потенциала [2, с. 13]. Переход из одной крайности в другую формирует неблагоприятные условия для успешной самореализации человека и образовании объективного представлении о себе как неповторимой личности. С одной стороны, человек может стать надменным, не переносящий адекватной критики и с презрением относящийся к остальным, а с другой стороны, может быть слишком неуверенным в себе, своих силах, и эта неуверенность выступает огромной преградой на пути к полноценной самореализации личности.

В современной психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды самооценки [1, с. 192; 27, с. 37]:

Адекватная самооценка-это способность индивида к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности.

Адекватная самооценка позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать адекватную критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, и кроме этого, пытаться предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

Говоря об адекватной самооценке, необходимо упомянуть главный ее критерий-соотнесение способностей личности со своими достижимыми возможностями. Для того, чтобы человек ежедневно мог выполнять различные профессиональные задачи, ставить перед собой новые цели и создавать условия для их реализации, этот основной критерий является необходимым для достижения профессионального и личностного успеха. Для успешной реализации поставленных целей, критерий адекватности самооценки выступает в главной роли наряду с профессиональными и личностными качествами субъекта. Однако адекватная самооценка, в первую очередь, выступает в личностной сфере человека, благодаря которой субъект имеет целостное представление о себе, своих данных, возможностях, качествах, и в соответствии с главным принципом адекватности самооценки, имеет возможность к корректировке личностных качеств и улучшению их до приемлемого уровня [13, с. 41].

Другим критерием адекватной самооценки является исполнимость планов и целей человека. Человек с адекватной самооценкой постоянно ставит перед собой различные цели, строит планы, которые соответствуют уровню его возможностей; с уверенностью старается преодолевать препятствия на пути к реализации своих целей; уважительно относится к деятельности окружающих и воспринимает каждого человека как индивидуальную личность с определенным набором ценностей и качеств.

В другом случае, самооценка может быть необъективной, когда личное мнение человека не совпадет с мнением окружающих людей. В таком случае, следует говорить о том, что самооценка неадекватна. Неадекватная самооценка -это неспособность индивида к реальной оценке своих действий, восприятию собственной значимости и отсутствие устойчивой внутренней позиции [19, с. 87].

При неадекватной самооценке отсутствует объективное представление о своих возможностях, при которой человек сталкивается с препятствиями как в профессиональной, так и в личностной сфере; искажается восприятие окружающего мира, при котором отсутствует адекватное оценивание ситуаций и в большей степени присутствует эмоциональный компонент.

Также некоторые психологи выделяют иную классификацию самооценки.

Рассматривают общую самооценку-оценивание человеком себя в целом как с хорошей стороны, так и с плохой; и парциальную (частную) самооценку-оценивание своих результатов в конкретной деятельности [13, с. 5-18.]

Кроме этого выделяют актуальную самооценку, связанную с достигнутыми результатами; и потенциальную, выражающаяся в общих способностях человека [20, с. 75].

Также выделяют несколько уровней самооценки [4, с. 31; 33, с. 94]:

Нормальный уровень самооценкипри котором выступает объективная оценка личности свои реальных возможностей или невозможности чего-либо, выражающаяся в поведении, профессиональной деятельности и в коммуникативной сфере человека. Нормальный уровень самооценки характерен для уверенного в себе человека, ставящий для себя новые задачи и легко реализующий их в карьере и личной жизни. Данный уровень самооценки позволяет успешно адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Завышенная самооценкавыражается в искаженном и переоцененном представлении личности о свои достоинствах и возможностях. Завышенная самооценка относится к виду неадекватной самооценки, причина которой кроется во многих факторах, в первую очередь, в особенности стиля воспитания в семье.

Заниженная самооценкавыражается в неадекватном занижении потенциала и необъективной оценке личностных качеств субъекта. Заниженная самооценка, так же, как и завышенная, связана со стилем воспитания в семье, которая закладывает еще в раннем возрасте ребенка представление о самом себе.

Неадекватная заниженная или завышенная самооценка напрямую влияет на самосознание человека и уровень его притязаний [17, с. 203]. Человек с завышенной самооценкой чаще всего преувеличивает свои способности, болезненно реагирует на критику окружающих, яростно отстаивает свою позицию в спорных ситуациях и старается убежать от неудач. Неадекватная завышенная самооценка в первую очередь влияет на особенности отношения между людьми, поскольку человек, который отстаивает только свою позицию и не считается с мнением остальных, постоянно будет испытывать трудности в общении с окружающими, которые не захотят постоянно считаться с его мнением и будут отстаивать свою позицию, в результате чего две стороны будут испытывать большие затруднения в общении. Кроме того, результатом влияния завышенной самооценки являются трудности с самореализацией, причиной которых является избегание недостижимых целей из-за боязни потерпеть поражение, а также высокий уровень самоуверенности, побуждающий ставить перед собой труднодостижимые цели и получающие неудовлетворительный результат, которые зачастую не поддаются объективному самоанализу исходя из особенности данного типа самооценки.

Неадекватная заниженная самооценка также влияет на самосознание личности в целом. Человек принижает уровень своих способностей, свою значимость для других. Все свои результаты расценивает в большей степени как удачное стечение обстоятельств, либо проявление инициативы и помощи со стороны других людей. Неадекватная заниженная самооценка очень сильно влияет на процесс самореализации личности. Человек изначально выбирает для себя только те виды деятельности, в которых легко может добиться успеха, однако нередко это занижает настоящий потенциал личности, который зачастую не проявляется из-за внутренней скованности вследствие влияния заниженной самооценки. Кроме этого, заниженная самооценка влияет на особенности взаимоотношения и поведения с окружающими. Человек в большей степени проявляет свою пассивность, нежели активное стремление быть в центре коллектива; слишком чувствителен к критике, чаще всего испытывают неуверенность, особенно находясь в большом коллективе; с большим трудом устанавливает новые знакомства и взаимоотношения с окружающими [17, с. 223].

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что самооценка имеет большое значение в развитии личности. Именно она закладывает некий личностный фундамент, который помогает человеку иметь представление о себе в целом, разбираться в своих достоинствах и недостатках, а также выстраивать взаимоотношения с окружающими и ставить перед собой новые цели в профессиональной деятельности. Разные виды самооценки по-разному влияют на личность человека, его профессиональную деятельность и социальное поведение.

Неадекватная самооценка человека с завышенным или заниженным уровнем, влияет в первую очередь на самосознание личности, так как искажает представление о себе и своих возможностях, которая затем проявляется как в межличностном общении, так и в различных видах деятельности, и потому является неблагоприятным фактором.

Адекватная самооценка человека помогает добиться большего успеха в самореализации и формировании устойчивой внутренней позиции, потому что обладает способностью к объективной оценке личности и ее возможностей.

Далее имеет смысл рассмотреть, какие же факторы влияют на формирование того или иного уровня самооценки в младшем школьном возрасте.

Читайте также: