Влияние базовых потребностей на мотивацию человека сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Одним из наиболее интересных подходов к исследованию мотивационной сферы личности является теория, разработанная американским психологом, одним из ярких представителей гуманистического направления в психологии – Абрахамом Маслоу. Его теория относительно проста, универсальна и охватывает весь комплекс личностной мотивации.

Концепция мотивации и личности Абрахама Маслоу основывается на ряде идей о потребностях человека:

  • Потребности человека не имеют логического завершения. Как только удовлетворяется одна потребность, тут же появляется другая.
  • Для формирования у человека мотива к действию имеют значение только неудовлетворенные потребности. Если потребность удовлетворена, действие не предпринимается.
  • Потребности человека имеют свойство выстраиваться в определенном порядке в соответствии с предпочтениями конкретной личности. Есть потребности самые главные, менее главные, второстепенные, неважные.

Потребности в соответствии с концепцией мотивации и личности Абрахама Маслоу объединяются в пять групп:

  • потребности тела и физиологии: удовлетворения голода, жажды, сексуальный инстинкт и другие базовые потребности;
  • потребности в безопасности: физической и эмоциональной;
  • потребность принадлежности и любви: платоническая привязанность, духовное единение, дружба;
  • потребность в самоуважении: достижение успеха, автономии, признания;
  • потребность в самоактуализации: стремление к росту, самореализации, самовыражению, креативности.

Эти пять групп составляют пирамиду потребностей, выстраиваются снизу-вверх (см. рисунок 1). В соответствии с этим порядком происходит удовлетворение потребностей человека.

Рисунок 1 Пирамида потребностей

Для того, чтобы уяснить, как все это работает на практике, приведу следующий условный пример.

Допустим, человек испытывает потребность в еде, он не может в это время думать ни о чем, только об удовлетворении голода, и, соответственно, он мотивирован на поиск пищи. Поев (удовлетворив физиологическую потребность первого уровня), человек переходит к следующему уровню: ему необходимо ощущать безопасность и его действия будут направлены на поиск безопасного места. Важно, что пока человек не удовлетворит эту потребность, он не сможет перейти к следующему уровню мотивации. Но вот у человека есть крыша над головой, и он может не опасаться за свое здоровье. Далее, находясь в покое, человек чувствует потребность в сочувствии и сопереживании, в другом человеке, с которым можно войти в контакт. Человек начинает искать себе компанию. Найдя компанию (удовлетворив потребность третьего уровня), человек начинает испытывать потребность в самоуважении, в том, чтобы компания признала его статус, уделила ему внимание. После того как человек получает уважение других людей, у него появляется самая высокая потребность – потребность в самоактуализации, к реализации себя и своих потенциальных возможностей: производство, ремесло, творчество, все, что угодно. Мотивации на пятом уровне потребностей имеют бесконечное количество вариантов, поэтому достигая уровня самоактуализации, человек начинает бесконечно реализовывать свой внутренний потенциал в тех или иных формах.

Основным вкладом концепции мотивации и личности Абрахама Маслоу является доказательство того, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется какими-либо доминирующими потребностями.

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, регулирующих интенсивность его действий, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность при достижении целей. Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личностных целей, целей манипулятора, это основа управления человеком.

Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, и, следовательно, стремлением от него избавиться.

Мотивы формируются у человека под воздействием многих субъективных и объективных факторов – стимулов (stimulus – лат. заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных), в качестве которых могут выступать материальные предметы, действия других людей, возможности, надежды и многое другое. У отдельных людей реакция на одинаковые стимулы различна. Процесс использования стимулов для мотивации человека называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия человека должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, что он от стимулирования получает, сколько своей энергии он затрачивает на достижение поставленной цели.

Мотив – это внутренний стимул, внутренняя потребность, которая есть у людей. Это ваше желание. Ваше стремление. Ваша мечта. То, что хочет, к чему стремится, чего требует ваше тело и разум. То, чего вы хотите добиться, называется целью, стимулом или объектом. Мотив всегда внутри. У меня есть стремление нравиться, хочу, чтобы я нравился людям, чтобы меня любили, чтобы меня уважали. Потребности тоже внутри меня. Мне требуется пища, энергия, требуется воздух, вода. Некоторые из потребностей имеют самое решающее значение для физического здоровья организма. Некоторые – для душевного здоровья. Важно пользоваться уважением, быть любимым, иметь воду, воздух, пищу. Некоторые из имеющихся у нас потребностей почти целиком являются внутренними. Чувство, что меня уважают – внутреннее. Если я чувствую, что меня уважают другие, я чувствую это разумом.

Те стимулы, с помощью которых достигается согласованность интересов, целей и действий и которые побуждают отдельных индивидуумов отказаться от своих личных целей и с большим или меньшим желанием подчиниться целям манипулятора, называют побудительными мотивами. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделяет четыре основных вида мотивов деятельности личности:принуждение, денежное вознаграждение, солидарностьс целями манипулятора и приспособление целей манипулятора к своим целям.

Дж. К. Гэлбрейт привел примеры, которые поясняют суть этих мотивов. Представим, что человеку поручено выкопать канаву. Копание канавы для обычного человека работа неинтересная. Цель будет достигнута, когда канава будет полностью вырыта. Как же можно сделать так, чтобы человек отказался от своих личных устремлений в интересах манипулятора. Это можно сделать разными способами:

• манипулятор может заставить человека принять свои цели. За человеком с лопатой стоит манипулятор с дубинкой. Отказ человека согласиться с целями манипулятора приведет к отрицательному вознаграждению в виде наказания. Такого рода побудительный мотив называют принуждением;

• согласие с целью манипулятора может быть куплено: в конце канавы стоит манипулятор с деньгами. Согласие с целью манипулятора ведет не к отрицательному, а к положительному вознаграждению. Взамен – человек предлагает манипулятору свое время и умение. Это денежный мотив;

• если человек каким-либо образом связан с манипулятором, то он может прийти к выводу, что цели манипулятора выше его собственных целей, важнее его первоначальных намерений, и потому он примет участие в их осуществлении. Человек способен оценивать свои позиции относительно чужих позиций и воспринимать чужие цели как свои собственные. Такое восприятие не будет принудительным. Оно не куплено, хотя оно и не исключает вознаграждение. Такой побудительный мотив называется солидаризацией с целями манипулятора;

• человек может принять цели манипулятора не потому, что он ставит их выше собственных целей, а потому, что он надеется привести их в соответствие со своими целями. Участие в деятельности манипулятора для того, чтобы привести его цели в соответствие с собственными целями, является важным мотивом, называемым приспособлением целей манипулятора к своим целям.

Принуждение, денежное вознаграждение, солидарность и приспособление целей служат мотивами деятельности личности, как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Такое совместное влияние называют системой мотивов. Системы мотивов значительно отличаются друг от друга в зависимости от того, какие мотивы в них входят. Некоторые мотивы приходят в столкновение и тем самым нейтрализуют друг друга. Некоторые мотивы сочетаются слабо. Другие значительно усиливают друг друга.

Обсудим взаимоотношения между различными мотивами. Принуждение и денежное вознаграждение сочетаются различным образом. Те, кого принуждают участвовать в осуществлении целей манипулятора под угрозой наказания, обычно не получает положительное вознаграждение. Принуждение несовместимо ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если человека принуждают принять цели манипулятора, то вряд ли он, по крайней мере, до тех пор, пока он чувствует принуждение, признает их приоритет перед своими собственными целями. Точно так же принуждение несовместимо и с приспособлением. Если человек под угрозой наказания вынужден принять цели манипулятора, то он не будет действовать во имя этих целей и будет надеяться приспособить их к своим целям.

Мотив вознаграждения может сочетаться с принуждением. Это зависит от уровня вознаграждения и характера выбора, который имеется у данной личности. Если элемент принуждения значителен, то в этом случае мотив вознаграждения несовместим ни с солидарностью, ни с приспособлением. Если он незначителен, то другие мотивы вполне совместимы.

Отношения между солидарностью и приспособлением целей зависит и от темперамента; некоторые, связав себя с манипулятором, больше склонны воспринимать его цели, а другие – оказывать на них влияние.

Начнем обсуждение внутренних потребностей людей. Что движет людьми? Чего они хотят? Разумеется, они хотят выжить, хотят быть здоровыми, наслаждаться жизнью.

Существуют физические и нефизические потребности. Например, потребность уважения – нефизическая. Физической потребностью для нас может стать потребность сменить место работы, проживания, более удобное средство передвижения. Это типы физических потребностей. Есть осязаемые потребности – дотронуться до тех вещей, которые нам нравятся. Например, погладить кошку или собаку. Неосязаемые потребности – душевные. Это внутренние стимулы. Внутренние потребности тела обычно имеют стимулы вне тела, а некоторые в самом теле.

Обычно потребности разделяют на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими. Вторичные потребности по своей природе психологические. Поэтому можно сказать, что первичные потребности заложены в нас генетически, а вторичные приходят с опытом. Поскольку люди имеют различный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные. Потребности невозможно измерять или наблюдать. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Когда человек ощущает потребность в чем-либо, она побуждает в нем состояние устремленности к достижению цели. Целью в данном случае надо понимать средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает своей цели, его потребность становится удовлетворенной. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в будущем. Так как потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то манипуляторы могут создавать такие ситуации, которые позволили бы человеку выбирать типы поведения ведущие к достижению их целей и одновременно удовлетворяли бы потребности человека.

Существуют два типа поведения, которые определяются наличием у вас тех или иных потребностей. Один тип поведения характерен для ситуации, когда вы стараетесь удовлетворить свою потребность. Второй, когда вы уже как бы живете в своей потребности. У нас есть цель, и мы пытаемся ее достичь. Мы можем потерпеть неудачу. И тогда попробовать еще раз. Через какое-то время нам или удастся добиться своей цели, либо мы откажемся от дальнейших попыток, так как эта цель вне нашей досягаемости. Схема показывает, что у вас есть потребность. Она внутри вас. Она называется мотивом, стимулом, мечтой. Стремление достичь цели или реализовать желание побуждает к действию.

Можно выделить два вида поведения: когда вы пытаетесь достичь цели и когда вы фактически ее уже достигли. Например, вы хотите, чтобы вас ценили как бегуна-марафонца. И вы считаете, что, выиграв какой-то марафонский забег, вы завоюете всеобщее признание. Вы тренируетесь, бегаете, держите форму. Это называется поведением, направленным на достижение цели. Затем вы принимаете участие в забеге – это тоже поведение, направленное на достижение цели. Если вы победили, и люди кричат – вот победитель, значит, вы добились того уважения, которого хотели, и вы живете в состоянии достигнутой цели.

Мы все знаем, что может существовать несколько потребностей в одно и то же время. Та потребность, которая сейчас проявляется сильнее, и будет определять ваше поведение в данный момент. В этом случае потребность важная потребность управляет поведением человека.

Разделяют подсознательные потребности и осознанные потребности. Осознанная потребность та, которую вы представляете себе вполне определенно. Например, я хочу пить, дайте мне воды. Подсознательная потребность – та, которая определяет ваше поведение, но вы в этом не вполне уверены.

Подсознательная потребность иногда может управлять. Такие подсознательные потребности есть у каждого. В определенный момент человеком управляет одна потребность, но все может измениться.

Потребности могут очень быстро меняться местами. Ваша потребность в воздухе, когда вы дышите, появляется каждые три секунды. Если спросить людей, какая у них самая важная потребность, то никто не скажет, что им нужен воздух. Но если окунуть их головой в воду и подержать там, тогда они поймут, как важна потребность в воздухе. Вот почему говорят, что некоторые потребности являются подсознательными. Мы не думаем о потребности в воздухе до тех пор, пока нам его хватает.

Потребности могут исчезать по мере их удовлетворения. Иногда они становятся менее важными, так как появляются другие и приобретают первостепенное значение. Иногда потребность отпадает, так как мы отказываемся от нее.

Можно полностью разувериться в способности реализовать свое желание и тогда желание пропадает. Пусть вы имеете потребность утолить голод. Это ваша мотивация. Ваше побуждение или цель – достать пищу. Ваше поведение или действия, направленные на достижение цели – приготовить еду или пойти в кафе. Процесс употребления пищи – действие после достижения цели. Если вы не достанете еду, вы расстроитесь и умрете.

Слегка изменим схему рассуждений. Добавим понятия вероятности и доступности. Доступность означает, что можно получить что-то. Если чего-то нет в наличии, то это, естественно, не может управлять нашим поведением, так как мы и не пытаемся это получить. Но если что-то становится более доступным, тогда мы можем этого захотеть, и своими действиями будем стараться это получить.

Доступность влияет на наше поведение в особенности, когда доступность затруднена, сказывается она и на наших ожиданиях. Ожидание означает, что вы рассчитываете что-то получить. Доступность сказывается на наших надеждах получить что-то, а вероятность влияет на поведение или на мотивы. В схему рассуждений введем сумму прошлого опыта. Когда ребенку что-то хочется, он ведет себя соответственно. Если ему удалось добиться своего, то следующий раз он использует те же действия. Вы запоминаете действия, позволившие удовлетворить свои потребности и те действия, которые не привели к успеху. Естественно, вы выбираете те действия, благодаря которым вы добивались успеха в прошлом. Вы используете их в настоящее время и в будущем.


Закон уменьшающейся предельной полезности

Существует закон уменьшающейся полезности, который имеет эффект замедления и исчезновения бывшей позитивной полезности. Вы добиваетесь чего-то, а затем еще чего-то и это кажется вам все более хорошим. Но со временем, чем больше вы получаете, тем меньше радости или счастья приносит очередное приобретение.

Это относится и к другим вещам. Закон уменьшающейся предельной полезности означает: чем больше вы получаете, тем меньше удовольствия доставляет следующее приобретение. Надо учитывать и временной фактор. Фактор времени очень важен.

Вдыхая воздух, мы каждые 3 – 4 секунды получаем одинаковый балл счастья. Но, если мы задержали под водой дыхание на одну минуту, а затем выбрались на поверхность, то вдыхаемый нами воздух доставит нам куда больше радости и наслаждения. Закон уменьшающейся предельной полезности гласит: чем больше вы получаете, тем меньше радости или удовольствия вам приносят новые приобретения.

Манипуляторы знают, что нельзя постоянно поощрять человека одним и тем же способом. Если он похлопает человек по спине и скажет ему, что он хорошо работает, он очень обрадуется этому. Но если он станет каждые пять или десять минут хлопать его по спине – это будет его просто раздражать. Поэтому манипуляторы постоянно делают большой интервал между поощрениями. В этом тоже закон уменьшающейся предельной полезности.

Какие бывают исключения из закона уменьшающейся предельной полезности? Исключением может быть знание. Чем больше мы узнаем, тем с большим интересом овладеваем следующей порцией знаний.

Потребность – это испытываемое человеком на уровне сознания и/или эмоций нужда в чем-либо. Нужда может быть в приобретении /удалении чего-либо.
Мотив – это свойство субъекта поведения, являющееся устойчивым и побуждающим к совершению определенных действий.
Мотив – это опредмеченная потребность.
Цель – значимый для человека продукт его деятельности, к обладанию которым он стремится.
Цели могут быть близкими (тактическими) и дальними (стратегическими). Цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя иногда мотив и цель могут совпадать.
Мотив относится к потребности, а цель – к предмету, на который направлена деятельность и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в результат. Пример: цель: купить машину ;мотив: статус, деньги ;потребность: самореализация (свобода, власть, независимость). Часто мотив и цель могут совпадать (голод и булочка).
Мотивация – весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Включает в себя систему мотивов определенного человека и систему действий по активизации этих мотивов (стимулирование). Стимулирование – предъявление внешнего фактора или нахождение внутреннего интереса с целью проявления желаемого мнения, эмоционального отношения или поведения по отношению к задаче.
Мотивировка – разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которые не всегда соответствуют истине.
Мотивационную сферу можно оценивать по следующим параметрам:
1.широта – качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей.
2.гибкость – возможность удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера разнообразными мотивационными побудителями более низкого уровня (когда одно средство не удовлетворяет потребность и человек использует другие средства).
3.иерархизированность – строение каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Классификация потребностей
1.Иерархия потребностей Маслоу. Он выделил 5 уровней потребностей
Уровни
5.потребность в самоактуализации (покровительство) – на 10% Вторичные социальные потребности
4.потребность в статусе (уважение и признание) – на 40%
3.потребность в любви и принятии (человек нуждается в близких, доверит., интимных отношениях) – на 50%
2.потребность в безопасности (защита от угрозы, нападения, унижения) – на 70%
1.физиологические (дыхание, сон, пища, вода, секс, физ.здоровье) среднестатистически удовлетворяются на 85%.
Если человек дошел до уровня самоактуализации (прошел все уровни), последовательность этих уровней теряется.

Различают два основных типа мотивации: от и к, или метод кнута и пряника. Также различают:

индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
и т. д.
групповые
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание присущей данному виду структуры сообщества
и т. п.
познавательные
исследовательское поведение
игровая деятельность
Мотив власти стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет/Википедия/.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



5.Эволюционное развитие потребностей………………………………….9

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Потребности и мотивы неразрывно связанны между собой. Мотив,
связан с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, направленной на ее удовлетворение.

Актуальные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Классификация мотивов осуществляется: по видам потребностей, по степени их осознанности. Выделяются системы мотивов: интересы; неосознанные побуждения (установки, влечения). Для формирования мотивов важен результат индивидуализации способов удовлетворения' потребностей. Например, потребность во власти можно удовлетворять, заставляя сына по десять раз переписывать домашние работы, а можно — отдавая приказы уничтожить поселки и города. К факторам, определяющим ход индивидуализации, относятся:

• конкретизация способа удовлетворения потребности;

• ментализацня — отражение в сознании содержания потребностей, творческий поиск идеального способа удовлетворения;

• социализация — подчинение способа удовлетворения потребности определенным ценностям культуры.

В современном менеджменте существует несколько подходов к определению понятия мотивации, отличающихся своими акцентами и степенью детализации. Мотивация – это:

• совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий;

• совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей;

• процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации;

• деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах;

• органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом этого поведения являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации.

Основные понятия теории мотивации – это потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение. Специалисты по психологии говорят, что человек испытывает потребность, когда физиологически или психологически ощущает недостаток чего-либо. Потребности человека крайне трудно поддаются изучению, так как их невозможно наблюдать или измерить, о существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей.

Потребности имеют индивидуальное проявление, т.е. возникают и находятся внутри конкретного человека. Потребности имеют огромное влияние на человека, но при этом возникают они как осознанно, так и неосознанно, и далеко не все потребности осознаются индивидом. Следом за потребностью у человека возникают мотивы.

Мотив – это то, что побуждает человека действовать определенным образом. Мотив, также как и потребность, находится внутри человека, имеет индивидуальный, персонифицированный характер и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Но в отличие от потребностей мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на свои мотивы вплоть до их устранения.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Потребности делятся на две основные группы: психические (духовные) и физиологические (биологически обусловленные). В ходе развития человека они дополняются совокупными (сдвоенными) и сознательно-социальными потребностями.

Психические и физиологические потребности противоположны по своему назначению. Психические потребности призваны развивать потенциал Души. Стимулировать, развивать Творчество, вести к истокам рождения и восстановлению Души в единой структуре Мироздания. Задача физиологических потребностей это обеспечение полноценного, безопасного функционирования организма. Физиологические потребности по своей сути эгоцентричны.

Потребности имеют свою структуру в виде пирамид. Наиболее важной является вершина и от неё спускаются, следующие по значению уровни.

Пирамида психических потребностей

Вершиной этой пирамиды является потребность в соединении с Богом-Творцом (Разумом). Второй уровень составляют потребности в самосовершенствовании и творчестве. Третий уровень это потребности в ориентации и специфической безопасности.

Пирамида физиологических потребностей

Вершиной пирамиды является потребность в безопасности. Второй уровень составляют потребности в ориентации, здоровье и энергообмене. Третий уровень это потребности в отдыхе, игре (общении), лидерстве и хитрости. Четвёртый уровень состоит из потребностей в свободе, половые и в коллективизме.

Эти две основные группы потребностей составляют основу мотивационного, бессознательного поведения человека, не всегда осознаваемую самим индивидом.

Сталкиваясь между собою в предварительном сознании, они могут образовывать временные связи для решения текущей задачи. А при частом повторении могут образовывать совокупную потребность.

Для определения мотива сознательных поступков необходимо учитывать дополнительные факторы. К которым относятся шкала жизненных ценностей, включающая в себя большую группу социальных потребностей и личную пирамиду потребностей индивида.

Социальные потребности это все потребности определяемые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например: Для обеспечения процесса еды (основной потребности), социальными потребностями будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и т.п. факторов определяющих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, определяемых обществом как необходимые, может определять его социальный статус в обществе.

Появление сознательной социальной пирамиды потребностей зависит от наличия коллектива и его стремлений. Каждой группе будет соответствовать своя собственная пирамида и её вершиной будет наиболее ценная (важная) для этой группы потребность. Эти пирамиды могут изменяться в течении времени под воздействием ряда факторов. Например: взросление всей группы, развитие группового интеллекта, изменение интересов, повышение статуса группы в более большом коллективе и т.п.

Разность социальных пирамид между группами приводит к непониманию или столкновению интересов и как следствие к различным конфликтам. В том числе конфликту между поколениями, различным противостоянием и войнам.

Количество сознательных, социальных пирамид у одного индивида определяется количеством коллективов, в которых он участвует. Однако это участие должно быть продолжительным и образовывать связь индивида с целями и задачами группы. В противном случае социальная пирамида для индивида будет носить только информативный, необязательный характер. Следовательно, индивид будет ею пренебрегать, и его поступки будут носить антисоциальную направленность в некоторых случаях. Наиболее сильными для индивида являются те социальные пирамиды, в которых он развивается, воспринимая себя частью единой группы.


Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.

Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют отдельный мотив, потребность или влечение как “единицу” мотивации. Слово мотив по своему происхождению – приводящий в движение.

Мотивация = направленность к действию + энергетический компонент.

Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив). Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление.

Развитие потребностей – это одна из генеральных линий эволюционного развития жизни. Потребности современного человека не остаются на уровне исходных нужд, которые задаются самой организацией жизни и являются достаточно постоянными. Потребности, находящиеся на более высоком уровне развития, удовлетворяются на основе специальных механизмов собственной активности. Развитие потребностей означает перехват инициативы в обеспечении собственных нужд, расширение сферы непосредственного контроля за условиями существования, возможность завладения новыми, менее благоприятными средами обитания, т.е. уменьшение зависимости от среды.

В то же время среда остается необходимым элементом жизненного процесса организма, поскольку блага, необходимые организму, находятся вне его. Механизмы активного удовлетворения нужд должны ориентироваться на условия существования, учитывать их.

Однако сами эти механизмы становятся источником формирования новых потребностей. По мере своего развития и совершенствования они начинают требовать специальных условий. Например, стабилизация теплового режима в пределах индивидуального организма, создающая более благоприятные условия для жизненных процессов, предполагает потребность в определенной температурной среде.

Эффективные преимущества дают организму органы и приспособления, способствующие сохранению жизненно важных констант. Для многих теплокровных таким относительно пассивным приспособлением является внешнее покрытие тела (шерсть, оперение), имеющее, кроме других защитных функций, также и назначение термоизолятора. Сохранение физических свойств такого покрытия иной раз, например у водоплавающих, требует сложной и тонко координированной активности. Это значит появление новой потребности, производной от других потребностей и от органа, который она обслуживает. Таким образом, в филогенезе возникают потребности, производные от других, более ранних потребностей.

Взаимосвязанность потребностей, при которой удовлетворение одной из них является средством для удовлетворения другой, характерна и для онтогенетического развития. В.С. Магун (1983) выдвинул положение об инструментальной соподчиненности потребностей. Он выделил конечные потребности , или потребности первого порядка , обеспечивающие достижение непосредственно необходимых благ, и потребности второго порядка, обеспечивающие достижение благ, которые являются средствами для удовлетворения потребностей первого порядка, и т.д.

Развитие потребностей имеет место в процессе их автономизации, а также возможной направленности механизма удовлетворения одной и той же потребности на обеспечение разных нужд. Так, механизм агрессии у птиц актуализируется и в территориальном поведении, и при построении гнезда, и для защиты птенцов, т.е. данная инструментальная потребность является достаточно гибкой, подключаясь по мере необходимости к любому этапу удовлетворения конечной нужды.

Далее потребность кормиться и потребность кормить предполагает уже двух индивидов, в чем можно видеть специфическое проявление принципа распределения функций между организмом и средой в удовлетворении жизненных нужд (кошку для котят и котят для кошки можно рассматривать как особые объекты среды).

Здесь потребность определяет активность обеих сторон взаимодействия, то есть носит “социальный” характер, выходя за пределы изолированного индивида.

Для многих видов животных необходим постоянный контроль за окружением, чтобы не быть застигнутым врасплох врагом или, наоборот, чтобы заметить неосторожную жертву. Существует необходимость также и в том, чтобы настроить на определенный уровень активации мышечный аппарат, время от времени встряхнуть с шерсти или оперения пыль и т.п. Таким образом, наряду с четко оформленными потребностями, организующими сравнительно сложное специфическое поведение, существует множество более простых по своей организации и поэтому менее заметных, но не менее значимых в приспособительном отношении “мелких” потребностей. Они актуализируются эпизодично в свободное от сложных видов деятельности время и приводят к выполнению отдельных действий, которые, иногда без заметной системы, в совокупности обеспечивают удовлетворение некоторой нужды.

Простота таких потребностей обманчива. Что может быть естественнее и, казалось бы, проще того, как живое существо время от времени без видимой нужды меняет положение тела? Назначение этих действий заключается в перераспределении общей нагрузки по двигательному аппарату, предохраняющем от переутомления отдельные мышцы, а также сосуды и нервы от слишком длительного пережатия.

Между нуждами и потребностями существуют разнообразные соотношения. Некоторая система нужд может стать основой для развития различных потребностей. Так, способ потребления воды и кислорода для животных, существующих в водной среде, прямо-таки противоположен тому, каким пользуются обитатели, скажем, пустыни. Однако и среда однозначно потребностей не определяет, обычно допуская разные способы присвоения содержащихся в ней благ. Среда определяет ряд возможных способов удовлетворения потребностей, а то, каким из них воспользуется эволюционный процесс, зависит от многих факторов – предшествовавших тенденций и общего уровня развития данной формы жизни, наличия межвидовой конкуренции и т.п. Обобщенно говоря, потребности являются продуктом эволюционного развития системы организм – среда.

Воссоздать картину взаимодействия факторов, оказывавших влияние на эволюционное формирование потребностей, непросто. Но этот процесс завершается определенным продуктом – теми или иными морфологическими или функциональными изменениями в организме, от которых зависит поведение, обеспечивающее присвоение благ. По итоговым продуктам и их поведенческим проявлениям мы можем ознакомиться с динамикой эволюционного процесса обеспечения жизненных нужд. Все сказанное позволяет заключить, что именно механизмы удовлетворения нужд и потребностей наиболее детально и прямо раскрывают их реальное содержание.

Актуализировавшаяся потребность – это потребность, порождающая то или иное эмоциональное отношение к отражаемым явлениям и этим отношением указывающая на нечто хорошее или плохое в мире, подлежащее усвоению, сохранению, избеганию или уничтожению. Это возможно в том случае, если предмет, отвечающий потребности, отражается субъектом. Но как представляется в психике потребность, когда такого предмета нет, а она тем не менее нуждается в удовлетворении?

Ответ на этот вопрос предполагает выделение двух характерных случаев.

Во-первых, ряд потребностей получает непосредственное, “внутреннее” отражение, не проецируемое на образ внешнего мира. Таковы переживания голода, жажды, удушья, раздраженности и т.п. “Предметом” в данных случаях являются интероцептивные ощущения, обычно плохо дифференцируемые. Функциональное назначение такого диффузного, необъективизированного отражения потребностей можно показать на примере состояния тревоги, которое возникает при неопределенной опасности (в незнакомой местности, при лишении привычных средств защиты) и вызывает блокировку других потребностей и специфическую поисковую активность, направленную на выявление источника опасности. Непосредственное переживание потребности служит привлечению к ней активности субъекта. Из-за отсутствия предмета такая активность не может быть определённо направлена, поэтому она состоит в поисковых пробах, сравнительно неупорядоченном поведении, иногда только в настороженности: когда беспокоит голод, а пищи заведомо нет, ничего больше делать не остается.

Во-вторых, существуют случаи, при которых потребность обнаруживает повышенную готовность вызвать эмоциональные переживания при нарушении необходимых для нее условий, т.е. при появлении некоторого предмета или воздействия, означающего такое нарушение или предупреждающего о его возможности. Речь идет о потребностях, для удовлетворения которых достаточно сохранять уже имеющиеся блага, например жилище, территорию, потомство ит.п. В активной презентации таких потребностей, естественно, нет необходимости, так как достаточно, чтобы субъект получал сигналы только о нарушениях условий – о покушении на территорию, об угрозе детенышу и т.п.

Из данного реферата можно заключить, что мотив и потребность две составляющие единого целого.

Мотив, является своеобразной движущей силой, которая направляет нас на удовлетворение потребностей, в какой бы форме они не выражались. Эта движущая сила перетекает в мотивацию, определяя совокупность всех движущих сил, действующих на человека, для удовлетворения тех или иных потребностей. Так же мотивация действует на окружающих людей, в первую очередь как своеобразных помощников, для удовлетворения личных потребностей. Т.е. человек готов на многое, чтобы удовлетворить потребность, даже оказывать влияние на окружающих людей.

Мотивация- это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.

Стимулирование- целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его активность.

Мотивы— обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности.

Идея стимулирования основывается на том, что любые действия работника должны иметь для него определенные последствия, в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.

Положительные последствия увеличивают вероятность продолжения желательной линии поведения; отрицательные — уменьшают; отсутствие последствий обычно ведет к медленному затуханию активности (не зря лучший ответ дразнящим — не обращать внимания). При этом, на одинаковые стимулы разные люди реагируют по-разному и с различной степенью интенсивности.

Цель стимулирования не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями.

Таким образом, добиться желаемого поведения можно двумя путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации или воспользоваться внешней с помощью стимулов.

По содержанию стимулы бывают экономическимии неэкономическими.

Суть экономическихсостоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы связаны с теми потребностями, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Такие стимулы могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

Максимизация собственной выгоды может иметь для человека отрицательный результат даже с той точки зрения, что некоторые цели, например в политике или личной жизни, могут быть достигнуты путем жертвования материальной выгодой.

Антуан де Сент-Экзюпери

Первоначальные теории мотивации

Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.

Первым роль потребностей в деле стимулирования труда оценил основоположник научного менеджмента Фредерик Тейлор. Он сформулировал теорию мотивации, в соответствии с которой поступками людей движет желание удовлетворять возрастающие потребности, поэтому они заинтересованы зарабатывать деньги. Это обеспечивалось стимулирующей системой оплаты труда, предполагавшей повышенное вознаграждение за перевыполнение норм выработки (что и давало возможность более полно удовлетворять потребности) и пониженное в случае их невыполнения. Это заставляло большинство людей работать на пределе возможностей.

Однако эксперименты в Хоторне не дали модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побудительные мотивы к труду.

Психологические теории мотивации труда появились гораздо позднее. Они возникли в 1940-х годах и развиваются в настоящее время.

Современные теории мотивации

Современные теории мотивации разделяются на содержательныеи процессуальные.

Содержательные теориимотивации основываются на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации

· теория иерархии потребностей Маслоу

· теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Теория потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

1. Физиологические потребности являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем- потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.


Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Читайте также: