Верь в звук слов смысл тайны сочинение рассуждение по высказыванию поэта в брюсова

Обновлено: 27.04.2024

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?

И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
" Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. "

Звуко-цветовой анализ поэтических текстов. Анализ звуковой и цветовой организации стихотворения Маяковского "К ответу!" и А.С. Пушкина "К Чаадаеву!". Творческая работа по отображению звуковой организации предложенных текстов с помощью красок на бумаге.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.12.2013
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

обучающихся третьей ступени образования

"Ступень в будущее"

Верь в звук слов: Смысл тайн в них… (опыт сравнительной эвфонии)

Автор: Вартеванян Валерия Григорьевна,

ученица 11а класса МАОУ СОШ №8

Руководитель: Стадник Лена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Ямало-Ненецкий автономный округ

У каждого слова есть значение. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

С этой точки зрения мы решили обратиться к художественным произведениям и выяснить, есть ли связь между звуковой организацией и смыслом текста.

Цель настоящей работы - выявить различия в звуковой организации близких по тематике текстов, принадлежащих перу разных поэтов.

В качестве объекта определены тексты стихотворений А.С. Пушкина "К Чаадаеву" и В.В. Маяковского "К ответу!", которые можно определить как послание и призыв. Предметом исследования является звукобуквенная организация данных текстов.

В соответствии с поставленными целью и задачами в работе были использованы метод анализа научной литературы, метод анкетирования, статистический метод, метод аспектного анализа, а также анализ и синтез собранных материалов,

Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных занятиях, как учителем, так и учащимися.

В результате работы мы увидели, как поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создавать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

1. Звуко-цветовой анализ поэтических текстов

1.1 Анализ стихотворения Маяковского "К ответу!"

1.1.1 Анализ звуковой организации

1.1.2 Анализ цветовой организации

1.2 Анализ стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву!"

1.2.1 Анализ звуковой ор ганизации

1.2.2 Анализ цветовой организации

2. Исследовательск ая часть

Введение

Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что такое, а не иное значение, содержание слова связано с такой, а не иной звуковой, фонетической формой его?

У слова есть значение -- это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

С этой точки зрения мы решили обратиться к художественным произведениям и выяснить, есть ли связь между звуковой организацией и смыслом текста.

Для анализа мы взяли тексты известных поэтов Александра Пушкина и Владимира Маяковского, творчество которых никогда не рассматривалось в сопоставлении, поскольку трудно обнаружить точки их соприкосновения.

Пушкин и Маяковский - две противоположные личности, у них абсолютно разные взгляды на жизнь, это и сказывается на их творчестве. Образы стихотворений Пушкина мы привыкли ассоциировать с чем-то романтичным, звучным, мягким и нежным. Напротив, стихотворения Маяковского отличаются своей резкостью, твердостью и серьезностью. Их стихотворения создают контраст, на фоне которого мы можем заметить различие и в звуковой организации.

Выявление звуковых приемов, использованных Пушкиным и Маяковским в своих стихотворениях, мы проведем через наблюдение концентрации звуков в численном сравнении. При работе над данной темой мы взяли за основу методы и идею, предложенные знаменитым филологом А.М. Пешковским, для выявления звуковых приемов он предлагает числовые сравнения. Сделав транскрипцию отрывков бытовых разговоров, Пешковский получил тот эталон и массив в 10 000 звуков, с которым можно сравнивать художественную речь [5]. Методами Пешковского стали пользоваться только спустя 40 лет, это объясняется многолетними гонениями на формализм, куда входили математические методы, а с другой стороны, обследование звуковой ткани текстов требует внимательности и хорошего владения навыками звукового анализа, с чем пришлось столкнуться и нам в ходе выполнения работы [2].

Звуковая организация стихотворного произведения является частью общей системы художественных средств, имеющая не менее выразительности, чем остальные компоненты. А.М. Пешковский в своей работе пытался дать объяснение звуковой инструментовки или звуковых записей, т.е. о каком-то индивидуальном подборе или расположении звуков, прежде чем приводить это в связь то с содержанием произведения, то с общими законами благозвучия [5].

Работа Пешковского послужила объективной меркой при исследовании нами благозвучия стихотворений Пушкина и Маяковского, сравнении их между собой с точки зрения звуковой организации. Кроме этого мы обратились к цветовой организации названных текстов. При этом мы опирались на книгу известного лингвиста и кибернетика А.П.Журавлева [3].

Таким образом, цель нашей работы - выявить различия в звуковой организации близких по тематике текстов, принадлежащих перу разных поэтов.

Для реализации данной цели необходимо было решить ряд задач, а именно:

1. Изучить эталон звуковой организации А.М. Пешковского.

2. Сделать анализ звуковой организации текста на основе метода А.М. Пешковского.

3. Сделать анализ цветовой организации текста на основе метода А.П. Журавлева.

В качестве объекта определены тексты стихотворений А.С. Пушкина "К Чаадаеву" и В.В. Маяковского "К ответу!", которые можно определить как послание и призыв. Предметом исследования является звукобуквенная организация данных текстов.

Мы предположили, что в творчестве диаметрально противоположных поэтов и звуковая организация их произведений должна диаметрально различаться.

В соответствии с поставленными целью и задачами в работе были использованы метод анализа научной литературы, метод анкетирования, статистический метод, метод аспектного анализа, а также анализ и синтез собранных материалов,

Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных занятиях, как учителем, так и учащимися.

Цели исследования определили структуру работы: введение, две главы, заключение и список литературы, включающий семь наименований, а также список использованных интернет - ресурсов.

1. Звуко-цветовой анализ поэтических текстов 1.1 Анализ стихотворения Маяковского " К ответу! " 1.1.1 Анализ звуковой организации

Сначала мы сравнили соотношение гласных и согласных звуков и обнаружили следующую картину: в разговорно-литературной речи гласные составляют 42,3%, согласные 57,7%, у Маяковского гласные составляют 45,4%, а согласные 54,6%. Различие составляет 3,1% [5]. Отсюда приходим к выводу, что звучность "К ответу!", в общем, не отличается от нормальной звучности русского языка.

Затем мы рассмотрим отклонения от нормы гласных: ударных и безударных. У А.М. Пешковского их соотношение составляет 37% ударных и 63% безударных. В стихотворении Маяковского эти соотношения составляют 43% и 57% [5]. А так как безударный гласный - это гласный более слабый, то отсюда следует, что и по силе звучания стихотворение Маяковского не намного отступает от нормальной литературно-разговорной речи.

Мы взяли во внимание, что звучность речи зависит не только от соотношения гласных и согласных, ударяемых и неударяемых звуков, а еще от качества гласных и согласных. Звучность гласных представляется в такой последовательности (по А.М. Пешковскому):

-гласные нижнего подъема ([а])

-гласные среднего подъема ([о, э])

-гласные высокого подъема ([и, ы, у])

Из согласных наиболее звучными являются: сонорные ([р, л, м, н, й]), шумные звонкие, шумные глухие.

Сравнение текста "К ответу!" с данными А.М. Пешковского показало следующее распределение:

Наименее звучные гласные распределены примерно одинаково: в разговорной речи они составляют 38% всех гласных, а у Маяковского 24,2%, что составляет весьма большое расхождение. Также гласные средней звучности занимают большое место: 52% при обычных для разговорно - литературной речи 36,5%. Соответственно понижается удельный вес гласных высокой звучности (по Пешковскому 25,5%, а у Маяковского 23,8%) [5]. Таким образом, мы вправе сделать вывод, что в отношении гласных стихотворение Маяковского звучнее, чем обычная речь.

Иначе звучат согласные. В разговорной речи сонорные составляют 28,4%, шумные - 71,6%. В стихотворении "К ответу!" содержание шумных повышается до 68,7% с соответственным понижением сонорных - 31,3% [5]. Отсюда следует, что стихотворение "К ответу!" по фонетическому составу в общем не отличается от обычной литературной разговорной речи. А это незначительное понижение идет за счет шумных согласных, которые встречаются в стихотворении наиболее часто.

Если же взять весь звуковой состав "К ответу!" в целом, то картина будет такова (в %):


Существует мнение, что фонетика один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Считаю, что именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для проведения различных языковых игр и организации исследовательской деятельности учащихся. Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение остроумной версии - задача увлекательная. Так начинается исследование. Темы работ моих учащихся самые разные и берут свое начало обычно с уроков русского языка и литературы.

^ Цели урока:

Образовательная: раскрыть выразительные возможности фонетического строя русской речи; научить выявить роль согласных звуков в создании поэтического образа.

Развивающая: способствовать формированию коммуникативных способностей обучающихся, развивать навыки работы в группе.

Воспитательная: воспитывать уважение к богатству русского литературного языка, помочь в овладении учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Средства обучения:

2. Раздаточный материал.

3.Толковый словарь, орфографические словари.

I. Вступительное слово учителя. (Слайды № 1- 4)

Ребята! Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолета, звон металла, лай собаки, пенье птиц, раскаты грома, шелест листьев…Окружают нас и особые звуки, которые ни с чем не сравнить. Какие это звуки? Верно, звуки речи. Ведь только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение. Скажите, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов? (Оказывается, всего 42). Какой раздел науки о языке изучает звуки и буквы? (Фонетика).

Русский язык могуч своим звуковым составом. Как мы знаем, звуки делятся на две неравные группы. На какие? А почему группы неравные? Да, большую из них образуют согласные, а меньшую - гласные. Согласных звуков обычно бывает в 3-5 раз больше. Но, ребята, есть на земном шаре и такие языки, в которых количество и гласных и согласных звуков иное. Например, если взять язык острова Рапануи (Полизения), то в нем согласных оказывается всего 9, гласных –5. Вот потому на географической карте Тихого океана часты певучие, звучные названия, иногда почти из одних гласных: Тубуаи, Мангаиа, Папеэте, Эиао. Как видите, в примерах преобладают гласные звуки. Например, в гавайском языке 5 гласных и 8 согласных. В этом языке возможны слова, состоящие только из гласных звуков: например слово оиаио, что по-гавайски значит правда.

^ II Экспериментальная работа

Так кто же главнее - гласные или согласные? Объясните, почему вы так считаете? (Согласные более отчетливо подсказывают полный звуковой состав слова). Значит, более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.

Значит, у звуков свои тайны.. Вам хочется раскрыть эти тайны? Давайте попробуем сформулировать проблему нашего урока. ^ Какие тайны у звуков?

Итак, как вы заметили, согласные звуки более отчетливо подсказывают и полный звуковой состав слова. Также при произнесении звуков возникают различные впечатления и образы. Давайте понаблюдаем за звуками [г], [л] и [р] в хорошо известном стихотворении Ф.И.Тютчева ( запись текста на доске):

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Какое настроение создается у вас при чтении этого стихотворения? Постарайтесь ощутить звуки громовых раскатов. Какие звуки в этом помогают? (Здесь в каждой строчке есть слова со звуком [г] и [р].) Они и создают великолепный звуковой образ весенней грозы. В вашем представлении [ р] какой? (Грозный, страшный, сильный, могучий).

Ребята, всем вам знакомо имя основателя якутской советской литературы Платона Алексеевича Ойунского. Когда поэт впервые увидел Черное море, у него родились стихи, ритмика которых удивительно напоминает ритм самого моря (запись текста на доске).

В данном отрывке море какое? (Сердитое, неспокойное, бурное). Что вы еще заметили? ( В отрывке много слов, в которых повторяется один и тот же звук [р]. Они передают нам шум волн и грохот морского прибоя). Получился очень звучный стих. Значит, и в якутском языке звук [р] передает шум, грохот.

Значит, звонкий, дрожащий, упругий звук [р] связывается в нашем сознании с чем? Да, во многих случаях со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона. У поэта А. Прокопьева есть такое стихотворение, в котором называет букву р – могучей.

Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей-

Ну, например, Россия,

Оно горит огнем,

И гимном слово это,

Гремит в стихе моем.

Ребята, вы согласны с поэтом? Вам это близко?

( Слайд № 14 ) А теперь попробуйте протяжно произнести звуки [ч], [ж], [ш], [щ]. На звуки чего похоже? ( Тишина, шорох, шелест, шуршание, шипение). Да, похоже на те звуки, которые возникают, когда шипит масло, напиток. Еще приведите примеры.

Еще древние греки заметили, что есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые, что в словах, обозначающих такие же предметы, присутствуют соответствующие звуки. (На слайде картинки с изображением фантастических существ. Одно существо добродушное, толстенькое, другое – угловатое, злое). Угадайте, какое из существ названо мамлыной, а какое – жаваругой. Объясните свой ответ. ( Дети единодушно называют страшное существо жаваругой, а приятное - мамлыной. Также отмечают, что звуки [м], [л], [н] вызывают приятные ассоциации, а [ж], [ р], [г] - наоборот, страшные).

^ 4. Эксперимент, предложенный А.П.Журавлевым. ( Слайд № 17 )

Итак, мы оценили звуки по различным признакам – по силе, красоте. Теперь новый, интересный эксперимент. Вот две матрешки, отличающиеся только величиной. Одну зовут И, другую - А. Отгадайте, какую зовут И? (Многие выбирают маленькую матрешку. Объясняют тем, что звук [а] обычно вызывает представление чего- то большого, громадного или удивление. Когда умиляются младенцем, обычно издают звук [и]. На родном языке отмечают такое явление). Значит, и по величине можно различить звуки. Какой вывод следует из этого? (Оказывается, звуки можно различить по силе, красоте и даже по величине).

А теперь, ребята, зарядка для глаз! (физкультминутка)

^ III. Групповая исследовательская работа. ( Слайд № 18, 19 )

Давайте отгадаем такую загадку:

Грызет с визгом дубок

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Отгадали? ( Некоторые говорят, что речь идет о белке). Подумайте. Да, правильный ответ – пила. Повторение какого звука помогает создать образ пилы, звенящей во время работы? (да, верно, [з]). Таким образом, звуковой повтор помог отгадать загадку.

^ IV. Итоги работы групп. ( Слайд № 20 )

2) Мы узнали, что звуки бывают сильные, нежные, ласкающие, большие и маленькие. Нам понравились эксперименты. Особенно с несуществующими животными и с матрешками. В стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Мы будем

по-новому читать стихи.

3) Понравился эксперимент со звуком [л]. Звуки бывают нежные, сильные, шипящие, красивые, благодаря чему, русский язык певучий, задушевный. Хотим еще многое узнать о звуках.

^ V. Рефлексия учащихся. ( Слайд № 21 )

Что вы узнали, открыли для себя? Как работали? Какие новые мысли, вопросы у вас появились? На что нужно обратить внимание в будущем?

^ VI. Подведение итогов урока. ( Слайд № 22 )

Учитель. Ребята! Мы сегодня вместе прошли интересный путь и открыли много нового о тайнах и красоте звуков. Великие поэты, писатели учат нас ценить слово, использовать его выразительность в речи. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами. Убедились в том, почему русский язык считается очень звучным, певучим. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний. Предлагаю дома сочинить сказку о звуках, оформить и защитить работу на следующем уроке.

А с фонетикой мы не прощаемся. А о роли гласных мы можем объяснить? Какого цвета бывают звуки? Нет. Но если дружить с языком, он откроет свои тайны, хотя, как Вселенная, он никогда и никому до конца не раскрылся полностью! Он велик, безграничен, неисчерпаем.

Литература и Интернет-ресурс

6.Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.,1982.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

9.Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климанова Е. В. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М., 2011г.

Приложение к сценарию урока

Задания и вопросы для групповой и индивидуальной работы.

Карточка № 1.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы…

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

С помощью каких звонких согласных автор передает мазурки гром? Какое настроение они создают?

Карточка № 2.
Ты волна, моя волна!

Ты шумлива и вольна;

Плещешь ты, куда хочешь

Ты морские камни точишь

Топишь берег ты земли,

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане.

Карточка № 3.

Русалка плыла по реке глубой,

Озаряема полной луной,

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Что помогает представить плавный [л]? Сколько раз повторяется этот звук?

Карточка № 4.
Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серябряные росы,
У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

С.Есенин.
Повторение каких согласных создает впечатление свиста и шума ветра?

Карточка № 5.

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам Веселый дождь стучит.

С.Я. Маршак. Дождь.

Представьте себе, что вы читаете эти стихи, а среди слушателей находится человек, не знающий русского языка. Сможет ли он угадать, в какой строчке передан грохот грома, а в каких – сначала шум, шелест, а потом стук дождя? Почему вы так думаете?

Карточка № 6.

Тише, тише, тише, тише,

Шелястят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Напевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

И. Токмакова. Тише !

Вслушайтесь, повторение какого звука помогает передать ночной шорох мышей?

Карточка № 7.

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво – безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!

Ф.И. Тютчев. Как весел грохот летних бурь.

Какие картины вы видите, читая стихотворение? Прочитайте вслух первую строфу: что вы слышите в ее звучании? Слышите ли вы в словах широколиственно и шумно величественный шум деревьев?

Карточка № 8.
Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

В. Брюсов. Сухие листья.

О каком времени года говорится в данном отрывке? Чтобы передать шуршание листьев, В. Брюсов включил много слов, где есть звуки….Какие это звуки, по вашему мнению?

Карточка № 9.

Слушал шорох тишину

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Дай на ушко пошепчу:

Шу – шу – шу да ши – ши – ши.

- Тише, шорох, не шурши,

Тише, шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши? Слышишь? - Слышу.

Шебаршатся где- то мыши,

Под кореньями шуршат

Дружно шишку шелушат.

Какое настроение создают эти строки? Какую особенность текста вы заметили? Для чего автор использует такое количество шипящих звуков? Можно ли этот текст читать громко? Почему? Найдите примеры, где бы звук использовался в изобразительных целях. Объясните, почему это стихотворение относится к шутливым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: знать, какое значение в русском языке имеют согласные звуки; уметь различать согласные звуки от гласных;

Задачи урока:

1 . Развивающие: развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

2.Дидактические: дать учащимся представление о звукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве.

3.Формирующие: способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций; создать условия для восприятия учениками эстетической функции русского языка; содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся.

4.Воспитательные: любовь к слову, к поэтической речи, воспитание чувства прекрасного.

Оборудование к уроку:

- карточки с заданием для групп;

-иллюстрации художников о зиме.

Словарная работа: согласные звуки, звукопись, аллитерация, ассонанс.

Актуализация знаний, умений, навыков .

1.Слово учителя.

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее.

- Конечно, мы важнее,- закричали гласные.- Без нас никто рта не раскроет! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

- Что верно, то верно,- согласились согласные.- Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Попробуйте сказать без нашей помощи что- нибудь. Хотя бы название науки,которая изучает нас с вами.

- Давайте, ребята, разрешим их спор и проведем небольшое исследование.

1.Назовите слово, обозначающее название науки, которая изучает звуки речи. ( Фонетика.)

Какие звуки мы будем изучать сегодня на уроке? (Согласные.)

2.Напишите эти слова, а рядом в столбик выделите только гласные звуки этих слов.

3.В другой выделите только согласные звуки.

Фонетика оеиа фнтк

Согласные оаые сглсн

4.По каким звукам легче определить слова?

Вывод: согласные звуки дают больше информации о слове и преобладают в нашей речи. По подсчетам ученых, на каждые 100 звуков в русском языке приходится примерно 60 согласных, 40-гласных.

2)На доске записаны слова:

п алка- г алка

ве с ти-ве з ти

пло д -пло т

- Что происходит со словами, если заменяется один звук или буква? (Меняется лексическое значение слова.)

Вывод: согласные звуки различают слова по смыслу.

3) Как же образуются согласные звуки?

- Произнесите согласные звуки. Какое препятствие встречают они при произношении?

Б – П – сомкнутые губы

Д – Т – прижатый к губам язык

З – С – сомкнутые зубы

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия ( язык, губы, зубы ). Струя воздуха преодолевает эти препятствия, и от этого получается шум.

Вывод: согласные звуки состоят из голоса и шума или только и шума (шипящие ).

4) Работа с текстом.

Согласные звуки могут быть орфограммами. Прочитайте текст, озаглавьте его. В данном тексте расставьте и графически объясните знаки препинания. Какие виды орфограмм вам встретились?

Вывод: в тексте встретились парные согласные, непроизносимые согласные в корне слова.

Объяснение и закрепление нового материала.

5) Слово учителя.

7) Слово учителя.

8)Работа по группам.

- Научитесь произносить скороговорки, определите, какие звуки в них, повторяясь, создают трудности при произнесении.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова,

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

9) Итог урока.

Так кто же, ребята, прав? Какие звуки в русском языке важнее? Хотите узнать, чем закончилась сказка?

Решили согласные и гласные звуки заключить мир. Снова встали рядом и четко сказали:

- Будем всегда вместе.

С тех пор они больше не разлучались, потому что им друг без друга никак нельзя.

Краткое описание документа:

Цель: знать, какое значение в русском языке имеют согласные звуки; уметь различать согласные звуки от гласных;

Задачи урока:

1.Развивающие: развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

2.Дидактические: дать учащимся представление озвукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве.

3.Формирующие: способствовать формированию ушкольников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций; создать условия для восприятия учениками эстетической функции русского языка; содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся.

4.Воспитательные: любовь к слову, к поэтической речи, воспитание чувства прекрасного.

Оборудование к уроку:

- карточки с заданием для групп;

-иллюстрации художников о зиме.

Словарная работа: согласные звуки, звукопись, аллитерация, ассонанс.

Ход урока.

Актуализация знаний, умений, навыков.

1.Слово учителя.

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее.

- Конечно, мы важнее,- закричали гласные.- Без нас никто рта не раскроет! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

- Что верно, то верно,- согласились согласные.- Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Попробуйте сказать без нашей помощи что- нибудь. Хотя бы название науки,которая изучает нас с вами.

- Давайте, ребята, разрешим их спор и проведем небольшое исследование.

1.Назовите слово, обозначающее название науки, которая изучает звуки речи. ( Фонетика.)

Какие звуки мы будем изучать сегодня на уроке? (Согласные.)

2.Напишите эти слова, а рядом в столбик выделите только гласные звуки этих слов.

3.В другой выделите только согласные звуки.

4.По каким звукам легче определить слова?

Вывод: согласные звуки дают больше информации о слове и преобладают в нашей речи. По подсчетам ученых, на каждые 100 звуков в русском языке приходится примерно 60 согласных, 40-гласных.

2)На доске записаны слова:

палка-галка

вести-везти

плод-плот

- Что происходит со словами, если заменяется один звук или буква? (Меняется лексическое значение слова.)

Вывод: согласные звуки различают слова по смыслу.

3) Как же образуются согласные звуки?

- Произнесите согласные звуки. Какое препятствие встречают они при произношении?

Б – П – сомкнутые губы

Д – Т – прижатый к губам язык

З – С – сомкнутые зубы

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия ( язык, губы, зубы ). Струя воздуха преодолевает эти препятствия, и от этого получается шум.

Вывод: согласные звуки состоят из голоса и шума или только и шума (шипящие ).

4) Работа с текстом.

Согласные звуки могут быть орфограммами. Прочитайте текст, озаглавьте его. В данном тексте расставьте и графически объясните знаки препинания. Какие виды орфограмм вам встретились?

Вывод: в тексте встретились парные согласные, непроизносимые согласные в корне слова.

Объяснение и закрепление нового материала.

5) Слово учителя.

7) Слово учителя.

8)Работа по группам.

- Научитесь произносить скороговорки, определите, какие звуки в них, повторяясь, создают трудности при произнесении.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова,

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

9) Итог урока.

Так кто же, ребята, прав? Какие звуки в русском языке важнее? Хотите узнать, чем закончилась сказка?

Решили согласные и гласные звуки заключить мир. Снова встали рядом и четко сказали:

- Будем всегда вместе.

С тех пор они больше не разлучались, потому что им друг без друга никак нельзя.

Читайте также: