Век нынешний и век минувший сочинение отцы и дети

Обновлено: 05.07.2024

3. Согласны ли Вы со словами П.Зюскинда: "Нельзя сразу получить и то, и другое: отомстить миру и продолжать в нем жить"?

Этой ночью я решил изложить вам душу, Душу которой нету, Этот дождь в темноте смыл с меня счастье, Эта молния испепелила любовь. Но этот день только начался, Дождь рано или поздно пройдет, И любовь моя снова вернёться.

Конфликт поколений извечен, об этом написано множество книг, некоторые писатели мельком указывали в своих произведениях на это, тем не менее привести примеров можно массу, и не только из классики. Однако все же могут ли два поколения прийти к согласию? Время идет, нравы меняются, окружение меняется, поэтому дети всегда отличаются от своих родителей, что порождает и будет порождать конфликты.

В доказательство (чему?) можно привести пример из произведения Тургенева "Отцы и дети". Самым ярким примером конфликта поколений является спор между Евгением Базаровым и Кирсановым-старшим. Первый является представителем нигилизма, нового веяния моды среди молодежи, к которому также присоединились и Аркадий, Кукшина, Ситников. Кирсанов же, являясь представителем старой аристократии, не понимает и всеми силами противостоит нигилистам. Пусть в нем и существуют неразобравшиеся люди, портящие впечатление со стороны, но также есть и умные молодые люди,которые делают из нигилизма небесполезное занятие, как и в любом другом направлении. Это и есть тот самый конфликт - появление среди молодежи чего-то нового, что для старого поколения кажется диким.

Для второго аргумента в пользу моего тезиса можно взять пьесу А.С.Грибоедова "Горе от ума". Фамусов, один из главных героев, пытается навязать свои взгляды на жизнь дочери, присмотрев ей в мужья богатого полковника (имя?). Интересы отца и дочери не совпадают, из-за чего возникает конфликт. Старшее поколение, не всегда из злых помыслов, навязывает свое мнение молодежи, выдавая его за единственное правильное, однако не все дети пользуются советами взрослых.

Итак, согласие между "веком нынешним" и "веком минувшим" невозможно, так как новое поколение думает по-другому, поэтому конфликт вечен. Изменить же это нельзя, потому как навязать свое мнение младшим представляет трудности.

В предисловии к “Маленькому принцу” Антуан Сент-Экзюпери назвал основную причину разногласий между представителями разных поколений: “все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. С этой цитатой невозможно не согласиться.

Скольких бед и недоразумений можно было бы избежать, если бы старшие вовремя вспомнили свои юные годы. Они ведь тоже не воспринимали критики и откровенных нравоучений. Но родители всегда настаивают на правоте, поскольку “хотят только добра” своему чаду.

Споры возникают из-за модных тенденций, литературных и музыкальных пристрастий, политических взглядов, симпатий и антипатий к друзьям и знакомым.

Предпочтения формируют мировоззрение, но консервативное поколение сложно принимает любые новации. Чтобы сгладить остроту противостояния каждой из сторон необходимо научиться слушать и слышать.

Выслушать могут практически все, но слышат и понимают – единицы. Зачастую осознание этого происходит в момент, когда конфликт вырвался наружу и разгорелся как бушующее пламя.

История и литература дают нам немало

примеров для размышлений. Слезы, споры, агрессия – можно ли избежать негатива во взаимоотношениях поколений? Тургеневский роман “Отцы и дети” своим названием обозначает главную тему произведения.

Автор размышляет о вечной проблеме, кроющейся в недопонимании и не желании принимать альтернативную точку зрения.

Новому поколению тесно в установленных предками рамках. В традиционных устоях они не находят интереса и характеризуют их эпитетами “устаревшие”, “изжившие”. Образованный интеллигент Базаров с пренебрежением относится к ценностям родителей-мещан.

Евгений отрицает религию, чувства и эмоции. Но прогрессивному герою не суждено сделать что-то полезное для Отечества: он погибает от пустяковой царапины. В последние минуты жизни приходит прозрение: нигилист беспокоится за судьбы близких людей.

Без споров жизнь была бы скучна, но не стоит превращать их в открытую вражду. Необходимо время для раздумий и осмысления. Столкнуться с проблемой отцов и детей можно где угодно: в семье, в коллективе, в обществе в целом. Для решения сложного вопроса взаимоотношений старшему поколению следует терпимее относиться к устремлениям молодых, а юным оппонентам нелишне будет оказывать больше уважения старшим.

Если каждый поубавит гонора – вполне реально найти взаимопонимание, которое позволит сосуществовать мирно, несмотря на разницу в приоритетах.

Проблема эта многоплановая. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

Формулировка проблемы

Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв. Отношения между поколениями — это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?

Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время переломных моментов общественного развития. Именно в этот период выходцы из разных поколений представляют собой жителей противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века. Читатель может видеть не только семейную драму, но и социальный конфликт между аристократическим дворянством и развивающейся интеллигенцией.

Основными участниками процесса выступают молодой нигилист Базаров и выдающийся представитель дворянства Павел Петрович Кирсанов. В тексте описываются взаимоотношения Базарова с родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье Кирсановых.

Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и внушительным энергетическим запасом для новых свершений. Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения внешними характеристиками. Он всегда идеален, его можно увидеть только в накрахмаленной белой рубашке и лаковых полусапожках. Что и немудрено: его светское прошлое не дает себя забыть. Несмотря на жизнь у брата в деревенском обществе, он все равно всегда выглядит безупречно и элегантно.

Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах, проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается путём столкновения убежденного нигилиста с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов выбран автором представителем дворянского общества. Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в английский сюртук. С первых строк понятно, что этот человек является абсолютной противоположностью Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного аристократа сводилась к постоянному безделью и праздникам.

Столкновение между представителем аристократического общества и развивающейся интеллигенции – это основная проблема, описанная в произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова являются доказательством существования конфликта отцов и детей. Несмотря на то что они не связаны родственными отношениями, тем не менее, два разных социально-политических лагеря не находят точки общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева на основании реальных родственных союзов имеет место, но косвенно.

Отношения Базарова с родителями

В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители

Список литературы:

Век нынешний и век минувший - примеры сочинений по пьесе

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Передовая для своего времени комедия вызвала особый интерес в обществе. Опальный Пушкин, находившийся в ссылке в Михайловском, прочтя комедию, был в восторге от нее. Основной проблемой произведения является так характерная для того времени проблема противостояния двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего", выступающего за решительные перемены. Рассмотрим это подробнее.

"В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека", — писал Грибоедов. Действительно, в "Горе от ума" "век нынешний" представляет на сцене один Чацкий, а "век минувший" — все остальные. Но один Чацкий стоит их всех: он умен, образован, честен, справедлив, уважает русскую культуру. Он полон передовых идей, которые в обществе не принимают. Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы. Вот почему главному герою так чужды нравы и обычаи "века минувшего". Чацкому не свойственны лицемерие, карьеризм, невежество:

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
или:
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету.

Однако в начале комедии автор показывает нам совсем другого Чацкого: это страстно влюбленный молодой человек, он "остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив". Нет даже никаких намеков на вольнодумство. Все происходит согласно правилам классицизма: Чацкий влюблен в Софью, а та любит Молчалина. Но ситуация резко меняется, когда герой начинает общаться с представителями "века минувшего". Из пылко влюбленного он моментально превращается в обличителя старых устоев. В комедии появляется новый конфликт — общественный, который выражается в столкновении "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" превращается из любовной комедии в общественную. В ней широко развертывается борьба Чацкого с "веком минувшим", представленным в лице Фамусова, Скалозуба, Хлестовой и других, которые не желают менять жизнь, их устраивает сложившаяся система жизненных принципов и ценностей. Они выступают против образования, свободы, передовых идей:

Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
И эти люди "века минувшего" способны погубить каждого, кто посмеет бороться с их устоями:
Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным!

Но Чацкий посмел бороться. Разве может терпеть передовой человек советы Фамусова поступать так, как Максим Петрович, который готов был играть роль шута, чтобы добиться расположения вышестоящих? Разве может он терпеть то, что Софья готова выйти замуж за Скалозуба только потому, что он "и золотой мешок, и метит в генералы"? Конечно, нет! Чацкий открыто высказывает свое мнение, он не боится обличать тех, кто, по его мнению, нарушает моральные устои общества: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Однако таких людей, как Чацкий, мало. Сторонников же Фамусова гораздо больше: это все дворяне России, причем не только они. Молчалин ведь тоже всецело принадлежит фамусовскому обществу. Итак, поддерживающих "век минувший" большинство, а, как известно, мнение большинства определяет судьбу остальных. Мыслящего и живущего иначе Чацкого они считают "карбонарием", "якобинцем", вольнодумцем, а с последними, как известно, обходились очень сурово.

Постепенно о Чацком формируется мнение, что он сумасшедший. На самом же деле в основе сплетни лежит каламбур: "Вот нехотя с ума свела", — говорит Софья, подразумевая сумасшествие любовное. Но не привыкшее мыслить глубоко общество понимает все дословно: Чацкий — сумасшедший. Слух о его безумии распространяется молниеносно, чему активно способствовали два эпизодических персонажа: господин N. и господин В.

Итак, Чацкий пал жертвой сплетен. Он попытался бороться с обществом, но оно оказалось сильнее, объявило героя сумасшедшим, избавившись таким образом от неугодного человека. Борьба Чацкого с фамусовским обществом закончилась: он проиграл и вынужден уехать из Москвы. Но он сделал свое дело: спокойная жизнь фамусовского общества кончилась.

Таким образом, проблема "века нынешнего" и "века минувшего" — это проблема не только XIX века, она остается всегда. Поэтому комедия актуальна и в наши дни.

Пример сочинения 2

Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, когда у людей одно мировоззрение менялось на другое. Люди “века минувшего” продолжали жить по старым устоявшимся законам, а люди “века нынешнего” стремились к новым переменам.

К представителям “века минувшего” относились Фамусов и окружающее его дворянское общество. Они боготворили старые порядки и их устраивали такие нормы жизни. Фамусов чувствовал, что минувший век заканчивается, поэтому он с сожалением говорил: “Тогда не то, что ныне…”
А к “веку нынешнему” относился молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он, живший по законом нового поколения, хотел изменить устои старого света в лучшую сторону. После трехлетнего отсутствия Чацкий вернулся в Москву, в которой родился и вырос.

За время своего путешествия он увидел, как живет народ в разных городах, общался с декабристами, что сильно повлияло на его взгляды и убеждения.

Первые противоречия между Чацким и фамусовским обществом случились по поводу отношения к службе. Все считали, что служить надо ради денег, наград, чинов и славы, притом не имело значения, каким путем это достигнуто. А Чацкий пытался им доказать, что служить надо делу, а не людям, служить на благо народу, “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Чацкий осуждает их невежество, ничтожность интересов, нежелание учиться и читать книги. Хлестова, когда узнала о том, что в городе открылся новый институт, говорит: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионатов, школ, лицеев, как бишь их;” Чацкого объявили сумасшедшим только потому, что он умный, честный, прямой и не боялся отстаивать свою точку зрения.

Не сошлись взгляды Чацкого и фамусовского общества и на крепостное право. В обществе ценили человека только по богатству наличию крепостных. Хлестова ставит на одну ступень свою девку – арапку и собачку.

Для Чацкого это дико, он возмущается таким пренебрежением к людям, ведь он борется за свободу человека.

Люди “века минувшего” преклоняются перед всем иностранным, а Чацкий считает, что нужно развивать свою национальную культуру. Чацкий становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе, и оно его отвергает.

Различие мировозрений старых московских дворян и передового дворянства привели к столкновению “века минувшего” и “века нынешнего”. Фамусовское общество еще очень сильное, но и у Чацкого есть единомышленники. По закону жизни “век нынешний все равно сменит “век минувший”.

Пример сочинения 3

У Фамусова — служба передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну. Для него идеалом является дядя Максим Петрович, который служил ещё при императрице Екатерине почти что шутом, зато кушал на золотых блюдах. Ещё и учит этому молодых.

Чацкий называет прошлый век веком покорности и страха.

Не сошлись они во мнении и в вопросах воспитания. Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди.

Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за Россию образованную и просвещённую.

Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё московское общество.

Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и компании это в порядке вещей.

Для этого надо было побывать в Европе того времени, в которой уже назревала революционная ситуация, глотнуть свежего воздуха, а не сидеть в деревне и читать взаперти книги. Не зря Грибоедов дал главному герою фамилию, напоминавшую фамилию Чаадаев.

При смене одного века другим всегда найдутся Чацкие, которые борются с отжившим, ускоряют процесс выздоровления общества.

Читайте также: