Василий федотов представлял собой довольно интересный тип купца сочинение егэ

Обновлено: 14.06.2024

ЕГЭ по русскому языку:

несколько полезных советов о том,

как написать сочинение. Трудный критерий К2

Не секрет, что самым трудным при написании сочинения по русскому языку является критерий К2 -коммментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме - это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения выпускника находить и пояснять смысловые компоненты текста. Иными словами, по тому, как прокомментирована проблема, эксперт оценивает, насколько глубоко и полно экзаменующийся понял эту проблему, сумел проследить ход авторской мысли. Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. В чем заключается основная трудность при комментировании проблемы, какие вопросы возникают перед выпускниками? В основном все сводится к нескольким вопросам: как правильно подойти к комментарию, какие фрагменты текста выбрать для комментария, как объяснить функцию их употребления, как связать с проблемой? Особенную трудность для комментария представляют тексты художественного стиля с типом речи описание, публицистические тексты, в которых много частных примеров, перемежающихся с рассуждениями автора, художественные тексты, полностью состоящие из диалога. Главное, что должен сделать учитель – научить выпускников не бояться начинать работу с текстом любой сложности, не забывая, конечно, о том, что идти надо от простого к сложному (сначала публицистические тексты, затем художественные). Необходимо показать на конкретных примерах, что многие тексты (особенно публицистические) имеют схожие приемы, которые используют авторы, для того чтобы изложить позицию, воздействовать на читателя.

Начало текста

Тип содержания

Рассуждение, примеры типичных ситуаций, распространенных в обществе

Фрагменты жизни конкретного человека, оценочная портретная характеристика героя

Известные факты из истории

Реальные исторические факты, рассуждения автора

Рассуждения автора, цитирование классиков литературы

Рассуждения автора, конкретные примеры

Вопросно-ответная форма изложения, убедительные факты

Текст построен исключительно на авторских рассуждениях

Рассуждения автора, типичные жизненные ситуации

Работа с художественными текстами должна учитывать следующее:

в художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном - в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

  • Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный - человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности).
  • Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).
  • Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Сейчас на примере текстов сочинений, представленных в первой таблице, попытаемся в зависимости от содержания текста выявить его роль в раскрытии проблемы.

Текст Ф.М. Достоевского

Текст Н. Варенцова

Оценочное описание внешности формирует определенное отношение читателя к герою, реальная жизненная история вызывает неподдельный интерес, заставляет задуматься о своих поступках

Текст Д.А. Волкогонова

Многочисленные примеры, их сопоставления помогают уяснить суть того, о чем говорит автор

Текст М. C . Крюкова

Многократное обращение к цитированию служит для опровержения или утверждения какой-либо мысли

Текст С. Кудряшова

Цитирование классиков побуждает читателя задуматься над проблемой, примеры жизненных ситуаций помогают кому-то узнать себя в негативных персонажах, пересмотреть свое поведение

Текст С. Довлатова

Рассуждения демонстрируют точку зрения на проблему самого автора, конкретная жизненная ситуация ярко иллюстрирует суть проблемы

Текст Л.А. Жуховицкого

Умело подобранные исторические факты убедительны, очень доступны по содержанию, что подкрепляет позицию автора

Текст Е. Сикирич

В тексте представлены только рассуждения, они заставляют внимательно вчитываться в них, следить за ходом мысли автора, выявлять точку зрения, следить за эмоциональным настроем

Текст М. Бобневой

Типичная ситуация помогает ярче представить проблему, которую рассматривает автор, осознать ее, мысленно представить себя в подобной ситуации

Следует помнить, что комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Типичные ошибки при комментировании проблемы:

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Ниже представлены образцы написания комментария (К 2) к сочинениям по исходным текстам Ф.М. Достоевского и Н. Варенцова (см. таблицу).

В произведении Н. Варенцова рассказывается о жизни купца Федотова. Автор начинает повествование с портретного описания главного героя. В том, как Федотов представлен, отражается авторская оценка: герой несимпатичен, неискренен, плутоват. Чуть позже, когда автор рассказывает о проделках купца с имуществом, читатель понимает, что первое впечатление от портретной характеристики героя оказалось верно. Н. Варенцов обращает нас и к финальной сцене из жизни купца: сцене, в которой он получает удар судьбы. Такое обращение не случайно, оно продиктовано отнюдь не сочувственным отношением автора, а в качестве отрицательного примера, демонстрирующего читателю, как не надо строить свои взаимоотношения с обществом.

Читайте также: