В юности мы бываем жестоки к непохожести сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на
который есть как минимум 2 ответа.
Как следует относиться к природе? (это проблема)
(Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть
природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь
человек – царь природы.)
Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его
окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека.
Например, история и государство, природа и прогресс. Или все,
что связано с вопросами, которые человек задает самому себе:
смысл жизни, призвание, совесть, мораль.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:
1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО
2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о
женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны.
Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки
можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему
текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чем
текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль
героев на войне.
3) Сужение проблемы.
4) Проблема, которой нет в тексте.

Слова-помощники для формулировки проблемы
С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом
тексте.
Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут
следующие конструкции:
Как следует относиться.
Что такое истинная (ое, ый).
Почему важно +глагол.
Что такое +существительное.
Как нужно относиться.
В чем различие между _ и _?
Что значит .
Почему нужно +глагол.
Для чего нужно. +глагол?
Для чего нужен (на, ны) . +существительное?
В чем причина.
Какова роль. в жизни человека?
Что такое. Что важнее: _ или _? Что необходимо.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор
дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в
высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать,
работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен
сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.
(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших
силах.
(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн,
бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл – это путь по- настоящему познать самого
себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь
самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его
отношения к труду.
(По Ю.Бондареву).

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы ее не понимаем,
а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют,
скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть и другие тесты, по которым
определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме:
если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он
отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка
несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни как раз не
все совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться
уродством. (9) И то, что выдается за обаяние, при ближайшем
рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая,
в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается
в кулак.
( По А.Герберу)

В юности мы бываем жестоки к непохожести! Мы ее не понимаем, а поэтому не любим. Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. Но есть ведь и другие тесты, и по ним определяют настоящего человека.

В жизни как раз не все совпадает. И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. Люди не раз ошибаются, принимая за чистую монету показное радушие, за которым прячется равнодушие и лицемерие. И как важно в непохожести увидеть ту изюминку, что помогает нам увидеть качества настоящего человека.

Мой опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том,что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения.

Я предлагаю возможный вариант подготовки учащихся к части С,проверенный на уроках русского языка.

В практической работе использовались тексты,включенные в учебное пособие по русскому языку А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой,тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе,тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет,материалы из газет и журналов.

ВложениеРазмер
e.v..docx 31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мой опыт подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ свидетельствует о том,что наибольшие трудности у них вызывает написание сочинения-рассуждения.

Я предлагаю возможный вариант подготовки учащихся к части С,проверенный на уроках русского языка.

В практической работе использовались тексты,включенные в учебное пособие по русскому языку А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой,тексты художественных произведений из хрестоматий по русской литературе,тексты из сборников по подготовке к ЕГЭ и из демонстрационных версий разных лет,материалы из газет и журналов.

Работа с текстом проходила в следующих формах:

-лингвистический анализ текста;

-речеведческий анализ текста;

-творческие упражнения на развитие языкового чутья;

Беседы с учащимися при работе с текстом включали следующие вопросы:

  • Какова центральная проблема,поставленная автором в тексте?
  • Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?
  • Какое высказывание верно отражает позицию автора?
  • В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?
  • В каких предложениях содержится характеристика героя?
  • Что остается за пределами внимания автора текста?
  • В какой фразе текста звучит сарказм(ирония и т.п.)?
  • Как можно толковать предложения №…? и т.п.

На мой взгляд,чтобы правильно выполнить задания части С,школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов,которые используются в формулировке задания и критериев оценки.Незнание их ведет к ошибочному пониманию задания,а следовательно,к снижению качества работы и ее оценки.Поэтому на одном из первых уроков в XI классе,учащиеся получают карточку-тренажер,с которой работают дома.

Добрый день, выпускник! Сегодня мы начинаем работу по подготовке к части С.Дело это очень кропотливое и серьезное ,но если ты будешь выполнять все задания, то хороший результат гарантирован! Чтобы успешно написать сочинение, нужно разобраться со значением данных ниже слов:

На следующем уроке это задание проверяется коллективно, ученики корректируют(если необходимо)свои записи. Затем они учат термины и пишут терминологический диктант.

Обучение тому, как правильно сформулировать проблему исходного текста,начинаем с задания.

  • Соотнесите темы и проблемы,которые могут быть подняты в текстах.Обратите внимание на то,что к одной теме может относиться несколько проблем.

5.Честь и достоинство

6.Человек,любящий свою Родину

1.Проблема нравственного воспитания

2.Проблема отношения человека к природе

4.Проблема сохранения человеческого достоинства

5.Проблема экологии языка

8.Проблема исторической памяти

9.Проблема сохранения духовного наследия

10.Проблема бережного отношения к языку

12.Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке

13.Проблема этики, хороший манер

Проблема нравственного воспитания

Человек, любящий свою Родину

Проблема сохранения человеческого достоинства

Проблема отношения человека к природе

Честь и достоинство

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке

Проблема исторической памяти

Проблема сохранения духовного наследия

Проблема бережного отношения к языку

Проблема экологии языка

Проблема этики, хороших манер

Особую трудность у старшеклассников вызывает комментарий проблемы- разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются. Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного к ней отношения.

Ученикам необходимо напомнить, что они должны дать комментарий основной проблемы текста. Необходимо своими словами(можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается. Учитель объясняет учащимся, что они должны уметь отличать комментарий от пересказа, а для этого нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим об авторской позиции.

Перед выполнением заданий по поиску комментариев к сформулированной проблеме мы предлагаем учащимся памятку с вопросами:

  • К какому типу принадлежит эта проблема?( Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
  • Какой аспект( какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
  • К каким выводам автор подводит читателя?

Для отработки умения комментировать проблему мы предлагаем учащимся, например, такое задание.

(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2)Поэтому выбор дела- это выбор судьбы.(3)Путь к величию человека лежит в высочайшем его признании, которое выражается в одном: работать, работать, работать.(4)Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.

(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно.

(6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах.

(7)В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

(8)Работа имеет высший смысл- это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.(9)Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.( По Бондареву).

Ответьте на вопросы:

1.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А)Труд есть основа осмысленной жизни человека.

Б)Труд есть основа величия человека.

В)Труд есть основа богатства человека.

Г)Труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2.Как вы понимаете выражение гость за чужим столом?

3.Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

А)Не работа сушит, а забота.

Б)Без дела жить- только небо коптить.

В)Всех работ не переработаешь.

Г)Трутни горазды на плутни.

4.Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. Для ее формулировки используйте опорную карточку.

Проблема может быть сформулирована:

1)в виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела. Что мы будем делать после школы? Найти свое место в жизни, понять себя и самоутвердится…Как же этого добиться? Я думаю, над этим вопросом задумывался каждый человек;

2)в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела- проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.

5.Используя вопросы памятки(см.выше), прокомментируйте проблему текста.

Работу над формулировкой авторской позиции учитель может начать с рассказа об особенностях ее выражения:

1)позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте;

2)способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи;

3)в текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Далее необходимо сказать о том, что в сочинении ученик может раскрыть позицию автора как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

Для отработки умения комментировать авторскую позицию я предлагаю такое задание.

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести.(2)Мы ее не понимаем, а поэтому не любим.(3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину.(4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный.(6)А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.(7)В жизни как раз не все совпадает.(8)И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством.(9)И то, что выдается за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

Ответьте на вопросы:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную проблему.
  3. Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь ее сформулировать.

Как показывает практика, самой сложной задачей для выпускников становится аргументация собственного мнения. Часто аргументация подменяется расплывчатым комментарием, приводится менее двух аргументов. Основным способом аргументации становится обращение экзаменуемого исключительно к собственному жизненному опыту( примеры из жизни семьи, ближайшего окружения). Последние два года обязательным стал аргумент, взятый из художественной , публицистической или научной литературы. Однако очень часто он состоит из пересказа событий произведения, оценки поступков героев. Нередко аргументы приводятся к аргументам, а не к тезису, т.е. нарушается логическая цепочка рассуждения.

Грамотная аргументация суждения-показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Они осваивают навык аргументации при написании сочинений- рассуждений разного типа. Но нужно отметить, что в выполнении задания части С ЕГЭ есть своя специфика, поэтому и способы подготовки учащихся должны быть иными. В практике нашей работы я видела три блока заданий, которые помогают учащимся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части С ЕГЭ.

  1. Продолжите рассуждения, предложив аргумент, основанный на жизненном или читательском опыте.

1)Красота- это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасет мир…

2)Люди существуют друг для друга…

2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам:

1)Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством.(Белинский).

2)Смехом исправляют нравы.(Бальзак).

3)Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.(Пушкин).

4)Нет на свете места приятнее домашнего.

5)Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?(Конфуций).

6)Ближе всего к великому стоит честность.(Гюго).

3.Эффективен анализ текстов, заранее подобранных учителем, в которых учащиеся находят примеры, аргументации суждения у самих авторов( как правило, это запоминающиеся, яркие картины и образы).

Безусловно, работа по обучению школьников аргументации с опорой на литературный опыт должна быть систематической, однако в конце года им можно предложить перечень прочитанных программных произведений и попросить еще раз проанализировать проблемы, затронутые авторами, поступки героев, соотнести конкретный литературный материал с возможной проблематикой текстов части С. Я попробовала обобщить этот материал в следующей таблице.

Примеры произведений, где ставятся проблемы

-сущность национального характера;

-национальная судьба и предназначение нации;

-становление русского национального характера

-своеобразие уклада жизни;

-типичные нравы и характеры определенного периода времени

-честь и достоинство;

-сохранение человеческого достоинства;

-нравственное пробуждение или деградация;

-осознание и преображение нравственных ценностей;

-настоящая и подлинная любовь;

-проблема исторической памяти;

-выбор жизненного пути;

-проблема отцов и детей

-противостояние добра и зла;

-вера и безверие;

-временное и вечное;

-судьба, рок, предопределение;

Философская лирика Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Н.А.Заболоцкого;

Таким образом, использование данных методов в подготовке одиннадцатиклассников к сдаче ЕГЭ позволит обеспечить более осознанное, более вдумчивое комментирование поставленной проблемы в части С. Это дает возможность получить наилучшие результаты в сдаче учащихся XI классов ЕГЭ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык.

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра.

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны.

Презентация по русскому языку для учащихся 9 класса " Практикум по написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ"

Презентация содержит рекомендации и тренинги по написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе.

мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.

мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская.

Презентация для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту)

Данная презентация содержит пошаговую инструкцию к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, а также вариант-образец сочинения по тексту А.И.Куприна "Поединок".

Именно и юности мы бываем жестоки С. И. Ожегова термин "похожий" означает сходство Аналогично не имеющий сходства. Применять данные значит сравнивать.

м/ф Голубой щенок

В детстве многие из нас любили мультфильм "Голубой щенок". Неприятности главного героя (голубого щенка) от его необычного цвета. Все собаки удивляются, понять непохожести другого и начинают смеяться, издеваться над бедным щенком. Хорошо, что концов находится понимающий друг, который помогает главному герою понять, что это преимущество, а

Ещё саду мы учились находить себе первых друзей, общаться и играть. И часто бывали конфликты просто из-за какой-нибудь пластмассовой игрушки. игрушка новая, а нет. Кто-то успел залезть или качели, а кто-то Тут уж конечно, неизбежен спор. Все хотят быть хорошими и похожими, то есть "не хуже других". Часто то же самое увидишь дворе.

Некоторые прозвища после таких конфликтов закрепляются надолго, школы. Салага, толстый, слабак, ботаник Некоторые прозвища появляются из-за какого-нибудь нелепого случая: кто-либо глубже всех нырнул после этого его называют водолазом. Другие возникают из-за личных качеств человека: умеешь хорошо назовут карандашом. Но самым обидным, взгляд, являются прозвища людей, которые происходят Ведь фамилия это то, что ему даётся этим надо гордиться.

Всем знакома ситуация, когда какой-нибудь ученик отличается Либо либо здоровья. Имеют место неприятности, которые иногда носят характер жестокости. Примерами тому служит информация публикации изданиях как жестоко расправляются тинейджеры сверстниками (избивают, обливают кислотой, даже убивают). Например, известно пяти случаев, когда победительниц конкурсов красоты разного уровня завистливые соперницы калечили до неузнаваемости, убивали.

мы взрослеем и начинаем понимать, что многое решается "мирным" путём гораздо проще. Мы ведь сами люди. А жестокость может привести

Образованный, воспитанный, понимающий человек всегда "трезво" оценит ситуацию, избежит "острых углов" и найдёт цивилизованный подход вопросов жизни, а прибегать

Читайте также: