В уединенном блиндаже оставалась только катя сочинение

Обновлено: 05.07.2024

1 . Прочитайте вслух правильно. Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов предложения.
1 ) Судьбы свершился приговор! (М. Лермонтов) 2 ) Дважды пережил такое чувство Никита. (К. Федин) 3 ) Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (А. Фадеев) 4 ) Зачем же так печально опаданье безумных знаний этих? (Б. Пастернак) 5 ) Полынью пахнет хлеб чужой. (А. Ахматова) 6 ) Светит день холодный и недужный. (О. Мандельштам) 7 ) В уединённом блиндаже оставалась только Катя. (Э. Казакевич) 8 ) Скучный ты стал. (А. Чехов) 9 ) По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. (И. Гончаров)
2 . Как вы понимаете лексическое значение слова неду́жный? Книжное это слово или просторечное? Проверьте себя по толковому словарику учебника. Обратите внимание на ударение в этом слове.
3 . Выпишите по одному словосочетанию на все типы связи.
4 . Выполните синтаксический разбор пятого предложения.
5 . Найдите слово с непроизносимым непроверяемым согласным в корне. Запишите слово, а затем выполните его фонетический анализ.

Решение

1 .
Инверсия содержится в каждом предложении:
1 ) Судьбы свершился приговор ! (Прямой: приговор судьбы − несогласованное определение стоит после определяемого слова)
2 ) Дважды пережил такое чувство Никита . (Прямой: Никита пережил − в повествовательном предложении сказуемое находится после подлежащего)
3 ) Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (Прямой: твои руки − согласованное определение стоит перед определяемым словом)
4 ) Зачем же так печально опаданье безумных знаний этих ? (Прямой: этих безумных знаний − согласованное определение стоит перед определяемым словом)
5 ) Полынью пахнет хлеб чужой . (Прямой: Чужой хлеб пахнет полынью − в повествовательном предложении сказуемое находится после подлежащего, согласованное определение стоит перед определяемым словом, дополнение употребляется после слова, которое поясняет)
6 ) Светит день холодный и недужный . (Прямой: Холодный и недужный день светит. − в повествовательном предложении сказуемое находится после подлежащего, согласованное определение стоит перед определяемым словом)
7 ) В уединённом блиндаже оставалась только Катя . (Прямой: Катя оставалась в блиндаже. − в повествовательном предложении сказуемое находится после подлежащего)
8 ) Скучный ты стал . (Прямое: Ты стал скучный. − в составном именном сказуемом именная часть находится перед глаголом−связкой)
9 ) По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие , овцы блеющие и куры кудахтающие . (Прямой: Жующие коровы, блеющие овцы и кудахтающие куры бродят. − в повествовательном предложении сказуемое находится после подлежащего, согласованное определение стоит перед определяемым словом).
2 .
Недужный − тот, кто испытывает недомогание, хворает. Просторечное.
3 .
Согласование: блеющие овцы;
Управление: бродят по деревне;
Примыкание: пережил дважды.
4 .
Полынью пахнет хлеб чужой . (Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., полное, распр., не ослож.)
5 .
Слово с непроизносимым непроверяемым согласным в корне − Чувство − [ ч’уства ] 2 слога.
ч − [ ч ’] − согласный, глухой непарный, мягкий, шипящий.
у − [ у ] − гласный, ударный
в − не образует звука
с − [ с ] − согласный, глухой парный, твёрдый.
т − [ т ] − согласный, глухой парный, твёрдый.
в − [ в ] − согласный, звонкий парный, твёрдый.
о − [ а ] − гласный, безударный.

Прошла та дата, когда вся страна отмечала 75-летие Великой Победы. Люди пересматривали военные хроники, читали письма дедов и прадедов с фронта, а также рассказывали подрастающему поколению о подвигах тех страшных лет. Война забрала жизни миллионов граждан советского государства. Не было ни одной семьи, которую бы она обошла стороной, ни одного человека, светлое будущее которого не было разрушено.

Но именно вера помогала не сдаваться в бою и идти до конца, ждать дни и ночи, сидя у рации, ответа на другом конце провода. Именно об этом говорит Эммануил Казакевич, автор предложенного для анализа текста.

Писатель ставит перед нами проблему надежды на войне.

На протяжении всего текста мы сопереживаем главной героине Кате, которая не отчаивается и несколько дней ожидает ответа невыходящего на связь Травкина: "Всю ночь Катя не смыкала глаз, но Звезда молчала. Катя целый день в полудремоте прижимала к уху трубку рации". Дни напролет она сидела у аппарата и всем сердцем верила, что Травкин жив и обязательно выйдет на связь. Героиня поражала своей настойчивостью и силой воли других бойцов. Таким образом, люди, понимая всю безвыходность своего положения, продолжали верить в хороший исход, что и помогало им пережить военное время. Они надеялись, что война не тронет самое дорогое — их близких, их дом.

Оба приведённых примера помогают нам осознать, насколько важна вера в лучшее в такое страшное время, как война.

Авторская позиция заключается в следующем: надежда помогает человеку не отчаяться и остаться в здравом рассудке. На войне она была особенно важна, потому что напоминала человеку о том, ради чего стоит идти в бой и приближать победу.

Таким образом, надежда в годы войны подбадривала людей, помогала выживать в труднейшие минуты. Советские граждане надеялись на то, что страшное время закончится, что враг будет побит. И эта святая вера не давала права опускать руки и сдаваться.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

img

В уединенном блиндаже оставалась только радистка Катя. Что означал ответ Травкина на ее заключительные слова по радио? Сказал ли он "я вас понял” вообще, как принято подтверждать по радио услышанное, или он вкладывал в свои слова определенный тайный смысл? Эта мысль больше всех других волновала ее. Ей казалось, что, окруженный смертельными опасностями, он стал мягче и доступней простым, человеческим чувствам, что его последние слова по радио — результат этой перемены. Она улыбалась своим мыслям. Выпросив у военфельдшера Улыбышевой зеркальце, она смотрелась в него, стараясь придать своему лицу выражение торжественной серьезности, как подобает — это слово она даже произносила вслух — невесте героя.

А потом, отбросив прочь зеркальце, принималась снова твердить в ревущий эфир нежно, весело и печально, смотря по настроению:

— Звезда. Звезда. Звезда. Звезда.

Через два дня после того разговора Звезда вдруг снова отозвалась:

— Земля. Земля. Я Звезда. Слышишь ли ты меня? Я Звезда.

— Звезда, Звезда! — громко закричала Катя.— Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя.

Она протянула руку и настежь отворила дверь блиндажа, чтобы кого-нибудь позвать, поделиться своей радостью. Но кругом никого не было. Она схватила карандаш и приготовилась записывать. Однако Звезда на полуслове замолчала и уже больше не говорила. Всю ночь Катя не смыкала глаз, но Звезда молчала.

Молчала Звезда и на следующий день и позднее. Изредка в блиндаж заходили то Мещерский, то Бугорков, то майор Лихачев, то капитан Яркевич — новый начальник разведки. Но Звезда молчала.

Катя в полудремоте целый день прижимала к уху трубку рации. Ей мерещились какие-то странные сны, видения. Она опоминалась, дрожа от ужаса, что могла пропустить мимо ушей вызовы Травкина, и принималась снова говорить в трубку:

— Звезда. Звезда. Звезда.

До нее издали доносились артиллерийские залпы,гул начинающегося сражения.

В эти напряженные дни майор Лихачев очень нуждался в радистах, но снять Катю с дежурства у рации не решался. Так она сидела, почти забытая, в уединенном блиндаже.

Как-то поздно вечером в блиндаж зашел Бугорков. Он принес письмо Травкину от матери, только что полученное с почты. Мать писала о том, что она нашла красную общую тетрадь по физике, его любимому предмету. Она сохранит эту тетрадь. Когда он будет поступать в вуз, тетрадь ему очень пригодится. Действительно, это образцовая тетрадь. Собственно говоря, ее можно было бы издать как учебник, — с такой точностью и чувством меры записано все по разделам электричества и теплоты. У него явная склонность к научной работе, что ей очень приятно. Кстати, помнит ли он о том остроумном водяном двигателе, который он придумал двенадцатилетним мальчиком? Она нашла эти чертежи и много смеялась с тетей Клавой над ними.

И с ужасом Катя вдруг подумала, что, может быть, бесполезно ее сидение здесь, у аппарата, и ее бесконечные вызовы Звезды. Звезда закатилась и погасла. Но как она может уйти отсюда? А что, если он заговорит? А что, если он прячется где-нибудь в глубине лесов?

И, полная надежды и железного упорства, она ждала. Никто уже не ждал, а она ждала. И никто не смел снять рацию с приема, пока не началось наступление.


Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 4 по рус­ско­му языку 23.10.2013 ва­ри­ант РУ10103.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За него можно получить 5 баллов.

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.
  • просто пересказывать текст, не анализируя его.
  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

  1. Отражение позиции автора исходного текста.1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

  • автор считает, что…
  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…
  1. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

6.Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Читайте также: