В тылу как в тылу сочинение

Обновлено: 25.06.2024

В эвакуации Дмитрий приобретает друга по имени Олег, всего на полтора года старше себя. Но Диме казалось, что Олег настолько мудрее и взрослее, как будто за его плечами целая жизнь. Многие бытовые вещи он уже умеет делать самостоятельно и даже, печатает на машинке.

Через много лет Дмитрий посещает дом, где жил Олег. Но ни сам Олег, ни его родные в этом доме уже не живут.

Но через некоторое время приходит новое письмо, в котором сообщается, что отец Димы геройски погиб на поле боя. Дмитрий и об этом письме не сказал матери, боясь, что это известие подорвет и без того ослабленное здоровье женщины.

Только в 1944 году приходит письмо от отца. Он жив и сообщает, как воевал, как был в плену, о побеге из плена и о партизанском отряде. Отец пишет, что самое страшное уже в прошлом и скоро будет победа.

Об этих событиях вспоминает взрослый Дмитрий Тихомиров, спеша на свидание с матерью через 10 лет. По пути он навещает дом верного друга. Заезжает на почту, где получал все письма о судьбе отца. Проезжает мимо барака, в котором одиннадцатилетний Дмитрий жил с матерью. Конечной точкой маршрута главного героя становится кладбище, на котором в 1943 году похоронена его мать. Она так и не узнала о письмах, полученных ее сыном.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Отъезд

в тылу как в тылу краткое содержание




Наш генерал

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. .
Читать

В эвакуации: краткое содержание

алексин в тылу как в тылу краткое содержание

Анатолий Алексин – В тылу как в тылу

Анатолий Алексин
В тылу как в тылу

Дорогой, незабвенной маме

Я не был в этом городе очень давно. Раньше приезжал часто, а потом… все дела, все дела.

На привокзальной площади я увидел те же осенние цветы в жестяных ведрах и те же светло-зеленые машины, подпоясанные черными шашечками. Как прошлый раз, как и всегда. Будто не уезжал…

— Куда вам? — туго, с напряжением включив счетчик, спросил таксист.

— В город, — ответил я.

И поехал к маме, у которой (так уж случилось) не был около десяти лет.

В октябре сорок первого мы шли с ней по этой привокзальной площади в темноте, проваливаясь в ямы и лужи.

Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком.

Приданого, видимо, было много, потому что сундук мне казался бездонным. За одну ручку ухватилась мама, а за вторую — Николай Евдокимович. Своих вещей у него не было: за день до отъезда, когда Николай Евдокимович где-то дежурил, его дом разбомбили.

— Хорошо, что у меня нет семьи, — сказал он. — Вещи терять не так страшно.

Свободной рукой мама крепко держала меня за локоть, словно я мог вырваться и удрать.

— Смотрите под ноги! — предупреждал мужчина в брезентовом плаще с капюшоном. Промерзший голос нехотя вырывался из капюшона, как из рупора, и стеснялся своей заботливости.

Николай Евдокимович попросил маму остановиться. Он опустил сундук на доски, сложенные посреди дороги.

Кто-то, шедший сзади, наткнулся на нас и глухо, неразборчиво выругался.

— Простите, — сказал Николай Евдокимович. — Нога разболелась. Если не возражаете…

И присел на сундук. При маме он не мог сознаться, что просто устал.

Он любил маму. Это знали все.

— Ее красота слишком заметна, — постоянно говорил мне отец. И обязательно при этом вздыхал.

Ему хотелось, чтобы мамину красоту никто на свете не замечал. А прежде всего, чтоб о ней забыл Николай Евдокимович.

— Поверь, Алеша, я к нему не питаю никаких… таких чувств, объясняла мама. — Хочешь, поклянусь? Своим будущим и даже твоим!

Мое будущее она оставляла в покое.

— Я к нему ничего не испытываю, — настойчиво убеждала она отца.

— Но он испытывает к тебе. А это, пойми…

— И что же? Бросить его на произвол судьбы? — спросила она однажды.

И резко встала, как бы приняв окончательное решение. Она часто после негромкого разговора так вот вставала, давая понять, что ее аргументы исчерпаны. Голос менялся, становился сухим, словно река, потерявшая свои теплые, добрые воды и обнажившая вдруг каменистое дно.

— Ты умеешь укрощать даже сварщиков и прорабов. Куда уж мне, интеллигенту-биологу? Я сдаюсь! — в другой раз воскликнул отец. И поднял руки вверх.

Такие разговоры возникали у нас дома нередко. Во время одного из них мама сказала отцу:

— Николая в институте звали Подкидышем.

— А где тебе подкинули его?

— Там и подкинули: в нашем строительном. Зачем ты спрашиваешь о том, что давно уж известно?

Мама резко поднялась.

— К сожалению, меня в ваш строительный никто не подкинул, — печально сказал отец.

Он ревновал маму к прошлому. Как, впрочем, и к настоящему, и к грядущему тоже:

— Когда-нибудь ты покинешь меня.

— А о нем ты забыл?

Мама кивнула в мою сторону.

— Ну если… только ради него… Это слабое утешение.

— В какие дебри мы с тобой забрели! И все из-за Подкидыша. Из-за этого безобидного князя Мышкина, — возмутилась мама.

Князь Мышкин, Подкидыш… Это должно было убедить отца, что он в полнейшей безопасности.

С тех пор отец стал называть Николая Евдокимовича только Подкидышем, словно прекратил думать о нем всерьез.

Он был выше Подкидыша минимум на полголовы, а то и на целых три четверти.

Еще и потому, что мама, хоть ее и называли красавицей, представлялась мне в ту пору абсолютно пожилой женщиной: ей было уже тридцать семь лет!

Отец думал иначе… Если Николай Евдокимович приглашал маму на вальс, он говорил:

— Она, к сожалению, очень устала.

— Я полна сил и энергии! — заявляла мама. И шла танцевать.

Она привыкла стоять на своем не только потому, что была красивой, а и потому, что работала начальником стройконторы: ей действительно подчинялись сварщики и прорабы.

— Твои про-рабы! — говорил отец, делая ударение на последнем слоге.

— Меня никто не приглашал! — возражала мама.

А честность тоже разная бывает,

И если доброты ей не хватает…

Отец начал как-то цитировать эти стихи, но запнулся.

— Честность есть честность! — ответила мама. И резко встала.

— Я не щадила тебя, — тихо сказала она, когда отец собирался по повестке на сборный пункт. Или, вернее сказать, на войну. — Я не щадила тебя… Прости уж, Алешенька. Но ты всегда мог быть абсолютно спокоен. Я пыталась воспитывать тебя… Это глупо. С близкими надо находить общий язык. Вот что главное… Ты простишь меня?

— Да, конечно, — ответил отец. — А Подкидыш поедет в одном эшелоне с тобой и Димой?

То, что мы уедем, было известно. Но когда — никто точно не знал.

— Хочешь, мы поедем в другом эшелоне? — сказала мама. Я чувствовал, что она никогда больше не станет резко подниматься с дивана и разговаривать с отцом голосом начальника стройконторы.

— А если другого эшелона не будет? — ответил отец. — Неужели ты думаешь, что я могу рисковать… вами? — Он так сказал. Но мне показалось, что он все же боится нашей поездки в одном эшелоне с Подкидышем гораздо больше, чем идти на войну. Войны он вообще не боялся.

Краткое содержание третьей части: новый приятель

В эвакуации у мальчика появился друг. Звали его Олег. Он был старше всего на полтора года, а взрослее и мудрее — на целую жизнь. Младшие сестры приучили Олега к труду. Он умел готовить, убирать, пришивать пуговицы, печатать на машинке.

И снова рассказчик возвращается из прошлого в настоящее. Он спешит к матери. Знает, что она его ждет. Но по пути просит таксиста остановиться возле дома Олега. Друга и его родных здесь больше нет. В этом доме давно живут незнакомые люди. Но человеку порою так хочется хотя бы на миг вернуть прошлое. Он оставляет букет цветов на заднем сидении. Заходит в парадное. И снова возвращается в машину: нужно ехать к матери.

Письмо

Однако позже пришло новое известие. На этот раз говорилось, что отец сражался героически, но остался на поле боя. И об этом письме Дима ничего не сказал матери. К тому же она начала сильно болеть. Тяжелый труд и суровые условия подорвали ее хрупкое здоровье. Герой повести едет к матери, но по пути просит таксиста остановиться возле почты, где много лет назад получил страшное известие. Автомобиль замедляет ход также там, где некогда стоял барак, в котором жил одиннадцатилетний Дима с матерью.

краткое содержание повести в тылу как в тылу

Добрая весть

Герой книги Алексина спешит на протяжении всего повествования к матери. Он не был у нее десять лет. По пути вспоминает детство. Он проезжает мимо почты, барака, дома, в котором жил друг. И, наконец, называет таксисту конечный пункт маршрута: кладбище. Там на гранитном памятнике под именем матери выгравированы годы жизни: 1904-1943. Она так и не узнала ничего о треугольном письме.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Отец, биолог по образованию, ушёл на фронт. Вместе с ними был Николай Евдокимович, человек интеллигентный, начитанный, постоянно цитировавший Пушкина. Он учился вместе с мамой героя в институте и был влюблён в неё безответно с первого взгляда, из-за этого оставшись холостяком

(Проблема безответной любви).

(проблема жертвенной любви матери).

(проблема ответственности и раннего взросления детей).

(Проблема спасительной лжи).

Отец Олега Кузьма Петрович много работал, собирая материал для газеты. Он сетовал, что его демобилизовали из-за ампутированной руки, он мог бы и правую руку заставить трудиться за левую. Он утверждал, что организм человека ко всему приспосабливается. В мирное время они не могли знать своих возможностей, а война за 6 месяцев доказала, что человек может вынести всё.

(проблема предела человеческих возможностей).

(Проблема общности людей в годы войны).

Во время испытания нового приспособления для разгрузки трос не выдержали на платформе со страшной силой ударило Николая Евдокимовича Илизарова, и инженер получил смертельное ранение, от которого умер в госпитале. Перед смертью он взял всю вину за аварию на себя, чтобы спасти женщину, в которую был безответно, по-рыцарски влюблён всю жизнь.

(Проблема героизма в тылу).

Рассказчик понял: война не давала людям возможности и просто-напросто времени для

проявления всех своих «разнокалиберных качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими, настигавшими врага даже из дальнего тыла, была каждодневная, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием. Геройство людей, живших в бараке, было высоким.

(Проблема героизма людей в тылу, проблема влияния войны на человека).

А в самом начале 44-го года мальчик получил письмо от отца. Он действительно оказался жив. В октябре 41-го его ранило и он попал в плен, бежал. Его побег кажется ему детективной историей, но на самом деле он был предельным напряжением всех сил и возможностей .

(Проблема предела человеческих возможностей).

Затем отец героя попал к партизанам, а потом воссоединился с армией. В письме отец написал о том, что какие бы он ни испытывал муки, всегда у него было утешение, что его родные и близкие в безопасности, что он может быть спокоен за них. Отец даже и не предполагал, что в тылу не как в тылу, а как на фронте, и там люди трудились на пределе своих возможностей, приближая победу и думая о тех, кто сейчас в бою рискует своей жизнью.

Рассказчик приезжает в уральский город на могилу своей матери, где не был 10 лет, и вспоминает о событиях тех далёких и тяжёлых военных лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Война. Какое страшное слово! Но она была, и её уже не вычеркнуть из памяти. В годы Великой Отечественной войны трудно было всем, но особенно страдали дети. Они страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. Хрупкие детские плечи вынесли все тяготы войны.

В тылу, как на войне.

Война. Какое страшное слово! Но она была, и её уже не вычеркнуть из памяти. В годы Великой Отечественной войны трудно было всем, но особенно страдали дети. Они страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. Хрупкие детские плечи вынесли все тяготы войны.

Бабушка Валя жила в селе Овцевод, сейчас это поселок Глушицкий, Большечерниговского района Самарской области.

В это трудное время Валя поступила в первый класс. Зимой в школе было очень холодно, даже замерзали чернила, дети дышали на чернильницы, чтобы отогреть чернила. Сидели на занятиях в пальто и в варежках. Тетради берегли, писали старательно. Иногда приходилось писать и на старых газетах. В каникулы дети не отдыхали, они работали в колхозе. Кто постарше - ухаживали за телятами, маленькие собирали колоски на поле, чтобы сберечь каждое зернышко.

Еще труднее были послевоенные годы: голод, разруха. У многих даже не было одежды. Дети приходили в школу кто в отцовских сапогах, кто в шинели.

Когда бабушка пошла в пятый класс, мама купила ей на первое сентября платье – школьную форму. Она даже заплакала от такой радости. Ведь ни у кого из детей в то время не было школьной формы, да и стоила она почти целую мамину зарплату. Бабушка Валя не верила своим глазам! В этом же платье она и окончила школу, то есть носила его целых шесть лет!

Сейчас моей бабушки уже нет в живых. Вспоминая ее рассказы о том далеком, тяжелом времени, выпавшем на годы бабушкиного детства, невольно думаешь о нас, о сегодняшнем поколении, выросшем в мире, тепле, достатке. Смогли ли бы мы выжить в таких условиях?

Нравственные ценности: чувство долга, ответственность за порученное дело, самопожертвование ради других, самоотверженный труд, любовь и уважение к родителям, взаимовыручка и взаимопомощь, тепло семейных отношений, проявление заботы о нуждающихся в ней, любовь к родным местам и Родине.

Опорные выражения для характеристики: способность переносить трудности, стойкость и мужество, испытывать радость общих побед, способность делиться последним и самым дорогим, проявлять выдержку и оптимизм (вера в лучшее), не оставлять человека в беде, оказание помощи, быть настоящим другом.

Анатолий Алексин всем своим творчеством утверждает взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется она… деяниями человека.

Лев Кассиль.

(На экране высвечен слайд с темой урока)

Вступительное слово учителя.

(высвечивается слайд с целями урока)

Прошу каждого прочитать цели нашего урока.

Учитель. Ребята! Анжела и Алина подготовили в качестве знакомства с писателем краткий рассказ о нём.

Электронная презентация (слайды 3-11, которые сопровождаются рассказом ученицы)

Учитель. Повесть вами уже прочитана. Какое впечатление она на вас произвела?

(высвечивается слайд №12 со словами)

Вдумайтесь в эти слова. Они сказаны от имени тех, у кого война отобрала детство, кто в 11-15 лет познал тяготы жизни в тылу. А значит они сказаны и от имени героя повести А.Алексина.

(рассказ ученика о главном герое повести по вопросам индивидуального задания)

— Кто он, что мы узнаём о нём с первых страниц?

— Как война вошла в жизнь мальчика?

— Что понимает Дима, когда до места назначения им с матерью приходится ехать вместе с другими эвакуированными в кузове грузовика? )

Что значит быть взрослым?… Вот некоторые цитаты из ваших размышлений (зачитываются учителем)

Сегодня многим из вас хочется поскорей расстаться с детством, а Диме пришлось забыть, что он 11-летний мальчик, потому что это требовали время и обстоятельства. Но вряд ли он сам, без примеров старших, вырос бы до поступков взрослого человека.

— Кто же оказал влияние на мальчика? (перечисление учащимися персонажей, во время чего учитель вывешивает таблички с именами другого цвета, располагая их вокруг имени Димы)

— У вас была возможность накануне подумать, какими поступками и личностными качествами эти люди учили Диму быть взрослым.

(выступления учащихся по индивидуальным заданиям: называют поочерёдно героев, рассуждают, какими поступками воспитывали в мальчике те или иные нравственные качества.)

Отец Алексей Тихомиров

Девушка с почты

Рабочие завода и соседи по бараку

Вера Дмитриевна(мать Олега)

Кузьма Петрович (отец Олега)

Олег (друг Димы)

Николай Евдокимович Елизаров

Екатерина Андреевна (мать Димы)

— Какие ещё нравственные истины познал мальчик, общаясь со всеми этими людьми? (двое учеников зачитывают выписанные в тетрадь цитаты из повести по индивидуальному заданию)

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, почему имя Димы напечатано мною на сером листе, другие же персонажи – на оранжевом? (рассуждения детей)

А как вы объясните моё следующее действие? (поверх серой таблички вывешивается оранжевая с именем мальчика. При этом в скобках указывается полное имя Дмитрий. Снова ученики размышляют.)

Учитель. Имена в произведениях литературы часто символичны. Именем Дмитрий в древней Греции называли того, кто принадлежал Деметре – богине плодородия и земледелия.

— Как вы думаете, почему автор повести назвал своего героя именно так?

(размышления учеников)

— Какие эпизоды повести показывают, что мальчик встал на путь взросления?

Учитель . Итак, подведём итог нашему разговору первой части урока.

— Что значит, по мнению А.Алексина, быть взрослым? (вывод учеников с привлечением опорных выражений на доске. Затем обращается внимание на слова Л. Кассиля в качестве эпиграфа)

Давайте зачитаем слова Екатерины Андреевны (с.12 вверху слова и с.12 внизу слова) .

— Какую точку зрения мы слышим в этих словах женщины?

— В чём, как вы думаете, заключался трудовой подвиг тех, кто остался за линией фронта, в тылу? (ответы ребят)

Учитель. Вы конечно же знаете, что в нашем селе тоже проживают ветераны тыла, на кого в детские и юношеские годы легла нелёгкая ноша – приближать победу в Великой Отечественной войне: по 12-15 часов стоять у станка на заводе, сутками работать на железнодорожных путях, без выходных трудиться в поле. Мы этих людей хорошо знаем, бываем у них. НО, к сожалению, с каждым годом их становится меньше. И наш с вами долг перед ними – не забыть, какой ценой они заплатили за Победу в войне с фашистами, подарив нам возможность сидеть за партами в уютных кабинетах и узнавать о войне только по фильмам, книгам и их рассказам.

(просмотр видеоинтервью с тружеником тыла Дмитриенко А.Ф.)

— Сегодня можно услышать высказывания, что, дескать, сколько можно говорить о войне, бередить память, вспоминать трудности военного лихолетья, ведь эта тема прошлого и нужно решать современные проблемы. Вы согласны с подобными мнениями? Почему?

Я рада, что вы не разделяете этой кощунственной точки зрения, потому что у тех, у кого нет уважения к прошлому, нет будущего. А у вас оно значит есть.

(Чтение стихотворения учеником)

Читайте также: