В прекрасном и яростном мире сочинение сочувствие и сострадание
Обновлено: 14.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическое обоснование урока . 7 класс
Эпиграф : Надо относиться к людям по-отцовски. (А.Платонов).
Содержание урока – выяснение первоначального читательского восприятия, чтение отдельных эпизодов, анализ рассказа.
2. Воспитательные задачи урока :
а) задачи нравственного воспитания: помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом, вызвать уважение к человеку-труженику, воспитывать ответственность, милосердие;
б) образовательные задачи: выявить особенности языка прозы писателя;
в) задачи литературного развития учеников: формирование понимания авторской позиции, совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения, совершенствование навыка характеристики литературного героя, выразительного чтения, работа над теоретическими понятиями фабула и сюжет;
г) задачи личностного развития учащихся: развить умение отстаивать свою точку зрения.
У: у каждого свое предназначение в мире, никто на Земле не лишний; относись к ближним с уважением, дари окружающим любовь, доброту, сострадание.
П: Все рассказы Платонова пронизаны светом, идеей о деятельной доброте человека, сострадании и помощи. В каких произведениях других авторов сочувствие, доброта, помощь окружающих помогли герою в трудной жизненной ситуации?
Цель нашего урока – выяснить, в чем смысл названия рассказа и, проанализировав его, заполнить пропуски в формулировке темы.
Вы прочитали рассказ. Что вы можете сказать об этом произведении? Какое впечатление возникло у вас после прочтения?
У: Он содержит указание на профессию – машинист поезда.
П: Встретились ли вам в рассказе слова, значение которых вам неизвестно? Назовите их.
У: инжектор, букса, петарда, тендер, реверс, крейцкопф
П: Давайте объясним значение этих слов.
Инж е ктор - чугунная или стальная коробка для подшипников основных колес локомотива или вагонной оси;
б у кса - струйный насос для сжатия газов и паров, а также нагнетания жидкости в различные аппараты и резервуары; применяется для подачи под давлением воды в паровые котлы;
пет а рда - сигнальный разрывной снаряд, укладываемый на рельсы перед опасным местом для немедленной остановки поезда во избежание крушения;
т е ндер - особой конструкции вагон, прикрепляемый непосредственно к паровозу; предназначен для запасов воды и топлива;
р е верс - механизм, предназначенный для изменения направления движения машины (двигателя) или отдельных ее элементов на обратное;
крейцк о пф - деталь механизма, двигающаяся по прямолинейным направляющим.
П: Как называются слова и выражения, которые употребляются людьми в какой-либо профессии?
У: профессиональные слова/ профессионализмы
П: Верно. Итак, какие события составляют основу сюжета? (Через какие испытания пришлось пройти главному герою?)
У: Основу сюжета рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме.
П: Какие из этих событий произвели на вас самое сильное впечатление и почему?
П: Что вы узнали о машинисте Мальцеве и о его работе? Приведите цитаты из текста.
У: Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда.
Александр Васильевич видел мою работу, он следил за ней, но после меня собственными руками снова проверил состояние машины, точно он не доверял мне.
Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу.
Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, – лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли .
П: Что же делает Мальцева лучшим машинистом?
У: Он незаурядная личность, талантливая, одаренный человек, творчески подходящий к работе, он поглощен любимым делом, в котором для него заключена вся жизнь, он отлично знает технику, чувствует машину всем своим существом…
П: Что происходит во второй части рассказа?
У: 5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда… Они шли навстречу мощной туче, вскоре поднялся сильный вихрь, сверкнула молния и ослепила Мальцева… (выборочный пересказ и чтение эпизода)
П: Прочитаем первое предложение. Как оно заканчивается?
У: Около года я работал помощником у Мальцева, с августа по июль, и 5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда…
П: Зачем автор использует многоточие? К каким событиям готовит читателя?
У: Автор задумывается, готовит читателя к восприятию сцены ослепления Мальцева во время грозы.
П: Попробуем воссоздать картину этого эпизода, которую нам рисует автор, ответив на несколько вопросов.
Какие чувства картина должна вызывать у зрителя?
У: тревога, страх, в то же время восторг перед стихией
П: Какие цвета и краски будут преобладать на картине?
У: тёмные: черный, синий (небо, тучи), красный (полосы света), синий яркий свет молнии.
П: В начале урока мы говорили о том, что все рассказы Платонова пронизаны светом. Светом проникнут и этот рассказ. Мотив света является главным, центральным именно в этом эпизоде.
Что будет фоном нашей картины?
У: Природа: тучи, небо, молнии.
П: Как автор описывает тучу, молнию, землю? Как он их называет? Какие приемы использует при описании?
У: мощная туча, свирепые, раздраженные молнии – эпитеты, мечи молний вонзались – метафора и олицетворение, безмолвная земля – эпитет.
П: Что мы изобразим на переднем плане нашей картины?
У: Кабина паровоза, в которой находятся Мальцев, его помощник, кочегар.
П: Опишем лицо Мальцева.
П: А сейчас один из вас по плану воссоздаст полностью картину этого эпизода. Внимательно слушайте, а затем мы оценим ответ этого ученика.
П: Насколько … удалось передать картину этого эпизода?
П: В результате трагедии Мальцев попадает в тюрьму. Как реагируют на это окружающие? Кто пытается помочь Мальцеву?
У: Следователь и рассказчик оба хотят помочь Мальцеву.
П: Как они относятся к Мальцеву? Меняется ли их отношение к нему на протяжении всего рассказа?
У: От равнодушия – к взаимопониманию, взаимовыручке. Чувство ответственности изменило это отношение.
П: Каждый хочет помочь, и если человек оказывается в беде, то равнодушных нет.
П: Какая черта личности Рассказчика является, по-вашему, главной? Как он относится к своему коллеге?
У: Главной чертой рассказчика является его стремление помочь Мальцеву. Доброжелательность, отзывчивость, душевная чуткость. Он поддерживает его, понимает, сочувствует; относится к нему по-отцовски.
У: своими поступками, добрым отношением к людям, взаимопониманием, сочувствием, состраданием к тем, кто рядом…
П: итак, мы выяснили главные качества рассказчика и как можно сделать наш мир прекраснее. Давайте теперь заполним пропуски в формулировке темы нашего урока.
П: обратимся к пятой части рассказа. Какие события происходят в этой части?
У: Рассказчик берет Мальцева с собой на поезд, к Мальцеву возвращается зрение.
П: Что же помогло Мальцеву прозреть? Давайте прочитаем эпизод работы Мальцева. Прочитать нужно так, чтобы мы почувствовали эту идею восхищения могуществом человека.
У.: Когда мы тронулись вперед, я посадил Александра Васильевича на свое место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки. Я водил своими руками, как надо, и его руки тоже работали. Мальцев сидел молчаливо и слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо и работой. Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством.
В обратный конец мы ехали подобным же способом: Мальцев сидел на месте механика, а я стоял, склонившись, возле него и держал свои руки на его руках. Мальцев уже приноровился работать таким образом настолько, что мне было достаточно легкого нажима на его руку, и он с точностью ощущал мое требование. Прежний, совершенный мастер машины стремился превозмочь в себе недостаток зрения и чувствовать мир другими средствами, чтобы работать и оправдать свою жизнь.
На спокойных участках я вовсе отходил от Мальцева и смотрел вперед со стороны помощника.
Мы уже были на подходе к Толубееву; наш очередной рейс благополучно заканчивался, и шли мы вовремя. Но на последнем перегоне нам светил навстречу желтый светофор. Я не стал преждевременно сокращать ход и шел на светофор с открытым паром. Мальцев сидел спокойно, держа левую руку на реверсе; я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием…
– Закрой пар! – сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем.
Тогда Мальцев встал с места, протянул руку к регулятору и закрыл пар.
– Я вижу желтый свет, – сказал он и повел рукоятку тормоза на себя.
– А может быть, ты опять только воображаешь, что видишь свет! – сказал я Мальцеву.
Он повернул ко мне свое лицо и заплакал. Я подошел к нему и поцеловал его в ответ:
– Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
(до предпоследнего абзаца)
П: Удалось ли … передать настроение, чувства, охватывающие рассказчика?
П: Итак, что же помогло прозреть герою?
У: Он вернулся в свою стихию, эта работа составляла всю его жизнь. Труд помог Мальцеву преодолеть жизненные трудности, прозреть. Он победил природу. И помогло сострадание и помощь рассказчика.
У: То есть Мальцев прозрел. Он видит свет и всё кругом… Весь мир.
П: Это метафора, которая характеризует героя, указывая на зоркость его души, и так же на широту прекрасного и яростного мира. Почему рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?
У: Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.
Яростный мир: ярость облагораживающая, это стремление противостоять бедствиям, преодолеть трудности, ожесточение против невзгод.
Прекрасный мир – это природа, несмотря на то, что она несет беды. Это не катастрофическая сила, а та, которую нужно преодолевать. С неизбежными роковыми силами нужно бороться и не сдаваться.
П: Запишем вывод в тетрадь:
Человек живет в прекрасном и яростном мире, где его подстерегают всякие неожиданности, опасности. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.
На следующем уроке мы будем готовиться к написанию сочинения. Ваше домашнее задание – перечитать рассказы Андреева и Платонова, подобрать три эпиграфа к сочинению "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" и попытаться составить план этого сочинения.
Читайте также: