В каком году композитор издает свое первое сочинение вариации на тему марша дресслера

Обновлено: 05.07.2024

Для этих вариаций 12-летний Бетховен использовал простую маршеобразную тему Эрнста Дресслера (Ernst Christoph Dressler был оперным певцом в Касселе (Thayer-Forbes)) в до миноре. Примечательно, что в этом раннем произведении, ставшем первой публикацией юного композитора, Бетховен демонстрирует черты, которые станут типичными для его дальнейшего творчества: тональность до минор, маршеобразный ритм и вариационная форма.

Неизбежно примитивные, согласно его собственным позднейшим стандартам, Дресслер-вариации, хотя и достаточно внушительные для 12-летнего композитора, едва ли предполагают всю гениальную мощь, которой он достигнет в этом жанре в последующие восемь лет, например, в Righini-вариациях 1790 года. Однако, даже через 20 лет, в 1803 году, когда он уже зрелым композитором начинает полномасштабную работу над "Героической" симфонией, Бетховен соглашается на переиздание Dressler-вариаций лишь с небольшими исправлениями, сделанными им самим или кем-то еще.

Михаил Плетнёв, фортепиано


В это время Бетховен занимается композицией под руководством органиста придворной капеллы Кристиана Готлиба Нефе (Christian Gottlob Neefe). В очередном номере (от 2 марта 1783) журнала Magazin der Musik, с которым сотрудничал Нефе, он опубликовал статью, в которой, помимо прочего, пишет о своем ученике:
"Louis van Beethoven, сын вышеозначенного певца-тенора, мальчик 11-ти лет и многообещающего таланта. Его игра на фортепиано отличается мастерством и силой, он очень хорошо читает с листа и в настоящее время играет, главным образом, Хорошо темперированный клавир Себастьяна Баха, с которым его познакомил г. Нефе. Те, кто знаком с этим собранием прелюдий и фуг во всех тональностях (которое, почти без преувеличения, можно назвать вершиной клавирного искусства), хорошо понимают, что это значит. Насколько это позволяли другие его обязанности, г. Нефе преподал ему курс генерал-баса. Сейчас он занимается с ним композицией и в качестве упражнения им были написаны 9 вариаций для фортепиано на тему марша (Дресслера) engraved в Мангейме. Юный гений заслуживает поддержки, дабы он мог развиваться дальше. Если он продолжит так же, как начал, то, безусловно, станет вторым Вольфгангом Амадеем Моцартом." (Thayer-Forbes: 66)

Нельзя с уверенностью утверждать, что Дресслер-вариации были первым сочинением Бетховена, однако мы вполне можем осторожно называть их одним из первых. Thayer-Forbes (p. 72) относит время их создания to tye year 1782.

С помощью Нефе, вариации были напечатаны в Мангейме издательством Goetz с посвящением графине Felice von Wolf-Metternich, вдове графа Ignaz von Metternich, председателя Высшего апелляционного суда, умершего в Бонне 15 марта 1790 года. (Thayer-Forbes: 66)

Beethoven himself revealed that this work and his three piano sonatas (in E flat major, F minor, and D major, WoO 47) were his first works. The date of composition of the Dressler Variations is often given in reference works as 1783, the year the piece was published. But it appears the young Beethoven actually composed the piece the year before that.

The work is quite good, considering the youth of its creator. The march theme by Dressler is rather simple and stiff-sounding in its generally serious demeanor—it is the kind of innocuous melody that might be arranged for first-year piano students. Beethoven's variations, while hardly brilliant, clearly infuse life into the somewhat naive melody. It is not surprising that they show the influence of Mozart. For one thing, the melody remains recognizable throughout all nine variations, and many features are only slightly changed in certain of them. One aspect of Beethoven's later style that does emerge here is his characteristic nervous energy, which propels much of the music in the later variations. The last one is perhaps the most inventive and certainly the most colorful, bringing some fireworks and divulging the youthful composer's already deft climactic sense.

Здравствуйте, дорогие любители творчества Людвига ван Бетховена. Сегодня мы поговорим о самом первом произведении великого композитора.

Споры о первом произведении композитора

Традиционно среди биографов ведутся споры по поводу того, какое именно произведение было самым первым в композиторском арсенале Людвига ван Бетховена.

Людвиг лично отметил, что именно эти 9 вариаций для ф-но были его первой композиторской практикой. В качестве даты сочинения данного произведения в биографических источниках приводится 1783 год.

И это вполне справедливо, так как именно в этом году произведение было официально издано. Но есть также мнение, что в реальности молодой Бетховен написал эти вариации за год до официального их опубликования.

Первое произведение Бетховена - 9 вариаций на тему марша Дресслера

Кем был Дресслер?

Самого Дресслера в наше время почти никто не знает. А если и знают, то, в основном, только благодаря этим 9 вариациям, написанным юным Бетховеном. Но, пожалуй, пару слов о нем сказать все-таки было бы справедливым.

Эрнст Кристоф Дресслер был композитором, певцом-тенором а также музыкальным теоретиком. Родился он в городе Гройсен (Тюрингия, Германия) 13 августа 1734 года. Учился он в германских городах: Галла, Йена, а также в Лейпциге, где он научился играть на скрипке.

Затем Дресслер отправился в Байройт, где обучался у некого Турготти. Чуть позже он работал учителем музыки во дворце маркграфа. С 1763 года Дресслер был принят на работу учителем музыки во дворец герцога Готы, а с 1767 — во дворец принца Фюрстенбергского.

Ну а в конечном итоге Дресслер устроился работать певцом в оперный театр города Кассель (Германия). Там он будет жить до самой смерти 6 апреля 1779 года.

История и краткий обзор произведения

Стоит отметить, что Людвиг в то время учился у Кристиана Готлоба Нефе, который, по всей видимости, помогал юному композитору в сочинении его первой композиции.

Кристиан Готлоб Нефе

Нефе не только помог Бетховену в написании и в опубликовании этого произведения, но также использовал свои связи, чтобы поведать о творении своего ученика в "Журнале Музыки" (Magazin der Musik). Саму статью в этом журнале опубликовал друг Нефе - Карл Фридрих Крамер.

Как и некоторые другие ранние произведения Бетховена, в этих вариациях очень сильно отражается влияние музыки Моцарта, и не происходит ярко выраженных отклонений от традиционной композиции того времени. Здесь еще нет сильно выраженной экспрессии и агрессивности (в хорошем смысле), свойственной более поздним произведениям Бетховена.

Есть даже сведения, что через много лет Людвиг, будучи уже взрослым, станет очень неохотно вспоминать о своих первых произведениях, написанных под влиянием тогдашних традиций.

В вариации для клавиатуры на марш Эрнста Кристоф Дресслер WoO 63 по Людвигу ван Бетховен были написано в 1782 году и опубликована Иоганн Михаэль Götz, издатель в Мангейме в 1783 году , с титульной страницей на французском языке под названием Variations пур ль клавесин на а Марш М. Дресслера сочинил . десятилетним юным любителем Луи ван Бетховеном . Работа посвящена графине Вольф-Меттерних и является первой публикацией Бетховена в возрасте двенадцати лет.

Примерно в это же время Кристиан Готтлоб Неефе , который был учителем музыки Бетховена с 1780 года, считает, что его ученику пора выступить перед публикой и опубликовать свои первые произведения. Он опубликовал в Magazin дер Musik от Карла Фридриха Крамера следующие объявления:

«Луи ван Бетховен, сын вышеупомянутого тенориста, мальчик 11 лет, одаренный редчайшими наклонностями. Он играет на фортепиано с замечательным талантом; он расшифровывает очень хорошо, и в слове он играет хорошо темперированный клавесине по Себастьяну Бах свободно , работа в которой г - н Нееф инициированного его. Любой, кто знаком с этим сборником прелюдий и фуг во всех тонах, произведением величайшей сложности, может судить о степени научности, необходимой для его исполнения. Г-н Ниф также подтолкнул его к серьезному изучению контрапункта, насколько позволяли его занятия. Теперь он тренирует его в композиции и, чтобы стимулировать его, он заставил его выгравировать в Мангейме девять вариаций для клавишных на шаг Дресслера. Этот молодой гений заслуживает поддержки и возможности путешествовать. Он обязательно станет вторым Вольфгангом-Амадеем Моцартом , если продолжит так, как начал. "

- Неподписанная хроника, Magazin der Musik , 2 марта 1783 г.

Для Андре Букурехлиева «с самых ранних произведений Бетховена вариация утверждала себя как одна из форм, наиболее близких его духу, его природе. […] Все работы Бетховена подтверждают склонность к этой форме изобретательства. "

Музыковед Барри Купер пишет: «Одиннадцатилетний Бетховен, кажется, излагает здесь свой манифест: жизнь - серьезное дело, музыка - благородное и высокое искусство, заслуживающее уважения, и второстепенный стиль, которым пренебрегают другие композиторы в бесчисленных сериях произведений. вариация, которую они осветили в 1780-х годах, может вызвать более глубокие эмоции, чем основная мода. До минор чуть не стал эмблемой Бетховена […]. "

Второе издание вариаций, слегка переработанное (вероятно, самим Бетховеном), было опубликовано в 1803 году.


Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Содержание

Биография



После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался [2] :

Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи.

Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул [3] :

Он всех заставит говорить о себе!

Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. [4] Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как вернувшись из Англии Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

Первые 10 лет в Вене

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену [3] :

Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам.

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. Умению свободно писать для голоса Бетховен учился у Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. [5] Его игра поразила слушателей.



Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат [3] :

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.



В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо гейлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству [3] :

Мне казалось немыслимым покинуть свет, раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

В Гейлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

Поздние годы: 1802—1812





Последние годы

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора. [3]





Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером [3] :

Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.

Ученики Бетховена

Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней [3] :

Высокая, статная фигура и прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью — даже у величайших виртуозов.

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.



В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл. [3] Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему [3] :

Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.



Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий, которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова, впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов, профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар.

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист. Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Ни Рис, ни Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.



Какой позор для всех! — писал возмущённый Лист Берлиозу. — Какая боль для нас! … Недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену. Этого не должно быть! Этого не будет!

Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря усилиям памятник композитору был поставлен. [3]

Причины смерти



29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы устранить вздутия), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача. [9]

Произведения

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Ода к радости (небольшой фрагмент, лёгкий файл)(info) (информация о файле)
  • Лунная соната(info) (информация о файле)
  • Концерт 4-1(info) (информация о файле)

Памятники Бетховену


Мемориальная табличка Бетховену в Праге


Мемориальная доска в Вене


Памятник Бетховену в Бонне

Интересные факты



  • Однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе. [10]
  • Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни. [10]
  • Некоторое время Бетховен учился у австрийского композитора и музыкального теоретика Иоганна Альбрехтсбергера, автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды сказал [10] :

Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!

В литературе

Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.

В кинематографе

В популярной музыке



В популярной культуре

Согласно популярному мему, один из родителей Бетховена был болен сифилисом, старшие братья Бетховена были слепыми, глухими или умственно отсталыми. Эта легенда используется как аргумент против абортов [12] :

Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?

Если Вы посоветовали сделать аборт — Вы только что убили Людвига ван Бетховена.

Родители Бетховена поженились в 1767 году. [13] В 1769 году родился их первый сын, Людвиг Мария, который умер через 6 дней, что было довольно обычным для того времени. Не сохранилось никаких данных о том, был ли он слепым, глухим, умственно отсталым и т. п. В 1770 году родился Людвиг ван Бетховен, композитор. В 1774 году родился третий сын, Каспар Карл ван Бетховен, скончавшийся в 1815 году от туберкулёза лёгких. Ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым он безусловно не был. В 1776 году родился четвёртый сын, Николаус Иоганн, обладавший завидным здоровьем и скончавшийся в 1848 году. В 1779 году родилась дочь Анна Мария Франциска, она умерла через четыре дня. Не сохранилось никаких данных о том, была ли она слепой, глухой, умственно отсталой и т. п. [14] В 1781 году родился его брат, Франц Георг (умер через два года). В 1786 году родилась его сестра, Мария Маргарита. Умерла через год, когда Людвигу было 17 лет. В том же году его мать умирает от туберкулёза, очень распространённой в то время болезни. Нет абсолютно никаких оснований предполагать, что она страдала венерическими заболеваниями. Иоганн ван Бетховен скончался в 1792 году. [15]

Читайте также: