В какие моменты человек испытывает сострадание сочинение мамин сибиряк

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту Д.Н.Мамина-Сибиряка (И.П.Цыбулько, Типовые экзаменационные варианты, 2019 г., вариант 5)

(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки. (3)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско — одна из лучших охотничьих собак в Тычках.

— (4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил маленький Гришутка однажды вечером.

— (5)С телятами , Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.

— (6)Вот бы, дедко, телёночка добыть.

— (7)Погоди, добудем. (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!

(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу,

— (15)Ну , Гришук , поправляйся без меня… — говорил Емеля внуку на прощанье. — (16)3а тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.

— (17)А принесёшь телёнка-то, дедко?-

— (21)Ну, я буду тебя ждать. (22)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь…

(23)Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно; оленя с телёнком не попадалось. (24)Только на четвёртый день, когда и охотник, и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с телёнком.

(38)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

(40)Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. (41)Емеля снова подполз со своей винтовкой.

(42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

— (43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.

(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень… (47)Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. (48)Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. (49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня. (51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному…

(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и свистнул, — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(62)Старик долго стоял на одном месте и всё улыбался, припоминая бегуна. (По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

* Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) — русский прозаик и драматург.

Вступление. В чём заключается сила родительской любви? Она проявляется в терпении, заботе, в желании оградить дитя от жизненных невзгод. Но порой возникают такие ситуации, когда родители, и особенно матери, готовы отдать собственную жизнь ради своего ребёнка. Проблема. Д.Н.Мамин-Сибиряк поднимает проблему самоотверженной материнской любви.

Комментарий. Первый пример. В центре внимания писателя находится случай, произошедший с дедом Емелей. Он по просьбе тяжело больного внука отправился на охоту за оленёнком. Выполняя эту прихоть мальчика, старик несколько дней выслеживал зверя, наконец увидел олениху, которая долго отводила охотника от спрятавшегося в кустах детёныша. Мать рисковала своей жизнью вопреки инстинкту самосохранения. Автор любуется красотой, благородством и смелостью оленихи. Пояснение первого примера. Её поведение свидетельствует о том, что она забыла о себе, а все действия продиктованы желанием спасти оленёнка. Второй пример. Дед Емеля не испытывал сострадания к животным, он жалел Гришутку, несколько месяцев боровшегося с болезнью. Но поведение оленихи заставило болезненно сжаться сердце старика, ведь мать мальчика погибла, спасая сына от стаи волков. И он не смог выстрелить в беззащитное маленькое животное, мысленно видя ребёнка, тоже маленького, слабого. Пояснение второго примера. Поступок деда показывает, что он впервые осознал, как страдает мать, когда её дитя находится в опасности, и что она способна принести себя в жертву ради него. Смысловая связь примеров. Эти два примера, дополняя друг друга, вызывают восхищение героизмом матерей.

Позиция автора . Автор считает, что все матери, независимо от того, к какому миру они принадлежат, - к человеческому или животному – горячо и самоотверженно любят своего ребёнка и способны отдать жизнь за него.

Вывод. Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что такое самоотверженная материнская любовь, не знающая страха. Сила всех матерей земли – в их нежном и горячем сердце.

Проблема проявления сострадания

(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки. (З)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско — одна из лучших охотничьих собак в Тычках.

—(4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил маленький Гришутка однажды вечером.

—(5)С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.

—(6)Вот бы, дедко, телёночка добыть.

—(7)Погоди, добудем. (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!

(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.

—(15)Ну, Гришук, поправляйся без меня. — говорил Емеля внуку на прощанье. — (16)3а тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.

—(17)А принесёшь телёнка-то, дедко?

—(21)Ну, я буду тебя ждать. (22)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь.

(38)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

(40)Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. (41)Емеля снова подполз со своей винтовкой. (42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

—(43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.

(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень. (47)Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. (48)Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом.(49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня. (51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному.

(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и свистнул, —маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

—(57)Ишь какой бегун. — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — (58)Только его и видел: как стрела. (59)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то? (60)Ну, ему, бегуну, надо расти. (61)Ах ты, какой шустрый.

(62)Старик долго стоял на одном месте и всё улыбался, припоминая бегуна.
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку*)
* Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) — русский прозаик и драматург.

1. Проблема самоотверженной родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?)

2. Человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания.

3. Человек должен понимать, что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя, например, отнимать оленёнка у его матери, которая готова ради детёныша пожертвовать своей жизнью.

4. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?)

Текст задания

Если текст не отображается, обновите страницу.

Вступление

Сочувствие, сострадание, выбор совести — это, несомненно, важная часть жизни любого думающего человека. Для проявления этих чувств существует множество причин, которые для всех будут разными. Одну из ситуаций, когда сострадание является ключевым мотивом персонажа описывает в своём произведении Мамин-Сибиряк. Именно этой проблеме и посвящен приведенный текст.

Определение и формулировка проблемы

Что такое сострадание и какое решение будет наиболее правильным с точки зрения совести? Ответ на этот вопрос представлен в тексте автора. Рассказ идёт о старике-охотнике Емеле и его маленьком, вот уже несколько месяцев болеющем внуке. Мальчик просит дедушку принести ему оленёнка, и дед, боящийся за жизнь Гришутки, соглашается выполнить его просьбу. Однако, встретив в лесу того самого оленёнка, Емеля не может побороть сострадание к детёнышу и нарочно пугает его.

Я считаю, что в такой ситуации выбора у охотника, по сути, не было, как с точки зрения совести и морали, так и согласно прагматичному взгляду на жизнь. Убивать детёнышей охотники не спешат по нескольким причинам — во-первых, высока вероятность того, что взрослый зверь покинет угодья, а во-вторых, таким образом можно значительно обеднить популяцию промыслового зверя. Об этом автор в своём тексте не указывает, обращая более пристальное внимание на моральную сторону вопроса. Нужно учитывать богатый охотничий опыт Мамина-Сибиряка, его обширные знания о тайге и любовь к природе и её созданиям, чтобы более полно смотреть на сюжет данного произведения.

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Комментарий

Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё.

Позиция автора

Отношение к позиции автора

Никому не пожелаешь оказаться в подобной ситуации, когда стоит выбор между просьбой внука, который тяжело болеет и совестью, которая никогда не замолкает. Этот выбор непрост, именно ситуации подобного плана и заставляют крепнуть человеческий характер и задумываться о том, что на самом деле важно и как этого достичь. Значительная часть приведённого отрывка посвящена описанию природы, что позволяет погрузиться в атмосферу тайги, почувствовать хруст снега под ногами, увидеть отчаянно спасающую своего малыша олениху и на мгновение погрузиться в чувства и мысли старого охотника. Я не могу не согласиться с позицией автора, потому что вполне возможно найти множество способов объяснить ребёнку неправомерность его просьбы, её аморальность, при этом утешив и обрадовав его чем-то иным, отвлечь на то, что не потребует убийства маленького живого существа. И, судя по всему, герой произведения пойдёт именно этим путём.

Вывод

Проблема сочувствия в равнодушном современном мире стоит особенно остро. Именно поэтому нельзя забывать произведения такого рода, ведь они заставляют нас задумываться о вечных проблемах человечества, искать внутри себя ответы на сложные жизненные вопросы. Именно это и помогает нам расти над собой, делая окружающий мир лучше и добрее.

На кого именно указывает местоимение? - первый по отношениею к местоимению субъект действия - Гришутка.

Неужели ТОЛЬКО ТОГДА проявляется сострадание, когда человек сам попадал в подобную ситуацию?! Хотя, очевидно, Вы это утверждаете, опираясь на текст, именно на ту ситуацию, которая отражена автором. Но всё равно здесь бы нужно было ''оговориться'' , употребив слова типа ''как правило'', ''обычно''. то есть тем самым показать, что человек всегда способен проявлять сострадание, но в подобной ситуации - особенно.

Неужели всегда так?! - логико- фактическая неточность. а если не известна боль человеку, то он не будет проникаться состраданием? И снова нужно было подчеркнуть, что именно в подобной ситуации любой человек проявит сострадание.

Люди, которые способны чувствовать боль окружающих, не быть безразличными к их бедам, безусловно, делают мир светлее. Но в каком случае человек испытывает сострадание? Именно над этим вопросом рассуждает Д. Н. Мамин-Сибиряк в представленном тексте.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 5 из 5 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 20 из 24

В це­лом чув­ству­ет­ся, что Вы спо­соб­ны пи­сать хо­ро­шие со­чи­не­ния. Од­на­ко грам­ма­ти­че­ские ошиб­ки и ре­че­вые недо­стат­ки сни­зи­ли ка­че­ство ра­бо­ты. По­жа­луй­ста, раз­бе­ри­тесь в недо­чё­тах, про­ана­ли­зи­руй­те на­ши ком­мен­та­рии. Успе­хов!

Читайте также: