В г белинский сочинение

Обновлено: 05.07.2024

. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение значит — оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение. С этой точки зрения даже и то, что теперь критика могла бы с основательностию назвать в "Онегине" слабым или устарелым, — даже и то является исполненным глубокого значения, великого интереса. И нас приводит в затруднение не одно только сознание слабости наших сил для верной оценки такого произведения, но и необходимость в одно и то же время во многих местах "Онегина", с одной стороны, видеть недостатки, с другой — достоинства.

Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания: заслуга безмерная!

Мы далеки уже от того блаженного времени, когда псевдоклассическое направление нашей литературы допускало в изящные создания только людей высшего круга и образованных сословий, и если иногда позволяло выводить в поэме, драме или эклоге простолюдинов, то не иначе, как умытых, причесанных, разодетых и говорящих не своим языком. Да, мы далеки от этого псевдоклассического времени; но пора уже отдалиться нам и от этого псевдоромантического направления, которое, обрадовавшись слову "народность" и праву представлять в поэмах и драмах не только честных людей низшего звания, но даже воров и плутов, вообразило, что истинная национальность скрывается только под зипуном, в курной избе, и что разбитый на кулачном бою нос пьяного лакея есть истинно шекспировская черта — а главное, что между людьми образованными нельзя искать и признаков чего-нибудь похожего на народность 1 .

Пора, наконец, догадаться, что, напротив, русский поэт может себя показать истинно национальным поэтом, только изображая в своих произведениях жизнь образованных сословий: ибо, чтоб найти национальные элементы в жизни, наполовину прикрывшейся прежде чуждыми ей формами, — для этого поэту нужно и иметь большой талант и быть национальным в душе. "Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа; поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами" 2 . Разгадать тайну народной психеи 3 — для поэта значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий. Кто умеет схватывать резкие оттенки только грубой простонародной жизни, не умея схватывать более тонких и сложных оттенков образованной жизни, тот никогда не будет великим поэтом и еще менее имеет право на громкое титло национального поэта. Великий национальный поэт равно умеет заставить говорить и барина и мужика их языком. И если произведение, которого содержание взято из жизни образованных сословий, не заслуживает названия национального, — значит, оно ничего не стоит и в художественном отношении, потому что неверно духу изображаемой им действительности. Поэтому не только такие произведения, как "Горе от ума" и "Мертвые души", но и такие, как "Герой нашего времени", суть столько же национальные, сколько и превосходные поэтические создания.

И первым таким национально-художественным произведением был "Евгений Онегин" Пушкина. В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом. Он понял, что время эпических поэм давным-давно прошло и что для изображения современного общества, в котором проза жизни так глубоко проникла самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпическая поэма. Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию.

Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова — "Горе от ума", стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений, как мы уже и заметили выше, русские поэты еще умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы и почти не умели быть поэ- тами, принимаясь за изображение мира русской жизни. . Оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школой, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без "Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени", так же как без "Онегина" и "Горя от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

На русскую повесть Гоголь имел сильное влияние, но комедии его остались одинокими, как и "Горе от ума". Значит: изображать верно свое родное, то, то у нас перед глазами, что нас окружает, чуть ли не труднее, чем изображать чужое. Причина этой трудности заключается в том, что у нас форму всегда принимают за сущность, а модный костюм — за европеизм; другими словами: в том, что народность смешивают с простонародностью и думают, что кто не принадлежит к простонародию, то есть кто пьет шампанское, а не пенник, и ходит во фраке, а не в смуром кафтане — того должно изображать то как француза, то как испанца, то как англичанина. Некоторые из наших литераторов, имея способность более или менее верно списывать портреты, не имеют способности видеть в настоящем их свете те лица, с которых они пишут портреты.

Таланты этого рода — плохие мыслители; фантазия у них развита на счет ума. Они не понимают, что тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. Чтоб верно изображать какое-нибудь общество, надо сперва постигнуть его сущность, его особность — а этого нельзя иначе сделать, как узнав фактически и оценив философски ту сумму правил, которыми держится общество. У всякого народа две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая — ежедневная, домашняя, обиходная. Часто обе эти философии находятся более или менее в близком соотношении друг к другу; и кто хочет изображать общество, тому надо познакомиться с обеими, но последнюю особенно необходимо изучить. Так точно, кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его в его семейном, домашнем быту. Кажется, что бы за важность могли иметь два такие слова, как, например, авось и живет, а между тем они очень важны и, не понимая их важности, иногда нельзя понять иного романа, не только самому написать роман. И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало "Онегина" и "Горе от ума" произведениями оригинальными и чисто русскими.

Мы начали статью с того, что "Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. Картина эта явилась вовремя, т. е. именно тогда, когда явилось то, с чего можно было срисовать ее, — общество. Время от 1812 до 1815 года было великою эпохою для России. Мы разумеем здесь не только внешнее величие и блеск, какими покрыла себя Россия в эту великую для нее эпоху, но и внутреннее преуспеяние в гражданственности и образовании, бывшее результатом этой эпохи. Можно сказать без преувеличения, что Россия больше прожила и дальше шагнула от 1812 года до настоящей минуты, нежели от царствования Петра до 1812 года. С одной стороны, 12-й год, потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством общей опасности сплотил в одну огромную массу косневшие в чувстве разъединенных интересов частные воли, возбудил народное сознание и народную гордость и всем этим способствовал зарождению публичности, как началу общественного мнения; кроме того, 12-й год нанес сильный удар коснеющей старине: вследствие его исчезли неслужащие дворяне, спокойно родившиеся и умиравшие в своих деревнях, не выезжая за заповедную черту их владений; глушь и дичь быстро исчезали вместе с потрясенными остатками старины. С другой стороны, вся Россия, в лице своего победоносного войска, лицом к лицу увиделась с Европою, пройдя по ней путем побед и торжеств. Всё это сильно способствовало возрастанию и укреплению возникшего общества. В двадцатых годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин. Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, — и в "Онегине" он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т. е. в двадцатых годах текущего столетия.

Пушкин стал первым поэтом-художником Руси. Он дал ей поэзию как искусство, а не только как прекрасный язык чувств. Все предшествующие Пушкину относятся, как малые и великие реки — к морю, которое пополняется их водами. Поэзия Пушкин была этим морем. Такое сравнение не может быть оскорбительным, даже для таких замечательных поэтов как Жуковский, Батюшков…

Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы; прекрасная природа была у него под рукой здесь, на Руси, на её степях, под вечно серым небом, с её печальными деревнями и богатыми и бедными городами. Осень для него лучше весны или лета. Русская зима лучше русского лета.

Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, на этом основании он признан русским национальным народным поэтом. Чувства, лежащие в основе его лирических произведений, всегда тихи, кротки, глубоки, гуманны.

Содержание небольших произведений Пушкина — почти всегда любовь и дружба, как чувства, бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на всё смотрит с любовью и благословением. Сама грусть его необыкновенно светла и прозрачна. У Пушкина всякое чувство прекрасно как чувство изящное, благородное.

Мы не знаем на Руси более нравственного великого поэта, чем Пушкин.

Онегин — страдающий эгоист. эгоист поневоле. Такова его судьба. Большинство читателей было удивлено, как Онегин, получив письмо Татьяны, мог не влюбиться в неё, — и ещё, как тот самый Онегин, который холодно отверг чистую, наивную любовь прекрасной девушки, потом страстно влюбился в великолепную светскую даму?

Роман оканчивается отповедью Татьяны.

Подвиг Пушкина в том, что он первый поэтически воспроизвёл в лице Татьяны русскую женщину.

Натура Татьяны глубока и сильна. Страстно влюблённая, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна всегда одна и та же. Она была задумчива с детских лет. Это украшало её однообразную жизнь. Повзрослев, она пристрастилась к чтению романов. Любовь для неё могла быть величайшим блаженством или величайшим бедствием жизни.


Расширенный поиск

Выберите поисковый параметр

Указатели

  • Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т.
    • Именной указатель
    • Указатель изданий и произведений
    • Именной указатель
    • Указатель изданий и произведений
    • Именной указатель
    • Именной указатель
    • Указатель изданий и произведений
    • Именной указатель


    Виссарион Григорьевич Белинский

    Библиографическое описание:
    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред ), Д. Д. Благой, Б. И Бурсов (зам. гл. ред.), А Г. Дементьев, В. A. Десницкий, В. С. Нечаева, Н. К. Пиксанов, В. С. Спиридонов, Б. В. Томашевский – М. : Изд-во АН СССР, 1953-1959.


    Библиографическое описание:
    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред. ) и др. Т. 1. Статьи и рецензии. Художественные произведения. 1829-1835 / [подгот. текста и коммент. В.С. Спиридонова; ред. В.А. Десницкий]; АН СССР; ИРЛИ. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 574 c.; 4 л. ил.


    Библиографическое описание:
    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. Т. 2. Статьи и рецензии. Основания русской грамматики. 1836-1838 / [подгот. текста Л.Р. Ланского; коммент. В.С. Нечаевой; ред. В.А. Десницкий]; АН СССР; ИРЛИ. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 768 c.; 5 л. ил.

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1958. – Т. 13. Dubia / [ред.-сост. Ф.Я.Прийма]. Указатели / [сост. И.З. Серман]. – 826 c. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1956. – Т. 12. Письма. 1841-1848 / [подгот. текста и примеч.К.П. Богаевской; ред. Ю.Г. Оксман]. – 596 c., факс.: 5 л. факс. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1956. – Т. 11. Письма. 1829-1840 / [подгот. текста и примеч. К.П. Богаевской; ред. Н.Ф.Бельчиков]. – 718 с.; 3 л. факс. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1956. – Т. 10. Статьи и рецензии. 1846-1848 / [тексты подгот. и коммент. к ним сост. Е.И. Кийко и др.; ред. Е.Г. Дементьев]. – 474 с., 5 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. Статьи и рецензии. 1845-1846 / [тексты подгот. и коммент. сост. В.С. Спиридоновым и Ф.Я. Приймой; ред. В.А. Десницкий]. – 804 c.; 5 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 8. Статьи и рецензии. 1843-1845 / [тексты подгот.В.С. Спиридоновым; коммент. Ф.Я. Приймы; В.С. Спиридонова; ред. А.Г. Дементьев]. – 728 c., ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 7. Статьи и рецензии. 1843. Статьи от Пушкине. 1843-1846 /[текст и коммент. В. С. Спиридонов при участии А. П. Могилянского; ред. Д. Д. Благой]. – 799 c.; 2 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 6. Статьи и рецензии. 1842-1843 / [ред. Б.И. Бурсов]. – 799 c.; 2 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф.Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1954. – Т. 5. Статьи и рецензии. 1841-1844 / [ред. Н.Ф. Бельчиков]. – 863 c.; 6 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом); редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. – М. : Изд-во АН СССР, 1954. – Т. 4. Статьи и рецензии. 1840-1841 / [текст подгот. и коммент. сост. Л.Н. Назарова и др.; ред. Н.Ф. Бельчиков]. – 675 c.; 4 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. I-XIII / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); ред. коллегия: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред ), Д. Д. Благой, Б. И Бурсов (зам. гл. ред.), А Г. Дементьев, В. A. Десницкий, В. С. Нечаева, Н. К. Пиксанов, В. С. Спиридонов, Б. В. Томашевский – М. : Изд-во АН СССР, 1953-1959.

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); [гл. ред.: Н.Ф. Бельчиков и др.] – М. : Изд-во АН СССР, 1953. – Т. 3. Статьи и рецензии. Пятидесятилетний дядюшка. 1839-1840 / [подгот. текста и коммент. В.Г. Березиной и В.С.Спиридонова; ред. Б.И. Бурсов]. – 684 c.; 4 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); [ред.: Н.Ф. Бельчиков и др.] – М. : Изд-во АН СССР, 1953. – Т. 1. Статьи и рецензии. Художественные произведения. 1829-1835 / [подгот. текста и коммент. В.С. Спиридонова; ред. В.А. Десницкий]. – 574 c.; 4 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом); [гл. ред.: Н.Ф. Бельчиков и др.] – М. : Изд-во АН СССР, 1953. – Т. 2. Статьи и рецензии. Основания русской грамматики. 1836-1838 / [подгот. текста Л.Р. Ланского; коммент. В.С.Нечаевой; ред. В.А. Десницкий]. – 768 c.; 5 л. ил. – (Полное собрание сочинений. Т. I-XIII)

    Читайте также: