В бергене все было по старому сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Бабка Ганя была одинокая. Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. Каждую осень он приезжал в отпуск к бабке, привозил ей в подарок гранёные синие стаканы, а для украшения — маленькие, выдутые из стекла самовары, туфельки и цветы.

(1)Бабка Ганя была одинокая. (2)Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. (3)Каждую осень он приезжал в отпуск к бабке, привозил ей в подарок гранёные синие стаканы, а для украшения — маленькие, выдутые из стекла самовары, туфельки и цветы. (4)Все эти хитрые безделушки стояли в углу на поставце. (5)Бабка Ганя боялась к ним прикасаться.

(б)Кроме стеклянных игрушек, в избе у бабки Гани жил старый, беззубый рыжий пёс Жек. (7)Весь день он лежал под печкой и так сильно вздыхал, что с пола подымалась пыль.

(8)Однажды она попросила меня написать бумагу в сельский совет. (9)Диктовала сама.

— (Ю)Пиши, сердечный, сказала она. — «(11)Я, Агафья Семёновна Ветрова, жительница села Окоёмова, сообщаю сельскому совету, что в случае моей смерти домишко мой оставляю внуку Василию Ветрову, стекольному мастеру, а бесценные стеклянные вещи, сделанные для забавы, прошу забрать в школу для ребят. (12)Пусть видят, какие чудеса может человек совершить, ежели у него золотые руки. (13)Внук мой — такой мастер, что только землю и небо не сделает, а всё прочее может отлить из стекла красоты замечательной. (14)А потому сообщаю, что внук мой придумал сделать из тяжёлого стекла некоторую вещь —^называется она по-городскому рояль, а у нас в селе её сроду не видывали. (15)Поэтому прошу: помогите ему, чем можете.

(16) А собаку Жека пусть заберёт аптекарь Иван Егорыч: он к зверям ласковый.

(18) Когда мы писали эту бумагу, Жек сидел у стола и вздыхал — чувствовал, должно быть, что решается его судьба.

(19) На следующее утро я со своим приятелем уехал на лодке на Прорву — глубокую тихую реку. (20)На берегах Прорвы мы провели два дня, ловили рыбу.

(21)На третий день из зарослей шиповника вышел дед Пахом. (22)Мы сели к костру пить чай. (23)3а чаем дед завёл трудный разговор о витаминах.

— (24)Одышка у меня, — сказал дед. — (25)Аптекарь советует тмины потреблять.

(26)Настой 'из шиповника. (27)От него, говорит, происходит долголетняя жизнь.

(28)Сварю настой, буду сам пить и бабке Гане снесу: она у нас сплоховала.

(29) Мы тут же свернули палатку, собрались и вернулись в деревню.

(30) На крыльце Ганиной избы нас встретил Жек, и мы поняли, что что-то случилось.

— (31)Вечный спокой, — сказал дед и стащил с головы рваный картуз. —

(32)Не поспел я тмины ей приготовить. (ЗЗ)Душевная, хоть и строгая была старуха, бессребреница.

(34)Внук бабки Гани, Вася, приехал только на десятый день, когда Ганю уже схоронили. (35)Вася приходил каждый день к нам. (36)Это был тихий человек, похожий на мальчика, но с серыми строгими глазами, такими же, как у бабки Гани. (37)Говорил он мало, больше слушал и улыбался.

(38)Я долго не решался расспросить его о стеклянном рояле. (39)3аветная его мечта казалась неосуществимой.

(40)Но как-то в сумерках, когда за окнами густо валил первый снег, а в печах постреливали берёзовые дрова, я наконец спросил его об этом рояле.

— (41)У каждого мастера, — ответил Вася и застенчиво улыбнулся, — лежит на душе мечтанье сделать такую великолепную вещь, какую никто до него не делал.

(42)На то он и мастер!

— (44)Разное есть стекло, — сказал он. ^ (45)Есть грубое, бутылочное и оконное. (46)А есть тонкое, свинцовое стекло. (47)По-нашему оно называется флинтглас, а по-вашему — хрусталь. (48)У него блеск и звон очень чистые. (49)Он играет радугой, как алмаз. (50)Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль.

— (51)Прозрачный? — спросил я.

— (52)О6 этом-то и разговор, — ответил Вася. — (53)Вы внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что устройство в нём сложное. (54)Но, несмотря на то что рояль прозрачный, это устройство только чуть будет видно.

(56)А потому, что блеск от полировки и хрустальная игра его затмят. (57)Это

и нужно, потому что иной человек не может получать от музыки впечатления, ежели видит, как она происходит. (58)Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной. (59)Только вторые клавиши сделаю из чёрного хрусталя, а так весь рояль будет как снежный. (бО)Светиться должен и звенеть. (61)У меня нет воображения рассказать вам, какой это должен быть звон.

(62)Вася уехал в начале зимы. (63)Дни стояли пасмурные, мягкие. (64)В сумерки мы выходили в сад. (65)На снег падали последние листья. (66)Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой, г- сверкающий, поющий так чисто, как поёт вода, позванивая по первому льду.

(67)Он даже снился мне иногда, этот рояль. (68)Он отражал пламя свечей, старинные портреты композиторов, тяжёлые золотые рамы, снег за окнами, серого кота, — он любил сидеть на крышке рояля, — и, наконец, чёрное платье молодой певицы и её опущенную руку. (69)Мне снился перекликающийся по залам, как эхо, голос хрустального рояля.

(70) Я просыпался и чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа, его песнях, его великих музыкантах и скромных стекольных мастерах.

(71) Всё гуще падал снег, засыпал могилу бабки Гани. (72)И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей нашей жизнью.

(73)И вся эта рязанская земля казалась мне теперь особенно милой. (74)3емля, где жили бабка Ганя и дед, где вчерашний деревенский мальчик мечтал о хрустальном рояле и где красные, оставшиеся с осени гроздья рябины пылали среди снежных лесов.

(По К. Г. Паустовскому)

Что даёт человеку мечта? Наверное, у каждого из нас есть заветное желание, которое не всегда возможно осуществить. Но даже в этой ситуации оно греет сердце и обогащает душу. Стремление к воплощению собственных мечтаний в реальность становится главным источником сил и вдохновения для человека. К.Г. Паустовский поднимает в тексте проблему понимания важности мечты.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. К.Г. Паустовский доказывает мысль о необходимости быть мечтателем. Это даёт человеку силы и помогает наполнить жизнь более яркими красками. Мечта мастера стала источником вдохновения не только для него самого, но и для близкого человека – бабушки Гани. До самого конца она верила, что её внук сможет создать уникальную вещь.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: мечта дарит человеку смысл жизни, движет его к исполнению самых заветных желаний, наполняет жизнь счастьем.

Таким образом, мечта действительно очень важна для человека. Фантазирование о возможном будущем не всегда является побегом от реальности; напротив, наши заветные желания помогают преобразить жизнь. Так, А. Блок в одном из стихотворений писал:

Целый день плакал мальчик. И ночью с горя заснул как убитый. И вдруг он услышал сквозь сон: кто-то осторожно мягкими лапками барабанит по его щеке.

Мальчик открыл глаза. Заяц стоял возле.

И все его друзья собрались вокруг ледяной постели. Утром они не вышли из своих домиков, потому что почуяли опасность. Но теперь, когда Прадедушка Мороз уснул, они пришли на выручку к своему другу.

Когда мальчик проснулся, семь белок бросились к ледяной постели старика. Они нырнули в снег шубы Прадедушки Мороза и долго рылись там. И вдруг что-то зазвенело тихонечко. Белки спрыгнули на пол и подбежали к мальчику.

И он увидел: они принесли в зубах большую связку ледяных ключей.

(112 слов)
(Е. Шварц. Два брата)

Задание


1. Подчеркните в предложении Мальчик открыл глаза все члены предложения.

2. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения.

3. Выделите корни в существительных и глаголах последнего предложения.

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.

К тому времени Пик ужасно растолстел.

Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.

Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорее вернулся в норку.

Потом начались морозы.

Плохо пришлось бы мышонку, если бы он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?

(98 слов)
(По сказкам Виталия Бианки. Мышонок Пик)

Задание

1. Во 2-м предложении подчеркните главные члены.

2. Выделите корень в слове растолстел.

3. Подберите проверочное слово к слову с безударной гласной в корне нестерпимо.

Сонное царство под землей

Сонливая вялость всё чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и всё спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на нескольно дней.

Наружу он совсем перестал ходить.

Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.

Мыши-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.

Пик спал спокойно.

(100 слов)
(По сказкам Виталия Бианки. Мышонок Пик)

Задание

1. Подчеркните главные члены в 1-м предложении 4-го абзаца. (Мыши-малютки не спят всю зиму…)

2. Приведите однокоренное проверочное слово к слову сер_чишко.

3. Запишите, сколько букв и сколько звуков в слове сер_чишко.

В жаркий-прежаркий день

Он был еще буйволенком, но уже достаточно большим, чтобы не сосать молоко, и его отпускали вместе с матерью и другими буйволами пастись в стаде. В тот удивительный день он вместе с матерью, отцом и другими буйволами ел траву в котловине Сабида.

И был жаркий-прежаркий день. И отец что-то вспомнил и повел куда-то всех буйволов. И они долго шли, шли, шли. Все время вниз, вниз. А потом была дорога, и они перешли ее и пошли дальше и вышли к огромной воде. И это было море, и море было свободой и счастьем свободы.

И отец вошел в воду, и вслед за ним вошли все буйволы, и они поплыли. И это было так прекрасно, в жаркий-прежаркий день огромная добрая вода, пахнущая свободой, и мама рядом, и отец рядом, и все остальные буйволы рядом, и они плыли и плыли, а потом остановились в море и блаженствовали, раздуваясь и шумно вдыхая воздух.

(147 слов)
(Ф.Искандер. Широколобый)

Задание

1. Подчеркните главные члены в 1-м предложении 3-го абзаца. Укажите, сколько в нем грамматических основ, как они связаны, и напишите, как называется такое предложение.

2. Выпишите из текста слово с уменьшительным суффиксом и обозначьте в нем все морфемы.

3. В сложном прилагательном жаркий-прежаркий объясните правописание приставки.

Музыкальные мелодии

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей.

Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам ее не просвистел пожилой скворец, – он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.

Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки. У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы клевали все сразу, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.

(227 слов)
(К.Паустовский. Жильцы старого дома)

Задание

1. Найдите в 3-м абзаце все прилагательные и определите, к какому разряду по значению они относятся.

2. Разберите по составу слово дощатый (5-й абзац), укажите, какие в нем есть (если есть) чередования согласных звуков; дайте морфологическую характеристику этого слова.

3. Напишите, какое лексическое и грамматическое значение имеет слово ходики в первом предложении. В чем его особенность?

Музыка Грига

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи: рокот северного океана, что катил волны из мглы, и ветер, что высвистывал над ними свою дикую сагу, песню девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

(141 слово)
(По К.Паустовскому
. Корзина с еловыми шишками)

Задание

1. Найдите в тексте два причастных оборота и сделайте морфологический разбор причастий.

2. Выпишите из текста деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Выделите в словах деепричастные суффиксы.

3. Выделите морфемы в слове жилище.

Воспитанница

(175 слов)
(А.С. Пушкин. Пиковая дама)

Задание

1. Найдите и выпишите слово, образованное лексико-грамматическим способом (переходом из одной части речи в другую).

2. Выпишите из текста все обособленные определительные обороты с определяемыми словами в такой последовательности: 1) со страдательным причастием прош. вр.; 2) с действительными причастиями наст. вр.; 3) с прилагательным – главным словом оборота.

3. В 3-м предложении подчеркните все слова как члены предложения и определите тип сказуемого.

Пушкин о Грибоедове

(140 слов)
(А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум)

1. Разберите 2-е предложение, подчеркнув в нем все слова как члены предложения. Начертите схемы, показывающие, какие синтаксические конструкции в нем встретились.

2. Перечислите, какие виды сложных предложений есть в тексте.

3. Сравните значения слов честолюбие и самолюбие и напишите, в чем вы видите разницу между ними.

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.

Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Отвесные стены, заметенные вьюгою, падали на нижние далекие террасы, а те расходились все дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимся по берегу великой реки, и темная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.

Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра, и весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, в стеклянных сплошных окнах электрических станций

Задание

1. В 1-м предложении подчеркните грамматическую основу и назовите вид сказуемого.

2. Дайте характеристику 2-го предложения.

3. Из 3-го предложения выпишите по одному примеру на все виды словосочетаний (с тремя видами связи).

Невский проспект

В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями – судьбами государств и народов, – как в годы жизни Пушкина.

Через полгода после рождения Пушкина, 9 ноября 1799 года, генерал Бонапарт, неожиданно вернувшись из Египта, произвел государственный переворот. Первый консул, пожизненный консул и, наконец, император Наполеон, он оставался во главе Франции до военного поражения и отречения в 1814 году. Затем, через несколько месяцев, он на сто дней восстановил свою власть и в 1815 году, после разгрома под Ватерлоо, был сослан на остров Святой Елены. Годы эти были для Европы временем непрерывных сражений, в которые начиная с 1805 года была втянута и Россия.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года на другом конце Европы, в Петербурге, также произошел государственный переворот: группа дворцовых заговорщиков и гвардейских офицеров ворвалась ночью в спальню Павла I и зверски его задушила. На престоле оказался старший сын Павла, двадцатичетырехлетний Александр I.

Молодежь начала XIX столетия привыкла к жизни на бивуаках, к походам и сражениям. Смерть сделалась привычной и связывалась не со старостью и болезнями, а с молодостью и мужеством. Раны вызывали не сожаление, а зависть.

Война закончилась победой России. Молодые корнеты, прапорщики, поручики вернулись домой израненными боевыми офицерами, сознававшими себя активными участниками истории.

(234 слова)
(Ю.Лотман. Пушкин. Очерк творчества)

Задание

1. Выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью придаточных. Начертите его схему и назовите тип придаточных.

2. Определите сказуемые в предложених 1-го и 2-го абзацев.

Коллежский асессор Ковалев

Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором… По этому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть майором.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прогуливаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалев носил множество печаток, сердоликовых, и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

(220 слов)
(Н.В. Гоголь. Нос)

Задание

1. Выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью придаточных. Начертите его схему и назовите тип придаточных.

2. Определите сказуемые в 1-м предложении 1-го и 2-го абзацев.

Невский проспект

Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту. Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из этого сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящейся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что эти дамы… Но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.

(197 слов)
(По Н.В. Гоголю. Невский проспект)

Задание

1. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, подчеркнув сказуемое, выпишите придаточную часть и объясните в ней все орфограммы.

2. Выпишите предложение, соответствующее схеме: [ – = ], (что –, (– = ), =).

Тезаурус по теме:

Портьеры - полотно из плотной ткани, служащее для оформления окна или двери.

Лесник - лесной сторож.

Пристань - место на берегу, оборудованное для причала судов.

Портниха (портной) - мастер, специалист по шитью одежды.

Парча - плотная шёлковая узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями.

Тюль - сетчатая ткань, чрезвычайно легкая и тонкая.

Ботфорты - длинные сапоги с гладкими голенищами.

Фрак - мужская парадная одежда.

Метафора - употребление слова в переносном значении.

Оркестр - ансамбль музыкальных инструментов.

Симфония - большое музыкальное произведение, написанное для оркестра.

Музыкальная пьеса - драматическое произведение.

Олицетворение - выражение, дающее представление о каком либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия.

Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

Эпитет – поэтический прием, дающий слову особое определение или выражение.

Ключевые слова

Сравнение; олицетворение; эпитет; портьеры; лесник; пристань; портниха; парча,; тюль; ботфорты;фрак; метафора; оркестр; симфония; музыкальная пьеса.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.47 – 58
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 69
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2017.

Основное содержание урока:

А какие рассказы К.Паустовского вы читали?

Этот рассказ о красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.

хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.

Оно только и ждёт, чтобы подхватить звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы

ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями

осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

-Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.

-Дагни Педерсен, — вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

-Вот беда! — сказал Григ. — Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

-У меня есть старая мамина кукла, — ответила девочка. — Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва. -А теперь она спит с открытыми глазами,

печально добавила Дагни. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

-Слушай, Дагни, - сказал Григ, - я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

-Понимаешь, мне нужно её ещё сделать.

-А что это такое?

-Разве за всю свою жизнь, — строго спросила Дагни, — вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? — Григ смутился.

-Да нет, это не так, — неуверенно возразил он. — Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

Я не разобью, — умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав.

- И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

Но почему Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением?

Найдите и прочитайте этот отрывок в тексте.

А почему Григ решил подарить интересный подарок девочке через 10 лет?

Правильно. Потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок.

Как можно озаглавить эту часть?

Встреча в лесу.

В Бергене всё было по-старому.

Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель —Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло

разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль.

Рояль мог петь обо всём — о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине ещё долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сёстрами. Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.

Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается.

Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

- Как можно озаглавить вторую часть?

В доме композитора.

В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?

Правильно. Григ писал музыку для Дагни Педерсон в Бергене.

Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Какой художественный приём писатель использует?

Правильно. Писатель использует олицетворение.

А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?

Найдите и прочитайте этот отрывок в тексте.

Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.

«Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны.

Какой литературный приём использует автор?

Правильно. Автор использует сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.

-Что помогло Григу написать музыку?

- Каких слушателей ценил Григ больше всего?

- В чём заключалось счастье для великого композитора?

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю, отец отправил её погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал её ещё девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжёлыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Магда работала театральной портнихой. Муж её Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра.

В комнате у тётушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шёлка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с чёрными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфортов с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потёртых на сгибе. Всё это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.

В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком для позолоты.

- Как можно озаглавить третью часть?

Дагни в гостях.

- Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

Правильно. Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, и она окончила школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город.

Почему Дагни покидает дом?

С какой целью ее отправили к тете Магде?

Правильно. Потому что отец хотел, чтобы девочка посмотрела, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселилась.

(Работа над заключительной четвёртой частью).

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.Напуганная этим, тётушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс. сказал, что, наоборот, в театре надо верить всему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дагни верила.

Но всё же тётушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.

Был тёплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть своё единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в чёрном, и наоборот, в тёмные сверкать белизной платья.

Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела чёрное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.

Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав — ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и её длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.

Концерт начался после обычного вечернего выстрела из старой пушки в порту. Выстрел означал заход солнца. Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. -Это ты меня звал, Нильс? — спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась. Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на неё, прижав ко рту платочек, тётушка Магда.

-Что случилось? — спросила Дагни. Магда схватила её за руку и прошептала:

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

-Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа ПедерсенаДагниПедерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Дагни вздохнула так глубоко, что у неё заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступившие к горлу слёзы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. Мелодия росла, подымалась,

бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке. Дагни слышала эту песню у себя в горах. Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась лёгкая рябь. Сквозь неё светили звёзды.

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

Музыка стихла. Сначала медленно, потом всё разрастаясь, загремели аплодисменты.

Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на неё. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той ДагниПедерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

- Как можно озаглавить заключительную часть рассказа?

На концерте.

Сколько лет исполнилось Дагни когда она уехала в город?

Правильно. Дагни исполнилось 18 лет.

Куда она впервые собралась идти?

Дагни впервые собралась идти на концерт симфонической музыки.

- О чём автор рассказывает в этой части?

Автор рассказывает о музыке, о чувствах Дагни.

-О чем была музыка?

Музыка была о Родине Дагни.

- Почему Дагни плакала?

Это слезы благодарности.Ведь плачут не только тогда, когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.

- Смогла ли Дагни оценить этот подарок?

Найдите и прочитайте этот отрывок в тексте.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет! Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.

- Как вы поняли, о чём этот рассказ?

Этот рассказ о красоте мира и музыки, отражающей жизнь, об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном. О том, что нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, чтобы о ней ни говорили.

Как вы думаете, почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

Правильно. Их объединяет искусство.

Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это.

Типовое тренировочное задание

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте, выбрав один из вариантов ответа.

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.ВБергене всё было по-старому.
Всё,(1) что могло приглушитьзвуки: (2) ковры,(3) портьеры и мягкую мебель - (4) Григ давно убрал из дома. ( В этом предложении следующие знаки препинания: (1) - запятая отделяет придаточное "что могло приглушить звуки" от главного, (2) - двоеточие при обобщающем слове "всё"; запятая, означающая конец придаточного, поглощается двоеточием (3) - запятая при однородных уточняющих членах; (4) - тире - продолжается предложение после обобщающего слова с однородными уточняющими).

На нём могло разместиться до десятка гостей,(1) и Григне решался его выбросить. (Здесь (1) - запятая, разделяющая части сложносочинённого предложения)

Друзья говорили,(1) что дом композитора похож нажилище дровосека. ( Запятая между частями сложноподчинённого предложения).

Если человек был наделёнвоображением,(1) то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи: (2)отрокота северного океана,(3)что катил волны из мглы,(4) и ветра,(5)что высвистывалнад ними свою дикую сагу,(6)-(7)до песни девочки,(8)баюкающей тряпичнуюкуклу. ((1) - запятая между придаточным и главным предложениями в составе сложноподчинённого, (2) - двоеточие перед перечислением внутри предложения, (3) - запятая перед придаточным, уточняющим к слову "океана", (4) - конец придаточного; (5) - выделяем придаточное, уточняющее к слову "ветра", (6) - конец придаточного, (7)- тире - затрудняюсь, сейчас погуглю, по идее это конец перечисления и далее продолжается предложение; как вариант - указать на дополнительную интонационную паузу внутри сильно распространённого предложения.
(8)- причастный оборот после определяемого слова "девочки"
)

Рояль мог петь обо всём:(1)о порыве человеческого духа к великому и олюбви. (Двоеточие после обобщающего слова " (обо) всём" перед однородными)

Белые и чёрные клавиши,(1)убегая из-под крепких пальцевГрига,(2) тосковали,(3) смеялись,(4)гремели бурей и вдруг сразу смолкали. ( (1) - запятая перед деепричастным оборотом, (2)- после деепричастного соответственно, (3) и (4) - запятые между однородными сказуемыми).

Тогда втишине ещё долго звучала одна маленькая струна,(1) как будто это плакалаЗолушка,(2)обиженная сестрами. ((1)- запятая отделяет придаточное от главного, (2) - запятая перед причастным оборотом внутри придаточного))

Григ,(1)откинувшись,(2)слушал, (3)пока этот звук незатихал. ((1) и (2) - выдеяют деепричастие, (3) - отделяет придаточное от главного).

Читайте также: