В а гаврилин сочинение

Обновлено: 25.06.2024

Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) — известный советский и российский композитор, автор хоровых, вокально-симфонических, камерных произведений, необыкновенно точно и глубоко воспевший характер русского народа. Среди его сочинений есть как крупные симфонические произведения, оперы и балеты, так и небольшие сюиты, а также песни к кинофильмам. Валерий Гаврилин композитор новатор, сумевший добиться звучного сочетания аутентичной народной мелодии с элементами эстрадной и классической музыки.

Детство и юность

В 1950 году в жизни Валерия настали большие перемены — по доносу из-за якобы похищенной ржи была арестована мать, и мальчика с сестрой отправили в детский дом. Он очень переживал по этому поводу и регулярно ездил к ней на свидания. Посещение тюрем оставило глубочайший след в душе подростка.

Благодаря протекции педагогов, юный Валера был записан в музыкальную школу Вологды. Он ярко выделялся на фоне сверстников своим талантом, легко запоминал весь материал, учился с большим воодушевлением и отличался завидным трудолюбием.

Здесь талантливого парня при поддержке его учителя Татьяны Томашевской нашел преподаватель Ленинградской консерватории С. Белоземцев, предложивший юному дарованию переехать в Северную столицу для дальнейшей учебы в школе-десятилетке при консерватории.

Валерий Гаврилин

Интересно, что мать категорически противилась такому выбору сына и считала, что он должен быть ветеринаром. Однако после уговоров Тимошевской она согласилась отпустить сына на учебу. И здесь Валерий оказался одним из лучших учеников, поэтому по окончании учебного заведения, в 1958 году, был зачислен на композиторский факультет Ленинградской консерватории на курс О. Евпахова.

Начала славного пути

На третьем курсе Валерий увлекся фольклором и отправился в экспедицию по деревням страны с целью понять особенности русской души, проникнуться атмосферой сельской местности и приобрести материал для работы. К этому времени студент Гаврилин уже много успел сочинить, но именно сейчас, находясь под впечатлением от разоренных деревень и проникнутых тоской женских песен с мечтой о лучшей доле он пришел к выводу о цели собственного творчества. Свою миссию как композитора он видел в синтезе классических музыкальных канонов с бытовой, народной мелодией, в недрах которой скрыты настоящие сокровища поэтической эстетики.

Валерий Гаврилин

Вершины творчества

Валерий Гаврилин

Певец русской души

Творчество Валерия Гаврилина всегда отличали русский колорит и лиризм. Он был одним из первых, кто начал активно объединять бытовой и академический жанры. Стилевые формы и эстетика музыки Гаврилина не оставляют сомнений в приверженности композитора к неоромантизму. Как и другие представители направления, он тяготел к утонченной обработке песенных форм, которые составляли основу камерных произведений и вокально-симфонических поэм.

Сквозной линией в музыке Гаврилина проходит тема женской судьбы и характера, ведь композитора с детства окружали представительницы прекрасного пола. Его творчество неразрывно соединено с чистотой русской души и олицетворяет собой глубокое проникновение в народную культуру. В то же время он не гнушается использовать приемы эстрадной музыки, что позволяло с успехом доносить свои идеи и молодому поколению.

В последние годы жизни Валерий Александрович страдал от болезни сердца. Незадолго до смерти на Вологодчине с большим успехом прошел его авторский концерт, который потом повторился в Петербурге. Он стал символическим венцом замечательной музыкальной карьеры композитора, которого не стало 28 января 1999 года. Похоронен Валерий Гаврилин на Волховском кладбище Санкт-Петербурга.

В 2021 году выдающемуся композитору, нашему земляку Валерию Александровичу Гаврилину исполнилось бы 82 года, и уже 22 года, как он ушел из жизни.


Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999 гг.)

Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде, в семье педагогов. Вскоре после рождения мальчика перевезли в г. Кадников, где его мать работала директором детского дома. Не прошло и двух лет, как началась Великая Отечественная война, и отец будущего композитора погиб на фронте. Маленький Валерий с матерью и сестрой переехали в деревню Перхурьево Вологодской области. Мать, Клавдия Михайловна, начала работать директором детского дома в соседнем селе, Воздвиженье, а мальчик учился в начальной школе.

В 1950 году Клавдия Михайловна была арестована по ложному обвинению, и Валерия перевезли в детский дом в селе Ковырино, под Вологдой. Здесь и начал проявляться музыкальный дар юного Гаврилина: он пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов, а в 1951 г. начал обучаться игре на фортепиано в Вологодской музыкальной школе №1 под руководством педагога Т. Д.Томашевской. Еще толком не постигнув музыкальной грамоты, талантливый ученик начал сам писать музыку: польки, вальсы, песни, романсы на стихи Г. Гейне.


Из-под его пера выходят струнный квартет №1, прелюдии для фортепиано, сонатина для фортепиано.


В 1964 году после успешной сдачи государственных экзаменов по музыковедению и композиции и сдачи экзамена в аспирантуру (по рекомендации О. А. Евлахова) Валерий был принят в аспирантуру. В том же году он начинает преподавать в музыкальном училище при Ленинградской консерватории.






28 января 1999 года Валерия Александрович ушел из жизни, не дожив до 60 лет. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волхова кладбища.

Гаврилин писал музыку к спектаклям московского театра им. Вахтангова, а также ленинградских театров: имени Ленсовета, Малого драматического театра, Ленинградского ТЮЗа, театра им. Ленинского Комсомола, Театра комедии, Большого Драматического театра им. Горького, Государственного театра драмы им. Пушкина, а также к фильмам киностудии Ленфильм.


Сочинения В.А. Гаврилина исполняли выдающиеся музыканты: народные артистки СССР Зара Долуханова, Ирина Богачева, народные артистки России Наталья Герасимова и Людмила Сенчина, народные артисты России Владимир Чернов, Сергей Лейферкус, Сергей Яковенко, народный артист РСФСР Эдуард Хиль; дирижеры: народный артист СССР Владимир Федосеев, народный артист России Станислав Горковенко, художественный руководитель Московского камерного хора народный артист СССР Владимир Минин, художественный руководитель Капеллы им. Глинки народный артист СССР Владиславом Чернушенко, заслуженный фортепианный дуэт Латвии Нора Новик и Раффи Хараджанян. Он работал с режиссером, народным артистом СССР Георгием Товстоноговым, народным артистом СССР Михаилом Ульяновым, народным артистом России Александром Белинским, танцовщиками и балетмейстерами народными артистами СССР Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.


Несмотря на то, что большая часть жизни Валерия Гаврилина прошла в Северной Столице, он никогда не забывал свою малую родину и не раз посещал Вологодскую землю, где прошли его детские и отроческие годы. Здесь проходили его авторские концерты, последний из которых состоялся в 1997 году в Воскресенском соборе Вологодского кремля.


Начиная с 1999 года, в Вологде и Череповце проводится музыкальный Гаврилинский фестиваль с участием артистов мирового уровня, который в 2004 году получил статус международного. С 2001 года в Вологде проводится Губернаторский международный юношеский конкурс им. В.А. Гаврилина. В конце января в Вологде ежегодно проходят Дни памяти Гаврилина. Гаврилинские фестивали проходят и в Санкт-Петербурге.


Большая заслуга в сохранении творческого наследия композитора принадлежит его вдове Наталии Евгеньевне Гаврилиной.

Творчество советского и российского композитора, автора симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам Валерия Александровича Гаврилина. Психологическая тонкость вокальных циклов. Новые формы хорового музицирования.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.04.2017
Размер файла 13,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Биография и творчество Валерия Гаврилина

Биография Валерия Гаврилина

Валерий Александрович Гаврилин (18 августа 1939 -- 28 января 1999) -- советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).

Валерий Александрович Гаврилин родился 18 августа 1939 года в Вологде, но семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол. Отец вскоре после рождения сына погиб на (в 1942 году). == Впоследствии Валерий Гаврилин жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области, учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была репрессирована, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды, учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, учился на фортепиано под руководством Т. Д. Томашевской и пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.

В 1958 поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель -- профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории Гаврилин занимался в аспирантуре.

С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года -- член СК СССР.

Проживал в Санкт-Петербурге по адресу ул. Пестеля, д. 12/22.

Незадолго до 60-летия композитора его сердце, перенёсшее два тяжелых инфаркта, не выдержало: Валерий Александрович ушёл из жизни 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

композитор гаврилин психологический вокальный

Творчество Валерия Гаврилина

Подобные документы

Творческий путь Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, его вклад в музыкальную культуру. Создание гениальным композитором симфоний, инструментальных и вокальных ансамблей, хоровых сочинений (ораторий, кантаты, хоровых циклов), опер, музыки к кинофильмам.

реферат [18,3 K], добавлен 20.03.2014

Творческий портрет П.О. Чонкушова. Вокальное творчество композитора, анализ особенностей исполнения его музыки. "Зов апреля" - цикл романсов на стихи Д. Кугультинова. Жанр вокально-симфонической поэмы "Сын степей". Песни в творчестве П. Чонкушова.

реферат [1,4 M], добавлен 19.01.2014

Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.

реферат [27,6 K], добавлен 27.12.2009

Биография Людвига ван Бетховена как ключевой фигуры западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Вклад Бетховена в мировую музыкальную культуру. Девятая симфония - вершина творчества композитора, закономерности его симфоний.

презентация [1,7 M], добавлен 17.03.2014

Жанровые символы хоровой симфонии-действа "Перезвоны". Образы-символы пламени свечи, петушиного крика, Дудочки, Матери-Родины, Матери Небесной, матери земной, Матки-реки, Дороги, Жизни. Параллели с творчеством В. Шукшина. Материалы и статьи А. Тевосяна.


Валерий Гаврилин – известный отечественный композитор. Писал симфонические и хоровые произведения, камерную музыку, песни, мелодии к кинокартинам. В 1985 году получил звание Народного артиста РСФСР и Государственную премию СССР.

Композитор Валерий Гаврилин всегда считал, что таланты родом из детства. Он сам писал и жил исключительно тем, что впитал в себя с детства, проведенного в родном крае. Музыкант сумел передать красоту своей родной земли в музыке, она трепетная, тонкая, ранимая, нежная. Гаврилин стал новатором, соединившим в одно целое аутентичную народную мелодию с классической и эстрадной музыкой.

Детство

Родился Валерий Гаврилин в Вологде 17 августа 1939 года. И отец Александр Петрович, и мать Клавдия Михайловна, имели педагогическое образование. Отец руководил отделом народного образования, мама преподавала в детском доме. Валерию еще не исполнилось и двух лет, как началась война, забравшая у него отца. Мужчина погиб. Мама забрала сына и дочь, и перевезла их в село Перхурьево под Вологдой. Сама устроилась на должность директора интерната в соседней деревне Воздвиженье. Там же Валерий и пошел в первый класс.

1950 год стал переломным в биографии будущего композитора. На его мать написали ложный донос, в котором говорилось, что женщина воровала рожь. Ее арестовали, а Валерия и его сестру отправили в интернат деревни Ковырино. Подросток очень переживал, постоянно мотался к маме на свидания.

Валерий Гаврилин в детстве

Способности к музыке проявились у Валерия именно в этот период. Он стал активным участником хора, освоил несколько народных инструментов, спустя год поступил в Вологодскую музыкальную школу №1 по классу фортепиано. Учился у талантливого педагога Т.Томашевской. Подросток еще полностью не владел музыкальной грамотой, но уже написал несколько вальсов, полек, песен и романсов на произведения Гейне.

В 1953-м в Вологде случайно оказался доцент И.Белоземцев, преподававший в Ленинградской консерватории. Он прослушал многих учеников школы, но особое внимание обратил на Гаврилина. Посоветовал 14-летнему подростку продолжить обучение в специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории. Валерию повезло учиться в композиторском классе С.Вольфензона. Кроме этого, он продолжил обучение игре на фортепиано и изучал теорию. Приличные результаты показывал и в сочинительстве. Именно в этот период Валерий написал прелюдию для фортепиано, струнный концерт №1 и сонатину для фортепиано.

Валерий Александрович Гаврилин

В 1958 году Гаврилин окончил школу. По спецпредметам у него стояли отличные отметки, что позволило без труда стать студентом консерватории. Молодой человек выбрал своей специализацией композицию, учился в классе доцента О.Евлахова.

Музыкальная карьера

Валерий Александрович Гаврилин

В 1964-м молодой композитор успешно сдал государственные экзамены по композиции и музыковедению. Благодаря рекомендации О.Евлахова и сдачи экзамена, поступил в аспирантуру. Одновременно с этим, начинает свою карьеру преподавателя музыкального училища Ленинградской консерватории.

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Произведения известного композитора звучали в исполнении народных артисток СССР Ирины Богачевой и Зары Долухановой, народных артисток РФ Людмилы Сенчиной и Натальи Герасимовой, народных артистов Российской Федерации Сергея Лейферкуса, Владимира Чернова, Сергея Яковенко, народного артиста РСФСР Эдуарда Хиля, а также дирижеров — народного артиста СССР Владимира Федосеева, народного артиста РФ Станислава Горковенко, народного артиста СССР Владимира Минина, занимавшего должность художественного руководителя Московского камерного хора, народного артиста СССР Владислава Чернушенко, художественного руководителя Капеллы имени Глинки, заслуженного фортепианного дуэта Латвии Раффи Хараджаняна и Норы Новик. Тесное сотрудничество связывало Валерия Гаврилина и Михаила Ульянова, народного артиста СССР, Георгия Товстоногова, режиссера, народного артиста России, народного артиста РФ Александра Белинского, Владимира Васильева и Екатерину Максимову, известных танцовщиков и балетмейстеров, народных артистов СССР.

Валерий Александрович Гаврилин

Творчество Гаврилина высоко ценили его современники. Георгий Свиридов, в частности говорил, что произведения композитора очень народные, обладают невероятной чистотой и нежностью. Валерий как-то по сыновнему любил свою родину, и эта любовь передавалась в каждой написанной им ноте. Песни и хоры Гаврилина воскрешают вольную, перезвонную Русь. И это вовсе не экзотика или архаика, не игра, с использованием раритетов древнего искусства. Это — истинно, написано сердцем, его кровью. Свиридов считал музыку Гаврилина современной, живой, глубоко народной, передающей современное мироощущение, родина которого — российские просторы.

Почти всю свою сознательную жизнь композитор прожил в городе на Неве, но всегда помнил о своей малой родине, часто бывал на Вологодчине, там, где прошло его детство и отрочество. Он выступал там с авторскими концертами, последний прошел в Воскресенском соборе Вологодского кремля в 1997 году.

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin

"Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?" — эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его "Русской тетради", "Перезвонов", балета "Анюта" — подтверждение тому. И секрет этого успеха - не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке - доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. И еще - Гаврилин в высшей степени наделен редким, горьким и святым даром истинного художника - способностью чувствовать чужую боль, как свою.

"Таланты русские, откуда вы беретесь?" На этот вопрос Е. Евтушенко Гаврилин мог бы ответить словами А. Экзюпери: "Откуда я? Я из моего детства. " Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников - "подранков", детским садом была война. "Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта", - скажет он позже, уже взрослым. Ему было 2 года, когда в их семью пришла похоронка - в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец. Потом были долгие годы войны и детский дом в Вологде, в котором ребятишки сами вели хозяйство, сажали огород, косили сено, мыли полы, ухаживали за коровами. А еще в детдоме был свой хор и народный оркестр, был рояль и учительница музыки Т. Томашевская, открывшая мальчику добрый и прекрасный мир музыки. И однажды когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришел вызов и четырнадцатилетний подросток уехал поступать в музыкальную школу при консерватории. Его взяли в класс кларнета, а через несколько лет, когда в школе открылось композиторское отделение, он перешел туда.

Учился Валерий жадно, взахлеб, с упоением. Вместе со своими сверстниками, такими же одержимыми Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать, старался услышать музыку, где только возможно. В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г., в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешел на музыковедческий факультет и серьезно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряженная работа не только слуха, но - сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разоренных войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества - соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, "низкими" жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты. А пока Гаврилин написал интересную и глубокую работу о народно-песенных истоках творчества В. Соловьева-Седого и в 1964 г. закончил консерваторию как музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и сочинения музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных квартета, симфоническую сюиту "Тараканище", вокальный цикл на ст. В. Шефнера, 2 сонаты, шуточную кантату "Мы говорили об искусстве", вокальный цикл "Немецкая тетрадь" на ст. Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе композиторов, тепло встречен слушателями и с тех пор вошел в постоянный репертуар многих вокалистов.

С сочинениями Гаврилнна познакомился Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл "Русская тетрадь". А в конце 1965 г., в дни декады ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий фурор! Молодого, никому не известного композитора называли "музыкальным Есениным", восторгались его талантом; в 1967 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

После такого триумфального успеха и признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы "уходит в тень". Он пишет очень много и постоянно: это музыка к кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г. приносит сразу 3 крупных произведения: оперу "Повесть о скрипаче Ванюше" (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую "Немецкую тетрадь" на ст. Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму на ст. А. Шульгиной "Военные письма". Годом позже появляются вокальный цикл "Вечерок" с подзаголовком "Из альбома старой женщины", третья "Немецкая тетрадь", а затем - вокально-симфонический цикл "Земля" на ст. А. Шульгиной.

В каждом из этих сочинений Гаврилин реализует свое творческое кредо: "Говорить со слушателем понятным для него языком". Он преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной, бытовой и серьезной, академической. С одной стороны, Гаврилин создает эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их. ("Скачут ночью кони" исполняет И. Богачева). О песне "Два брата" выдающийся мастер Г. Свиридов пишет автору: "Изумительная вещь! Я второй раз слышу ее и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!" Классикой жанра стали песни "Любовь останется", "Сшей мне белое платье, мама" из кинофильма "В день свадьбы", очаровательная "Шутка".

С другой стороны, Гаврилин создает произведения крупной формы - сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов современной эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодежи, композитор не упрощает "высокие" жанры классической музыки, а создает некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал "песенно-симфоническим".

Огромную роль в творческой жизни Валерия Гаврилина играет драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, идущим в разных городах страны. Сам композитор считает полностью удавшейся работу только над четырьмя из них: "После казни прошу" в Ленинградском ТЮЗе, "С любимыми не расставайтесь" в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, Три мешка сорной пшеницы в АБДТ им. М. Горького, "Степан Разин" в театре им. Е. Вахтангова. Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых значительных произведений Гаврилина - хоровой симфонии-действа "Перезвоны". (по прочтении В. Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. "Перезвоны" обрамляются двумя сочинениями, близкими по жанру: это "Свадьба" (1978) и "Пастух и пастушка" (по прочтении В. Астафьева, 1983) для солистов, хора и инструментального ансамбля. Все 3 сочинения, а также завершенная в 1967 г. и впервые исполненная в 1987 г. оратория "Скоморохи" (на ст. В. Коростылева), написаны в созданном Гаврилиным жанре действа. Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля. Вообще театральность, зрелищность, образная конкретность музыки Гаврилина так явственна, что подчас его вокальные циклы ставятся в музыкальном театре ("Вечерок", "Военные письма").

Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в амплуа балетного композитора. Режиссер А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А. Чехова "Анна на шее". Гаврилин говорит об этом не без юмора: "Оказывается, сем того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов - мой любимый писатель. Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - все это мне хотелось отразить в музыке". Телебалет "Анюта" с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет "Анюта" был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом театре Союза СССР, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.

Продолжением творческого союза замечательных мастеров стал телебалет "Дом у дороги" по мотивам А. Твардовского, поставленный В. Васильевым. В 1986 г. Ленинградский театр современного балета под руководством Б. Эйфмана показал балет "Подпоручик Ромашов" по повести А. Куприна "Поединок". В обоих произведениях, ставших заметными событиями нашей музыкальной жизни, проявились особенно явственно трагедийные черты музыки Гаврилина. В марте 1989 г. композитор закончил партитуру балета "Женитьба Бальзаминова" по А. Островскому, который уже нашел свое киновоплощение в новом фильме А. Белинского.

Каждая новая встреча с творчеством Валерия Гаврилина становится событием нашей культурной жизни. Его музыка всегда несет доброту и свет, о чем сам композитор сказал так: "Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда".

Читайте также: