Утро в поэзии сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Ночь окутывает планету в свои темные и тихие объятия. Она выключает привычную дневную жизнь, захватывает в сонный плен все живое вокруг. И все живое вокруг погружается в длинный, будто вечный, сон, чтобы набраться сил и вступить в новое свежее утро.

Когда природа пробуждается от сна, а люди просыпаются и начинают новый день - на земле наступает утро. Умные дети знают, что вращается вокруг своей оси сама планета, и я это знаю, но я так хочу верить в то, что это солнышко поднимается над горизонтом, даря первые лучи. Что оно - живое, и он любит нас и с радостью начинает для нас новый день.

Утро - начало новой жизни. В большом городе начинается суета: озабоченные люди собираются на работу, стоят в пробках сотни автомобилей, под землей гудит метро, киша разными людьми. Кого здесь только нет! И студенты, и учителя, и пенсионеры, и пожарные, и милиционеры . Утро будто сплачивает всех перед тем, как выбросить в большую жизнь для начала дня.

Но больше меня привлекает утро на природе. Тот, кто не видел, как начинается новый день на природе, много потерял. Поблескивает под солнцем (сочинение) смоченная росой трава. Капли росы гнут ее вниз и, кажется, вот-вот она достанет почву, но маленькие капельки под магическим взглядом солнца исчезают. Раскрывают свои лепестки цветки и поднимают свои головки к солнцу - не только люди просыпаются и потягиваются утром!

А какое прекрасное небо! Оно багровеет разными цветами, готовясь принять главное светило. Когда уже ночь, но еще и не день, она так и манит взгляды к себе. Еще, даже кое-где можно найти одинокую звезду. Утро очаровывает все.

Просыпаются растения, просыпаются животные, просыпается небо и просыпается лес . Все стремится начать новый день, сбросить с себя оковы ночи, лишиться сна и вдыхать теплый, насыщенный солнцем воздух. Утром еще везде тихо - все только открывает свои глаза, робко потягивают свои веточки деревья, где неуверенно пролетит, шурша крыльями, птица; бегут наперегонки под травкой муравьи.

Утро каждого дня каждого времени года - неповторимо и уникально. Зимой оно вообще не такое как летом: все начинает оживать еще до восхода солнца, которое зимой так долго не осмеливается выплыть на небо. Утро зимы темное, длинное, морозное. Весной утро, по моему мнению, лучше. Ведь именно весной вся природа просыпается не только от ночного сна, но и от холодного, сбрасывая белый наряд и одеваясь в зеленое. Каждое утро листьев становится все больше, цветки все красивее, а пение птиц все смелее.

Утро - невероятное время суток! Я бы советовала людям хотя бы иногда отключиться от утренних забот и взглянуть в окно. Стоит понять, как прекрасна наша жизнь, какая замечательная наша планета и как гармонично все устроено на ней! Я приучаю себя вставать чуть раньше, чем обычно, чтобы не пропустить это прекрасное действо природы - пробуждение от ночного сна, ведь утро так быстро меняется ночным днем! Почти так же, как вечер переходит в ночь, но это уже совершенно другой разговор.

Анализ стиха Утро на берегу озера. 5 класс по план кратко

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Структурный и смысловой анализ произведения

Для большей выразительности в тексте используется скрытая градация, увидеть которую при первом прочтении не всегда удается. Речь идет о применении слов особой окраски в разных частях стихотворения:

1. Тишина и спокойствие — окончание периода сна

2. Бодрость и веселье — начало пробуждения

Для оживления природы и задания тексту опреденного настроения автор также использует некоторые приемы:

  • Эпитеты (серебристая, золотыми, веселое и т.д.);
  • Олицетворения (зремлет чуткий камыш, утро веселое, солнце встает, лес улыбается и т.п.);
  • Повторы (огонь).

Тропы и образы

Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.

Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.

В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.

Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.

Рыбная ловля и хлебопашество — занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.

LiveInternetLiveInternet


Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит, разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит. За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт, По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! Отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!


Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра — птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди — рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества — нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

По писателю: Никитин Иван Саввич

Анализ стихотворения Никитина “Утро

Стихотворение “Утро” , написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло.

Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы. Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении “Утро” фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза “да” вместо “и” (“солнце да утро веселое”).

нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра – птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди – рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества – нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Высокую оценку “Утру” давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение “Утро”. Авторы – Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.

Природа в стихах И. С. Никитина: анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Счастье летнего утра

Общая направленность стихотворения

Данное стихотворение — это не просто природоописание и воспвание утренних красот.

Наряду с описание пейзажей и процесса пробуждения живой природы, поэт рассказывает читателям своих сокровенных чувствах и мыслях.

Чтобы действительно увидеть эти чувства, следует обращать внимание на общий окрас используемой лексики, поскольку природные процессы и явления в данном случае являются отражением душевных движений внутри того, кто писал эти строки.

Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью.

Читая это произведение, начинаешь понимать, какое прекрасное утро увидел поэт, какие светлые и яркие краски он внёс в свои строки! Может быть, в его жизни было что — то такое тяжёлое, от чего он страдал. Не зря он написал печальные строки о страданиях своей души. Но, несмотря на это, он заканчивает своё произведение не горькой нотой, а радуется всему живому.

Белякова Людмила Михайловна

Именно такую палитру творчества Фета исследовала автор экзаменационной работы, обратив внимание на бинарность поэтических образов утра и вечера, обозначив целью работы выявление импрессионистических тенденций в творчестве поэта.

Шабаршина Елена выбрала индивидуальную траекторию анализа, структурировав поэтическое наследие Фета по тематическому принципу: она систематизировала стихотворения, где центральными образами стали образы утра и вечера, по смыслу перекликающиеся с законами импрессионизма (таинственностью, музыкальностью, недосказанностью).

Изучив литературоведческие источники по этой теме, автор исследования обращает внимание на эстетическую формулу А.Фета, видя в ней отражение мироздания, сложные философские вопросы бытия, их решение в художественной форме. Содержательный компонент реферата заслуживает особого внимания, так как в этой части работы автор делает успешные попытки самостоятельного литературоведческого анализа отдельных стихотворений, проявив при этом ассоциативное мышление и сделав правильный вывод, что в лирике Фета поэтический образ природы неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

Архитектоника реферата выдержана в рамках научной статьи: вступление, последовательность параграфов, подчинённых замыслу автора, заключение, список литературы и приложение – всё это положительно сказывается на впечатлении от работы, как завершённой, структурированной, логичной, с несомненным эмпирическим вкладом обучающейся. Следует отметить владение автором ИКТ-компетенциями: приложением к работе стало самостоятельное создание видеофильма.

В заключение, можно сказать, что исследование полностью отвечает требованиям экзаменационного реферата как по форме, так и по содержанию.

ВложениеРазмер
ispravlennyy_referat.doc 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Фет как основоположник импрессионизма 4-6

русской поэзии II половины XIX века

Природа импрессионизма в пейзажной лирике А.А. Фета 7-11

5. Заключение -12-

6. Список использованной литературы -13-

7. Приложение 14-17

Поэты как реки… Творчество одних можно сравнить с медленным, спокойным и гармоничным течением, другие завораживают своими круговоротами, стремительностью и непредсказуемостью. Воды одних катят мощные волны и не останавливаются ни перед чем, другие же наполнены восхитительной тишиной и таинственностью.

А какова поэзия Афанасия Афанасьевича Фета, творчество которого пришлось на сложный во всех отношениях период как в истории, так и в литературе - II половину XIX века? Почему до сих пор не утихают споры о сущности его поэзии, в какую эстетическую формулу можно заключить его творчество, в чём, по Фету, смысл бытия и назначение поэта? Ответам на эти вопросы стало настоящее исследование, предметом которого выбран поэтический образ утра и вечера в лирике А.А. Фета. Цель работы сформулирована следующим образом:

- выявить импрессионистические тенденции в поэтических образах утра и вечера в творчестве поэта. Обозначенная цель исследования потребовала решения таких задач:

- структурировать стихотворения автора в две группы по предмету исследования: утро – вечер;

- рассмотреть в каких отношениях (бинарных или полярных) находятся поэтические образы утра и вечера;

- осуществить литературоведческий анализ отдельных (НЕ ПРОГРАММНЫХ) произведений Фета и определить черты импрессионизма в этой группе стихотворений.

Меня не видать, зато сам я все вижу…

Истоки творчества Афанасия Афанасьевича Фета – в его личности и биографии. Свою жизнь поэт разделил на жизнь поэта и жизнь человека. Поэт творил под псевдонимом Фет (его настоящая фамилия – Шеншин). Фет известен не только как автор прекрасных стихотворений; поэт был другом Льва Толстого, Ивана Тургенева, Апполона Григорьева, переводил труды Шопенгауэра и Гейне. И, тем не менее, главным в творчестве Фета можно назвать поклонение красоте в любых её проявлениях.

А.А. Фет был человеком с нелегкой судьбой, являлся незаконно рожденным ребенком и добивался отцовской фамилии и дворянства. Фет (Шеншин) был офицером, затем расчетливым помещиком, который ненавидел все прогрессивное. Поэзия для него стала окном, через которое он проникал из мира вечной скорби в мир красоты. Поэт никогда не говорил о том, что красота может спасти мир, изменить его. Нужно просто уметь увидеть и оценить прекрасные мгновения, а задача поэзии – остановить эти мгновения и зафиксировать их. Поэзия, по мнению Фета, должна выражать невыразимое, будоражащее сознание. Поэзия Фета сродни импрессионизму – он изображает картину, не выражая мысль, он передает впечатление от увиденного, состояние, впечатление, настроение. Прежде всего, поэта влекут загадочные, едва уловимые ощущения, навеянные созерцанием прекрасного, природы, любовью. Все это как бы витает в воздухе.

А.А. Фет как основоположник импрессионизма русской поэзии

II половины XIX века

направлению, которое в основном проявилось в живописи. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился, прежде всего, выражать природу, но во впечатлении от нее. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. А впечатление зависит от конкретного темперамента, оно субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложениями, замена обобщающих прилагательных причастиями и деепричастиями, выражающими процесс, становление.

Импрессионист Ренуар был, прежде всего, художником, влюбленным в бесчисленные цвета, колорит, для которых, так сказать, костяком служил предметный мир.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, которое производит данный предмет. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта.

Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихотворений, поэтому при жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у современников.

Это ещё раз подтверждает то, что в свое время Фета не поняли.
Только двадцатое столетие по – настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая раскрывает перед нами весь мир.

Стихи А.Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.

«В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:

Как ты мне родна:

Полная луна… [2. – Т.1 - С.45]

Природа импрессионизма в пейзажной лирике А.А. Фета

Импрессионизм воздействует на человеческие чувства. Основа чувств – впечатления. Впечатление – от слова печать, некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод. [2. – Т.1 - С. 67]

Стихотворение это прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, недалеко от ручья, на природе. Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в душу. Хочется остаться там навсегда, никогда и никуда не уходить.

Название стихотворения говорит само за себя. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май! [2. – Т.1. - С.234]

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май! [2. – Т.1. - С.234]

Может быть, потому что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?

Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь. [2. – Т.1. - С.234]

Во второй строфе поэтическое пространство немного сужается. Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является её неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей:

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор. [2. – Т.1. - С.234]

В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода (нега, песнь, душа, тревога, любовь, береза, дева и другие). Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть. [2. – Т.1. - С.234]

Стихотворение небольшое – всего три строфы, но они создают удивительно красивую поэтическую зарисовку борьбы между стихиями дня и ночи, в результате которой ночь побеждает.

Фет с помощью глаголов предает движение души и природы.

Стихотворение начинается с описания вечера:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу. [2. –Т.2 – С.56]

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака. [2. –Т.2 – С.56]

Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера. Очень ярко поэт описывает образ солнца:

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака. [2. –Т.2 – С.56]

Все действие происходит на озере, у воды. Известно также, что вода способствует распространению звука, вот почему лирический герой слышит каждый шорох:

Каждый звук и шорох слышу я [2. –Т.2 – С.99]

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета также отличается мелодичностью, музыкальностью. Всему этому помогают яркие эпитеты, присущие поэзии поэта. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет. [2. –Т.2 – С. 156]

Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Фет был импрессионистом: неясные зарождающиеся движения души, которые невозможно точно назвать, поэт умел навеять на душу читателя. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение.

Анализ стиха Утро на берегу озера. 5 класс по план кратко

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Валерия Родина

Профи (541), закрыт 5 лет назад

Наталья Soul

Искусственный Интеллект (124490) 5 лет назад

Добрый Notaco

Знаток (268) 5 лет назад

Инна Петрова

Знаток (366) 5 лет назад

АЛЕКСЕЙ Климочкин

Знаток (308) 1 год назад

Елена Бандурина

Знаток (389) 1 год назад

София Пупырка

Ученик (111) 1 год назад

Алина Гырдымова

Ученик (184) 1 год назад

Татьяна Мурзакова

Ученик (160) 1 год назад

Татьяна Татьяна

Ученик (163) 9 месяцев назад

Варвара Мокаренко

Ученик (107) 1 месяц назад

Виктория Луценко

Ученик (145) 1 месяц назад

это не анализ где эпитеты сравнения олицетворение

Матвей Сафронов

Ученик (104) 3 недели назад

анализ это описание картины

Аня Мартыненко

Ученик (148) 2 недели назад

Тропы и образы

Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.

Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.

В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.

Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.

Рыбная ловля и хлебопашество — занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.







Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

По писателю: Никитин Иван Саввич

Общая направленность стихотворения

Данное стихотворение — это не просто природоописание и воспвание утренних красот.

Наряду с описание пейзажей и процесса пробуждения живой природы, поэт рассказывает читателям своих сокровенных чувствах и мыслях.

Чтобы действительно увидеть эти чувства, следует обращать внимание на общий окрас используемой лексики, поскольку природные процессы и явления в данном случае являются отражением душевных движений внутри того, кто писал эти строки.

Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью.

Читайте также: