Утрата традиционных ценностей сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В мире людей ценности могут быть государственными, общественными, личными. Но в любом случае, их утрата влечет за собой серьезные, роковые последствия. Особенно в масштабах страны.

Если проследить путь развития государств, великих империй, то выявляется определенная закономерность – их саморазрушение начинается с падения нравственности внутри страны.

Как будто сама Вселенная пытается стереть с лица земли деградирующее общество. Страшно жить в такой стране, где глупость и бездуховность – норма. Россия переживает сейчас именно такие времена.

Давно забыты обычаи наших предков, у которых были высоконравственные традиции, затрагивающие все жизненные процессы.

Ценились честь, честность, нравственность, целомудрие, трудолюбие, выносливость, мужество, уважение к старшим и друг другу, послушание родителям и важность их благословения.

Благодаря таким принципам формировалось созидательное общество, где духовность, милосердие, сострадание, гостеприимство, взаимовыручка, стояли на первом месте.

Увы, традиции все более уходили в прошлое, тем самым способствуя деградации целого народа. Яркий пример тому – отношение современного общества к Великой Отечественной войне.

Огромное горе, подвиг нашего народа на фронтах и в тылу, когда даже дети стояли сутками напролет у станков, считая это своей священной обязанностью, уходят в небытие.

Утрачивается важность, значимость освободительной войны, благодаря современному воспитанию. А ведь именно молодежь – будущее страны.

Разрыв между поколениями хорошо прослеживается в повести В.Г. Распутина: “Прощание с Матёрой”, где герои разделяются на два лагеря. Причиной становится намерение властей затопить деревню, чтобы построить ГЭС.

Молодые люди с радостью воспринимают известие, мечтая о переезде на новое место жительства, в новые дома, тем самым отрекаясь от родины, от того, что так дорого их родителям.

Старикам мучительно покидать родную Матёру, дом, землю, где похоронены предки. Но гораздо больнее от равнодушия молодежи, которая не дорожит ничем.

Без высоких идеалов и стремлений, человек превращается в существо, с низкими моральными качествами, запросами потребителя, не приносящего обществу никакой пользы.

Человек – высшее творение природы. И если душа его не устремляется ввысь, не созидает, не совершенствуется, то непременно деградирует и погибает. Ценности никогда не должны быть преданы забвению.

Также читают:

Картинка к сочинению Как связано забвение с утратой ценностей?

Популярные сегодня темы

Герой любил рисовать в зоопарке. Особенно рано утром, когда мог остаться один на один с животными и никто не стоял над душой. Олень марал, он же и Серёжка. Сейчас у него меняются рога, как и у всех оленей каждый год.

Жанровая направленность произведения представляет собой классическое творение реализма в сочетании со сдобренным оригинальным английским юмором и европейской сентиментальностью.

Федор Михайлович Достоевский в своей повести описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир.

(448 слов) Забыть – это означает потерять, утратить навсегда. В исторической памяти народа скрываются самые лучшие его качества, самые поучительные случаи. Если предать забвению произведения искусства, историю, в которой заключается опыт целых народов, то можно легко утратить нечто важное — духовные и нравственные ценности. Об этом говорили многие писатели-классики.

Вечные ценности потому так и называются, что без них нормальное существование общества невозможно. Забвение приводит к полной их утрате, ведь человек, потерявший ориентиры в жизни, неизбежно теряется. Без какой-то нравственной опоры жизнь становится крайне свободной, но совершенно бессмысленной. Никакая выгода не должна заставлять человека забывать о своих ценностях.

Автор: Мария Копусова

Сочинение: Можно ли оправдать месть?

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2018

Итоговое сочинение: В чем причины одиночества? (3 варианта)

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2020

550. Страдают ли жестокие люди?

Автор: Самый Зелёный · Published 09.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

vyjujg.JPG

Цель настоящего доклада – показать значение защиты семьи и традиционных семейных ценностей как фактора национальной безопасности России и предложить конкретные меры в данном направлении, содействующие цивилизационному и демографическому развитию России.

В рамках настоящего доклада мы придерживаемся следующего понимания основных используемых терминов:

Семья – союз людей, объединённых близкими кровнородственными связями, духовно-мировоззренческой и бытовой общностью, основанный на браке мужчины и женщины и совместном воспитании ими детей[1].

Брак – союз мужчины и женщины, заключённый в соответствии с принятыми в обществе правовыми нормами и традициями, основанный на добровольности, взаимной любви и уважении, предполагающий рождение и совместное воспитание детей[2].

Семейная политика – система целей, задач и мер в рамках деятельности органов государственной власти и других заинтересованных сторон, направленная на укрепление и защиту семьи[3].

Традиционные семейные ценности – совокупность нравственных принципов, культурных (в т. ч. религиозных) традиций, обычаев и правил поведения, исторически присущих данному обществу и связанных с созданием и жизнью семьи[4].

Национальная безопасность – способность государства и общества обеспечивать защиту и поддержание своих жизненных ценностей и интересов[5].

Cостояние института семьи напрямую связано со способностью общества к собственному воспроизводству, с качеством передачи от поколения к поколению того социокультурного опыта, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможно представить существование страны и сохранение её цивилизационной идентичности. Иными словами, состояние семьи является одним из фундаментальных факторов национальной безопасности[6].

На наш взгляд, состояние семьи в Российской Федерации в стратегической перспективе представляется угрожающим с точки зрения национальной безопасности, в связи с чем необходимы системные государственные меры по изменению сложившегося положения.

Семья и современные демографические вызовы

Рисунок 1. Семья – основа цивилизации


В семье человек появляется на свет, воспитывается, усваивает ценности (в том числе гражданско-политические), становится личностью, благодаря чему впоследствии и может занять свою социальную нишу: стать учёным, военным, рабочим, земледельцем или представителем сотен других профессий и призваний. От здоровья семьи (социального, физического, духовного) зависит состояние общества в целом, в связи с чем как процветание, так и кризис семьи неизбежно отражается во всех ключевых сферах жизнедеятельности: экономической, оборонной и прочих.

Ситуация усугубляется тем, что Россия продолжает находиться в состоянии неопределённости в выборе пути своего развития: с одной стороны, всё более акцентированно в контексте изменившейся за 2014-2015 годы геополитической ситуации на высоком уровне звучат тезисы о России как самостоятельной цивилизации, с другой стороны, влиятельные силы внутри и вовне страны видят Россию только в качестве неотъемлемой части Запада.

Эта неопределённость носит системный характер и влияет на все сферы общественной жизни, включая семейно-демографическую. При этом именно демографический вызов в XXI веке является наиболее серьёзным для России[12], как в количественном отношении (с точки зрения общей численности населения и его доли в мире), так и в культурно-историческом (сохранится ли цивилизационная идентичность России в условиях депопуляции государствообразующего русского народа и мощного миграционного притока?).

Согласно среднему варианту прогноза, сделанного Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, население России за XXI век снизится до 117 млн. чел., т. е. на 20% по сравнению с 2000 годом. При этом его доля в мировом населении снизится до 1% (по сравнению с 4% в середине XX в. и 2% в 2015 г.).

Рисунок 2. Численность населения России и его доля в мировом населении


Источник: ООН (средний прогноз)[13], расчёты автора

При этом другие ключевые геополитические игроки – США, Китай и Индия – по-прежнему будут входить в четвёрку крупнейших по населению стран мира, а, значит, ещё более серьёзное демографическое превосходство над Россией.


Источник: ООН (средний прогноз)[16], расчёты автора

Следует отметить, что некоторые демографы делают ещё более пессимистические прогнозы для России, чем ООН. Так, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова А. И. Антонов считает, что к концу XXI века население России может сократиться до 40 млн. человек [17] .

Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, население России в 2030 году немного увеличится по сравнению с 2015 г. и составит почти 148 млн. чел. Однако этот результат будет обеспечен за счёт почти 5-миллионного миграционного прироста в 2016-2030 годах, который будет перекрывать всё возрастающую естественную убыль населения.

Рисунок 3. Компоненты изменения численности населения России


Источник: Росстат[18], расчёты автора

Рисунок 4. Коэффициент демографической нагрузки и численность российской молодёжи


Источник: Росстат, Росмолодёжь, расчёты автора

Современные тенденции, а также прогнозы ООН и Росстата свидетельствуют о том, что в XXI веке российская семья не выполняет свою основную социально-демографическую функцию по воспроизводству новых поколений. При этом представители молодёжи (социальной группы с наибольшим репродуктивным потенциалом) выросли в условиях сложных общественных трансформаций 1990-х и 2000-х годов и господства массовой культуры с её потребительскими и антисемейными установками.

Всё это делает задачу по восстановлению устойчивого естественного демографического роста в России чрезвычайно трудной, хотя и решаемой.

Кризис семьи в России

Кризис семьи выявляется на основе анализа комплекса наиболее репрезентативных показателей, включая количество семей, браков и разводов, абортов, внебрачных деторождений и т. д.

Количество семей (точнее, семейных ячеек) в России с 2002 и 2010 год (по данным переписей населения) уменьшилось на 2%: с 41,7 млн. до 40,7 млн.[23]Средний размер семейной ячейки в России составляет 2,7 (грубо говоря, 3 человека), что не позволяет воспроизводить семейный образ жизни как таковой.


Источник: Росстат, расчёты автора

Что касается количества разводов, то сегодня оно составляет более половины от числа браков. Фактически новой нормой становится заключение в течение жизни двух и более браков, тогда как превращается из нормы в пережиток прошлого.

Рисунок 4. Статистика браков и разводов в России


Источник: Росстат, расчёты автора

Ещё одна тенденция, свидетельствующая о кризисе семьи, – значительный рост внебрачных деторождений. Формируется, опять-таки, новая норма, когда рождение и воспитание детей перестаёт восприниматься как исключительный атрибут семьи в её традиционном смысле.

Описанными тенденциями и показателями не объемлется весь круг проблем, связанных с семьёй и семейными ценностями в современной России. Отдельно можно упомянуть вопросы, связанные с абортами и сиротством, ведь распространённость данных явлений имеет прямое отношение к состоянию семьи.

На наш взгляд, преодоление кризиса семьи в России невозможно без выявления его подлинных причин, что, в свою очередь, требует определённого взгляда, подхода к такому анализу.

Традиционные семейные ценности в цивилизационном измерении

Кризис семьи обусловлен утратой обществом и отдельным человеком смысла семейной жизни – тех ценностей, которые мотивируют на создание и сохранение семьи. Ошибочно, на наш взгляд, видеть причиной кризиса семьи только материальные факторы: они могут усугубить или снизить кризисные явления, но не служат их главной причиной[33].

Что же следует относить к семейным ценностям?

Традиционные семейные ценности России сформировались, прежде всего, благодаря принятию при великом князе Владимире православия. Христианское понимание брака и семьи на протяжении почти тысячелетия было основополагающим для России, обеспечив сохранение, а также качественный и количественный рост нашей цивилизации. Гонения на православие, в свою очередь, привели к вытеснению христианского понимания брака атеистическим, формально-юридическим.

Социолог и демограф И. И. Белобородов выделил следующие традиционные семейные ценности России: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, семьецентризм (престиж семьи), общественное одобрение брака (через официальную регистрацию, согласие родителей и венчание), ранняя брачность, многопоколенность, иерархичность, нерушимость брака, многодетность[34]. Эти ценности исторически составляли основу брачно-семейной культуры народов России, прежде всего государствообразующего и наиболее многочисленного русского народа.

Эти ценности нашли выражение и закрепление во многих исторических памятниках, наиболее примечательным из которых является сборник

На наш взгляд, семейственность естественным образом способствует развитию созидательной национальной философии.

Сопоставив традиционные семейные ценности с актуальным состоянием, вызванным их утратой, и альтернативными ценностями, можно выявить последствия семейного кризиса.

Таблица 3. Традиционные семейные ценности российского общества и последствия их разрушения

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

мы видим некоего богатого человека, цель жизни которого такая же, как и у многих людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлётов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

героине Пашуте, доведённой до предела существованием в мрачном городе, неустроенностью в семейной жизни и переменами, обрушившимися на наше государство в конце 80-х годов XX столетия, становится безразличной даже смерть собственной матери. Истоки духовного очерствения героини Распутин видит в утрате исконной связи с родной землёй. Потому что, утрачивая связь с природой, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав благодарить её за щедрость, люди, по мнению автора, оскудевают душой и ожесточаются.

Читайте также: