Урок юон конец зимы полдень сочинение по картине 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

2 Цели урока: - обучать словесному описанию картины; - развивать связную речь учащихся; - учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, и сложные предложения; - прививать любовь к искусству и родной природе.

3 В лесу еловый мусор, хлам, И снегом всё завалено. Водою с солнцем пополам Затоплены проталины. И небо в тучах как в пуху Над грязной вешней жижицей Застряло в сучьях наверху И от жары не движется. Б. Пастернак Отчаянные холода Задерживают таянье. Весна позднее, чем всегда, Но и зато нечаянней. C утра амурится петух, И нет прохода курице. Лицом поворотись на юг, Сосна на солнце жмурится. Хотя и парит и печет, Еще недели целые Дороги сковывает лед Корою почернелою.

4 ЮОН Константин Федорович ( ) – русский живописец, художник театра, график, пейзажист, портретист.

6 А.С. Пушкин Женский портрет

16 После угомонившейся вьюги Наступает в округе покой. Я прислушиваюсь на досуге К голосам ребятни за рекой. Я, наверно, не прав, я ошибся, Я ослеп, я лишился ума. Белой женщиной лёгкой из гипса Наземь падает чудо-зима. Небо сверху любуется лепкой Мёртвых, крепко придавленных век. Всё в снегу: двор и каждая ветка, И на дереве каждый побег. Б. Пастернак

22 Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима? По каким признакам видно, что это конец зимы? Что это подтверждает?

23 Давайте вместе посмотрим на картину Юона "Конец зимы. Полдень". Этим названием художник заставляет нас повнимательнее рассмотреть картину. Вся поверхность земли находится под снегом. Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

24 Что изображено на картине? Какое время дня изобразил художник? Что говорит о том, что это полдень?

25 Что же говорит нам о том, что зима заканчивается? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень – именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна.

26 Что нам подсказывает, что это деревенский пейзаж? Какими оттенками цвета художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы? Что придаёт картине веселое и жизнерадостное настроение?

27 Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам

28 Что говорит о том, что снег ещё не такой рыхлый, ещё не начал таять?

29 За изгородью - группа лыжников, которые, видимо, направляются в лес на дальнем холме. А раз лыжники собрались на прогулку, то значит снег еще не такой рыхлый, еще не начал таять. С большим мастерством написан в картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа просыпается после зимних дней. Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие которого вносит в картину особую теплоту..

30 Какова композиция картины? Какое настроение создаётся при рассматривании пейзажа?

31 Картина отличается естественностью, жизненной непосредственностью. кажется, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого полотна имеет свою логику. Картина производит цельное впечатление. В самом деле, забор делит её почти на равные части по горизонтали, дом слева уравновешивается тёмными массами елей справа. Это вносит в композицию необходимое равновесие. Продуманность композиционного решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы.

32 План 1. Мастер пейзажа Константин Фёдорович Юон. 2. Русская зима в Лигачёво: а) деревянные постройки; б) снег; в) деревья; г) солнце; д) лыжники. 3. Волшебная сила картины.

33 Награды и премии Сталинская премия первой Степени(1943) – за многолетние выдающиеся достижения в искусстве; Орден Ленина; Орден Трудового Красного знамени; Народный художник СССР (1950); Народный художник РСФСР (1945). На московском доме, где он жил и работал (улица Земляной вал, 14-16), установлена мемориальная доска.

34 Спасибо за работу на уроке

35 МБСКОУ СКОШ 36 города Озёрска Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цели: обучающая – учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;
развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Ход урока

Организационный момент – приветствие (дети декламируют, стоя)

В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.


Ритмическая часть.

Выстраиваясь в круг, дети ритмично шагают и рассказывают стихотворение.

Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь

Основная часть урока.
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
– Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине).
Вопросы.
−Как строится описание?
−Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что: а) необходимо понять замысел художника; б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение); в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас. Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)
А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.) (В процессе беседы надо давать развернутые ответы в виде связного описания.)

Задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна:

Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов.
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!

– Почему А. С. Пушкин называет весну утром года? Как природа встречает весну? (Весна – это утро года. Все в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве, в поэзии, живописи, музыке.)

Речевая подготовка.

Слово учителя.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Задание 1. Подберите синонимы к словам:
художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;
создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);
картина – полотно, репродукция;
блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет.

Задание 2. Найдите неточно употребленное слово и замените его.
Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (надо – тона). Снег отсвечивает нежными красками (надо – оттенками) розового, голубого, зелёного. Полотно оставляет (надо – создаёт) радостное настроение.

Задание 3. Определите, в чем ошибка, и исправьте ее.
Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу).
Картина полна светом (чего? – света).
Радоваться теплом (чему? – теплу).
Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами).
Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть).

Беседа.
Вопросы.
–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например: На первый взгляд картина кажется темноватой. Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?!
–Можно ли в этом сочинении воспользоваться такими образами? Объясните, почему нельзя (белоснежный ковёр; снег, как цветной ковёр). Укажите, в каких случаях будет уместно пользоваться переносным смыслом (вводить олицетворения): берёзы радуются, солнце льёт свет, снег играет…).
–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

План поможет вам сделать описание последовательным:
1.Какое впечатление производит на вас картина К. Ф. Юона?
2.Каков замысел художника?
3.Как рисунок переднего плана, освещение позволяют автору раскрыть основную мысль?
4.Как выглядит снег на картине? Почему он такой красочный?
5.Как задний план картины помогает Юону воплотить свой замысел?
6.Что вам особенно нравится в полотне Юона?
Учитель обращает внимание детей на правописание слов, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).

Запись сочинения.
После этой подготовки учащиеся приступают к работе (пишут сочинение). На следующем уроке учитель прочитает наиболее удавшиеся сочинения, разберет речевые ошибки и недочеты.

Итог – прощание.

Лучше мы, умнее стали
На уроке не устали
Есть желание учиться
И, конечно, не лениться!
Вот так чудо из чудес –
Вырос знаний целый лес!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи в 7 классе

Цели: обучающая – учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;
развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Метапредметные: обучающиеся приобретут способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: обучающиеся будут осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочей группе с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также находят её самостоятельно в представленных материалах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют и объясняют их; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Формы работы учащихся: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

I Этап : Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1.

Свежей и светлой прохладой

Веет в лицо мне февраль.

Новых желаний - не надо,

Прошлого счастья - не жаль.

Чуть орумянил закат.

Как в саркофаге, печали

В сладком бесстрастии спят.

Нет, не укор, не предвестье -

Эти святые часы!

Тихо пришли в равновесье

Зыбкого сердца весы.

Миг между светом и тенью!

День меж зимой и весной!

Весь подчиняюсь движенью

Песни, плывущей со мной.

31 января 1907

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении? (февраль, конец зимы).

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

Особенности творчества К. Ф. Юона (презентация).

-Познакомимся с личностью писателя и особенностями его творчества.

Выступление учителя (во время которого демонстрируются слайды презентации):

Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, разносторонне одаренный человек. Художник театра,

график, пейзажист, портретист.

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме". Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения Юона – целая поэма о жизни русской провинции.

Его картины создают праздничное, жизнерадостное настроение.

2. Речевая подготовка.

Слово учителя.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Задание 1. Подберите синонимы к словам (запись в тетрадь):
художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;
создаёт – пишет, изображает ;
картина – полотно, репродукция;

картина чудесная – замечательная, прекрасная.

блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет;

Рассмотрим картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства у вас рождает пейзаж?

О чём эта картина? Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине главным. "Конец зимы. Полдень". Вся поверхность земли находится под снегом. Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

- Что говорит о том, что это полдень? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень – именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна.

-Давайте вспомним, что такое пейзаж? Какие детали говорят нам, что это деревенский пейзаж? Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.

Давайте внимательно рассмотрим передний план картины и подумаем, как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? (Всё на переднем плане картины тянется к теплу и свету. Яркое солнышко выманило кур, и они деловито копают снег. Берёзы стройные, статные тянут к солнцу свои ветви, похожие на руки. Лучи солнца золотят поленницу дров и как бы ласкают стволы берёз. Живописец показал красоту снега, освещённого солнцем.)

Как выглядит снег на переднем плане картины? Каким изобразил художник небо? (Небо нежное, всё светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег словно впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными оттенками розового, голубого, зелёного.)

Посмотрите, какие краски преобладают на заднем плане картины? Почему Юон использовал для изображения заднего плана картины тёмные, холодные тона? (На заднем плане картины художник изобразил царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты солнечными лучами, косогоры заснежены. Путём контрастного изображения природы на разных планах картины художник стремится подчеркнуть красоту снега на переднем плане.)

По ходу беседы учащимися заполняется таблица . Слайд 10.

Нежное, голубое, светится;

переливается нежно-розовым, голубым

Талый, рыхлый; отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина; нетронутый; белый, как мел

Тихий, прозрачный, тёплый

Тонкие, стройные, статные, белоствольные, задумчивые

Пышные, колючие, островерхие

Большой, бревенчатый, деревянный

Весеннее, праздничное, радостное, приподнятое

Сочинение по картине

1. Небольшая справка о личности и творчестве художника (какие картины он написал, особенности творчества художника).

2. Описание картины:

- сюжет картины (о чем повествует картина);

- что изображено на переднем плане;

- что изображено на заднем плане картины;

- описать основных героев картины (если они есть);

- основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

- какое настроение передает эта картина.
3. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).

5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним. Оценивание.

6. Рефлексия.

7. Заключительное слово учителя.

10 Как начать своё выступление? С риторического вопроса.С риторического вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, используется в публицистике для привлечения внимания слушателей.Риторический вопрос не требует ответа, используется в публицистике для привлечения внимания слушателей.

11 Работа над первым предложением вступления Знаете ли вы?Знаете ли вы? Слышали ли вы?Слышали ли вы? Согласны ли вы с тем, что…?Согласны ли вы с тем, что…?

12 Определимся с типом речи Описание ( какой?) Повествование ( что происходит?) Рассуждение ( почему?)

13 Подготовка выступления Что я хочу рассказать зрителям? (Мои намерения)…….Что я хочу рассказать зрителям? (Мои намерения)……. От чего я буду отталкиваться? ( С чего начать?)……От чего я буду отталкиваться? ( С чего начать?)…… Что я выделю в своём высказывании? ( Самое главное)….Что я выделю в своём высказывании? ( Самое главное)….

14 Опорные слова: Ещё дремлют зелёные ели; потемневшая от времени изба; деревья с мокрыми стволами; просыпающаяся от зимней спячки земля; чувствуется даже пьянящий мартовский воздух; тихое пробуждение природы от зимнего сна; удивительный весенний свет; на потемневшем снегу тени от стройных берёз; скоро обнажатся проталины; гармония красок; особая сила и очарование; художник раскрывает красоту и скромную поэзию русской природы.

15 Работа над черновиками. Удачи вам! Помните : ваша оценка – в ваших руках!

Читайте также: