Урок в 8 классе сочинение по картине проводы ополчения

Обновлено: 05.07.2024

Вариант 1. Сочинение по картине Проводы ополчения своими словами для 8 класса

Примерный план сочинения:
1. Вступление. История создания картины.
2. Сюжет картины.
3. Главные герои.
4. Цветовая гамма и средства выразительности.
5. Заключение. Мнение о картине.

Картина переносит нас во времена монголо-татарского ига. Мы видим женщин и детей, которые провожают воинов в бой. Женщины плачут — они знают, что многие из их мужей не вернутся. В толпе стоит старец, взгляд которого устремлён на небо. Он читает молитву и благословляет воинов в путь.

Центральный персонаж картины — княжна Евдокия. Лицо княжны печально и серьёзно. На нём нет слёз, ведь Евдокии нужно быть сильной, нужно подавать пример другим женщинам. Вскоре у неё родится ребёнок, и жизнь будет продолжаться.

Рядом с княжной стоят её дети. Девочка играет, улыбается. Она ещё не понимает, что может больше никогда не увидеть отца. Мальчик же опустил глаза. Может быть, он плачет, но не хочет, что бы кто-то увидел его слёзы.

В левой части картины мы видим воинов. Они идут длинным строем, их силуэты сливаются друг с другом. Войны подобны реке. Они как стихия, как древняя сила, которая всегда будет защищать нашу Родину.

Действие картины разворачивается осенью. Художник использует тёплую цветовую гамму. День солнечный, ясный. Но мы знаем, что вслед за осенью придёт тяжёлая зимняя пора. Женщинам, оставшимся одним, предстоит пережить многие испытания. На фоне голубого неба развевается красный флаг. Красный — цвет крови, которая вскоре прольётся на русскую землю.

А на заднем плане бежит река, белеют стены русского города. На горизонте виднеются бескрайние степи, поля, леса. Мне кажется, что с помощью пейзажа художник постарался передать красоту и силу нашей Родины. Да, воины погибнут, но Русь будет жить, как будет жить и окружающая её природа.

Картина Ю. Ракши рассказывает нам о стойкости русского народа, о том, что во все времена воины защищали Русь и отдавали за неё свои жизни. Война приходит и уходит, случится ещё много бед на нашей земле, но в любое время люди будут готовы объединиться ради спасения Родины.

Вариант 2. Краткое сочинение по картине Ракши

На картине изображена группа людей, которая провожает в поход войско, выходящее из крепостного сооружения, расположенного на берегу реки. Обратив внимание на средний план, мы можем наблюдать преимущественно два оттенка используемые художником в изображении войска, навевающие ассоциации с предстоящим кровопролитным сражением и скорбью от неизбежных потерь.

Провожающие люди, изображённые на переднем плане, передают гамму эмоций. Событие, сплотившее их одно, а реакции разные. Убитая горем женщина, утратившая силы стоять на ногах, опустилась на траву и держится рукой за непокрытую голову. За ней крестится молодая девушка, смиренно принимающая уход воинов. Рядом с ней зрелая женщина в тёмном платке, мужественно переживает всю тяжесть события. Её поза и жест, вместе со спокойным взглядом, дают нам понять, что жизнь закалила её стойко встречать неизбежное. Ближе к нам, судя по роскошному наряду, изображена благородная особа. Левой рукой она покрывает грустного мальчика, а положение правой руки свидетельствует о том, что текущее событие ухода войска скоро дополнится рождением ребёнка. Но и при этом в её образе сохраняется величие. Девочка, присевшая на одно колено, с воодушевляющей надеждой смотрит в сторону уходящих воинов. Её юное сознание не обременено прогнозами о возможных печальных событиях. Особо выделяется седовласый старец, стоящий позади женщин. Приоткрыв уста, держа палку в правой руке, он широко распахнул глаза, то ли от неспособности узреть события, то ли от безумия, постигшего его на старости лет. В подобных деталях автор оставляет нам волю для наблюдения и дальнейшего самостоятельного понимания его картины.

Вариант 3.

Подвиг мирного населения

Позади главной героини стоит женщина с ребенком на руках. Судя по черному одеянию, в ее семье уже кто-то уже погиб. Справа – мать, которая пережила не одни проводы на своем веку. Мысленно она благословляет героев. Возле нее замерла в поклоне невестка. Позади женщин мы видим старика. Подняв посох, он смотрит ввысь, взывая к Богу.

Воплощение горя стала девушка в сарафане, которая сидит на траве. Ее поза выражает отчаяние и безнадежность. Контрастным персонажем к ней выступает девочка на переднем плане. Она заинтересованно смотрит на войско и одновременно собирает цветы. Она верит, что все закончится хорошо и не понимает глубины трагедии происходящего

Художник детально поработал над нарядами провожающих. Можно подробно рассмотреть одежду женщин знатного рода и простолюдинок. Ярким золотисто-синим пятном выделяется убранство Евдокии. При написании группы людей автор использует палитру коричневых и светлых оттенков.

По цвету она гармонирует с изображением ополчения, которое мы видим на втором плане. Всадники, освещенные солнцем, выделены желтыми красками. В цветовой палитре пеших воинов смешиваются коричневые, серые и черные цвета. Они напоминают призраки великих героев. Над движущимся войском развивается красное знамя.

На заднем плане мы видим все то, ради чего мужчины готовы пожертвовать жизнью. За их спинами блестит насыщено-синяя река, и белеют надежные стены белокаменной крепости. А на переднем плане, на пригорке, трава пожухла, сливаясь с общим фоном. Вдалеке виднеется берег, небольшие постройки и ряд деревьев. Небо усеяно вытянутыми облаками, которые, как Божье благословение, плывут вслед за выступающим войском.

Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №401 Колпинского района Санкт – Петербурга Лукьянова Ольга Леонидовна .

обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,

развивающие: развитие устной коммуникации учащихся, расширение кругозора учащихся в области изобразительного искусства;

воспитательные : воспитание патриотических чувств у учащихся.

Технология урока : творческая мастерская, ИКТ – технологии.

Форма работы : групповая .

Тип урока : добывание новых знаний.

1 слайд На экране слова:

Верная любовь помогает переносить все тяготы.

Иоганн Фридрих Шиллер

Битва на поле Куликовом стала днем рождения большой Руси Московской.

1.Объявляется тема урока.

Цель нашего урока .

2. Эпиграф к уроку.

(Подумайте, почему взяты такие эпиграфы. Ответим в конце занятия).

3. Формат урока – творческая мастерская.

2 слайд (портрет художника)

О событии . Куликовская битва была в сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.

На втором плане – дружина, на третьем – стены кремля, русское родное небо.

Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами:

передний план картины,

второй план картины,

Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности)

3.Проверка работы с карточками.

3 слад (объяснение терминов).

Передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины , дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.

Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание.

Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.

4 слайд (проверка типа речи)

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос - какой?

Вопрос: Какие изобразительно – выразительные средства языка для описания предметов и явлений вы помните? Назовите их.

Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.

5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

III. Работа над содержанием сочинения.

1.Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.

Вопрос: почему созвучны два произведения – музыкальное и художественное?

3. Описание фрагментов картины по группам.

Карточка для группы №1

Описание мужчин – ополченцев

1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.

2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит

об их патриотизме?

3.Опишите задний план картины, стену города.

4. Какие художественные приемы вы использовали?

5.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №2

Описание природы, погоды

1.Опишите небо (цвет неба, облака).

2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.

3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать

к описанию неба, травы?

4.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №3

Описание женщин, детей, старика

1.Опишите позы женщин, детей, старика.

2.Опишите мимику женщин, детей, старика.

3.Опишите одежду женщин, детей, старика.

4.Какой фрагмент картины вы описывали?

4. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.

Слайд № 7 композиция сочинения.

2. Тема Куликовской битвы в его творчестве.

II. Описание картины .

  1. Тема картины.
  2. Первый план.
  3. Второй план.
  4. Дальний план, фон.
  5. Настроение от картины, чем закончится бой.

Какие мысли возникают , когда вы смотрите на эту картину.

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и деятельность на уроке.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение?

Какой эпиграф из предложенных вы выберете? Почему?

Знаете ли вы, о чем будете писать?

8. Организационно – связующий этап

Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе.

Битва на поле Куликовом стала днем рождения большой Руси Московской.

Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980) - русский художник. Родился в Уфе в рабочей семье. Пятнадцатилетним пареньком приехал в Москву с фанерным чемоданчиком, полным рисунков, с желанием учиться в Художественной школе. Опоздал на вступительные экзамены, но посмотрели на него, посмотрели на работы, решили взять. Порой неделями не выходил на улицу - любил рисовать вечерами в пустой школе. А уже в 6 классе его работы попали в учебник по рисунку.

Когда встал вопрос, куда пойти учиться, с легкостью решил – во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на художественный факультет.

Ю. Ракша оказался счастливым избранником ,когда ему предложили делать картину о Куликовской битве. Куликовская битва была в сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.

Изучив исторические материалы, побывав на Куликовском поле, Ю.Ракша долго размышлял: как охватить это событие? Изобразить момент самой битвы – но это скорее удел кинематографа. Но он скрыл бы за внешним действием глаза героев, характеры.

Как показать, что заслугой Дмитрия Донского была не только победа на Куликовском поле. Сколько было ещё сделано им! Он впервые заменил деревянные стены Московского Кремля на высокие каменные; объединил вокруг Московского княжества Серпуховское, Новгородское, Суздальское, Ярославское, Владимирское.

А как пройти мимо благословения на битву. Это должно стать частью картины.

А Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, оставляя за собой картины мирной жизни.

А как не показать страдание, боль в глазах тех, кто провожает своих родных.

И художник приходит к решению: это будет ТРИПТИХ.

Триптих- композиция из трёх картин, объединенных общей идеей, темой.

Очень важен пейзаж. Единый для всех горизонт объединяет и Москву, и Радонеж и Куликово поле.

Работа над каждой частью триптиха.

Центральная часть

Предстояние перед битвой. Взят момент, когда Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение одному из своих воевод, остался в одежде простого ратника, вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние. То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник.

Левая часть

Мудрый старец, который провидит будущее, и девочка, светловолосая, голубоглазая, глаза – васильки во ржи – символ извечного женского горя в час прощания, материнское ожидание – сколько было на Руси таких прощаний и ожиданий! – и твердость воина, выходящего на бой- все соединено в повесть о самостоянье народа на своей земле, в истории и в жизни, идущей от века в век.

Правая часть.

Тут и сама Евдокия, жена Дмитрия, с малыми детьми у подола, и опять она в ожидании ребенка. Сколько ещё на Руси будут провожать жены мужей и братьев своих? Сколько не вернется их с поля боя? Сколько страдания и горя в лицах женщин и стариков. Но в них и гордость за своих мужей и вера в их возвращение.

- А теперь попробуем сформулировать главную мысль этого произведения:

Главная мысль: Мужество и стойкость народного характера перед лицом грозного испытания.

Заключение к 1 уроку.

Юрий Ракша писал эту картину до последнего своего часа, словно приказывая себе жить, пока не закончит труд.

В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею.

Глядя на эту картину, кажется, что сама фигура художника встала в ряд образов.

мы выяснили, что гл. мысль художника – показать русских людей перед страшным событием – Куликовской битвой. В вашем сочинении всё: последовательность, словарь, какой вы будете использовать,- должно быть подчинено раскрытию главной мысли.

Теперь продумаем последовательность описания картины. Т.к. это триптих, мы можем работать последовательно с каждой частью, начиная с центральной.

Составляем таблицу, заполняя её вместе с учениками, записываем в тетрадь.

Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова, карты боевых сражений, учебник по истории, тетрадь на один урок.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята и дорогие гости, присутствующие на уроке. Я рада вас видеть. (Презентация)
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево – улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.

II. Вызов

Ребята, кто это оставил здесь на столе учебник по истории. А в учебнике еще какие-то карты. Это карты сражений.




Фотоколлаж (портреты, люди в центре)

– Что изображено на верхней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на верхней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено в центре картины? Сколько изображено людей?
– Что объединяет все эти репродукции картин?
– В каком жанре написаны все эти картины?

III. Определение темы и цели урока

– Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Групповой портрет)
– Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?
– Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое групповой портрет и о том, как правильно его описывать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы (Приложение 1).
– Что вы уже знаете о групповом портрете?

Портрет — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.

IV. Работа по теме урока

Мое внимание привлекла картина, которую написал Юрий Ракша. Это триптих "Поле Куликово".
– Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово "Триптих"?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать только с 3-ей частью этой картины, которая называется "Проводы ополчения".
– Понимаете ли вы смысл сова "Ополчение"? И кто такие ополченцы?

V. Рассказ учащегося об авторе произведения

Триптих "Поле Куликово" является венцом творчества известного советского художника Юрия Ракши.
– Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства? (Приложение 2)
Спасибо.

VI. История создания картины

Триптрих "Поле Куликово" художник рассматривал, как воплощение своей веры в русский народ, как работу вершинную. О ее замысле он рассказал в своих статьях. "Я понял, что это будет самая для меня современная картина", – писал он. "И пришло решение, пусть я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты. ". Картина писалась вдохновенно, создавалась мощно, хотя художник был уже смертельно болен и знал, что дни его сочтены. Он умер, положив последний мазок, с кистью в руке.
Картина состоит из трех частей, но особенно выразительно полотно "Проводы ополчения".
Послушайте, что гласит история создания этой картины.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных на юг, к Дону, "встреч ворогу".
В центре композиции среди провожающих ополчение – Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на слезы – она жена князя и должна быть мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.

VII. "Тонкие" и "толстые" вопросы

"Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы
– Как вы думаете, какой исторический период изображен на картине? – Какие люди представлены на картине?
– Выглядят ли люди на картине естественным образом?
– На картине изображены реальные события или придуманные? – Что отражают взгляды изображенных людей?
– Где происходят изображенные события? – Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях?
– В какое время суток происходят изображенные события? – Какие оттенки доминируют в цветовой палитре?
– На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? – Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?
– Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые.

VIII. Прием "оживи картину"

– Давайте представим себя героями этой картины.
– Ребята, вы простая крестьянская девушка, которая провожает мужа на битву. Опишите свои эмоции.
– Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы княжна, которая проводила на битву мужа?
– Ребята, представьте, что вы седовласый старик и провожаете на битву сына или внука. Опишите свои чувства.
– Что общего среди всех ассоциаций?
– Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их сословия и передает эти эмоции при помощи портретного описания.

IX. Рефлексия

– Как вы помните, цель нашего урока научиться описывать групповой портрет. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила описания группового портрета, которые помогут вам в написании сочинения.
– Сейчас нам предстоит работать в группах.

1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое групповой портрет и на его основе составить связанное высказывание по картине.

Вспомним правила составления синквейнов.

1 строка – 1 существительное, которое отражает тему.
2 строка – 2 прилагательных, харакеризующих тему.
3 строка – 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
4 строка – предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
5 строка – 1 слово-синоним темы.

2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при портретном описании.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.

3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 222 учебника, составить памятку "написание сочинения-описания группового портрета".

– На работу у вас есть 10 минут.
– Давайте посмотрим на результат вашей работы.

1 группа, пожалуйста.
2 группа.
3 группа.

– Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку – что нового вы узнали на уроке.
– Сегодня мы повторили, что такое портрет, научились его описывать и вывели алгоритм его написания.

X. Домашнее задание

– Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-описание группы людей на основе картины Юрия Ракши "Проводы ополчения".
– Я благодарю вас за работу на уроке! Гостям спасибо за внимание! До свидания!

Оригинальное фото картины


На данной уникальной странице предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов готовых сочинений по картине художника Ракши Проводы ополчения. 8 класс
Данное сочинение-рассуждение и изложение по картине покажет школьнику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке. Здесь идет полный разбор картины по плану, а также можно прочитать краткое и полное описание и репортаж по картине знаменитого художника. Большое или краткое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы и готовые изложения по данной картине. Вступление, описание, вывод и заключение в вашем сочинении можно списать из этих примеров, но лучше все таки придумать самостоятельно.

Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.


Образец и пример краткого сочинения № 1 по картине Ракши Проводы ополчения. 8 класс . Описание картины с планом

В центре картины изображены старики, женщины и дети. Стоя на пригорки вдоль городских стен белокаменной Москвы они провожают своих детей, отцов и мужей в великий и опасный поход, который закончится кровавой битвой с опасным и жестоким врагом в лице татаро-монголов.

Вдалеке виднеются ворота в белокаменную Москву, из которых выходят отважные защитники отчества, ее мощные каменные стены, возвышаются к небу, почти касаясь проплывающих мимо облаков.

Грозные войны стройными рядами проходят вдоль плачущих от горя женщин и детей. Окруженные туманом, угрюмые и отважные, они проходят мимо, даже не обернувшись вслед, не попрощавшись взглядом. Каждый войн одет в кольчугу, с пикой и щитом, пешими или на коне со щитом.

На переднем плане картины изображена молодая и красива женщина с белыми локонами и печальным лицом – царица Руси княгиня Евдокия. Она провожает своего мужа с тоской и верой в великую победу. По левую сторону от нее расположились ее дети – белокурый мальчик с печально опущенной головой и сидящая на траве девочка с томным и напряженным взглядом.

Евдокия испытывает смешанные чувства, радости от скорого рождения ребенка и тоски от мысли того, что ее любимый муж может не вернуться из похода.

Справа от княгини сидит на зеленой траве девушка в красном сарафане, схватившись за голову, она рыдает от горя.

На заднем фоне мы можем увидеть старика с посохом, который благославляет уходящих вдаль воинов на славную победу.

Весь люд Москвы, богатые и бедные, знатные и простолюдины сплотились воедино, чтобы вместе отстоять свою родину, свою любую отчизну.

Среди женщин, детей и старцев, провожающих ратоборцев, на первом плане находится княжна. Выплакав все слезы, она осознает, что сейчас необходимо побеспокоится о детях и о младенце, которого ожидает. Около нее находится сынишка, который, несомненно, догадывается, что он, оставшись единственным мужчиной в семье, обязан позаботиться о матери с сестренкой. Дочь князя, с неуловимой улыбкой на лице, находится у ног мамы. Девочка под впечатлением от происходящего – заслушалась песнопениями. В те времена большинство событий свершались с музыкальным сопровождением – и дружина Донского отправлялась на сражение под кручинное звучание жалеек.

Бедствие объединило горожан из разных слоев общества. Женщины и дети, старики-родители остались одни и неизвестно когда воины возвратятся и возвратятся ли домой. Родные не могут противостоять этой ситуации, и даже не пытаются воинов остановить. Они понимают, что их защитники идут послужить щитом, в первую очередь, для своих семей, а также обезопасить город от вторжения врага.

Очень важен для общего понимания настроения триптиха – пейзаж. По картине определенно видно, что наступает осень. Сумрачное небо, надвигаются тучи – как символ бедствия, от которого надо спасать Русь. Целостный для всех составляющих триптиха горизонт сплачивает и Куликово поле, и Троицкий монастырь, и Москву. Сплачивает в единое целое – Родину. В благословенную Родину, которую необходимо защитить и уберечь.

Юрий Михайлович изобразил на своем полотне ополчение, которое не спеша покидают город и уже начинают выходить за городские ворота. А в самом городе собрались люди, чтобы проводить воинов, которые должны будут их защитить. В основном это женщины и дети, стариков среди них мало. Слева на картине плавно идет народ, словно похоже на речную гладь, которая медленно переливается по местности. Народ уже выходит из городских ворот, которые окрашенные в белый цвет.

Но автор картины показывает, что ополчение, которое будет защищать город, состоит не только из воинов, за плечами которых уже много битвы и сражений. Среди защитников и крестьяне, и простые и обыкновенные горожане. Одни идут пешком, другие следуют медленно в толпе на лошадях, но у всех у них одна цель: они идут на бой, чтобы отстоять свободу и независимость своей родной русской земли.

На центральное место своего живописного и очень поэтичного полотна живописец Ракша поместил местных жителей. Так, с правой стороны от длинной народной реки стоят дети и женщины. Скорее всего, это матери, сестры и жены тех воинов, которые отправились защищать город. Они вышли за тем, чтобы проводить своих близких людей на ратный и справедливый бой. Все они надеяться, что их мужчины все-таки вернуться с победой домой.

Горе и война объединила людей разного сословия. Среди провожающих, так же, как и среди ополчения, есть те, кто относится к знатному роду и простые люди. Кстати, их легко можно увидеть и различить в толпе провожающих. Горе, которое пришло в их город, затронуло спокойную жизнь каждого из них. Поэтому и богатые, и бедные теперь стоят, прижавшись друг к другу, у них больше не осталось социальных границ.

Среди женщин выделяется толпе та, которая креститься и кланяется войску. Она тоже пришла сюда, чтобы проводить своих близких мужчин и прекрасно понимает, что многие из тех, кто сейчас выходит из городских ворот, скорее всего, уже никогда не вернутся домой, поэтому она и кланяется им, благодаря их за подвиг. Каждая из тех женщин, кто стоит в толпе, всматривается в своих близких мужчин: отца, брата, мужа, сына. Они стараются запомнить их, и, главное, проводить хотя бы глазами. А ведь в них отражается горе и печаль, а еще огромная тревога.

Одна из женщин, находясь в горе, присела на траву. Она с непокрытой головой и в красном сарафане. Художник ее запечатлел в ту минуту, когда уже не может себя сдерживать. Силы покинули ее, и она, присев прямо на траву, слегка закинув голову, плачет. Ее рот открыт, так как она причитает прямо в голос. По тому, как убивается эта женщина, можно понять, что она настолько сильно потрясена всем происходящим, что она даже успела потерять надежду на то, что еще когда- нибудь увидеть живым того, кто только что ушел защищать родину. Она плачет и причитает о нем, как по уже погибшему воину.

Среди провожающих центральное место занимает молодая, статная и красивая женщина. Ее волосы аккуратно заплетены в одну косу цвета пшеницы. На голове надет обруч для волос. Платье на ней желтое, но в синюю полоску. По тому, как она одета, как она держится, видно, что эта женщина совсем не простолюдинка, а знатного рода. Левой рукой она заботливо обнимает мальчика, скорее всего, это ее сын. На его лице грусть, поэтому он и опустил голову. Видно, что ему совсем не хочется расставаться с отцом. Эта женщина провожает своего мужа, но держится при этом гордо, и не позволяет своим плохим мыслям разрушить ее мечту на его скорое возвращение.

Может быть, именно ее муж возглавляет это ополчение, поэтому она, как жена воеводы, просто не имеет права быть слабой. Поэтому она и выглядеть так, словно сильна духом. И только печаль и тоска в глазах выдает ее. Она понимает, что у нее рядом сын, который вскоре тоже станет воином, поэтому она должна показать ему пример стойкости и выносливости. Конечно же, она воспитывает сына так, чтобы он гордился своим отцом, который смело и решительно отправляется в бой, понимая, что нужно защитить свою родную землю и семью.

Картина Ю.М. Ракши поражает своей выразительностью оттенков и цветов, так как художник решил подобрать их необычные и интересные. Эмоциональная глубина чувств и переживаний не может не изумлять. Женщины, которых художник так детально и точно передает в своем полотне, сосредотачивая внимание именно на них — это образы, прежде всего, русской земли, которая скорбит, но провожает своих сыновей на освободительный бой.

Уникальный и очень талантливый художник, который работал в различных жанрах, а иногда, он смешивал несколько жанров в один, и именно тогда у него получались прекрасные работы. Военная тематика, которая очень тесно переплеталась с исторической темой, занимает в творчестве этого художника особенное место.

Главные персонажи этой картины, простые провожающие, которые очень расстроены тем, что их родные уходят в бой, но на их лицах наблюдается надежда, которую они таят у себя в душе, так как верят в то, что злой враг будет обязательно побежден, а это для них очень важный момент. Мастер прекрасно передает мимику героев, так как с первого взгляда понятно все: вся психологическая обстановка и характер людей, которые оказались в очень сложной жизненной ситуации. Вся картина выполнена в очень ярких тонах, что прекрасно передает то волнение, которое испытывают наши герои. Мы видим в этой толпе разных людей, которые по-своему переживают этот трагический момент, который запечатлен автором этой картины.

Жители Беременная женщина, которая отправила своего мужа, маленькие дети, которые еще не совсем понимают, что происходит, старики, которые уже был в подобных ситуациях. Художник очень хорошо передает весь быт и одежду наших героев, так как мы можем насладится русскими национальными одеяниями и рассмотреть все мелочи, которые их украшают. Великое горе, которое собрало всех людей в одну команду, которая будет болеть за своих воинов, которые просто обязаны разгромит коварного врага, который позарился на их земли, но сделать это будет не так и просто, так как есть очень большая вероятность, что многие из воинов просто погибнут, и тогда всех ждет еще большее разочарование, так как все будут оплакивать погибших.

Художник, благодаря своему таланту и мастерству, сумел найти правильные цветовые и световые ракурсы, которые дают нам полное ощущение всей происходящей реальности, а это очень важно, так как зритель всегда может ощутить на себе все проблемы и беды тех людей, которые попали в эту ситуацию, и сделать свой, собственный вывод по этому поводу.

Мужчина держит коняВ глаза той молодой, красивой женщины выражается надежда на возвращение своего любимого мужа, отца её детей. Ведь им предстоит сложный бой. А князь - предводитель ополчения. Бой ожидает быть сложным, тяжелым. Сын, которого она так нежно, по-матерински, обняла, стоит, потупив голову. Мальчик, примерно семи-восьми лет, видимо, осознает, что его папа уходит на сложный бой. И теперь он должен оберегать мать, сестру и будущего брата либо сестру. Ведь он мужчина. Значит должен уметь защитить, позаботиться.

На земле сидит женщина, по её одеянию, можно понять, что она не княгиня, не барыня, а обычная крестьянка. Она в отчаянье, ее лицо выражает скорбь, непонимание будущего. Эта молодая женщина держится за голову. Скорее всего она провожает на этот бой своего мужа. Ей очень страшно, возможно, у неё большая семья, где кормильцем является глава семейства. Ведь она не знает, вернется её муж с этой войны или нет. Рядом с ней сидит девочка с букетиком полевых цветов. Она с интересом смотрит вдаль. Её лицо выражает задумчивость. Возможно, она еще не осознает, куда уходят все эти мужчины.

Рядом с княгиней стоит взрослая женщина, её лицо тревожно, но она не плачет. Скорее всего, не раз уже отправляла на войну любимых людей. А девушка рядом с ней обращается к Богу в своих скромных молитвах. Еще одна молодая женщина, прижимающая к себе маленького ребёнка, скорбно смотрит вдаль. Она, как остальные женщины, отправляет на фронт мужа, отца своего ребенка, возможно, единственного кормильца.

На заднем плане стоят мужчины – они все, как в тумане. Их очень много. Войско тянется от самых кремлевских ворот. Каждого этого мужчину дома ждут любимые женщины. В свои молитва они просят Бога вернуть их домой целыми и невредимыми. Ведь они все кормильцы, главы своих семей.

Война – дело страшное. Ни одна из этих женщин не знает, вернется ли её любимый мужчина назад. Но каждая искренне надеется, сохраняя в своем сердце надежду на скорейшее возвращение.

Вот на переднем плане стоит беременная женщина, возле которой стоит ее сын и она прижимает его к себе, обняв за плечо. Она одета в дорогое платье, а голова ее украшена изысканным украшением. Сразу видно, что она не простолюдинка, а из богатой семьи. Ее лицо полно скорби и печали, наверно она провожает своего мужа. Возле ног этой женщины, прямо на земле сидит убитая горем темноволосая женщина и ее дочь. Они одеты в простую одежду и, похоже, их семья не богата. Женщина тоже провожает своего мужа, но переживает гораздо сильнее, нежели женщина стоящая рядом с ней.

За ними стоит другая женщина, которая держит на руках сына. Она так крепко его прижимает к себе, как будто думает о том, что когда он вырастет, его также отправят на войну и она больше всего на свете этого боится. Чуть подальше стоит уже пожилая женщина, провожающая своего сына. Возле нее стоит девушка, молящаяся за судьбу всех, кому предстоит тяжелый бой. В этой компании стоит старик, который кричит мужчинам последние слова напутствия.

Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать умерших близких людей. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать в первую очередь своих жен и детей, а также город от посягательств врагов.

Вот стоит беременная женщина, обнимая за плечо мальчика. Другая её рука лежит там, где бьется сердце будущего ребенка. Ее одежда, украшения на голове говорят о ее высоком происхождении. Эта жена Дмитрия Донскова предводителя войска. Она уже не плачет, потому что давно выплакала все слезы и понимает, что нужно заботиться о детях и о будущем ребенке.

Рядом с княгиней стоит её сын. На вид ему лет семь или восемь. Он опустил голову и задумался. Теперь он должен заботиться о маме, сестренке и будущем ребенке.
Сестра же его, заслушалась звуками жалеек. В те времена их всегда исполняли, когда провожают солдат на войну. На лице её мы видим легкую улыбку, наверное, она еще не осознала, что её папа может не возвратиться с войны.

А рядом с ней, упав на колени и схватившись от отчаяния за голову, сидит простая крестьянка. У неё очень жалкий вид, она плачет. В отличие от княгини она совсем не сдерживает своих слез. Лицо ее выражает страдание: вернется ли ее муж-кормилец.

За ними стоит такая же простая крестьянка. Не первый раз уже, наверно, она провожает на битву своих близких. Она не плачет, не стонет. Ее лицо просто застыло от горя и переживаний. Юная девушка рядом с ней молится, просит бога защитить её родных.

А старец кричит свой последний наказ уходящим воинам. Еще одна женщина без слез, без крика прижала к своей груди маленького сына.

Картина мне очень понравилась. Художник сумел очень точно передать на холсте эти переживания провожающих и их боль. Действительно очень хочется верить в то, что воины вернутся живыми и невредимыми, вернуться с победой.

Читайте также: