Урок сочинение по картине утро в сосновом лесу
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока:
– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места действия;
– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;
– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем анализировать картину И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу” и подбирать материал к сочинению. В ходе нашей совместной деятельности вы будете учиться поэтапному анализу описания картины, познакомитесь с автором картины и с историей ее написания.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.
1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:
– Что известно вам о живописце И.И. Шишкине?
И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что попадалось под руку. Закончил в 1856 г. Московское училище живописи, был принят в Академию художеств в Петербурге. В 1889 году – период творческой зрелости и таланта – он писал картину “Утро в сосновом лесу”. Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев.
– Какие еще картины этого художника вам известны?
(“Зима”, “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Корабельная роща”.)
2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.
Внимательно рассмотрите картину:
– определите ее жанр (пейзаж – изображение природы, соснового леса);
– кто и что изображены (сосновый лес, медвежата и медведица)
– назовите основные микроэлементы картины (раннее утро, дремучий лес, поваленная сосна, туман, рассеянный свет).
Определите образно-выразительные средства:
IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.
Просмотр кратких записей по картине.
Передний план.
Лес.
2. Построение предложений по материалам к сочинению.
а) На доске записаны слова и словосочетания со значением места:
слева от . виднеется, прямо перед нами изображены, на переднем плане, художник выделил, пишет, обратился
б) Художник обратился к изображению … .
Живописец выделил фигуры …., используя … цвет.
Автор добивается точности изображения … , передает … настроение.
в) Составление плана учащимися.
- Замысел картины.
- Наступление утра в сосновом лесу.
- Лесная глушь.
- Медвежья семейка.
- Моё отношение к картине.
3. Подбор материала к сочинению-описанию по картин сосновом лесу”.
1. Тренировочные упражнения в составлении сочинения по картине:
- Рассмотрите картину, определите её тему.
- Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
- Опишите медвежат и медведицу.
- Выразите своё отношение к картине.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
2. Составьте план – описание по картине.
V. Письменная работа учащихся.
(Можно использовать индивидуальные памятки-подсказки.)
- Перед тем, как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, познакомьтесь с автором и историей создания картины.
- Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
- Соберите материал по картине.
- Если вам трудно начать писать сочинение, можно подобрать цитату из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др. это и будет началом вашего сочинения.
- Помните, главное передать свое отношение к картине.
- Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы. Например, художник, автор картины, живописец; изобразил, передал, показал; картина, произведение живописи, репродукция картины.
Примерное сочинение по картине И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.
1. Сочинение – повествование.
Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни.
Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий.
“Утро в сосновом лесу” – одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев, утренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща – густая и непроходимая. В дремучей сосновой чаще свежо и прохладно.
В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать. Они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и смотрит вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими детьми.
Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.
2. Сочинение – описание (фрагмента картины).
Дремлет в предутреннем тумане сосновый лес. Вершины столетних сосен устремлены в небо.
Раскидистые кроны закрывают робкие лучи восходящего солнца. Тишину сонного леса нарушает медвежья семья.
В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.
Медвежата могут играть спокойно: их охраняет дремучий лес и медведица. Она внимательно следит за малышами. Кажется, что она рычит. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока: формировать навыки описания картины.
- познакомить с творчеством И. И. Шишкина;
- формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование образно-выразительных слов и оборотов речи;
– развивать устную и письменную речь;
– воспитывать интерес к живописи, эстетический вкус.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация, учебник.
Организационный момент
Активизация внимания.
Настало время для сказки.
Как-то раз в одно ранее теплое летнее утро собралась я с утра в лес по ягоды сходить - земляники, черники , малинки из лесу набрать! Собралась быстро, корзинку в руки взяла и бегом, пока не жарко, в ближний лесок побежала. Солнышко ещё не встало, только небо порозовело, а вокруг темно. Пока до леска дошла, уже птички запели, первые лучики солнца разбудили кузнечиков , которые тут же весело затрещали в траве… Очень быстро нашла я полянку с земляничкой, и давай её собирать. Пока в корзиночку собирала ягодки, лес совсем изменился: стоят кругом высокие сосны, кое –где упавшие, корягами из земли торчат. Подняла я голову , а лес –то не знакомый. Заблудилась я видно! Испугалась! Аукать стала, вдруг кто услышит! Посмотрела в какой стороне солнышко подыматься начало, повернула в нужную сторону и домой пошла среди бурелома да высоких сосен. Только поваленное дерево обошла, и вдруг смотрю поляна, да не простая… А что я там увидела, то и вам, ребятки покажу!
3. Формулировка темы.
Сказки, сказками… Но это не моя фотография того сказочного леса. Перед вами картина великого русского художника… Кто уже знаком с этой картиной? Как она называется? Кто автор?
Подсказка
Название вы отгадаете, когда ответите на вопросы.
Внимательно слушайте и отгадывайте первое слово:
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Правильно дети! Первая подсказка — это слово утро.
А где растут сосны? ( сосновый лес, бор).
Утро (где?) в сосновом лесу.
Вопросы по теме урока.
Кто из вас бывал ранним утром в лесу?
Что особенно интересного вы там заметили?
Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите вокруг.
Обращение к учебнику. Стр. 128.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину.
Беседа с классом.
О чем эта картина?
( - Про медведей)(Про природу)
( Потому, что тут нарисован лес утром)
- Так все-же картина рассказывает нам про лес или про медведей?
( Про лес и про медведей, про медведей в лесу).
- Все верно, и про лес и про медведей – лесных жителей.
- Можно ли по картине догадаться , что в сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник?
( светлое небо, темные деревья внизу, жёлтый цвет ранеего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы деревьев).
- Что больше всего привлекает ваше внимание в этой картине?
- Чем занимаются малыши медвежата и как на это реагирует их мама? Как вы думаете, что она им говорит?
( Медвежата играют на сломанном, поваленном дереве, а мама за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз).
Практическая работа.
Постройте рассказ.(КАРТОЧКИ)
Художник изобразил… ( густой, дремучий, сосновый лес ранним, туманным, светлым утром).
В центре картины… ( маленькие медвежата и их мама медведица). Малыши (что делают?) … играют на поваленном, сломанном дереве , а мама (что делает?) (за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз ).
Красивый ли текст у вас получился? Не очень. Не хватает прилагательных.
Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.
Утро- раннее, туманное, светлое, солнечное,летнее …
Лес- сосновый, густой, тёмный, дремучий, величавый, мрачный, пробуждающийся…
Дерево- сломанное, поваленное, вырванное с корнем…
Медвежата- маленькие, резвящиеся, забавные, мохнатые, косолапые, неуклюжие …
Медведица- большая, наблюдательная, беспокойная или беспокоящаяся…
8. Беседа с классом.
- Какое настроение появляется у вас, глядя на эту картину? (Настроение хорошее, весёлое, загадочное).
- Что вас, может быть, удивило в этом лесу? (Сосны высокие, могучие)
-А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? ( Только здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)
- А как вы думаете, что же главное в этой картине? (Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн)
В заключении сочинения мы выражаем своё мнение. Мне понравилась картина…, почему?
Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.
3) Приёмы конструирования предложений с опорой на вопросы и опорные слова.
Глоссарий по теме:
Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны
картины для обозрения.
Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины,
печатного текста – средствами фотографии.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание
предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая?
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.
В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 117.
2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.:
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы познакомимся с картиной художника–пейзажиста Ивана Ивановича
Шишкина. В своих картинах художник выразил огромную любовь к русской
работа мастера. Почему картина так названа? На картине художник изобразил
раннее утро в сосновом лесу. Давайте рассмотрим картину внимательно. В сосновом
лесу тишь и благодать. Высоко в небо поднимаются стволы старых сосен. Через
вершины стройных деревьев пробиваются солнечные лучи. Они переливаются на
стволах яркими бликами. Из низины поднимается белый туман. Весь лес кажется
сказочным и волшебным.
Рассмотрим передний план картины. В центре художник изобразил старое
поваленное дерево, которое сломило бурей и сильным ветром. На нём играют трое
медвежат. Два маленьких любознательных медвежонка лазают по стволу дерева и
исследуют его. Третий медвежонок забрался на дерево и смотрит вдаль, как будто
он там что-то увидел. Мать-медведица охраняет покой своих малышей. Ей не
нравятся их шалости, медвежата не слушаются её и озорничают. Она беспокоится за
Для своей картины Шишкин выбрал непроходимую глушь. Как вы думаете,
почему? Конечно же, только здесь медвежата в безопасности, они могут беззаботно
играть и развлекаться. Их покой охраняет лес, в который не ступала нога человека.
В своей картине Иван Иванович Шишкин хотел показать не только красоту и
нежность летнего утра, но и жизнь, которая ни на секунду не останавливается в
лесу. Медвежата оживляют пейзаж, наполняют его радостью и весельем. Глядя на
картину, представляешь себя в сосновом лесу. Ты как будто переносишься туда и
наблюдаешь издалека за жизнью. И вот ты уже слышишь все звуки леса: возню
медвежат, рычание медведицы, шум сосен, пение ранних птах.
Сегодня нам предстоит составить рассказ по картине. Составить его нам помогут
вопросы и опорные слова.
Текст традиционно состоит из трёх частей: вводная часть, основная и
заключительная часть. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и
рассказать о том, что мы видим на ней.
В основной части мы описываем семейство медведей, которое находится в
центре картины. Напишем о том, где происходит действие, как выглядят медвежата,
чем они заняты. Обратите своё внимание на медведицу, на её поведение.
В заключительной части, поделимся своими впечатлениями о картине.
текста опирайтесь на свои впечатления и чувства.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Медведица и медвежата.
Найдите к каждому предмету его описание.
лес медвежата медведица
мохнатые шаловливые любознательные беспокойная заботливая густой дремучий
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в таблице.
1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки Э.Грига, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами, карточки с планом.
1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки Э.Грига, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами, карточки с планом.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
II . Подготовительная работа
- Кто из вас бывал ранним утром в сосновом лесу?
- Что особенно интересного вы там заметили?
- Опишите ваше настроение.
IV . Работа по теме уроке.
1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) - родился в купеческой семье, в 12 лет он был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Позже продолжал свое образование в академии художеств. За свою жизнь стал обладателем нескольких медалей за картины, которые писал с натуры в окрестностях разных городов.
Во всех своих произведениях художник являлся удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели оказывались у него без всяких прикрас и добавок, изображал ли он дубы или березы, они принимали у него правдивые формы в листве, в стволах, в кореньях.
2. Рассматривание репродукции картины. (Слайд 8)
- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов. Ученики рассматривают картину на слайде под музыку Э.Грига.
3. Словарная работа.
- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)
ловарное слово вывешивается на доску
- А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист.
художник-пейзажист вывешивается на доску
4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.
- Что вас привлекло, что заинтересовало в этой картине? (Медвежата, семья медведей)
- Какими вы себе представляете медвежат после чтения этих отрывков? (Веселые, неугомонные, наблюдательные, мохнатые, косолапые, неповоротливые…)
- А какими их изображает художник? Где они играют? Что делают? ( Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на
дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль).
Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой
он? (Он самый неуклюжий и косолапый. Самый толстый, но, видно, ловкий: смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев.)
Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые? ( Нет. Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко вскарабкаться на поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки)
- Что можете сказать про медвежат из рассказов Скребицкого и Бианки и про медвежат на картине Шишкина? ( Они похожи. Писатели и художник очень наблюдательны. Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показал и характеры, и повадки зверей.)
- Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет? ( Это, наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.)
- В карточке №1 выберите слова, характеризующие медвежат, подчеркните их. (Слайд 9,10)
Читайте также: