Урок сочинение по картине утро в сосновом лесу

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока:
– формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование слов и оборотов речи со значением времени и места действия;
– развивать и обогащать речь учащихся образно-выразительной лексикой;
– воспитывать художественный вкус на основе рефлексивной деятельности учащихся.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем анализировать картину И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу” и подбирать материал к сочинению. В ходе нашей совместной деятельности вы будете учиться поэтапному анализу описания картины, познакомитесь с автором картины и с историей ее написания.

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

1. Знакомство с автором картины и историей ее написания:

– Что известно вам о живописце И.И. Шишкине?

И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что попадалось под руку. Закончил в 1856 г. Московское училище живописи, был принят в Академию художеств в Петербурге. В 1889 году – период творческой зрелости и таланта – он писал картину “Утро в сосновом лесу”. Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев.

– Какие еще картины этого художника вам известны?

(“Зима”, “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Корабельная роща”.)

2. Анализ картины “Утро в сосновом лесу”.
Внимательно рассмотрите картину:

– определите ее жанр (пейзаж – изображение природы, соснового леса);
– кто и что изображены (сосновый лес, медвежата и медведица)
– назовите основные микроэлементы картины (раннее утро, дремучий лес, поваленная сосна, туман, рассеянный свет).

Определите образно-выразительные средства:

IV. Подбор материала к сочинению по картине “Утро в сосновом лесу”.

Просмотр кратких записей по картине.

Передний план.
Лес.

2. Построение предложений по материалам к сочинению.

а) На доске записаны слова и словосочетания со значением места:

слева от . виднеется, прямо перед нами изображены, на переднем плане, художник выделил, пишет, обратился

б) Художник обратился к изображению … .

Живописец выделил фигуры …., используя … цвет.

Автор добивается точности изображения … , передает … настроение.

в) Составление плана учащимися.

  1. Замысел картины.
  2. Наступление утра в сосновом лесу.
  3. Лесная глушь.
  4. Медвежья семейка.
  5. Моё отношение к картине.

3. Подбор материала к сочинению-описанию по картин сосновом лесу”.

1. Тренировочные упражнения в составлении сочинения по картине:

  • Рассмотрите картину, определите её тему.
  • Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  • Опишите медвежат и медведицу.
  • Выразите своё отношение к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

2. Составьте план – описание по картине.

V. Письменная работа учащихся.

(Можно использовать индивидуальные памятки-подсказки.)

  1. Перед тем, как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, познакомьтесь с автором и историей создания картины.
  2. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
  3. Соберите материал по картине.
  4. Если вам трудно начать писать сочинение, можно подобрать цитату из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др. это и будет началом вашего сочинения.
  5. Помните, главное передать свое отношение к картине.
  6. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы. Например, художник, автор картины, живописец; изобразил, передал, показал; картина, произведение живописи, репродукция картины.

Примерное сочинение по картине И. И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”.

1. Сочинение – повествование.

Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни.
Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий.
“Утро в сосновом лесу” – одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором стонут стволы деревьев, утренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и могучие. Чаща – густая и непроходимая. В дремучей сосновой чаще свежо и прохладно.

В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать. Они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и смотрит вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими детьми.

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

2. Сочинение – описание (фрагмента картины).

Дремлет в предутреннем тумане сосновый лес. Вершины столетних сосен устремлены в небо.

Раскидистые кроны закрывают робкие лучи восходящего солнца. Тишину сонного леса нарушает медвежья семья.

В центре картины – медвежата, которые вскарабкались на сломанную сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру они разные. Первый медвежонок – любитель поесть. Он нашёл в старой сосне лакомство и ничего не замечает вокруг, кроме него. Второй, самый смелый, забрался высоко, а ведь дерево может в любую минуту рухнуть. Он смотрит на брата сверху вниз, третий медвежонок, наверное, мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он пристально глядит вдаль – туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.

Медвежата могут играть спокойно: их охраняет дремучий лес и медведица. Она внимательно следит за малышами. Кажется, что она рычит. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: формировать навыки описания картины.

- познакомить с творчеством И. И. Шишкина;

- формировать навыки последовательного анализа описания картины: построение предложений, использование образно-выразительных слов и оборотов речи;

– развивать устную и письменную речь;

– воспитывать интерес к живописи, эстетический вкус.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация, учебник.

Организационный момент

Активизация внимания.

Настало время для сказки.

Как-то раз в одно ранее теплое летнее утро собралась я с утра в лес по ягоды сходить - земляники, черники , малинки из лесу набрать! Собралась быстро, корзинку в руки взяла и бегом, пока не жарко, в ближний лесок побежала. Солнышко ещё не встало, только небо порозовело, а вокруг темно. Пока до леска дошла, уже птички запели, первые лучики солнца разбудили кузнечиков , которые тут же весело затрещали в траве… Очень быстро нашла я полянку с земляничкой, и давай её собирать. Пока в корзиночку собирала ягодки, лес совсем изменился: стоят кругом высокие сосны, кое –где упавшие, корягами из земли торчат. Подняла я голову , а лес –то не знакомый. Заблудилась я видно! Испугалась! Аукать стала, вдруг кто услышит! Посмотрела в какой стороне солнышко подыматься начало, повернула в нужную сторону и домой пошла среди бурелома да высоких сосен. Только поваленное дерево обошла, и вдруг смотрю поляна, да не простая… А что я там увидела, то и вам, ребятки покажу!

3. Формулировка темы.

Сказки, сказками… Но это не моя фотография того сказочного леса. Перед вами картина великого русского художника… Кто уже знаком с этой картиной? Как она называется? Кто автор?

Подсказка

Название вы отгадаете, когда ответите на вопросы.

Внимательно слушайте и отгадывайте первое слово:

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Правильно дети! Первая подсказка — это слово утро.

А где растут сосны? ( сосновый лес, бор).

Утро (где?) в сосновом лесу.

Вопросы по теме урока.

Кто из вас бывал ранним утром в лесу?

Что особенно интересного вы там заметили?

Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите вокруг.

Обращение к учебнику. Стр. 128.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину.

Беседа с классом.

О чем эта картина?

( - Про медведей)(Про природу)

( Потому, что тут нарисован лес утром)

- Так все-же картина рассказывает нам про лес или про медведей?

( Про лес и про медведей, про медведей в лесу).

- Все верно, и про лес и про медведей – лесных жителей.

- Можно ли по картине догадаться , что в сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник?

( светлое небо, темные деревья внизу, жёлтый цвет ранеего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы деревьев).

- Что больше всего привлекает ваше внимание в этой картине?

- Чем занимаются малыши медвежата и как на это реагирует их мама? Как вы думаете, что она им говорит?

( Медвежата играют на сломанном, поваленном дереве, а мама за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз).

Практическая работа.

Постройте рассказ.(КАРТОЧКИ)

Художник изобразил… ( густой, дремучий, сосновый лес ранним, туманным, светлым утром).

В центре картины… ( маленькие медвежата и их мама медведица). Малыши (что делают?) … играют на поваленном, сломанном дереве , а мама (что делает?) (за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз ).

Красивый ли текст у вас получился? Не очень. Не хватает прилагательных.

Подберите слова, чтобы описать каким получилось утро, лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро- раннее, туманное, светлое, солнечное,летнее …

Лес- сосновый, густой, тёмный, дремучий, величавый, мрачный, пробуждающийся…

Дерево- сломанное, поваленное, вырванное с корнем…

Медвежата- маленькие, резвящиеся, забавные, мохнатые, косолапые, неуклюжие

Медведица- большая, наблюдательная, беспокойная или беспокоящаяся…

8. Беседа с классом.

- Какое настроение появляется у вас, глядя на эту картину? (Настроение хорошее, весёлое, загадочное).

- Что вас, может быть, удивило в этом лесу? (Сосны высокие, могучие)

-А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? ( Только здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

- А как вы думаете, что же главное в этой картине? (Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн)

В заключении сочинения мы выражаем своё мнение. Мне понравилась картина…, почему?

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну. Шишкина можно назвать царём леса.

3) Приёмы конструирования предложений с опорой на вопросы и опорные слова.

Глоссарий по теме:

Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны

картины для обозрения.

Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины,

печатного текста – средствами фотографии.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание

предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая?

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 117.

2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.:

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы познакомимся с картиной художника–пейзажиста Ивана Ивановича

Шишкина. В своих картинах художник выразил огромную любовь к русской

работа мастера. Почему картина так названа? На картине художник изобразил

раннее утро в сосновом лесу. Давайте рассмотрим картину внимательно. В сосновом

лесу тишь и благодать. Высоко в небо поднимаются стволы старых сосен. Через

вершины стройных деревьев пробиваются солнечные лучи. Они переливаются на

стволах яркими бликами. Из низины поднимается белый туман. Весь лес кажется

сказочным и волшебным.

Рассмотрим передний план картины. В центре художник изобразил старое

поваленное дерево, которое сломило бурей и сильным ветром. На нём играют трое

медвежат. Два маленьких любознательных медвежонка лазают по стволу дерева и

исследуют его. Третий медвежонок забрался на дерево и смотрит вдаль, как будто

он там что-то увидел. Мать-медведица охраняет покой своих малышей. Ей не

нравятся их шалости, медвежата не слушаются её и озорничают. Она беспокоится за

Для своей картины Шишкин выбрал непроходимую глушь. Как вы думаете,

почему? Конечно же, только здесь медвежата в безопасности, они могут беззаботно

играть и развлекаться. Их покой охраняет лес, в который не ступала нога человека.

В своей картине Иван Иванович Шишкин хотел показать не только красоту и

нежность летнего утра, но и жизнь, которая ни на секунду не останавливается в

лесу. Медвежата оживляют пейзаж, наполняют его радостью и весельем. Глядя на

картину, представляешь себя в сосновом лесу. Ты как будто переносишься туда и

наблюдаешь издалека за жизнью. И вот ты уже слышишь все звуки леса: возню

медвежат, рычание медведицы, шум сосен, пение ранних птах.

Сегодня нам предстоит составить рассказ по картине. Составить его нам помогут

вопросы и опорные слова.

Текст традиционно состоит из трёх частей: вводная часть, основная и

заключительная часть. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и

рассказать о том, что мы видим на ней.

В основной части мы описываем семейство медведей, которое находится в

центре картины. Напишем о том, где происходит действие, как выглядят медвежата,

чем они заняты. Обратите своё внимание на медведицу, на её поведение.

В заключительной части, поделимся своими впечатлениями о картине.

текста опирайтесь на свои впечатления и чувства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Медведица и медвежата.

Найдите к каждому предмету его описание.

лес медвежата медведица

мохнатые шаловливые любознательные беспокойная заботливая густой дремучий

Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в таблице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки Э.Грига, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами, карточки с планом.

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Шишкина, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки Э.Грига, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами, карточки с планом.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II . Подготовительная работа

- Кто из вас бывал ранним утром в сосновом лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.

IV . Работа по теме уроке.

1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) - родился в купеческой семье, в 12 лет он был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Позже продолжал свое образование в академии художеств. За свою жизнь стал обладателем нескольких медалей за картины, которые писал с натуры в окрестностях разных городов.

Во всех своих произведениях художник являлся удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели оказывались у него без всяких прикрас и добавок, изображал ли он дубы или березы, они принимали у него правдивые формы в листве, в стволах, в кореньях.

2. Рассматривание репродукции картины. (Слайд 8)

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов. Ученики рассматривают картину на слайде под музыку Э.Грига.

3. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

ловарное слово вывешивается на доску

- А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист.


художник-пейзажист вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

- Что вас привлекло, что заинтересовало в этой картине? (Медвежата, семья медведей)

- Какими вы себе представляете медвежат после чтения этих отрывков? (Веселые, неугомонные, наблюдательные, мохнатые, косолапые, неповоротливые…)

- А какими их изображает художник? Где они играют? Что делают? ( Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на
дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль).

Что вы можете сказать, про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой
он? (Он самый неуклюжий и косолапый. Самый толстый, но, видно, ловкий: смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев.)

Можно ли сказать однозначно, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые? ( Нет. Они только с виду такие, на самом деле не так-то легко вскарабкаться на поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки)

- Что можете сказать про медвежат из рассказов Скребицкого и Бианки и про медвежат на картине Шишкина? ( Они похожи. Писатели и художник очень наблюдательны. Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показал и характеры, и повадки зверей.)

- Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто наблюдает, охраняет? ( Это, наверное, их мать, медведица. У неё буро-коричневая шкура, она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.)

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие медвежат, подчеркните их. (Слайд 9,10)

Читайте также: