Урок сочинение по картине левитана золотая осень 8 класс

Обновлено: 25.06.2024

Пейзаж “Золотая осень” написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени.

Берёзы уже одеты в ярко-жёлтую листву, а осины стоят с красными листочками. Их тёплые оттенки создают контраст с изображённой тёмно-синей речкой, изображённой на переднем плане. Она несёт свои воды спокойно между невысокими коричневыми берегами, окружённая берёзовой рощей слева, а справа – отдалёнными деревьями. На ёё правом берегу стоит одинокая берёзка. Стройная, в золотом наряде, она особенно выделяется среди всех остальных деревьев.

Особенная задушевность проявляется в восприятии осенней природы. Чувствуется лиризм и очеловечивание природы. Человека на полотне не видим, но он незримо присутствует. На заднем плане изображены поля и деревенские дома, на горизонте простилается осенний лес.

Если провести свой взгляд вдоль берегов реки, то перед нами раскрываются широкие зелёные луга с перелесками, а вдали – золотой лес.

Жёлтый, голубой, зёлёный цвета привлекают наше внимание. Зелёный цвет на полотне занимает второстепенную роль. Жёлтый цвет несёт основную спокойную эмоциональную нагрузку, подчёркивая красоту золотой поры осени.

Несмотря на то, что тёплые цвета доминируют, особую гармонию с золотистым лесом создаёт изображённое голубое небо с плывущими облаками. Нежные голубые оттенки неба создают гармонию между холодным цветом плывущих вод в реке и тёплых оттенков золотистой листвы.

Одновременно ощущение покоя и радости возникает, когда смотришь на красоту изображённой осени. Чувствуется влюблённость в природу, понимание и умение передать её красоту.

Исаак Левитан создаёт не только правдивый образ природы, но и всё то, что переживает человек, любуясь праздником золотой поры.

Вариант 2

Изображенное время года имеет огромное значение для всех художественных и литературных деятелей. Творческие люди очень любят данную пору года.

Произведение показывает во всей своей красе осень, которая только вступает в свои права и лето еще не уходит. Очень много желтых цветов, словно солнце окутывает все вокруг. Природа как бы сама наслаждается погодой, которая продлится еще не долго, ведь это последние летние дни. Главный символ России это берёза. Много известных художников изображали данные деревья в своих работах. Практически все деревья словно золотом покрыты, где-то кусты окрасились в коричневый цвет. Речка, аккуратно проходящая между двух берегов.

Особое внимание Левитан уделил речке. Настолько сильно передана чистота и прозрачность воды, что в отражении видны облака. Если обратить внимание на осины, то видно, что они уже без листвы, а трава только начинает принимать окрас осени. Художник показывает, что каждое растение по-своему принимает осень.

Следует выделить основные цвета, которые придают картине позитив. Много желтого, замечательный синий цвет и немного голубого оттенка. В этих цветах картина просто заставляет отдыхать и хочется попасть туда и погулять по красивым окрестностям. Но глядя на всю красоту изображенную автором, понимаешь, что вот-вот и лето уйдет, и осень станет хозяйничать в этих краях.

Главное, что смог передать автор так это замечательное приподнятое настроение при просмотре данной картины. Осень печальная и мрачная пора, но Левитан показал свой талант, передавать через пейзаж и нужные цвета позитивное настроение. Произведение дает возможность каждому просто стоять, смотреть на неё и думать, просто о чем-то хорошем.

Сочинение описание картины Золотая осень

Автор закончил свою прекрасную картину в 1895-м году. На данный момент картина находится в России, в Третьяковской галереи.

На картине показан самый расцвет осени. Холст, наполненный разнообразными теплыми красками, которые притягивают внимание к себе.

Глядя на картину, появляется чувство радости и тепла от прекрасного солнечного дня, который наполнен яркими красками. На самом горизонте виднеются маленькие домики. Скорее всего, это какая-то деревня. Возле домов находятся земельные участки, скорее всего местные жители, выращивают свой урожай. Сейчас уже он собран. И земля отдыхает до следующего года. Ниже находятся луга, автор изобразил их в красивом темно-зеленом цвете. Люди там собирают сено для скота на зиму.

По левую сторону картины, мы наблюдаем красивые высокие березки. Они золотистого цвета. Смотришь на них и представляешь, как лучи солнца падаю на маленькие березовые листочки, и ярко переливаются на солнце. Так и хочется подойти поближе к деревьям, набрать золотистых листочков в руки и прижать крепко-накрепко к сердцу.
У самих корней деревьев уже лежит немного опавшего листья.

В самом центре картины, расположена небольшая речка. Художник ее изобразил в светло-синем цвете. Вода в реке спокойно и тихо течет по течению. Она создает красивый контраст между красками осени. Таким образом, дополняет целостность самой картины. По берегам реки растут маленькие кустарники. В правой стороне картины находится еще полу зеленый луг. Осень еще не настигла его. Так же как и не окрасила в свои багровые краски и деревья, которые художник передал в зеленом цвете.

Такую пору очень любил Исаак Ильич Левитан, потому что именно в этот момент художник получал вдохновение для своих новых свершений. Только осенью можно наблюдать такое разнообразие цветовой гаммы. Цвета настолько непредсказуемые, что можно наблюдать, как на дереве присутствует сразу от пяти до десяти цветов. Так как и в нашей картине. Если хорошо присмотреться к березкам, то можно увидеть, как автор передал яркость и разнообразие красок.

Это еще раз доказывает, что Исаак Ильич Левитан талантливый художник того времени, а его картинами хочется любоваться в любое время и в любую погоду.

Описание 4

В данной замечательной картине, которая была написана Левитаном, показано все разнообразие осенних красок, которые автор хотел отобразить действительной ярки и интересно. Благодаря тому, что в картине присутствуют желтовато-золотистые оттенки, художник очень реалистично показал все спокойствие и тишь данного периода времени. Также, можно заметить и его трепетное отношение к этому сезону, ведь все детали, которые он тщательно продумал и проработал, говорят о его заботе о нем. Изображение природы через призму образов березовой рощи и светящего солнца, показывает насколько тихой и спокойной может быть природа. Стоит обратить внимание и на образы деревьев, которые были показаны весьма величественно и красочно. Несмотря на то, что лето приближается к своему концу, автор хотел показать, что и осень имеет множество удивительных и ярких красок, особенно в самом начале своего становления.

У Левитана можно наблюдать весь спектр цветов, который образуется при сменен времен года. Золотая осень на картине отображена в полной мере, и становится понятным тот факт, что еще не все до конца готово к тому, чтобы передать права осени на ее правление. Ведь трава местами осталась зеленоватой, а листочки только начинают становиться золотистыми. Благодаря ярким и сочным цветам, можно увидеть все стадии перехода природы от летнего периода к следующему. Кустарники изображены с элементами красных оттенков, что говорит о том, что они уже полностью готовы к подобным изменениям. Стоит сказать, что небо показано очень сочным и красочным. В нем содержатся оттенки голубого и синего цветов, в которых можно пронаблюдать очень глубокое спокойствие и умиротворение. На то, что оно может в любое время изменить свое настроение, говорят быстротечные облака, которые изображены волнительными и разнообразными.

В подобном переходном состоянии, природа у Левитана показана очень живой, немного грустной и очень красивой. В моменте прощания с летом, чувствуется, что автор все же хотел показать больше живописности природы, нежели позволить зрителям картины грустить. Здесь можно больше говорить о ностальгических мыслях художника, в которых заложено то, что и человеческая жизнь содержит некоторые временные отрезки, которые заменяются одни на другие, что показывает всю непостоянность и изменчивость человеческой жизни. Картина получилась очень запоминающейся, яркой и удивительной.


Цель урока: развивать умение составлять текст-описание, строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, воспитывать творческую активность учащихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня будет насыщенный урок. Надеюсь, вы будете внимательны, активны, постараетесь думать, давать грамотные ответы.

- Какое у вас сегодня настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно эффективно, творчески и интересно работать.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Вступительная беседа.

- Обратите внимание на слайды.

- Что изображено на иллюстрациях? Что в них общего? (на иллюстрациях изображена природа (пейзаж), осень)

- Как можно одним словом назвать картины, изображающие природу?

- Что такое пейзаж? (картина, изображающая природу)

- Какие чувства вы испытываете с наступлением этого удивительного времени года? (восторг, радость, грусть, печаль, умиротворение)

Образ осени создают в своих произведениях художники, поэты, писатели.

Вот как пишет об этом удивительном времени года Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

2. Формулировка темы урока

- Дети, кто из вас догадался, какова тема нашего урока, какую работу мы будем выполнять? (сочинение-описание по картине, изображающей пейзаж)

- Откройте свои тетради для творческих работ, запишите число и тему урока.

3. Целеполагание.

- Кто может определить цели нашего урока?

/ Мы познакомимся с творчеством И.И.Левитана, продолжим учиться строить текст описание в определенной композиционной форме, выражать в слове свои чувства, мысли, впечатления, правильно отбирать речевые средства для описания художественного произведения.

Рассказ о художнике (выступает подготовленный ученик)

- Давайте послушаем рассказ об известном русском художнике, родоначальнике пейзажной живописи конца 19 века Исааке Ильиче Левитане.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Искусство стало призванием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (ваяние (искусство создавать скульптуры) и зодчество (архитектура)). Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

1. Аналитическая беседа.

- Ребята, какое время года, как вы думаете, любил изображать Левитан?

- Сегодня мы с вами совершим виртуальную прогулку и побываем в удивительном уголке русской природы осенним днём.

- Как мы знаем, не только художники на своих полотнах запечатлели красоту осени, но и музыканты, и поэты воспевали это время года.

- Какие стихотворения или отрывки из стихотворений про осень подходят к этому произведению искусства?

- Когда я смотрю на эту картину, то вспоминаю строки поэта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Есть в осени первоначальной

короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев)

Уж небо осенью дышало,

уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. (А. С. Пушкин)

2. Анализ картины.

- Какой период осени изображен на картине?

(На картине изображена золотая осень, когда природа готовится к зиме и деревья сбрасывают свои листья. Но здесь деревья еще не успели сбросить листья, и трава тоже не вся желтая. Это – середина осени. Левитан хотел показать красоту этого времени года.)

(Картина называется так, потому что художник выбрал такое время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые и красные. Поэтому по цвету она напоминает цвет золота.)

- Какой тип речи мы будем использовать при написании сочинения?

- Слова какой части речи помогут нам более точно и ярко описать картину? (прилагательные делают нашу речь богатой, более красочной, яркой, выразительной)

- Опишите, используя прилагательные, каким мы видим осенний день на этой картине. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый)

- На какие две части мы можем поделить картину? (передний и задний план)

- Что изображено на переднем плане? Передний план – это то, что изображено в центре (река, березовая роща, небольшая поляна, поросшая травой, небо)

- Что изображено на заднем плане? (Лес, деревушка)

3. Лексическая работа

- Какие прилагательные, существительные, сравнения, эпитеты, олицетворения мы можем подобрать к описанию реки, поля, неба, деревьев, травы, деревушки?

- Вы можете использовать материалы домашней работы, которые вы собрали на основе наблюдений за осенней природой.

- Какой автор изобразил реку? Деревья? Траву? Поляну? Небо?

Река: неширокая, чистая, спокойная, тихая, поверхность зеркальная, невысокие берега, с медленным течением, прозрачная, спокойно несущая свои воды, она немного изгибается и удаляется в глубину луга, вьется лентой. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками + глаголы, которые вспоминаются.

Деревья: небольшая березовая рощица, молодые березки и осинки, белоствольные березки, деревья стоят в красивом золотом убранстве, сливаются в один пушистый ковер, желтые, золотые, разноцветные, отдельно стоящие стройные березки и осинки, как свечки.

- Какой мы видим на картине поляну?

Трава: уже не такая сочная, как была летом, но тоже изображена очень красиво, а на нее ложатся листья, падающие с деревьев; пожухлая, сухая, желтая, похожа на ковер, бурая, изумрудная.

Поляна: покрыта пёстрым бархатным ковром, зелёно-желтая, яркая, широкая,

Небо: ясное, лучистое, голубое, лазурное, светлое, солнечное, синее, покрытое легкими белыми облаками.

Воздух: прохладный, чистый.

Лес: багряно-золотые деревья, желтеющая листва берез, красно-бронзовые дубы.

Деревушка: маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя, укрытая деревьями)

(Колорит картины теплый. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Художник выбрал теплые краски: желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые. Даже река, написанная темными красками, не может изменить теплоту картины.)

- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. (Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

- Какие чувства вызывает картина? /Она пронизана любовью художника к природе и своей родине. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

4. Составление плана.

- Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

- Как можно назвать этот пункт?

- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину).

- Как можно озаглавить этот пункт плана?

- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, луг, лес.)

- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, впечатлении, об отношении к картине)

- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем- то…)

Запишите план в тетрадь.

И.И. Левитан – известный русский живописец.

Уголок русской природы осенним днём:

3. Мои впечатления, чувства и настроение.

Вступление (начало сочинения)

Передний план (то, что изображено в центре)

неширокая, чистая, спокойная, тихая, с медленным течением, прозрачная, спокойно несущая свои воды, густоиняя вода, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение, вьется лентой, поверхность воды зеркальная

ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, синее, покрытое легкими белыми облаками

зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик.

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые, небольшая березовая рощица, молодые березки и осинки, отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая, изумрудная

маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя, укрытая деревьями

Описывает безмерную красоту родной земли, осенней природы; восхищается, радуется…

Опорный материал для слабых учеников

волшебная пора ярких красок

ясный, осенний день

(На переднем плане картины…)

опорные слова

река - тихая, тёмная, извилистая, с медленным течением

берега - сонные, белоствольные

трава - поникшая, сухая, пожелтевшая

берёзки - белоствольные, золотые наряды

небо - голубое, светлое, чистое

облака - лёгкие, белые

лес - вдали, разноцветное убранство

поля - бескрайние, пёстрый, бархатный ковёр

воздух - прохладный и чистый

(Эта картина вызывает…) опорные слова:

светлое чувство радости и спокойствия

сбросят золотую листву

- Ребята, а в каких случаях описывают картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине? (тем, что слушатели видят картину перед собой, а перед нами репродукция).

- Будет ли отличаться такой рассказ-описание, когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).

- Чем отличается речь экскурсовода? (Он использует определенные фразы).

Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:

1. Подойдем ближе.

2. Обратите внимание на.

3.Вглядитесь пристальнее, как.

- Кто из вас хотел бы попробовать составить описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).

Орфографическая работа

Обратите внимания на словосочетания и правописание словарных слов. Давайте их прочитаем.

Известный живописец, лазурное небо, багряные листья, светло-голубой оттенок, палитра красок, осенний пейзаж, пейзажист, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, прозрачный прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, колорит картины, произведение искусства, охристые оттенки.

III. Самостоятельная работа учащихся.

/ помощь учителя по необходимости Чтение 2-3 работ

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?

- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?

- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

- Ребята, я желаю вам такого же вдохновения этой осенью.


-75%

Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям живописи.

Учитель Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой план подготовки и проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи:

1. словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственные наблюдения

2. рассказ о художнике и истории создания картины;

3. беседа по картине;

4. словарно-стилистическая работа по теме урока;

5. составление плана сочинения;

6. составление устного высказывания по картине;

7. написание первого варианта сочинения (редактирование);

8. написание окончательного варианта сочинения;

9. анализ творческих работ школьников.

Тема: “Сочинение-описание по картине И. И, Левитана “Золотая осень”

Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения;

путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана “Золотая осень”, музыкальный альбом П. И. Чайковского “Времена года”, выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, “Орфографический словарь” Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

(А. С, Пушкин ). Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.

1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.

– Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

– На уроке изобразительного искусства мы говорили о то, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать.

Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго.

Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы.

Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

2. Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана “Золотая осень”.

А) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа “Золотая осень”?

В) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

Г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

Д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу?

Почему крестьянские домики такие маленькие?

Е) Вывод-обощение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине “Золотая осень” завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух.

Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом “Времена года”. Послушайте одну из музыкальных пьес. “Сентябрь. Охота” Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

А) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

Б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

В) Найдите неточно употребленное слово и замените его.

– Солнечные лучи ярко греют/освещают природу.

– Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой.

Г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

4. Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

5. Написание первого варианта сочинения.

6. Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана

Оборудование урока.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.
Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

-Что изображено на картине?

-Какие чувства хотел выразить художник?

-О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине?

-Что вы будете описывать?

Ребята, давайте запишем слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.
Небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже дано нам картиной. А теперь давайте подберем в ним прилагательные.

На доске – запись

голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.

неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.

сухая, желтая, как ковер, бурая.

зеленое, свежее, как бархатный мягкий ковер.

– С чего бы вы начали сочинение по картине?

С того, что художник И.И.Левитан изобразил красивую пору – осень.

– Что бы вы написали после вступления?

Я бы стал(а) подробно описывать деревья, реку, небо…
-Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

Я бы обязательно написал(а) бы о том, какая осень красивая пора года, как художник красиво ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась…

Учащимся раздаются отпечатанные листы с текстом.

– Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом?

– Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы.

– Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, (вторым, третьим)?

– Итак, мы восстановили с вами текст полностью. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?
Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине.

– Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как?

– Вы правильно заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже.

– Понравился ли вам текст?

– Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?

Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез. -Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополни те опорные слова, которые мы записали раньше, новыми, из текста.

спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, медленно движется, вода как бы вздыбилась, поднялась, становясь светлее, она начала медленное движение.

Читайте также: