Урок сочинение по картине к юона волшебница зима

Обновлено: 02.07.2024

Проблема эффективной речи всегда стояла перед начальной школой. Но особенно она важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.

Одним из направлений моей деятельности является обучение учащихся составлению текстов на основе восприятия картин.

Сочинение по картине – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика.

Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников уже с первых шагов в искусстве воспринимать его произведения.

Важным условием развития речи является эмоциональная потребность в речевом высказывании. Эмоции дают толчок интеллектуальной, творческой и поисковой деятельности. Это требует определенной организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Деятельностный подход рассматривается в двух аспектах: учебно-познавательном и как использование языка в различных функциях. Исходя из этих аспектов, я строю свою работу. Для развития компетентности формирую у детей структуру речевого действия, а затем ввожу ребенка в коммуникативную ситуацию.

В структуру речевого действия входит:

Все компоненты должны быть организованы в учебном занятии и отрефлексированы школьниками.

Для реализации речевой ситуации важно сформировать ряд умений:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения
  • правильно спланировать свою речь, выбрать содержание акта общения
  • найти адекватное средство для передачи этого содержания
  • обеспечить обратную связь

Формирование умений возможно при организации системы упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. Эти упражнения можно разделить на виды:

  • По характеру учебных действий:
  • По источнику материала и типу текста
  • По орфографической подготовке
  • Выборочный (выбор отдельных слов, словосочетаний, предложений по заданиям)
  • Творческий (с изменением и дополнением текста)
  • Свободный (диктант + изложение)
  • Графический
  • Словарный
  • Обучающее
  • На основе прогнозирования текста

Свои уроки по работе над восприятием картин учащимися я назвала “В мире русской природы”. Представляю один из вариантов использования системы упражнений по речевому развитию младших школьников на уроке литературного чтения: 4 класс К.Ф. Юон “Волшебница зима”.

Результаты развития коммуникативной компетентности учащихся в ходе педагогической проектной деятельности свидетельствуют об успешности применения данной технологии: 75% учащихся любят писать сочинения, выполнять творческие работы, более 70% детей активно участвуют в различных конкурсах по языкознанию, умеют общаться друг с другом, правильно вести себя и говорить в нестандартной обстановке.

Использование данной технологии в среднем звене тоже дает положительные результаты. Я имела возможность обучать детей с 1 по 9 классы. На уроках русского языка и литературы в среднем звене продолжала использовать в системе упражнения по речевому развитию учащихся на основе восприятия картин. Результативность данной технологии подтвердилась тем, что к концу 9 класса все учащиеся свободно могли писать сочинения по картине, правильно строить разные типы текстов. Выпускной экзамен (изложение) показал качество обучения – 83%, СОУ – 79%.

Ход урока

Тема: В мире русской природы.

Работа по картине К.Ф. Юона “Волшебница зима”.

Цель: ознакомление слушателей с системой упражнений по развитию речи учащихся на основе восприятия картины К.Ф. Юона “Волшебница зима”.

Задачи для учащихся:

– познакомить учащихся с картиной К.Ф. Юона “Волшебница зима”, музыкальным произведением П.И.Чайковского “Декабрь” из альбома “Времена года”;

– формировать знания о средствах художественной выразительность в искусстве и литературе;

– организовать деятельность учащихся по восприятию картины.

– развивать умение, находить и выделять приемы, средства выразительности;

– развивать логическое мышление при анализе картин, стихотворений;

– расширять словарный запас учащихся;

– воспитывать через поэзию, музыку, живопись любовь к русской природе;

– воспитывать положительной отношение к учебе, своей деятельности через самооценку;

– формировать интерес к произведением искусств через их анализ, личное восприятие, чувства;

– расширять кругозор учащихся через искусство, работу со справочной литературой.

Тип урока: комбинированный (совершенствование и применение теоретических знаний и освоение новых).

  • объяснительно – иллюстративный,
  • частично – поисковый,
  • проблемный
  • творческий
  • исследовательский

Формы организации педагогической деятельности:

– индивидуальная работа учащихся на этапе актуализации знаний при работе с репродукциями картин;

– фронтальная на этапе постановке проблемы;

– групповая на всех основных этапах урока.

Оборудование: репродукции картин: Пластов А.А. “Первый снег”, Поленов В.Д. “Золотая осень”, Грабарь И.Э. “Февральская лазурь”, Левитан И.И. “Март”, Остроухов И.С. “Золотая осень”, Саврасов А.К. “Грачи прилетели”, Юон К.Ф. “Волшебница зима”, толковые словари Ожегова, Даля, аудиозапись П.И. Чайковского “Декабрь” из альбома “Времена года”, листы с заданиями, карточки – помощники с опорными словами, мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, презентация урока.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроке.

Ученик должен знать к концу 4 класса: – жанры изобразительного искусства;

– шедевры выдающихся русских художников, поэтов, писателей;

– основы живописи – рисунок, цвет, композиция;

– языковые средства выразительности.

Ученик должен уметь к концу 4 класса: – различать жанры литературы и изобразительного искусства;

– находить художественные тропы;

– отвечать на вопросы по картине к тесту;

– высказывать оценочное суждение о произведении искусств с использованием специальной лексики;

– пользоваться словарями, справочниками;

– составлять простой план ответа, сочинения.

Показывается слайд №1 (см. презентацию), на фоне музыки П.И. Чайковского “Декабрь” учитель читает слова Ф.И. Тютчева.

– О чем стихотворение?

– Как вы думаете, почему я начала урок этими строчками Тютчева?

– Современные люди редко встречаются с природой один на один. Но может быть, вам удастся вступить в круг природы и наполниться ее силами. Наш урок называется “В мире русской природы”.

В ходе занятия мы попытаемся ответить на вопрос урока: “В чем особенность русской зимы?”

– Каждый из вас по-своему представляет и понимает русскую природу. Постичь природу – надо быть человеком глубоко чувствующим, зорко видящим, свободно мыслящим, преданно любящим свою Родину, свой родной край.

– Как можно создать образ природы в искусстве? При помощи каких художественных средств?

– Вспомните изученные картины известных художников, которые воспели красоту русской природы.

Давайте поиграем в игру “Опознай картину”. Расскажите кратко о картине по плану (на партах лежат листы с заданием). Веером покажите номер картины. На экране появляется картина, учащиеся определяют по списку номер картины, ее название и автора и рассказывают о картине по плану.

Самооценка в листе достижений

– Как вы думаете, что объединяет эти картины?

– Чем они отличаются?

– Как вы думаете, в чем особенность русской природы?

– Как можно назвать все эти картины?

Появляются опорные слова на экране, каждой группе дается карточка со словом и учащиеся находят толкование слова, зачитывая его из словаря.

– Где можно узнать значение слов?

– Чем близки эти слова?

– Как называются слова, близкие по значению?

– Где мы используем слова – синонимы? И для чего?

– Как можно назвать выставку картин?

– Найдите толкование данных слов в толковых словарях.

Зачитывают учащиеся из словарей толкование слов.

Появляется слайд 18

Самооценка в листе достижений

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Исследовательская работа учащихся на лексическом материале.

Показывается слайд 19

– Перед вами картина, почувствуйте ее.

– Как вы думаете, кто автор этого пейзажа?

– Искусствовед Д. Аргин говорил о художнике: “Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки”.

– Какие его картины вам известны? (Весенний солнечный день, Конец зимы. Полдень, Широкая масленица)

Появляется слайд 21

– Учителем К.Ф. Юона был Левитан. Юон очень любил писать весну и зиму. Юон говорил: “Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме”.

– Какое время года изобразил художник?

-Как вы думаете, зима уже полностью вступила в свои права или это только ее первые шаги?

– Какие образы, чувства возникают у вас при слове зима?

– С чем можно сравнить зиму?

– Вспомните, какой образ зимней природы создали поэты в своих стихотворениях? Давайте вспомним стихи наших поэтов, воспевающих русскую зиму.

Проводится работа в группах. У каждой группы даются свои строчки, из этих сточек надо собрать четверостишье, назвать из автора и выбрать образные выражения о зиме (смотри приложение).

Игра “Собери стихи”

– Выберите из стихов образные выражения о зиме.

Проверка каждой группы с использованием слайдов 22 – 24.

– Какой же образ зимы создали поэты?

– Какие языковые средства они использовали?

Вывешиваются опоры: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение, синоним, контраст.

Самооценка в листах достижений.

5. Организация восприятия и осознания нового материала.

Появляется слайд 25.

– Перечислите то, что вы видите на картине.

– Что вы видите на переднем плане? Какие строчки из стихотворения Пушкина вы вспоминаете?

– Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине?

– Природа для Юона – это среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

– Зима – это прежде всего снег. Как изображает художник снег?

– И это обилие снега придает величие русской природе. Все вокруг становится необыкновенным и сказочным. Как вы назвали бы картину? Почему?

– Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница. Что еще создает образ волшебницы – зимы?

– Что мы видим на заднем плане?

– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

Даются на листках опорные слова для составления текста о зиме, ее волшебстве, чудесах в природе.

– Как вы думаете, получился у нас текст? Докажите.

– Удалось нам раскрыть тему?

– Какой тип текста получился?

– Почему этот тип вы использовали?

Самооценка в листах достижений.

– Еще раз посмотрите на картину, почувствуйте ее, представьте себя в этой картине.

– Какие звуки вы слышите?

– Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?

– Значит, какими еще изобразительными средствами можно создать образ русской зимы?

– Каково ваше впечатление от картины?

– Какие чувства она у вас вызывает?

6. Творческая деятельность учащихся: иллюстрирование на тему зимы.

Выполняют группой задания: рисуют зиму под музыку П.И. Чайковского “Декабрь”

– Попробуйте красками создать образ зимы, выразить свое отношение к русской зиме.

Делается выставка рисунков.

– Как вы думаете, нужны ли воображения и чувства, чтобы создавать образ природы или достаточно для этого иметь хорошее зрение, навык художника?

Самооценка в листах достижений.

7. Подведение итогов. Самооценка.

– Какими выразительными средствами можно создать образ русской природы? (Можно обратиться к опорам: художественное слово, палитра красок, музыка)

-Что нового вы открыли для себя на уроке?

– Как ответите на контрольный вопрос урока?

– Оцените работу вашей группы в листе достижений.

– Какое настроение возникло у вас от нашего урока?

– Понравился ли вам наш урок?

Я на уроке ___________________________________________________________________

Сложность Интерес Активность
+ – не сложно + – очень интересно + – очень активен
± – не очень сложно ± – не очень интересно ± – не достаточно активен
– – очень сложно – – не интересно – – совсем не активен

В мире русской природы…

природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев

1 задание. “Опознай картину”

  • Назовите автора и название картины.
  • Что изображено на картине? (тема)
  • Какие возникают чувства, настроение?

2 задание. “Собери стихи”

  • Собери стихотворение из данных частей.
  • Выбери из отрывков стихов образные выражения о зиме.
    • Чародейкою-Зимою (Ф. Тютчев)
      Околдован, лес стоит – (А. Фет)
    • Не колючий, светло-синий
      По ветвям развешен иней,
      Погляди хоть ты!
    • И под снежной бахромою
      Неподвижною, немою,
      Чудной жизнью он блестит.
    • Словно кто-то тароватый
      Свежей, белой, пухлой ватой
      Все убрал кусты.

3 задание. Беседа по картине

  • Что изображено на переднем плане?
  • Что особенного заметили в изображении среднего плана картины? Какие краски использовал художник?

Слова для справок: красочные, разубранные инеем деревья, причудливые ветки, розовато-серое небо, серебристый, синеватый, белый снег, пушистый ковер, осыпал, украсил, устлал землю, мягкие пуховые перины, большие сугробы, свежий, морозный воздух.

  • Что видим на заднем плане?
  • Используя прием олицетворения, опиши, какие превращения совершила зима.

Слова для справок: прилетела, взмахнула рукавом, укрыла, сказочные великаны, прикрыла лебяжьим пухом, развесила жемчуга и алмазы, принарядила, украсила.

  • Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?
  • Какие чувства, настроение вызывает картина?

4 задание. Составьте план сочинения по картине.

В мире русской природы…

природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев

1 задание. “Опознай картину”

    Первый снег. А.А. Пластов
  • Золотая осень. В.Д. Поленов
  • Февральская глазурь. И.Э. Грабарь
  • Март. И.И. Левитан
  • Золотая осень. И.С. Остроухов
  • Грачи прилетели. А.К. Саврасов
  • Назовите автора и название картины.
  • Что изображено на картине? (тема)
  • Какие возникают чувства, настроение?

2 задание. “Собери стихи”

    Пришла, рассыпалась, клоками (А. Пушкин)
    Повисла на суках дубов, (С. Есенин)
    • Словно белою косынкой
      Подвязалася сосна.
    • Легла волнистыми коврами
      Среди полей, вокруг холмов.
    • Заколдован невидимкой,
      Дремлет лес под сказку сна,

3 задание. Беседа по картине

Слова для справок: красочные, разубранные инеем деревья, причудливые ветки, розовато-серое небо, серебристый, синеватый, белый снег, пушистый ковер, осыпал, украсил, устлал землю, мягкие пуховые перины, большие сугробы, свежий, морозный воздух.

  • Что видим на заднем плане?
  • Используя прием олицетворения, опиши, какие превращения совершила зима.

Слова для справок: прилетела, взмахнула рукавом, укрыла, сказочные великаны, прикрыла лебяжьим пухом, развесила жемчуга и алмазы, принарядила, украсила.

  • Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?
  • Какие чувства, настроение вызывает картина?

4 задание. Составьте план сочинения по картине.

В мире русской природы…

природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев

1 задание. “Опознай картину”

    Первый снег. А.А. Пластов
  1. Золотая осень. В.Д. Поленов
  2. Февральская глазурь. И.Э. Грабарь
  3. Март. И.И. Левитан
  4. Золотая осень. И.С. Остроухов
  5. Грачи прилетели. А.К. Саврасов
  • Назовите автора и название картины.
  • Что изображено на картине? (тема)
  • Какие возникают чувства, настроение?

2 задание. “Собери стихи”

  • На дворах и домах (И. Никитин)
    Снег лежит полотном (С. Маршак)
  • Вы, проворные ткачи –
    Вихри и метели,
  • И от солнца блестит
    Разноцветным огнем.
  • Дайте радужной парчи
    Для мохнатой ели.

3 задание. Беседа по картине

Слова для справок: красочные, разубранные инеем деревья, причудливые ветки, розовато-серое небо, серебристый, синеватый, белый снег, пушистый ковер, осыпал, украсил, устлал землю, мягкие пуховые перины, большие сугробы, свежий, морозный воздух.

  • Что видим на заднем плане?
  • Используя прием олицетворения, опиши, какие превращения совершила зима.

Слова для справок: прилетела, взмахнула рукавом, укрыла, сказочные великаны, прикрыла лебяжьим пухом, развесила жемчуга и алмазы, принарядила, украсила.

Данный материал поможет подготовить детей к написанию сочинения по картине.

ВложениеРазмер
sochinenie_po_kartine_k_mou_msoshno2_zagrebelnaya_n.g.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия.

1. Предмет. Русский язык.

2. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по плану.

4. Номер урока по теме: по планированию

5. Форма урока: развитие речи.

6. Цели и задачи урока:

1. Познакомить с творчеством К. Ф. Юона; развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; формировать умение строить текст; развивать чувство прекрасного.

2. Помочь учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы.

8. Ожидаемые результаты: коллективное составление сочинения по картине.

1. Организационный момент. 1мин

3. Вступительная беседа. 10мин

4 .Рассматривание картины. 2мин.

5. Беседа по содержанию. 12мин

7.Составление плана сочинения. 2мин

8.Работа по написанию сочинений. Работа в группах. 15-18мин

9. Проверка. Итог работы. 2мин

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (весёлым, интересным узнать что - то новое)

- Если будете хорошо работать, помогать во всём, то у нас всё получится.

- А вы любите музыку (да)

- Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения.

- Какие музыкальные картинки возникли в вашем воображении?

- Какой любимый цвет у зимы?

- Какое чувство, настроение связано с белым цветом (чистоты, свежести, света, праздника)

- Какое настроение передаёт музыка? ( Радостное живое, зима как живое существо, волшебная, умеет переживать, радоваться)

В прекрасной мелодии передаются оттенки зимнего настроения. Словно живая, Чародейка- зима меняет маски, играет с нами, заставляет нас то тосковать, то восхищаться ею.

Многие писатели композиторы любят зиму, называя её ласковыми именами.

- А вы знаете строки о зиме?

- О зиме пишут и поэты нашего района Л. В. Игуменышева. Об этом говорит наша выставка.

- Прекрасные стихи вы знаете и так выразительно читали, молодцы. Значит вы тоже любите зиму-зимушку воспевают поэты, прославляют композиторы и художники. Никто не остаётся равнодушным.

- Мы сегодня будем маленькими писателями.

- Познакомимся с творчеством Юона, который написал замечательную

- А помните, какие картины он ещё написал (весенний солнечный день. Конец зимы. Мартовское солнце.)

- Глядя на портрет, что вы можете сказать о художнике? (добрый,

умный, великодушный, внимательный, наблюдательный, он всё замечает)

- К. Юон - один из замечательных русских живописцев. Широко известны его картины (назвать)

- Рисовать он начал с 8лет и всю свою жизнь посвятил живописи. Он очень любил природу (зиму и весну) пейзажи, значит он художник – пейзажист.

- Какие главные моменты вы выделили в жизни художника?

1 . художник- пейзажист.

2. любил природу

3. особое место в его творчестве занимает описание зимы.

- Перечислите то, что вы видите на картине. (окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные) зима завалила деревню пушистым снегом. Зима. Царствуют снега да сугробы, лёд сковал речку. Ребята выбежали кататься на коньках, на санках.

- Хочется вспомнить стихотворение.

«Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета

- Деревья высокие и могучие.

- Кажется, что своей макушкой они задевают небо и солнце.

- На деревьях тяжёлые снеговые шапки. Стоит чудесный зимний день.

- Что хотел передать нам художник на своём полотне?

- К. Юон хотел показать на своей картине красоту русской зимней природы. - Природа в произведениях художника никак не мыслится без людей, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Зима – это, прежде всего снег.

- Как изображает снег художник? (белый снег пушистым ковром устилает

Землю, снег осыпал, украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах домов.

Серебристый синеватый. Снег белый пушистый повис на деревьях)

- Это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным, волшебным.

- Как художник убеждает нас ещё, что зима- волшебница?

( в центре картины мы видим деревья- великаны, они пришли как будто из сказочного леса.)

- Опишите деревья. (На деревьях тяжёлые снеговые шапки. На берёзках снежные хлопья. Деревья разубраны инеем. Белые кружева развесила волшебница на деревья, как кружево, вырисовываются их ветки на фоне серовато- голубоватого неба.)

-Что напоминает сплетение веток? Сплетение белого на сером фоне? (кружево)

- В центре картины деревья- великаны. Преувеличив их размеры, художник убеждает нас, что зима волшебница. Художник оживляет природу.

- А что мы видим на переднем плане?

( Дети катаются на коньках. Люди вышли на улицу, толстый лёд сковал речку. Толпами собираются люди. Одни катаются на санках, другие - на коньках.

- Какое у них настроение? (радостное весёлое)

- От чего? (от того, что выдался хороший денёк)

Каждый занят чем - то своим, но всё делается, как это видно на картине с большим удовольствием, от того, что стоит прекрасный денёк, а вокруг такая красота.

- Что мы видим на заднем плане?

( слева и справа деревенские улицы, тёмный лес, фигурки людей на лошадях)

- Для чего он поместил всё это в своей картине?

( показать, что деревенская жизнь тесно связана с русской природой)

- Природа для Юона – это, прежде всего среда, в которой живёт человек.

- Рассмотрев картину, что ещё вам хочется сказать?

( этот уголок близок нам, родной)

- В эту минуту хочется оказаться вместе с ребятами.

- Какие звуки мы слышим?

( скрежет коньков, смех крик детей, лай собак, скрип снега)

-Какие запахи? (свежий морозный воздух, легко дышать)

- Какой выдался денёк? (хороший, морозный, солнечный)

- Докажите: ведь солнца мы не видим.

( на это указывают жёлтые блики на снегу)

- Хотя на картине присутствуют холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, розоватым. При помощи цвета и света художник своё радостное настроение передаёт и нам.

- Строки Тютчева я взяла эпиграфом к уроку.

околдован лес стоит-

и под снежной бахромою

( п.ч. зима тоже волшебная, околдовала всё вокруг) .

- Сейчас вам ребята, и все присутствующие, надо выступить в роли писателей.

- А писать мы его будем в группах.

- Попробуем в обычных явлениях раскрыть красоту русской зимней природы, представить её так, как мы её видим, чувствуем, понимаем.

План. 1.Волшебница- зима

3. Сказочные деревья.

4.Чувства и настроения, навеянные картиной.

1 группа - Попробуйте, используя приём олицетворения, описать какие превращения совершила зима.

- что мы должны помнить при написании сочинения? (алгоритм)

- своими мини- сочинениями доказали, что зима для вас любимое время года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация.

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения.

Сочинение по картине К.Ф. Юона "Конец зимы . Полдень"

урок по развитию речи в 4 классе.

Сочинение по картине И.И.Шишкина "Зима".

В данной разработке показана очень большая работа по картине, работа над образными средствами языка и орфографическая работа.

Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"

В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима в лесу".

Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"

В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима в лесу".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи

— познакомить с творчеством К. Ф. Юона;

— развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;

— формировать умение строить текст;

— формировать умение определять основную мысль произведения;

— развивать чувство прекрасного;

— формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы.

Оборудование. Портрет Ю.Ф. Юона, репродукция картины “Волшебница зима” и другие его работы, индивидуальные карточки, музыка Чайковского “Времена года”, альбомные листы, краски.

1. Организационный момент

2.Введение в тему.

-Чтобы узнать о чём пойдёт речь на сегодняшнем нашем уроке, отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром.

- Молодцы! Вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, её признаках и особенностях.

3. Повторение. Беседа с детьми - .

- Когда зима приходит в наши края?

- Назовите зимние месяцы.

- Какой по счёту месяц зимы сейчас?

4. Работа по теме урока

- Ребята, как картину зимы можно сохранить даже весной, летом, осенью? (Можно сфотографировать, нарисовать.)

- Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами.

- Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить? (Зиму можно назвать красавицей, гостьей, рукодельницей, чародейкою)

hello_html_m682c8a7f.jpg

- Нравится вам эта картина?

- Знаете ли вы, кто её написал?

Написал картину Константин Фёдорович Юон

hello_html_m2dfd30fb.jpg

Сегодня мы познакомимся немного с творчеством этого художника; будем учиться передавать свои мысли и впечатления, строить правильные предло- жения и тексты; будем учиться видеть красивое.

hello_html_m306edfb1.jpg
hello_html_m33f06afa.jpg

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он злился у таких великих художников, как В. А. Серов, К. А. Коровин, И. И. Левитан.

Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив.

2. Подготовительная работа учащихся.

— Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами. (Работа в парах. На листочках предлагаются стихи, дети собирают, а затем эти стихи зачитываются)

1 пара : А.Пушкин, С. Есенин.

1. Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов.

2. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.

3. Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

4. Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

2 пара: Ф. Тютчев, А. Фет

1. Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.

2. Не колючий, светло- синий
По ветвям развешан иней
Погляди хоть ты.

3. И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

3 пара: И. Никитин, С. Маршак

1. На дворах и домах
Снег лежит полотном.

2. Вы проворные ткачи
Вихри и метели.

3. И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

4. Дайте радужной парчи
Для мохнатой ели.

- Ребята, назовите наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму? Запишите их в корреспондентскую тетрадь.

(Работа в тетрадях)

4.3. Рассматривание картины “Волшебница зима” под музыку Чайковского “Времена года”

русской зимней природы, вызвать чувство радости, восторга, восхищения.

4. 4. Беседа по содержанию картины.

- Каково ваше впечатление от картины?

- Какие чувства она у вас вызывает? (Чувства радости, легкости, очарования)

— Перечислите то, что вы видите на картине. (Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом.)

— Что вы видите на переднем плане? (Берег речки, деревья на берегу, мальчишек, которые катаются на коньках.)

— Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина:

Опрятней м одного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Конькам и звучно режет лед .

— Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? (Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное на строение оттого, что выдался отличный денек. Каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

— Природа для Юона — это прежде всего среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

- Что особенного вы заметили в изображении среднего плана? (Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)

— Зима — это прежде всего снег. Как изображает снег художник? (Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев. Снег лежит на крышах домов.)

из пушистого снега. Мы как будто ощущаем мягкий снег, свежий морозный воздух.)

— Что мы видим на заднем плане? (Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)

— Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима. (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем закрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила,

украсила все вокруг и осталась собой очень довольна.)

5. Составление плана:

б) Зимние забавы.

в) Сказочные деревья.

г) Чувства и настроения, навеянные картиной.

4.5 Пересказ по частям (цепочкой)

- Ребята, скажите, какой это вид текста?

4.7 Орфографическая работа (у каждого ученика карточка)

- Прочитайте слова, записанные на карточках. Вы можете их использовать в своем сочинении.

- На какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм? (Стоит, лошадям, зима, веселый, показал, коньками, снежком. Картина, мороз, лед, природа, деревня, переливаются.)

4.8 Иллюстрирование картины под музыку.

в рисунке, какие волшебные превращения совершила зима и как это отражено в рисунке. Ребята как бы соединяют впечатления от картины Юона и свои собственные.

- Какие волшебные превращения совершила зима на ваших рисунках? (Выпал снег, стало все бело, дети слепили снеговика. Снежинки танцуют вальс с холодным ветром. Земля оделась в белоснежный наряд. И др. варианты)

4.9. Письменная работа над сочинениями.

Пример сочинения

4.10 Заслушивание сочинений

- Так почему художник назвал свою картину “Волшебница зима”? Все кругом становится сказочным, много снега. Деревья покрыты инеем, большие сугробы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Познакомить с творчеством К. Юона.

Развивать умения использовать выразительные средства языка для

передачи своих мыслей и впечатлений; развивать чувство прекрасного.

Формировать умение строить текст, умение определять основную мысль

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

Урок с использованием ИКТ

русский язык

тема: Сочинение по картине

Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна

(учитель начальных классов)

г. Каменск – Уральский

Цель. Познакомить с творчеством К. Юона.

Развивать умения использовать выразительные средства языка для

передачи своих мыслей и впечатлений; развивать чувство прекрасного.

Формировать умение строить текст, умение определять основную мысль

Оборудование. Детские ноутбуки,

Музыка П.И. Чайковского

I. Организационный момент.


- Нравится вам эта картина?

- Знаете ли вы, кто её написал?

Написал картину Константин Фёдорович Юон

Константин Фёдорович Юон


Сегодня мы познакомимся немного с творчеством этого художника; будем учиться передавать свои мысли и впечатления, строить правильные предло- жения и тексты; будем учиться видеть красивое.





Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.


III. Подготовительная работа. Работа по картине.

- Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её ласковы- ми именами.

- Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить?


Зима красавица, гостья,

рукодельница, чародейка

- Вспомните строчки стихотворений о зиме. Выберите из них наиболее образ- ные выражения, которые характеризуют русскую зиму.

- Внимательно ещё раз посмотрите на картину.

Перечислите то, что вы видите на ней.

(Окраина деревни, речка; по берегам деревья, причудливо разукрашенные,

- Что вы видите на переднем плане?

( Берег реки, деревья на берегу; детей, которые катаются на коньках.)

Этот вид очень напоминает строки А.С. Пушкина:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

- Можно ли сказать, что больше всего нравится художнику на картине?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение оттого, что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим; но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

- Природа для Юона – это прежде всего среда, в которой живёт человек. Художник оживляет природу.

-Что особенно вы заметили в изображении среднего плана?

(Красочно показаны деревья; они очень большие; их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато - сероватого неба.)

- Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник?

( Снег серебристый, синеватый, белый; снег пушистым ковром устилает

землю; снег осыпал, украсил ветки деревьев; снег лежит на крышах домов)

И это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным.

Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас в том, что зима – волшебница.

Что ещё создаёт образ волшебницы зимы?

( Большие сугробы, разубранные инеем деревья, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега.)

- Попробуйте, используя олицетворения, описать, какие превращения соверши- ла зима.

( Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмах- нула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов. Где серебристым инеем их накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила,

украсила всё вокруг. )

- Каково ваше впечатление от картины?

- Какие чувства она у вас вызывает?

(радость, лёгкость, очарование)

IV. Составление плана.

Чувства и настроения, навеянные картиной.

V. Орфографическая подготовка.

VI. Составление рассказа по плану. Звучит музыка П.И. Чайковского.


VII. Прослушивание некоторых рассказов. Ребята вместе с учителем работают редакторами.

VIII. Письменная работа над сочинением.


-75%

Информационные технологии в работе учителя начальных классов: создание дидактических материалов к уроку с помощью программного обеспечения SMART Notebook

На уроке русского языка идёт работа над картиной К.Ф. Юона "Волшебница зима". На этом уроке дети прочувствуют красоту природы в зимний период.

Оценить 889 0

Составила: учитель начальных классов

Носкова Наталья Юрьевна

МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14

( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)

Задачи урока:

познакомить с творчеством К.Ф.Юона;

учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

формировать умение строить текст;

формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

Подготовительная работа:

- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.

Оборудование:

Презентационный материал по содержанию.

материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет .

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока )
2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию сочинения)
3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов

- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее послушаем.

3. О художнике ( выступление ученицы)

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

3. Подготовительная работа обучающихся.

- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают? Учащиеся: О зиме писатели и художники говорят: красавица, гостья, рукодельница, чародейка…

Учитель: Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( Это было домашнее задание )

Учащиеся:

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты. (А.Фет)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем. (И.Никитин)

4.Рассматривание картины. ( Слайд 3)

5. Беседа по содержанию картины.

Учитель: Каковы ваши первые впечатления от картины? Какие чувства вызывает настроение картины?

Учащиеся: Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…

Учитель: Перечислите то, что вы видите на картине.

Учащиеся:Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают.

Учитель:Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Учитель:Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

Учащиеся: Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.

Учитель: Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

Учитель: Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

Учащиеся: Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.

Учитель: Зима – это, прежде всего, снег.

– Как изображает снег художник?

Учащиеся: Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.

Учитель: И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".

– Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

– Что еще создает образ волшебницы зимы?

Учащиеся: Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег. Свежий морозный воздух.

Учитель: Что мы видим на заднем плане?

Учащиеся: Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.

Учитель: Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

Учащиеся: Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.

Учитель: Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями?

Учащиеся: Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени.

Учитель: Какой иней?

Учащиеся: Мохнатый, сверкающий, блестящий.

Учитель: На что он похож?

Учащиеся: На алмазы, на разноцветный бисер, на мелки осколки зеркала, стекла.

Учитель: Воздух какой?

Учащиеся: Воздух прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.

Учитель: Солнце какое?

Учащиеся: Солнце яркое.

Учитель: Снег какой?

Учащиеся: Снег серебристый, пушистый, белый.

Учитель: Снег что делает?

Учащиеся: Снег сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.

Учитель: С чем можно сравнить снег?

Учащиеся: Снег как мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.

6. Составление плана.

Волшебница-зима. (об авторе, о картине)

Мои чувства и настроение от картины.

7. Письменная работа над сочинениями.

8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского языка.

Читайте также: