Урок сочинение по герой нашего времени 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

  • Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
  • Способен ли герой на истинную любовь?
  • Какова жизненная философия нашего героя?

На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.

- Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

- С чем связана смена рассказчиков?

- Как испытывает автор своего героя?

(Автор испытывает своего героя, проводя его через испытания, связанные с опасностью и любовью.)

2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.

- Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?

(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)

- Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?

- В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?

- Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.

- Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)

- Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

- Как это его характеризует?

- Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?

- Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.

4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.

- Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

- Какова роль портрета Печорина?

(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)

- Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?

- Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.

- Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

- Кто нам представляет героя?

(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

(Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

- Почему его постигает горечь разочарования?

- В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

- Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению.)

- Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)

- Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

- Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?

(Умение понять внутреннюю суть человека.)

- Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?

Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

- Испытывает ли герой торжество победителя?

- С какой целью автор вводит образ Грушницкого?

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)

6. Жизненная философия героя.

- Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

- Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

- Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

- К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

- Что же такое дружба в понимании Печорина?

- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

- За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

- Как таких людей называют в литературе?

- Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?

7. Итог урока.

- Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 9 классе.

Цель урока: обучение написанию сочинения по литературе.

Вместе с учащимися составить алгоритм работы над сочинением по литературе и научить работать с ним. Научить задавать вопросы к прочитанному, выделять ключевые слова.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывать желание учиться, развиваться.

Слово учителя

Что такое сочинение по произведению литературы? Для чего оно? Это осмысление прочитанного. Без качественного осмысления этот роман останется просто очередным произведением, которое нас заставили прочитать. Он не научит ничему, не даст возможности обогатить духовный и жизненный опыт.

Как сделать так, чтобы сочинение перестало пугать, чтобы стало легко писать сочинение на предложенную тему?

Работа над темой

Прочитайте тему сочинения. Выскажите ваши мысли, предположения, о чем мы будем писать?подчеркните, выделите ключевые слова (поиск ключевых слов)

Итак, ключевые слова найдены.

Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и каждая группа составит вопросы (они могут быть разными, количество неограниченно) к предложенной теме. Прошу вас включить в список своих вопросов и героя романа Лермонтова. (с каких вопросительных местоимений может начинаться вопрос:кто, как, почему. )

Какие вопросы у вас получились? Примерные вопросы:

Что такое цель? Можно ли жить без цели?

Как связаны между собой слова: путь и цель?

Каким образом показывает Лермонтов взаимосвязь жизненного пути и цели?

Связаны ли эти понятия в жизни Печорина?

Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями?

В каких эпизодах Лермонтов показывает эту взаимосвязь?

Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути?

Каков итог жизненного пути Печорина?

Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность?

Вспомните композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение). Распределите оставшиеся вопросы на композиционные части.

Давайте исключим повторяющиеся вопросы. А теперь предлагаю подумать, какие вопросы можно исключить без ущерба для содержания сочинения?

Что такое цель? Можно ли жить без цели?

Как связаны между собой слова: путь и цель?

Связаны ли эти понятия в жизни Печорина?

Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями?

Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути?

Каков итог жизненного пути Печорина?

Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность?

Что такое цель? Можно ли жить без цели?

Как связаны между собой слова: путь и цель?

Связаны ли эти понятия в жизни Печорина?

Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями?

Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути?

Каков итог жизненного пути Печорина?

Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность?

Что напоминает вам вторая колонка нашей таблицы? План сочинения.

А теперь дайте тезисные (суть) ответы на получившиеся у нас вопросы. Отвечая на вопросы, вспомните, в каких эпизодах романа мы видим Печорина? Каким он предстает перед читателем? (по главам романа).

Что такое цель? Можно ли жить без цели?

Как связаны между собой слова: путь и цель?

Связаны ли эти понятия в жизни Печорина?

Кто виноват в этом? В чем причина отсутствия связи между этими понятиями?

Какие качества Печорина мешают ему на жизненном пути?

Каков итог жизненного пути Печорина?

Актуальны ли эти понятия (путь, цель) для каждого из нас? В чем их актуальность?

Итак, перед нами почти готовое сочинение. Насколько сложной была сегодняшняя работа? Что осталось непонятным?

Давайте обобщим все шаги, которые мы совершили. Один из вас записывал алгоритм работы над сочинением. Посмотрим, что получилось.

Алгоритм работы над итоговым сочинением

1. Осмысление темы

Поиск ключевых слов;

Составление вопросов по предложенной теме.

2. Составление плана сочинение

Исключить повторяющиеся вопросы;

Определить вопросы, без которых невозможно написание сочинений, убрать лишние вопросы;

Распределить вопросы с точки зрения композиции сочинения (вступление, основная часть, заключение).

3. Тезисные ответы на поставленные вопросы.

4. Подбор аргументов из прочитанного произведения.

5. Написание сочинения .

Написать сочинение или составить таблицу из 3 столбцов. Выполните работу по алгоритму. Темы сочинения (по выбору):

Предлагаемый урок является важным этапом при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, так как содержит пошаговую инструкцию для написания сочинения-рассуждения. Данный материал может быть использован учителями русского языка в 10 и 11 классах. Особое внимание уделяется работе с исходным текстом. Автором урока предложены вопросы, которые облегчают понимание исходного текста и помогают учащимся увидеть главное в содержании. Работа с презентацией в ходе урока своей целью видит формирование навыка создания сочинения – рассуждения.

На уроке работу по написанию сочинения рекомендуется выполнять на специальном листе-сетке, образец которого прилагается.



Целевая аудитория: для 11 класса

Ресурс, кроме конспекта и презентации, включает памятку, а также несколько полезных вещей к уроку. Скажу сразу, что с первого слайда я удалил фото, т.к. не было конкретной ссылки. Я не думаю, что работа от этого стала менее интересной и полезной.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


Содержимое разработки

Цель: с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа и своеобразие образа Печорина в системе других образов.

1.В процессе урока учащиеся, выступая с проектами, анализируя главы романа, рассмотрят причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души", зафиксируют это в цитатах из текста и комментариях к нему.

3. В процессе групповой работы при подготовке и защите проекта учащиеся разовьют организованность, наблюдательность при работе с текстом, таблицей, навыки самоконтроля и способность оценивать результаты своих достижений на этапах рефлексии после каждого вида заданий, коммуникативные навыки в групповой работе, отстаивать собственную точку зрения, аргументировать при написании эссе.

Оборудование: мультимедиа: презентация (Приложение 1), лист оценивания (Приложение 2), таблица(Приложение 3), отрывки из фильма.

Проблема урока. А надо ли задумываться над смыслом жизни?

1.Активизирующий

Психологический настрой.

Целеполагание учащихся: Слайд 1.

– Откройте тетради, запишите тему урока.

– Сегодня у нас с вами необычная форма работы –защита проектов. Группы предварительно получили задание по одной из глав романа.. Каждый ученик будет оценен в конце урока: на столах лежит лист оценивания (Приложение 2), который заполняет ответственный в данной группе.

II. Блиц-опрос по содержанию романа. Создание мотивации. Слайд 2-10

– Итак, прежде чем перейдем к работе по группам, давайте вспомним события и героев произведения.

– Предлагаются фрагменты из романа с пропусками на месте географических названий.

Надо заполнить пробелы.

– По отрывкам из романа нужно отгадать персонажа, о котором идёт речь.

– Каждому предмету нужно найти хозяина.

III. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового.

– Когда был написан роман?

– Какова проблематика произведения?

(Лермонтова интересуют проблемы личности и общества, человека и среды воспитавшей его, человека и судьбы, его представление о вере и предопределенности, проблеме поиска смысла жизни, свободе воли и необходимости).

2. Конструирующий

- Какой жанр может отобразить такие размышления человека?

1. Композиция

– Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Роман состоит из отдельных глав, расположенных не в хронологическом порядке).

Т.е. фабула не совпадает с сюжетом. Что такое СЮЖЕТ и ФАБУЛА? Слайд 12

– Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке. Слайд 13-14

– Почему в романе сюжет и фабула не совпадают? Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Благодаря необычной последовательности, мы ПОСТЕПЕННО узнаём психологию героя и возникает объективный способ подачи образа Печорина: сначала он видится со стороны, в его внешних проявлениях (от 3-его лица – Максима Максимыча; от 2-ого лица – офицера-повествователя, а затем появляется СУБЪЕКТИВНЫЙ способ, в дневниковых записях (от 1-ого лица– самого Печорина). Все другие персонажи тоже объясняют так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, пишет:

"Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя". Слайд 15

– Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин.)

2. Психологический портрет Печорина. Фронтальная беседа с обращением к тексту.

– Давайте обратимся к главам романа, чтобы проследить, как раскрывается внутренний мир героя.

Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

– Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"? (Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)

– Что увидел странствующий офицер в облике Печорина? Приведите примеры из текста.

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека).

– Таким мы видим Печорина глазами Максима Максимыча и странствующего офицера. Т.о., Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе.

3. Работа с термином

– А что значит психологический портрет? Слайд 16. Запись в тетрадь

– Какова его роль?

(Психологический портрет даёт нам представление о внутренней сущности героя. Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя).

– Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера? Слайд 17

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

– Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

– Кто нам представляет героя? (Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

1. Работа с таблицей:

– Какие особенности характера героя раскрываются в повести “Тамань”?

(Показывает себя как человек действия. Решителен, смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминали бы, для которых Печорин чувствует в себе силы. Он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье).

– Что записали в таблицу?

В таблицу: решительность, смелость, интерес к новому кругу людей, умение сострадать, надежда на романтическое приключение, авантюризм.

– Как это характеризует Печорина?

(Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

– Но так ли его душа черства? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у Мери. Чувство Печорина к Вере сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца и любви, не только берет, он и отдает часть самого себя).

– Особенно это качество проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. Зачитайте его.

– Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

– К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству).

Просмотр эпизода дуэли. – Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения.

– Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: “У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…”).

– С какой целью автор вводит образ Грушницкого?

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя. Грушницкий – карикатура на Печорина, он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. Дуэль Печорина с Грушницким – попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души).

В таблицу: эгоизм, жестокость, отсутствие простоты, любование собой, мужественность, проницательность, демонстрирует возможность любить.

Работа с термином

– Что такое фатализм и кто такой фаталист? Слайд 21

Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения волнует сегодня и нас. Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? Слайд 22

(Печорин совершает героический поступок: он впервые жертвует собой ради других. Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Т.о., поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития).

– Почему повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное?

(Подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).

В таблицу: способен жертвовать собой ради других, способен духовно развиваться.

3.Констатирующий.

Систематизация знаний. Слайд 23

Читайте также: