Урок по теме изложение с элементами сочинения 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 288 0

Урок русского языка в 7 классе

Преподавание по учебнику:

Русский язык 7 класс. Под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.- М. Просвещение,2017 г.

Выполнил: Рожков Андрей Алексеевич

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Рожков Андрей Алексеевич

Учебник: Русский язык. 7 класс. Под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.- М. Просвещение, 2017 г.(140 ч в год, 4 ч в неделю)

Тема урока: Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения.

Дата проведения: 26 февраля 2020 год.

Тип урока: Открытие нового знания.

Предметные: формировать умения учащихся правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом, полно и последовательно излагать свои мысли, активизируя творческое мышление;

Метапредметные:совершенствовать способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с современными реалиями;

Оборудование урока: Классная доска;

Ноутбук, проектор, экран;

Раздаточный материал для учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.

Структура и ход урока:

Познавательная деятельность учащихся

Коммуникативная деятельность учащихся

Регулятивная деятельность учащихся

Орг. момент Мотивация.

Создание проблемной ситуации

Приветствует учащихся, объявляет тему урока, организует мотивацию, задает вопросы:

-Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?

- Чему вас учит написание изложения?

-Чему учит написание сочинения?

Вступают в беседу:

- Нет, мы и раньше писали такие изложения.

- Изложение учит запоминать текст и пересказывать его.

- Сочинение учит излагать свои мысли, высказывать свое мнение.

Закрепление полученных знаний

Первое прочтение текста изложения (текст изложения распечатан каждому учащемуся и выведен на экран). (ЭОР)

(приложение1). После прочтения задает вопросы, проверяя первичное восприятие текста:

- Какова тема текста?

- Какова идея текста?

-Определите стиль? Почему?

- Определите тип речи? Почему?

- Значение какого слова неизвестно?

Организует работу в группах по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.

(Приложение 3) (ЭОР)

Повторяют изученные сведения о теме, идее, стиле текста, типах речи, о синонимах, корнях с чередованием гласных, о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, о знаках препинания в сложных предложениях и в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

Вступают в беседу, отвечают на вопросы:

- Случай с Арктуром.

- Арктур не понимал, почему так с ним поступили?

- Повествование, здесь рассказывается о том, что произошло с Арктуром.

- Это порода охотничьих собак по цвету шерсти похожих на волка.

Демонстриру-ют знания по стилистике, лексике, орфографии,

пунктуации, работая в группах.

Открытие нового знания.

Поиск решения проблемы.

Второе прочтение теста. Формулирует проблемную ситуацию, предлагая продолжить проблему, поставленную в изложении

- Почему Арктур не скулил?

Предлагает составить план изложения

(записывается на доске)

( приложение 4)

Третье прочтение текста изложения.

Анализируют, доказывают и аргументируют ход и способ действий.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не хотел показать свою слабость перед стадом коров.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не понимал, за что с ним так поступили.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что от боли не мог скулить.

Осмысленно читают текст, извлекая нужную информацию, составляют план, записывают в черновик.

Один представитель от группы подробно пересказывает текст изложения.

Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.

Оценка своей деятель-ности на уроке

- Что было трудным в работе над изложением с элементами сочинения?

- Чему научил этот текст?

Анализируют, оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы:

- Было трудно выразить свое мнение, правильно его сформулировать.

-Этот текст научил быть терпеливым,

выносливым, сильным. Такие качества помогают выстоять в трудной ситуации.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Приложение № 1.

Арктур - гончий пёс.

Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.

Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге

навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.

Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.

Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.

Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.

Приложение № 2

Палевый- соломенного цвета, бледно-желтоватый.

Палевый – бледно-желтый с розовым оттенком.

Палевый – бледно – желтый.

Этимологический словарь Фасмера

Палевый – соломенного цвета, светло – желтый.

Приложение № 3

С необычайной быстротой –

Не услышал ни звука –

Объясните орфограммы в словах:

Вдали, навстречу стаду, бегущую навстречу,

Зари, положил, напирали, выбирался.

Напряженный, неуверенный, врожденные, отдавленные,

Поднималась, захрапел, силуэт, мелькнул, смешалось, поднялась, напряжение.

Объясните знаки препинания в предложениях:

Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами.

Он не понимал, за что его стегали и топтали.

Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом навстречу стаду.

И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились.

лежит …( По мере того как учащиеся называю т, записываем в столбик на доске:

случай, эпизод, событие происшествие, приключение, инцидент, эпи зод,

- А какие т ри основ ные части в построении рассказа можно выделить? (Завяз ка,

Материал для учителя: Завязка – это момент, с которого начинается событие и

от которог о зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего

напряжения в развитии событ ия. Ра звязка – результат развития события, его

Это случилось в Южной Аме рике. Только чт о прошел сильный ливень .

Мы с отрядом пробирались вдо ль небольшой речки. Здесь был не особен но

густой лесок с разбросанным и кое - где пальмами, из сердцевины стволо в

которых индейцы добывают нечто вроде муки. На войлочных стволах пальм и

на кустарника х вода оставила т олстый слой ила и грязи.

Вдруг в волокнах, покрывавших ствол пальмы, что - то заш уршало. Я

подкрался ближе и осторож но раздвинул покрывало из лиан. Под лианами было

сумрачно, и я долго н е мог ничего разгл ядеть. Но пот ом ис пуганно отскочил: на

меня в у пор смотрели страшные глаза. Постепенно я смог различить какое - то

страшное серо - зеленое пресмыкаю щегося длиной около семидесяти

сантиметров, с зубч атым гребнем на спине и хвосте, шлем ообразны м наростом

на зат ылке и г орловым мешком в виде воротника. Животное держалось за ствол

длинными пальцами с когтями. Это был василиск. Так вот кА выгля дит это

- Только не беги рез ко, спокойно у ходим, - сказал местный

Я был из рядно нап уган видом чу дища, о котором знал л ишь по рассказам

и картинкам. Легенды рассказывают, что взгляд его смертелен. Но страш ное

животное неожид анно, ц епляясь ко гтями за ствол дерева, скрылось в гу стой

Примерный план: 1 . В Южной Америке. 2. Жуткая встреча с василиском. 3.

- Каку ю цель преследует автор, рассказываю читателю историю встреч и с

василиском: описать внешний вид василиска или дать н аучное п редставление о

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего - обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Тема урока: Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения.

Дата проведения: 26 февраля 2020 год.

Тип урока: Открытие нового знания.

Предметные : формировать умения учащихся правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом, полно и последовательно излагать свои мысли, активизируя творческое мышление;

Метапредметные: совершенствовать способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с современными реалиями;

Оборудование урока: Классная доска;

Ноутбук, проектор, экран;

Раздаточный материал для учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.

Структура и ход урока:

Познавательная деятельность учащихся

Коммуникативная деятельность учащихся

Регулятивная деятельность учащихся

Орг. момент Мотивация.

Создание проблемной ситуации

Приветствует учащихся, объявляет тему урока, организует мотивацию, задает вопросы:

-Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?

- Чему вас учит написание изложения?

-Чему учит написание сочинения?

Вступают в беседу:

- Нет, мы и раньше писали такие изложения.

- Изложение учит запоминать текст и пересказывать его.

- Сочинение учит излагать свои мысли, высказывать свое мнение.

Закрепление полученных знаний

Первое прочтение текста изложения (текст изложения распечатан каждому учащемуся и выведен на экран). (ЭОР)

(приложение 1). После прочтения задает вопросы, проверяя первичное восприятие текста:

- Какова тема текста?

- Какова идея текста?

-Определите стиль? Почему?

- Определите тип речи? Почему?

- Значение какого слова неизвестно?

Организует работу в группах по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.

(Приложение 3) (ЭОР)

Повторяют изученные сведения о теме, идее, стиле текста, типах речи, о синонимах, корнях с чередованием гласных, о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, о знаках препинания в сложных предложениях и в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.

Вступают в беседу, отвечают на вопросы:

- Случай с Арктуром.

- Арктур не понимал, почему так с ним поступили?

- Повествование, здесь рассказывается о том, что произошло с Арктуром.

- Это порода охотничьих собак по цвету шерсти похожих на волка.

Демонстриру-ют знания по стилистике, лексике, орфографии,

пунктуации, работая в группах.

Открытие нового знания.

Поиск решения проблемы.

Второе прочтение теста. Формулирует проблемную ситуацию, предлагая продолжить проблему, поставленную в изложении

- Почему Арктур не скулил?

Предлагает составить план изложения

(записывается на доске)

( приложение 4)

Третье прочтение текста изложения.

Анализируют, доказывают и аргументируют ход и способ действий.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не хотел показать свою слабость перед стадом коров.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не понимал, за что с ним так поступили.

- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что от боли не мог скулить.

Осмысленно читают текст, извлекая нужную информацию, составляют план, записывают в черновик.

Один представитель от группы подробно пересказывает текст изложения.

Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.

Оценка своей деятель-ности на уроке

- Что было трудным в работе над изложением с элементами сочинения?

- Чему научил этот текст?

Анализируют, оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы:

- Было трудно выразить свое мнение, правильно его сформулировать.

-Этот текст научил быть терпеливым,

выносливым, сильным. Такие качества помогают выстоять в трудной ситуации.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Приложение № 1.

Арктур - гончий пёс.

Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.

Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге

навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.

Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.

Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.

Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.

Читайте также: