Урок по теме изложение с элементами сочинения 7 класс
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 288 0
Урок русского языка в 7 классе
Преподавание по учебнику:
Русский язык 7 класс. Под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.- М. Просвещение,2017 г.
Выполнил: Рожков Андрей Алексеевич
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Рожков Андрей Алексеевич
Учебник: Русский язык. 7 класс. Под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.- М. Просвещение, 2017 г.(140 ч в год, 4 ч в неделю)
Тема урока: Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения.
Дата проведения: 26 февраля 2020 год.
Тип урока: Открытие нового знания.
Предметные: формировать умения учащихся правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом, полно и последовательно излагать свои мысли, активизируя творческое мышление;
Метапредметные:совершенствовать способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с современными реалиями;
Оборудование урока: Классная доска;
Ноутбук, проектор, экран;
Раздаточный материал для учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.
Структура и ход урока:
Познавательная деятельность учащихся
Коммуникативная деятельность учащихся
Регулятивная деятельность учащихся
Орг. момент Мотивация.
Создание проблемной ситуации
Приветствует учащихся, объявляет тему урока, организует мотивацию, задает вопросы:
-Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?
- Чему вас учит написание изложения?
-Чему учит написание сочинения?
Вступают в беседу:
- Нет, мы и раньше писали такие изложения.
- Изложение учит запоминать текст и пересказывать его.
- Сочинение учит излагать свои мысли, высказывать свое мнение.
Закрепление полученных знаний
Первое прочтение текста изложения (текст изложения распечатан каждому учащемуся и выведен на экран). (ЭОР)
(приложение1). После прочтения задает вопросы, проверяя первичное восприятие текста:
- Какова тема текста?
- Какова идея текста?
-Определите стиль? Почему?
- Определите тип речи? Почему?
- Значение какого слова неизвестно?
Организует работу в группах по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.
(Приложение 3) (ЭОР)
Повторяют изученные сведения о теме, идее, стиле текста, типах речи, о синонимах, корнях с чередованием гласных, о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, о знаках препинания в сложных предложениях и в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.
Вступают в беседу, отвечают на вопросы:
- Случай с Арктуром.
- Арктур не понимал, почему так с ним поступили?
- Повествование, здесь рассказывается о том, что произошло с Арктуром.
- Это порода охотничьих собак по цвету шерсти похожих на волка.
Демонстриру-ют знания по стилистике, лексике, орфографии,
пунктуации, работая в группах.
Открытие нового знания.
Поиск решения проблемы.
Второе прочтение теста. Формулирует проблемную ситуацию, предлагая продолжить проблему, поставленную в изложении
- Почему Арктур не скулил?
Предлагает составить план изложения
(записывается на доске)
( приложение 4)
Третье прочтение текста изложения.
Анализируют, доказывают и аргументируют ход и способ действий.
- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не хотел показать свою слабость перед стадом коров.
- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не понимал, за что с ним так поступили.
- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что от боли не мог скулить.
Осмысленно читают текст, извлекая нужную информацию, составляют план, записывают в черновик.
Один представитель от группы подробно пересказывает текст изложения.
Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.
Оценка своей деятель-ности на уроке
- Что было трудным в работе над изложением с элементами сочинения?
- Чему научил этот текст?
Анализируют, оценивают свою работу.
Отвечают на вопросы:
- Было трудно выразить свое мнение, правильно его сформулировать.
-Этот текст научил быть терпеливым,
выносливым, сильным. Такие качества помогают выстоять в трудной ситуации.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Приложение № 1.
Арктур - гончий пёс.
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.
Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.
Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.
Приложение № 2
Палевый- соломенного цвета, бледно-желтоватый.
Палевый – бледно-желтый с розовым оттенком.
Палевый – бледно – желтый.
Этимологический словарь Фасмера
Палевый – соломенного цвета, светло – желтый.
Приложение № 3
С необычайной быстротой –
Не услышал ни звука –
Объясните орфограммы в словах:
Вдали, навстречу стаду, бегущую навстречу,
Зари, положил, напирали, выбирался.
Напряженный, неуверенный, врожденные, отдавленные,
Поднималась, захрапел, силуэт, мелькнул, смешалось, поднялась, напряжение.
Объясните знаки препинания в предложениях:
Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами.
Он не понимал, за что его стегали и топтали.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом навстречу стаду.
И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились.
лежит …( По мере того как учащиеся называю т, записываем в столбик на доске:
случай, эпизод, событие происшествие, приключение, инцидент, эпи зод,
- А какие т ри основ ные части в построении рассказа можно выделить? (Завяз ка,
Материал для учителя: Завязка – это момент, с которого начинается событие и
от которог о зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего
напряжения в развитии событ ия. Ра звязка – результат развития события, его
Это случилось в Южной Аме рике. Только чт о прошел сильный ливень .
Мы с отрядом пробирались вдо ль небольшой речки. Здесь был не особен но
густой лесок с разбросанным и кое - где пальмами, из сердцевины стволо в
которых индейцы добывают нечто вроде муки. На войлочных стволах пальм и
на кустарника х вода оставила т олстый слой ила и грязи.
Вдруг в волокнах, покрывавших ствол пальмы, что - то заш уршало. Я
подкрался ближе и осторож но раздвинул покрывало из лиан. Под лианами было
сумрачно, и я долго н е мог ничего разгл ядеть. Но пот ом ис пуганно отскочил: на
меня в у пор смотрели страшные глаза. Постепенно я смог различить какое - то
страшное серо - зеленое пресмыкаю щегося длиной около семидесяти
сантиметров, с зубч атым гребнем на спине и хвосте, шлем ообразны м наростом
на зат ылке и г орловым мешком в виде воротника. Животное держалось за ствол
длинными пальцами с когтями. Это был василиск. Так вот кА выгля дит это
- Только не беги рез ко, спокойно у ходим, - сказал местный
Я был из рядно нап уган видом чу дища, о котором знал л ишь по рассказам
и картинкам. Легенды рассказывают, что взгляд его смертелен. Но страш ное
животное неожид анно, ц епляясь ко гтями за ствол дерева, скрылось в гу стой
Примерный план: 1 . В Южной Америке. 2. Жуткая встреча с василиском. 3.
- Каку ю цель преследует автор, рассказываю читателю историю встреч и с
василиском: описать внешний вид василиска или дать н аучное п редставление о
« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
Прослушивание песни о матери.
3.Работа с эпиграфом к уроку.
Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?
Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы
Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
Легче всего - обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
И, может быть, его услышат
Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
III.Чтение текста.
Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
IV.Анализ текста.
Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне
и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-
ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст?(художественный)
Определите тип речи.(повествование).
Делаются выводы по тексту.
V.Деление текста на части. Составление плана.
План.
1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
2.Жена-красавица с черной душой.
4.Нечеловеческий поступок сына.
5.Бескорыстная любовь матери.
VI.Элементы лингвистического анализа текста.
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).
Тема урока: Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения.
Дата проведения: 26 февраля 2020 год.
Тип урока: Открытие нового знания.
Предметные : формировать умения учащихся правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом, полно и последовательно излагать свои мысли, активизируя творческое мышление;
Метапредметные: совершенствовать способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с современными реалиями;
Оборудование урока: Классная доска;
Ноутбук, проектор, экран;
Раздаточный материал для учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в группах.
Структура и ход урока:
Познавательная деятельность учащихся
Коммуникативная деятельность учащихся
Регулятивная деятельность учащихся
Орг. момент Мотивация.
Создание проблемной ситуации
Приветствует учащихся, объявляет тему урока, организует мотивацию, задает вопросы:
-Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?
- Чему вас учит написание изложения?
-Чему учит написание сочинения?
Вступают в беседу:
- Нет, мы и раньше писали такие изложения.
- Изложение учит запоминать текст и пересказывать его.
- Сочинение учит излагать свои мысли, высказывать свое мнение.
Закрепление полученных знаний
Первое прочтение текста изложения (текст изложения распечатан каждому учащемуся и выведен на экран). (ЭОР)
(приложение 1). После прочтения задает вопросы, проверяя первичное восприятие текста:
- Какова тема текста?
- Какова идея текста?
-Определите стиль? Почему?
- Определите тип речи? Почему?
- Значение какого слова неизвестно?
Организует работу в группах по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.
(Приложение 3) (ЭОР)
Повторяют изученные сведения о теме, идее, стиле текста, типах речи, о синонимах, корнях с чередованием гласных, о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, о знаках препинания в сложных предложениях и в предложениях с причастным и деепричастным оборотом.
Вступают в беседу, отвечают на вопросы:
- Случай с Арктуром.
- Арктур не понимал, почему так с ним поступили?
- Повествование, здесь рассказывается о том, что произошло с Арктуром.
- Это порода охотничьих собак по цвету шерсти похожих на волка.
Демонстриру-ют знания по стилистике, лексике, орфографии,
пунктуации, работая в группах.
Открытие нового знания.
Поиск решения проблемы.
Второе прочтение теста. Формулирует проблемную ситуацию, предлагая продолжить проблему, поставленную в изложении
- Почему Арктур не скулил?
Предлагает составить план изложения
(записывается на доске)
( приложение 4)
Третье прочтение текста изложения.
Анализируют, доказывают и аргументируют ход и способ действий.
- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не хотел показать свою слабость перед стадом коров.
- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что не понимал, за что с ним так поступили.
- Я думаю, что Арктур не скулил, потому что от боли не мог скулить.
Осмысленно читают текст, извлекая нужную информацию, составляют план, записывают в черновик.
Один представитель от группы подробно пересказывает текст изложения.
Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки.
Оценка своей деятель-ности на уроке
- Что было трудным в работе над изложением с элементами сочинения?
- Чему научил этот текст?
Анализируют, оценивают свою работу.
Отвечают на вопросы:
- Было трудно выразить свое мнение, правильно его сформулировать.
-Этот текст научил быть терпеливым,
выносливым, сильным. Такие качества помогают выстоять в трудной ситуации.
Осуществляют пошаговый контроль по результату.
Приложение № 1.
Арктур - гончий пёс.
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному бегу я сразу узнал Арктура.
Коровы не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки.
Бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.
Читайте также: