Урок литературы в 5 классе сочинение по сказке пушкина сказка о мертвой царевне

Обновлено: 02.07.2024

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

2 вариант

Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло.

Но вскоре братья поняли, что любят её по – настоящему, не только как сестру и попросили её сделать выбор, ведь не могла она стать женой им всем, надо было выбрать кого-то одного, а остальным оставаться просто, как прежде, сестрой.

Здесь мужеству царевны остаётся только позавидовать. Во – первых она просит прощения у братьев за свой отказ стать женой кого-то из них и признается, что имеет жениха, королевича Елисея, которого всей душой любит и не в силах разлюбить, даже если им не суждено с ним больше встретится никогда. Ведь злая мачеха никогда не допустит её возвращения во дворец.

Вторая героиня тоже красавица, но душа у нее черствая, а сердце злое. Спровадив юную царевну в лес, она не испытывала ни капли угрызения совести, напротив лишь злорадствовала и надеялась, что таким образом избавилась от ненавистной соперницы. Зависть не давала покоя мачехе, не хотела она видеть рядом кого – то красивее себя. И все это несмотря на то, что молодая царица не сделала ей абсолютно ничего плохого, наоборот старалась во всем ей угождать и прислуживала, как служанка. Не успокоившись, царица пытается убить царевну второй раз, с помощью отравленного яблока и успешно…но, Елисей оживляет девушку своим поцелуем. Как известно, добро всегда побеждает зло. Эта сказка учит нас тому, что всякое зло будет уничтожено, рано или поздно. Внешняя красота не всегда подразумевает красоту внутреннюю. Вот и злая, жестокая, своенравная и жадная царица получила того, что заслуживала. Умерла, увидев юную соперницу живой и невредимой.

А главные герои играют свадьбу, и по традиции Пушкина гуляют на пиру.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях - это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку - быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку - быть братом. А девушке - сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

Также читают:

Картинка к сочинению По Сказке о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

Свое свободное время я привыкла проводить за своим хобби, но не всегда получается весь день посвятить этому. Выходной день у меня один – это воскресение.

Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

ВложениеРазмер
ahmetshina_r.n.docx 50.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)

Выполнила: Ахметшина Р.Н.,

учитель русского языка и литературы

Деятельностная: развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции; сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текста.

Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

Обучающийся получит возможность научиться: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД : обучающийся научится давать определения понятиям; находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи. Обучающийся получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения, ставить проблему, аргументировать, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Коммуникативные УУД : учащийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, компьютер, таблица с заданиями.

Демонстративный материал : эталоны для самопроверки

«Под именем любым зло будет злом,

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться в

окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Учитель рассказывает притчу.

- Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

Учитель . Как вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)

Ученик . Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.

2.Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.

Ученики . Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Учитель. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов)

Учитель. Прочитайте сочинение, а вы, ребята, внимательно послушайте и проанализируйте его: соответствует ли оно правилам написания .

На экране план сочинения.

I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III.Заключение.
Вступление , как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Моя любимая бабушка

У меня есть бабушка. Все зовут ее Эльвира Ильинична, а для меня она – моя любимая бабушка Эля. Она очень добрая, все ее уважают.

Моя бабушка Эля во всем является для меня примером. Я хочу быть похожей на неё. Я люблю бабушку за ее доброту, отзывчивость и гостеприимство.

Учитель . Справился ли ваш одноклассник с заданием?

Ученик . Саша хорошо справился с заданием, раскрыл все пункты плана.

Ученик . А я считаю, что Саша допустил речевую ошибку, он почти в каждом предложении употребил слово бабушка.

Учитель . Как бы вы исправили эту ошибку?

Ученик. Убрать повтор слов (она, мы с ней, у неё)

Учитель . Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание?

Ученики . На удовлетворительном.

Ученик . Не все хорошо справились с сочинением.

Учитель . Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по предыдущим темам. Проведем викторину.

Учитель . Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…

Учитель . Чем они отличаются?

Ученик . У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть автор.

Учитель . В чём сходство народной и литературной сказки?

Ученик . В сказках всегда добро побеждает зло.

Ученик . В сказках бывают волшебные предметы.

Ученик . В сказках есть присказка, зачин, концовка.

Ученик . Сказочные выражения, постоянные эпитеты.

Ученик . Царица и царевна.

Учитель . Это народная сказка?

Ученик. Нет. Литературная.

Учитель . По какому признаку вы догадались?

Ученик . Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.

Учитель . Чем близка она по содержанию к народной?

Ученик . Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии, победа добра над злом.

Учитель . Как сформулируем тему нашего урока?

Учитель . В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас на партах лежат листы самооценки, оцените себя.

1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,

0,5 - если отвечали, но не на все вопросы,

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:

Учитель . Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере ответить на поставленный вопрос).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Ученик. Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках, сравним их.

Ученик. Мы будем анализировать текст.

Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей

сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

5. Реализация построения проекта .

Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.

Работа с текстом.

Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Заполните таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться друг с другом. Работа в парах.

Чернавку кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)

Проверка по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь богатырей) ,отрицательные (царица )

Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики. В персонажах Царевны и царицы.

Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученик. Ненависть, зависть.

Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель. А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель. А теперь немного отдохнём. Все встаньте.

Проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений. Если это герои сказок А.С. Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – приседаете на корточки.

Золотой петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Ученик . Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель . Что сделала героиня в доме?

Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель. Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель : Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель . Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученик . Царица, переодетая монахиней.

Учитель . На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученик . Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель . Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель . В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

Учащиеся зачитывают строки :

Учитель . Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

Учитель . Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 балл — если вы активно работали на этом этапе урока,

0,5 - если отвечали, но не на все вопросы,

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель . Какой следующий этап нашей деятельности?

Ученик . Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель . Хорошо, ребята. Сейчас я вам предлагаю составить сравнительную характеристику царевны и царицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Развитие речи. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение написанию домашнего сочинения.

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

- воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое мировоззрение, любовь и уважение к литературе;

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения; определять народную основу сказки и мастерство автора в использовании просторечных выражений.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока : презентация к уроку; компьютер, телевизор; раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный.

Теория литературы: рифма, способы рифмовки.

Основное содержание работы.

Организационный момент. Опрос по домашнему заданию.

- Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?

- Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

- Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?

- Почему королевичу Елисею помогают силы природы?

II . Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.

Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи; солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки, содержащие данные предметы.

Постановка цели и задач урока.

IV . Работа над темой урока.

Беседа о поэтике пушкинской сказки.

Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт, спрос не грех…).

Образы каких героевпришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).

Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота Месяца?

Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?

Беседа.

Какой сказке посвящена репродукция картины?

Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?

Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).

В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны, косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь, лисичка).

Какое настроение создаёт картина?

Теория литературы.

- Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются ударные и безударные слоги.

- Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?

Работа с карточками.

Задания.

Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?

Найдите в тексте, если есть, рифму.

Как рифмуются строчки: через одну или парами?

Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?

Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы. Спишите текст стихотворными строчками.

Карточка № 1.

Карточка № 2.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Обучение написанию сочинения.

Беседа.

- Какие слова, понятия вам неясны?

- С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка, волшебная сказка, сюжет). Что они значат?

2. Устное сочинение с опорой на образец.

Образец сочинения.

В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________ богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и _______ .

- Легко ли написать сочинение?

- Прозой или стихами мы будем писать?

- Чем стихи отличаются от прозы?

Домашнее задание.

Литературная сказка – автор, письменная форма, нет вариативности.

4 сочинения по Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплименты в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.


Пример сочинения 2

Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей. Царевна скромная и тихая, потому что росла сиротой и ей приходилось много трудится.

Отец царевны выбрал себе в жёны злую и жадную женщину. Мачеха царевны ленивая, у неё много слуг, и она ничего не делает. Она завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Царица дважды пытается избавится от царевны. Во второй раз страшный замысел царицы осуществился и зло восторжествовало. На самом деле всё произошло иначе.

Я рада, что и у этой сказки счастливый конец. Все попытки царицы оказались напрасными. Мне очень нравится эта сказка, она интересная и поучительная. В сказке порицаются такие отрицательные качества как жадность, злоба и зависть. Из-за зависти многие пострадали: царевна, королевич Елисей, царь, да и сама царица.

Она была тихая, скромная, красивая, добрая, отличалась кротким нравом. все ее любили за отзывчивость и нежность. Чернавка не смогла погубить царевну, потому что она уважала ее и любила, так как ей много пришлось пережить, ведь она росла без матери.

Попав в дом к семи богатырям, она полюбилась им за трудолюбие, скромность, ласковую речь.

Царевна ни в ком не видела зла. Старушку, случайно оказавшуюся в лесу, она пожалела, была вежлива, угощала ее, несмотря на агрессивное поведение пса, почуявшего зло.

Елисей, узнав о пропаже невесты, сразу же отправился на ее поиски, потому что тосковал, любил и уважал ее. Даже силы природы - солнце, месяц, ветер, помогали ему в поисках.
Героиня ожила благодаря вечной любви

Мне нравится царевна, потому что скромна, мила, нежна, и даже зависть злой мачехи не смогла погубить ее. На протяжении всей сказки автор противопоставляет царевну с царицей, добро со злом.


Пример сочинения 4

А злая царица является символом зла. Потому что, несмотря на свою красоту, она очень завистливая, своенравная и коварная.

Автор противопоставляет их в своем произведении. На протяжении всего повествования мы видим борьбу между силами добра и зла. Злая мачеха пытается погубить свою молодую падчерицу, а девица уходит от гибели благодаря своей доброте.

Все ее очень любят, а потому не отказывают ей в помощи. Чернавка не стала ее связывать в лесу, а просто отпустила, богатыри приютили ее у себя в тереме. И даже пес Соколко сразу впустил девушку в дом, а потом защищал от старухи с яблоком.

В конце сильная любовь королевича Елисея спасла девицу. А злая мачеха умерла от своей собственной злости.

Очевидно, что в этой истории победило добро. И можно сделать вывод, что внутренняя красота души важнее красивой внешности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Мотивация. (слайд 1) 3мин

Он с огромным удовольствием слушал сказки и песни своей няни Арины Родионовны и других простых людей.

У вас было домашнее задание прочитать эту сказку, познакомиться с её содержанием и героями. Сегодня мы продолжим работу над сказкой, будем учиться характеризовать героев, анализировать текст.

- Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку

(Шота Руставели).

- В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

-Можем ли мы так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

- Подумайте, в образах каких героев в данной сказке заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

- Давайте определим тему урока.

3. Работа с текстом.

Ученик Мы продолжим знакомство со сказкой, особое внимание обратим на основные образы в произведении, выделим в них общие черты и различные.

Учитель Какой предстаёт перед нами мать царица? Соберём материал для характеристики по тексту.

…Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи (инда – даже)

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

…Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

…Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

Ученик Царица – мать царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения.

Учитель А теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха?

Ученик В толковом словаре читаем: «Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака.

Учитель В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую бы хотела извести мачеха?

Учитель Теперь наша задача усложняется. Мы не просто соберём материал, для характеристики мачехи, но и сравним её с царевной-падчерицей.

Ученик Ассистент, работавший с литературоведческим словарём, диктует.

Итогом сравнительной характеристики станет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над образами. (Приложение 1)

Учитель Какая внешность у царицы-мачехи?

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Учитель Что в описании царицы вызывает восхищение?

Ученик Это внешняя красота.

Учитель Почему эта красота не радует окружающих?

Ученик За внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер мачехи.

Учитель Найдите глаголы, с помощью которых А.С.Пушкин характеризует царицу, рассказывая об общении её с зеркальцем.

Ученики читают по ролям диалог, в котором зеркало хвалит царицу.

Учитель А теперь посмотрим, какая царица, когда зеркало говорит правду.

Ученики показывают инсценировку эпизода, когда зеркало говорит правду. Действующие лица: царица-мачеха, зеркало, автор.

Учитель Как отмстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому?

Учитель Чем закончится история злобной мачехи? За что она была наказана?

Учитель Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Ученик Да, они внешне обе очень красивы, но царевна ещё красива и внутренне.

4. Мы много читали, писали и нам нужно отдохнуть. Физкультразминка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы выполним поиск материала по группам. Каждая группа отбирает материал по одному пункту плана, который распечатан на отдельных листах. (План характеристики образа в приложении 2.)

1 группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

…Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Нраву кроткого такого…

…Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала… (трудолюбивая)

…От зелёного вина отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила… (благовоспитанная, сдержанная)

«…Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы и умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

2 группа Отношение к царевне других персонажей сказки:

…Та (Чернавка), в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

А сама пошла домой.

Вдруг сердито под крыльцом

…Но с крылечка лишь сошла,

Пёс ей под ноги - и лает,

И к старухе не пускает,

Лишь пойдёт старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

…Прямо яблочко летит…

Пёс как прыгнет, завизжит…

…И с царевной на крыльцо

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

3) Семи богатырей:

…Братья милую девицу

…Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой…

4) Королевича Елисея:

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

…Нет как нет! Он горько плачет.

…Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей…

…Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая.

…И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой…

3 группа Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;

2)по отношению к окружающим её людям.

1) В тереме богатырей:

…Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку…

…Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

2) Отношение царевны к Чернавке:

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Отношение царевны к семи богатырям:

…И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Отношение к нище чернице (монахине):

Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

4 группа Отношение автора к героине.

Учитель Итак, сделаем запись в таблицу. Какая царевна?

Ученик Царевна добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная.

Учитель Каких черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?

Ученик Больше различий, то есть образы противопоставлены.

Учитель Запишем в тетрадь ещё один термин из литературоведческого словаря.

Ученик Ассистент, работавший с литературоведческим словарём. «Антитеза – противопоставление слов, образов, понятий.

Учитель Дайте устную характеристику одного из образов, используя записи в таблице и примеры из текста.

Закрепление.

- А сейчас вернёмся к эпиграфу урока

- Помните, какие задачи мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы их решили? ( Да, мы проанализировали героев сказки, на их примере рассмотрели противоборство добра и зла)

- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

Подведение итогов урока

Очень хорошо, молодцы! Ребята, прочтите цитату из сказки Пушкина “Сказка о золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.(слайд 7)

Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

- Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими. Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!

Читайте также: