Урок контрольное сочинение 8 класс
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.
Цели: Расширить словарный запас; продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом. Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
1. Организационный момент:
2. Целеполагание.
- Что такое сочинение?
Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.
- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
Что, о чем писать? (содержание)
Как писать? (форма)
3. Работа над содержанием.
- Определимся в первую очередь с содержанием.
Частично тема уже задана.
а) Проведём словарную работу.
(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)
- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
- вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
б) Подбор синонимов.
- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)
- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.
Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
г) Беседа по содержанию.
- Какую проблему поднимает Д. Гранин?
- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие)
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.
д) Подбор антонимов.
Тетрадь: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,
Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)
4. Планирование дальнейшей деятельности.
- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами):
- Нужно ли милосердие в наше время?
- В чем оно проявляется? Примеры.
- В чем причины людского равнодушия и невнимания?
- Можно ли воспитать милосердие в себе?
5. Индивидуальная работа.
- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.
Задание: (в конвертах-тексты), (самостоятельная работа сопровождается музыкой)
1 уч.– Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.
- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?
- Как можем их использовать в своем сочинении?
Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:
— Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему:
— В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
— Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
— Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
— А кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
— Оказавший ему милость.
Тогда Иисус сказал ему:
— Иди, и ты поступай так же.
-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
6. Работа с памяткой. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
8. Работа с цитатами.
Обдумайте их. Объясните значение.
- Как сможем использовать в работе?
1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах
людских поступков скрывается только в человеческом сердце.
2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.
3.И от огня любви
житейское страданье уносится,
как мимолётный дым…
4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие.
5.Тревожьтесь обо мне
Пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне,
Когда мне одиноко.
Желайте мне добра
И рядом и не рядом…
6.Разберёмся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
7.Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
9. Рефлексия.
(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).
Повторение схемы сочинения-рассуждения.
Вспомните композицию такого сочинения.
I. Основная мысль (тезис).
10. Оценивание.
Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.
2) К. Т. Паустовский
3) В. Г. Короленко
4) А. Алексин (любое произведение)
5) И другие авторы и их произведения…
- разбор и ответы на вопросы учащихся
12. Итог урока.
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Ход урока
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
3) Эпиграф на доске (запись в тетради):
Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)
II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).
Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.
Антонимы: злоба, жестокость.
Крылатые выражения о доброте:
- Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
- Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
- Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)
Обратимся к словарю:
Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)
Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)
III. Актуализация знаний
Вопросы классу:
1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
IV. Работа над построением сочинения-рассуждения
Собеседование с классом:
Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?
Ученики: – Над понятием доброта.
Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.
Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Примерный вариант комментария по проблеме:
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.
Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.
(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.
(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
(4) — Добуду. — обещает старик.
(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.
(6) И разве в просьбе дело!
(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
(10) Тот, как тень, полз за хозяином.
(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.
(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.
(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.
(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.
(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.
(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.
(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.
(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.
(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.
(21) — Эх, беду грехом не лечат!
(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!
Анализ прослушанного текста:
– Как связать вступление и основную часть?
– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.
Примерные варианты 2 примера-аргумента:
– В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.
Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:
– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.
V. Рефлексия
– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).
VI. Домашнее задание
Примеры двух ученических сочинений
I.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.
В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.
В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.
Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.
II.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.
Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.
Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.
Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_8.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.
1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
2) уметь находить авторскую позицию;
3) определять тему, идею и проблему текста;
4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока : урок развития речи.
I. Организационный момент. Слайд 1.
Я рада вас видеть. Слайд 2.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
2. Этап актуализации знаний. Кластер.
- Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.
- Что такое счастье?
- Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).
- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. ( Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?
- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми . Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.
(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).
4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1 . Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
- О чём этот текст?
- Что такое счастье для героя рассказа?
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.
2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
3.Составление комментария проблемы.
- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15
Справка. Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
- Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?
- Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.
4. Формулировка авторской позиции
- Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16
Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? ( Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка. (Воспользуемся схемой)
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
Работа с афоризмами.
- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание : прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?
Человек создан для счастья, как птица для полета.
Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.
- Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?
- Счастливы ли вы?
-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).
5. Чтение конца рассказа Бахмутова .
- У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем , но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез . Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
6. Обобщающие выводы.
1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22
Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.
Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,
что коряги и камни обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки
согревал свое сердце о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь сделал счастливым другого?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни узнать тебе не привелось!
- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)
2. - С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).
(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)
Это зря говорится,
что надо счастливым родиться,
не устало над счастьем трудиться…).
- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)
IV . Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы).
Домашнее задание. Слайд 23
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.
V. Заключительное слово
ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 56
Тема. Контрольное сочинение-рассуждение на морально этическую тему
Цель: оценить уровень сформированности речевых умений восьмиклассников составлять монологические высказывания-рассуждения на морально-этические темы, навыков осознания темы и главной мысли; развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать культуру речи.
Оборудование: образец сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Два основных достояния человеческой природы — это ум и рассуждения.
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Чтение учителем образца сочинения-рассуждения.
(Можно предложить учащимся высокого уровня прочитать сочинение, написанное дома.)
Словарь говорит о том, что красота — это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, душе, слуху. Да, конечно, это верно, но каждое утверждение следует доказывать. И я попробую сделать это.
Жаль, что мы нечасто можем наблюдать следующую картину: вот, например, живет человек. Некрасивый, бедно одетый, никем не замечаемый. А если завести с ним беседу, то узнаешь, как этот человек начитан, сколько интересного он может тебе рассказать. И тогда неважно, красив ли он внешне или нет. Главное то, что ты чувствуешь его внутреннюю красоту.
Так что красота — это не только то, что доставляет наслаждение взору. Красивый человек — это человек красивый внутренне.
2. Написание учащимися сочинения.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подобрать к афоризму аргументы, доказывающие истинность данного суждения.
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (А. Шопенгауэр)
Читайте также:
- Жизнь без телевизора сочинение
- Один известный российский актер рассказывал как на заре своей егэ проблема сочинение
- Какие виды вирусов могут поступать с сообщениями электронной почты кратко
- Сочинение на тему памятник родина мать в г гулькевичи
- Что в большей степени управляет человеком разум или чувства сочинение