Учимся писать сочинение бунеева

Обновлено: 04.07.2024

В этом сообществе доктор педагогических наук, автор учебников по русскому языку и литературе, лауреат премии Правительства РФ в области образования делится с педагогами и родителями уникальным опытом преподавания русского языка.

Екатерина Валерьевна Бунеева в Ижевске 23–24 ноября 2018 г.

Е.В. Бунеева на Фестивале альтернативного образования

Е.В. Бунеева на Фестивале альтернативного образования рассказывает заинтересованным родителям о Домашней онлайн-школе русского языка. 10 ноября 2018 г.

В этой группе делится своим опытом и авторской методикой обучения детей русскому языку и грамотному письму, а также отвечает на вопросы родителей и учителей Екатерина Валерьевна Бунеева,
Показать полностью.
доктор педагогических наук, лауреат Премии правительства РФ в области образования, автор школьных учебников и УМК по русскому языку для 1–11 классов,
автор технологии продуктивного чтения, создатель Домашней онлайн-школы грамотности "Всё правильно".

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой запись закреплена

Меня зовут Екатерина Валерьевна Бунеева, я автор школьных учебников по русскому языку, литературному чтению и литературе, специалист в области преподавания этих школьных предметов. И вот как специалист и как эксперт я вижу одну очень серьезную проблему: наши дети, к сожалению, пишут неграмотно, с большим количеством ошибок, огорчают нас плохими отметками, и сами огорчаются тоже.
Показать полностью.

Наверняка вы задавались вопросом: в чём причина? Ведь ребёнок старается, учит правила, может наизусть их рассказать, а пишет с ошибками. Это очень распространённое явление, к сожалению. И родители часто хотели бы помочь, но не знают как.

А дело в том, что ребёнок должен не только знать правило, но и уметь находить в слове то место, к которому нужно данное правило применить. И этому нужно специально учить, но, к сожалению, даже педагоги не всегда знают, как именно. Нужна специальная методика.

У меня огромный опыт обучения русскому языку, грамотному письму, продуктивному чтению, поэтому я решила организовать такое сообщество, чтобы помочь и детям, которые хотят научиться грамотно писать, и их родителям, и педагогам.

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Валентина Лукошкина

Слово родина прокомментируете, пожалуйста! С какой буквы его писать в словарном диктанте, без контекста? Спасибо!

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Валентина, вы правильно заметили: написание этого слова зависит от контекста, поэтому в словарном диктанте учитель обычно уточняет, с большой или с маленькой буквы нужно писать.

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой запись закреплена

Можете к нам присоединиться, если хотите. На видео кусочек совместного чтения-слушания, как оно проходит на наших занятиях с детьми 10 – 11 лет. В комментариях ещё ссылки дам. Вера, кстати, тоже любит слушать, по много раз включает разные видео из моих уроков по чтению.

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой запись закреплена

Друзья, большая просьба ставить лайки или комментировать, чтобы полезный материал увидело как можно больше людей. Спасибо.

Ирина Малюкова

🙂

Екатерина Валерьевна, добрый вечер! Спасибо Вам большое за Вашу страничку! Сама с удовольствием читаю
У меня вопрос следующий: не могли бы вы порекомендовать справочник по русскому для начальной школы, а также для средней-старшей. Может быть, словари какие-то, облегчающие жизнь и школьникам, и родителям. Заранее спасибо.

Ольга Бегемотская

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой запись закреплена

ДО 28 ФЕВРАЛЯ доступ к курсу можно приобрести за половину стоимости – 3 500 вместо 7 000. Доcтаточно ввести код DISTANT50

Ко всем материалам этого курса есть доступ и для педагогов, по акции неограниченный доступ для них будет стоить 2 500р.

ОГЭ сдадим, всё будет хорошо!

С уважением
команда Домашней онлайн-школы грамотности

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой запись закреплена

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой

Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой запись закреплена

Ниже будет видео, это небольшой фрагмент занятия для учеников 1 – 2 классов и дошкольников, которые только собираются в 1 класс. А ещё этот курс подходит для учеников 3 класса, которые хотят научиться понимать то, что читают.

В курсе 8 занятий + домашние задания по специальному учебному пособию. Доступ к курсу на 1 месяц стоит 2 000р., сюда входит и доступ к скачиванию учебного пособия. За месяц курс вполне можно пройти, доступ к учебному пособию не закрывается.

Когда начинать учить ребёнка читать и писать


Начинать учить ребёнка читать, если он уже сам хочет, можно года в четыре, раньше смысла нет. Ни в коем случае нельзя заставлять, чтобы не вызвать у него отвращение. Но родителям нужно понимать: если ребёнок приходит в школу и совсем не умеет читать, ему будет трудно. Бывает, что на уроках просто неинтересно, а при обучении грамоте в первую очередь важна атмосфера, в которой ребёнок захочет научиться читать. А если всё скучно, уныло, из-под палки, то мотивация не появится.

С письмом то же самое. Если не развита мелкая моторика и ребёнок не готов к тому, чтобы учиться писать, ему будет сложно. С другой стороны, учителя начальной школы, как правило, не хотят, чтобы дети учились писать заранее, потому что многих приходится переучивать. Поэтому есть смысл в дошкольном возрасте развивать мелкую моторику: работать с мелкими предметами, лепить, конструировать. Есть прописи, которые не учат писать буквы, но готовят руку к письму, приучают соблюдать наклон, высоту, обводить фигуры, бордюры и рисунки. Это всё элементы методики подготовки руки ребёнка к письму.

Почему дети делают ошибки


Чтение и письмо как два вида речевой деятельности тесно связаны, и первая причина ошибок в том, что у детей клиповое мышление и почти нет читательского опыта. Мало читающий человек хуже пишет, потому что его зрительная память не работает, он не умеет запоминать письменный облик слова.

Вторая причина — детей не совсем правильно учат орфографии. Во-первых, не надо давать правило в готовом виде. Нужна аналитическая работа

Ребёнок анализирует примеры, определённым образом сгруппированный языковой материал, открывает закономерность в написании, осмысливает её, самостоятельно формулирует орфографическое или пунктуационное правило, а потом смотрит в учебник и сравнивает, чтобы убедиться, что он всё правильно открыл. Это только первый шаг. Если учитель так делает, то он просто молодец!

Во-вторых, обычно сразу после того, как познакомились с правилом, детям предлагают делать упражнения. Например, вставлять пропущенные буквы. Таким образом учитель пропускает важный шаг — знакомство ребёнка с опознавательными признаками орфограмм. Нужно показать, по каким именно признакам можно найти в слове орфограмму, а затем потренироваться её по этим признакам находить.

Проблема в том, что ребёнка не учат, как найти в слове место, к которому нужно применить правило, а сразу говорят — применяй

В-третьих, ребёнок должен научиться сам себя проверять. На этапе самопроверки обязательно следует графически обозначать условия выбора орфограммы или знаков препинания, то есть объяснять, почему выбираем это написание. Это скрупулёзное обучение, оно требует времени, внимания, терпения.

И с пунктуацией то же самое. Детям не объясняют, что все знаки препинания делятся на три группы в зависимости от их смысловой функции: знаки завершения (в конце предложения), разделительные (между смысловыми отрезками) и выделительные (когда выделяется один смысловой отрезок внутри другого). И почему-то не учат графически проверять себя. А всего-то и нужно в каждом предложении грамматическую основу подчеркнуть.


Почему школьники должны продолжать писать от руки

Как правильно читать с ребёнком


Если человек много читает, он постоянно видит перед собой текст, где слова написаны правильно. У него работает зрительная память, обогащается словарный запас. А это важное подспорье для грамотного письма. Я часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок, например, не может подобрать проверочное слово, потому что просто не знает его, такого слова нет в его словарном запасе. Или неправильно пишет слово, потому что не понимает его значения и не может найти корень. Бедный словарный запас — одна из причин низкой грамотности.

Когда ребёнок учится читать, нужно всё время обращать внимание на непонятные слова. Задача взрослого — рассказать, что нужно в таком случае делать: либо попытаться понять по контексту, либо обратиться к словарю или к взрослым, но не пропускать то, чего не понимаешь.

Читайте ребёнку, объясняйте значения слов, показывайте однокоренные (не для проверки, а именно чтобы обогащать словарь). Моей внучке три года и четыре месяца. Вот мы с ней читаем стихотворение Юнны Мориц:

«Из чердачного окошка

Вышел кот и вышла кошка,

Жмурятся на яркий свет,

Почему бессмысленно заставлять детей читать


Сейчас детям вдвойне трудно читать классику. Многого они не понимают: исторические факты и события, устаревшая лексика

Есть произведения, которые не стоит давать для самостоятельного чтения, а нужно обязательно читать вместе. Можно не всё целиком, частями. Если ребёнку станет интересно, он прочитает всё произведение. Может, не сразу, а когда подрастёт.

Книги для совместного чтения


Я бы посоветовала читать вместе рассказы Виктора Драгунского. На мой взгляд, это один из лучших детских писателей. Удивительно, но его рассказы как бы вне времени, и всё, что он пишет о детях и родителях, очень современно звучит.


Вообще, если книжка хорошая, если она нравится и родителям, и детям, то процесс совместного чтения становится увлекательным, сближает, выводит отношения взрослого и ребёнка на новый уровень.

Все маленькие дети любят книги. Смысл совместного чтения прежде всего в том, чтобы ребёнок эмоционально проживал прочитанное, чтобы у него включалось воображение, работала фантазия. И к смыслу он через это обязательно придёт, но процесс чтения — это ведь не только извлечение смысла, это проживание эмоций.


On-line курсы Екатерины Бунеевой. Русский язык вместе с ребёнком: учимся грамотному письму, продуктивному чтению, развиваем речь, интерес к языку

Вы родители и хотите дать ребёнку хорошее образование, базу для успешного будущего. Ваш ребёнок ходит в школу или учится дома, и вы ищете эффективные онлайн-ресурсы для индивидуального обучения.

Вы репетитор и хотите научиться выстраивать для своего ученика индивидуальную образовательную программу, применять эффективные методики.

Вы школьный учитель, и вам нужно осваивать новые образовательные технологии, чтобы повысить свою экспертность.

Екатерина Бунеева предлагает вам онлайн-курсы в Домашней школе грамотности:

1. Основной курс русского языка и грамотного письма (2 – 6 классы) – 60 занятий

Стоимость:

Доступ на 3 месяца – 3 500 р.

Доступ на 6 месяцев - 7000 ₽.

Доступ на 12 месяцев - 10 000 ₽.

Безлимитный - 12 000 ₽.

4 занятия + индивидуальная работа с каждым ребенком.

Стоимость:

Доступ для детей (занятия + проверка и редактирование сочинений) – 5 500р.

Доступ для взрослых (только занятия) – 2 500 р.

15 видеозанятий + тесты + индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Стоимость:

Доступ на 2 месяца – 6 800 р.

Доступ на 4 месяца – 8 500 р.

Доступ на 6 месяцев – 10 200 р.

В курсе две темы, всего 15 занятий.

Тема 1, занятия 1–5. Учимся писать сжатое изложение

Тема 2, занятия 6–15. Учимся писать сочинение-рассуждение

Продуктивное чтение и анализ художественного текста. Основные умения чтения и работы с текстовой информацией. Три задания к тексту: проверка читательских умений, анализ средств художественной выразительности и лексики текста. Научный и публицистический стили речи. Тропы и фигуры речи. Лексикологические средства выразительности. Рассуждение как тип речи. Требования к экзаменационному сочинению-рассуждению. Как писать и проверять сочинения-рассуждения трёх видов (авторская методика, алгоритмы и памятки). Практикумы: анализируем 16 сочинений-образцов, пишем 12 обучающих и одно контрольное сочинение-рассуждение на основе художественных и публицистических текстов.

Постоянная ссылка на этот мастер-класс:

Екатерина Бунеева

Доктор педагогических наук, эксперт в области методики преподавания русского языка и литературного чтения, один из наиболее авторитетных в России специалистов в области школьного и семейного обучения.

Автор школьных учебников по русскому языку, чтению и литературе (непрерывные курсы для 1 – 11 классов), лауреат Премии правительства РФ в области образования за создание школьных учебников нового поколения. Автор эффективной методики обучения детей и взрослых грамотному письму; автор технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста.


Занимайтесь вместе с ребёнком! Покажите, что вам тоже интересно, что и вы тоже можете затрудняться в написании и делать орфографические ошибки, но не боитесь в этом признаться и стремитесь научиться писать грамотно. Объясните ребёнку, что делать ошибки — это нормально, особенно когда ты чему-то учишься. Ошибки — не враги, они наши друзья, потому что помогают нам учиться. Читайте вместе с ребёнком, обсуждайте прочитанное, объясняйте непонятные слова, играйте в слова: подбирайте синонимы, составляйте группы однокоренных слов. Всё это обогащает словарь ребёнка и помогает ему научиться грамотно писать.

Не делайте письменные работы за ребёнка, но помогайте ему советом, обсуждайте, что и как лучше написать в сочинении, как построить текст. Не откладывайте на потом подготовку к письменному экзамену по русскому языку — ОГЭ и ЕГЭ. Пусть ребенок последовательно пройдёт все необходимые шаги и научится создавать собственные тексты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ учебников русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной для 1-4 классов по формированию у младших школьников орфографических умений на уроках русского языка

Цели обучения русскому языку по учебникам Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в основной школе - это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности (алгоритм нахождения орфограмм по опознавательному признаку, открытие новых знаний с использованием проблемно-диалогической технологии).

С помощью упражнений в учебнике ребенок учится предметно-практическим действиям, но и учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения орфографических задач.

Каждая новая тема в учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (например, этап работы со словами с непроверяемыми написаниями).

В учебниках, даются упражнения, направленные на развитие следующих умений: а) видеть орфограммы в словах и между словами; б) правильно писать слова с изученными орфограммами; в) находить и исправлять орфографические (пунктуационные) ошибки. В соответствии с этой классификацией в учебниках выстроена система специальных (непосредственно направленных на развитие названных умений) и неспециальных (речевых) упражнений по орфографии.

В 1–2 классах дети учатся обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. Например, дается задание «Рассмотри рисунки. Каким одним словом можно назвать всех, кто нарисован на доске? Запиши это слово, поставь двоеточие. После этого запиши в алфавитном порядке названия зверей на рисунках[1]:

Птицы: синица, цапля….

Также дети учатся писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]; разделительные ь и ъ; проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов), проверяемые буквы согласных на конце слова; пробел между предлогом и соседним словом. Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой - черточкой при переносе. Для закрепления выполняется ряд упражнений:

Упр.30. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных. Во второй столбик выпиши слова, где мягкость согласных обозначена с помощью буквы ь.

Стоят теплые деньки. Ребята играют на школьном дворе. Только Машенька дома. Она больна и не ходит в школу [2].

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова:

Упр.45. Подбери и запиши однокоренные слова к данным словам. Выдели корень, подчеркни чередующиеся согласные.

В каких словах есть орфограмма – безударная гласная в корне? Обозначь эту орфограмму.

Анна, Алла, Кирилл, Филипп, аккуратный, бассейн, группа, коллекция, хоккеист, хоккей.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова:

Упр.78. Прочитай слова. Однокоренные ли они? Почему? Есть ли в этих словах непроизносимые согласные звуки? Как они обозначены на письме? Есть ли среди однокоренных слов проверочные? Почему они проверочные?

Место, местечко, местность, местный.

Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных [3].

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь;

безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на - ие, - ия, - ий, - мя);

безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения;

ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь);

окончания - о, - а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило);

раздельное написание предлогов с личными местоимениями [4].

Например, даются следующие задания:

«Запиши данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительные женского рода.

«Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму в окончаниях существительных.

«Прочитай. Объясни правописание букв гласных в безударных окончаниях прилагательных. Выпиши прилагательные и объясни орфограмму.

Всё цветёт по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна

«Запиши глаголы в форме 2-го лица ед числа. Не забудь про букву ь после ш.

Орфограммы, которые изучаются во 2 классе по учебнику русского языка, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина [2].

Упр.8. Прочитай слова. В каких местах можно допустить ошибки при написании этих слов. Почему?

Язык, языки, язычок, язычки, языковед.

Упр.15. прочитай. Спиши только отдельные слова, а не предложения. Подчеркни в словах опасные места. Как ты будешь их искать?

цветы погода долго

Весна красна цветами, осень снопами

зима листья речка

Знакомство с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе:

Упр.25. Спиши. Поставь в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркни опасные места в словах первого предложения. Раздели на слоги и для переноса слова: русский, мудрые, быстрее.

Русский народ сочинил мудрые пословицы и поговорки

Ты любишь отгадывать загадки

Место после [ш], [ж], [ч], [щ]:

Упр.33. Прочитай. Подходит ли к тексту заглавие? Подчеркни буквосочетания жи, чу, другие опасные места в словах. Раздели эти слова на слоги и для переноса:

В сказках живут разные герои. Одни хорошие, добрые, другие злые и страшные. В волшебных сказках есть феи и колдуны, принцы и принцессы, драконы и чудовища. Героями могут быть люди, животные, птицы.

Орфограммы: большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях:

Упр. 157. прочитай названия крупных рек России. Запиши в алфавитном порядке, подчеркни большую букву одной чертой.

Волга, Ока, Лена, Северная Двина, Енисей, Амур, Печора, Урал, Москва, Обь, Иртыш.

Буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]:

Упр. 50. Спиши слова. Найди и прочитай слова с буквосочетаниями жи, ши, чу, чк с буквой ь. Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Россия, страна, писатель, жизнь, Чуковский, чудо, девочка, удочка, малыши.

Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова:

Упр.243. Запиши пары слов по образцу. Обозначь орфограмму. Запомни, как правильно ставится ударение в словах [2].

Изучив учебники, я пришла к выводу, что все темы вытекают одна из другой. Изучается новый материал, младший школьник заучивает наизусть орфографические правила, затем даются упражнения для первичного закрепления, далее правило отрабатывается на практических заданиях.

Список использованной литературы:

Бунеев, Р. Н. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. - М. : Баласс; Школьный дом, 2012.- 64 с.

Бунеев, Р.Н. Русский язык.Учебник для 2-го класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 176 с.

Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2011.- 176 с.

Бунеев, Р. Н. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.- 160 с.

Читайте также: