Учимся писать сочинение 9 класс скачать

Обновлено: 07.07.2024

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе - какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача - написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление - тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Оценить 566 0

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Ачитского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Учимся писать сочинение и изложение.

Составитель:
Волкова О.А.

Пояснительная записка

8. Перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 с изменениями)

Общая характеристика учебного предмета.

Сжатое изложение (часть 1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

В части 3 ( задания 9.1, 9.2, 9.3 ) экзаменационной работы помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных текстов, компетентности выпускника.

Проблема в том, что современному ученику работа над сжатым изложением и сочинением часто кажется совершенно бессмысленным занятием, так как он убежден, что после окончания школы писать изложения он не будет. Именно поэтому очень важно, чтобы обучающийся понимал, что работа над сжатым изложением и сочинением значима не сама но себе, а направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в процессе всего обучения в школе, а и в дальнейшем.

Цель курса - помочь ученику в осознанной работе по формированию тех коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения в соответствии с заданными параметрами.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

учить обрабатывать информацию звучащего текста;

познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

учить анализировать содержание читаемого текста;

развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;

развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;

развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.

-воспитывать духовные ценности и нравственные ориентиры, патриотические качества личности, основанные на принципах гражданской ответственности, диалоге культур и толерантного поведения, обеспечить формирование здорового образа жизни выпускника школы;

-внедрять инновационные образовательные технологии и принципы организации учебно-воспитательного процесса, совершенствовать мониторинг качества образования;

-сотрудничать и взаимодействовать с семьями обучающихся и другими объектами социализации, опираясь на национальные традиции, развивать взаимовыгодные отношения с учреждениями дополнительного образования.

Место предмета в учебном плане.

Курс рассчитан на 34 часа в 9 классе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

основные характеристики заданий итоговой аттестации по русскому языку в IX классе;

критерии оценивания заданий итоговой аттестации по русскому языку в IX

основные правила создания текста сжатого изложения;

особенности публицистических; научных и художественных текстов;

основные правила создания текста сочинения.

Выпускник получит возможность научиться:

обрабатывать информацию звучащего текста; сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально - смысловых типов речи;

определять и формулировать проблему первичного текста;

понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

интерпретировать информацию прочитанного текста;

использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тесте, в качестве аргументов;

создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

последовательно излагать собственные мысли;

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Основное содержание курса

Общая характеристика заданий итоговой аттестации в IX классе в новой форме, Итоговая аттестация как составляющая часть общероссийской системы оценки качества образования. Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку в IX классе.

Работа с первичным текстом.

Особенности работы с публицистическим и художественным текстом. Особенности работы с текстами разных типов речи. Определение проблематики текста. Формулировка позиции автора Работа с микротемами текста: главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкций синонимичными. Определение смысловых связей между микротемами. Создание логизированной модели текста.

Работа над созданием целостного текста сжатого изложения.

Содержание изложения. Навык работы с микротемами. Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). Использование приемов сжатая текста при написании изложения.

Предупреждение фактических ошибок.

Специфика работы над цельностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения.

Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего тала речи.

Требование соблюдения нормативности речи.

Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.

Специфика выполнения заданий с выбором ответа.

Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также извлекать информацию из различных источников,

Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать те или иные тезисы.

Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства речевой выразительности, понимание лексического значения слова.

Специфика выполнения заданий с развернутым ответом.

Понимание смысла текста и смысла фрагмента текста.

Ответ на поставленный вопрос. Умение читать и понимать вопрос. Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа.

Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису. Причинно-следственная связь между тезисом и доводами. Отражение позиции автора сочинения.

Работа над созданием целостного текста сочинения.

Логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Специфика написания вступления и заключения в сочинениях-рассуждениях, ответах на поставленный вопрос. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Виды логических ошибок.

Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства.

Требование соблюдения языковых и речевых норм. Виды речевых и грамматических ошибок.

Презентация на тему: " Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс. Выполнение задания С2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему." — Транскрипт:

1 Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс. Выполнение задания С2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

2 От теории к практике

4 Структура текста-рассуждения : Тезис Доказательства Вывод Аргументы Факты Примеры

5 Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении. В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в тексте самого задания); Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты); Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).

6 I.Вступление. Ответ на вопрос. II.Основная часть Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2 III.Заключение. Обобщение, вывод. Структура письменного ответа

7 Советы: если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали; следите за точностью логики: сбивов, перескакивании, потери нити мысли быть не должно; следите за структурой текста: тезис- аргументация-вывод, никаких других вариантов; следите за объёмом, объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.

8 Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2014 ? Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

10 Предлагаю несколько опорных схем, которые помогут писать сочинение.

11 Вступление Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) … Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом. По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так: … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

12 Основная часть В основной части следует избегать: · пересказа текста · изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

13 Как это сделать? Вот некоторые рекомендации: 1. Перечитайте текст несколько раз. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. 3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

14 В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент. · Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. · Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста. · Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. · В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. · Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

16 Заключение Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким, но емким по содержанию органически связан с предыдущим изложением не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

17 Важно: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев: · 1 абзац - тезис, 2 абзац – аргументы с примерами, 3 абзац – вывод Основная часть может состоять более чем из одного абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

18 Примерный образец экзаменационного сочинения: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танчека" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чек-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.



Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Мой путь в школу". Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Читайте также: