У сильного всегда бессильный виноват сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мы с дочерью отдыхали в Евпатории и во дворе маленькой гостиницы, в которой мы остановились, наблюдали такую картину.
На детской площадке, мощеной плиткой, практически без травы и свободного кусочка земли, дети в возрасте 4 - 6 лет азартно травили большого жука. Они тыкали в него палками, пытались наступить ногами, камнями придавливали к плитке.
Жук метался по бетонной поверхности, пытаясь найти щелочку, куда можно спрятаться, но спрятаться было некуда.
Картина была пренеприятной, вызывающей возмущение, направленное не столько на детей, сколько на их мамаш, лениво наблюдавших травлю. Они не были увлечены беседой между собой, а с улыбками смотрели на то, как "развлекаются" их дети.

Не буду задавать риторический вопрос: кто вырастет из этих детей? Для меня ответ на него очевиден, потому что в психологической практике я сталкивалась с людьми, которым с детства было позволено причинять боль слабому, и с их жертвами.

И у меня родилось такое рассуждение на эту тему.
Известно, что корни почти всех психологических проблем лежат в детстве.
От ситуации, которую ребенок наблюдает (и в которой вольно или невольно участвует) в родительской семье, зависит его жизненная линия и его собственный семейный сценарий.

Разделим условно людей по особенностям характера на "сильных" и "слабых". Каждый из нас, независимо от личностных особенностей, в том или ином виде проявляет агрессию.
Обозначим словом "бьет" любую агрессию - физическую, словесную, косвенную (например, битье посуды).
Предположим возможные ситуации проявления агрессии:
✔Сильный бьет сильного
✔Сильный бьет слабого
✔Слабый бьет сильного

В первой ситуации сильный человек, воспитанный правильно, никогда не станет проявлять агрессию по отношению к слабому. Прошу заметить, что речь идет о силе в общем смысле, а не только о физической.
Такой человек будет отвечать адекватно на проявление агрессии других людей, отвечая только тем, кого он считает равным себе по силе. Т.е. это будет противостояние равных.
Родители, замечая склонность ребенка мучить животных, обижать младших братьев, должны пресекать эти попытки, выставляя против его агрессии равного по силе соперника. Отдайте своего маленького агрессора в секцию вольной борьбы, пусть он поймет, что "против лома нет приема, окромя другого лома")).

Второй случай (сильный бьет слабого) я продемонстрировала в начале статьи. Попустительство со стороны родителей, отсутствие наказания и недонесение до ребенка морали совершенного агрессивного действия порождает в будущем авторитарных начальников, насильников в семье, садизм в отношении животных и просто очень неприятных людей.

Слабый от природы (например, в силу своего меланхолического темперамента) человек, не склонный к агрессии, может также начать ее проявлять, если его довести до состояния аффекта. Вспомните случаи дедовщины в армии, когда солдаты, не выдержав издевательств сослуживцев, брали в руки автомат и устраивали бойню.

Развитие событий в случае воспитания такого ребенка в семье может быть разным.
Слабый, дав однажды отпор сильному, может приобрести уверенность в себе и начать проявлять агрессию уже не в ответ, а самому быть источником агрессии.

Мальчики, которых часто унижали сверстники, идут работать туда, где можно отреагировать свои детские обиды на более слабых (к примеру, в органы внутренних дел).

И слабый, и сильный, выросшие в семье, где нормой было проявление насилия одним из родителей (чаще всего отца), могут сами строить свои семьи по такому же сценарию.
При этом слабые дети рискуют перенять позицию жертвы, в которой они видели свою мать или себя.

Ноги всех наших проблем растут из детства. Даже если вам кажется, что проблема приобретена вами в течение взрослой жизни, покопавшись в себе (лучше это делать с помощью профессионалов, конечно) вы найдете множество детских страхов и обид.

“У сильного всегда бессильный виноват”, — написал в басне знаменитый Крылов. Баснописец иносказательно говорил людям о своем государстве, в котором не существовало прав для слабых, слабым там указывали на то место, которое они должны занимать, да ещё и заставляли быть виноватыми. Люди сильные, которые обладают властью и не имеющие элементарной человеческой совести и нравственных правил, и в наши времена напоминают мне героев из басен Крылова, которые не хотят защищать людей, а наоборот, унижают их, могут лишить их заслуженных прав, унизить их достоинство. Люди почему-то и сейчас не хотят быть сильными и справедливыми, а творят произвол, особенно в этом отличаются многие, занимающие неплохие должности в государственных структурах, они, вместо того чтобы служить обществу и людям, государству, лишь пользуются благами, которые предоставляет им их служба, халатно относятся к своим обязанностям.

Для них не существует человека со своими бедами и заботами, которому необходимо помочь, порой они сами ругают слабых и незащищенных людей, обвиняют их в собственных бедах, как будто те виноваты в создавшемся положении. Причем они будут притворяться порой добрыми и исполнительными, но дело просителя так и не сдвинется с мёртвой точки, у них и в самом деле всегда виноват бессильный. Можно привести пример, когда наши медики являются глухими и слепыми для больных и беспомощных людей, на улице группа хулиганов может оскорблять добропорядочных граждан, случайно оказавшихся рядом. Можно привести ещё немало случаев такого несправедливого отношения к другим людям, когда нарушаются нормы морали, господствует сила, а не милосердие и доброта. Любой, в чьих руках сегодня сила и власть, всегда должен думать о других, о тех, которые не имеют этой силы и власти, но они тоже являются людьми, которые достойны самого лучшего к себе отношения. Иначе у нас так и будет опять виноват слабый и беспомощный, тот, кто наиболее нуждается в нашей помощи. Надо также уметь быть предусмотрительным и не применять свою силу, ибо может оказаться так, что когда-нибудь вы сами будете слабыми и беспомощными, а против вас найдется другой, обладающий более грубой и большей силой, чем вы. И вы также окажетесь виноватыми во всём.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение:

Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их об­разы до сих пор остаются живы­ми и узнаваемыми. Это происхо­дит потому, что великий басно­писец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгу­чая сатира на чиновников-само­дуров, они направлены на высме­ивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.

Сравнивая две басни И. Кры­лова: "Волк и Ягненок" и "Воро­на и Лисица", можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягнен­ка и чувствует свою безнаказан­ность. Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что посту­пает неправильно, его совесть не­чиста. Поэтому Волк, "делу дать хотя законный вид и толк", на­чинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Яг­ненка, который силе может про­тивопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба — быть съеденным. "Ты виноват уж тем, что хочет­ся мне кушать", — прерывает Волк все возражения Ягнен­ка и утаскивает его в темный лес.

[sms]
В басне "Ворона и Лисица" сила вначале явно на сторо­не Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности — высоко на дереве. Лисе ее не достать. Но у каждого свои методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Воро­ну: "что за шейка, что за глазки!" Увидев, что птица вни­мательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр доста­ется Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько довер­чивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.

Н. В. Гоголь писал, что басни И. Крылова — "подлин­ная книга народной мудрости". На основе ситуаций, со­зданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и по­нимаешь, что знаний много не бывает.[/sms]

  • Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым.

Оно освещает проблему взаимоотношения сильных и слабых, а также неспособность последних отстоять свои права в споре с первыми. Текст басни:

Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто.

Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации.
Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.

Естественно, последние полагают, что отстаивают общие интересы. Но есть и те из них, кто думает только о себе и использует свое служебное положение. Как правило, таким невозможно что-либо доказать. Если они считают, что человек повинен в чем-то, то у него нет иной дороги, кроме как понести наказание. Поскольку его аргументы никто не будет слушать.

Также волками могут быть и любители оклеветать кого-либо, опорочить доброе имя только лишь из антипатии, создать другим проблемы для того, чтобы добиться своего. Осмеиваются злоупотребление властью и полномочиями, подлость и лживость.

  1. Мораль.
  2. Появление ягненка, встреча с волком.
  3. Придирки хищника и попытки ягненка оправдаться.
  4. Нежелание Волка вникать в суть проблемы.
  5. Волк силком тащит ягненка в лес на верную погибель.

Этот план поможет выучить басню наизусть и потом ответить на все вопросы учителя, касаемо этого произведения.

Басня учит тому, что никогда не надо использовать свое положение, свои силу и власть. Не стоит этого делать ради того, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивления, дать достойный отпор. Безусловно, смысл басни намного глубже.

Описано бесправие простого русского люда. Крылов старается восстановить справедливость, однако понимает, что противостоять волкам очень сложно. Они используют силу так, как заблагорассудится, их очень сложно приструнить. Тем не менее, автор пытается делать это хотя бы посредством своего творчества. Ведь даже если о проблеме узнают и заговорят – это уже достаточно большая лепта в ее решении.

Автор учит тому, что главное — справедливость. И если у человека есть сила либо власть, они должны быть направлены на восстановление справедливости. А не на то, чтобы издеваться над безвинными. Мало того, баснописец показывает подлым, вероломным прообразам волка, как отвратительно они себя порой ведут.

  1. Куда отправлялся ягненок до того, как встретился с Волком?
  2. Чем закончилась для ягненка встреча с Волком?
  3. Куда утащил ягненка волк?
  4. Что символизируют ягненок и волк? (для рассуждения)

Вывод, который можно сказать в конце презентации: как следовало бы поступить ягненку, чтобы избежать такой участи? Можно ли было ее избежать? После этого можно начать рассуждение по символизму героев и их поступков.

Есть два типа людей:

  • Первые не несут в себе ничего плохого, но не имеют прав и статуса.
  • Вторые подлые, корыстные, алчные, коварные – но им все прощается, поскольку они имеют чин и полномочия.

Соответственно, чтобы не сделал первый тип, для второго он всегда будет виноват. Лишь потому, что не сможет опровергнуть свою вину, его никто не будет слушать. Как и в дикой природе, сильный съедает слабого. Становится ли он сам от этого сильнее? Вопрос весьма спорный.

Главное – это справедливость. Ее добиться сложно, но можно. Ягненок (в данном случае, простой народ) не должен оправдываться и молчать. Он должен заявлять о своих правах и требовать их исполнения, бороться за них. Конечно же, для этого важно сплотиться – ведь один в поле не воин.

Эти фразы используются и в нашей жизни. Кто-то употребляет их целиком, а другие — отдельными словами.

Творение осуждает тех, кто пользуется своей должностью в корыстных целях, а также тех, кто перекладывает ответственность за собственные действия на невинных. И не просто на невиноватых, а на тех, кто не может защитить себя. Впрочем, даже если таковые и находят какие-либо слова, обидчики пропускают это мимо ушей.

Пример 1:

Папа рассказывал, что когда он служил в армии, существовало негласное правило – новенький должен отдавать старослужащему свою порцию масла, которая дается за обедом. Это считалось данью уважения. Если же молодой солдат противился, то его ожидало наказание.

Пример 2:

Я говорил ему, что так продолжаться не может. И нужно либо дать отпор хулиганам самому либо сказать взрослым. Иначе эти двое так и будут изводить его до последнего класса. А учиться нам в школе еще 5 лет. Это же целая вечность. Он сказал, что не будет ябедничать. Поэтому я просто заступаюсь за него. Но получается плохо, я намного слабее их. Однажды, во время перепалки они толкнули меня, я упал и разбил вазу в классе. Когда пришла учительница, эти двое смирно сидели за партами, а про меня сказали, что я стрелял по вазе из рогатки. Поверили не нам с Витей, а хулиганам. Родителей вызвали в школу и велели заплатить за имущество. А я ведь всего лишь пытался защитить друга. Вот уж действительно – у сильного всегда бессильный виноват.

Читайте также: