У каждого века свое средневековье мини сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В восхитительном городе Львове, бывшем 105 лет назад подданным Австро-Венгерской империи, в 6 марта 1909 года родился Станислав Ежи Лец – философ, умудрившийся целые трактаты формулировать одной фразой.

Окно в мир можно закрыть газетой.

Свободу нельзя симулировать.

Надо умножить количество мыслей так, чтобы на них не хватило надзирателей.

Кому посватать свободу, чтобы она не осталась бесплодной.

Он напоминает мне вошь на лысине. Вокруг столько блеску - а все равно вошь.

Преданнее всего поддерживают мифы наемники.

У каждого века есть свое средневековье.

Многие из тех, кто лез в светила, повисли на фонарях.

Там, где господствуют жестокие законы, люди тоскуют по беззаконию.

Только когда он въехал на колеснице, все поняли, что это кучер.

Мечта рабов: рынок, где можно было бы покупать себе господ.

Помни: если позицию нельзя защитить, ее можно занять.

Мир вовсе не безумен, хотя и не приспособлен для нормальных людей. Он только для нормированных.

Карликам надо низко кланяться.

И кнут пускает побеги, попав на благоприятную почву.

Бессонница - болезнь эпох, в которые людям велено на многое закрывать глаза.

Я всегда был против роспуска гаремов,- дамы включаются в общественную жизнь, но евнухи оказывают на эту жизнь слишком большое влияние.

Порою время леденит у людей кровь в жилах, чтобы не разлагались.

Страшное дело - плыть против течения в мутной воде.

Следы многих преступлений ведут в будущее.

Чем ниже падаешь, тем меньше болит.

Боюсь властителей душ. Что они делают с телами?

Велика сила ничтожества - ничто не одолеет его.

Наилучшее мерило эпохи - диапазон между великим и ничтожным.

Неграмотные вынуждены диктовать.

Не говори глупостей - враг подслушивает!

Были две возможности: либо встать на их платформу, либо повиснуть над ней.

Нравы падают на все более комфортабельное ложе.

И полицейская дубинка указывает путь.

Если сломан хребет,- горб вырастает на психике.

Механизм диктатуры тоже не перпетуум-мобиле.

Когда персонажи политической басни - животные, это значит, что эпоха бесчеловечна.

Чем слабей доводы, тем крепче позиция.

Творите о себе мифы, боги начинали именно так.

Не кощунствуй, если не веруешь!

Только самые великие могут позволить противнику поднять голову.

Лицемерный палач ослабляет петлю.

Провоцировать следует интеллект, а не интеллектуалов.

Каково назначение человека? Быть им.

Истинный эксгибиционизм состоит в показывании того, чего нет.

Не одна триумфальная арка впоследствии превратилась в ярмо для народа.

И слово может быть кляпом.

Не творите себе богов по своему образу и подобию.

Чем мельче жители, тем более великой кажется империя.

И республиками правят голые короли.

Все кандалы мира составляют единую цепь.

Каким богатым должно быть государство, чтобы позволить себе из половины населения сформировать полицию, а другую половину содержать в тюрьмах за казенный счет?

История - собрание фактов, которых не должно было быть.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки


Есть характерная и очень неприятная черта, иллюстрирующая то обстоятельство, что российское государство вступило в не самый лучший период своего существования, а именно – склонность сограждан к мракобесию. Они вдруг начинают питать склонность к разного рода эзотерике, псевдонаучным теориям, откровенно шарлатанским методам лечения. Трудно разобраться, в чем же корень происходящего: то ли в тяжелые времена спрос рождает предложение, то ли ловкачи вдруг проявляют инициативу.

Во времена перестройки я был еще совсем мелким ребенком, но неплохо запомнил телесеансы Анатолия Кашпировского. Надо сказать, что дядька по ту сторону экрана, со своим неморгающим взором и вкрадчивым голосом впечатлял. Помню и повальное выставление перед телевизорами банок, наполненных водой, "на зарядку"; по рецептам, предложенным советскому народу Алланом Чумаком.

В СССР это были еще цветочки; новая Россия стала свидетелем расцвета "желтой прессы". Газетные заголовки сообщали о том, что в далеком уральском селе инопланетяне похитили доярку бабу Машу и теперь она, в свои шестьдесят, ждет потомства от представителя внеземной цивилизации. Читателю сообщали о полтергейстах в каждой второй квартире, о чудодейственной силе астрологов, шаманов и потомственных ведьм. Недавно, пребывая в гостях на даче у друзей, я обнаружил архив отечественной прессы периода 1989-1994 годов. Пролистал – и остался под сильным впечатлением, которым сейчас и делюсь.

Особое место в жизни россиян заняли тогда финансовые пирамиды – Сергей Мавроди оказался фигурой наподобие одиозного Юрия Лонго, только по денежной части. Как и полагается колдуну, Мавроди обещал миллионам людей скорейшее избавление от финансовых тягот, а что еще может греть душу человека, боящегося взглянуть в завтрашний день? Как и тяжелобольного человека, идущего к ведьме с родословной в надежде на исцеление. В те времена практически отсутствовала так называемая эзотерика националистического толка – поле деятельности для радикально настроенных философов, псевдоисториков, оккультистов с уклоном в "народничество"; словом, всех тех, кто в тяжелый год готов разъяснить впавшему в ипохондрию населению – что их (наш) народ – величайшая из когда-либо существовавших цивилизаций. Псевдонаучные фрики от отечественной истории стали набирать обороты во второй половине 2000-х годов.

Россия – не единственный пример страны, в нелегкий этап истории попавшей под власть "альтернативной науки". Германии, например, еще до прихода к власти нацистов довелось пережить свои собственные "лихие 20-е". Четыре года мировой войны погубили немецкую экономику запредельными расходами, к этому прибавились последствия тяжелого поражения, откровенное издевательство победителей, неподъемные репарации. И над всем этим, помимо безнадежности, витал горький дух обиды за свою страну, за ее поражение и беззащитность. И в Германии появились мириады оккультных ростков – не только гадалки и астрологи, фантастические врачи, торгующие бутылочками с чудодейственной микстурой, лживые финансовые общества, созданные для того, чтобы обмануть безработных. На фоне общенациональной обиды и всеобщей депрессии стали появляться эзотерические общества крайне националистического толка. На широкое обозрение вышли идеологи этих обществ, новые толкователи германской истории – и все как один толковали с радикальных, лженаучных, псевдоисторических позиций.

Стоит посмотреть на современную Россию, постепенно погружающуюся в управляемый хаос псевдонаучного мракобесия, – и параллели напрашиваются сами собой. Существует такой философ и вроде бы даже ученый Валерий Чудинов, заявляющий о существовании древнеславянских рун, которые он расшифровал, приобщившись к древнему тайному наследию "славянской ведической цивилизации". Цивилизация эта, само собой разумеется, была русской, просто-таки хтонической, уходящей в такую глубь тысячелетий, что уже существовала до возникновения всех известных цивилизаций. Рука об руку с Чудиновым идет медийный пророк его, сатирик Михаил Задорнов, который, делая затяжные паузы в потоке хохм, доносит до зрителей свои изумительные открытия в этимологии русского языка. Вот эти упражнения: на всеобщее обозрение извлечены "арии", которые, видимо, вот-вот трансформируются в "арийцев", а потом еще и станут "истинными".

Во второй половине XIX – начале XX века в Австро-Венгрии жил писатель-народник Гвидо фон Лист, пангерманист, дешифровщик и толкователь древнегерманских рун, "открывший великие тайны немецкой цивилизации" и создавший целую религию, базировавшуюся на древнегерманских же мифах, – вотанизм. Идеи фон Листа в конечном итоге оказали влияние на становление идеологии Третьего рейха. Лист умер в 1919 году, но его концепциями питались оккультные общества "Германский Орден" и "Общество Туле", с которым были связаны Рудольф Гесс, Дитрих Экхарт, Альфред Розенберг. По своей идеологической сути это движение было предшественником НСДАП.

Нет ничего странного в том, что на фоне снижения уровня жизни и воспоминаний о "тучных годах", на фоне подступающей безысходности человек ищет чуда в обыденной жизни. В конце концов, если вы верите в гипотетический шанс выиграть в лотерею – почему бы не дать себе несколько мгновений надежды? Сергей Мавроди, кстати, уже несколько лет как снова активизировался, вполне уверено продолжает свою деятельность. Участвовать в финансовой пирамиде – это значит дарить себе мнимую надежду. Российские граждане не привыкли ходить к дорогим психоаналитикам, поэтому они релаксируют как могут; впрочем, за вполне реальные, а не мнимые суммы. На их фоне заумными людьми выглядят те, кто занялся "желтой прессой", увлекаются антинаучным бредом с патриотическим, антизападным душком – о том как коварные американцы научились изменять климат. Понятно, что все стихийные бедствия последних 20 лет – их гнусных рук дело.

Конечно, одно дело, когда видный офтальмолог, отвлекаясь от своей профессии, пытается проникнуть в мистическую суть вселенной; совсем другое дело, когда активизируется новое поколение националистов, готовое взять на вооружение квазинаучные идеи, совместить историю и мистику. Таких деятелей не устраивает слишком банальное, научное определение понятия "цивилизация". Одного запроса в Google о теориях возникновения человечества достаточно, чтобы ознакомиться с десятками сайтов, рассказывающих о древних славянах и их фантастических изобретениях, об их могучей и забытой культуре. Это так заманчиво – подменить понятие "народ" понятием "раса".

Ученые и исследователи разделили историю существования человечества на определенные периоды. Они создали это для того, чтобы было легче искать интересные факты, и объединили эти периоды с определенными общими чертами. Из истории России мы знаем про советский период, существование России во времена царизма и другие отрезки. Однако история Европы имеет другие временные отсчеты и имеет свои названия и периоды. Одним из таких периодов, который мы изучаем на уроках истории мира, Средневековье. Это эпоха, которая началась в пятом веке и продолжалась до начала шестнадцатого века, когда начался период Возрождения. Название этого периода зародилось в Италии, и распространилось по миру. Этот период – это новая страница в развитии человека.

Сейчас окружающий мир является для нас реальным и кажется, что он всегда был таким. Однако человечество небольшими шагами шагало в сторону развития и начинало с медленного поднятия. Эпоха Средневековья делилась на три периода: раннее, высокое и позднее. Сейчас трудно говорить о событиях, которые происходили в те времена и их роль для человечества. Потому что многие исследователи говорят, что этот период своим упадком называют "темными веками", а кое-кто возводит это время и предоставляет ему величественной знаковости. Однако точно известно, что эта эпоха оставила для нас определенные страницы истории, культуру, традиции. Я считаю, что историю нельзя разделить на хорошую и плохую. Она существовала и оставила для следующего поколения какой-то взнос.

В эпоху Средневековья большое внимание уделялось церквям. Она подчиняла себе политику, искусство, образование, науку. Человек в это время выступает, как греховное существо, которое нуждается в спасении души и очищения перед Богом. Большую роль в распространении культа церкви играли монастыри. Они стали важным явлением, которое быстро распространялось.

При монастырях и церквях существовали школы и библиотеки. Обучение в этот период не стало очень распространенным, и заморозилось в одном состоянии. В школьную программу входили: грамматика, арифметика, риторика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. В эпоху средневековья была популярна рыцарская культура, которая и сегодня известна широким кругам людей. Ее массово описывали в литературе и в других видах искусств.

Рядом с рыцарем всегда стоит прекрасная дама, которую надо спасти. Эпоха Средневековья подарила человечеству бессмертные литературные произведения: "Песнь о Нибелунгах", "Слово о полку Игореве", "Песнь о Роланде", "Песнь о моем Сиде".

Эти произведения и сегодня являются популярными и входят в учебные программы многих учебных заведений. Выдающимися представителями архитектуры и живописи Средневековья являются Микеланджело Буонаротти, Иероним Босх, Лоренцо Бернини, Леонардо да Винчи.

Путешествуя Европой, и сегодня можно увидеть много культурных памятников эпохи Средневековья и окунуться в древние времена рыцарства.


 Высокое или классическое Средневековье (середина XI8— конец XV веков).

 Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).

2.) В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты .

Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде,

Валенсии, Болонье были основаны в XII - XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене,

Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках.

Традиционно средневековое образование ограничивалось церковными школами, которые

становились все более популярны из-за расслоения средневекового общества, которому нужны были

образованные администраторы, юристы, нотариусы, медики и священники. Были вновь открыты

античные авторы и римское право, понадобились новые переводы Аристотеля, и для удовлетворения

этих новых нужд возникла новая форма образования, а также студ енческие гильдии или

университеты (общины) , от которых произошло наименование учебных заведений нового типа.

Первым университетом часто называют Болонский университет , основанный в 10888г, хотя по

этому поводу имеются определенные разногласия. Действительно, этот университет считают

итальянского национального единства, а не для доказательства того, что именно этот университет

был исторически первым. Если считать университетом единую корпорацию студентов и

профессоров по различным дисциплинам, то, возможно, было бы правильнее считать первым

Парижский университет , основанный в 12088г. С другой стороны, задолго до них учебным

заведением, в котором были собраны видные ученые специально для создания «центра

медресе в мусульманской части Испании и на Сицилии константинопольский университет оказал

значительное влияние на развитие высшего образования в Западной Европе.

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и

существовали младший и старшие факультеты . После изучения латыни в начальной школе

школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный

факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств " (s eptem artes liberales), состоявших из двух

циклов - "тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и

"квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия,

астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие

Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь

учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus

оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный


период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры

появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Основных форм

Lectio (лекция) --полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной

в статутах, в определенные часы. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и

экстраординарные (дополнительные). В средние века школяры не слушали курс какой-то

определенной науки, например, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то

преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу.

Repetitio (повторение) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех

возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех

относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр

соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они

проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам

судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время

Disputatio (диспут) --одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство

университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить

школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась

диалектика. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером

Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров

держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые

должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все "за"

и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном

факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые

структурное подразделение высшего учебного заведения , осуществляющее подготовку студентов и

аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям , повышение квалификации

специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он

Стандартный средневековый университет состоял из четырёх факультетов :

 Факультет искусств ( факультет свободных искусств , артистический факультет ).

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой

нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал

в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались

здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось

ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал

магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя

полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами

Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете.

Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить

неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер

Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др.

Профессор - (от лат. professo r — преподаватель, учитель), учёное звание, должность преподавателя

высшего учебного заведения или сотрудника научного учреждения

Декан - (латин. decanus , букв. десятник) - лицо, стоящее во главе факультета в вы сшем учебном

Доцент - (от лат. docens , родительный падеж docentis — обучающий; учитель, ученый), учёное

Студе́нт - (от лат.8 studens 8— усердно работающий, занимающийся) 8— учащийся высшего, в

некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами

3.) На протяжении XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и

увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому

росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох,

шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах.

В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были

Известные учёные делали свои открытия именно в это время. Тихо Браге, Николай Коперник и

Алхимия - (араб. - философский камень, сокровенное искусство) - средневековая мистическая

наука, предшествовавшая научной химии, искавшая т. наз. философский камень, средство

4.) Средневековье8— это господство религиозного мировоззрения , выраженного в богословии.

Философия становится служанкой теологии. Её основная функция 8— истолкование Священного

Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила

логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор

о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира

существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Номинализм — (ново лат., от ome имя, с греч. окончанием). Учение, по которому слова,

обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов: противоположное

философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез

христианского (католического) богословия и логики А ристотеля.

Карнавал появился в IX—X8в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о

периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы

появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились

Главнейшая часть любого карнавала 8— шествие по главным улицам города. Ведущий его

мотив8— изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в

огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех

желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная

фигура на карнавале 8— шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем

Читайте также: