У истинного таланта каждое лицо тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может. В. Г. Белинский

У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. В. Г. Белинский

Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины. В. Г. Белинский

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния. А. Бергсон

Краткость — достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги — от скуки. Л. Бёрне

Любая литература, которая отказывается по-братски шагать в ряду с наукой и философией, есть литература человекоубийственная и самоубийственная. Ш. Бодлер

Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека. Л. Бональд

Там, где нет точности выражения, поэзия невозможна. Бонвиль

Качество произведения — решающий политический вопрос для подлинно социалистического искусства. Б. Брехт

Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо. Н. Буало

Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом. Ж. Бюффон

Стиль есть не что иное, как порядок и живость, которые мы придаем своим мыслям. Ж. Бюффон

Стиль — это сам человек. Ж. Бюффон

Стихотворение должно быть праздником разума. П. Валери

Прекрасные произведения — дети собственной формы, которая рождается раньше их. П. Валери

Трагедия — это движущаяся живопись, это одушевленная картина. Ф. Вольтер

Образованные народы считали трагедию одним из прекраснейших искусств. Ф. Вольтер

Все жанры хороши, кроме скучного. Ф. Вольтер

Настоящее писательство — как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности. В. В. Воровский

Стихи — полет на коне, проза — хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее. Р. Гамзатов

Опыт — основа поэзии. Г. Гауптман

Чтобы писать совершенную прозу, надо быть также большим мастером метрических форм. Г. Гейне

Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Г. Гейне

Изящного писателя можно сравнить с ювелиром, искусство которого становится бесполезным, если у него нет алмазов для оправы. К. Гельвеций

Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом. И. Гёте

Стихи — это оконница цветная. И. Гёте

Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. И. Гёте

Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше. И. Гёте

Роман — это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится. И. Гёте

Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать. М. Горький

Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды. М. Горький

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему. М. Горький

Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения. Х. Грили

Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя. Ж. Грин

Основное качество хорошей прозы заключается в том, что она должна быть естественной и ритмичной, как процесс дыхания. Р. Гурмон

Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Подлинно великие писатели — те, чья мысль проникает во все изгибы их стиля. В. Гюго

Поэт есть мир, одним объятый человеком. В. Гюго

Поэт — это философ конкретного и живописец абстрактного. В. Гюго

У поэта должен быть только один образец — натура, и только один вожатый — истина. В. Гюго

В литературе первое ощущение — самое сильное. Э. Делакруа

Нужна большая история, чтобы получилось немного литературы. Г. Джеймс

Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него. Б. Джонсон

Не всякий, кто может писать стихи, — поэт. Б. Джонсон

Лучшая сторона каждого писателя обычно проявляется в его книгах. С. Джонсон

То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. С. Джонсон

Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни. Н. А. Добролюбов

Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер

Роман — это история настоящего, в то время как история — это роман минувшего. Ж. Дюамель

Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу. Е. Евтушенко

Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором. Э. Золя

В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью. Э. Золя

Без знании, без настоящего знания родного языка никто никогда настоящим писателем не будет. М. И. Калинин

Обычно думают, что стиль — это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных. Ж. Кокто

Поэт рождается, уже обогащенный опытом всего человечества. Н. Курц

Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В. И. Ленин

Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее. В. И. Ленин

Истинные поэты всегда пророки. П. Леру

Литература — это совесть общества, его душа. Д. С. Лихачев

Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь. Д. С. Лихачев

Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже у тех, по ком бьет. Г. Лихтенберг

Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир. Г. Лихтенберг

Можно без особо большого остроумия писать так, что другому потребуется много остроумия, чтобы понять. Г. Лихтенберг

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Г. Лихтенберг

Как только вы поняли характер самого писателя, понимание его творений не составит для вас никакого труда. Г. Лонгфелло

Поэт должен опережать свою эпоху, чтобы поравняться с потомством. Д. Лоуэлл

Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Максим Танк

Я убежден, что не литературные направления и школы родят писателей, не литературные направления и школы создают выдающиеся произведения. Повивальной бабкой была и будет — жизнь. Максим Танк

Литература — явление общественное. Г. Манн

Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения. Т. Манн

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием — вот почему они так экономно ею пользуются. Марк Твен

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае. не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. К. Маркс

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование. К. Маркс

Философия в поэзии — все равно что серебро в колокольном сплаве. В. Менцель

Когда вы заимствуете что-нибудь у одного писателя, это называется плагиатом, когда вы заимствуете у многих — это уже исследование. У. Мизнер

Воображение писателя рождается из реального чувства. А. Моруа

Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования. А. Моруа

Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются. А. Моруа

Сочинение стихов — это не работа, а состояние. Р. Музиль

Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель. А. Мюссе

Писатель — это огромное сердце. Спокойные люди редко становятся писателями. П. А. Павленко

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. К. Г. Паустовский

Перо — это оружие, которое острее отточенных мечей. А. Перес

Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости. Г. В. Плеханов

Перо — не особенно грозное оружие, но с его помощью человек может убить себя гораздо легче, чем других людей. Д. Прентис

Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда мое поведение: пишу — значит люблю. М. М. Пришвин

Для писателя, как и для художника, стиль является вопросом видения, а не техники. М. Пруст

Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного. А. С. Пушкин

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. А. С. Пушкин

Поэт — это каменщик: он кладет кирпичи, прозаик — бетонщик: он отливает бетон. П. Реверди

Классика — это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное. Ж. Ренар

Дело писателя — учить писать. Ж. Ренар

Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед. М. Е. Салтыков-Щедрин

Функция литературы — превращать события в идеи. Д. Сантаяна

Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Д. Свифт

Сатира — такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Д. Свифт

Писатель творит не своими сединами, а разумом. М. Сервантес

Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей. М. Сервантес

Всякой комедии, как и всякой песне, — свое время и своя пора. М. Сервантес

Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они не могут писать кратко. В. Скотт

Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования. Л. Смит

Эпитеты — одежда слов. В. Солоухин

Перевод стихотворения, как бы близок он ни был, отличается от оригинала, как гипсовая маска от живого лица. В. Солоухин

Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли. В. Солоухин

Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй — о госпитале. Стендаль

Роман — это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Стендаль

Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение. Стендаль

Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы. Р. Стивенсон

Чем совершенней поэт, тем он национальней. Чем глубже он постигает свое искусство, тем глубже он постигает гений своего века и своего племени. И. Тэн

Настоящие писатели — совесть человечества. Л. Фейербах

Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать. Ф. Фицджеральд

Поэзия — это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее. Г. Флобер

Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно. Г. Флобер

То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это кровь мысли. Г. Флобер

Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя. Г. Флобер

Форма и содержание — две категории, не существующие никогда раздельно одна от другой. Г. Флобер

Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота. У. Фолкнер

Литература — это искусство самое свободное и независимое, и, если она продажна, она не стоит ломаного гроша. У. Фосколо

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. А. Франс

Творчество бедного дикаря мне ближе, чем творчество декадентов. А. Франс

Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить. А. Франс

Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него. Э. Хемингуэй

Проза — это архитектура, а не искусство декоратора. Э. Хемингуэй

Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке. Э. Хемингуэй

Всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений. С. Цвейг

Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов. С. Цвейг

Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас. Цицерон

Стиль — одежда мысли. Ф. Честерфилд

Писатель должен много писать, но не должен спешить. А. П. Чехов

Ни един жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический. У. Чэннинг

Я доволен вполне, если сердце диктует, воображение пишет, а разум делает поправки. М. Шаплан

Красивые фразы скорее губят, чем спасают произведение. М. Шаплан

В литературе, как и во всем, талант — это символ ответственности. Шарль де Голль

Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать. Ф. Шатобриан

Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. С. Г. Шаумян

Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов. П. Шелли

Поэты — непризнанные законодатели мира. П. Шелли

Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово. Ф. Шиллер

Одного вдохновения для поэта недостаточно — требуется вдохновение развитого ума. Ф. Шиллер

Лирическое стихотворение — это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка. А. Шлегель

Писатель должен прямо говорить читателю, правду, как бы горька она ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения правдивости и убедительности. М. А. Шолохов

Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисам

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” – произведение поистине гениальное. Иначе не оставалась бы она столь знаменитой уже почти два столетия, не стали бы десятки реплик крылатыми выражениями. Целью автора было высмеять пороки общества того времени, поэтому он создает комедию нравов. Одной из особенностей

комедии нравов является типизация образов. Каждое лицо, представленное автором в пьесе, представляет собой не личность, а тип, характеризующий русское общество первой трети XIX века.
Многие писатели в эпоху классицизма присваивали персонажам своих произведений “говорящие” имена и фамилии. Грибоедов в своей комедии тоже использует прием драмы периода классицизма. Многие фамилии героев “говорящие”, опирающиеся на внутреннюю форму слова. Среди таких героев Молчалин, Скалозуб, старуха Хлестова, Загорецкий, князья Тугоуховские, Репетилов. Фамилии отражают основные качества персонажей.

Проанализировав фамилии, мы можем составить портрет общества с его пороками. Мне бы хотелось остановиться на каждом из персонажей отдельно.
Одним из самых ярких персонажей является Алексей Степанович Молчалин. Он находится на службе у Фамусова и живет у него в доме. Молчалин всяческими способами старается оказаться в московском обществе, причем для этого не брезгует ни унижением, ни заискиванием. В фамилии Молчалина выражена основная суть его характера. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, – говорит он. Герой расчетлив и во всем ищет выгоду. “Ведь надобно ж зависеть от других”, – считает Молчалин. Характерно и то, что, в отличие от Александра Андреевича Чацкого, в сочетании имени и отчества которого есть буква “р”, в полном имени Алексея Степановича содержатся лишь мягкие согласные. Этот персонаж не произносит лишних слов. Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину. Ведь Молчалин, в отличие от главного героя комедии, немногословен и сдержан.
“Молчалины блаженствуют на свете”, – говорит о людях, подобных Алексею Степановичу, Чацкий.
Основной чертой характера полковника Скалозуба является солдафонство. Достоинство его лишь в том, что он “и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить. Он только выполняет то, что ему приказывают. Люди для него делятся на военных и невоенных. “Не знаю-с, виноват; Мы с нею вместе не служили”, – отвечает полковник Фамусову на вопрос о Настасье Николаевне. Грибоедов выбирает такую фамилию для этого персонажа, потому что его улыбка, на мой взгляд, ассоциируется с оскалом лошади. Автор привлекает внимание к зубам героя, наводя на мысль о его скудоумии. На ум приходит известная русская пословица: “Смех без причины – признак дурачины”.
Мне кажется, фамилию старухи Хлестовой также можно отнести к “говорящим”. Она яркий пример женской власти. Крепостные для нее не люди. Это доказывает ее отношение к арапке-девке, которую она велела накормить вместе со своей собачкой. Хлестова говорит:
Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку.
Анфиса Ниловна живет прошлым, новшества и изменения традиций для нее неприемлемы. Ее фамилия ассоциируется со словами “хлыст”, “хлесткий” и намекает на жестокую эпоху крепостного уклада восемнадцатого века.
В фамусовском обществе нет противоречий в отношении Антона Антоновича Загорецкого. Все знают о том, что Загорецкий – вор и мошенник, но принимают его у себя, так как он может услужить. Оказывая очередную услугу, он приносит Софье билет на спектакль. Для старухи Хлестовой Загорецкий достает на ярмарке двух “арапченков”. Как мне кажется, фамилия Загорецкого указывает на его сущность, говорит о том, что он вор. Фамилия этого персонажа вызывает ассоциацию с русской пословицей “На воре и шапка горит”.
В сцене бала автор знакомит читателя с князьями Тугоуховскими. Они приезжают в дом Фамусова с шестью дочерьми – потенциальными невестами. Князь Тугоуховский действительно плохо слышит. “Глух, мой отец, достаньте свой рожок”, – говорит ему графиня Хрюмина. Фамилия этих героев содержит намек на дворянское происхождение, но ее значение заключается в нежелании воспринимать окружающий мир. Князья преследуют лишь одну цель – удачно выдать замуж дочерей, все остальное их не интересует.
“Говорящей” является и фамилия Репетилова. Этот человек не имеет четкой жизненной позиции, принципов. Он принимает сторону того, с кем общается. Персонаж одинаково радушен со всеми, но не имеет собственного лица. На примере Репетилова Грибоедов раскрывает важную черту русского общества и русской жизни. Этот герой – абсурдный человек, нелепость которого проявляется даже в его появлении: он приезжает на бал, когда все уже разъезжаются по домам, падает при входе. Фамилия Репетилова соотносится с латинским словом, обозначающим повтор. Многие считают его своеобразной пародией на Чацкого. Репетилов тоже убежден, произносит пламенные речи, много говорит. Но сказанное им ничего не меняет в окружающем мире. Репетилов выступает в роли кривого зеркала для Чацкого. Читатель чувствует глубокое отвращение, которое болтовня Репетилова вызвала у Чацкого. Автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи, но не вникать в их истинную суть.
Если подвести итог, можно сказать, что фамилии героев значимы не только по отдельности, но и все вместе. В совокупности они составляют ключ к пониманию смысла комедии “Горе от ума”, ведь это произведение о неразрешимом конфликте мировоззрений. Именно поэтому сквозными мотивами в ней являются глухота и непонимание.
Грибоедов создал “говорящие” фамилии, ставшие впоследствии нарицательными. Комедия была написана двести лет назад, но и сейчас в окружающих нас людях мы узнаем Скалозуба, Молчалина, Тугоуховских, Репетилова.


Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.

Соперничество — пища для гения.

Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.

Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта.

Гений — это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.

Талант есть способность обрести собственную судьбу.

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

. Талант — это вера в себя, в свою силу.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений.

Таланты образуются в покое, характеры — среди житейских бурь.

Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье!

Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

Паустовский К. Г.

Краткость — сестра таланта.

В истинном таланте нет ничего исключительного. Он ниспослан природой и апеллирует к ней же.

Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат: рано или поздно им воздвигают статуи и в них видят благодетелей человеческого рода.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

Чернышевский Н. Г.

Таланты истинны за критику не злятся: Их повредить она не может красоты, Одни поддельные цветы дождя боятся.

Талант и знания — яркий свет, без них из тьмы исхода нет.

Нет более огорчительного зрелища в мире нравственном, чем зрелище гениального человека, не понимающего свой век и свое призвание.

Гений человека всегда одновременно и его рок.

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.

Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы.

Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.

Леонардо да Винчи

У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.

Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.

Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.

Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы.

Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.

Гений и злодейство — две вещи несовместные.

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Достоевский Ф. М.

Талант в мужчине то же, что красота в женщине, — всего лишь обещание. Для того чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту.

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему.

Гениальность — это прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе.

Труд — это душа гения, сердце таланта, он — внутренний огонь всякого таланта.

Если не верить в себя самого, нельзя быть гением.

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

Я согласен с идеей, что среди людей существует естественная аристократия. Основы для нее — это добродетель и талант.

Гений всегда внушает удивление, но характер прежде всего вызывает уважение к себе.

По-настоящему мы знаем лишь тех, кого хорошо изучили; людей же, достойных изучения, очень мало. Отсюда следует, что человеку подлинно выдающемуся не стоит, в общем, стремиться к тому, чтобы его узнали. Он понимает, что оценить его могут лишь немногие и что у каждого из этих немногих есть свои пристрастия, самолюбие, расчеты, мешающие им уделять его дарованиям столько внимания, сколько они заслуживают.

Многие великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы.

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.

Талант — это развитие природных склонностей.

Гениальность зависит главным образом от энергии.

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли.

Гений, в высшем своем воплощении, творит ради того, чтобы в глазах людей и в своих собственных обрел достоинство последний из горемык на самой мрачной каторге.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ Г. ГОГОЛЯ 246

. Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют — простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, поэт жизни действительной.

слезами, и которая, наконец, называется жизнию. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша: сначала смешно, потом грустно! Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины.

В каждом человеке должно различать две стороны: общую, человеческую, и частную, индивидуальную; всякий человек прежде всего человек, и потом уже Иван, Сидор и т. д. Точно так же и в художественных созданиях должно различать два характера: характер творчества, общий всем изящным произведениям, и характер колорита, сообщенный индивидуальностию автора. Я уже коснулся, в общих чертах, первого характера в повестях г. Гоголя; теперь рассмотрю его подробнее; потом буду говорить об индивидуальном характере его созданий и, наконец, заключу мою статью беглым взглядом на те из его повестей, о которых можно будет сказать что-нибудь в частности.

Я уже сказал, что отличительные черты характера произведений г. Гоголя суть простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность — все это черты общие; потом комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния, — черта индивидуальная.

Простота вымысла в поэзии реальной есть один из самых верных признаков истинной поэзии, истинного и притом зрелого таланта.

Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она у него настоящий портрет, в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его; начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков, идущих по Невскому проспекту, в сапогах, запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы, который не боялся ничего в свете, с люлькою в зубах и саблею в руках, до стоического философа Хомы, который не боялся ничего в свете, даже чертей и ведьм, когда у него люлька в зубах и рюмка в руках.

. Повести г. Гоголя народны в высочайшей степени; но я не хочу слишком распространяться о их народности,

О боги, для чего я поздно так родился?

Один из самых отличительных признаков творческой оригинальности или, лучше сказать, самого творчества состоит в этом типизме, если можно так выразиться, который есть гербовая печать автора. У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец. Не говорите: вот человек с огромною душою, с пылкими страстями, с обширным умом, но ограниченным рассудком, который до такого бешенства любит свою жену, что готов удавить ее руками при малейшем подозрении в

жалеете об этих стариках. Но Иван Иванович и Иван Никифорович существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные, ибо в них нет ничего человеческого; зачем же, спрашиваю я вас, зачем вы так горько улыбаетесь, так грустно вздыхаете, когда доходите до трагикомической развязки? Вот она, эта тайна поэзии! вот они, эти чары искусства! Вы видите жизнь, а кто видел жизнь, тот не может не вздыхать.

оставленное Пушкиным. Предоставим времени решить, чем и как кончится поприще г. Гоголя, а теперь будем желать, чтобы этот прекрасный талант долго сиял на небосклоне нашей литературы, чтобы его деятельность равнялась его силе.

Я забыл еще об одном достоинстве его произведений: это лиризм, которым проникнуты его описания таких предметов, которыми он увлекается. Описывает ли он бедную мать, это существо высокое и страждущее, это воплощение святого чувства любви, — столько тоски, грусти и любви в его описании! Описывает ли он юную красоту — сколько упоения, восторга в его описании! Описывает ли он красоту своей родной, своей возлюбленной Малороссии — это сын, ласкающийся к обожаемой матери! Помните ли вы его описание безбрежных степей днепровских? Какая широкая, размашистая кисть! Какой разгул чувства! Какая роскошь и простота в этом описании! Чорт вас возьми, степи, как вы хороши у г. Гоголя! .

Читайте также: