Ты заметила спросила милка ларису петровну сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 классе.

Тема: Обучение сочинению - рассуждению по тексту.

Цель: 1)повышение мотивации учащихся к освоению лингвистического материала;

2)подготовка к выполнению части С на ЕГЭ: отработка навыка формулирования проблемы, составление комментария к ней, выявление авторской позиции. 3)воспитание внимания к художественному слову.

Оборудование. 1. Текст Л.Ф.Воронковой.

Повторение опорных речеведческих знаний:

-Что такое проблема?

(То, что волнует автора; вопрос, который ставит автор).

- 2 способа формулировки проблемы?

(В форме вопроса и с помощью существительного в Р.п.)

-Авторская позиция помогает выйти на проблему.

-Что значит комментировать проблему?

(Ответить на вопросы : где встречается эта проблема, её важность, кого касается …)

-Авторская позиция (почему ставит, к чему призывает, мысли, чувства…)

-Языковые средства? (Автор считает…, по мнению автора…, размышляет…, уверен…,восхищается…, негодует…, обеспокоен…, приводит к мысли…)

- 2 стиля исходных текстов ? (художественный и публицистический). Какой чаще встречается ? (Публицистика).

-В чём трудность художественных текстов ? (Авторская позиция скрыта.)

Что помогает в поиске проблемы и авторской позиции? (Поступки, действия героя;

Авторские характеристики, оценочные слова –то есть средства выразительности)

Справка о писательнице. Выступление ученицы.

(Идея выступления: в произведениях Л.Ф.Воронковой – мысли, важные для людей).

(Это диалог учителя и родительницы. Много слов разговорного стиля. Присутствуют средства выразительности.

Вывод: это текст художественного стиля. Авторская позиция в нём НЕ ЗАЯВЛЕНА)

Работа над текстом: содержание, проблематика, авторская позиция).

-Краткое содержание текста? (Учительница пришла в семью посоветоваться насчёт учёбы дочери, попросить помощи).

-Для лучшего понимания текста составим таблицу.

(Постепенно заполняем её в процессе анализа текста)

-Рассмотрим 1 монолог матери. Это рассуждение. Каков тезис?

1.Учительница убеждена, что родители отвечают за учёбу ребёнка.

Родители считают, что их забота- обуть, одеть, накормить, а учительница обязана учить .

Роль родителей в процессе воспитания.

(Или: Какова настоящая роль родителей в деле воспитания детей?)

2.Родительница – плохая мать , потому что не обращает внимания на то, как учится дочь.

Она ухаживает за своей дочерью, поэтому она- хорошая мать.

Каковы обязанности (задачи) родителей?

Что значит воспитывать детей?

- Назовите средства авторской оценки.

( Обратим внимание на эмоциональное состояние героинь рассказа. Выводы: прямой авторской оценки НЕТ, автор- сторонний наблюдатель, её цель- заставить размышлять читателя).

- Какими словами можно ввести в текст авторскую позицию?

(Убеждает, призывает, заставляет задуматься, подводит читателя к выводу…)

Самостоятельная работа учащихся с последующей коллективной проверкой.

-Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.

В итоге получился примерно такой текст комментария к проблеме.

1.Оцените эффективность вашей работы на уроке, продолжив предложения:

-Я отработал умение…

-Я чувствую себя уверенным в …

-Вызвало затруднения … (Не вызвало затруднений…)

-Мне надо работать над …

2. Рекомендация учителем книги, содержание которой в дальнейшем можно использовать как аргументы в сочинении-рассуждении по тексту на ЕГЭ:

Домашнее задание.

Написать сочинение по данному тексту.

Завершение урока.

Итоги подводит учитель. Спасибо!

Антонина Андроновна вышла из столовой. Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

‒ Здравствуйте, ‒ сказала Елена Петровна, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. ‒ Мне нужно поговорить о вашей дочери.

‒ О дочери. – Антонина Андроновна обратилась к Тамаре. –Ты что натворила?

‒ Я бы хотела поговорить… посоветоваться с вами, ‒ сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё начинают проступать красные пятна.

‒ Ну что ж, говорите! –со вздохом пригласила Антонина Андроновна. –О чём же советоваться-то нам с вами, не знаю. Тамара, поди-ка отсюда…

Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. Кресло скрипнуло под её тяжестью. Елена Петровна села тоже.

‒ Ваша дочь плохо учится, ‒ сказала учительница. –Она не делает домашнего задания, не учит уроки…

Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением.

‒ А я-то при чём же? Я, что ли, буду за неё уроки учить?

‒ Но вы можете и должны проследить за тем, чтобы она учила уроки.

Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

‒ Не до того мне. Не до того! Сами управляйтесь!

‒ А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? –спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. –Поймите меня, прошу вас! Я не жаловаться пришла, а просто педсовет… Помогите мне!

Антонина Андроновна пожала плечами:

‒ Ну уж, голубушка…

‒ Меня зовут Елена Петровна.

‒ Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. Вот, скажем, для примера, моя портниха шьёт мне платье и помощи никакой не просит. Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. Да и чудно было бы, если бы помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают! А почему же вам надо помогать? Вам ведь тоже деньги платят за то, что вы наших детей учите! Моё дело -кормить ребёнка, одевать. А уж учить –это дело ваше. А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… Значит, вы учительница так себе… Неважная вы учительница.

Елена Петровна вскочила.

‒ Ваше равнодушие меня потрясает! –сказала она дрожащим от гнева голосом. ‒ Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать!

Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. Хлопнула входная дверь.

Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули.

‒ Ещё чище! Здравствуйте! Теперь уж и мать плохая! Не видали вы плохих матерей! Вон по двору детишки бегают: у другого и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные… А у моей всё начищено да наглажено. Ишь ты! Это я-то плохая мать!

Но вдруг, сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла обедать в столовую.

Лидия Фёдоровна Воронкова (1906-1976) ‒ советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Хорошо, что Вы взяли в кавычки просторечно-разговорное слово, но всё же не очень корректно употреблять в сочинении подобные ''выражения''. Вы же должны продемонстрировать , что хорошо владеете русским литературным языком.

Разве этот разговор был в доме Антонины Андроновны? См. в конце текста 59 предложение - КТО встал и КУДА пошёл?

Аккуратнее используйте местоимения! Здесь ''появилась'' двусмысленность: ЧЬЕГО понимания? Учителя или матери? Ведь местоимение указывает на предмет, но не называет его, а здесь ДВА субъекта действия - Елена Петровна и Антонина Андроновна, поэтому грамматически не ясно, на кого ИМЕННО указывает местоимения ЕЁ (по смыслу, конечно, в общем-то, можно догадаться)

Повтор слова БУДУТ. Можно избежать второго употребления слова, изменив вид глагола . так как не ПОЧУВСТВУЮТ контроль.

Лишнее слово. Царь читал, понятно, что именно он, зачем ''лично''- это плеоназм. ''Я ЛИЧНО'' - та же самая ошибка. Правильно говорить просто ''Я''.

Лексическая несочетаемость ''сделанные рисунки'', возможно, здесь нужно было использовать другое причастие, например, ''созданные'', которое сочетается и со словом ''рисунки'', и со словом ''макеты''

Стиль - ''придаёт большое значение учёбе'', ''заниматься плодотворно''- выражения официально-делового стиля.

1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2) Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

-(4)Здравствуйте, - сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. - (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.

-(6)0 дочери. - Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?

-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, - сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё проступают красные пятна.

-(9)Ну что ж, войдите! - со вздохом пригласила Антонина Андроновна. -(10)0 чём советоваться-то нам с вами, не знаю. (11)Тамара, иди-ка отсюда.

(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.

-(15)Ваша дочь плохо учится, - сказала учительница. - (16) Она не делает домашних заданий, не учит уроков.

(17) Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:

-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?

-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.

(21) Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.

-(25)А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? - спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. -(26)Поймите меня, прошу вас! (27)Я не жаловаться пришла, а просто посоветоваться.

(28) Помогите мне!

(29)Антонина Андроновна пожала плечами:

-(З0)Ну уж, голубушка.

-(31)Меня зовут Елена Петровна.

-(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (ЗЗ)Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. (34)Вот, скажем, для примера, портниха шьёт мне платье - и помощи никакой не просит. (35)Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. (36)Да и чудно было бы, если бы они помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают. (37)А почему же вам надо помогать? (38)Вам ведь тоже деньги платят. (39)Моё дело - кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить - это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка. уж вы меня извините. значит, вы учительница так себе. (42)Неважная вы учительница.

(43)Елена Петровна вскочила.

-(44)Ваше (. ) меня потрясает! - сказала она дрожащим от гнева голосом. -(45)Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать!

(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.

(48)Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули. -(49)Ещё чище! (50)3дравствуйте! (51)Теперь уж и мать плохая! (52)Не видали вы плохих-то матерей. (53)Вон по двору детишки бегают: у иного и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные. (54)А у моей всё начищено да наглажено. (55)Я берегу девочку, чтобы никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать! (56)И незачем ей это делать: у нас есть домработница, мы за это ей платим. (57)Ишь ты! (58)Это я-то плохая мать!

(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.

(по Л.Ф. Воронковой*)

*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

В предложенном для анализа тексте Л.Ф.Воронкова ставит проблему отношения родителей к учёбе своих детей.Должны ли родители контролировать процесс обучения своего ребёнка?Влияет ли отношение родителей к учёбе своих детей на их успеваемость?

Чтобы привлечь внимание читателей,автор повествует о разговоре учительницы Елены Петровны с матерью своей ученицы Антониной Андроновной.Учительница объясняет матери,что её дочь Тамара плохо учится,не делает домашних заданий.Елена Петровна просит Антонину Андроновну о помощи,но та лишь заявляет,что её задача"кормить ребёнка,одевать",а успеваемость-дело учительницы.Более того,Антонина Андроновна считает,что если Тамара плохо учится,то учительница у неё "так себе" . Елена Петровна покидает дом Антонины Андроновны ,так и не найдя понимания с её стороны .

Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста.Л.Ф. Воронкова уверена,что родители должны интересоваться учёбой своих детей,следить за их успеваемостью:"Но вы можете и должны следить за тем,чтобы она готовила уроки".В противном случае ребёнок будет не будет успешно учиться.

Я согласна с автором,так как убеждена, что родители должны серьёзно относиться к учёбе своих детей.Иначе дети будут плохо учиться,так как не будут чувствовать контроля за успеваем

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 18 из 24

Ком­мен­та­рий про­бле­мы по тек­сту дол­жен быть бо­лее пол­ный - нуж­но при­во­дить два при­ме­ра с ци­ти­ро­ва­ни­ем.
Сле­ди­те, по­жа­луй­ста, за вы­бо­ром слов в со­от­вет­ствии со сти­ля­ми ре­чи. Мы Вам не по­ста­ви­ли 0 бал­лов за К-10 (см. кри­те­рии оце­ни­ва­ния - 5 оши­бок), по­то­му что ошиб­ки от­ча­сти од­но­тип­ные, хо­тя дру­гой экс­перт, воз­мож­но, сни­зит балл за К-10 до ну­ля.
При­ят­но от­ме­тить, что нет ор­фо­гра­фи­че­ских и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок, по­это­му ду­ма­ет­ся, что Вы в це­лом гра­мот­ный че­ло­век, оста­лось Вам лишь по­ра­бо­тать над упо­треб­ле­ни­ем слов, сло­во­со­че­та­ний с точ­ки зре­ния норм ре­чи и грам­ма­ти­ки.

Отношения родителей и детей – сложная и важная тема, которой посвящают писатели свои произведения, а психологи – статьи. Взрослые, имеющие определенный жизненный опыт, стремятся иногда давать советы подрастающему поколению и воздействовать на его решения. Часто представления ребенка о своем будущем отличаются от желания родителей. Каким видят жизненный путь представители старшего поколения, а что думают об этом сами молодые люди? Над этим вопросом рассуждает Л.Ф. Воронкова в своём тексте.

Сочинение-рассуждение по тексту Воронковой

Вариант 1

Как следует вести себя родителю в трудный период профессиональной ориентации своего ребенка? Над этим вопросом нам и предлагает поразмышлять Любовь Федоровна Воронкова. Каждый ребенок рано или поздно достигает возраста, когда ему приходится сделать серьезный выбор, определяющий всю дальнейшую жизнь. Рассуждая о роли мнения родителя в данном вопросе, Л.Ф. Воронкова повествует нам о восемнадцатилетней Жене, которая как раз находится на распутье между выбором карьеры “утятницы” и карьерой учителя с высшим образованием.

Девушка склоняется к первому варианту, так как думает, что таким образом принесет больше пользы стране и прежде всего хозяйству отца. Отец же, желая дочери лучшей жизни, развенчивает ее романтические представления о работе на ферме и подталкивает к выбору карьеры учителя, однако делает он это не приказным тоном, а речь свою завершает словами: “Подумай ещё!”.

Из последней реплики мы понимаем, что папа Жени не ограничивает ее в выборе, а даёт совет, оставляя последнее слово ей. Осознание Женей собственной свободы выбирать “принесло ей облегчение, а желание остаться все крепло в ее сознании…” Из этого окончания мы понимаем, что ограничивать молодых людей в выборе не следует: такой подход формирует самостоятельность и ответственность за свою жизнь, а также даёт им возможность реализоваться именно в том деле, к которому они расположены.

Любовь Федоровна Воронкова считает, что родитель должен принимать участие в выборе подростка, но только ненавязчивым советом. Последнее слово, по ее мнению, должно оставаться за самим молодым человеком, что, несомненно, сделает его более самостоятельным и вдумчивым.

Я не могу не согласиться с Л.Ф. Воронковой. Родитель ни в коем случае не должен давить на ребенка в такие периоды, навязывать свое мнение, иначе подросток не только будет чувствовать себя ущемленным, но и с большой долей вероятности окажется привязанным к нелюбимому делу на всю жизнь.

Пример положительного исхода “дарования” свободы выбора подростку мы может встретить в рассказе Евгения Гришковца “Дарвин”. Молодой человек также, как и Женя, стоит на перепутье, однако на него никто из семьи не давит мнением. Когда повествователь возвращается с очередных открытых дверей на этот раз лингвистического факультета, отец его лишь даёт ему совет, что знание языка не обеспечит его работой в жизни.

Подросток с вниманием относится к словам родителя, продолжает дальше искать и в конце концов находит свое направление — филологический факультет. Так, без особого давления на ребенка, отец мальчика смог его одновременно и скоординировать, и оставить ему свободу выбора.

Подытожим: в непростой период профессиональной ориентации родителю не следует давить на ребенка своей точкой зрения — подросток нуждается в родительской поддержке советом, но не более. Выбор же должен сделать молодой человек сам: это сформирует его как самостоятельную и ответственную личность.

Вариант 2

В приведенной статье Любови Федоровны Воронковой поднимается проблема воспитания. Она относится к категории нравственных проблем и является актуальной во все времена.

Автор рассказывает историю о том, как богатая женщина, стремясь дать своей дочери как можно больше материальных благ, забывает о самом важном – о воспитании.

Позиция автора мне ясна. Любовь Федоровна убеждена, что самое важное, что могут дать родители детям – это воспитание. И никакие деньги, вещи и подарки его не заменят.

Я полностью согласна с позицией автора и думаю, что воспитание – это очень важный момент в жизни каждого из нас и ничем его не заменить.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема воспитания — очень важная и актуальная во все времена тема, над которой должен порассуждать каждый.

Вариант 3

В данном для анализа тексте Л. Ф. Воронкова поднимет проблему двуличия людей. Ведь очень часто человек говорит одно, а думает совсем другое. В этом и заключается двуличие. Понять проблемы нам помогает история, с которой автор знакомит читателя.

Женя, дочка директора совхоза, принимает решение остаться работать в совхозе и сообщает данную новость отцу. Однако ответ директора поразил девушку, показал её родителя с иной стороны. Мужчина говорит, что молодежь — это сила хозяйства, его молодая кровь. Но также её отец говорит, что грязная работа не для его дочери. Герой говорит: “Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование”.

Подобные противоречия в словах отца отталкивают девушку, она видит явное лицемерие любимого и уважаемого отца: “Чувство неслыханного разочарования оглушило её… Он разговаривал с ней как последний мещанин!”.

Л. Ф. Воронкова описывает размышления Жени: “Пусть все делают они… — все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!” — чтобы подтвердить двуличие директора. Таким образом, автор убеждает нас, что двуличие только отталкивает окружающих, оставляет желание держаться подальше от подобных лицемерных людей.

Я согласна с позицией автора. Двуличие всегда являлось отрицательным качеством человека. Практически никто не захочет общаться с двуликим человеком, ведь никогда не знаешь, что ожидать от таких людей. Даже герои произведений могут вызвать неприязнь у читателя. Например, лакей Яша в произведении Антона Чехова “Вишнёвый сад” на людях старается вести себя прилично, но при это этом в жизни проявляет грубость и хамство. Вызывает ли это у человека симпатию? Нет…

Это интересно: Интересно, что люди, даже самые близкие, смотрят на мир совершенно не так, как мы сами. Например, у каждого свои жизненные ценности, сочинение про которые я и хотел бы написать. Как правило, большинство факторов, которые важны для человека, совпадает, однако, расстановка главенствующих принципов у каждого своя, и именно это характеризует человека как личность.

Исходный текст Л. Ф. Воронковой (для ЕГЭ)

Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

Что надо? – резко спросил он, не поднимая глаз.

Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

Это я, папа! – с достоинством сказала Женя. – (5)Я должна поговорить с тобой. (6)Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано. (7)Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный. (8)Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? (9)Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

Савелий Петрович выпил воды.

Хорошо, поговорим спокойно. (12)Ты запомнила мою речь – и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! (13)А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. (14)Мне – директору, хозяину – нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это – сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это – его будущее. (15)Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

Так почему же я…

Потому. Садись и слушай. И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

Слушай, Женя, – мягко и задушевно сказал Савелий Петрович, и голос его стал бархатным, – поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. (22) Я знаю, что такое холод, промокшие ноги, непогода – когда надо убирать хлеб, засуха – когда нужен дождь. (23) Знаю, что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. (24 )Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться. (25 ) Вот посеял ты хлеб, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится… (26)Думаешь – урожай будь здоров! (27) И вдруг туча, град – и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома…

Так если все решили остаться…

По-до-жди! – Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. – (30) Возьмём другие отрасли. (31) Ферма, утки, романтика! (32) На словах. (33) На бумаге. (34) А на деле – вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. (35) И так всю жизнь! (36) Вот и вся романтика! (37) Зачем тебе эти утки? (38) Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы… (39) Подумай ещё!

Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета. (41) Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. (43) Зелёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. (44) Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров… (45) Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. (46) И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. (47) Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! (48) Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова – все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!

Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. (50) И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. (51) За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу?

И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! (53) Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! (54 )И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании…

Как написать сочинение по исходному тексту

Вступление

Вступление оформляется в виде отдельного, первого абзаца сочинения. По содержанию допускаются различные варианты вступлений.

В первом абзаце можно сформулировать тему исходного текста, т.е. кратко написать, о чем в нем говорится. Уместно также высказать мнение об актуальности данной темы, которая не случайно привлекла внимание автора текста и составителей заданий ЕГЭ.

Возможные варианты формулировок проблем:

Проблема может быть выражена в форме не только словосочетания, но и предложения, например:

Проблема, поднятая автором, касается того, что в обществе снижается уровень отзывчивости.

В тексте рассматривается важная проблема: какова роль книги в становлении личности?

Основная проблема, поставленная автором, связана с тем, что в обществе есть одинокие люди, нуждающиеся в заботе и помощи.

Вступление – это только подступы к основному разговору по теме, и потому первый абзац сочинения не должен быть большим.

Здесь неуместны объемные цитаты. Допустима короткая цитата, если это, например, готовая авторская формулировка проблемы. В большинстве случаев во вступлении можно вообще обойтись без цитат. Они будут необходимы в основной части сочинения, где должны быть отражены и прокомментированы мысли автора исходного текста.

Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:

Можно писать имя и отчество автора полностью, но только в сочетании с фамилией.

Задание 9.2:

аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Вступление

В современном мире все чаще приходится встречаться с проявлениями двуличия среди разных людей. Это заметно чаще у взрослых, круг общения и интересов которых зачастую вынуждает приспосабливаться под нужную ситуацию. Кроме того, каждый в своей жизни играет, образно выражаясь, несколько ролей. Например, взрослый мужчина может быть отцом, мужем в семье, начальником и подчиненным на работе, активным членом какой-либо общины и т.д. И очень важно достичь гармонии и отсутствия противоречия между этими ролями.

Определение и формулировка проблемы

Комментарий

Пример-иллюстрация

Позиция автора

Отношение к позиции автора

Суждения автора о проблеме двуличия мне очень близки. На самом деле, эта проблема становится все актуальнее. В настоящее время человек окружен все большим количеством людей и каждое его слово, реакция могут быть интерпретированы по-разному. И нередко приходится наблюдать, как кто-либо меняет свои убеждения в зависимости от ситуации и того, какую пользу ему это принесет. Но ведь любому хочется иметь дело с человеком, который производит впечатление цельной, гармоничной натуры и не отказывается от своих слов и поступков под действием мимолетного порыва.

Вывод

Вариант 2

Наверное, нет ни одного старшеклассника, которого не волновал бы вопрос выбора профессии, вопрос о том, как следует жить, какой выбрать путь. Вот и текст писательницы Любови Воронковой, который был мне предложен, посвящён именно этой проблеме.

Девушка Женя, выслушав речь своего отца, вероятно, на собрании или другом официальном мероприятии, приняла решение остаться в совхозе и найти профессию, связанную с уходом за птицей. Однако отец вовсе этому не рад; об этом говорится в предложениях втором и третьем, а также в десятом. Чтобы оттянуть неприятный момент, Савелий Петрович пьет воду; может быть, это помогает ему успокоиться. Дело в том, что отец Жени вовсе не думает, что его дочери следует оставаться в совхозе, он совершенно иначе представляет себе ее будущее. А то, что он сказал с трибуны, предназначалось другим молодым людям, а не любимой дочери.

Но в конце текста, в последних предложениях с 52 по 54, мы видим, что Женя вдруг понимает своего отца. Да, он хочет для неё лучший доли. Да, он не вполне искренен, когда призывают девушек оставаться в совхозе ухаживать за утками вместо того, чтобы получать какую-то другую профессию, высшее образование. Но в то же время он честен со своей дочерью и не навязывает ей свое мнение. Он мог бы накричать, запретить Жене становиться птичницей, потребовать, чтобы она всё-таки поехала в город и поступила в вуз. Но отец старался говорить с ней спокойно, с уважением к её праву выбора. Он не запретил ей остаться – он предложил ещё подумать.

Мне кажется, автор считает, что это правильный подход к вопросу выбора будущего. И дети должны больше размышлять, рассматривать разные варианты, а не поддаваться на первый же попавшийся призыв, и родителям надо относиться с уважением и вниманием к мыслям своих детей. Я согласна с автором текста. Действительно, проблему выбора жизненного пути нужно решать самому. Причем решать ее нужно очень ответственно. Надо познакомиться с разными точками зрения разных людей, а уже потом принимать какое-то решение. Мне известно довольно много случаев, когда человек отнесся к выбору недостаточно ответственно, и это делает его судьбу несчастной. О таких случаях приходится часто слышать в жизни или читать в интернете. Например, мой отец хотел стать историком, но тогда было модно поступать в технические вузы, а папа окончил школу с золотой медалью. И родители, и учителя стали его убеждать, что он может выбрать для себя самый престижный вуз, и уговорили. Папа его тоже отлично окончил, но и сейчас жалеет, что не стал историком, как мечтал в детстве. Его пример убеждает меня, что надо думать не о том, что престижно, а о том, что тебе по-настоящему нравится.

Мне бы хотелось, чтобы мы побольше задумывались, принимая решение, и чтобы родители давали нам больше свободы и больше уважали наше право выбора.

Сочинение ЕГЭ: Проблема лицемерия в тексте Л. Воронковой

Каждый из нас сталкивался с тем, что люди говорят в лицо одно, а за спиной другое. Подобные случаи – не редкость, а норма общения во многих коллективах и социальных институтах. Именно об этом рассуждает советская писательница Л.Ф. Воронкова, описывая пример двуличия и затрагивая проблему лицемерия.

В образе Жени автор изображает негодование, которое является естественной реакцией честных людей на криводушие. Л.Ф. Воронкова не осуждает лицемерие прямо, но косвенно дает понять, что ее мнение совпадает с позицией героини: двойные стандарты неприемлемы, так как они разрушают доверие к человеку в семье и обществе.

Я не могу не согласиться с автором, ведь его точка зрения соответствует моим моральным убеждениям. Неискренность порождает лишь отчуждение в любом социальном институте, где она пускает свои корни. Есть много примеров, которые подтвердят справедливость этих наблюдений.

Таким образом, лицемерие – это не норма поведения, а настоящая социальная проблема, которая разрушает доверительные отношения между людьми и порождает отчуждение в коллективе. Автор показал ее ужасное влияние на семейные узы, которые только ослабевают из-за двуличия. Я надеюсь, что человеку со временем удастся побороть в себе склонность ко лжи во всех ее проявлениях.

Сочинение-рассуждение 15.1 по цитате Сухорукова

Я считаю, что он здесь абсолютно прав, ведь человек мыслит при помощи слов, а значит, порядок в его речи означает правильное устройство мышления. Приехавшая в деревню девочка здраво рассуждает и говорит без ошибок (предложения 37, 38, 50). Ее речь отличается от реплик других ребят, она даже называет себя Светлана (предложение 28), в то время как остальные называют себя Прошка, Аниска, Верка. Поэтому мы сразу понимаем, что Света – умная девочка. В финале она подтверждает наши догадки.

Таким образом, мы видим, что речь действительно является важной характеристикой человека.


Тимоша говорил бодро, но с каждым словом он будто потухал, сникал, и Катя это чувствовала – она только это и чувствовала, как вянет перед ней Тимоша. Суть же его речей смысла для нее не имела, ибо не имело смысла и все остальное. А вот реальный толстый человек размокал у нее на глазах и сам этого пугался, и глаза его из круглых и веселых превратились в круглые и печальные, потом круглые и беззащитные, потом просто круглые, потом и они потухли, и Тимоша вялым, пустым голосом произнес:

– Вляпалась ты… Конечно, мне тебя жалко… Кольку я люблю – будущий человек, но он дерьмо.

– Не надо, – сказала Катя.

– Ничего не надо, – ответила Катя.

Они сидели вдвоем, опустошенные и молчащие, сидели так тихо, что прилетела птица и примостилась на грозди рябины. И они услышали, как она носиком пыталась разобраться в сути этой грозди, и было ее обследование тщательным и неторопливым. Затем она улетела, а гроздь продолжала покачиваться ровно столько, сколько дала ей движения птичка-невеличка, принявшая двух застывших людей за неживую природу и рассказавшая об этом всем знакомым птицам по дороге. А потом Тимоша вздохнул и сказал, что надо питаться.

Ни Колю, ни его родителей Катя больше не видела. На следующее утро к даче подошло такси, и Тимоша вынес два красивых чемодана. Они долго, через всю Москву, ехали в аэропорт, и счетчик отсчитал неимоверную сумму. В руках Катя держала сумочку, которой раньше у нее не было, а теперь вот она ее держала, мчалась в такси по Москве, и Тимоша объяснял ей, что есть слева и справа. Во всем этом ни смысла, ни истины, ни жизни, и Катя оставалась неживой природой, которую не боятся птицы.

– Вы им кто? – спросила Катя. Обломочное сознание напряглось и выразило интерес.

– Не надо, – попросила Катя, – не надо…

– Ты брось, – воспротивился Тимоша, – брось… Ты должна знать, что он сказал, должна? Он сказал, что ты стояла на берегу, как Ассоль… И было на тебе какое-то там платье… Эх ты, коза! Коля – человек будущего. Все без денег…

Катя не читала Грина. Она не знала, кто такая Ассоль. Но именно в этот момент она почувствовала, как из всей ее душевной растерянности, из всех сваленных в непотребную кучу мыслей и чувств рождается в ней ненависть и каким-то непостижимым образом обращена она прежде всего на стоящую на берегу Ассоль, в общем – на самое себя.

Она вернулась в Северск и сказала, что все погибли в автомобильной катастрофе. Пять новеньких трупов, а машину вполне можно отремонтировать… В чемоданах лежали прекрасные вещи, каких Северск не видывал.

Горько плакала бабушка – и это оказалось для Кати самым ужасным. Но надо было это стерпеть, надо было! Она пошла на занятия в училище, и ее окружили нечеловеческой добротой. Она стала груба, она хамила направо и налево, а ей прощали, потому что считали: Катя вправе так поступать.

Улицу назвать не разрешили, сочли недостаточным основанием для этого обаяние московского байдарочника и смерть в результате обыкновенного несчастного случая. Но с Катей многие перестали дружить в это время.

А через семь месяцев у нее в преждевременных родах родился мальчик. Был он слаб, нежизнеспособен, и Катя желала ему смерти.

Но то ли мало желала, то ли в Северске врачи свое дело знали, только мальчик выжил, и ему дали имя Павлик. Было очень трудно, и бабушка потихоньку стала продавать заморские вещи из богатых Катиных чемоданов, а однажды, валясь с ног от усталости после бессонных ночей, Катя достала сберегательную книжку, положенную ей в сумочку тогда, в Москве.

– Не вздумай в страстях выкинуть ее, – сказал на прощание Тимоша. – Это Колина расплата.

Это сознание, будто она, Катя, фактически живет за счет Коли и его родителей, было до такой степени угнетающим и мучительным, что она и сберкнижку хотела выбросить, и корову продать, и мечтала, как мать, завербоваться куда-нибудь к черту на рога, чтоб заработать кучу денег и швырнуть им в лицо… Но мало ли о чем мы мечтаем? Начиналось утро, просыпался Павлик, бабушка несла ему теплое молоко, и глаза у нее становились молодые, лучистые, вторую молодость она переживала с тех пор, как появилась у них в сарае круторогая Райка. И приходили к ним соседи, и бабушка продавала им молоко в чистых стеклянных банках и только сокрушалась, что специальной глиняной посуды нет. А молоко в банке – это не то…

Так и жили. Провели к ним телевидение, и они могли – могли! – купить себе телевизор.

Девочка подумала еще немного и приняла телеграмму.

А через несколько дней на улице Катю ждал Тимоша. Она не сразу узнала его в большом тулупе, испугалась, когда он двинулся ей навстречу, но потом поняла, кто это, по круглым смеющимся глазам.

– Чего хулиганишь, коза? – сказал он.

Они сидели на лавочке, и Тимоша своим ласковым голосом объяснял Кате, как она не права.

– Ну, чего ты хочешь? Чего? – допытывался он. – Вырази!

Выразить она не могла. И той своей телеграммы уже стыдилась. Но, как это ни странно, именно теперь – после стыда за телеграмму, после разных слов, произносимых Тимошей, – возвращались к ней спокойствие и уверенность освобожденного и оправданного человека. Будто телеграммным криком вышли из нее и боль, и ад, и грязь, а Тимоша своим приездом подтвердил: да, все вышло.

– Ты хоть чаем меня напоишь? – спросил он.

– Нет, – ответила она.

– Понял, – сказал Тимоша.

Так он и уехал, не подозревая ни о существовании Павлика, ни о том, что Катя выздоровела и он ей в этом помог. Уехал, как растворился в зиме и снеге, а у Кати с той поры пятно начало исчезать. Стало оно бледнеть, и краснело, только когда случалось что-то из ряда вон… Та семья и тот дом перестали сниться, а мысли о них были… жалеющие.

Она уже понимала, что могла при желании принести им всем зло, разрушить их хорошо пригнанный, сформированный мир, могла снять, содрать с лица Коли эту нечеловеческую лучистость… Все могла бы… И все не могла. Приезд Тимоши показал, что вся беда-обида в ней кончилась и ей теперь их лишь жалко: они там живут и боятся, вдруг она явится, свалится, как во сне, на голову. Как телеграмма.

– Ничего мне от них не надо, – сказала она Тимоше. – Мне и то, что дали, – кость в горле.

– Не, не, не, – запротестовал он. – Таких мыслей не держи.

– Держатся, – усмехнулась Катя.

– Ну и глупо! Возмещение морального ущерба… Ты хоть чаем меня напоишь.

– Нет, – ответила она.

Так Катя выздоровела. А вскоре и замуж вышла. Вышла за учителя истории, по которому в первый год его работы в Северске сохли все тамошние невесты. Во второй год его пребывания все невесты уже только удивлялись, на третий ненавидели историка лютой женской ненавистью. Желчный, ядовитый историк речь пересыпал колючей иронией, на невест не то что не смотрел, а смотрел и смеялся, и это, как ни анализируй, доблестью не назовешь. Весь он был в истории Северска, которую чтил и которую изучал, начиная с декабристов. Оттого и приехал сюда из Ленинграда и уезжать будто не собирался, потому что считал: истории тут не на одну человеческую жизнь.

Катя перешла тогда работать медицинской сестрой в школу, все про историка знала и держалась с ним холодно и отстраненно. Не было в таком поведении никакой задуманной игры, как у других невест, было оно для Кати единственно приемлемым, потому ирония его, колючая и недобрая, ее не задевала и не беспокоила. Язвит? Ну и пусть. У каждого свой способ существования.

– Знаете, – сказала она историку, – мужчины за женщинами не поехали бы…

Он тогда засмеялся и заметил, что они бы, мужчины, просто довели до конца дело и изменили бы саму историю.

– И я о том. Им история, – продолжала Катя. – Разделить же беду могут только женщины.

Он стал рассматривать – из любопытства – материал с Катиной точки зрения. И оказалось: ничего не пропало, а что-то даже высветилось. Разделить беду… В конце концов, иногда лишь это – разделить – и нужно.

Три раза он делал ей предложение. Три раза. После третьего она рассказала ему все: про чемоданы, сберкнижку, Тимошу, телеграмму, сапоги… Вечером он пришел к ней с рюкзаком и тремя толстыми, набитыми рукописями портфелями.

– Знаешь, – сказал он Павлику, – я вдруг понял, что вполне могу быть твоим папой. Ты посмотри на меня внимательно…

– Я еще не знаю, – ответил Павлик. – А вы умеете делать порох, как китайцы?

– Я научусь, – пообещал историк.

– Мне надо сегодня, – заявил Павлик.

Ее был сын, о ком она рассказывала с восторгом и уважением.

– А с квартирой тебя надурили, ты должна была в ней остаться. – Но тут же подумала и добавила: – А ну ее, Москву! Я жила там. В Бескудниках. Ну и что? Красную площадь всего раз видела. А так можно и на самолете туда смотаться!

На том и кончили.

После отъезда матери бабушка стала прихварывать. Лежала, смущаясь бездельем, но душой если и не совсем счастливая – умиротворенная наверняка.

– Все в конце концов получилось, – говорила она, – все! Даже непутяшка (это она о дочери) остепенилась… А за тебя, Катька, я просто довольна… Одно тебя прошу сделать. Как-нибудь съезди в Загорск, поставь свечу Сергию Радонежскому… И скажи ему от меня за все спасибо.

Сергия бабушка уважала давно, а с тех пор как Катин муж рассказал ей, какую роль сыграл святой в освобождении Руси от монголо-татарского ига, совсем его полюбила. И посещение лавры было единственной неосуществленной мечтой бабушки. Тем более был Загорск не просто святым местом, но и родиной, откуда приехала ее мать за ссыльным мужем, чтоб разделить с ним в Северске плохое. Поклялась Катя бабушке перед смертью, что съездит в Загорск и поставит в лавре свечу.

– Павлику только не говори, – прошептала бабушка. – Не то застесняется…

Ему было тогда одиннадцать лет, а Машка как раз пошла в школу. Приказание Кати скрывать от сына правду о его родном отце бабушка выполняла, но стала вспоминать Колю. Катя испугалась, и случилось ужасное: она испытала облегчение от смерти бабушки. Не понимали люди: чего уж она так убивается над гробом? Старухе-то как-никак под восемьдесят. А у Кати разрывалось сердце, что своим потаенным страхом за сына приблизила конец самого преданного ей человека.

На похоронах бабушки встретила Катя Зою, новоявленную москвичку, которая приехала в Северск по заготовительным делам – грибов насолить, варенья из жимолости сварить. Дала Зоя и адрес, и пригласила:

Скоро сказка сказывается…

Северск – где, а Загорск – где?

А дом, а хозяйство, а деньги на поездку?

Так и прошло пять лет…

В этом же году достали путевки в Лазаревскую, решили: Катя заедет в Загорск, а муж – в Ленинград. Потом встретятся в Лазаревской. Программу расписали не по дням – по минутам… Кто же знал, что Зоины девочки заболеют ветрянкой? Кто же мог предположить, что приведет она ее в этот дом, в этот подъезд, в эту квартиру, где скрывается в чулане дверь в ту ее жизнь, когда была она манекенной куклой, которую просто взяли и вынесли…

– Ты заметила? – спросила Милка Ларису Петровну. – У нее на желтом платье белые пуговицы. Кошмар! И живет! – Она приставила мордочку к самому зеркалу в лифте и разглядывала себя любовно и заинтересованно. – Заметила пуговицы?

– Нет, – ответила Лариса. Она заметила, но не хотела, не могла, ей противно вести с дочерью этот бесконечный разговор на тему, кто как одет.

– Бабье! – сказала Милка.

Пока Лариса открывала дверь, Милка гляделась в отсвечивающее стекло дверцы лифта, лифт уехал – она стала смотреть на свои ноги, длинные, стройные, высоко переплетенные ремешками модных босоножек. Глаз Милки постоянно, всегда обращен только на собственное отражение или непосредственно на руки или ноги.

Они вошли в квартиру, и Милка замерла возле зеркала. На даче у них нет зеркала в полный рост, и Милка тут же прилипла.

– Я выросла? – спросила она мать. – Или меня оптически удлиняют босоножки?

Лариса не стала отвечать.

– Ты что, не слышишь? – закричала Милка.

Вот именно тогда Лариса решила, что спокойней и разумней на ближайшие часы поссориться с дочерью, чтобы каждую минуту не обсуждать с ней цвет Милкиных глаз, форму ее ушей, объем талии. Да мало ли что можно пообсуждать в девочке, выросшей до метра семидесяти двух сантиметров и весящей соответственно строгой французской норме пятьдесят восемь килограммов?

– Тебя зеркало оглупляет, – сказала Лариса. – Ты в нем просто клиническая идиотка в переплетенных босоножках. Еще есть вопросы?

– Хамство – признак бессилия, – ответила Милка. Но больше не приставала.

Ларисе предстояло собрать вещи, закрыть мебель чехлами, вымыть волосы – вечером у них поезд. Они едут в Болгарию, в отпуск, где их уже ждут родители мужа.

А Милка помаячила возле зеркала, нашла себя интересной, обольстительной и пошла на балкон. Балконная дверь к соседям была открыта, что показалось удивительным: ведь соседка уехала.

– Эй! – крикнула Милка. – Кто там есть?

Женщину, которая приходит следить за соседкиной квартирой, она только что встретила внизу. Безумная такая, типичная тетка с авоськами. Кто же тут остался? Милка не любила неотвеченные вопросы, она просто наступила ногами на ларь и на какой-то миг ощутила ужас высоты и холодящее желание спрыгнуть, чтоб эту высоту победить. Но спрыгнула – не дура же она! – не туда, вниз, а за ларь, на чужую территорию, и остановилась перед открытой дверью.

– Эй! – бросила она в темноту двери. – Эй, отзовитесь.

Павлик и Машка только-только разложились на кухне поесть, нарезали хлеб, разлили по тарелкам Зоин суп.

– Кто-то там кричит, – с тихим испугом прошептала Машка. – Слышишь?

Павлик встал и вышел на балкон.

– Привет! – сказала Милка. – Ты кто?

– А сама ты кто? – спросила, выныривая из-за Павликовых рук, Машка. – Сама ты кто?

По форме это было грубо и недипломатично, по существу – тот самый высший ответ из всех возможных. Милка засмеялась и отодвинула ларь, как бы делая проход.

– Соседями будем, – сказала она. – Я – Милка.

– Павлик… Павел, – смутился и поправился Павлик.

– Машка, – сверля Милку зелеными глазами, ей в тон представилась Машка. И с завистью посмотрела на Милкины босоножки.

– Я вхожу в долю, – сказала она и метнулась на балкон, опробуя ею же устроенный проход у ларя.

Через минуту она вернулась, неся банку красной икры, банку крабов и две бутылки пепси-колы. Откуда Милке было знать, что банки эти приготовлены матерью для друзей-болгар, а пепси – ей же в дорогу.

Милка бросила все на стол и сказала Павлику:

Он быстро взял консервный нож, а потом посмотрел, что это за банки, и положил нож обратно.

– Отнеси назад! – попросил он. – Что у нас, праздник, что ли?

Милка схватила нож сама и именно вспорола, а не открыла банки.

– Ура! – завопила Машка. – Я это страшно люблю!

Они ели суп с хлебом, намазывая его красной икрой.

И Машка пальцем любовно выравнивала на хлебе икринки, а Милка ела только икринки, Павлик же старался намазывать так, чтоб икринок на хлеб попадало как можно меньше.

Лариса пошла искать дочь, обнаружила проход на балконе, постучала в стекло – не слышно, шагнула дальше, на доносящийся смех, и все увидела: вспоротые банки, суп и пепси, разлитую по бокалам.

– Мама, знакомься! – закричала Милка. – Эти люди из Северска. Мы проголодались!

– Приятного аппетита! – сказала Лариса. Она хотела было уйти, но остановилась и посмотрела на непочатые крабы. – Пусть ваша мама потом отварит рис и положит туда крабы. Разотрет и с майонезом…

– Вы возьмите, – засмущался Павлик. – Мы их не будем вообще…

– Будете! – возмутилась Милка. – Рис с майонезом – и салат! Крабный!

– Только не устраивай нам Северск, понял?

– Ш-ш-ш, – успокаивала его свекровь.

Но то было давно, давно, давно… Эти дети из Северска. Милка кормит их икрой, приготовленной для болгарских друзей. Лариса вытащила из холодильника коробку конфет для тех же друзей и перепрятала ее в другое место.

– Посуду! – велел Павлик Машке.

– Потом! – ответила она.

– Сразу! – сказал он.

– А что с ней станется, если постоит?

– Я даже не знаю, что это такое, – пожал плечами Павлик.

– Не знаешь? – закричала Милка. – Не знаешь?

– Давай договоримся сразу, – мирно предложил Павлик. – Я этим не горю и не понимаю.

Милка глубоко вздохнула, чтоб не сказать все, что ей хотелось сказать по этому поводу. Она еще продолжала любить примитивных провинциалов самой жалостливой любовью из всех возможных любовей на земле, и то состояние превосходства, которое росло и росло в ней, диктовало не грубый крик и насмешку, а королевскую снисходительность и участие в судьбах народов неразвитых, темных и слабых.

– Идемте, дети мои! – сказала она со всей нечеловеческой мягкостью.

Она поставила их перед японской системой, уверенная: если уж не искусство, то техника взорвет этого бедно-примитивно воспитанного мальчика. Кто же ходит в таких невообразимо широких штанах? Если бы хоть один из их школы пришел в подобных собирать макулатуру, его бы изъязвили так, что родителям не хватило бы зарплаты вылечить его, бедолагу. Похожий случай у них уже был. Мальчик загремел в больницу. К ним в класс приходил господинчик и поповским голосом учил их быть добрыми. Оказалось, врач-психиатр. Они чуть не лопнули от смеха… Ведь стоило купить парню нормальные джинсы – и он выздоровел. При чем здесь доброта? Джинсы или есть, или их нет.

– Ну? – спросила Павлика Милка, поставив его перед системой. – Этим ты тоже не горишь?

– Горит! Горит! – запричитала Машка, каким-то непостижимым чувством сообразившая, что надо бы ее Павлику восхититься всеми этими роскошными машинами. Машка даже подумала: полагается повосхищаться чем-нибудь у Милки… Хотя бы из вежливости. Они все-таки в гостях.

Система была что надо, и Павлик это оценил. Они сидели в мягких, круглых, как шары, креслах и все испытывали разное. Машка – щенячий восторг от всего, что ее окружало, Павлик – смущение и подавленность всем, что его окружало, а Милка – неудовлетворение, ибо сияние Машки хоть и приятно, но не главное. Главным был этот непонятный мальчик, который, как оказалось, принес к ней в комнату ту самую, открытую ею банку с крабами. Принес и поставил на стол, будто про рис и майонез ему ничего сказано не было.

– Или возьми обратно, или я выброшу в мусоропровод, – заявила она ему.

– Это твое дело, – ответил Павлик.

– Они бы все равно пропали. Жара. Открытые… – дала Милка несвойственное для себя самой разъяснение.

– Это было глупо, – сказал Павлик.

– Не надо делать из еды культа, – небрежно бросила Милка, чтобы оставить все-таки за собой последнее слово. На самом же деле ей уже хотелось уйти от этих проклятых крабов подальше…

– А что такое культ, по-твоему? – засмеялся Павлик. – Объясни!

– Культ? – Милка брезгливо сморщилась. – Культ личности. Культ тела… Культ еды…

– И прочие культяпки, – перебил ее Павлик. – Скажи лучше, что близко отсюда, чтоб посмотреть…

– Тебе, конечно, нужны музеи, – ответила Милка. – У тебя, конечно, культ музеев…

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: