Творческие работы и проекты по истории 6 класс образное сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Друзья мои, благочестивые и достойные рыцари, клявшиеся быть мне вассалами до конца жизни! К вам взывает ваш император, Фридрих Барбаросса, в тяжелую для всего христианского мира пору. Уже почти сто лет боремся мы с угрозой нашей вере, родине и миру, которая идет с Востока, и теперь пришло время вновь взяться за оружие, как это делали ваши отцы и деды.

Иерусалим пал!

Иерусалим, наш оплот, наш священный город, попал в руки неверных мусульман. Много праведных воинов: крестьян, рыцарей, монахов, в том числе ваших предков, положили свои головы, завоевывая его и защищая. Многие и до сих пор сражаются там, пытаясь прогнать захватчика со Святой Земли. Но священный город пал уже почти год назад, в 1187 году от Рождества Христова, и его топчут нечистые ноги.

Мы должны вернуть его. Ценой своей крови, пота, сил. Оставив пиры, охоты, комфорт наших замков и междоусобные брани. Сражаясь днем, а вечером и ночью - молясь Господу, чтобы тот помог нам в борьбе со слугами дьявола. Проявив доблесть, приличествующую нам как христианам и детям достойных отцов.

Саладин

Наш противник в этот раз - не просто полчища врагов, их ведет новый король, Саладин. Он хитер, бесчестен, свиреп и могущественен, быстро покорил соседние земли и подданные чтут его почти как божка; руку его направляет сам дьявол, а бесы помогают на поле боя.

Но нам нечего бояться: их воины слабы, в них нет великого духа и ничто не озаряет им верный путь. Бояться надо не клинка, и не козней порочного Саладина, как бы умен и хитер он не был. Неудобства в неизведанных землях нам также не страшны. Отриньте страх перед лицом чертей и неверных!

Что мы получим

Я знаю, что не во всех вас так горит праведный гнев. Вы, герцоги, графы, курфюрсты и маркграфы, - давайте говорить честно, - не всегда заботитесь о душе, а часто о мирских благах. Но и они будут вам:

  • Новые владения;
  • Несметные сокровища Саладина;
  • Дары от меня, императора;
  • Мирская слава и почет, равные славе ваших отцов;
  • И красота и пышность почетных пиров в вашу честь.

Каждый, кто пойдет с нами, прославит себя перед лицом Господа, его грехи будут отмыты его благими деяниями. Покажите всему христианскому миру свое мужество в решающих делах, в делах, совершенных ради Христа и искупления.

Возьмите оружие. Коней. Оруженосцев. Созовите вассалов, придите к крестьянам. Расскажите им о враге, дайте оружие, облачите их в доспехи, и идите за мной на священную войну, в новый крестовый поход. Вера, честь, слава и власть - все это ждет вас как награда в конце пути. С нами Папа, с нами все христианские государи. И в следующем, 1189 году, мы ступим на святую землю как защитники и победители. Deus Vult!

Слушайте, и не говорите, что не слышали! Я, Готфрид Булонский, герцог Лотарингский приказываю выступить в крестовый поход против иноверцев в Иерусалим. Там иноверцы надругались над христианскими святынями и убили много паломников. Святой Гроб находится в их руках. Рыцари, которые пойдут со мной получат деньги, титулы, земли, благословение церкви и отпущение всех грехов. Крестьяне, который пойдут со мной получат свободу и обретут новые земли для поселений и земледелия в благодатной Палестине.

Выберете одного из участников Крестовых походов. Напишите от лица обращения к крестьянам, рыцарям (по выбору) с призывом отправится в Палестину и с объяснением, почему им следует это сделать. Постарайтесь быть убедительным и красноречивым.

Когда церковные дела были решены, папа вышел на просторную площадь – поскольку не было помещения, способного вместить всех собравшихся, – и обратился к людям с такими словами:

«Народ франков! Вы пришли из-за Альп, вы избраны Богом и возлюблены им, что показано многими вашими свершениями. Вы выделяетесь из всех других народов по положению земель своих и по вере католической, а также по почитанию святой церкви; к вам обращается речь моя!

Мы хотим, чтобы вы ведали, какая печальная причина привела нас в ваши края, какая необходимость зовет вас и всех верующих. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие, да и ранее весьма часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства [18], иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Персы частью увели христиан в свой край, частью же погубили постыдным умерщвлением. А церкви Божьи они либо срыли до основания, либо приспособили для своих обрядов. Они оскверняют алтари своими испражнениями. Они обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в купели для крещения. Они рады предать кого-нибудь позорной смерти, пронзая живот, лишая детородных членов и привязывая их к столбу. Потом они гоняют свои жертвы вокруг него, и бьют плетью до тех пор, пока из них не выпадают внутренности и сами они не падают наземь. Иных же, привязанных к столбам, поражают стрелами; иных, согнув шею, ударяют мечом и таким способом испытывают, каким ударом можно убить сразу. Что же сказать о невыразимом бесчестии, которому подвергаются женщины, о чем говорить хуже, нежели умалчивать? Греческое царство уже до того урезано ими и изничтожено, что утраченное не обойти и за два месяца.

Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!

Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.

Иерусалим – это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил ее деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в полоне у его врагов

Олейникова Ирина Федоровна

Иван Данилович Калита при своём правлении в Московском княжестве реализовал два важных принципа: мир и порядок.

Основные направления его деятельности: расширение границ Московского княжества; поддержание хороших отношений с Золотой Ордой; тесное сотрудничество с Православной церковью. Именно Иван Калита обеспечил на Руси 40 тишины.

Биография Ивана Калиты.

Детство и юность.

Он был четвертым ребёнком в семье и получить престол в принципе не должен был. Рос Иван обычным юнцом и ничем не выделялся на общем фоне. С раннего возраста он стал обучаться верховой езде.

Уже в 3 года он в первый раз попробовал прокатиться верхом на коне. С детства Иван Калита отличался рассудительным умом и осторожностью, что в дальнейшем пригодилось ему при борьбе за престол, а также во время княжения.

В то время правителями на Руси становились с одобрения хана татаро-монгольская ига. После смерти своего старшего брата Юрия, благодаря своим хорошим отношениям с ханом Узбеком Ивану был дан ярлык на великое княжение.

Став великим князем, Иван Калита стал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбеком, он стал самостоятельно собирать дань и платить её в Золотую Орду. Взамен татары перестали делать набеги и разорять русские земли. Благодаря тому, что определённую часть собранных богатств оставалось у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.

Благодаря своим хитрым действиям, он смог перенести митрополитскую кафедру из Владимира в Москву, сделав её духовным центром России. Это так же помогло укреплению его власти. За время своего правления он жестоко боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, в следствии чего сократились грабежи и разбойные нападения на обозы торговцев. Со временем в Москву потянулась всё больше торговых караванов со всех уголков страны и из-за рубежа.

Внешняя и внутренняя политика.

Внутренняя политика Ивана Калиты:

Иван Калита собирался расширить территорию Московского княжества. Для выполнения этой цели он купил несколько территорий, включая Галич, Углич. Он так же присоединил Ростовское княжество.

Для этого Калита сотрудничал с РПЦ (русская православная церковь). Теперь Москва стала центром православия, а не Владимир. Во время его правления в Москве были построены 5 храмов из белого камня ( в течении 7 лет).

Для этого он наставлял в Новгород своих наместников из Москвы, поднимая значение Москвы для такого крупного города как Новгород.

- Распространение влияния Москвы на крупные города.

Он делал это посредством династических браков.

Отдал дочерей за князей Ростовского и Ярославского уделов.

Внешняя политика Ивана Калиты:

- Сотрудничество с Золотой Ордой.

Как мы знаем, Иван Калита стремился поддержать доверительные отношения с ордынскими ханами. Для реализации этой цели ему пришлось противостоять Твери для получения ярлыка у хана Узбека, после чего он ходил с ханом в поход на Тверь. Ему удалось получить расположения ханов, и он самостоятельно собирал дань с Руси и отдавал это ханам – это не удавалось ещё никому.

Он не вёл внешних воин, и при нём не было военных столкновений, кроме похода на Тверь и даже несмотря на то, что он нарушил все договоры между князьями и покупал города

Положительные и отрицательные стороны правления.

  1. Небольшой территорией легче управлять.
  2. Феодальная раздробленность способствовала развитию культуры.
  3. Способствовала градостроительству.
  1. Потеря обороноспособности.
  2. Падение международного авторитета.
  3. Медуусобицы.

20 неизвестных исторических фактов об Иване Калите.

Личная жизнь и смерть.

За свою жизнь Иван Калита был женат дважды. Первую его жену звали Елена, она была приблизительно ровесницей великого князя, однако, умерла раньше его в 1331 году. Она родила ему 8 детей: четыре мальчика и четыре девочки. После этого князь женился на девушке Ульяне, которая была значительно моложе его. Она пережила Ивана почти на 20 лет. После смерти князя многие земли и богатства достались именно Ульяне. От брака у них родилась дочь Мария.

В 1340 году Иван отказался от престола, совершил монашеский постриг и взял имя Ананий, после этого через несколько недель он скончался. В 2001 году православная церковь причислила его к лику местночтимых святых.

Предварительный просмотр:

Проект по истории.

Ученицы 6 Б класса

Вставская Карина и Гриб Марина.

Олейникова Ирина Фёдоровна.

Глава 1. Юность Александра Невского……………………………… 4

Глава 2. Политика Александра Невского……………………………… 5

Глава 3. Невская битва. Ледовое побоище…………………………… 6-7

Роль человека, о котором мы хотим рассказать, огромна в истории России. Мы выбрали Александра Невского, потому что он до сих пор является героем для многих русских людей, и вряд ли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Александр Невский был приписан к лику святых, а христианская церковь – неотъемлемая часть русского государства, русской истории и культуры. Этим подтверждается огромная роль Александра Невского в истории русского народа. Блестящий полководец, талантливый дипломат, искусный политик – все эти качества присущи Александру Невскому, что и подтверждается его историческими свершениями. Александру Невскому удалось спасти русский народ, русскую национальность от уничтожения ордынцами. Герой русской истории, Александр Невский, привлекает нас своим сильным характером, своим развитым стремлением к самопожертвованию для высшей цели, которую он поставил во главе своего существования: сохранить русский народ от уничтожения, жить во благо его. И он жил этой целью, полностью отдаваясь ей. Ещё в нём поразительно и то, как Александр Невский любил свой народ, а способность на такое глубокое и сильное чувство, которое раскрывается нам его историческими свершениями и есть признак сильного духа и глубокого внутреннего мира Невского.

Юность Александра Невского.

Политика Александра Невского.

Александр Невский был очень одаренным политиком, полководцем и дипломатом. Это помогло ему управлять русскими людьми так, чтобы сохранить, порой, их от самих себя, чтобы не спровоцировать монголо-татар к новым и новым погромным нашествиям. Забегая вперед, можно сказать, что талант полководца позволил Александру защитить Северо-Западные границы Руси от погрома и насильного внедрения католической веры Западом. Военные победы помогли ему в управлении русскими людьми. Ведь они потянулись за Александром, прислушались, доверились ему, вспомнив, какие победы во имя Руси, он совершил. Проявив себя величайшим дипломатом, во время своего княжения, он обезопасил Русь от татарских погромов, заложил основы взаимоотношений с Ордой и, тем самым, положил начало пути к освобождению от монголо-татарского ига. В те времена для русских земель была угроза вторжения как со стороны Запада, так и со стороны Востока. На Востоке – страшные набеги монгольской орды, а на Западе – полчища вооруженных рыцарей с указаниями Ватикана, папскими благословениями. Мудрость молодого политика и воина Александра Невского состояла в том, что он решил не вести военные действия на два фронта, а добился переговорами шаткого мира с монголами. Таким образом, обезопасив свой тыл с Востока, он смело приступил к масштабной войне с Западом, защищая Русь от нашествий

В 1237 г. папа римский Григорий 9 повелел шведам совершить крестовый поход против русских и финнов. Исполняя папский указ, в июле 1240 г. в устье Невы вошли шведские суда и разбили здесь лагерь. Собрав немногочисленное войско из суздальцев и немногих новгородских добровольцев, Александр спешно двинулся к Неве. Как и предполагалось, враги пребывали в полной небоеготовности, войско русских достигло шведского лагеря, не встретив на пути ни одного дозорного. У Александра был составлен план битвы. В его основу входил тот факт, что шведская армия была разделена: часть ее находилась на берегу Невы, а часть – на кораблях, соединенных с сушей сходнями. Если в самом начале битвы эти сходни перерубить, шведы потеряют преимущество в численности. 15 июля 1240 г. русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Конные дружинники во главе с Александром ударили по его центру, а новгородское ополчение пробивалось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. Мужественно сражались воины-дружинники и ополченцы из Новгорода и Ладоги. Дружинник Гаврило Олексич на коне по мосткам ворвался на корабль, стоявший у берега, и убил шведского воеводу и епископа. Ополченцы, вооружённые топорами, захватили и уничтожили три корабля. Ополченец Савва пробился в центр вражеского лагеря и подрубил шатёр Биргера, что вызвало смятение среди врагов. Сам Александр сразился с Биргером и тяжело ранил его. Шведы, понеся большие потери, в панике пробились к своим кораблям и поспешно отплыли назад. Русское войско одержало на Неве блестящую победу, за которую народ назвал князя Александра Невским. Успех русских воинов на долгое время отбил у шведов желание воевать против Русской земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная подборка заданий помогает реализовать задачи ФГОС на уроках истории России в 6 классе.

В УМК по истории России в 6 классе входят:

  1. учебник История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.А.Баранов, Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева и др.; под общ. ред. чл.-кор. РАН Р.Ш.Ганелина. 2-е изд.- М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. История России: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / П.А.Баранов. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. История России: проектирование учебного курса: 6 класс: методические рекомендации / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  4. Сорокина Е.Н. поурочные разработки по истории России. 6 класс. – М.: ВАКО, 2013.

Творчество – один из видов человеческой деятельности. Способность креативно мыслить и умение воплотить задуманное в конкретной форме можно развивать. Учебник истории России для 6 класса издательства Вентана-Граф позволяет развить творческие способности учащихся. Все задания можно сгруппировать по видам творчества и по разделам истории. По видам творчества выделяем четыре варианта заданий: для тех, кто любит рисовать; для тех, кто любит сочинять; для тех, кто любит делать модели; для юных исследователей. Учащийся самостоятельно выбирает творческое задание, которое для него наиболее привлекательно и выполняет его в своем темпе. Так как изучение курса истории России в 6 классе приходится на третью и четвертую четверть, то целесообразно планировать два творческих задания по этим темам.

Цель: создание условий для вовлечения учащихся в творческую деятельность.

Задачи:

  • Пробуждения интереса к изучению истории и историческому познанию
  • Создание условий для приобретения учащимися 6-го класса опыта творческой деятельности (реализация деятельностного подхода в обучении)

Анализ УМК по истории России. 6 класс (Издательство Вентана-Граф)

на предмет возможности создания условий для развития творческих способностей

и вовлечения учащихся в проектную деятельность

Учитель истории Яник Т.Б.

В УМК по истории России в 6 классе входят:

учебник История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.А.Баранов, Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева и др.; под общ. ред. чл.-кор. РАН Р.Ш.Ганелина. 2-е изд.- М.: Вентана-Граф, 2012.

История России: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / П.А.Баранов. – М.: Вентана-Граф, 2011.

История России: проектирование учебного курса: 6 класс: методические рекомендации / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Сорокина Е.Н. поурочные разработки по истории России. 6 класс. – М.: ВАКО, 2013.

Творчество – один из видов человеческой деятельности. Способность креативно мыслить и умение воплотить задуманное в конкретной форме можно развивать. Учебник истории России для 6 класса издательства Вентана-Граф позволяет развить творческие способности учащихся. Все задания можно сгруппировать по видам творчества и по разделам истории. По видам творчества выделяем четыре варианта заданий: для тех, кто любит рисовать; для тех, кто любит сочинять; для тех, кто любит делать модели; для юных исследователей. Учащийся самостоятельно выбирает творческое задание, которое для него наиболее привлекательно и выполняет его в своем темпе. Так как изучение курса истории России в 6 классе приходится на третью и четвертую четверть, то целесообразно планировать два творческих задания по этим темам.

Цель: создание условий для вовлечения учащихся в творческую деятельность.

Пробуждения интереса к изучению истории и историческому познанию

Создание условий для приобретения учащимися 6-го класса опыта творческой деятельности (реализация деятельностного подхода в обучении)

Варианты творческих заданий по курсу Истории России в 6 классе по выбору учащихся

Разделы курса Истории России

Древнейшие культуры

Древняя Русь

Период раздробленности

Русь в XIV – начале XVI в.

Для тех, кто любит рисовать (творческие проекты)

Живопись Каповой пещеры (с. 12)

Стоянка первобытного человека (с. 8)

Первобытные охотники (с. 9)

Скифский воин (с. 23-24)

Хазарский лучник (с.26-27)

Одежда древней славянки (с. 33)

Капище славян (с. 40)

Человек и боги в изображении восточных славян

Соседская и родовая община (с. 42)

Древнерусский поселок (с. 97)

Герб города (на выбор)

Рыцари Тевтонского ордена (с. 160)

Монгольские воины (с. 161)

Предложите свой проект памятника в честь победы на Куликовом поле (с. 214)

Воины Древней Руси

Знаменитые сооружения Древней Руси

Одежда древних славян (крестьянин, ремесленник, купец, знатный житель, князь)

Представьте, что вам предложили нарисовать заставки к одному из разделов учебника. Выберите раздел и сделайте эскиз заставки, чтобы он отражал основную мысль главы или параграфа (с. 276)

Для тех, кто любит сочинять (творческие проекты)

Составьте рассказ о купце, который ведет торговые суда по Великому Волжскому пути (с.54)

Составьте рассказ о жизни: а) боярина, б) рядовича, в) закупа, г) холопа (с.88)

Составьте от имени летописца запись событий борьбы русских княжеств против войск Батыя (с. 172)

Расскажите о присоединении Новгорода к Москве: а) от имени новгородца, б) от имени московского боярина (с. 231)

Если бы житель Москвы конца XV в. смог попасть к вам в гости, то что бы его удивило, поразило напугало, восхитило? (с. 260)

Подготовьте сценарий устного журнала по теме «Московская Русь – единое государство (с. 275)

Составьте список вопросов, ответы на которые дадут представление об управлении Московской Русью конца XV- начала XVI в. (с. 275)

Напишите сценарий небольшой постановки

Напишите сценарий своей встречи с известным деятелем Руси середины IX – XIII в. (с. 190)

Отзыв о прочитанной книге

Отзыв о посещении музея

Для тех, кто любит делать модели (творческие и исследовательские проекты)

Орудия труда первобытного человека

Энеолитическое поселение (с. 16)

Трипольское жилище (с. 17)

Височные кольца восточных славян (с.34)

Поселок восточных славян (с. 37)

Орудия труда славянина (с.38)

Языческий идол (с.41)

Русское укрепленное поселение (с. 67)

Боярская усадьба (с. 86)

Посад древнерусского города (с 93)

Золотые ворота в Киеве (с. 98)

Древний Киев (с. 100)

Замок в Любече (с. 115)

Город Владимир XII-XIII вв.

Золотые ворота Владимира (с. 123)

Новгородская изба XII в. (с. 132)

Боярский двор (с. 132)

Деревенская улица (с. 249)

Усадьба боярина XVI в. (с. 253)

Для юных исследователей

(информационные, исследовательские проекты)

История нашего края во второй половине 1-го тыс. н. э.

Составьте рассказ об одном из первых князей Руси (с. 63)

На основе дополнительной литературы, музейных экспозиций, Интернет-ресурсов составьте описание занятий, культуры, быта одного из народов Московской Руси (с. 245)

Подготовьте энциклопедическую справку, посвященную известному деятелю, важному событию, культурному достижению в истории нашей страны с древнейших времен до XIII в.(с. 190)

Составьте путеводитель по своему краю IX- начала XVI в. (с. 276)

План отзыва-рецензии на прочитанную книгу:

Автор и название книги

Что хотел сказать автор (про что он написал, главная идея)

Мое отношение к прочитанному

Отзыв-рецензия оформляется как творческая работа.

На титульном листе должно быть написано :

кто выполнил работу (фамилия, имя учащегося, класс)

в самом низу листа – год

Рисунки и иллюстрации приветствуются

Творческий отчет о посещении музея

Название музея, выставки

Тема экскурсии, дата посещения

Объекты, запомнившиеся мне во время осмотра

Что интересного, нового я узнал (узнала) во время экскурсии по музею, выставке? Где я могу применить полученные сведения?

Какие впечатления у меня остались после экскурсии? Что бы я еще хотел (а) узнать, посещая этот музей, выставку?

Творческая часть: рисунок, фотографии, стихотворение, рассказ (по желанию), иллюстрирующие мое посещение музея, выставки.


"В старых городах каждый кусок камня дышит жизнью. " Тагуи Семирджян



Цель: целью данной работы является исследование древнего города Руси, а также некоторых особенностей его устройства.
Задачи:
- изучить материалы по топонимике, значению слова "город"
- установить время возникновения первых городов
- изучить теории происхождения города
- изучить функции города
- узнать об особенностях устройства древних городов (о внутреннем устройстве города, улицах, жилищах)
- научиться навыкам исследовательской деятельности, совершенствовать умения и навыки самостоятельного приобретения знаний.
Методы исследования:
1. Описательный метод
2. Историко-сравнительный (аналогия)
3. Историко-типологический метод



Подводя итог, можно сказать, что, по мнению многих ученых, город был сочетанием различных функций: ремесленно-торговых, военных, административных, религиозных и культурных. Мы считаем, что первичной все-таки была военно-стратегическая функция. При первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки; по крайней мере, с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. До объединения Руси под одним княжеским родом, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения.

Древний Киев



2. Защитные укрепления в городе
Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Попасть внутрь можно было только через ворота. Ворота, слабые участки стен укреплялись деревянными башнями, но до 13 века они были достаточно редки. Территория должна быть удобной в плане обороны. Славяне жили в поселениях, окруженных крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами от нападения врагов, диких зверей, которые в изобилии обитали в лесах. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов - заборов, наполненных землей. Забор имел три вида:
1) Тын – деревянный сплошной забор из врытых столбов – частокола. Это наиболее древний способ укрепления стены.
2) Городня – отдельные срубы, поставленные вплотную друг к другу, внутри засыпанные землёй и камнями.
3) Тараса(ы) – система деревянных каркасных стен, при которой две параллельные стены через некоторый промежуток соединялись врубленными в них поперечными стенками (перерубами), а образовавшиеся т.о. клетки засыпались землёй и камнями.
Славянский частокол



Таким образом, каждый город имел следующее строение: детинец, окольный град и посад. Важную роль в любом городе играли защитные укрепления – ров, вал, заградительное кольцо укреплений, заборов.






Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. На Руси преобладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше. Обычным типом городского массового жилища был однокомнатный дом, обычно полуземляночный каркасный с глиняным заполнением стен на юге и наземный рубленный на севере. Известны дома и с 2-3 помещениями.





Приложение 2. Города Древней Руси.
По летописям установлено существование в IX—X вв. более 20 русских городов.
Новгород - 859 (по поздним летописям), 862 (по ранним)
Киев - 852 либо между I в. и VI в. н.э.
Изборск - 862
Полоцк - 862
Ростов - 862
Муром - 862
Ладога - 862, по данным дендрохронологии, до 753 года
Белоозеро - 862, по летописи относится к древнейшим временам
Смоленск - 863, упоминается в числе древнейших русских городов
Любеч - 881
Переяславль (Переяславль Русский, Переяслав-Хмельницкий) - 911
Псков - 903
Чернигов - 907
Углич - 937
Искоростень - 946
Витебск - 974
Перемышль - 981
Червень - 981
Владимир-Волынский - 988
Суздаль - 999
Тмутаракань -990-е

Приложение 3.
Фото "Древний город своими руками"

Читайте также: