Трудно судить ларису за эту опустошенность души сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Способная презирать и даже ненавидеть, Лариса этим резко отличается от героинь дореформенных пьес Островского, даже от Катерины. Лариса уже не останавливается перед тем, чтобы обрушить свой гнев и свое презрение на обстоятельства и на людей, виновных в ее драме. Этим она сближается с героинями великого русского романа 70-х годов.

Но не менее важно и другое. В конце концов в Ларисе пробуждается и ощущение собственной вины в том, что случилось. Такова сложная диалектика этого образа.

Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну. Спасительный выстрел Карандышева отвечает ее тайным ожиданиям в момент, когда она чуть было не дала захлестнуть себя бессердечию и мстительному озлоблению. Тут скрыт еще один важный мотив, связанный с этим выстрелом. Ведь Лариса — на пороге самоубийства. То, что она не решилась сделать сегодня, она может совершить завтра. Карандышев, таким образом, спасает ее от греха самоубийства. Великий грех он берет при этом на себя.

А теперь о нравственном чувстве зрителя. Он ни в прошлые времена не требовал, ни теперь не может требовать от Ларисы, чтобы она перед самой смертью обличала, проклинала и казнила. Это значило бы, что своей вины в происшедшем, и прежде всего перед Карандышевым, она так и не почувствовала.

С этим согласиться невозможно.

Разве, признав себя вещью, Лариса впала в апатию? Мы видели, как узнавания и потрясения в сцене с Карандышевым вывели ее из состояния апатии, овладевшего ею у решетки. В сцене с Юлием Капитонычем она реагирует на все с обостренной чувствительностью и произносит исступленные, трогательные слова о том, как искала любви и тепла. В новом состоянии она осуждает жестокий мир и отрицает свою вину в том, что случилось. Внутренне глубоко обоснован ее переход к признанию своей вины. Такие переходы, столь резкие и категорические, не делаются в состоянии апатии и равнодушия. Они возможны только в моменты напряжения духовных сил, в минуты отчаянной решимости, в моменты постижения сути вещей.

В этой статье представлен анализ пьесы "Бесприданница" Островского: суть, смысл, тема и идея произведения.

Анализ пьесы "Бесприданница" Островского: суть, смысл, тема и идея произведения

(фрагмент из "Полного собрания сочинений Островского в 12 томах", Том 5, 1975 г., комментарий к пьесе "Бесприданница", автор - Е. И. Прохоров)

По сценической архитектуре пьеса принадлежит к числу чудес драматургии Островского. Она построена музыкально, но без всякой навязчивости ритма. В ней есть эпическое течение жизни и сжатый драматизм. Действие начато на высокой площадке над Волгой. Автор прорывает плоскостную декорацию, дает глубокий трехмерный фон — реки с бегущими по ней судами, заволжских далей, деревень н нолей. Здесь самое место рассказать о страданиях поэтической души, побыть с нею на ее духовных вершинах. Но на той же площадке — кофейня: суетная жизнь губернского города, болтовня слуг, праздные разговоры.

Пробным камнем в пьесе становится любовь. Четыре героя соперничают, надеясь снискать благосклонность молодой женщины. Но в драме, как ни странно, меньше всего любви, да и о соперничестве можно говорить лишь с натяжкой.

Жалкие уловки и хлопоты матери, тщеславные волнения Карандышева, коварные комплименты Кнурова — все это будто за пеленой.

Вот она садится в первом действии у решетки низкой чугунной ограды и молча, долго-долго смотрит в бинокль за Волгу. Кругом кипят копеечные страсти, мелкие вожделения, а Лариса одна, совсем одна, наедине со своими мыслями и мечтами. Нехотя, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир.

Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва.

Но у Островского она еще и поет, и поет божественно — с упоением, страстью, забвением себя, увлекаясь и увлекая других до головокружения. Мы знаем об этом по реакции ее слушателей.

И не зря Лариса водится с цыганами: она прямая сестра толстовскому Феде Протасову. Огонь и хватающая за душу искренность цыганского пения — от всего строя жизни, не похожего на прозаическую обыденность, от вольницы, от верности сердцу, от разорванности с оседлым бытом, от ветра степей и дыма костров. И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью.

Лариса разрешает себе посмеяться над тщеславным женихом, она едет за Волгу с Паратовым. Но тем стремительнее потом падение в пропасть самого черного отчаяния.

Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво. В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени.

Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.

Впервые у драматурга является лицо, будто сошедшее со страниц Достоевского,— маленький человек с болезненно раздутой амбицией. Удрученный своей бедностью, зависимостью, неудачами, он склонен выместить свое унижение на других. Он завидует деньгам и успеху, ненавидит богатых и удачливых и сам изо всех сил тянется, чтобы стать с ними вровень.

Карандышев безжалостен к Ларисе. Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует, смеется над ним. Никакого сострадания,

терпимости. Раздражение в каждом слове — и за Волгу поедет наперекор ему и будет петь романс, раз он запрещает. Идет нескончаемый поединок. А между тем, если вдуматься, в обольщении Ларисы Паратовым не меньше смешной иллюзии и мишуры, чем в притязаниях Карандышева. Ларису тоже влекут шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы в духе Сильвио, его бретерские замашки. И, как Карандышеву, ей ненавистна бедность.


Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй. Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви — есть какое-то святотатство. От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.

(Е. И. Прохоров, комментарий к пьесе "Бесприданница", "Полное собрание сочинений Островского в 12 томах", Том 5, 1975 г.)

Это был анализ пьесы "Бесприданница" Островского: суть, смысл, тема и идея произведения, анализ персонажей и т.д.

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?

Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.

Инсценирование: страница 269.

Почему этот романс?

- В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова , и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.

Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.

- Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.

- Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).

- Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)

- А Карандышев как относится к Ларисе?

(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).

- Наступило ли прозрение у Ларисы?

(Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).

- Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?

Критики о Ларисе

Беседа по вопросам :

Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы .

Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Подведение итогов .


Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы.

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу.


В пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике.

По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая фигура творчества Островского — купец, можно судить об изменениях в общественно-экономическом укладе пореформенной России.

У купцов новой эпохи все построено на холодном расчете и практицизме.

Характеристика персонажей у Островского заложена в их фамилия. В них кроется — указание на коренное свойство натуры, не поддающееся поверхностному узнаванию. Явно оценочная фамилия дана Кнурову. По словарю В. Даля, кнур — боров, кабан, хряк.

Но те свойства, что ранее прямо соотносились с семантикой нарицательного существительного, теперь скрыты сословной этикой.

Пожалуй, только опытная Хаита Игнатьевна замечает, как целеустремленно действует Мокий Парменыч, добиваясь, чтобы Лариса досталась только ему.

Мокий Парменыч и Василий Данилыч относятся к разряду приспевающих купцов. Они научились отбрасывать сомнения, муки совести. В их успехе все определяют выгода и деньги. Поклонение деньгам привело к отказу от нравственных ценностей: нормальным явлением в купеческой среде становится купля-продажа живого человека — будь то Робинсон или Лариса Огудалова.


Лариса Огудалова.Художник А. А. Парамонов

Пьеса развивается в многоголосье контрастных тем: бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до высот современной трагедии.

Время просвечено вглубь и вспять — к истокам судьбы Ларисы, и тем стремительнее в краткие сроки одних неполных суток все свершения и развязки: будто стучал, стучал маятник и вдруг пробили часы.

Вместо купеческих долгополых сюртуков и поддевок на них европейские костюмы, да и в обращении нет следа той патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости, какая отличала кит китычей былых времен…Дельцы, а не купцы.

Конечно, Бряхимов не столица, и просвещение тут понимают по-своему.

Но у миллионщика Кнурова торчит из кармана парижская газета, и сам он настолько важен, что по большей части молчит за отсутствием достойных собеседников — разговаривать он ездит в Петербург да за границу. Вася Вожеватов, по молодости, более живой и доступный.

Но похоже, губернский демон торгует последним, что у него осталось: обаянием наглости, мужского превосходства.

Соловьеву,— и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми.

О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она — диковинным образом — все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого всерьез не занимают.

Но одиночество ее так огромно, что тут причиной, кажется, не одна необеспеченность, бедность, а вообще несовместность души с этим миром.

Вот она садится в первом действии у решетки низкой чугунной ограды и молча, долго-долго смотрит в бинокль за Волгу. Кругом кипят копеечные страсти, мелкие вожделения, а Лариса одна, совсем одна, наедине со своими мыслями и мечтами… Нехотя, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир.

Напряжение не поднимается постепенно художественным реостатом, а, как в чеховских пьесах, заранее взято с высокой точки накала. Пережитое прошлое тайно присутствует в каждой минуте нынешней жизни. «Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно?— говорит Лариса при первом же появлении на сцене.— Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую.

Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва… Но такая болезненная чуткость — на краю доступных ощущений: израненная душа ищет себе защиты в апатическом бесчувствии.

И не зря Лариса водится с цыганами: она прямая сестра толстовскому Феде Протасову. Огонь и хватающая за душу искренность цыганского пения — от всего строя жизни, не похожего на прозаическую обыденность, от вольницы, от верности сердцу, от разорванности с оседлым бытом, от ветра степей и дыма костров.

И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью. Власть таланта велика над людьми. Даже омертвевшие, скучные души тянутся к нему, пресытившись прозаизмом жизни.

Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво…

В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени. Для Островского красота и изящество, при всей их увлекательности, не синонимы добра.

Но перевес эстетического чувства над нравственным, поклонение одной красоте без сокровенного регулятора справедливости и добра поощряют некий аристократизм сознания, привилегии тонко чувствующей натуры, и за известной чертой — это тоже ущерб человеческому.

Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.

Впервые у драматурга является лицо, будто сошедшее со страниц Достоевского,— маленький человек с болезненно раздутой амбицией. Удрученный своей бедностью, зависимостью, неудачами, он склонен выместить свое унижение на других. Он завидует деньгам и успеху, ненавидит богатых и удачливых и сам изо всех сил тянется, чтобы стать с ними вровень.

Ларису он любит, но неизвестно, чего больше в этой любви — искренней страсти или жажды самоутверждения. Его мучит бес тщеславия, ему нужна публичность: надеть ради форсу очки и пройтись с Ларисой под руку по бульвару.

Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует, смеется над ним. Никакого сострадания, терпимости. Раздражение в каждом слове — и за Волгу поедет наперекор ему и будет петь романс, раз он запрещает… Идет нескончаемый поединок.

А между тем, если вдуматься, в обольщении Ларисы Паратовым не меньше смешной иллюзии и мишуры, чем в притязаниях Карандышева. Ларису тоже влекут шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы в духе Сильвио, его бретерские замашки. И, как Карандышеву, ей ненавистна бедность.

Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.

Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви — есть какое-то святотатство.

От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.

Трудно судить Ларису за опустошенность души, за оттенок горького цинизма, явившегося у нее перед смертью. Но кто тут виновен? Паратов? Кнуров? Карандышев? Никто один не виноват, и все виноваты.


О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования.

То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви.

Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен.

Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души.

Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12).

14) — совершенно естествен.

Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние.

В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений.

Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.


Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и завершена 16 октября 1878 года.

Кофейная на берегу Волги. Начинается действие с диалога двух купцов, из которого мы узнаем о драматических событиях, которые будут иметь развитие в последующих действиях. Таким образом, получается обширная экспозиция.

Ларису к замужеству подталкивает, помимо личной драмы, те унижения, которые терпит она в результате попыток матери непременно найти ей жениха. Череда скандалов вынуждает ее объявить, что она выйдет замуж за первого, кто посватается.

Так и появился Карандышев — дав­ний и неудачливый поклонник.

Появляются Огудаловы, Лариса и мать, с женихом — Карандышевым. Он важничает и как равный обращается к Кнурову с приглашением на обед, чем вызывает недоумение богатого купца.

Он осуждает образ жизни Огудаловых, чем обижает Ларису.

Выясняется, что Паратов женится на невесте с золотыми приисками и при­ехал проститься с холостяцкой волей. Он приглашает купцов на пикник за Вол­гу. Кнуров и Вожеватов сообщают, что обедают у жениха Ларисы.

Паратов некоторое время грустит об участи Ларисы и решает нанести ей визит.

Второе действие происходит в доме Огудаловых. Кнуров упрекает Огуда- лову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой жизни и, вероятно, вернется к матери.

Он дает деньги Огудаловой на под­венечный наряд Ларисы, говоря, что она должна блистать даже в этом своем положении. Кнуров уходит.

Появляется Лариса, она говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Выясняется, что весь город гудит от радостного ожидания: приехал Паратов. Лариса в страшном смятении. Огудалова беспокоится: не поторопи­лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию.

Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев уходит.

Приезжает Паратов. Испуганная Лариса просит мать отделаться от его визи­тов. Огудалова ласково принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынуж­ден жениться на невесте с полумиллионным приданым.

Третье действие происходит в доме Карандышева, убранном бедно, но с боль­шими претензиями. Появляется Лариса с матерью.

Они обе чувствуют нелов­кость своего положения, обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым того, как он жалок и смешон, как оскорбляет Ларису своими жалкими притязаниями на роскошь.

Огудалова говорит, что гости нарочно под­паивают Карандышева и смеются над ним.

Появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов. Они обсуждают дрянной обед и ужасные вина. Их план подпоить Карандышева и посмеяться над ним удался. Появляется Карандышев, он важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу.

Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису. Паратов берет­ся ее уговорить. Гости оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит ей соблазнительные слова, уверяя в своей любви, обещает бросить все, чтобы стать ее рабом. Паратов зовет ее с собой на пикник по случаю продажи парохода.

Карандышев пьян, его посылают еще за вином, а тем временем мужчины и Ла­риса покидают дом.

Вернувшись, Карандышев узнает об отъезде Ларисы на пикник. Он оскорб­лен, понимает, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие происходит так же, как и первое, в кофейной. Появляет­ся Карандышев с пистолетом, ожидая возвращения его обидчиков. Он прячется.

Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов. Они понимают, что Лариса теперь находится в самом уязвимом положении: Паратов, воспользовав­шись ею, бросает ее на произвол судьбы. Свадьба с Карандышевым невозможна.

Они цинично решают, кому из них достанется Лариса, чтобы сделать ее своей содержанкой и поехать с нею на выставку в Париж. Спор свой они разрешают, играя в орлянку. Лариса достается Кнурову. Вожеватов дает слово устраниться.

Их торг подслушивает Карандышев.

Появляется Лариса с Паратовым. В процессе их разговора выясняется, что у Паратова не было намерения сделать Ларису женой, поскольку он обручен. Лариса оскорблена и унижена. Она в отчаянии. Паратов пытается избавиться от нее, предлагая ей ехать домой к матери. Он оставляет Ларису. В отчаянии Лари­са бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот уклоняется.

Появляется Кнуров, который предлагает Ларисе совместную поездку в Па­риж и содержание на всю жизнь. Лариса подавлена свалившимся на нее горем и унижением. Она молчит. Кнуров уходит, прося ее подумать.

За сценой слышно цыганское пение.

Героям драмы Островский дает полные характеристики, особенно акценти­руя внимание на их социальном статусе, возрасте, манере держаться.

Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего вре­мени…

Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу.

Он говорит Ларисе о своей любви, но видит в ней средство достижения своей цели, удовлетворения амбиций. Карандышев тщеславен настолько, что ощуща­ет себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу.

Она тяготится материнскими хлопотами и не участвует в махинациях Хариты Игнатьевны.

Любовь Ларисы к Паратову можно объяснить ее неумением разбираться в людях, непониманием истинных причин их поступков. Но сама Лариса искренна.

Она тяжело переживает расставание с Паратовым и не видит для себя дальнейшей возможности любви и счастья, поэтому соглашается стать невестой Карандышева, чтобы обеспечить себе пусть и бедную, но достойную жизнь.

Но втайне она чувствует себя несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник.

С новым появлением Паратова чувства Ларисы приходят в смятение. Ей кажется, что в романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок — побег на пикник с Паратовым из дома жениха. Ею руководит не разум, а чувство. И надежда на благородство возлюбленного. Она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Ее поступок ведет к гибели.

Дальнейшие события открывают Ларисе глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…

Паратов, которого Лариса называет идеалом мужчины, на самом деле беспечный, широкий, вальяжный прожигатель жизни, красавец-мужчина, барин.

Во внешнем блеске этого героя драматург видит только позу, в нем нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств.

Поэтика, композиция, идея

Читайте также: