Трудно судить ларису за эту опустошенность души сочинение
Обновлено: 01.07.2024
Способная презирать и даже ненавидеть, Лариса этим резко отличается от героинь дореформенных пьес Островского, даже от Катерины. Лариса уже не останавливается перед тем, чтобы обрушить свой гнев и свое презрение на обстоятельства и на людей, виновных в ее драме. Этим она сближается с героинями великого русского романа 70-х годов.
Но не менее важно и другое. В конце концов в Ларисе пробуждается и ощущение собственной вины в том, что случилось. Такова сложная диалектика этого образа.
Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну. Спасительный выстрел Карандышева отвечает ее тайным ожиданиям в момент, когда она чуть было не дала захлестнуть себя бессердечию и мстительному озлоблению. Тут скрыт еще один важный мотив, связанный с этим выстрелом. Ведь Лариса — на пороге самоубийства. То, что она не решилась сделать сегодня, она может совершить завтра. Карандышев, таким образом, спасает ее от греха самоубийства. Великий грех он берет при этом на себя.
А теперь о нравственном чувстве зрителя. Он ни в прошлые времена не требовал, ни теперь не может требовать от Ларисы, чтобы она перед самой смертью обличала, проклинала и казнила. Это значило бы, что своей вины в происшедшем, и прежде всего перед Карандышевым, она так и не почувствовала.
С этим согласиться невозможно.
Разве, признав себя вещью, Лариса впала в апатию? Мы видели, как узнавания и потрясения в сцене с Карандышевым вывели ее из состояния апатии, овладевшего ею у решетки. В сцене с Юлием Капитонычем она реагирует на все с обостренной чувствительностью и произносит исступленные, трогательные слова о том, как искала любви и тепла. В новом состоянии она осуждает жестокий мир и отрицает свою вину в том, что случилось. Внутренне глубоко обоснован ее переход к признанию своей вины. Такие переходы, столь резкие и категорические, не делаются в состоянии апатии и равнодушия. Они возможны только в моменты напряжения духовных сил, в минуты отчаянной решимости, в моменты постижения сути вещей.
В этой статье представлен анализ пьесы "Бесприданница" Островского: суть, смысл, тема и идея произведения.
Анализ пьесы "Бесприданница" Островского: суть, смысл, тема и идея произведения
(фрагмент из "Полного собрания сочинений Островского в 12 томах", Том 5, 1975 г., комментарий к пьесе "Бесприданница", автор - Е. И. Прохоров)
По сценической архитектуре пьеса принадлежит к числу чудес драматургии Островского. Она построена музыкально, но без всякой навязчивости ритма. В ней есть эпическое течение жизни и сжатый драматизм. Действие начато на высокой площадке над Волгой. Автор прорывает плоскостную декорацию, дает глубокий трехмерный фон — реки с бегущими по ней судами, заволжских далей, деревень н нолей. Здесь самое место рассказать о страданиях поэтической души, побыть с нею на ее духовных вершинах. Но на той же площадке — кофейня: суетная жизнь губернского города, болтовня слуг, праздные разговоры.
Пробным камнем в пьесе становится любовь. Четыре героя соперничают, надеясь снискать благосклонность молодой женщины. Но в драме, как ни странно, меньше всего любви, да и о соперничестве можно говорить лишь с натяжкой.
Жалкие уловки и хлопоты матери, тщеславные волнения Карандышева, коварные комплименты Кнурова — все это будто за пеленой.
Вот она садится в первом действии у решетки низкой чугунной ограды и молча, долго-долго смотрит в бинокль за Волгу. Кругом кипят копеечные страсти, мелкие вожделения, а Лариса одна, совсем одна, наедине со своими мыслями и мечтами. Нехотя, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир.
Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва.
Но у Островского она еще и поет, и поет божественно — с упоением, страстью, забвением себя, увлекаясь и увлекая других до головокружения. Мы знаем об этом по реакции ее слушателей.
И не зря Лариса водится с цыганами: она прямая сестра толстовскому Феде Протасову. Огонь и хватающая за душу искренность цыганского пения — от всего строя жизни, не похожего на прозаическую обыденность, от вольницы, от верности сердцу, от разорванности с оседлым бытом, от ветра степей и дыма костров. И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью.
Лариса разрешает себе посмеяться над тщеславным женихом, она едет за Волгу с Паратовым. Но тем стремительнее потом падение в пропасть самого черного отчаяния.
Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво. В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени.
Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.
Впервые у драматурга является лицо, будто сошедшее со страниц Достоевского,— маленький человек с болезненно раздутой амбицией. Удрученный своей бедностью, зависимостью, неудачами, он склонен выместить свое унижение на других. Он завидует деньгам и успеху, ненавидит богатых и удачливых и сам изо всех сил тянется, чтобы стать с ними вровень.
Карандышев безжалостен к Ларисе. Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует, смеется над ним. Никакого сострадания,
терпимости. Раздражение в каждом слове — и за Волгу поедет наперекор ему и будет петь романс, раз он запрещает. Идет нескончаемый поединок. А между тем, если вдуматься, в обольщении Ларисы Паратовым не меньше смешной иллюзии и мишуры, чем в притязаниях Карандышева. Ларису тоже влекут шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы в духе Сильвио, его бретерские замашки. И, как Карандышеву, ей ненавистна бедность.
Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй. Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви — есть какое-то святотатство. От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.
(Е. И. Прохоров, комментарий к пьесе "Бесприданница", "Полное собрание сочинений Островского в 12 томах", Том 5, 1975 г.)
Это был анализ пьесы "Бесприданница" Островского: суть, смысл, тема и идея произведения, анализ персонажей и т.д.
- Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают?
Ученик: - Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.
А для Ларисы главное - любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света.
Инсценирование: страница 269.
Почему этот романс?
- В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова , и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. в ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее.
Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.
- Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.
- Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).
- Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)
- А Карандышев как относится к Ларисе?
(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).
- Наступило ли прозрение у Ларисы?
(Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).
- Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?
Критики о Ларисе
Беседа по вопросам :
Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы .
Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна.
Характер Катерины целен, устойчив и решителен.
Подведение итогов .
Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы.
Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.
Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.
Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.
Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу.
В пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике.
По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая фигура творчества Островского — купец, можно судить об изменениях в общественно-экономическом укладе пореформенной России.
У купцов новой эпохи все построено на холодном расчете и практицизме.
Характеристика персонажей у Островского заложена в их фамилия. В них кроется — указание на коренное свойство натуры, не поддающееся поверхностному узнаванию. Явно оценочная фамилия дана Кнурову. По словарю В. Даля, кнур — боров, кабан, хряк.
Но те свойства, что ранее прямо соотносились с семантикой нарицательного существительного, теперь скрыты сословной этикой.
Пожалуй, только опытная Хаита Игнатьевна замечает, как целеустремленно действует Мокий Парменыч, добиваясь, чтобы Лариса досталась только ему.
Мокий Парменыч и Василий Данилыч относятся к разряду приспевающих купцов. Они научились отбрасывать сомнения, муки совести. В их успехе все определяют выгода и деньги. Поклонение деньгам привело к отказу от нравственных ценностей: нормальным явлением в купеческой среде становится купля-продажа живого человека — будь то Робинсон или Лариса Огудалова.
Лариса Огудалова.Художник А. А. Парамонов |
Пьеса развивается в многоголосье контрастных тем: бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до высот современной трагедии.
Время просвечено вглубь и вспять — к истокам судьбы Ларисы, и тем стремительнее в краткие сроки одних неполных суток все свершения и развязки: будто стучал, стучал маятник и вдруг пробили часы.
Вместо купеческих долгополых сюртуков и поддевок на них европейские костюмы, да и в обращении нет следа той патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости, какая отличала кит китычей былых времен…Дельцы, а не купцы.
Конечно, Бряхимов не столица, и просвещение тут понимают по-своему.
Но у миллионщика Кнурова торчит из кармана парижская газета, и сам он настолько важен, что по большей части молчит за отсутствием достойных собеседников — разговаривать он ездит в Петербург да за границу. Вася Вожеватов, по молодости, более живой и доступный.
Но похоже, губернский демон торгует последним, что у него осталось: обаянием наглости, мужского превосходства.
Соловьеву,— и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми.
О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она — диковинным образом — все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого всерьез не занимают.
Но одиночество ее так огромно, что тут причиной, кажется, не одна необеспеченность, бедность, а вообще несовместность души с этим миром.
Вот она садится в первом действии у решетки низкой чугунной ограды и молча, долго-долго смотрит в бинокль за Волгу. Кругом кипят копеечные страсти, мелкие вожделения, а Лариса одна, совсем одна, наедине со своими мыслями и мечтами… Нехотя, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир.
Напряжение не поднимается постепенно художественным реостатом, а, как в чеховских пьесах, заранее взято с высокой точки накала. Пережитое прошлое тайно присутствует в каждой минуте нынешней жизни. «Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно?— говорит Лариса при первом же появлении на сцене.— Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую.
Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва… Но такая болезненная чуткость — на краю доступных ощущений: израненная душа ищет себе защиты в апатическом бесчувствии.
И не зря Лариса водится с цыганами: она прямая сестра толстовскому Феде Протасову. Огонь и хватающая за душу искренность цыганского пения — от всего строя жизни, не похожего на прозаическую обыденность, от вольницы, от верности сердцу, от разорванности с оседлым бытом, от ветра степей и дыма костров.
И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью. Власть таланта велика над людьми. Даже омертвевшие, скучные души тянутся к нему, пресытившись прозаизмом жизни.
Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво…
В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени. Для Островского красота и изящество, при всей их увлекательности, не синонимы добра.
Но перевес эстетического чувства над нравственным, поклонение одной красоте без сокровенного регулятора справедливости и добра поощряют некий аристократизм сознания, привилегии тонко чувствующей натуры, и за известной чертой — это тоже ущерб человеческому.
Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.
Впервые у драматурга является лицо, будто сошедшее со страниц Достоевского,— маленький человек с болезненно раздутой амбицией. Удрученный своей бедностью, зависимостью, неудачами, он склонен выместить свое унижение на других. Он завидует деньгам и успеху, ненавидит богатых и удачливых и сам изо всех сил тянется, чтобы стать с ними вровень.
Ларису он любит, но неизвестно, чего больше в этой любви — искренней страсти или жажды самоутверждения. Его мучит бес тщеславия, ему нужна публичность: надеть ради форсу очки и пройтись с Ларисой под руку по бульвару.
Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует, смеется над ним. Никакого сострадания, терпимости. Раздражение в каждом слове — и за Волгу поедет наперекор ему и будет петь романс, раз он запрещает… Идет нескончаемый поединок.
А между тем, если вдуматься, в обольщении Ларисы Паратовым не меньше смешной иллюзии и мишуры, чем в притязаниях Карандышева. Ларису тоже влекут шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы в духе Сильвио, его бретерские замашки. И, как Карандышеву, ей ненавистна бедность.
Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние: душа устала обольщаться и страдать. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.
Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви — есть какое-то святотатство.
От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и добре.
Трудно судить Ларису за опустошенность души, за оттенок горького цинизма, явившегося у нее перед смертью. Но кто тут виновен? Паратов? Кнуров? Карандышев? Никто один не виноват, и все виноваты.
О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.
Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.
Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования.
То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.
Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком.
Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви.
Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.
Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен.
Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.
Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души.
Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12).
14) — совершенно естествен.
Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.
3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.
Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние.
В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений.
Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.
Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и завершена 16 октября 1878 года.
Кофейная на берегу Волги. Начинается действие с диалога двух купцов, из которого мы узнаем о драматических событиях, которые будут иметь развитие в последующих действиях. Таким образом, получается обширная экспозиция.
Ларису к замужеству подталкивает, помимо личной драмы, те унижения, которые терпит она в результате попыток матери непременно найти ей жениха. Череда скандалов вынуждает ее объявить, что она выйдет замуж за первого, кто посватается.
Так и появился Карандышев — давний и неудачливый поклонник.
Появляются Огудаловы, Лариса и мать, с женихом — Карандышевым. Он важничает и как равный обращается к Кнурову с приглашением на обед, чем вызывает недоумение богатого купца.
Он осуждает образ жизни Огудаловых, чем обижает Ларису.
Выясняется, что Паратов женится на невесте с золотыми приисками и приехал проститься с холостяцкой волей. Он приглашает купцов на пикник за Волгу. Кнуров и Вожеватов сообщают, что обедают у жениха Ларисы.
Паратов некоторое время грустит об участи Ларисы и решает нанести ей визит.
Второе действие происходит в доме Огудаловых. Кнуров упрекает Огуда- лову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой жизни и, вероятно, вернется к матери.
Он дает деньги Огудаловой на подвенечный наряд Ларисы, говоря, что она должна блистать даже в этом своем положении. Кнуров уходит.
Появляется Лариса, она говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Выясняется, что весь город гудит от радостного ожидания: приехал Паратов. Лариса в страшном смятении. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию.
Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев уходит.
Приезжает Паратов. Испуганная Лариса просит мать отделаться от его визитов. Огудалова ласково принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым.
Третье действие происходит в доме Карандышева, убранном бедно, но с большими претензиями. Появляется Лариса с матерью.
Они обе чувствуют неловкость своего положения, обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым того, как он жалок и смешон, как оскорбляет Ларису своими жалкими притязаниями на роскошь.
Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним.
Появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов. Они обсуждают дрянной обед и ужасные вина. Их план подпоить Карандышева и посмеяться над ним удался. Появляется Карандышев, он важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу.
Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису. Паратов берется ее уговорить. Гости оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит ей соблазнительные слова, уверяя в своей любви, обещает бросить все, чтобы стать ее рабом. Паратов зовет ее с собой на пикник по случаю продажи парохода.
Карандышев пьян, его посылают еще за вином, а тем временем мужчины и Лариса покидают дом.
Вернувшись, Карандышев узнает об отъезде Ларисы на пикник. Он оскорблен, понимает, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.
Четвертое действие происходит так же, как и первое, в кофейной. Появляется Карандышев с пистолетом, ожидая возвращения его обидчиков. Он прячется.
Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов. Они понимают, что Лариса теперь находится в самом уязвимом положении: Паратов, воспользовавшись ею, бросает ее на произвол судьбы. Свадьба с Карандышевым невозможна.
Они цинично решают, кому из них достанется Лариса, чтобы сделать ее своей содержанкой и поехать с нею на выставку в Париж. Спор свой они разрешают, играя в орлянку. Лариса достается Кнурову. Вожеватов дает слово устраниться.
Их торг подслушивает Карандышев.
Появляется Лариса с Паратовым. В процессе их разговора выясняется, что у Паратова не было намерения сделать Ларису женой, поскольку он обручен. Лариса оскорблена и унижена. Она в отчаянии. Паратов пытается избавиться от нее, предлагая ей ехать домой к матери. Он оставляет Ларису. В отчаянии Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот уклоняется.
Появляется Кнуров, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса подавлена свалившимся на нее горем и унижением. Она молчит. Кнуров уходит, прося ее подумать.
За сценой слышно цыганское пение.
Героям драмы Островский дает полные характеристики, особенно акцентируя внимание на их социальном статусе, возрасте, манере держаться.
Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего времени…
Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу.
Он говорит Ларисе о своей любви, но видит в ней средство достижения своей цели, удовлетворения амбиций. Карандышев тщеславен настолько, что ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу.
Она тяготится материнскими хлопотами и не участвует в махинациях Хариты Игнатьевны.
Любовь Ларисы к Паратову можно объяснить ее неумением разбираться в людях, непониманием истинных причин их поступков. Но сама Лариса искренна.
Она тяжело переживает расставание с Паратовым и не видит для себя дальнейшей возможности любви и счастья, поэтому соглашается стать невестой Карандышева, чтобы обеспечить себе пусть и бедную, но достойную жизнь.
Но втайне она чувствует себя несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник.
С новым появлением Паратова чувства Ларисы приходят в смятение. Ей кажется, что в романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок — побег на пикник с Паратовым из дома жениха. Ею руководит не разум, а чувство. И надежда на благородство возлюбленного. Она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Ее поступок ведет к гибели.
Дальнейшие события открывают Ларисе глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…
Паратов, которого Лариса называет идеалом мужчины, на самом деле беспечный, широкий, вальяжный прожигатель жизни, красавец-мужчина, барин.
Во внешнем блеске этого героя драматург видит только позу, в нем нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств.
Поэтика, композиция, идея
Читайте также: