Триумф человеческого разума без истинных ценностей приведет к концу земной природы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тертуллиан утверждает: верю, потому что абсурдно.

Вот, например, типичный образец рассуждения Тертуллиана:

Тертуллиан разграничивал сферу действия разума и веры. Разум обладает естественной познавательной деятельностью. Он по своему происхождению и по своей цели связан с человеком и с природой. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение, религия имеют целью познание божества.

Резкое осуждение философского знания и постоянное подчеркивание преимущества веры перед разумом вытекали из того, что религия, по мнению Тертуллиана, не нуждается в доказательстве. Исторический опыт развития философских знаний, по его мнению, подтверждает, что философия всегда несла с собой сомнение в вере; порождала неверие, ослабляла могущество церкви. Отсюда его вывод: христианство несовместимо с философией.

Несмотря на свою вражду к философии, сам Тертуллиан испытал сильное влияние некоторых философских течений, особенно стоицизма. Развивая мысль о тождестве Сына Божия с Логосом, т.е. разумом, словом, он ссылается на стоиков, как на своих единомышленников. В согласии со стоиками Тертуллиан учил, что существует только телесное. Поэтому Бог есть тело. Но как Солнце познается нами не в его подлинном существе на небе, а лишь по бросаемым на землю лучам, так и Бог никогда не открывает себя людям во всей полноте своего величия, а лишь в меру человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя в Сыне.

– сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа;

– разработал учение о Божественной благодати и Божественном предопределении;

Августин утверждает, что Бог – это абсолютная сила, абсолютная власть. Бог – начало, могущество. Свободна ли поэтому человеческая воля от действий и воли Бога или не свободна? Этот вопрос имел для церковников значение потому, что в зависимости от ответа на него решался и другой вопрос – о признании или отвержении церкви. Если воля человека свободна, если человек поступает так, как ему подсказывает его разум, его чувства, то это означает, что Бог никакого влияния на поведение человека не оказывает. Бог не властен над человеком. Понятно, что с таким выводом Августин согласиться никак не мог. Но оказалось, что и обратное решение вопроса также не спасает положения. Если предположить, что воля человека не свободна, а все его поступки заранее предопределены свыше, что его вера зависит только от Бога, то это должно означать безгрешность человека, ибо не может же сам Бог вдохновлять человека на греховные дела! Следовательно, оба решения вопроса о свободе воли противоречили религиозным догмам. По разъяснению Августина, воля свободна, но лишь в границах Божьего предположения. Каждый человек действует сам по себе и от себя. Но то, что он делает, делает Бог через него. Одних он предназначил к вечному блаженству, других – к вечным мукам. Источник зла и греха не в Боге, как высшем бытии, и не в низшем бытии, а в отпадении низшего от высшего. Виновник этого отпадения – дьявол, один из падших ангелов.

Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Следует верить, чтобы разуметь, и следует разуметь, чтобы верить. В познании Бога Августин различает три степени: познание через внешние чувства, которые, по Августину, в общем нас не обманывают, познание через внутреннее чувство, обсуждающее показания внешних чувств, и познание разумное, оценивающее внутренние чувства. Мера истины – в нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не приходится сомневаться в том, что мы существуем, живем, движемся, произносим суждение, хотим, вспоминаем, сомневаемся. Даже сомневающийся обладает, таким образом, истиной, в которой он не сомневается. Но хотя для обретения истины нет необходимости выходить за пределы души, открываемая в ней истина указывает на истину верховную, из которой вытекает все истинное. Бог и есть эта верховная истина.

О природе. Природа сама для себя недостаточна, человек призван быть ее господином, повелевать стихиями. Явления не открывают себя сами, а являются для человека уроком мудрости Бога.

О времени и памяти . Время – это достояние самой человеческой души. Условием возможности времени является строение нашей души с тремя установками:

– ожидание, устремленное в будущее;

– внимание, прикованное к настоящему;

– память, направленная в прошлое.

О грешниках и праведниках . Два города – нечестивцев и праведников – существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Земной город создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Небесный град вечен, там истинное и полное счастье – дар Божий.

История человечества разворачивается по плану Божьему. Человек в историческом процессе образовал два града: светское государство (царство зла, греха и дьявола) и царство Божие – христианскую церковь.

Они созданы двумя видами любви. Любовь человека к себе (презрение к Богу). Любовь человека к Богу (презрение к себе).

Эти два града пережили шесть периодов:

– от Адама до потопа;

– от потопа до Авраама;

– от Авраама до Давида;

– от Давида до Вавилонского пленения;

– от Вавилонского пленения до Христа;

– от Иисуса Христа до конца истории (со Страшным судом).

Гражданам первого града – вечное мучение.

Гражданам второго града – благодать.

Триумф человеческого разума без истинных ценностей приведет к концу земной природы. Как понять это выражение?

Гений, без веры в человеческие ценности может разрушить этот мир, посеяв хаос в сердцах людей. Как пример: Гитлер.

Если еще банальней - сила без контроля приводит к разрушениям.

Элементарно - освоение ядерного потенциала.. . Если его не подчинить разуму - мир рухнет по воле карликов-гитлеров. И таких примеров - масса. Биологические изыскания, химические достижения, физические открытия, метеорологические открытия.. . Продолжать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виртуальная информационная выставка
*годнауки.рф
"Триумф человеческого
разума"
Виртуальную выставку подготовила
Ганихина М.А., педагог-библиотекарь

«Укрепление научного потенциала России –
это долгосрочная и системная работа.

ИДЕТ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,
СОЗДАЮТСЯ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ,
РАЗРАБОТАНА СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К НАУЧНЫМ ПРОЕКТАМ
НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ.

В РОССИИ НАУКА ВСЕГДА ЯВЛЯЛАСЬ
ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Отечественное научное сообщество
отмечает свой профессиональный праздник —
День российской науки, ежегодно 8 февраля.

Учреждён указом президента России Б.Н. Ельцина в 1999 году.

В соответствии с исторически сложившимся
статусом и задачами
Академия построена по научно-отраслевому
и территориальному принципу и включает

13 отделений РАН (по областям и направлениям науки)
и 3 региональных отделения РАН
(ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ, СИБИРСКОЕ, УРАЛЬСКОЕ).

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Российской академии наук (СО РАН) образовано в 1957 г.

РОСПАТЕНТ НАЗВАЛ
ДЕСЯТЬ ЛУЧШИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ РОССИИ
ЗА ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА.

Лучшим изобретением в ходе онлайн-голосования выбрали
3D-МАТРИКСНУЮ СТРУКТУРУ
ДЛЯ ДОСТАВКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ,
разработанную в МГУ имени М.В. Ломоносова.

с целью повысить осознание общественностью
во всем мире пользы науки,

а также служит напоминанием
международному сообществу

о необходимости использования
научно-технических достижений

Как вы считаете, почему Леон Баттиста Альберти (1404-1472), музыкант, архитектор, поэт, философ разрушает столь дорогой для гуманистов образ человека – творца, центра мироздания?

Задание 2

В конце жизни Леонардо да Винчи прекращает все свои научные изыскания и занятия живописью. Он рисует сцены потопа, обрушившегося на человечество (сюжет, иллюстрирующий конец мира). Триумф человеческого разума без истинных ценностей приведет к концу земной природы – таков горький вывод ученого.


Согласны ли вы с его выводами? Изложите свое мнение. Приведите аргументы в пользу своей версии.

Задание 3

Перед вами портрет знаменитого итальянского проповедника и общественного реформатора – Джироламо Савонарола (1452 — 1498).

Выскажите свое суждение о содержании этой проповеди Савонаролы. Что вам кажется правильным? С чем вы не согласны и почему? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4

Франческо Петрарка (1304-1374) – поэт, общественный деятель, гуманист произвел переоценку роли гуманитарных дисциплин в системе средневекового университетского образования, выдвинув в качестве важнейших предметов этику (учение о морали) и риторику.

Запишите ход своих размышлений.

Задание 5

Какие, по-вашему, идеи Просвещения нашли свое воплощение в романе Дефо?

Запишите ход своих размышлений по этим вопросам.

Задание 6

Внимательно рассмотрите картину Жана-Огюста Доминика Энгра (1780-1841):

Опишите героя картины. Какими, как вам кажется, чертами характера он обладает? Какие приемы использовал Энгр, чтобы дать понять это зрителю?

Читайте также: