Три товарища итоговое сочинение 2021

Обновлено: 30.06.2024

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

5 сочинений по темам прошедшего ИС 1 декабря 2021 года.


110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

мечтая о прекрасном будущем, тоже не следует, ведь оно может никогда не наступить. Нужно жить сегодняшним днём, потому что только настоящее действительно подвластно человеку.

В заключение хочется сказать, что развитие новых технологий иногда наносит обществу непоправимый урон. Если научные достижения угрожают нашей жизни, их уже нельзя считать следствием прогресса. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о духовном мире, необходимо оберегать его от губительного влияния опасных экспериментов и цифровизации.


309. Когда слово становится преступлением?

Ф.И. Тютчев писал:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.

Действительно, важно быть осторожным со своими словами, потому что любое из них может стать преступлением. Ни в коем случае нельзя срывать свою злость на других, ведь так можно обидеть человека. Кто знает, чем это обернётся? Необходимо обдумывать свои слова и поступки, чтобы предотвратить возможную трагедию.

407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.


505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Человека, который любит своё Отечество, называют патриотом. В чём же проявляется этот патриотизм? По мнению литературного критика В.Г. Белинского, любовь к Родине не может заключаться в громких словах, потому что они ничего не значат, если человек бездействует. Настоящий патриот доказывает свои чувства с помощью благородных поступков. Это не значит, что каждый должен совершать подвиг, рискуя собственной жизнью. Участие в субботнике, оказание помощи пожилым и больным людям, любое доброе дело может быть доказательством любви к своей Родине. Обратимся к примерам из произведений художественной литературы, в которых поднимается проблема подлинного патриотизма.

приданом самой Наташи. Для Ростовой-младшей это противоестественно, неправильно, она не может проявить такое равнодушие к людям, нуждающимся в её помощи. По мнению героини Толстого, стыдно оставаться безучастным в подобной ситуации. В конечном счёте, благодаря упорству и решительности настоящей патриотки, все доступные подводы Ростовых были отданы для перевозки раненых. Итак, мы видим, что истинная любовь к Отечеству включает в себя чувство сострадания к ближним и готовность оказать помощь и поддержку.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Не следует забывать о нашем гражданском долге, который заключается в том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не предавать свою Родину и делать всё возможное для её благополучия и процветания.

1. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

Внутренний мир каждого человека незначительно или значительно меняется. Каковы же причины внутренних перемен в жизни человека? В большинстве случаев внутренние изменения связаны с внешними обстоятельствами: когда человек становится участником или свидетелем какого-то явления, он начинает по-другому смотреть на окружающий мир и на собственное существование.

О том, что внешние обстоятельства становятся причиной внутренних перемен человека, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Таким образом, причинами внутренних перемен в жизни человека часто становятся внешние обстоятельства, которые заставляют человека о чем-то задуматься и пересмотреть свои жизненные принципы.
2. Что способно изменить человека?

Человек имеет возможность постоянно изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Способно изменить человека абсолютно любое явление: событие, касающееся жизни конкретного человека, событие, касающееся жизни родных и близких этого человека, событие, касающееся жизни всех представителей народа или даже человечества. На то, чтобы человек пересмотрел свои взгляды на жизнь, может оказать влияние совершенно любое событие.

О том, что способно изменить человека, рассуждали в своих художественных «произведениях многие отечественные писатели.

Таким образом, изменить жизнь человека способно любое событие, будь оно связано с собственной жизнью, с жизнью родных и близких людей, с общественными изменениями.

3. Выбор, который меняет человека

Каждый человек постоянно находится перед выбором. В каких-то случаях выбор, который предстоит сделать человеку, оказывает на его жизнь незначительное влияние, а в других случаях сделанный выбор оказывает огромное воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. Каждый человек сталкивается с собственными жизненными трудностями, которые предполагают, что человек выберет дальнейший путь из минимум двух вариантов. Сделанный человеком выбор может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие.

Проблема выбора, который меняет человека, поднимается во многих художественных произведениях отечественной литературы.

Таким образом, во многих случаях человек оказывается в такой ситуации, когда он осознанно или неосознанно делает выбор, который кардинально меняет его мышление или образ жизни.

4. Всегда ли перемены бывают к лучшему?
Окружающий мир не статичен, он постоянно изменяется. Но всегда ли перемены бывают к лучшему? На этот вопрос нельзя ответить утвердительно, так как не все личные и общественные изменения приводят к положительным результатам. Если отдельный человек или целое общество главными жизненными ценностями ставят аморальные явления, то изменения будут носить неблагоприятный характер. Не все изменения носят положительный характер, так как всем людям, включая и тех, кто управляет целыми государствами, свойственно ошибаться.

О том, что не всегда перемены бывают к лучшему, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что часто человек понимает, что не может жить прежней жизнью в соответствии с прежними принципами, потому что он осознает необходимость внутренних изменений вследствие открытия ранее неизведанной истины.

Доказательства справедливости высказывания А. Рэнд можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что изменения в обществе и внутри отдельной личности происходят постоянно, так как они являются естественным процессом.

Доказательства справедливости высказывания Сэмюэля Батлера можно найти в различных художественных произведениях.

Таким образом, изменениям подвержено все, что позволяет сказать о том, что перемены – это неизменность в условиях постоянно сменяющих друг друга обстоятельств.

Доказательства справедливости высказывания Джузеппе Томази ди Лампедуза можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Таким образом, хоть из-за общественных изменений и меняется жизнь людей, но суть остается той же: как и было раньше, в обществе остаются люди, которых удовлетворяет существующая действительность, и люди, которые выступают за общественные изменения.

Доказательства справедливости высказывания А. Карра можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Таким образом, несмотря на многочисленные общественные изменения, в обществе все остается по-прежнему: всегда найдутся люди, которых все устраивает, и люди, которые выступают за общественные перемены.

26. Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Могут ли новые технологии сделать людей лучше? Чисто теоретически на этот вопрос можно ответить утвердительно, так как создание новых технологией связано с желанием увеличить возможности человека. Но так как большинство людей не умеет пользоваться новыми технологиями по всем правилам или новые технологии не обладают способностью кардинально улучшить человека, новые технологии в большинстве случаев делают только хуже. Новые технологии – это не плохо, но во всем нужно знать меру, нельзя технический прогресс ставить превыше человеческого существования.

О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждали в своих художественных произведениях многие писатели мировой литературы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чисто теоретически новые технологии могут сделать человека и его жизнь лучше, однако неумение знать в пользовании технологий меру и невозможность технологий кардинально изменить то, что заложено в человеке природой, в большинстве случаев приводит к тому, что новые технологии только портят жизнь человека.

27. Почему человек деградирует?

Почему человек деградирует? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как причин деградации может быть множество. Если говорить обобщенно, то человек начинает деградировать тогда, когда живет в соответствии с ложными жизненными ценностями или когда подчиняется принципам безнравственного общества.

О причинах деградации человека рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одними из причин деградации человека являются существование в соответствии с ложными жизненными ценностями и полное подчинение принципам безнравственного общества.

28. Когда человеку необходимы перемены?
Перемены – неотъемлемая часть жизни любого человека. Так когда человеку необходимы перемены? Перемены необходимы человеку тогда, когда он осознает, что тот образ жизни, который он ведет на данный момент, его не устраивает и тяготит. Человек, который осознает, что он несчастлив, должен стремиться изменить свою жизнь так, чтобы она приносила ему удовольствие.

О том, что перемены нужны человеку тогда, когда его тяготит собственное существование, рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.

Таким образом, перемены действительно необходимы человеку в том случае, когда человек тяготится собственным существованием, которое не приносит счастья.

29. Как революция влияет на положение в стране?

Революция, будучи радикальным общественным явлением, оказывает огромное влияние на положение в стране. Из-за того что революция тесно связана с насильственными методами, она способствует тому, что одни люди совершают действия, направленные на то, чтобы другие люди отказывались от привычного образа жизни и начинали жить совершенно другим способом. Революция делит народ на политические лагеря, которые негативно настроены против друг друга. Революционные события тесно связаны с событиями Гражданской войны, оба общественных явления связаны с жестокими и братоубийственными действиями, когда жители одной страны ведут кровопролитную борьбу с такими же представителями народа.

О негативном влиянии революции на Положение в стране рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.

О том, что наука важна в жизни человека, но важны и другие сферы человеческой деятельности, рассуждали многие отечественные писатели.

Таким образом, наука действительно важна в жизни человечества и отдельного человека, но это не единственная необходимая сфера человеческой деятельности.

32. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Технический прогресс не может не оказывать влияние на людей. Несмотря на то что технический прогресс упрощает жизнь людей, он оказывает и негативное влияние, которое проявляется в том, что человек, отвыкающий от самостоятельной работы, становится более эгоистичным. Получая новые возможности, люди часто забывают, что такое нравственность. Привыкая к тому, что за них все сделает машина, люди забывают о том, что такое настоящий труд. С техническим прогрессом люди думают только об удовольствиях, забывая о других людях, даже о родных и близких, теряя способность сострадать и сопереживать. С техническим прогрессом всему обществу жить становится комфортнее и удобнее, поскольку люди не тратят время на то, что теперь может сделать машина, однако нравственно люди деградируют и становятся похожими друг на друга, теряя свою индивидуальность.

О том, как изменился человек благодаря техническому прогрессу, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что технический прогресс, несмотря на благие цели, меняет человека в худшую сторону, поскольку люди перестают задумываться об окружающем мире, становятся эгоистами, не способными сопереживать и сочувствовать другим людям, теряют собственную индивидуальность.

33.Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?

Различные культурные изменения, к которым можно отнести и изменение норм правильного поведения и морали, оказывают на мировоззрение человека огромное воздействие. Так как культурные изменения связаны со всем обществом, то они оказывают влияние и на отдельных представителей общества. То, с чем столкнулось целое общество, не может не оказать влияние на отдельного представителя общества. В зависимости от характера культурного изменения человек продолжает развиваться с еще больше силой или начинает деградировать.
О том, что культурные изменения в обществе оказывают огромное влияние на мировоззрение человека, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: так как культурные изменения связаны с существованием всего общества, они оказывают непосредственное влияние не только на общество в целом, но и на отдельных его представителей, заставляя людей либо внутренне развиваться, либо деградировать.

34. Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?

Эпоха инноваций, которая предполагает использование новых технологий, меняет человеческое мышление. Машинизация способствует тому, что человек становится уверенным в том, что он является царем природы, что все явления окружающей действительности существуют для удовлетворения человеческих потребностей. То, что человек смог создать новые технологии, облегчающие его существование, становится причиной того, что человек становится более эгоистичным и самоуверенным.

О том, как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инновации, несмотря на то что делают жизнь человека более удобной, оказывают и отрицательное воздействие: люди теряют индивидуальность, становятся эгоистами и слишком самоуверенными людьми.

Доказательства справедливости высказывания Дионисия Галикарнасского можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Доказательства справедливости высказывания Булата Окуджавы можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Подводя итоги ко всему вышесказанному, можно отметить, что часто люди подсознательно или осознанно хотят, как личных перемен, так и общественных перемен, однако они боятся, что эти перемены приведут их к еще худшему существованию, нежели у них есть сейчас.

Доказательства справедливости высказывания Ричарда Хукера можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Все это выражает мысль о том, что даже жизнь людей, выступающих за перемены к лучшему, связана с неудобствами.

Таким образом, любые перемены приносят неудобства, даже тем, кто выступает за общественные изменения к лучшему, поскольку они вынуждены сталкиваться с сопротивлением со стороны тех, кто не желает менять жизнь.

Доказательства справедливости высказывания Джона Стейнбека можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Таким образом, с возрастом человек все больше привыкает к тому образу жизни, который он ведет уже долгое время, поэтому ему тяжело менять что-то, отказываясь от привычной жизни.

Таким образом, когда человек внутренне изменяется, он все равно остается самим собой, поскольку изменения — это естественный, необходимый для нормального функционирования человека процесс.

Справедливость высказывания М. Ганди можно доказать с помощью многих художественных произведений отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что если люди хотят общественных изменений, они не должны надеяться на то, что эти изменения совершатся сами собой, они должны совершать определенные действия для того, чтобы изменения, о которых думают люди, воплощались в реальную действительность.

Справедливость высказывания Людвига Берне можно доказать с помощью многих художественных произведений отечественных писателей.

Таким образом, окружающая действительность, общественная жизнь, жизнь отдельного человека и его внутренний мир постоянно изменяются, что позволяет сказать о том, что нет ничего более постоянного, чем перемены.

Справедливость высказывания А. Давидовича можно доказать с помощью многих художественных произведений отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в мире постоянно происходят различные изменения, однако сущность человека от этого не меняется, что позволяет доказать мысль А. Давидовича о том, что в неизменно меняющемся мире ничего нельзя изменить.

Справедливость высказывания Джона Р.Р. Толкиена можно доказать с помощью многих художественных произведений отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что если человек действительно хочет изменить свою нынешнюю и, следовательно, будущую жизнь, он применит усилия и найдет для осуществления желаемого возможные способы, совершая такие действия, которые приведут его к такому будущему, о котором он мечтает.

Справедливость высказывания Энтони Роббинса можно доказать с помощью художественных произведений русских писателей.

Таким образом, часто человек, который осознанно или неосознанно меняет свою жизнь кардинальным образом, делает это либо вдохновляясь чем-то, либо по причине нахождения в состоянии отчаяния.

Доказательства справедливости высказывания Огюста Марселя Бартелеми можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Таким образом, человека, отказывающегося внутренне меняться и выступающего против общественных изменений, можно назвать глупым, так как он не имеет возможности объективно оценивать явления окружающей действительности.

О том, что некоторые люди, изменяя явления действительности, меняются к лучшему, а некоторые — к худшему, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в зависимости от характера изменения явлений окружающей действительности человек меняется либо к лучшему, либо к худшему.

Доказательства справедливости высказывания Николы Буало можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Таким образом, человек как живое существо, способное мыслить, всегда, даже если он этого не замечает, подвержен внутренним изменениям, которые являются неотъемлемой частью жизни любого человека.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не все перемены несут с собой новые возможности, поскольку перемены, связанные с негативным воздействием на людей, не только не дают людям новых возможностей, но и отбирают у них те возможности, которые они имели до перемен.

Доказательства справедливости высказывания Джека Уэлча можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что менять безнравственный образ жизни лучше самостоятельно, так как постепенные изменения, к решению о которых человек пришел осознанно, менее болезненны, чем резкие изменения по принуждению других людей.


Составители: учителя русского языка и литературы

Воробьёва Оксана Николаевна

Негребецкая Любовь Юрьевна

Бухтиярова Ольга Николаевна

Комментарий специалистов ФИПИ

Как можно раскрыть тему

  1. Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
  2. Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
  3. Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
  4. Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему.

Как сделать сочинение лучше

  • При выборе произведения нужно учитывать, что книги из школьной программы вызывают больше всего вопросов у проверяющих (точно ли переданы события, верно ли понята и отражена позиция автора, правильно ли написано имя героя и т.д.). Лучше выбрать произведение не из школьной программы или написать о двух книгах.
  • Не нужно приводить пример из жизни.
  • Речевые недочеты в итоговом сочинении не учитываются, но на ЕГЭ из-за них снизят баллы по критериям К10 и К6.
  • Поработай с речевым оформлением сочинений уже сейчас, чтобы не переучиваться весной!

ПЕРЕМЕНЫ – действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.

Синонимы

Глобальные перемены, великие перемены, серьёзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена, переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век.

Эпитеты

Резкая, внезапная, неожиданная, существенная, важная, значительная, удивительная.

Из-за чего возникает боязнь к переменам? Скорее всего, с нежеланием принимать ответственность, связанную с ними. Правильность данного мнения подтверждается в пьесе. Герои отказываются прислушиваться к нравоучениям Чацкого, которые могут привести к необходимости изменения устаревшего жизненного уклада. Некоторые из крепостников понимают, что в сказанном соотечественником, вернувшимся из-за границы, есть смысл, но к переменам они не готовы. Почему? Да потому что необходимо будет расстаться с нажитыми привилегиями, возникнет необходимость работать и учиться. Также придется отменить крепостное право и начать развивать отечественную культуру. Никто не хочет брать ответственность за последующие перемены, ведь понимают, что они потребуют титанических усилий, без которых невозможен прогресс.

Если человек твердо решил достичь своей цели, то перемены могут произойти. Подтверждение этому мы находим в данном романе. Главный герой – это собирательный образ нового поколения, пришедшего, чтобы изменить российское общество и страну в целом. Базаров был решительным, трудолюбивым и целеустремленным нигилистом. Парень имел свое мнение и четко следовал собственным убеждениям. Базаров считал, что будущее человечества в науке, он отрицательно относился к музыке, живописи, литературе и даже самой природе. По мнению героя, только за разрушением старых стереотипов последуют перемены. Он заводит спор с Кирсановым, в лице которого видит все дворянство, приведшее страну к такому состоянию. Переменам не удалось произойти из-за людей, боящихся оставить старое, которых было большинство.

Если мечтать о переменах, они произойдут? Нет, здесь одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия. Это описано в данном романе. В первые годы жизни в Петербурге Обломов много мечтал, на что-то надеялся, ждал перемен. По истечению десяти лет все осталось без изменений: Илья Ильич продолжал рисовать будущее в уме. Герой любил полежать на диване, на улицу выходил редко. Он живет безмятежной жизнью в имении, даже упадок хозяйства и угроза выселения не мотивируют к действию Обломова. Временное пробуждение героя наступает благодаря его другу Андрею Штольцу. В этот период Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Это талантливая и прогрессивно мыслящая девушка, сумевшая покорить сердце героя. Обломов долго раздумывает, сомневается, но все же делает ей предложение. После этого опять следует период безмятежной жизни. Увидев Илью Ильича в таком состоянии, Ольга поняла, что его от себя самого ничего не спасет – они расстаются. По стечению обстоятельств, поддавшись интригам Тарантьева, Обломов попадает в дом Пшеницыной. Постепенно женщина прибирает хозяйство Ильи Ильича в свои руки. Позже Пшеницына влюбляется в Обломова и у них рождается сын Андрей. Из-за малоподвижного образа жизни и инсульта Обломов умирает молодым, так и не достигнув того, о чем мечтал. Герой прожил жизнь, плывя по течению.

Перемены не приходят сами собой, к ним нужно стремиться. Такой пример описан в данной пьесе. Родовое имение Любови Раевской и ее брата Леонида Гаева будет продано из-за долгов. Они постоянно закладывали усадьбу и жили за эти деньги. Нужно принимать меры для спасения родового гнезда, но Раевская с Гаевым не спешат. При этом также не принимают вариантов решений, предложенных Лопахиным, пренебрежительно комментируя их. Наступил тот день, когда откладывать нельзя было, но брат с сестрой продолжали медлить. Из-за своего бездействия они лишились и имения, и вишневого сада. С продажей усадьбы для Любови и Леонида мир рушится – для них страшны перемены.

Чем для человека являются перемены? Благодаря им формируются новые мысли, желания и цели. Новые впечатления способствуют выстраиванию правильных жизненных ориентиров. Доказательство этому есть в данном произведении. Герой решает покинуть свою планету с целью познать новые чувства и мысли. Он желает увидеть мир, научится жизни. Находясь на Земле, Маленький принц понял, на сколько сильны его чувства к Розе. Также он осознал, что любовь взаимна, так как цветку нужна забота. Маленькому принцу стало ясно, что такое ответственность, взрослая жизнь и дружба. Его кругозор и эмоциональный диапазон расширились. Парень по достоинству оценил то, что имел, и начал переустраивать свою жизнь. Если человек меняется, развивается, то и окружающий мир преображается.

Читайте также: