Три минуты с маниловым сочинение

Обновлено: 26.07.2024

В своей поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь гениально отобразил время и характеры, существующие в помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века, когда старый патриархальный уклад начал трещать по швам, давая место новым, капиталистическим отношениям.

В образе Чичикова Гоголь раскрыл характер человека нового типа – дельца-приобретателя, мошенника, готового на все ради сколачивания капитала. Он задумал великолепную аферу с “мертвыми душами” – умершими, но числившимися по ревизии живыми крестьянами, которых Чичиков как

живых собирался продать и получить за них порядочную сумму. Для этого Чичиков и объезжает помещиков, образы которых писатель создает с искрометным чувством юмора, глубокой иронией.

На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций… была видна беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”.

Н. В. Гоголь всячески подчеркивает претензии Манилова на культуру и образованность, однако мы быстро убеждаемся совсем в обратном. Смешно и напыщенно звучат имена сыновей Манилова (Фемистоклюс и Алкид), вызывает ироническую улыбку “книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Речь Манилова такая же, как он сам, приторно-сладкая, витиеватая, вызывающая ощущение липкости.

Помещик настолько далек от окружающей его действительности, что даже не может вникнуть в суть дела, о котором говорит Чичиков. Странное предложение о продаже “мертвых душ” сперва озадачило его, но не сутью, а внешней необычностью. Чичиков же на лету сообразил, что именно смущает Манилова, тут же учел его наивность и любовь к пышным формулировкам и облек свое предложение в блестящую дипломатическую форму, добавив в конце: “Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе, но уж извините: обязанность для меня дело священное, закон – я немею перед законом”. И красноречие Чичикова подействовало.

С иронией говорит писатель о выражении лица Манилова, “какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела”.

Манилов становится еще более противным нам от сознания, что его легковерность и любовь к красивым фразам делают его игрушкой в руках мошенника и подлеца, а ведь речь здесь идет о человеческих душах! И он не только легкомысленно, не задумавшись, идет на сделку, но дальше готов восхищаться новым приятелем. Он собственноручно переписывает умерших крестьян и даже перевязывает список розовой ленточкой.

Это сочетание приторной любезности и отвратительной бесчеловечности кажется просто противоестественным.

В лице Манилова Гоголь обличает помещиков, которые по своей наивной легковерности не ведают, что творят, но эта бесхарактерность помогает им закрывать глаза на правду, поощряет зло, сеет вокруг не только бесхозяйственность и бестолковость, но и нищету, воровство, пьянство, бесчеловечность.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Основная и печальная черта Манилова: все проекты, добрые и хорошие начинания остаются словами: от прочтения книги (закладка в которой уже незнамо сколько лет лежит на четырнадцатой странице) до подземного хода с каменным мостом через пруд. Не сделано — и ладно. В доме много нерешенных проблем, но помещика занимают только мечтания. Пусто в кладовой, на кухне непонятно что готовится, воровка ключница, пьяницы слуги — всё это предметы низкие, недостойные барских господ.

Пустые мечтания, слащавая показная вежливость и лесть — увы, все составляющие Манилова.

Отношение Чичикова к Манилову можно проследить во второй главе поэмы “Мёртвые души”. Впервые Чичиков встречает Манилова на балу у губернатора, там они договариваются о встрече.

Первое впечатление Чичикова о Манилове

“Славный малый” – это первое впечатление Чичикова от знакомства, которое вскоре круто изменится. По дороге в гости к помещику Павел Иванович вспоминает его отнюдь не добрым словом, но всё же деликатно. Дело в том, что хозяин Маниловки очень смутно обозначил сколько вёрст от города до его имения нужно проехать.

По словам хозяина, около пятнадцати (в этом вся сущность нашего мечтателя – он не знает даже точного расстояния),а на самом деле – в двое больше. Таким образом, путь к имению, его поиски и опрос проходящих крестьян – всё это сложилось в первое впечатление, которое не делает чести Манилову – он неконкретен, ему нет дела до других, помещик занят только своей персоной. То, что Манилов издалека увидел приближающийся экипаж и вышел встречать его, говорит лишь о том, что помещик и его семья рады любому происшествию, любому гостю – ведь их жизнь уныла, пресна и однообразна.

Знакомство с семьёй

По началу Чичикова пленили безграничная гостеприимность и широчайшая улыбка Манилова. Герой был очень деликатен, учтив, сверхвежлив. Но побыв немного в обществе помещика, он, как мастер людских душ и характеров, увидел насколько плачевно то, что с виду кажется жизнью в доме Маниловых. Жена помещика оказалась очень приятной, но совершенно такой же пустой и неинтересной, как и её супруг. Дети – обыкновенны, если не считать их имён, которые являлись гордостью родителей (Алкид и Фемистоклюс – попытка подчеркнуть образованность отца и матери).

Неприятное впечатление оставила обстановка дома: проблески бесхозяйственности, незаконченность в интерьере – во всём читается хозяйская лень. Чичиков отмечает, к примеру, дорогую ткань в обивке кресел, но два кресла стоят обтянутые рогожей с незапамятных времён. А в другой комнате и вовсе нет мебели, потому что заняться вопросом приобретения некому – Маниловы “витают в облаках”, грезят о великом, но не могут устроить свой быт с комфортом и чистотой. Павел Иванович, отличающийся аккуратностью и педантизмом во всём, а также особой наблюдательностью, был неприятно удивлён, заметив заросший ряской пруд, неухоженную беседку, крестьян, ворующих хозяйское добро.

Самая удачная сделка

По-настоящему порадовал Чичикова помещик своей глупостью, бесхозяйственностью и желанием угодить гостю во что бы то ни стало. Это говорит о доверчивости и недалёкости. Он доверял своему приказчику, который был лентяем и хитрецом, любителем поспать и вдоволь поесть. Также неприятно удивил гостя тот факт, что Манилов не знает количества своих душ, сколько из них умерло, когда была ревизия.

Учитывая, что Чичиков приехал исключительно за мёртвыми душами, ему было трудно терпеть чрезмерную слащавость речей, пустые философствования хозяина и показную высокообразованность. Но Павел Петрович не подавал вида, тщательно подобрал тон, соответствующий хозяйскому, и очень умело провёл сделку. Чичиков сыграл на глупости помещика, на его высоких чувствах и порывах, уверив, что сделка абсолютно законна и даже идёт на благо государству. Манилов не только согласился отдать крестьян даром, а даже – взять все затраты по оформлению сделки на себя, только бы порадовать нового друга.

Вывод очевиден: Встреча Чичикова с Маниловым подчёркивает абсолютную противоположность этих персонажей. Павел Иванович внешне относится к Манилову вполне ровно, но видит в таких людях – глупость, лень и бездеятельность, чего сам терпеть не может. Если добавить к этому чересчур сладкие манеры, речи и откровенную бесхозяйственность Манилова (а ведь он владеет более 200 дворами), то можно понять презрение гостя к помещику и желание поскорее покинуть его имение. В определённом смысле Чичиков благодарен глупому помещику за такую невероятно выгодную сделку.

Подробно изложенная информация о встрече Манилова и Чичикова поможет в написании тематического сочинения на тему.

Манилов – беспечный мечтатель. В его образе присутствуют не самые приятные человеческие качества. Он слащав, сентиментален, ведет праздный образ жизни, создает невероятные проекты, которые не имеют смысла для реально жизни. Однако, он имеет приятную внешность. Одна из его мечт – дружеские отношения с Чичиковым. В жизни Манилова присутствует много иллюзии, которые создают для него комфортную для жизни обстановку.

Чичиков по приезду к Манилову знакомится с его семьей. Он очень проницательно определяет характер Манилова и сразу понимает тактику поведения с ним. Он подстраивается под его манеру поведения и ведет себя с ним очень любезно и обходительно. Даже слишком.

Манилов обожает окружающих его жителей города и обстановку в самом городе. Чичиков поддерживает. Они с большим уважением обсуждают губернатора и не скупятся на комплименты друг для друга.

Они переходят к обеду и после него уединяются в кабинет Манилова для обсуждения вопроса, ради которого Чичиков приехал. Манилов не ожидал услышать от него просьба и был в растерянности.

Автор специально проводит размытые границы между живыми и мертвыми, что помогает читателю лучше понять смысл происходящего. Манилову это предложение кажется необычным, будто особая миссия. Манилов не занимался хозяйствованием и правлением, поэтому даже не представляет реальной ситуации с количеством крестьян, находящихся в его подчинении. Гоголь смеется над некомпетентностью Манилова, которые практически не понимает, о чем идет речь. Чичиков умело успокаивает его продуманным планом. Манилов доверяет ему и не разобравшись до конца, дарит ему своих крестьян.

Другие сочинения: ← Главная и основная мысль книги Ночь перед Рождеством↑ ГогольПоступки городничего в комедии Ревизор →

Как проявляется характер Чичикова в общении

Главным героем является Павел Иванович, о детстве и юности которого мы узнаем в самом начале. Автор поэмы представил главного героя безликим и без своего голоса, словно хамелеона. Персонаж умеет подстроиться под любого человека, чтобы достичь свою главную цель – собственное благополучие.

Наша задача понять, как проявляется характер Николая Чичикова в общении с Маниловым, Коробочкой и помещиками.

Характер Чичикова в общении с Маниловым

Несмотря на сноровку Чичикова по расположению к себе людей, такого хода беседы он не ожидал, поэтому оба и сидели с отрытыми ртами. Чичиков опомнился и уверил своего собеседника, что сделка легальна, и он был прав.

Чичиков убедил Манилова, что эта сделка окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился. Чичиков произнес свою сладкую речь с благодарностями и ушел, раздумывая над новыми мифами и выгодности продажи мертвых душ.

Характер Чичикова в общении с Коробочкой

Коробочка – старая хозяйственная женщина, но ограничена и закрыта для других людей. Поэтому, чтобы сделка состоялась, Чичиков старается понять своего собеседника.

Так он начинает вживаться в образ Коробочки и понимает, что комплименты на нее не действуют, как на Манилова, и говорит с ней только по делу.

Чичиков был недоволен ее любопытностью, ведь она даже не знала, что мертвые души можно купить или продать. Коробочка оказалась жадной, и она выбрала деньги.

Ноздрев – непредсказуемый человек, не контролирует себя. Придя в гости, Чичикова Ноздрев знакомит со своим хозяйством, начиная с конюшни. Чичиков воспринял это как явное хвастовство, и отношение к нему сложилось отрицательное. Помещик не уделил внимание обеду и лишь в 5 часов они сели за стол.

Далее следует выпивка, ссора между собеседниками. Затем они начинают играть в шашки на души. Ноздрев проиграл, и не признав этого начинает драку с Чичиковым. Чичиков спасается бегством. Убегая, Чичиков не может понять, зачем доверился этому аферисту.

Но одно их объединяло – они оба действуют ради корыстных целей.

Характер Чичикова в общении с Собакевичем

Собакевич – грубый, способен на ругательства, любит деньги. Поэтому уже в начале обеда у них возник спор насчет стола у губернатора. Далее Чичиков заявляет о своей цели, но начал говорить как-то издалека.

Он рассказывает о существующем законе, но понимает, что говорить с Собакевичем по-простому не получится. Поэтому он начинает говорить дипломатично, с некой официальностью.

Характер Чичикова в общении с Плюшкиным

Внутренний мир Чичикова так и остался для нас неизвестным. Он нигде не повторился. Он словно профессиональный актер и психолог, который умело располагает к себе людей. Ноздрева он так и не смог расположить к себе, потому что сам не является грубым, для него это чуждо.

Мечты Манилова

Выясняется в ходе разговора, что помещик этот даже не имеет представления о количестве умерших у него крестьян. Для него есть более важные дела, чем ведение хозяйства. Он мечтает о строительстве через речку большого моста, на котором будут продавать для крестьян всякую мелочь купцы. У Манилова есть желание облегчить участь крепостного, но забота о нем на практике никак не реализовывается. Чичикову поэтому так и не удалось выяснить количество мертвых душ у этого человека. Но это его не останавливает.

Чичиков у Манилова. Иллюстрация художника С.С. Соломко.

Чичиков у Манилова.

Чичиков решил съездить к Манилову и Собакевичу, которым обещал это.

Автор знакомит читателей со слугами Чичикова.

Утром Чичиков выехал к Манилову. Вот и Маниловка. Дом помещика стоял на юру, на возвышении, открытом всем ветрам. «…были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.

Лирическое отступление.

Гораздо легче изображать характеры большого размера; там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Дома говорил он мало, в основном размышлял и думал.

«А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах.

На домашние же проблемы внимание не уделялось.

Пошли обедать. Маниловы познакомили Чичикова со своими сыновьям восьми и шести лет, старший – Фемистоклюс , который сумел назвать главный город Франции — Париж, и города России – Москву и Петербург.

Далее Чичиков попрощался, узнал, как проехать к Собакевичу.

Он вспоминал о странной просьбе Чичикова и никак не мог понять её.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Критический реализм Гоголя

В русской литературе с появлением сатирических произведений, созданных этим автором, укрепляется в то время в реалистической литературе критическое направление. Гоголевский реализм насыщен бичующей, обличительной силой — в этом его главное отличие от современников и предшественников. Художественный метод писателя получил соответствующее название. Он именуется критическим реализмом. У Гоголя новым является заострение основных черт характера персонажей. Гипербола становится его излюбленным приемом. Это усиливающее впечатление преувеличенное изображение основных черт.

Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – признанный классик русской литературы. А величайшие имена в ней так или иначе связаны с новаторством. В этом смысле Николай Васильевич не исключение.

Например, произведение “Мертвые души” он назвал поэмой, хотя оно написано прозой, а не стихами. Этим он подчеркнул особую значимость своего творения.

Поэма, напомним, – это лироэпическое объемное произведение, которое отличается широким охватом представленных событий, а также глубиной содержания. Однако этим не ограничивается новаторство Гоголя.

Критический реализм Гоголя

В русской литературе с появлением сатирических произведений, созданных этим автором, укрепляется в то время в реалистической литературе критическое направление. Гоголевский реализм насыщен бичующей, обличительной силой – в этом его главное отличие от современников и предшественников.

Художественный метод писателя получил соответствующее название. Он именуется критическим реализмом. У Гоголя новым является заострение основных черт характера персонажей. Гипербола становится его излюбленным приемом. Это усиливающее впечатление преувеличенное изображение основных черт.

Глава о Манилове в ряду других глав о помещиках

Прежде чем рассмотреть отношение Чичикова к Манилову, кратко опишем структуру произведения, роль в нем этих двух персонажей. Главы о помещиках – важная составная часть поэмы. Им уделено более половины объема первого тома.

Гоголь расположил их в порядке, который является строго продуманным: сначала – Манилов, расточительный мечтатель, которого сменяет бережливая хозяйка Коробочка; последней противопоставлен Ноздрев, пройдоха, разорившийся помещик; после этого снова следует поворот к помещику-кулаку – хозяйственному Собакевичу.

Замыкает галерею Плюшкин – скряга, воплощающий собой крайнюю степень вырождения этого класса.

Приемы, которые использует автор

Мы замечаем, читая произведение, что автор повторяет приемы в изображении каждого из помещиков. Сначала идет описание деревни, дома, внешнего вида того или иного героя. После этого следует рассказ о том, как отнесся он к предложению Чичикова.

Затем идет изображение отношения этого героя к каждому из помещиков и, наконец, сцена купли-продажи. И это не случайно. Замкнутый круг приемов создан автором для того, чтобы показать отсталость, консерватизм провинциальной жизни, ограниченность и замкнутость помещиков.

Он подчеркивает умирание и застой.

Характеристика Чичикова, его отношение к Манилову

Чичиков чуть ли не до последней главы произведения остается для читателя незнакомцем. Главный герой на протяжении книги о себе ничего не говорит.

Деятельность этого человека разворачивается только вокруг покупки мертвых душ. Создается ощущение, что и его самого можно причислить к ним. Другие персонажи тоже пополняют этот ряд.

Человеческую природу по-своему искажает каждый из них, что отражается в поэме “Мертвые души”.

Образ Чичикова принадлежит к типу “среднего человека”. Страсть к наживе заменяет ему все остальное. К помещикам он относится соответственно их поведению по отношению к сделке. Главное для него – заполучить мертвые души.

К тем, кто без труда предоставляет ему такую возможность, он относится с благодарностью. Это мы увидим на примере Манилова (“Мертвые души”). Образ Чичикова в соответствии с гоголевской традицией гиперболически изображает одну главную черту. В его случае это страсть к наживе.

Совершая преступление, Чичиков должен быть тонким психологом и физиономистом. Однако он видит в героях лишь частное, которое Гоголь стремится возвести к общему, родовому. То, что обобщает образы, – это уже авторская характеристика.

Отношение Чичикова к Манилову, как и к другим помещикам, целиком строится на степени удачности деловых отношений.

Образ Манилова

О Манилове, учтивом и “весьма обходительном” помещике, мы узнаем из первой главы “Мертвых душ”. В ней автор изображает внешность этого героя, подчеркивая его глаза, “сладкие, как сахар”.

Проявляется характер Манилова в особой манере разговора, в использовании деликатнейших речевых оборотов.

Незнание этим героем людей, его прекраснодушие выявляются, когда он дает оценку городским чиновникам как “прелюбезнейшим” и “препочтеннейшим” людям. Такова характеристика Манилова.

Гоголь шаг за шагом неумолимо обличает пошлость этого человека. Сатира сменяет иронию. Дети этого помещика (Фемистоклюс и Алкид) названы в честь древнегреческих полководцев для того, чтобы показать, что их родители образованны.

Манилов слезливо благодушен, лишен настоящих чувств и живой мысли. Сам этот помещик является мертвой душой, обреченной на уничтожение подобно всему самодержавно-крепостническому строю нашей страны того времени. Социально опасны, вредны “маниловы”.

От их хозяйствования можно ожидать самых печальных экономических последствий.

Два облика Манилова

Каково же отношение Чичикова к Манилову? Он знакомится с этим на первый взгляд приятным человеком на губернаторском балу. Главный герой сразу же получает от него приглашение посетить его имение – Маниловку. После этого происходит встреча Чичикова с Маниловым в деревне.

Первое впечатление главного героя: это славный малый. Однако впоследствии характеристика помещика меняется. Мы смотрим на него уже глазами Гоголя, который говорит, что он “ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Скрываются за внешней слащавостью этого человека, как мы видим, эгоизм и черствость, что выявляет авторская характеристика Манилова.

Помещик занят лишь своей собственной персоной. Он совсем не следит за хозяйством. Делами заведуют ключница и приказчик, в хозяйстве его процветает воровство. Ничем особенно не интересуется этот персонаж. Досуг его полностью занят несбыточными мечтами и пустыми размышлениями. Он говорит очень мало, и непонятно, что у него на уме.

Всегда на столе этого помещика находилась книжка, которая была заложена на одной странице. Незавершенность царила даже в обстановке его дома. В течение многих лет часть кресел стояла, обитая рогожей, недоставало мебели в некоторых комнатах. Это раскрывает характер помещика как нельзя лучше. Манилов – скорее собирательный образ, а не конкретное лицо.

Он представляет собой помещиков, принадлежащих к николаевской эпохе.

Кабинет Манилова

Продолжим анализ эпизода “Чичиков у Манилова”. После долгого обеда с многочисленными комплиментами в адрес посетителя и хозяев общение переходит в следующую стадию. Чичиков приступает к деловому предложению.

Описание кабинета Манилова показывает, насколько тот на самом деле не расположен к какой бы то ни было трудовой деятельности. Кресло, четыре стула, стены выкрашены серой или голубой краской. Но всего больше табака.

Он располагается в разных углах кабинета в различных видах. Всюду царят запустение и беспорядок.

Мечты Манилова

Выясняется в ходе разговора, что помещик этот даже не имеет представления о количестве умерших у него крестьян. Для него есть более важные дела, чем ведение хозяйства.

Он мечтает о строительстве через речку большого моста, на котором будут продавать для крестьян всякую мелочь купцы. У Манилова есть желание облегчить участь крепостного, но забота о нем на практике никак не реализовывается.

Чичикову поэтому так и не удалось выяснить количество мертвых душ у этого человека. Но это его не останавливает.

Кабинет Манилова

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

Читайте также: