Трагедия чацкого в комедии горе от ума сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Конфликт Чацкого с фамусовским обществом

На пути преобразований, о которых мечтает Чацкий, плотной стеной стоит этот фамусовский мир с преобладанием тех нравов, против которых он всей душой восстаёт. К ним относятся: услужливость, подхалимство, кумовство, погоня за чинами, взяточничество, родственные связи при получении должности и т. д. Но отсутствовавший три года герой не понимает, что за это время появился новый тип людей — Молчалин и ему подобные. Чацкий видит пока только его ничтожность и не воспринимает человека такого типа как опасность для общества, хотя она реально существует.

Молчалин не только счастливый соперник Чацкого, но и личность безнравственная, беспринципная, хитрая, изворотливая. Он полностью противостоит идеям и идеалам Чацкого, расчётливо набирает силу и в дальнейшем не потерпит на своём пути таких людей, как Чацкий. В дальнейшем писатель М. Салтыков-Щедрин указывал на то, что укоренившиеся в русской жизни молчалины станут самыми страшными фигурами русской жизни.

Похожие материалы:

Чацкий и фамусовское общество живут как будто в разных измерениях, они не совместимы. Представители старого московского дворянства считают себя вполне разумными и нормальными. Те же, кто им противостоит, не согласен с их жизненными установками, вполне подходят под определение сумасшедших. Поэтому все разговоры сторон можно назвать разговорами глухих — никто не слышит друг друга и не желает понимать.

Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822–1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.


Значение образа Чацкого

Характеристика образа Чацкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Происхождение Чацкого и его предшествующая биография

Чацкий — дворянин, помещик. У него 300–400 душ крепостных крестьян. Он член Английского клуба, в который входили богатые и знатные дворяне. Чацкий не женат.

Отца и мать он потерял ещё в детстве и воспитывался в семье Фамусова, друга отца, и с детства дружил с Софьей Фамусовой. Именно Софья больше всех делает замечаний о его характере и особенностях личности.

Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Три года он провёл в путешествиях.

По словам той же Софьи, герой невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей. А Фамусов добавляет, что он слишком гордый, к тому же франт и сорванец.

Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

Главным героем произведения является А.А. Чацкий. Он родился в небольшой дворянской семье. Его детство прошло рядом с семейством Фамусовых. С Софьей его связывала, сперва дружба, а затем любовь.

Трагедия Чацкого состоит в том, что его ум не позволят ему закрыть глаза на беспредел, творящийся в светском обществе. Атмосфера лжи и раболепство перед более влиятельными и старшими дворянами и чиновниками высшего ранга. Чацкий не может спокойно смотреть на преклонение перед всем иностранным:

Ах! если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев; Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий критикует методы воспитания и образования, действующие в светском обществе. Его раздражает, что всякий, кому не лень, становится преподавателем. Чацкий осуждает моду на учителей-иностранцев, которые порой по-русски говорить то не умеют:

Не то, чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!

Александра Андреевича возмущают безобразные проявления крепостного права. Он видит отношение помещиков к слугам и открыто протестует против этого. В разговоре с Фамусовой он возмущенно приводит пример проявления крепостного права:

Чины людьми даются; А люди могут обмануться.

Трагедия Чацкого обусловлена тем, что его моральные принципы не могут ужиться с лицемерием светского общества. Ему не нравится воровство и безделье чиновников, но он не может ничего сделать с этим в силу того, что он не наделен чинами и властью. Для главного героя в человеке важно не общественное положение, а его нравственные принципы и качества.

Грибоедов наделяет Чацкого способностью очень тонко подмечать особенности характера человека, поэтому он первым разоблачает в Молчалине подлеца и с горечью о, т.е Фамунсовщину. Однако Александр Андреевич не в состоянии перейти от слов к действию. Он оказывается один на один со старым обществом и своей критикой, неспособный что-то изменить. В этом то и заключается трагедия Чацкого, т.е. горе от ума.

Несмотря на то, что Чацкий искренне любит дочь хозяина дома, у него совсем иные социальные идеи и разногласия во взглядах с окружением дома Фамусовых и местных жителей. Он не терпит лицемерия и несправедливости в людях, всегда говорит правду, не боится обвинять и высмеивать пороки светского общества, в котором не может найти себе места. Чацкий жаждет честно служить своему отечеству, но недоволен своим окружением, которое не понимает его страданий.

Герой старается не смешивать решение важных дел с развлечениями. Он противник обсуждения дел на баллах, Чацкий считает, что всему отведено свое время и место. Он не желает преклоняться ни перед кем. Служить он рад, но прислуживать кому-либо для него — тошно.

Возлюбленная Чацкого предпочла ему человека, который намного уступает нашему герою в образованности. Он так и не смог понять: почему судьба так безжалостна к людям, которые руководствуются велением своей совести и души?

Образ героя очень драматичен. Чацкий в меньшинстве. Его взгляды и убеждения не находят должной поддержки среди его окружения и даже своей возлюбленной. Ему приходится отступить и уехать, но он не отступает от своих убеждений и не предает свои взгляды.

Человек – это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С раннего детства мы начинаем социализироваться, приспосабливаться и жить Читать далее…

Тарас Бульба – очень смелый, уверенный в себе и мужественный казак. Он – настоящий патриот. Всю свою жизнь он защищал Читать далее…

Вне зависимости от того, кем мы являемся сейчас, сколько нам лет, к какому социальному статусу мы принадлежим в данный момент, Читать далее…

Доброта и жестокость — два абсолютно противоположных понятия, как, например, белый и черный, земля и небо, ад и рай. Очень Читать далее…

Общественная и личная трагедия Чацкого

Трагедия Чацкого

Отчего же, не смотря на достигнутые интеллектуальные высоты, сам Чацкий не сделал блестящей карьеры чиновника, не построил военной. В чем же состоялся он сам? Возможно, он состоялся как Гражданин?! И нет, и да.

Причиной столь жесткой характеристики является несоответствие жизненных идеалов Чацкого и массового сознания. Так, может быть в этом и заслуга этого человека. Он один предложил отличную от других жизненную позицию, заставил других возмутиться, а значит задуматься. Он заронил в эту русскую почву зерно непокорного духа, общественного неповиновения. В этом его великая миссия.

надеюсь , что это подойдёт

Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822–1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.


Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.


Образ Чацкого

Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.


Почему Чацкий – победитель?

Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие. Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.


Режиссер Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

Почему Чацкий – побежденный?

Что будет, если читателям, кто же всё-таки Чацкий – победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера – лишь спесь, злобу и чванство.


Фамусов и его общество относятся к Чацкому грубо и пренебрежительно. Он не такой, как все - у него свои взгляды, политические убеждения. Речь его кипит умом и остроумием, и притом он безукоризненно честен. Если Фамусов всем льстит и пытается подстроиться под мнение каждого человека, из которого можно извлечь какую-либо выгоду, то Чацкий прямолинейный и всегда твёрдо отстаивает свою точку зрения, собственное мнение. Он не видит в этом проблемы, но это одна из причин, почему его ненавидит Фамусовское общество и так к нему относится. Чацкий против чинопочитаний: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Для окружающего его общества это немыслимо, оно считает его странным и поэтому легко соглашается со слухом об его сумасшествии, который пустила Софья.

Каждый, кто узнаёт об этом, несказанно этому рад, ведь никто не воспринимает Чацкого всерьёз.

Не везёт Чацкому и в любви. Софья, с которой они прекрасно ладили и дружили в детстве, по его приезду очень холодно к нему относится. Он замечает, что она влюблена в Молчалина и смеётся над ним, ведь ему важно только чинопочитание. Девушка не может такого терпеть и распространяет о нём неприятный слух. Узнав об этом, Чацкий в ярости обвиняет Софью в том, что она во всём виновата, "надеждой завлекла". Кипя бешенством на всех, униженный, он уезжает из Москвы искать уголок оскорблённому чувству.

Чацкий чувствует себя гонимым человеком, которого не понимают окружающие, мечтает о том, " где бы найти уголок для уединения". Ему противны низкопоклонство, чинопочитание, в отличие от Фамусовского общества. Само название комедии подсказывает нам, что он страдает от собственного ума. Чацкий не может найти себе место и потому одинокий. Он сеет только, а пожинают другие - и в этом его главная трагедия, т. е в безнадёжности успеха.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Режиссер Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.

План комедии весьма прост. Все действие происходит в московском особняке, но это лишь сценическая площадка, не ограничивающая масштабного замысла писателя, мысль которого объем лет всю Россию. Все события происходят в течение одних суток. Но это время является отражением всей эпохи. Лишь один день понадобился возвратившемуся на родину Чацкому, чтобы «отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна.

Но замысел пьесы оценили по достоинству не сразу. Она настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин рассматривал это как недостаток, а не новаторство, назвав ее «бурей в стакане воды. Конечно, критики признавали, что в «Горе от умадовольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитриевна и многие другие. Но для настоящей комедии недостаточно присутствия нескольких забавных персонажей, комичен должен быть сам сюжет, в основе которого должно лежать какое-либо недоразумение, проясняющееся в финале. Кроме того, по правилам жанра, положительные герои посредством хитрости ума должны преодолеть все препятствия, и, в итоге, предстать победителями, оставив в дураках отрицательных персонажей.

В комедии Грибоедова все не так. В смешном положении оказывается именно положительный герой — Чацкий: нелепо его сомнение в искренности чувств Софьи к «бессловесномуМолчалину, навязчивы его попытки вызвать девушку на откровение. Но автор не смеется над своим героем, а грустит вместе с ним. Сочувствие Чацкому нарастает с дальнейшим развитием сюжета, когда становится ясно, что драма главного героя- это не только безответная любовь, но и противостояние всему представленному в произведении обществу. По замыслу автора, Чацкий воплощает в себе черты передового человека своего времени. Он представлен в комедии пророком, «вопиющим в пустыне, как все мещане, представители фамусовского общества, не приемлют пророка в своем отечестве. Столкнувшись с миром «бессловесных, правдолюбец Чацкий лишь подчеркнул противоречия, вставшие между вольнолюбивой дворянской интеллигенцией и основной массой крепостнического дворянства. Суть конфликта заключается в том, что главный персонаж смотрит на привычную остальным московскую жизнь со стороны. Все, кроме него, полностью довольны своим положением. Чацкий же своей критикой подрывает основы фамусовского общества, как всего в целом, так и каждого персонажа отдельно. Он высмеивает возлюбленного Софьи — Молчалина: «с такими чувствами, с такой душою/Любим. ; покушается на святая святых самого Молчалина — его карьеру: «мне отсоветовал в Москве служить в Архивах; мужу Натальи Дмитриевны — скучающему военному в отставке «совет дал жить в деревне. Поставив под сомнение все то, чем живет большинство — почтение окружающих, карьеру, светские развлечения, Чацкий совершил промах, непростительный в кругах барской Москвы, что дало право обиженным огласить его сумасшедшим, и тем восстановить свои пошатнувшиеся устои.

Герой пьесы пережил «мильон терзаний, он бежит из Москвы в поисках места «где оскорбленному есть чувству уголок. Как мы видим, финал пьесы тоже не похож на концовку комедии. И все же, по моему, произведение Грибоедова — комедия, призванная вынести окончательный приговор фамусовщине — обществу, сплоченному низменными интересами. Оно может порой торжествовать, важничать и клеветать, но, по сути, является нежизнеспособным. О неустойчивости его позиций мы можем судить по тому переполоху, который внес в его ряды всего один человек за несколько часов пребывания в этом обществе. И, несмотря на трагический для Чацкого финал, в произведении в целом преобладает оптимистический дух, дух скорых перемен.

А отсюда вопрос: как же сам Грибоедов относился к своему герою? Ответить на него крайне сложно, т.к. автор комедии не выводит Чацкого победителем, не дает ему одержать даже моральной победы над миром Фамусовых и Молчалиных, Скалозубов, Репетиловых и Загорецких…

А.С.Пушкин, прочтя комедию, сказал, что в ней только одно умное по-настоящему действующее лицо – сам Грибоедов.

Таким образом, в комедии нет ни победителей, ни побежденных. Кто победит – решит время и история.

Горе уму! Время Чацких в России еще не пришло.

Общественная и личная трагедия Чацкого

Автор: Ирина Михайлова

А отсюда вопрос: как же сам Грибоедов относился к своему герою? Ответить на него крайне сложно, т.к. автор комедии не выводит Чацкого победителем, не дает ему одержать даже моральной победы над миром Фамусовых и Молчалиных, Скалозубов, Репетиловых и Загорецких…

Так ради чего же нужны автору столь глубокие монологи перед Фамусовыми, заткнувшими уши?

А.С.Пушкин, прочтя комедию, сказал, что в ней только одно умное по-настоящему действующее лицо – сам Грибоедов.

Таким образом, в комедии нет ни победителей, ни побежденных. Кто победит – решит время и история.

Горе уму! Время Чацких в России еще не пришло.

Все работы этого автора

Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого — молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

Образ Чацкого

Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.

Почему Чацкий — побежденный?

Что будет, если читателям, кто же всё-таки Чацкий — победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера — лишь спесь, злобу и чванство.


Вопрос:

В чем заключается трагедия Чацкого? Помогите пожалуйста, очень срочно…

Ответы:

Окружающие люди его не понимают. У него множество идей, которые, по его мнению, сделали бы жизнь общества намного лучше, но никто его не поддерживает, потому что все боятся перемен.

Учебные материалы.. первая помощь в учебе…

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Почему Чацкий — победитель?

Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие. Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.


Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822-1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.

Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940-60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим — в 1875 году.

Читайте также: