Толковый словарь слова сочинение

Обновлено: 17.05.2024

1. только ед. Действие по гл. сочинить-сочинять. Заниматься сочинением стихов.

2. Литературное произведение. Философское сочинение. Сочинение по медицине. Сочинения Гоголя. Собрание сочинений.

3. Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Классное сочинение. Домашнее сочинение.

| Изложение чего-нибудь в письменной форме как испытание для получения квалификации, ученой степени, чина, звания (спец.). Дипломное сочинение. Кандидатское сочинение. Сочинение на премию. Сочинение на тему (написанное на данную тему).

4. только ед. Соединение двух или нескольких независимых предложений в сложное предложение; ант. подчинение (грам.). Сочинение предложений.

Энциклопедический словарь

(паратаксис), в лингвистике - синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.

Словарь Ожегова

СОЧИНЕНИЕ, я, ср.

1. см. сочинить .

2. То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.

3. Вид письменной школьной работы изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.

4. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.

Словарь Ефремовой

  1. ср.
    1. Процесс действия по знач. глаг.: сочинять, сочинить.
    2. :
      1. Литературное или научное произведение.
      2. устар. Композиция картины (в живописи).
      1. Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему.
      2. Изложение чего-л. в письменной форме как испытание для получения квалификации, звания и т.п.

      Тезаурус русской деловой лексики

      Syn: труд, диссертация, трактат

      Словарь лингвистических терминов

      Отношение между словами в предложении, а также между предикативными частями сложного предложения, которое выражается в синтаксическом равноправии соотносительных элементов; отношения между ними обратимы, показатель отношений находится между ними, не сливаясь по значению ни с одним из них. Газеты и журналы. Вспыхивает молния, и гремит гром. см. также сочинение предложений.

      Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

      методический термин, обозначающий вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (устные сочинения).

      Как продукт речевой деятельности С. — это текст, речевое произведение. И как любой текст, С. ученика в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определямое коммуникативной установкой автора). Указанные особенности и являются предметом изучения каждого из обозначенных в школьной программе по русскому языку речевых произведений.

      Предметом обучения в старших классах являются С. школьников определенного типа (в том числе своеобразные по своей структуре и языковому оформлению) на литературные темы, которые создаются с опорой на литературное произведение.

      Литературные произведения используются как образец жанра (типа) речи: загадка, сказка, рассказ и пр.; источник эмоционального настроя учащихся; основа обучения другому жанру (инсценировка, киносценарий и др.).

      По характеру переработки исходного литературного текста выделяются С:

      2) предполагающие определенную интерпретацию (аннотации, отзывы, рецензии, обзоры, рефераты, предисловие, послесловие, литературный очерк и пр.);

      3) концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме (интервью, дневник героя, рассказ).

      Школьные С. отличаются большим разнообразием, они классифицируются: по характеру материала и по тематике — на литературную тему, по аналогии с прочитанным рассказом, по данным началу или концу, с грамматическим заданием и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной

      работы — на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее;

      с точки зрения стиля: разговорная и учебно-деловая, публицистическая и художественная;

      с точки зрения жанра: для устной речи — непринужденный

      монолог, доверительная беседа, деловая беседа, считалка, скороговорка, для письменной речи — заметка, репортаж, биография,

      объявление, афиша, письмо в газету и др. с точки зрения функциональных типов текста: повествование, рассуждение, описание;

      с точки зрения объема: полные и С.-миниатюры (зарисовка, этюд, эссе);

      с точки зрения источника: по жизненным впечатлениям, музыкальному, литературному произведению, по наблюдениям и др.

      В современной методике определены конкретные умения, обеспечивающие создание высказываний:

      1) умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать: общее коммуникативное намерение, или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (зачем говорю или пишу: чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести);

      2) умение планировать высказывание, т. е. намечать: ход развития основной мысли; микротемы, их последовательность; ведущий

      тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр; общие

      требования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра;

      умение создавать высказывание, устное или письменное,

      т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра,

      распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них;

      выбирая языковые средства, формулируя каждую мысль, конструируя предложения с учетом общего замысла и логики его развития; стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи;

      умение осуществлять контроль за речью: оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям

      культуры речи и речевого поведения; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.);

      совершенствовать высказывание по ходу его создания или после.

      Лит.: Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. — М., 1986; Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5—7 кл.: Кн. для учителя. — М., 1991; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1980; Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. — М., 1990; Система обучения сочинениям в 4—8 кл. / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1973.

      О.М. Казарцева

      Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

      , или паратаксис.

      Такой способ сочетания предложений, при котором никакими формальными признаками не обозначена зависимость одного из них от другого. С. предложений в русском яз. обозначается союзами, теми же, какие служат и для обозначения связи между однородными частями предложения (и, а, да, же и пр.), и интонацией предложений, вступающих в такое сочетание, или же только интонацией. Что касается других союзов, обозначающих ту или другую связь между предложениями (наприм., временных, причинных), то связь, выраженную ими, принято рассматривать, как подчинение одного предложения другому, хотя в русском яз. в таких случаях отношение подчинения не выражено достаточно отчетливыми формальными признаками (см. Подчинение).

      Каким слово сочинение может быть

      Предложения со словом сочинение

      • И если войти в содержание оперы, увидеть все, что в ней происходит с главными лицами, понять, почувствовать сердцем всю эту страшную боль, все это одиночество, которые буквально разлиты по всей музыке, то вы обязательно ощутите, что опера – это сочинение, прежде всего, духовного плана, и, может быть, гораздо более духовное, чем, скажем, мой Реквием.
      • А поскольку тут был случай особый и начинал я это сочинение еще довольно молодым человеком, и к тому же не было и никакого общего замысла, а было только специфическое инструментальное предложение, то вот и получилась, на мой взгляд, довольно-таки рыхлая композиция.
      • При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
      • При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.

      "Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл."

      СОЧИНЕНИЕ — СОЧИНЕНИЕ, сочинения, ср. 1. только ед. Действие по гл. сочинить сочинять. Заниматься сочинением стихов. 2. Литературное произведение. Философское сочинение. Сочинение по медицине. Сочинения Гоголя. Собрание сочинений. 3. Школьное упражнение в… … Толковый словарь Ушакова

      Сочинение — может означать: Сочинение (синтаксис) Сочинение (учебное) Произведение См. также Сочинение ко Дню победы Сочинение про дедушку (мультфильм) Сочинение Сатурналии … Википедия

      сочинение — Творение, компиляция, композиция, пьеса, статья, фельетон. Ср. . См. книга. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сочинение творение, компиляция, композиция, пье … Словарь синонимов

      СОЧИНЕНИЕ — (паратаксис) в лингвистике синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи соединительная, противительная, разделительная … Большой Энциклопедический словарь

      СОЧИНЕНИЕ — на вольную тему. Жарг. студ. Шутл. (мед.). Учебная история болезни. (Запись 2004 г.) … Большой словарь русских поговорок

      Сочинение — СОЧИНЕНИЕ, или ПАРАТАКСИС. Такой способ сочетания предложений, при котором никакими формальными признаками не обозначена зависимость одного из них от другого. С. предложений в русском яз. обозначается союзами, теми же, какие служат и для… … Словарь литературных терминов

      СОЧИНЕНИЕ — СОЧИНЕНИЕ. Вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. рассматривается как упражнение для развития связной речи, умений построения текста и применяется на … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      сочинение — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? сочинения, чему? сочинению, (вижу) что? сочинение, чем? сочинением, о чём? о сочинении; мн. что? сочинения, (нет) чего? сочинений, чему? сочинениям, (вижу) что? сочинения, чем? сочинениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

      Сочинение — (паратаксис, координация) синтаксическая связь грамматически равноценных единиц языка, из которых ни одна не может быть сведена на положение компонента другой, располагающая своей системой средств выражения сочинительными союзами (см. Союз).… … Лингвистический энциклопедический словарь

      сочинение — вид синтаксической связи, предполагающий равноправные отношения компонентов и выражение с помощью союзов в словосочетании и сложном предложении; ср. Мороз и солнце и Стоял мороз, и сияло солнце. Сочинительные союзы бывают одиночные (и, а, но) и… … Литературная энциклопедия

      Ищешь, что значит слово сочинение? Пытаешься разобраться, что такое сочинение? Вот ответ на твой вопрос:

      Сочинение это:

      сочинение может означать:

      Сочинение

      1.процесс действия по гл. сочинять , сочинить

      2.Литературное или научное произведение. отт. устар. Композиция картины ( в живописи ) .

      3.то же, что опус ( в музыке )

      4.Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему. отт. Изложение чего-либо в письменной форме как испытание для получения квалификации, звания и т.п. II ср.Разновидность синтаксической связи двух или нескольких самостоятельных слов или предложений ( в лингвистике ) .

      Сочинение

      1. ср.
      1) Процесс действия по знач. глаг.: сочинять, сочинить.
      2) а) Литературное или научное произведение. б) устар. Композиция картины (в живописи).
      3) То же, что: опус (в музыке).
      4) а) Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему. б) Изложение чего-л. в письменной форме как испытание для получения квалификации, звания и т.п.

      2. ср. Разновидность синтаксической связи двух или нескольких самостоятельных слов или предложений (в лингвистике).

      Сочинение

      Отношение между словами в предложении, а также между предикативными частями сложного предложения, которое выражается в синтаксическом равноправии соотносительных элементов; отношения между ними обратимы, показатель отношений находится между ними, не сливаясь по значению ни с одним из них. Газеты и журналы. Вспыхивает молния, и гремит гром. см. также сочинение предложений .

      Сочинение

      В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по спо собу сочинительной связи С. и подчинение предложений. сочинение вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему Классное с. Домашнее с. сочинение то, что сочинено, художественное, научное произведение Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с. сочинение Словарь русского языка Ожегова

      Сочинение

      (паратаксис) , в лингвистике — синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи — соединительная, противительная, разделительная.

      Сочинение

      1. ср.
      1) Процесс действия по знач. глаг.: сочинять, сочинить.
      2) а) Литературное или научное произведение. б) устар. Композиция картины (в живописи).
      3) То же, что: опус (в музыке).
      4) а) Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему. б) Изложение чего-л. в письменной форме как испытание для получения квалификации, звания и т.п.

      2. ср. Разновидность синтаксической связи двух или нескольких самостоятельных слов или предложений (в лингвистике).

      Сочинение

      1. только ед. Действие по глаг. сочинить-сочинять. Заниматься сочинением стихов.

      2. Литературное произведение. Философское сочинение. Сочинение по медицине. Сочинения Гоголя. Собрание сочинений.

      3. Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Классное сочинение. Домашнее сочинение. || Изложение чего-н. в письменной форме как испытание для получения квалификации, ученой степени, чина, звания (спец.). Дипломное сочинение. Кандидатское сочинение. Сочинение на премию. Сочинение на тему (написанное на данную тему).

      4. только ед. Соединение двух или нескольких независимых предложений в сложное предложение; противоп. подчинение (грам.). Сочинение предложений.

      Сочинение

      в языкознании, синтаксическая связь между грамматически независимыми членами предложения или конструкциями (включая предложения). С. противоположно подчинению и выражается особыми союзами, список которых исчислим. По значению сочинительная связь подразделяется на соединительную (союз 'и' и др.), противительную ('а', 'но'), градационную ('не только — но и') и разделительную ('или'). В простом предложении С. выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: она связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения: 'пришли отец и мать', 'учитель строг, но справедлив', 'в зале не только взрослые, но и дети', 'встретимся сегодня или завтра'. С. занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нём числа однотипных синтаксических позиций. В сложном предложении С. является не сопроводительной, а самостоятельной синтаксической категорией, ни по месту в системе, ни по внутреннему содержанию не уступающей подчинению. Однако в отличие от подчинительных, сочинительные отношения здесь менее дифференцированы и более синкретичны, что сближает их с отношениями при бессоюзии . От С. целесообразно отличать перечисление, которое не создаёт семантических отношений между членами ряда, а лишь передаёт их последовательность (одновременность, чередование и т. д.). И. Н. Кручинина.

      Сочинение

      сочинение, -я

      Сочинение

      результат такого действия, выдумка, литературное или музыкальное произведение, созданное кем-либо вид ученической работы в школах, заключающийся в письменном изложении мыслей ученика на заданную или свободную тему сочетание однородных синтаксических единиц

      И среди книжников ценятся, особенно когда собрание сочинений полное.

      А ещё напишешь сочинение о том, почему следует держать свой норов под контролем.

      Встретившись с ней, вздыхали и радовались, восхищались ею перед своими подругами, в день именин посылали поздравительные открытки, рисунки, вышитые закладки или стихи собственного сочинения .

      Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

      Найдено определений: 39 сочинение

      1. процесс действия по гл. сочинять, сочинить

      2. Литературное или научное произведение.

      отт. устар. Композиция картины (в живописи).

      3. то же, что опус (в музыке)

      4. Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему.

      отт. Изложение чего-либо в письменной форме как испытание для получения квалификации, звания и т.п.

      Разновидность синтаксической связи двух или нескольких самостоятельных слов или предложений (в лингвистике).

      СОЧИНЕ́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто

      Морфология: (нет) чего? сочине́ния, чему? сочине́нию, (вижу) что? сочине́ние, чем? сочине́нием, о чём? о сочине́нии; мн. что? сочине́ния, (нет) чего? сочине́ний, чему? сочине́ниям, (вижу) что? сочине́ния, чем? сочине́ниями, о чём? о сочине́ниях

      1. Сочинением называют процесс создания художественного, литературного, музыкального произведения.

      Сочинение стихов. | Стихи собственного сочинения. | Пособие для сочинения юбилейных статей и фельетонов.

      2. Сочинением называют законченное литературное произведение.

      Полное собрание сочинений Пушкина. | Избранные сочинения Гоголя. | Религиозно-философское сочинение. | Читать кому-либо своё новое сочинение. | Огромная библиотека была составлена из сочинений французских писателей 18 века.

      3. Сочинением называется письменная школьная работа по литературе на заданную тему.

      Классное, домашнее сочинение. | Экзаменационное сочинение. | Тема сочинения. | Эпиграф к сочинению. | Писать сочинение. | Я получил за сочинение пятерку.

      СОЧИНЕ́НИЕ, сочинения, ср.

      1. только ед. Действие по гл. сочинить-сочинять. Заниматься сочинением стихов.

      2. Литературное произведение. Философское сочинение. Сочинение по медицине. Сочинения Гоголя. Собрание сочинений.

      3. Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Классное сочинение. Домашнее сочинение.

      || Изложение чего-нибудь в письменной форме как испытание для получения квалификации, ученой степени, чина, звания (спец.). Дипломное сочинение. Кандидатское сочинение. Сочинение на премию. Сочинение на тему (написанное на данную тему).

      4. только ед. Соединение двух или нескольких независимых предложений в сложное предложение; ант. подчинение (грам.). Сочинение предложений.

      СОЧИНЕ́НИЕ, -я, ср.

      1. см. сочинить.

      2. То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.

      3. Вид письменной школьной работы изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.

      4. В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.

      СОЧИНЕ́НИЕ 1́ , -я, ср

      Текст, представляющий собой художественное, музыкальное, научное произведение.

      Библиотека большею частию состояла из сочинений писателей XVIII века (П.).

      СОЧИНЕ́НИЕ 2́ , -я, ср

      Форма обучения в средней школе, состоящая в написании учащимся работы, текста на заданную тему, имеющая целью проверку знаний, а также навыков правильного изложения мыслей, рассуждений.

      СОЧИНЕ́НИЕ -я; ср.

      1. к Сочини́ть - сочиня́ть. С. стихов. Приступить к сочинению балета. Стихи собственного сочинения.

      2. Литературное, научное или музыкальное произведение. Собрание сочинений Пушкина. Сочинения Гоголя. Философское с.

      3. Письменная школьная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Классное с. Домашнее с.

      4. Лингв. Соединение слов или предложений на основе их грамматической равноправности (ср. подчине́ние).

      сочине́ние - паратаксис (лингв.), синтаксическая связь грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.

      СОЧИНЕНИЕ - СОЧИНЕ́НИЕ (паратаксис), в лингвистике - синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.

      СОЧИНЕНИЕ (паратаксис) - в лингвистике - синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.

      1. Действие по знач. глаг. сочинить-сочинять.

      По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда в сочинении стихов. Пушкин, Капитанская дочка.

      Приступая к сочинению танцев, я чувствовал полную свободу творчества. Фокин, Против течения.

      2. Литературное, научное или музыкальное произведение.

      Собрание сочинений А. С. Пушкина.

      [Лаврецкий] принялся за перевод известного ученого сочинения об ирригациях. Тургенев, Дворянское гнездо.

      После оперы и сюиты я наконец напишу образцовое

      симфоническое сочинение. Чайковский, Письмо М. И. Чайковскому, 10 марта 1879.

      3. Письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.

      Изложение чего-л. в письменной форме как испытание для получения квалификации, ученой степени, звания.

      Кандидатскую диссертацию могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки.

      Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений.

      Сочинение на вольную тему. Жарг. студ. Шутл. (мед.). Учебная история болезни. (Запись 2004 г.).

      сочине́ние, сочине́ния, сочине́ний, сочине́нию, сочине́ниям, сочине́нием, сочине́ниями, сочине́нии, сочине́ниях

      сущ., кол-во синонимов: 52

      Syn: труд, диссертация, трактат

      Творение, компиляция, композиция, пьеса, статья, фельетон.

      ▲ произведение (труда)

      ↑ в виде, повествование

      сочинение - литературное или музыкальное произведение.

      записка. писулька (разг).

      Сочинение - составление; собрание

      связь грамматически равноценных единиц языка, из которых ни одна не может быть

      сведена на положение компонента другой, располагающая своей системой

      средств выражения - сочинительными союзами (см. Союз). Устанавливается между предложениями как

      репликами диалога, между самостоятельными

      предложении, где не имеет конститутивного значения, так как не создаёт

      новых синтаксических позиций, а воспроизводит уже имеющиеся. Специфику

      сочинения иногда усматривают в его обратимости, или принципиальной

      возможности перестановки сочиненных предложений относительно друг

      друга (при сохранении союза на прежнем месте) без изменения смысла

      высказывания (А. М. Пешковский, О. С. Ахманова); на материале русского языка этот критерий не выдерживает

      проверки, что отмечалось Н. Н. Дурново, С. О. Карцевским,

      В. В. Виноградовым и другими. В синтаксисе сложного предложения

      сочинение обычно противопоставляется подчинению, однако строгой оппозиции между этими связями нет, поскольку

      функции их не соотносительны: подчинение выявляет разные виды

      смысловой зависимости следующих друг за другом предложений, тогда как

      для сочинения данный аспект не актуален и его средствами не

      эксплицируется. В этом отношении сочинение не выходит за рамки бессоюзия или по меньшей мере

      сочинения - характеризовать последовательность предложений не

      с точки зрения иерархии, а с точки зрения распределения и

      координированности (преемственности, прерывистости и т. п.)

      реализующихся в ней смыслов. Основные и универсальные разновидности

      сочинительной связи: соединительная, противительная,

      разделительная. Перекрывающиеся сочинением отношения смысловой

      зависимости при необходимости могут выявляться специальными лексическими средствами или собственно

      подчинительными союзами (в последнем случае обычно говорят о

      контаминации сочинения с подчинением); каждый отдельный вид

      сочинительной связи ставит таким экспликациям свои границы.

      Грамматика русского языка, т. 2, М., 1954;

      Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении,

      Ильенко С. Г., Сочинение, в кн.: Русский язык.

      Энциклопедия, М., 1979;

      Кручинина И. Н., Структура и функции сочинительной связи в

      русском языке, М., 1988;

      Karcevski S., Sur la parataxe et la syntaxe en

      его же, Deux propositions dans une seule

      Отношение между словами в предложении, а также между предикативными частями сложного предложения, которое выражается в синтаксическом равноправии соотносительных элементов; отношения между ними обратимы, показатель отношений находится между ними, не сливаясь по значению ни с одним из них. Газеты и журналы. Вспыхивает молния, и гремит гром. см. также сочинение предложений.

      Сочинение - методический термин, обозначающий вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (устные сочинения).

      Как продукт речевой деятельности С. - это текст, речевое произведение. И как любой текст, С. ученика в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определямое коммуникативной установкой автора). Указанные особенности и являются предметом изучения каждого из обозначенных в школьной программе по русскому языку речевых произведений.

      Предметом обучения в старших классах являются С. школьников определенного типа (в том числе своеобразные по своей структуре и языковому оформлению) на литературные темы, которые создаются с опорой на литературное произведение.

      Литературные произведения используются как образец жанра (типа) речи: загадка, сказка, рассказ и пр.; источник эмоционального настроя учащихся; основа обучения другому жанру (инсценировка, киносценарий и др.).

      По характеру переработки исходного литературного текста выделяются С:

      2) предполагающие определенную интерпретацию (аннотации, отзывы, рецензии, обзоры, рефераты, предисловие, послесловие, литературный очерк и пр.);

      3) концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме (интервью, дневник героя, рассказ).

      Школьные С. отличаются большим разнообразием, они классифицируются: по характеру материала и по тематике - на литературную тему, по аналогии с прочитанным рассказом, по данным началу или концу, с грамматическим заданием и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной

      работы - на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее;

      с точки зрения стиля: разговорная и учебно-деловая, публицистическая и художественная;

      с точки зрения жанра: для устной речи - непринужденный

      монолог, доверительная беседа, деловая беседа, считалка, скороговорка, для письменной речи - заметка, репортаж, биография,

      объявление, афиша, письмо в газету и др. с точки зрения функциональных типов текста: повествование, рассуждение, описание;

      с точки зрения объема: полные и С.-миниатюры (зарисовка, этюд, эссе);

      с точки зрения источника: по жизненным впечатлениям, музыкальному, литературному произведению, по наблюдениям и др.

      В современной методике определены конкретные умения, обеспечивающие создание высказываний:

      1) умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать: общее коммуникативное намерение, или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (зачем говорю или пишу: чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести);

      2) умение планировать высказывание, т. е. намечать: ход развития основной мысли; микротемы, их последовательность; ведущий

      требования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра;

      умение создавать высказывание, устное или письменное,

      т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра,

      распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них;

      выбирая языковые средства, формулируя каждую мысль, конструируя предложения с учетом общего замысла и логики его развития; стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи;

      умение осуществлять контроль за речью: оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиям

      культуры речи и речевого поведения; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.);

      совершенствовать высказывание по ходу его создания или после.

      Лит.: Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986; Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. - М., 1991; Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., 1980; Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. - М., 1990; Система обучения сочинениям в 4-8 кл. / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., 1973.

      написать сочинение => существование / создание

      писать сочинение => существование / создание

      Вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. рассматривается как упражнение для развития связной речи, умений построения текста и применяется на завершающем этапе обучения письму.

      - Разновидность творческой литературной работы.

      сочинение на литературную тему

      Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера.

      Существуют различные виды сочинений на литературную тему:

      1. Сочинение-характеристика литературных героев (индивидуальная, сравнительная, групповая);

      2. Сочинение по теме "Образ героя. ";

      3. Сочинение проблемного характера и др. Но во всех этих случаях необходима полная самостоятельность во всем: в оценке содержания, героев, в умении анализировать материал.

      сочинение по концу

      Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. По концу, который дается учащимся учителем, конструируется начало действия и его развитие. Подобное сочинение ориентировано на развитие творческих способностей у учащихся.

      сочинение по началу

      Один из видов творческого письма обучающего или контрольного характера. По началу сочинения прогнозируется развитие действия и его конец. Подобная работа развивает воображение учащихся, эстетическое чутье. Они как бы начинают чувствовать структуру текста, закономерности его построения.

      сочинение предложений

      Соединение предложений при помощи сочинительных союзов. Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба (Пушкин). Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшив под ней люди возбуждали его любопытство (Чехов). Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Ч е х о в). ср.: подчинение предложений.

      Между сочинением и подчинением предложений возможны переходные случаи. Чаще всего это находит свое выражение в том, что части сложного предложения оформляются по способу подчинения, а смысловые отношения между ними характерны для связи сочинения. Сама по себе экзотика оторвана от жизни, тогда как романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками (Паустовский). Первые гении каждого народа хватаются, естественно, за самое важное, между тем как последующие переходят уже к вопросам более детальным ( Л у-начарский). В этих предложениях выражаются сопоставительные отношения, и употребленные в них подчинительные союзы по значению близки к сочинительному союзу а (см, придаточное предложение сопоставительное). Сопоставительно-противительное значение, присущее сочинительным отношениям, приобретает иногда условный союз если. Если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть и в смысл их (Чернышевский). Переходность можно отметить при взаимном подчинении, поскольку налицо здесь не одностороннее подчинение, а обоюдное. Не прошло и пяти минут, как со всех сторон затрещали и задымились костры, рассыпались солдаты (Л. Толстой). В подобных случаях подчинительный союз как близок по значению к сочинительному союзу а; ср.; Не прошло и двух месяцев, а мой Алексей был влюблен уже без памяти (Пушкин). Элементы сочинения и подчинения имеются и в предложениях типа: Стоит выйти на опушку - ив лицо ударит жаром, резким светом (Паустовский),в которых выражаются условно-следственные отношения (первая часть указывает на условие, основание, а вторая - на следствие), но связь между частями осуществляется при помощи соединительного союза и (безличная форма глагола стоит выступает в функции условного союза; играет роль также твердый порядок частей). Явно двойственный характер в отношении типа связи имеют сложные предложения с уступительным союзом в первой части и противительным во второй (хотя. но; хотя. однако; пускай. но и др.). Хотя ложь еще живет, но совершенствуется только правда (Горьки и).

      сочинение проблемного характера

      Один из видов творческих работ учащихся старших классов. Оно может быть как обучающим, так и контрольным. Пишется обычно в форме рассуждения. Толчком для работы над сочинением может послужить проблемный вопрос. Например: "Не кем быть, а каким быть?", "Что такое интеллигентность" и т.п.

      Читайте также: