Темы сочинение на егэ по истории 2021

Обновлено: 05.07.2024

Важным элементом ЕГЭ по истории являлось написание сочинения – это было заключительное задание №25, обязательная часть экзамена. Его объем – примерно 3 тысяч знаков с пробелами. Это чуть меньше двух страниц формата А4.

Сочинение по истории ЕГЭ традиционно являлось самым сложным заданием на экзамене. Именно поэтому оно и оценивалось максимальным количеством баллов: 12 из 56 первичных баллов или 35 из 100 тестовых баллов. Поэтому учащемуся стоило обратить особое внимание на правила написания сочинения и на критерии его оценивания.

Однако в 2021-2022 году сочинение по истории отменили. Это связано с тем, что для подготовки к этому заданию многие ученики заучивали шаблонные тексты. Из-за этого проверка знаний и навыков оказалась неэффективна.

Рассказываем, какие темы сочинений были в предыдущих годах, какие требования предъявлялись к работам и как оценивалось сложное задание.

Подготовка к сочинению по истории ЕГЭ предполагает не только хорошее знание фактического материала. Следует также четко представлять себе общую форму и структуру работы. Для этого можно ознакомиться с примерами сочинений по истории, которые выложены в интернете. Зрительное восприятие текста оказывается более эффективным, чем простое его описание.

Полезно также создание домашних заготовок плана по основным историческим периодам и ведущим историческим личностям. С большой долей вероятности, на экзамене будут темы по истории XIX-XX веков. Хороший способ подготовиться – писать как можно больше сочинений и потом проверять их вместе с учителем.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 52


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 53

Даже примерные темы и примерные периоды в сочинении по истории ЕГЭ заранее не узнать. Это большой минус по сравнению с экзаменами прошлых лет. По-видимому, это сделано специально, чтобы усложнить проведение экзамена и, возможно, сократить количество стобалльников. Например, в 2018 году их было 206, а в 2019 уже 298. В этой ситуации от выпускников потребуется хорошее знание фактического материала по всем историческим периодам – нужно досконально знать школьную программу по истории.

При описании одного из исторических процессов необходимо придерживаться определенных этапов:

  • указать как минимум два значительных исторических события;
  • назвать две исторические личности, которые были тесно связаны с этими событиями, и дать характеристику их роли в этих событиях;
  • выявить и описать основные причины возникновения указанных событий;
  • отметить значение (последствия) данного исторического процесса для всей истории России.

При написании сочинения об одном из исторических деятелей следует соблюсти следующие требования:

  • указать не менее двух значительных событий, в которых участвовало историческое лицо;
  • отметить еще одну историческую личность, которая принимала участие в этих же событиях;
  • следует выявить как минимум две причинно-следственные связи, которые характеризуют причины происхождения данных событий и имели место при жизни отмеченных исторических личностей;
  • необходимо дать оценку на основании исторических фактов и мнений историков, влияния отмеченных событий, в которых принимало участие историческая личность, на события, которые произошли после его смерти.

В официальных документах не указываются требования к плану и структуре ЕГЭ по истории. Там отмечается, что сочинение должно быть выполнено в форме связного текста. Можно предложить следующий план и структуру сочинения, наиболее часто рекомендуемые специалистами.

Во введении необходимо дать исходную характеристику выбранного исторического процесса либо исторического деятеля.

В основной части описывается исторический процесс или деятельность исторического лица и причины произошедших событий.

В заключении дается оценка исторического события либо исторического деятеля на основе исторических фактов и мнений историков.

В интернете есть примеры сочинений по истории прошлых лет, которые можно использовать при подготовке к экзамену. Но не стоит использовать их, так как ежегодно меняется сама тематика, требования и структура работ.

Оценивают сочинение по истории ЕГЭ по 7 критериям (К):

За два указанных исторических события дают два балла, но за каждую ошибку снимается по одному баллу.

Если выпускник, как требуется, рассказал о двух исторических личностях и их роли в указанных событиях, он получает максимум два балла; один балл также снимается за одну ошибку.

Можно указать только одну причину исторического события, но самую важную. За это можно получить два 2 балла, из которых вычитается по одному баллу за каждую ошибку.

Общая формулировка оценки влияния определенного периода на дальнейшую историю России не засчитывается, необходимо указать на конкретные факты. За соблюдение этого критерия выпускник получает один балл.

В сочинении должен быть использован хотя бы один исторический термин – за него дают один балл.

Если в сочинении нет фактических ошибок, можно заработать еще три балла. Но если есть, за каждую вычитается по одному баллу.

В сочинении должно присутствовать связное и последовательное изложение материала; оценка за соблюдение этого требования – один балл.

Следует помнить, что для получения баллов по критериям 5-7 необходимо набрать минимум 5 баллов из 7 по первым четырем критериям. В противном случае эти баллы не начисляются.

Вместе с экспертами, мы выяснили, каким будет ЕГЭ по истории. При подготовке к экзамену опытные преподаватели советуют ученикам обратить особое на написание исторического сочинения

Учитель 85 стобалльников объясняет, как писать сочинение нового формата ЕГЭ по истории. Если раньше можно было в мае выучить 15 сочинений и они бы с вероятность в 90% попались на экзамене, то теперь это не сработает.

В 2021 году:

  • нет примерных тем исторического сочинения
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как писать историческое сочинение нового формата?

К сочинению всегда есть 2 подхода:

Эксперты к этому относятся по-разному. Кому-то лучше увидеть сухое сочинение, быстро его проверить и уйти домой. А кому-то нужны глубокие знания.

Как писать историческое сочинение? Хорошая новость: в задании уже многое отражено. Прочитайте внимательно и пойдем разбираться подробно.

Что общего в этих сочинениях? Нужно указать:

  1. 2 значимых события
  2. Роль 2-х личностей
  3. 2 причинно-следственных связи

Как это сделать? Давайте разберем структуру сочинение.

Структура сочинения, которую утвердили эксперты ЕГЭ по истории, с которыми я сотрудничаю:

Почему 3 комбинации событие+роль+причина? Это перестраховка, если вам что-то не засчитают.

  • Одна роль/причина может показаться эксперту слабой, и он её не засчитает – это потеря 1 балла
  • Если вы напишете 2 роли/2 причины и в одной из них ошибетесь, то потеряете сразу 2 балла по 2-м критериям
  • А если напишете 3 комбинации, то при ошибке в роли/причине потеряете только 1 балл
  • Если 1 роль/причину просто не засчитают, то ничего не потеряете!

Стратегия подготовки к сочинению:

  1. Понять, как писать сочинение (над этим вы работаете прямо сейчас!)
  2. Учить историю и постепенно разбираться с сочинением на практике

План подготовки и самые важные даты оставлю для вас в конце статьи :)

3. Проработать несколько веков, которые скорее всего будут на экзамене (19 и 20 века будут с вероятность 99%)

Главное, чему стоит научиться – четко видеть критерии в своим сочинении!

К1 – указать несколько событий/процессов периода

Самый простой критерий, по нему всегда можно заработать балл, просто перечислив события/процессы, раскрывать их не нужно

К2 – роли личностей

Самый сложный критерий! На нем большинство ребят теряют баллы. Не все репетиторы, а школьные учителя тем более, понимают, как правильно их писать. Роли должны быть конкретными, значимыми и волевыми. Жил, участвовал, являлся, руководил – забудьте про эти слова!

Иван Грозный ввел опричнину – это ни о чем.

Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину, которая. – так можно!

Идеальный вид – глагол + глагол + значимость

Ещё пример: Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию.

К3 – причины

Укажите и причины, и следствия (хоть они не прописаны в критериях, для многих экспертов это принципиально важно). Как говорится, есть критерии, а есть реальность :)

Напишите четко – "причиной послужило", "следствием является". Упростите эксперту проверку.

Идеальный формат – причинами было *это* и *это*, следствиями было *это* и *это*, то есть указать 2 элемента

Важный момент – нельзя писать роль и причину в одном предложении. "Причиной Северной войны было то, что Петр 1 нашел союзников" – это не засчитывается.

К4 – влияние на дальнейшую историю

С этим критерием тоже часто возникают проблемы у ребят.

Нужно указать конкретное влияние конкретных событий на конкретные события.

Пример: за счет того, что Россия получила выход к Балтийскому морю, Россия стала претендовать на Финляндию и вводить её в свою сферу влияния, за счет чего в начале 19 века была присоединена Финляндия.

И таких связок должно быть несколько!

Важный момент – влияние выходит за рамки жизни личности или за рамки процесса, о котором вы пишете. Например, в сочинении по личностям вам не дадут Горбачева, потому что он до сих пор жив :)

К5 – термины

В сочинении должны быть правильно использованы исторические понятия. Земщина, опричнина, русско-турецкая война, отмена крепостного права, названия договоров и др. – это всё считается как термин. Объяснять термины не нужно!

Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.

К6 – ошибки

Никаких спорных моментов в сочинении быть не должно. Даты и инициалы писать не обязательно в большинстве случаев, но есть исключения.

К7 – формат сочинения

Никаких нумерованных списков, формат сочинения должен быть четкий и ясный.

А теперь пример исторического сочинения!

Проследите в нем всё то, о чем мы говорили.

Получить второй пример сочинения по истории нового формата и полный конспект с занятия можно по ссылке (нажмите, чтобы перейти) .

Ещё раз напоминаю, что в 2021 году:

  • нет примерных тем
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как быть? Тренироваться и понимать программу.

В этом году только тот человек, который знает программу ЕГЭ по истории сможет написать сочинение на высокий балл. Это справедливо.

Мои ученики за год своими руками отпишут все возможные сочинения и получат не только сочинения в идеальном виде, но и умение их писать и получать максимам баллов при проверке экспертом. Чтобы получать бесплатные уроки по истории и авторские материалы для подготовки от Али Виноградовой, подпишитесь на еженедельную историческую рассылку .

Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.

Изменение формата исторического эссе стало неожиданностью для выпускников 2020-2021 года. Написать сочинение по истории ЕГЭ 2021 стало сложнее: количество тем не ограничено и выучить несколько, которые точно попадутся на экзамене, больше не выйдет.

Сочинение по истории: требования ЕГЭ в 2021

Какие изменения в 2021 году

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 существенно отличается от аналогичного задания в предыдущие годы. В 2020 выпускникам было предложено написать эссе по одному из временных периодов трех эпох: время правления Рюриковичей и Смута, время правления Романовых, ХХ век. Он мог включать в себя глобальный процесс или время правления определенного человека.

В 2021 году в качестве тем, на которые нужно будет написать сочинение по истории ЕГЭ 2021, будут даны не даты, а личности или явления — по одному из каждой указанной выше эпохи. В одно время может происходить огромное количество процессов с участием важных для них людей. Именно поэтому заучивать готовые работы не получится: нельзя предугадать, что попадется на экзамене.

Это хорошая новость для выпускников, которые учатся, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021. Впоследствии это задание отсеет их конкурентов, которые раньше могли схитрить.

Как писать новое сочинение по истории 2021

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются.

Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:

  1. Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
  2. Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
  3. Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
  5. Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.

Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:

  1. Два события в рамках этого явления.
  2. Два человека, участвующие в описываемых событиях.
  3. Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
  5. Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.

Критерии оценки сочинения по истории

Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.

К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.

К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий. Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса.

К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.

К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.

К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.

Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:

К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.

К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.

Сочинение по истории: как сдать ЕГЭ 2021

План сочинения по истории ЕГЭ

Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:

  1. Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
  2. Основная часть:
    1. Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
    2. Второй процесс — причина + роль второго человека + следствие.
    3. Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.

    На что делать упор при подготовке

    Сочинение по истории ЕГЭ 2021 проверяет всестороннее знание исторического контекста, поэтому при подготовке к нему нужно делать упор на взаимосвязи явлений каждого периода, а также на роли важных героев (не всегда правителей) в них. Также с построением единой картины поможет хронологическая последовательность.

    Типичные ошибки

    Однако знать, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, недостаточно, чтобы получить высший балл. На пути к 100 баллам могут встать также типичные ошибки:

    1. Фактические ошибки — чаще всего, они связаны с банальными описками (метрополия вместо митрополия или же излишние обобщения), но иногда они возникают из-за употребления терминологии в контексте несвойственного для нее времени.
    2. Смешение роли личности и причинно-следственной связи — выпускники часто не замечают, как превращают действия выбранных людей в следствия событий, из-за чего они лишаются баллов либо за К2, либо за К3.
    3. Оценка влияния на дальнейшую историю — выпускники не называют конкретной связи с событиями будущего, к которым привели явления разбираемого периода.

    Несмотря на изменение формата, сочинение по истории ЕГЭ 2021 сохраняет структуру прошлых лет. Знания и регулярная практика помогут выполнить работу на высокие баллы. Чтобы накопить базу и уметь писать эссе по любой теме, необходимо начать подготовку уже сейчас!


    2 октября на сайте ФИПИ были опубликованы Методические рекомендации учителям на основе анализа результатов ЕГЭ по истории 2020 г. Кроме того, в них содержится и полезная информация относительно изменений в модели задания № 25 – исторического сочинения.

    Самые важные пояснения от составителя – И.А. Артасова относительно данных изменений – в обзоре

    1. Отсутствие распределения процессов и личностей по 3-м эпохам истории России

    В Методических рекомендациях приведён пример использования этого нового подхода:

    1) борьба Древнерусского государства с кочевниками;

    2) внешняя политика России в 1689–1725 гг.;

    3) движение декабристов.

    Насколько мне известно, до этого ни в одном опубликованном для широкой аудитории, включая самих выпускников документе, включая Методические рекомендации для предметных комиссий субъектов РФ, существование такого деления не подтверждалось.

    Плюс такого уточнения в том, что для подготовки к историческому сочинению теперь больше не будет возможности заучить несколько текстов по одному узкому периоду, как это нередко происходило раньше и о чём не раз упоминается всё в тех же рекомендациях.

    Но, например, внешнюю политику Петра I – 1689 – 1725 гг. стоит считать не процессом, а скорее как раз сферой общественной жизни, внутри которой и происходят определённые события и процессы (Великое посольство, Северная война и т.д.).

    2. Исторические личности – из любых сфер общественной жизни

    И действительно, в отличие от официальной Демоверсии ЕГЭ по истории 2021 г., согласно Методическим рекомендациям выпускникам может быть предложена примерно такая комбинация исторических деятелей:

    1) Ярослав Мудрый;

    3) В.В. Маяковский.

    То есть, вместо полководца Г.К. Жукова, представленного в официальной демоверсии, в Методических рекомендациях появился поэт В.В. Маяковский для того как раз, чтобы показать возможность присутствия в данном задании личностей из числа деятелей культуры (литературы, науки и т.д.).

    Плюс этого в том, что благодаря рекомендациям теперь понятно, что исторические деятели могут быть взяты из всех сфер общественной жизни.

    Во-первых, ИКС – документ, наполнение содержания которого, в том числе историческими деятелями, оставляет много вопросов.

    Во-вторых, как показывает опыт апеллирования результатов ЕГЭ, содержание даже перечневых учебников далеко не всегда является аргументами для конфликтных комиссий. Из этого следует вопрос: как можно полагаться на информацию о личностях, взятую из этих учебников?

    В-третьих, в традициях преподавания истории в российских школах (из-за большого объём материала, в силу нехватки времени, например) не всегда, но часто присутствует стремление намного меньше говорить о деятелях культуры, чем о правителях, реформаторах и военачальниках. Это делает заведомо более сложной подготовку к сочинениям именно по данным персоналиям, как, впрочем, и по культуре в целом.

    3. Приведены примеры некоторых исторических процессов

    Т.е. здесь речь может идти о таких восстаниях как: Астраханское 1705 (1706 г.), К. Булавина 1707 – 1708 гг., Башкирское 1706 – 1711 гг., Е.И. Пугачёва 1773 – 1775 гг.; бунты – Чумной 1771 г. и т.д.;

    В датировке процесса очевидная опечатка, на мой взгляд, поскольку объяснить её в таком виде сложно. А вот если поменять последние цифры: четвёрку на единицу – 1884 – 1891 гг., то получится внутренняя политика периода правления Александра III 1881 – 1894 гг.;

    Т.е. речь идёт о внутренней политике Николая II (1894 – 1917 гг.) от начала его правления до кануна Первой Мировой войны 1914 – 1918 гг.;

    Таким образом, можно сделать выводы о наличии примерно трёх основных подходов к выделению исторических процессов:

    - определённая сфера внутренней политики (примеры из методических рекомендаций: социальные движения XVIII в., движение декабристов). Также здесь потенциально могут быть выделены и внешнеполитические процессы вроде крупных военных конфликтов. Например, Отечественная война 1812 г.;

    Что же касается критериев отбора исторических личностей, то таких принципов можно сформулировать также порядка трёх:

    Читайте также: