Тема семьи в литературе 20 века сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Тема дома и семьи, как уже отмечалось, звучит во многих произведениях нашей литературы — от древнерусской до современной.

В первых же главах произведения мы знакомимся с историей родных людей, чья мирная, спокойная, насыщенная интересом к культуре и заботой друг о друге жизнь прервана грозными событиями: на пороге “великий… и страшный год по Рождестве Христовом — 1918, от начала же революции второй”. За окнами турбинского дома холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. Обратим внимание, что и обращения друг к другу ласковые, домашние, из детства: Алёша, Леночка, Николка. Братья и сестра ещё молоды. Старшему, Алексею, который постарел и помрачнел “с 25 октября 1917 года”, врачу по профессии (вспомним, что сам Булгаков в 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил земским врачом, впоследст¬вии был командирован Добровольческой армией Деникина на Северный Кавказ в качестве военного врача), двадцать восемь лет. Елене, за рыжеватые волосы прозванной в семье “золотой”, “ясной”, двадцать четыре, а младшему, Николке, открытостью, доверчивостью и юношески-отчаянной храбростью (“в бою, знаете ли, приятно помереть”) напоминающему и Николая, и Петю Ростовых, всего семнадцать.

Турбины сердечно привязаны друг к другу и в трудные жизненные моменты стараются держаться вместе. Тем более чужеродным элементом выглядит среди них муж Елены — капитан Сергей Иванович Тальберг, заботящийся лишь о собственном благополучии (даже внешне неприятный: “двухслойные глаза”, “вечная патентованная улыбка”, “поджарая фигура… как автомат”). И вполне справедливо звучит характеристика, которую даёт ему Алексей Турбин: “…чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести!” Отъезд Тальберга из города, брошенного гетманом на произвол судьбы, — это постыдный поступок, бегство “крысьей побежкой”, забота исключительно о собственном благополучии. Чего стоит его лицемерное обращение к жене: “Тебя, Елена, ты сама понимаешь, я взять не могу на скитанья и неизвестность… Я попрошу Алексея, чтобы тебя не дали в обиду”! Бегство мужа, конечно, ранит Елену, но главное для неё, по завещанию матери, — сбережение уюта, покоя, доброты “в минуты роковые”, забота о братьях и друзьях дома.

В противовес этим истинным русским интеллигентам Булгаков показывает семью “инженера и труса”, домовладельца Василия Лисовича, которого “верхние жильцы” насмешливо зовут Василиса. И если наверху, у Турбиных, запах цветов в вазе, тепло, свет, музыка, то у Лисовичей за закрытыми ставнями свет тусклый, еда спрятана в тайниках, а в доме пахнет квашеной капустой. В отличие от Елены, Николки, Алексея, Ванда и Василий Лисовичи ждут не гостей, а врагов, страшатся не смерти близких, а возможного ограбления. Как видим, истоки боязни двух семей разные: Турбины боятся разрушения семьи, дома, культуры, а Лисовичи — всего лишь потери материальных ценностей.

И всё же буря Гражданской войны вихрем охватывает людей, безжалостно распоряжается их судьбами. В революционной метели блуждает Алексей Турбин: в начале романа герой, убеждённый монархист, считает своим долгом добровольно записаться в дружину врачом и защищать город от Петлюры. После тяжелейшего ранения в конце романа молодой, но внезапно постаревший человек мучительно переживает крушение своей веры: “воскресший Турбин резко изменился… глаза запали в тенях и навсегда стали неулыбчивыми”. Неудивительно: потеря идеалов для нормального человека всегда трагедия. Однако автор показывает, что лучшие его герои, и прежде всего Турбины, в тяжелейшие жизненные моменты умеют сохранить доброту, любовь, чувство ответственности перед близкими и самими собой (вспомним хотя бы высказывание юного Николки: “…слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете”). Не случайно писатель в конце романа награждает Турбиных за умение оставаться людьми в любой ситуации: любовь соединяет Алексея и Юлию Рейсс, Елену и Шервинского, Николку и сестру Най-Турса Ирину. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни — вот что спасёт мир.

Гибнут и мучаются люди на Дону, ослабевают социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто в тяжкое время пытается сохранить домашний очаг, детей как непреходящую ценность. Пантелей Прокофьевич “помер в отступе”; “расказачили” Мирона Григорьевича Коршунова; умерла Наталья, горячо любившая мужа, но не простившая ему измены; утопилась беспутная молодая вдова Дарья; горек удел старухи Ильиничны, оставшейся в доме с Дуняшкой, полюбившей убийцу её сына Петра, и малыми детьми Григория. Но именно жёны и матери вопреки горю, войне и изменам готовы многое понять и продолжить род человеческий. Так, последняя мысль умирающей Натальи — о детях. Она просит сына Мишатку: “Придёт отец — поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас”. Достойный путь примирения показывает мудрая Ильинична, называвшая Мишку после его возвращения в хутор “душегубом”, но со временем ощутившая щемящую материнскую жалость к этому одинокому, хлебнувшему горя человеку и благословившая дочь на брак с ним. А как счастлива Аксинья, поселившая у себя — с разрешения Дуняшки (ведь именно у младшей сестры Григория остаются после смерти Ильиничны на попечении Мишатка и Полюшка) — детей любимого человека. С застенчивой гордостью она рассказывает вернувшемуся в хутор Григорию: “Они сами, Гриша, стали звать меня матерью”.

Мелехов возвращается в Татарский после долгих лет войны, страданий, скитаний с одним желанием — “в конце концов взяться за работу, жить с детьми, с Аксиньей”. Но жизнь жестока: революция, разделившая хуторян на “своих” и “чужих”, угрожает герою в образе его бывшего друга, мужа сестры Михаила Кошевого. Вновь измученный Григорий, потерявший дом и близких, вынужден бежать из родных мест. И вновь страшный, пожалуй, самый тяжкий удар судьбы: гибель любимой женщины от случайного выстрела проезжавшего мимо казачьего патруля. Григорий, своими руками похоронивший Аксинью, понимает: “всё… кончено”. И всё же в обугленной душе героя проклёвывается робкий росток надежды: ведь у него остались дети. Он через несколько месяцев, устав от бесприютности, помыкавшись в банде Фомина и осознав, что её существование бессмысленно, вновь возвращается в хутор: “…Вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…” Надолго ли? Этого ответа писатель не даёт, но его симпатии, безусловно, на стороне тех, кто стремится сохранить общечеловеческие устои, думает о будущем своей земли, своих близких.

“Дети страшных лет России”, на долю которых выпали тяжелейшие испытания, будь то Турбины или Мелеховы, готовы выдержать всё, лишь бы сохранить дом, семью, любовь. Именно поэтому они достойны не только приязни авторов, но и искреннего читательского уважения.

Домашнее сочинение, на подготовку и написание ко­торого отводилась одна неделя. Сочинение анализиро­вали трое одноклассников автора.

Каждый из нас не раз задумывался о том, что такое се­мья. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть на свете. Народная мудрость гласит: каждый человек дол­жен построить дом и посадить дерево. Другими словами, каждый из нас должен обзавестись семьей и вырастить ребенка.

Кроме того, каждый должен стараться быть при­мерным семьянином.

философы, писатели и поэты задумывались над этой темой. Одним из таких писателей-философов был и Л. Н. Толстой. На страницах романа-эпопеи “Война и мир” перед нами проходит целый ряд семей, самыми контрастными из которых являются Ростовы и Курагины.

Это две совершенно разные семьи, противопоставленные друг другу.

В первой же сцене автор дает нам характеристику пе­тербургского общества, представителями которого яв­ляются Курагины. Толстой показывает нам механичность их движений и действий, наигранность и фальшь всей их сущности: “Анна Павловна… заводила равномерную при­личную разговорную

В этом обществе все должно быть по общепринятым светским правилам, и работать оно должно исправно, словно механические часы; никто не должен “выбиваться” из общего уклада.

У Ростовых же, представителей московского общества, жизнь протекает естественно, незапланированно. Здесь важную роль играет эпизод именин матери и младшей до­чери Ростовых. Наташа, одна из главных героинь романа и любимая героиня самого писателя, буквально влетает в зал. “Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила…” Слово “нерассчитанного” имеет огромное значение, ведь все Ростовы ведут себя есте­ственно и непринужденно.

Вся семья представлена в радужном свете. Ростовы “видимо, старались удержать в границах приличия ожив­ление и веселость, которыми еще дышала каждая их чер­та…”. Если Элен Курагина на приеме у Анны Павловны Шерер шла, “не глядя ни на кого, но всем улыбаясь”, то граф Ростов разговаривал со всеми “без исключения и изменения”, кроме того, “machereили moncherон го­ворил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям”.

Это еще раз под­черкивает естественность семьи Ростовых. Удивляет нас и дальнейшая выходка Наташи, когда она через весь стол спрашивает: “Мама! Какое пирожное будет?” В светском обществе это неприемлемо, но для Ростовых это нату­рально, поэтому “графиня хотела хмуриться, но не могла”.

Также очень важно сопоставить портретные характе­ристики Элен и Наташи. Элен блистала красотой. Но за этой внешностью, по сути дела, не было ничего особенно­го.

Она была статична и фальшива. Кроме этого, она ча­сто изменяла мужу Пьеру и совершала другие порочные поступки. И ее постигла весьма драматичная судьба: она умерла от неизвестного венерического заболевания.

Наташа же, напротив, была некрасива, но из нее буд­то лился яркий свет, который всех привлекал. По одному описанию девочки понятно, что она мила автору и близка к сердцу. Лев Николаевич намеренно подчеркивает дет­скость ее образа, ведь дети всегда натуральны и искренни в своих побуждениях.

Близость к народу – это еще одна очень важная нрав­ственная основа идеальной семьи по Толстому. Недаром Лев Николаевич включает в роман сцену народных танцев героев.

На именинах граф Ростов просит одного из своих му­зыкантов сыграть Данилу Купера и пускается в пляс. Когда Наташа отправляется с братом на охоту, они заезжают к их дядюшке. Там “Наташе так весело было на душе, так хоро­шо в этой новой для нее обстановке”. При звуке дядиной гармони Наташа начинает танцевать “Барыню”.

В петер­бургском же обществе, в частности у Курагиных, дворовых даже близко к дому, наверное, не подпустили бы. Элен бы ни за что на свете не начала так танцевать, да у нее бы и не получилось.

Семья Курагиных далека от народа. Как же так?! Ведь нельзя смешивать социальные классы!

Высшему обще­ству не позволено подражать народной массе, поэтому для них абсолютно неприемлемы поступки Ростовых. Да и патриотизм у них наигранный. Конечно, ведь это же модно быть патриотом, говорить о заслугах страны, обсуждать Наполеона, Кутузова и различные военные действия.

Но разве только в словах состоит патриотизм?!

Курагины теперь разговаривают только на родном русском языке, ведь они же “патриоты”! Но в то же время письма они пишут на русском языке с французской грам­матикой. Эта деталь очень важна у Толстого, ведь какой человек может быть патриотом, не зная родного языка?!

Даже сам граф Курагин путал, в каких заведениях что надо говорить: где хвалить Кутузова, а где Наполеона.

Так с долей иронии Толстой показывает патриотизм Ку­рагиных.

Ростовы же, наоборот, являются примером искренне­го патриотизма. Чего только стоит та искренность Ната­ши, с которой она предлагает скинуть все вещи с повозки и положить на нее раненых! Ее лицо было искажено зло­бой. но Толстой видит прекрасное в этом ужасе (выраже­нии. – Прим. авт.). Ведь Наташа на самом деле пережи­вает за солдат, поэтому выражение ее лица совершенно не важно.

Главное – она, как и прежде, естественна и не скрывает своих чувств за внешней красотой. Совершенно другой предстает перед нами Наташа в эпилоге романа. Она выходит замуж за Пьера и кардинально меняет свою жизнь. “Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности…

Очень редко занимался в ней теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, ког­да… возвращался муж, …выздоравливал ребенок или ког­да она… вспоминала о князе Андрее… И тогда она бывала еще более привлекательна, чем прежде”.

Толстой описывает нам идиллию семейного счастья. Наташа – мужнина жена. В этом и заключается счастье Наташи, больше ей ничего не нужно.

На этом заканчивает­ся путь исканий Наташи.

Таким образом, на сопоставлении двух совершенно разных семей Толстой показывает идеал семейной жиз­ни. С первых страниц романа читатель может заметить не­гативное отношение автора к семье Курагиных и превоз­ношение семьи Ростовых.

Мы понимаем, что счастье не в каких-то чинах, не в светском обществе, а в тихой семейной жизни, в муже и детях. (А Пьер? – Прим. авт.)

Сочинение в целом верно и самостоятельно трактует тему. Приводятся необходимые аргументы для обосно­вания своей точки зрения. Тем не менее работа не сво­бодна от недочетов.

Выделенные слова и выражения связаны с фак­тическими, речевыми, стилистическими ошибками. Определите вид ошибки и исправьте их. Полужирным шрифтом выделены комментарии преподавателей, на­целивающие на размышления в определенном направ­лении.

Тема семьи и дома занимает особое место в русской литературе, ведь многие писатели так или иначе обращались к ней и стремились воплотить образ идеальной семьи и семейных ценностей в своём творчестве. Пусть и образ это семьи далеко не всегда является центральным, но был важной частью того или иного произведения, поэтому и существует множество произведений, где она раскрывается наиболее ярко.

Одним из них является "Война и мир" Л. Н. Толстого. Идеалом семейных отношений для Льва Николаевича является семья Ростовых, потому что для них дом — это нечто вроде крепости в тяжелые времена. В ней царит взаимопонимание и любовь, а деньгам и другим материальным ценностям они не предают большое значение. Все потому, что самой главной ценностью для них является семья.

В качестве другого примера можно привести произведение "Белая гвардия" М. А. Булгакова. В свою очередь, здесь идеалом семейных отношений является семейство Турбиных.

Семейный дом для них — это место, где есть спасение от любых неприятностей. Туда можно придти не только когда тебе хорошо, но и когда плохо. И в той, и в другой ситуации семья примет тебя и поддержит, что по-настоящему ценно. Нет ничего удивительного в том, что поэтому Александр Турбин так рвется в родной дом после войны. Дом Турбиных — это место, где выслушают, поймут и поддержат.

Еще одним произведением, где описан образ идеальных семейных взаимоотношений является роман " Тихий Дон" М. А. Шолохова. Тут этой семьей являются Мелеховы. Они рабочие люди из простого народа. Несмотря на то, что внутренняя горячность и может порою являться причиной некоторых ссор, очевидно, что они любят друг друга и всегда поддержат в трудную минуту. Они разделят между собой и горе и радость.

Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что, хотя и в разных произведениях образы идеальных семейных взаимоотношений имел свои особенности, их объединял тот простой факт, что действительно идеальная семья — это люди, которые поддержат тебя при любых жизненных невзгодах.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На первый взгляд, люди уже давно поняли, что это за чувство и даже дали ему чёткое определение. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы привести в гармонию свой внутренний мир. Однако почему-то счастливых людей на планете больше не становится, даже наоборот.

Оказывается, всё дело в том, что понятие гармонии внутреннего мира у всех разное. Для одних — это деньги и власть, а для других — мир и спокойствие на целой планете. Именно поэтому нет чёткой формулы, как стать счастливым, так как это зависит от личностных качеств самого́ человека. Если говорить простым языком — формула успеха у каждого своя, нужно только научиться её правильно рассчитывать.


Необязательно учиться на своих ошибках, когда у человечества такой огромный опыт различных героев из литературы, аргументы для счастья которых прописаны более чем понятно. Нужно всего лишь открыть книгу.

Очень доброжелательна атмосфера в семье Ростовых. В ней царят любовь и уважение друг к другу, искренность и чуткость, внимательность и сердечность, нравственная чистота. Ростовы — разумные, гостеприимные,

хлебосольные хозяева. Это семья патриархальная, ей близки народные традиции и обычаи. Вспомним, как отплясывает Наташа в рождественские праздники вместе с ряжеными. Родители ответственно и с любовью относятся к воспитанию своих детей и сироты Сонечки. Каждый член этой семьи — индивидуальность. Сын Николай — человек бескорыстный и храбрый. Он очень любит своих родителей. Наташа — чуткая, поэтичная, искренняя, сердечная. В ней много наивного, детского. У нее добрая душа и отзывчивое сердце. Во время пожара в Москве она помогает раненым выехать из города, отдает им подводы. Жизнь других для нее выше собственного благополучия.

Она прекрасная мать и жена. Для Толстого она — идеал женщины. Петя — светлая и гармоничная личность. Все дети в семье вырастают истинными патриотами. Он! и стремятся быть полезными, нужными и любимыми. Я считаю, что всем людям нужно стремиться к созданию такой атмосферы в семье.

Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них неразделимы.

Способность к внутреннему изменению и стремление к самосовершенствованию Толстой считал одним из ценнейших свойств человека. Любимые герои Толстого меняются, а нелюбимые — статичны. Они всегда одинаковы.

Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Болконских и Ростовых. Каково это семейство? Их объединяет только кровное родство. Они не близки по духу, не воспринимают друг друга как родных. Старая княгиня ревнует свою дочь.

Символично, что у Курагиных нет наследников, значит, эта семья не имеет будущего. К сожалению, вопрос о существовании таких семей очень актуален в наши дни, когда для многих людей деньги заслоняют истинные чувства.

Народные сказки

Если разобраться, то почти во всех русских народных сказках есть скрытый подтекст, помогающий людям разобраться в переплетениях собственной личности, и прийти к гармонии с внутренним миром.

Русская литература

Героев некоторых отечественных произведений в литературные примеры счастья можно определить лишь с большой натяжкой. Но это только на первый взгляд:

Счастье на примере литературных героев может выглядеть по-разному, но то, что оно есть — это однозначно. Читателю нужно только понять, применимы ли эти примеры к его личности.

Зарубежные книги

У зарубежных авторов тоже немало примеров литературных героев, которых, так или иначе, можно назвать счастливыми:

  • Маленький принц из сказки де Сент-Экзюпери. Несмотря на то что главный герой преодолевает пространство и время в поисках смысла бытия, в конце истории он понимает, что этот смысл заключается в любви к собственному цветку, который он добровольно оставил. Возвращение к любимой, радость встречи — вот истинное счастье для главного героя.
  • Ромео и Джульета из произведения Шекспира. Для этих героев счастье в истинной любви. Они предпочитают умереть, но не потерять её.
  • Робинзон Крузо из книги Даниэля Дефо. Главной мечтой Робинзона было покинуть необитаемый остров, но когда пришла пора уезжать, герой загрустил. Для некоторых людей счастье — это одиночество. Именно в нём они видят всю гармонию своего существования и свободу бытия.

Таких примеров из художественной литературы можно привести немало. Главное — уметь отличать счастье от похожих на него чувств. Например, удовлетворённость очень его напоминает, но из-за её кратковременности счастьем это чувство назвать нельзя.

Цитаты про счастье из книг

В различных книгах можно найти цитаты про счастье. Эта тема интересовала и писателей, которые создавали серьезные произведения, ставшие классикой мировой литературы, и тех, кто писал развлекательные книги. Представляем подборку цитат из произведений различных авторов о том, что такое счастье.

Счастье — это философский феномен, которым издревле интересовались не только писатели, но и пророки, психологи, социологи и даже физиологи.

Красивые цитаты о счастье ищут пользователи Сети для того, чтобы обновить свои статусы в социальных сетях.

Существует несколько подходов к пониманию такого сложного понятия как счастье:

  • Некоторые понимают счастье как победу, преодоление трудностей.

Для счастья человеку необходимо достигать большего, открывать новые горизонты. Благодаря этой черте мореплаватели открывали новые континенты, ученые ставили опасные опыты, путешественники поднимались на самые высокие вершины.

  • Для ученых, философов и мыслителей с древних времен непременным атрибутом счастья был поиск истины, правды и смысла бытия.

Читайте также: