Тема русского характера в прозе периода великой отечественной войны сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сочинения

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.


Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

А какую оценку поставите вы?

Автор прошёл почти всю войну, и был отправлен домой только после ранения в начале 1945 года. Он участвовал в битве за Сталинград и одним из первых написал о ней книгу.

Борис Васильев

Борис Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Его отцом был кадровый офицер царской, а впоследствии и Красной Армии – Васильев Лев Александрович, матерью писателя была Алексеева Елена Николаевна, происходившая из старинного дворянского рода, который был связан с именами Пушкина и Толстого. Удивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. Стоит признать, что с детства Борис Васильев родился под счастливой звездой.

Позднее сам Борис Васильев отмечал, что он был воспитан в традициях провинциальной русской интеллигенции, поэтому мог отнести себя к людям XIX столетия. И по уважению к истории, и по любви к литературе, и по абсолютному неумению врать. При этом появившаяся еще в самом детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила его жизненный путь. Еще учась в воронежской школе, он уже выпускал вместе со своим другом рукописный журнал и играл в любительских спектаклях. Когда Васильев окончил 9-й класс, началась война.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.

Осенью 1943 года Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, носившую тогда имя И. В. Сталина. Здесь он встречает свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая также обучалась в данной академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета Борис Васильев несколько лет работает испытателем гусеничных и колесных машин на Урале. В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.



Главная героиня, девочка-подросток, спасает новорождённого, от которого отказалась мать. Цинберг вложила в образ девочки то, каким видела город — стойким, храбрым и несломленным.

Борис Полевой во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом и даже взял себе псевдоним, отражающий этот период жизни. Но в историю автор вошёл благодаря своей художественной прозе. Она освещает события, свидетелем которых являлся писатель.

С началом войны жизнь главного героя полностью меняется. Он оставляет работу и семью и отправляется на фронт. Вскоре его берут в плен фашисты и отправляют в концлагерь. Лишь чудом военному удаётся выжить и сбежать. Но тяготы преследуют его даже по возвращении домой.

Книга основана на судьбе реального человека, которого встретил Шолохов. Писатель настолько проникся историей, что решил посвятить ей своё произведение.

Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич собрала в своей книге истории девушек и женщин, прошедших войну. Они отправлялись на фронт, укрепляли тыл, боролись с врагом и переносили нечеловеческие условия.

Книга отражает одну простую мысль: в войне нет ничего естественного. Вокруг только боль, страх, слёзы и грязь. А в головах людей лишь одна надежда и мечта — выжить.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Писатель ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 18 лет. Пережитое убедило Астафьева в том, что война — это преступление против всего разумного, что есть на земле.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века. — презентация



Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века



Военная проза х годов Осмысление войны Осмысление войны как величайшей трагедии народа Три направления в русской литературе о Великой Отечественной войне: художественно- документальное героико- эпическое гуманистическое осмысление войны

Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище ( это было в то время одно из лучших провинциальных художественных учебных заведений.) Писатель всегда с благодарностью вспоминал своих преподавателей этого училища.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжёлые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предаёт Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую ценность, он фактически становится врагом.



Спасибо за внимание!

Первая одноимённая часть цикла показывает самое начало войны глазами непосредственного участника. Поэтому тут есть место как героизму, так и простым человеческим чувствам — любви, дружбе и страху.

Виктор Некрасов появился на свет еще в царской России в Киеве 17 июня 1911 года. Происходил он из интеллигентной семьи, его отец был банковским служащим, а мать врачом. В самом раннем детстве он был увезен матерью в Лозанну, где та заканчивала учебу на медицинском факультете. После Лозанны семья на время перебралась в Париж, но с началом Первой мировой войны Некрасовы вернулись в Киев. Они вернулись на родину в 1915 году в надежде обрести здесь уют и защиту, но оказались в самом омуте гражданской войны. Любопытный факт, но в Париже в 1915 году Некрасовы жили в одном доме, в соседних квартирах с будущим наркомом просвещения страны Советов Луначарским. Во Франции же маленький Виктор начал говорить на французском языке, русский язык он выучит позднее.

Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков, ведь от результата этого противостояния зависит исход Сталинградской битвы.

На фоне сражения Бондарев показывает отношения между очень разными людьми, которых свела война. Борьба и вера в победу объединяют их, несмотря на разногласия.

На территории уже освобождённой от врага Белорусской ССР располагаются немецкие шпионы, добывающие ценную информацию. Оперативно-розыскной группе СМЕРШ предстоит найти и обезвредить агентов. В книге показаны не только бои и военные действия, но и тонкая аналитическая работа контрразведчиков.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

Представители романтизма

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.

В издание 2020 года вошли архивные фотографии блокадных лет.

Два солдата попадают в плен, но у каждого свой путь. Вскоре жизнь одного оказывается в руках второго. Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство.

В центре сюжета семья Шапошниковых и их знакомые, чьи судьбы витиевато переплетаются. В их жизнь врываются Сталинградская битва, бомбардировки и обстрелы. Но многим удаётся сохранить человечность и доброту, например советскому и немецкому солдатам, которые в одном окопе спасаются от пуль.

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Романтизм в литературе

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. Книга написана в 1944-м, когда до Дня Победы оставался ещё целый год.

У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом. Повесть местами горькая и печальная, но не лишена юмора и доброты. Это отражает двойственность натуры героя.

Рассмотрим людей с таким характером

именно поэтому нашел в себе силы продолжать работать над собой. Через некоторое время он полностью восстановился и вернулся в ряды вооруженных сил.

Сочинение на тему Русский характер

Характер любого человека проявляется в самых сложных жизненных обстоятельствах. Поэтому на примере разных героев писатели показывают истинный русский характер во многих своих произведениях.

Самые страшные и ужасные события происходят в судьбах людей во время войны. Вот именно в этот момент в людях и проявляется характер, кто-то падает духом, а кто-то отдает жизнь за свою родину.

Множество летчиков, идя на верную гибель, направляли свои самолеты в противника, зная, что после столкновения их ждет гибель.

Вот именно в таких поступках и видна сила русского характера, это героизм, самоотверженность и безграничная смелость и отвага. Ради общего дела, ради победы над общим врагом все жители нашей страны объединились и стояли до последнего вздоха.

В итоге долгожданная победа и изгнание немецких захватчиков с нашей земли. На примере героя Егора Дремова писатель А. Н. Толстой показывает истинный характер русского солдата.

Во время Сражения Егор был ранен и получил ужасные шрамы на лице, хирург не смог восстановить прежний облик солдата. Данное обстоятельство не сломило солдата, своему генералу он ответил, что готов идти опять в сражение.

Когда Егор находился в районе родных краев он пришел в свой поселок, но к родителям не стал заходить, побоялся испугать и расстроить мать. После того как их полк отправился дальше Егор получил письмо о матери. Она писала, что любит его и самое главное, что он жив.

Несломленный характер, мужество, стойкость и сила духа, вот такие черты характера видим в этом герое. Еще один пример самоотверженности и преданности родине, герой Соколов Андрей, из произведения Шолохова.

Был призван на войну, служил честно и самоотверженно, когда увидел предателя в своих рядах, уничтожил этого человека. Во время нахождения в немецком плену Андрей вел себя достойно, чем заслужил уважение немецких солдат. Когда Андрей выбрался из плена, он узнал, что ни семьи, ни дома у него нет.

Это настолько трагично и невыносимо, но герой не сдается, продолжает воевать дальше. И когда ему попадается мальчик, который потерял семью и дом, он решает его оставить себе. В этом поступке проявляется сострадание к людям.

Вот на примере таких людей показана сила русского характера, эту силу отвагу и мужество, можно увидеть во многих произведениях русских писателей.


Июн 2, 2018 | 0 комментариев

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.

Годы Великой Отечественной войны — это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына. Сколько было подвигов на этой войне? Вряд ли можно это измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умирающих во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных.
В литературе тема Великой Отечественной войны — одна из самых распространенных тем. Много писателей обращалось к ней не один раз. Бондарев, Некрасов, Васильев, Быков Симонов и многие другие писатели о Великой Отечественной войне для того, чтобы нам, ради которых совершались воистину героические подвиги, уже никогда не забыть об этой войне.
В романе Ю. Бондарева “Горячий снег” показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами. Но все эти люди (от комбата Дроздовского до лейтенанта Кузнецова, медсестры Зои, простого рядового) — простая боевая единица, винтик в машине, выполняющей свою маленькую, но незаменимую роль. Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны? Разве можно захотеть воевать снова?
Та же тема затрагивается и в произведении Некрасова “В окопах Сталинграда”. Автор ведет рассказ от имени главного героя Юрия Серженцова. В повести затрагиваются такие нравственные вопросы, как вопрос о причинах того, почему многие люди становились предателями. Главное в повести — это вопрос о том, что нашим люди порой из-за без ответственного, даже, можно сказать, преступного, отношения начальства приходилось сражаться порой без еды, без оружия и медикаментов. Я удивляюсь, как можно было не то что воевать, а даже просто выжить в таких условиях.
Во всех произведениях о войне мы видим подвиги, зидим смерти благороднейших, честнейших людей. Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили. Какая же огромная ответственность лежит на каждом из нас перед ними. Почему он, чистый, прекрасный душой, должен был отдавать жизнь, чтобы жил негодяй, склочник, хулиган, вор, убийца? Это неправильно! Вечная память и благодарность павшим — это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это прежде всего стремление каждого из нас стать лучше, а следовательно, и мир станет лучше и чище.
Я думаю, что цель литературы, что значение произведений о Великой Отечественной войне, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы — это и есть стремление каждого человека быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных событий, как война. Если бы наши политики хорошо изучали в школе литературу и историю, то, я убеждена, наши мальчики не гибли бы в Чечне, не было бы ни Афганистана, ни атомного оружия, не было бы никогда никаких войн.

Читайте также: