Тема россии в эмигрантской лирике бальмонта сочинение
Обновлено: 06.07.2024
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
У Бальмонта очень пестрая биография, он много путешествовал, в 1901 г. он был выслан из Петербурга с запрещением жить в столицах. В 1905 г. путешествовал по США и Мексике, в 1912 г. отправился в кругосветное путешествие, в 1916 г. едет в Японию, ездит по России, был в Грузии и т. д.
В 1913 г. была объявлена политическая амнистия, поэт возвратился в Москву, где его восторженно встречали.
Свержение самодержавия поэт приветствовал, а к Октябрьской революции отнесся резко негативно, ведь он был поборником абсолютной свободы и не принял диктатуры пролетариата.
В первые годы после революции он жил в Москве, сотрудничал в советских газетах и журналах, голодал как все. В эмиграции Бальмонт оказался летом 1920 года, уехав в командировку, но больше не вернулся, остался жить в Париже. Эмиграция отнеслась к нему холодно, он никогда не был в центре литературных споров, хотя и в эмиграции он очень много писал, но страдал от одиночества, о чем свидетельствуют его письма и дневники.
Золотая, разливная, спелая рожь.
Переклички зарниц в захмелевшем июле,
Пересветы серпов – это правда, не ложь,
Эта правда жива и в безумном разгуле.
И птица-флейта мне напела в сердце ласку.
Я видел много стран. Я знаю много мест.
Но пусть пленителен богатый мир окрепнет
Люблю я звездную России снежной сказку
И лес, где лик берез – венчальный лик невест.
В своих стихах Бальмонт пишет о природе России, ее литературе, культуре, создает гимн русскому языку, проклинает судьбу человека, навек потерявшего Родину. О своей тоске по Родине, о своем желании вернуться Бальмонт пишет постоянно – в стихах, в прозе, в письмах к друзьям.
Но только резко
Есть слово – и оно едино,
Россия. Этот звук – свирель.
Уйти, уйти, уйти в забвенье.
В тот край святой,
Уйти туда – хоть на мгновенье,
Хочу моей долины
И волей сердца знаю,
Что путь мой соколиный –
К Единственному краю.
Поэт особо гордится, что он русский, не похожий на жителей Европы:
Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден я и вырос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.
Россия для него – это не только сельская Русь, ее пейзажи, но это и Москва, столица, для создания ее образа он использует цитату из стихотворения А. С. Пушкина.
Я ею жил. Я ей живу.
Люблю, как лучший звук, Москву!
Когда ушел за горы вечер знойный,
И очертанья скал так хороши,
Я чувствую душой своей спокойной,
Как хорошо безветрие души.
Тоска по родине обострила у Бальмонта интерес ко всему славянскому. В начале 30-х годов он побывал в Польше, Чехии, Сербии, впечатления от пребывания в этих странах нашли отражение и в его поэтических сборниках, и в переводах со славянских языков.
Армения и Грузия – вы гроздья
Одной красивой ветви на земле.
Для вас одни горят на небе звезды…
В Тбилиси Бальмонт выступал с лекциями об армянской поэзии, его связывала личная дружба с Ов. Туманяном, которому он посвятил трогательное стихотворение, а в 1923 году в Париже принял участие в траурном вечере, посвященном Ов. Туманяну, на котором выступил с воспоминаниями.
Как видим, деятельность Бальмонта была весьма разносторонней, он сыграл большую роль в русской поэзии начала ХХ века; внес в русскую поэзию тематическую новизну, новую интенсивность восприятия, некоторые его стихи напоминают импрессионистские зарисовки, в них ощущаются отдельные мазки, которые создают целостное произведение. Поэт ввел новые ритмы, новую фактуру стиха, присущее ему обилие аллитераций стало характерной особенностью русской поэзии.
В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.
Конечно, тем и мотивов ещё достаточно, но я выделил именно философскую, эстетическую и романтическую темы. Сказочные существа, женщины, цветы и разные страны – основные мотивы его лирики. Нет особенно тут социальных вопросов, быта, политики, здесь всё возвышенно. Стихи очень образны, мелодичны, очень приятны для чтения и на слух.
2 вариант
Творчество поэта относится к жанру символизма. Все произведения поэта отличаются романтическими оттенками и даже при описании негативных событий чувствуются эстетические мелодичные ноты.
Отличительной особенностью лирических стихотворений поэта является вечный поиск значимых и необычайно красивых мгновений для их передачи читательской аудитории как великолепные и запоминающиеся жизненные моменты. Рассматриваемая поэзия характеризуется отсутствием устойчивой системы образов и наличием переменчивого настроения, душевного непостоянства и пристального внимания в отношении быстропроходящих переживаний и мироощущений.
В стихотворениях поэта часто встречается обильное использование внутренней рифмовки и аллитерации. Ключевой момент в лирике поэта заключается в своеобразном словесном волшебстве в виде речевых перекличек, связанном с музыкальными оттенками. Нередко лирика поэта относится к неустойчивой, поскольку структурная композиция стихов по сравнению с творчеством других поэтов является непривычной.
Основным моментом лирики поэта является очарование стихотворного настроения и подчеркивающие композицией любые детали быстропроходящих переживаний с четко выраженной музыкальностью и броскими звуковыми ассонансами.
В рассматриваемой поэзии поэт использует умышленные ритмические повторы и излишне созвучные слова, однородные эпитеты и звуковую сочетаемость стихотворных выражений.
Основной темой в творчестве поэта является изображение образа животворящего солнца, символизирующего жизнь и живую природу, которые в сочетании выражают чувства и эмоции сложной человеческой души. Кроме того, поэзия Бальмонта содержит энергию океана, характеризующегося символическим смыслом и философским подтекстом, поскольку посредством данного приема поэт рассуждает о жизненном смысле и человеческом счастье.
Центральный, художественный мотив в лирическом творчестве поэта отсутствует, при этом используемые им поэтические методы являются отражением мировой целостности.
Своеобразием стихотворений поэта является их необыкновенная музыкальность, уделяющая внимание не только звукам, но и цветам, позволившая впоследствии использовать их в качестве текстов для написания романсов. Поэтому поэт литературными критиками признается в качестве музыкального живописца.
Также читают:
Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Бальмонта
Популярные сегодня темы
Одним их действующих персонажей поэмы является Ермил Гирин. Это молодой юноша из простых рабочих крестьян, обучен грамоте и, по мнению окружающих его людей умный и надежный человек.
Мои дни в школе чаще всего проходят, в принципе, довольно однообразно, скучно и весьма заурядно: долгие уроки, коротенькие перемены, не всегда вкусный обед в школьной столовой и т.д. Но сегодня был особенный, яркий, веселый и запоминающийся день.
Антон Павлович Чехов в свое время написал множество произведений. Среди них было значительное число коротких рассказов, в которых автор мог поделиться своими мыслями и переживаниями. Смотря на мир глазами
Как и в любом виде литературного ( в том числе и устного) творчества, сказки тоже имеют свои жанры: бытовые, докучные, небылицы, сказки о животных.
На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг,
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
Тоска ли в сердце медлит злая?
Гони. Свой дух утихомирь.
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отвергшись края,
В родимую влюбилась ширь.
И сердце, ничего не зная,
Вновь знает нежно, как она,
Что луговая и лесная
Зовет к раскрытости весна.
От солнца — ласка властелина,
Весь мир — одно окно лучу.
Светла в предчувствии долина.
О чем томлюсь? Чего хочу?
Всегда родимого взыскую,
Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную —
Нет в мире ничего милей.
Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен.
Другого в мире счастья нет.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Даже звук распускающихся почек и растущей травы можно услышать в этом стихотворении. Это ощущение достигается благодаря легкому ритму и игре рифм.
Автор стихотворения представляется человеком удивительной широты души. Несмотря на то, что его отвергли, он находит в себе силы не только простить, но проникнуться к отчизне еще более глубокими чувствами. Это ярко передается через образ весенней птицы:
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отвергшись края,
В родимую влюбилась ширь.
Хочется верить, что жизнерадостное настроение, которым он так щедро делится со всеми читателями, никогда не покинет поэта.
________________________________________________________________________
1 Грачева А.М. Жизнь и творчество Алексея Ремизова // А.М. Ремизов. Собр. соч. Т. 1. М., 2000. С. 10.
2 См.: Жирмунский В.М. О ритме прозы // В.М. Жирмунский. Теория стиха. Л., 1975. С. 535–586.
3 Левин В. Проза начала века (1900–1920) // История руской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива. М., 1995. С. 275.
4 Там же. С. 275.
5 Там же. С. 293.
6 Там же. С. 274.
7 Критика о творчестве А.М. Ремизова // А.М. Ремизов, Б.К. Зайцев. Проза. М., 1997. С. 609 (Школа классики).
8 Грета Н. Слобин. Проза Ремизова, 1990–1921 / Пер. с англ. Г.А. Крылова. СПб., 1997. С. 10–11.
9 Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 42.
10 Ремизов А.М. Взвихренная Русь. М., 1991. С. 218.
11 Аверин Б., Данилова И. Автобиографическая проза А.М. Ремизова // А.М. Ремизов. Взвихренная Русь. С. 18.
12 Там же. С.16.
13 Ремизов А.М. Взвихренная Русь. С. 532.
14 Чалмаев В.А. Молитвы и сны Алексея Ремизова // А.М. Ремизов. Огонь вещей. М., 1989. С. 30.
15 Там же. С. 527.
16 Грета Н. Слобин. Указ соч. С. 147.
17 Ремизов А.М. Огонь вещей / Сост., вступ. ст., коммент. В.А. Чалмаева. М., 1989. С. 68.
18 Там же. С. 97.
19 Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000. С. 320.
20 Козиенко М. Двоякая судьба Алексея Ремизова // А.М. Ремизов. Избр. произведения. М., 1995. С. 6.
21 Нагорная Н.А. Поэтика сновидений и стиль прозы А.М. Ремизова: Автореф. дис… канд. филол. наук. Самара, 1997. С. 7.
22 Там же. С. 16.
23 Грета Н. Слобин. Указ. соч. С. 19.
24 Эйхенбаум Б. Страшный лад // Б. Эйхенбаум. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 290.
25 Критика о творчестве А.М. Ремизова… С. 60.
26 Цит. по: Грета Н. Слобин. Указ. соч. С. 9.
Поэты старшего поколения
Константин Бальмонт
Я любил в этом древе с ресницами Вия,
Между мхами, старинного лешего взор,
Это древо в веках называлось Россия,
И на ствол его – острый наточен топор 8 .
Жестокость золотого циферблата.
О солнце! Заходи. Придет она.
Весь разум взят, все сердце жаждой взято.
Секунды бьются в пропасти без дна
Они поют, и в каждой – боль пронзенья.
Хочу. Люблю. Где солнце? Ночь уж тут.
Луна горит. В ней правда вознесенья.
Я сжат кольцом томительных минут 9 .
Всю жизнь я славлю Бога Сил,
Отца и мать и край родимый,
И я костер не погасил,
Чей к небу огнь, и к небу дымы (С. 320).
Опрокинутый в глубокую воронку Преисподней,
Устремляя вверх из бездны напряженное лицо,
Знаю, мучимый всечасно, что вольней и благородней
Быть не в счастье, а в несчастье, но хранить свое кольцо (С. 323).
Узнай все страны в мире,
Измерь пути морские,
Но нет вольней и шире,
Но нет нежней – России (С. 341).
Здесь вежливо-холодны к бесу и к Богу,
И путь по земным направляют звездам.
Молю тебя, вышний, построй мне дорогу,
Чтоб быть мне хоть мертвым в желаемом там (С. 349).
Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос 16 .
Я, Царевна, тебя полюбил не случайно,
Ты поешь – через лес, глубже голоса – нет (С. 356).
Все страны, где теснила зловражьей чарой уза,
Литва, Суоми, много, тех стран – великий круг,
С Россией будут слиты лишь верностью союза
Той светловольной дружбы, где с другом равен друг.
Тебе, суровый сын Сибири,
Что взором измерял тайгу,
Привет в изгнанническом мире,
На отдаленном берегу 18 .
Когда в прозренье сна немого,
Таясь в постели, как в гробу,
Мы духом измеряем снова
Всю пережитую судьбу, —
Передвигая все границы
Того, что понимаем днем,
В лучах нездешней огневицы
Мы силой бывшего живем (С. 374).
Каркнули хрипло вороны,
Клич-перекличку ведут…
Нет от дождя обороны,
Дымы свой саван плетут…
Листья исполнены страха,
Плачут, что лето прошло… (С. 387–388).
Мы так живем в той песне безоглядной,
Мы так взметаем зыбь души в струну,
Что новый – тут и там – светильник жадный,
Прорезав ночь, взлетает в вышину (С. 390).
3инаида Гиппиус
Читайте также: